Профессиональные деструкции воспитателя сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Дмитрий Менделеев.

Ребячий мир… Он прост и сложен

К познанию рвутся малыши!

Так будь же с ними осторожен

И упрекать их не спеши.

Не лезь в те маленькие тайны.

Что им положено хранить.

Иначе ты порвешь случайно

Доверия и дружбы нить.

Воспитатель 21 века. Каким же он должен быть?

Современный воспитатель – это грамотный, квалифицированный специалист, ориентирующийся в современной исторической, экономической и культурной ситуации, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек, способный к самореализации, самоопределению, приобщению к национальным культурным традициям и ценностям мировой культуры. Безусловно, необходимо, чтобы он владел новейшими технологиями, умел ориентироваться в мире политики и современных достижениях техники, должен быть, юридически и экономически грамотным, но в первую очередь воспитатель, как и во все времена должен быть образцом духовности, воспитанности, порядочным и честным, добрым и справедливым человеком. На мой взгляд эти главные качества воспитателя были и остаются самыми необходимыми.

Воспитатель – чуткий, добрый, эмоциональный, любящий детей, мудрый наставник, в меру строгий, без вредных привычек, умеющий прощать, осознающий важность своего назначения.

Современный воспитатель не стоит на месте, ищет новые пути и методы работы с детьми, делает нашу профессию интересной, социально востребованной. Воспитатель несёт ещё и большую ответственность за жизнь детей. Это важно, что люди доверяют воспитателям самое дорогое, что у них есть – своих детей. На воспитателе лежит большая ответственность за развитие другого человека. Воспитатель призван быть авторитетом для детей и их родителей, вместе с семьей решать ответственные задачи воспитания. Воспитывая детей вместе с родителями, создаём будущее нашей страны.

Что ждёт впереди, каким будет наш мир предугадать невозможно. Но, как бы не менялся мир вокруг, всегда есть надежда на лучшее, на светлое будущее. Будущее – это наши дети, которым важно обеспечить полноценное всестороннее развитие в условиях эмоционального благополучия. Каждый ребёнок – это личность, со своим характером, способностями, трудностями, радостями и переживаниями, к каждому нужен свой подход. Ребёнок приходит в мир перед обществом, со всех сторон подвержен различным влияниям. Помочь научить ребенка различать добро и зло может только взрослый человек. Воспитатель – это огромный труд. Именно от воспитателя зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким.

Задача современного воспитателя:

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

3.Воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную.

4. Развивать у ребенка самостоятельность и инициативу.

5. Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка.

Воспитатель XXI века должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Современный воспитатель – это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и художника, и друга и т.д. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Творческий потенциал воспитанника зависит от творческого потенциала самого воспитателя.

Профессия педагога одна из самых важных и значимых в современном обществе. Педагог - не просто профессия. Это призвание. Это способность хотеть и уметь снова и снова проживать детские эмоции с каждым ребенком и его семьей. Умение открывать вместе с ребенком тайны этого мира: мира природы и человеческих отношений. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой приходится забывать о своей личной жизни. Но наградой этому есть благодарные дети и их родители. Когда-то я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас. Почему я стала педагогом? Воспитание - дело трудное и нет такой другой профессии, где бы человек настолько близко соприкасался с самым дорогим, нежным, бесценным, что есть в мире - это ребенок. Приоритетом в развитии личности ребенка является его воспитание в детском саду. Сколько я себя помню - у меня всегда было очень сильное желание работать в детском саду и быть воспитателем, хотя я не посещала детский сад. Я даже помню сильное внутреннее волнение – мне хотелось быть только воспитателем, так как мне очень нравилось нянчить, развлекать, помогать малышам и учить их чему-то новому. Моя первая учительница Ольга Григорьевна часто об этом меня просила, а я ей помогала в ее работе, и у меня неплохо получалось… Я очень любила и люблю малышей, а они отвечают мне взаимностью. Ответ очевиден: это профессия нашла меня. И когда я поступила в Канашское педагогическое училище - я была безмерно счастлива. Получается, что моя судьба определилась с детства.

Мое педагогическое кредо можно изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности:

-«Педагог перестает быть педагогом, если не постигает ничего нового.

Я горжусь своей профессией, мне очень хорошо в мире детства. Там нет лжи, зависти и зла. Есть самые яркие, самые талантливые дети - мои воспитанники. Только тот, кто хоть раз с настоящей любовью уверенно и нежно держал в своей ладони доверчивую детскую ручонку, может понять меня. Я отдам им себя всю, без остатка. По-другому нельзя. Ибо есть на свете самая мирная и светлая миссия - быть воспитателем.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

3. Дошкольное образование в России. – М., АСТ, 1997, стр. 160-162.

4. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой – М., 1988,

5. С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика. – М. – 2000, глава 1.

6. Концепция дошкольного образования.

7. Дошкольная педагогика / под ред. Сохина Ф., Ядышко В. – М., 1986, глава 21.

9. Профессионализм воспитателя как необходимое условие внедрения ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Москва 7-9 окт. 2014 г. / ред., сост.: И.А. Бурлакова, Г.В. Дон, Т.Л. Кузьмишина. – М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. – 158 с. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: (05.02.2015).

Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

ВложениеРазмер
professionalnye_deformacii.doc 61.5 КБ
seminar-deformacii1.ppt 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в ее структуре, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т. е. нарушающие целостность личности, снимающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деструкции или деформации.

Профессиональные деструкции — это изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Зеер Э.Ф.).

Профессиональная деформация личности — изменение качеств личности (стереотипов восприятия, ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения), которые наступают под влиянием длительного выполнения профессиональной деятельности.

Степень выраженности профессиональной деформации воспитателя определяется стажем работы, содержанием педагогической деятельности и индивидуально-психологическими особенностями личности.

Факторы развития профессиональных деформаций воспитателя :

- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;

- субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и воспитанников, характером их взаимоотношений. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора педагогической профессии. Это, как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага, так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.

- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

Основные формы профессиональной деформации личности педагога:

а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью.

б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы.

в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой преподаваемого предмета.

г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии.

Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностный уровень, т.е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень – личностные изменения, негативно влияющие на профессиональную деятельность. Разумеется, это разделение условно.

Профессиональные деформации педагога:

Рассмотрим краткую характеристику деформаций педагогов:

1) Авторитарность педагога проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии - самоанализа и самоконтроля педагога.

2) Демонстративность - качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Известная демонстративность педагогу профессионально необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.

3) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

4) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым воспитанникам, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

5) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания воспитанников и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

6) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей воспитанников. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).

7) Выученная беспомощность формируется тогда, когда субъект убеждается, что ситуация, в которой он оказался и которая ни в коей мере его не устраивает, совершенно не зависит от его поведения, от предпринимаемых им усилий эту ситуацию изменить. Мотив личного развития, роста и овладения компетентностью в этом случае подменяется систематической демонстрацией собственной беспомощности, перекладыванием решения всех своих проблем на окружающих людей.

8) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего воспитателя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.

9) Поведенческий трансфер (идентификация с агрессором) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих воспитанникам. Ненормативное поведение воспитанников: агрессивность, враждебность, грубость, эмоциональная неустойчивость - переносится, проецируется на профессиональное поведение педагога, и он присваивает отдельные проявления отклоняющегося поведения.

10) Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Догматизм проявляется в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке и развивается с ростом стажа работы, сопровождаясь снижением общего интеллекта.

11) Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных педагогических проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами учебного заведения, в преувеличении роли преподаваемого предмета.

12) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении воспитателя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.

13) Информационная пассивность педагога проявляется в нежелании совершенствования навыков работы с информацией и повышения своей информационной компетентности (информационной культуры), прекращении своего профессионального самообразования и самовоспитания после накопления определенного количества информации и методической базы для работы;

14) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

15) Монологизм . Этот процесс сопровождается угасанием способности к диалогу - не как к обмену "дежурными репликами", а как к взаимообмену и взаимообогащению личностными смыслами, как к проникновению во внутренний мир "Другого" и отражению в нем своего внутреннего мира. Вместе с тем, понимая ограниченность монолога, педагог прибегает к имитации диалога, порой, не замечая того, что это именно имитация. Большое количество ситуаций, наблюдаемых на занятиях позволяют говорить не об истинном, а о псевдодиалоге. Главными его показателями являются: а) знание и проговаривание ребенком того, что от него хочет услышать учитель; б) оценивание высказываний ученика на основе их соотнесения с "эталонным ответом" (словосочетание из реальной практики некоторых педагогов); в) изобилие речевых штампов при отсутствии или дефиците неповторимых индивидуальных оттенков.

17) Некомпетенность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности воспитателя.

Профессиональная деформация педагога практически всегда сопровождается синдромом эмоционального выгорания.

Под синдромом “психологического или эмоционального выгорания” понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие, выделенные К. Маслач: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Редукция профессиональных достижений – это возникновение у чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Эмоциональное выгорание – динамический процесс, который возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. В нем прослеживаются все три фазы стресса:

Профессиональные деформации неизбежны, но при использовании разнообразных личностно ориентированных технологий коррекции и средств профилактики возможно их преодоление. Потребность преодоления профессиональной деформации учителя дикт у ется тем, что от устойчивости учителя к профессиональной деформации в пр я мой зависимости находится становление его профессиональной компетентности. Компетентность педагога и профессиональная деформация взаимообусловлены: с одной стороны, развитие профессиональной деформации снижает уровень профессиональной компетентности, с другой – высокий уровень компетентности способствует коррекции профессиональных деформаций.

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).

2. Диагностика профессиональных деформаций и разработка стратегии преодоления.

4. Рефлексия профессиональной биографии и разработка альтернативных сценариев дальнейшего личностного и профессионального роста.

5. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.

6. Использование инновационных форм и технологий обучения.

7. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

8. Индивидуальная работа с психологом в форме консультирования, психотерапии, психокоррекции. Цель: снижение уровня агрессивности, повышение эмоциональной стабильности, диалогизация общения, адекватная самооценка, преодоление других проявлений профессиональных деформаций.

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:

1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь), усталости, головной боли, бессонницы и т.д.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.

3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Уч. для вузов. – М.: Академич. проект, 2005. – 240 с.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004. - 272 с.

3. Психология становления педагога профессиональной школы / Под ред. Э.Ф. Зеера. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 148 с.

4. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002.

6. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога// ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2004. – № 10. – С. 22–24.

Причины выгорания и кто этому более подвержен
Материал Автор: Н.И. Козлов
Основная причина эмоционального выгорания - это физическая и душевная усталость, которая накапливается при неправильно организованной работе за длительный срок. Соответственно, если организовать себе хорошие условия работы, эмоционального выгорания не будет. Дополнительные, сопутствующие причины - появившиеся трудности в деле, к которым человек оказался не готов. Пошли ошибки, переживания и недовольство собой. Когда душа устает и от этого, возникает желание все бросить. Но нельзя, и человек продолжает работать уже без души.
В профессиональной сфере более подвержены эмоциональному выгоранию люди, работающие в трудных условиях: работники скорой помощи, реанимации, психиатрических больниц, хирурги, люди, работающие в правоохранительных органах. Таким людям следует чаще организовывать себе отдых от работы в окружении семьи, друзей, почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города. Формировать позитивное мировоззрение, видеть смысл в том, что делаешь и ценить свою работу. Другая категория людей, которым грозит эмоциональное выгорание – это активные, увлеченные, чаще молодые сотрудники, не умеющие планировать свое время - сил много, отдыхать не всегда хочется, хотя это нужно. Таких сотрудников учить планированию своего времени, хотя бы бытовому тайм-менеджменту. И последняя группа риска – это люди с высокой эмоциональной нагрузкой (актеры, режиссеры и сценаристы, ведущие тренинговых групп, учителя, социальные работники). Этой категории более всего полезен аутотренинг и активные занятия спортом.
Есть и личностные качества, приводящие к эмоциональному выгоранию. Этому подвержены чаще:
• Люди с негативным мировосприятием - склонные чаще свои и чужие ошибки видеть, готовые бить себя за ошибки и предъявлять претензии окружающим.
• Процессники
• Люди, привыкшие жить в позиции Жертвы, склонные падать духом при столкновении с трудностями.
• Эмоциональное выгорание устраивают себе Романтики и Паразиты, реже - Потребители, крайне редко (практически никогда) - Творцы. Соответственно, привычка жить в позиции Творца - надежный способ предохранения от этой неприятности.
Стадии эмоционального выгорания
Обычно эмоциональное выгорание разворачивается постепенно, по следующему сценарию:
• Энтузиазм - работа на подъеме 24 часа в сутки
• Успокоился - вошел в стабильный режим, работаю нормально.
• Фрустрации - перепады настроения, сомнения, раздражительность.
• Усталость - однообразие, утомление, астения.
• Безразличие - формальный подход к выполнению профессиональных обязанностей.
При этом неправда, что любой энтузиазм всегда завершится эмоциональным выгоранием - этим завершается только неграмотно организованный энтузиазм. Выгорание чаще случается при излишнем энтузиазме вначале, при долгой сверхнапряженной работе. И неправда, что долгая напряженная работа с энтузиазмом обязательно пойдет по стадиям Энтузиазм -Успокоился-Фрустрация-Усталость-Безразличие, все по направлению к выгоранию. Если работать грамотно, раскрепощенно, на высоком эмоциональном тоне, тем более в хорошем коллективе, успешно и с все более интересными перспективами - творчество и энтузиазм сохраняются годами, выгорания не происходит.
Эмоциональное выгорание когда-то действительно происходит, но чаще - это удобный миф, дающий подуставшим людям научно обоснованное право перестать качественно работать. Все когда-то устают, но человек с деятельным настроем ведет здоровый образ жизни, создает себе перспективы жизни, подкачивает себе энергию и собирает себя в каждый момент, требующий собранности. Люди же, имеющие склонность кинфантильным настроениям и паразитическому способу жизни, ищут поводы работу заменить на отдых. Сделать себе уставшие плечи, бессмысленный взгляд и лицо, лишенное выразительности и эмоций вообще - дело не сложное. Правда, после этого действительно может полезть и вся остальная психосоматика, болезни и депрессии, но об этом можно не думать, а когда это возникнет - начать богато переживать уже на эту тему.

Профилактика выгорания, скорая помощь и работа на перспективу
Автор: Н.И. Козлов
Если вы заботитесь о деле, если вы думаете о будущем, вы позаботитесь о текущей профилактике эмоционального выгорания.
Текущая профилактика эмоционального выгорания
• Регулярный отдых. Выходные, отпуск, занятия спортом, аутотренинг. Отдых от работы в окружении семьи, друзей - и при этом не употреблять алкоголь. Почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города.
• Развитие, создание себе перспектив. Не топтаться на одном месте - искать новые возможности развития, осваивать новые, доселе неизвестные области, искать новые применения своему мастерству.
• Занятия хобби, увлечения. Заниматься спортом, восточными единоборствами, танцами, путешествиями, изучать языки.
• Становиться результатником: учиться достигать результата, видеть и ценить его.
• Вести здоровый образ жизни.
• Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват - не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь.
• Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Подробнее смотри - Тайм-менеджмент.
Скорая помощь при эмоциональном выгорании
Если вы чувствуете, что усталость накопилась и дело более вас не тянет, не заводит - не торопитесь ставить себе диагноз и понуро опускать руки.
К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности: можно долго переживать и злиться на себя, окружающих и мир в целом, а можно - активно организовать себе отдых и продумать на будущее систему планирования, систему разумного отдыха. Категорически противопоказано заниматься раздуванием чувства жалости к себе (обо мне никто не хочет позаботиться!), к своей деятельности (это никто не ценит!), а также культивированием чувства усталости, слабости и всех прочих негативных переживаний. Устал - здорово: организуй себе и другим отдых - отдохнешь. А тратить силы на дополнительные переживания - неразумно.
Усталость любого рода - это признак неправильно организованной работы. В первую очередь - отдохнуть, лучший отдых - это сон. Если сразу заснуть не получается - перед сном гулять, а на ночь практиковать расслабление и аутотренинг. После 22:00 выключать компьютер телевизор, отключать телефон и готовиться ко сну. Подробнее смотри -правильный вечер, сон.
Вредно: лежать на диване, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, засиживаться допоздна.
Полезно: рано ложиться, рано вставать и гулять на улице, пока еще все спят. Исключительно полезен отдых на даче, а еще лучше в деревне с отключенным телефоном, без телевизора, компьютера и привычных деловых хлопот. Простые дела по хозяйству, физическая нагрузка, натуральный образ жизни.
Направление развития
Есть люди, в принципе не подверженные эмоциональному выгоранию, но это люди другой личностной структуры, другого личностного уровня. Возможно, вы заинтересуетесь собственным развитием хотя бы из соображения здоровья и карьеры, главное - ставьте задачу развиваться. Рекомендуемые тренинги в Синтоне - Синтон-программа, Чувство вины: Антивирус. Кроме того, имейте в виду: эмоциональное выгорание устраивают себе Романтики и Паразиты, реже - Потребители, крайне редко (практически никогда) - Творцы. Соответственно, привычка жить в позиции Творца - надежный способ предохранения от этой неприятности.
Итого, рецепт душевного здоровья:
• привычка к здоровому образу жизни,
• умение отдыхать,
• Позитивное мировоззрение, ответственность без чувства вины, ценить свою работу и себя в этой работе,
• забота о радости жизни.
• Жизнь в режиме миссии - заниматься делом, в котором видишь настоящий смысл.
Здесь же - здоровая философия заботы о людях и жизни, позиция Творца и позиция Ангела. И все будет Хорошо.
Будьте здоровы!

Эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание
Автор: Н.И. Козлов
"Тот руководитель, который горит на работе, не жалея себя - является вредителем, отодвигающим окончательную победу коммунистического труда!" - этот лозунг советских времен не теряет свою актуальность. Эмоциональное выгорание - на слуху. Это исчезновение энергии, желания и "огонька" в отношении к делу, которое раньше вызывал интерес и энтузиазм.
То есть дело еще делается, но уже без души, душа не включается. Раньше "горел" делом, а теперь только исполняю.
Важно: об эмоциональном выгорании говорят только применительно к делу, к работе, поэтому "профессиональное выгорание" - это о том же. А вот "надоело" - это о другом. Надоесть какое-то дело может за 15 минут, выгорание случается через месяцы и годы работы.
В спорте есть понятие перетренированность - при неправильно организованных нагрузках мышцы не успевают отдохнуть, остается чувство усталости, и, как следствие, нежелание заниматься, снижение физической силы. Эмоциональное выгорание похоже на перетренированность, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то эмоциональное выгорание описывает более длительные процессы.
Для диагностики эмоционального выгорания используется методика MBI (Maslach Burnout Inventory) и опросник В. В. Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Утверждение, что при интенсивной и длительной работе эмоциональное выгорание неизбежно - миф. Те авторы, которые из лучших побуждений хотят предупредить коллег и внушают, что работать с душой, вкладывая в работу свою душу - опасно, что всех учителей, врачей, психологов и преподавателей, которые выкладываются на работе, рано или поздно ждет эмоциональное выгорание, пустота в душе и депрессия, - по факту являются вредителями, растраняющими негативные информационные вирусы. Все в порядке, коллеги, работать с душой можно, ежедневно выкладываться, занимаясь любимым делом - можно и правильно, и при правильной организации жизни и работы вам ничего, кроме радости и благодарности людей, не грозит.
Главный пункт, на который нужно обратить внимание - "при правильной организации жизни и работы". Эмоциональное выгорание - реальность, но это следствие не того, что человек день за днем эмоционально выкладывается, а то, что он делает это не так. Научитесь работать грамотно, и ближайшие десятилетия вам специалисты по эмоциональному выгоранию - не понадобятся.
Основная причина эмоционального выгорания - это физическая и душевная усталость, которая накапливается при неправильно организованной работе в течение длительного срока. Соответственно, если организовать себе хорошие условия работы и наладить правильный отдых, эмоционального выгорания не будет.
Ответьте на вопрос, что вам проще: жаловаться на конечно неизбежное эмоциональное выгорание или все-таки наладить себе нормальный отдых? Наладите?
Дополнительные, сопутствующие причины - появившиеся трудности в деле, к которым человек оказался не готов. Пошли ошибки, переживания и недовольство собой. Когда душа устает и от этого, возникает желание все бросить. Но нельзя, и человек продолжает работать уже без души. Ошибочка: научитесь правильному отношению к трудностям, отучите себя ругать за ошибки, и перегорать не будете.
Есть и личностные качества, приводящие к эмоциональному выгоранию.
Профилактика выгорания, скорая помощь и работа на перспективу
К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности: можно долго переживать и злиться на себя, окружающих и мир в целом, а можно - активно организовать себе отдых и продумать на будущее систему планирования, систему разумного отдыха. Если вы заботитесь о деле, если вы думаете о будущем, вы позаботитесь не только о текущей профилактике эмоционального выгорания и о том, что есть люди, в принципе не подверженные эмоциональному выгоранию. Интересно?

БЫТЬ РАЗУМНЫМ НА РАБОТЕ..
И ДОСУГ СЕБЕ СОЗДАТЬ..
СТАТЬ ПРЕДЕЛЬНО ГАРМОНИЧНЫМ..
ЧТОБ ДУШОЙ НЕ `ВЫГОРАТЬ..`

НАУЧИТЬСЯ ОТДАВАЯ..
СЕБЕ БОНУС ПОЛУЧАТЬ..
С НАСЛАЖДЕНИЕМ ТРУДИТЬСЯ..
РАДОСТЬ ЖИЗНИ ОЩУЩАТЬ..

Как показывают исследования (М. В. Прокопцева, 2010, Г. К. Ахметова, 2012, профессия педагога – одна из наиболее деформирующих личность человека и профессионала

Профессиональная деятельность оказывает самое большое влияние на человека. В каждой профессии существуют свои комплексы психотравмирующих факторов, которые негативно влияют на психическое здоровье человека. Если профессиональная роль значима для него и выполняется в течение длительного периода, то это оказывает большое влияние на психический облик человека, его установки, мотивы деятельности.

Профессиональная деформация личности связана с действием подсознательных механизмов психологической защиты, вследствие которых появляются стереотипы поведения, препятствующие творческой деятельности, а также приводящие к изменению содержания сознания.

Профессиональная деформация преподавателя может быть представлена как искажения в разных структурах личности под влиянием какой-либо из сторон педагогической деятельности, снижающих ее результативность, а также социальную адаптивность педагога. Она представляет собой измененный, отклоняющийся от нравственных и профессиональных норм личностный путь развития, разрушающий целостность, устойчивость личности, сформированность профессиональных качеств, снижающий уровень ее адаптации и эффективность профессионального функционирования под влиянием содержания педагогической деятельности и индивидуально-психологических особенностей личности педагога.

К основным профессиональным деформациям в педагогической деятельности можно отнести духовное окостенение, амбициозность и авторитарность, формализм и конформизм, увеличивающийся с годами консерватизм, специфическое построение речи, связанное с привычкой к упрощенному подходу к проблемам, избыточную обобщенность в восприятии своих учеников (усредненность, формализация отношения; сглаженное восприятие непохожести, индивидуальных черт, своеобразия личности ученика).

Основные профессиональные деформации педагога:

1) Доминантность обусловлена выполнением педагогом властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Доминантность как профессиональная деформация присуща почти всем педагогам со стажем работы более 10 лет.

2) Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим учащимся, в приверженности к "карательным" педагогическим воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения педагогу.

3) Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

4) Педагогическая индифферентность (равнодушие) характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое равнодушие развивается на основе обобщения личного отрицательного опыта педагога. Педагогическая индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися (авторитарная центрация).

5) Неадекватная самооценка проявляется в основном в завышенной самооценке связанной с ролью всезнающего учителя. В состоянии дистресса на фоне эмоционального выгорания самооценка занижена, характерны самообвинения, самобичевания.

6) Дидактичность - это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе - в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства. Наиболее часто дидактичность обнаруживают эмоционально сдержанные преподаватели естественно-математических и технических дисциплин, имеющие стаж работы более 15 лет.

7) Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы педагогического воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. Обращенность в прошлое при недостаточно критичном к нему отношении формирует у педагогов предубеждение против инноваций.

8) Некомпетентность является следствием вышеуказанных деструкций в работе. Отсутствие развития личности, профессионального роста приводит к постепенному снижению уровня компетентности учителя.

Как уже было выше упомянуто, одним из факторов профессиональной деформации является переутомление, хроническая усталость, не умение распределять своё время и досуг.

Способы преодоления профессиональных деформаций педагога:

Для профилактики и преодоления профессиональных деформаций педагогов важно организовать в образовательном учреждении целенаправленную работу в этом направлении. В качестве методических средств, способствующих реализации вышеназванных задач профилактической работы, важно выбрать активные методы группового обучения – деловые игры и тренинги, творческие мастерские, профессиональные конференции, обмен опытом, дискуссии на актуальные педагогические темы, курсы повышения квалификации.

1. Повышение компетентности (социальной, психологической, общепедагогической, предметной).

3. Овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самоанализа.

4. Использование инновационных форм и технологий обучения.

5. Проведение среди педагогов конкурсов, олимпиад, смотров профессиональных достижений.

6. Усвоение нового, "дополнительного" учебного предмета и преподавание его как факультативного.

Комплексная профилактика и коррекция процесса профессиональной деформации личности педагога должна включать 4 уровня:

1. Телесный. Занятия спортом, снятие мышечного напряжения (мышечный панцирь, усталости, головной боли, бессонницы и т. д.

2. Эмоциональный. Снятие эмоционального напряжения, снижение уровня беспокойства, тревожности, подавленности, апатии.

3. Смысловой (рациональный). Переосмысление своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения к своей работе, формирование/реконструкция позитивного образа учителя, улучшение самопонимания и самопринятия.

4. Поведенческий. Устранение стереотипов профессиональных действий, освоение новых более адаптивных и результативных форм поведения на работе.

- напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег;

- однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе;

- нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций;

- вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки;

- работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру;

- неразрешенные личностные конфликты.

Портфолио педагога Портфолио воспитателя МБДОУ КУрагинский детский сад №7 "Рябинка" комбинированного вида - Захаровой Татьяны Валерьевны. В портфолио представлен.

Преодоление нарушений слоговой структуры у детей с ОНР в дидактических играх Известно, что основными функциями речи являются ком-муникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи.

Совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога Совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога Педагог-наставник Воронович Валентина Михайловна Лицо,.


Ключевые слова: профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение

Люди проводят большую часть своей жизни на работе, так что нет ничего удивительного в том, что наша профессиональная сфера и повседневные задачи влияют на нашу психику и ум. Этот процесс называется профессиональной деформацией и известен негативным влиянием на эффективность работы и личного развития.

Профессиональная деформация личности означает изменения личностных черт, которые происходят во время выполнения профессиональных обязанностей и проявляется в профессиональном жаргоне, манерах поведения и физическом образе. Профессиональная деятельность и индивидуальные качества изменяют уровень проявления профессионально значимых свойств, и это оказывает негативное влияние на качество деятельности. Специфика профессиональной деятельности, в свою очередь, может при определенных условиях, оказывать негативные воздействия на психологическую структуру личности, деформируя её. Есть собственные стрессоры и травматические факторы каждой профессии, профессиональная деформация имеет самые высокие воздействия на личность в профессиях, в которых работа связана с людьми — менеджеры по персоналу, медицинские работники, педагоги, психологи, социальные работники и т. д. [1]

Эмоциональное выгорание является своего рода болезнью, которая может быть охарактеризована растущим безразличием к своим обязанностям, ощущением неудачи и угнетения, которые могут привести к снижению качества жизни, невротическим расстройствам и психосоматическим заболеваниям. Эмоциональное выгорание, как правило, вызвано выполнением рутинной работы или работы, требующей значительных эмоциональных затрат.

Синдром менеджера означает психологическую дезориентацию офисных работников в связи с высоким давлением как внешних, так и внутренних факторов. Это может привести к повышению уровня агрессии, неадекватному восприятию людей и ситуаций, и потере вкуса жизни и неспособности самосовершенствования.

К профессиональным деформациям могут приводить следующие факторы:

- высокая степень ответственности за результаты профессиональной деятельности;

- боязнь ошибок и неудач;

- перегрузки, частое возникновение непредвиденных ситуаций;

- увеличение объема информации, которую необходимо усваивать;

- трудности в семье, вызванные профессиональной деятельностью (дополнительные занятия во внерабочее время, проверка работ дома, и т. д.);

- сужение профессиональных интересов до узкой области специализации;

- аддикция (навязчивая потребность в работе);

- высокий темп жизни;

- необходимость регулярных подработок;

- постоянное стремление к конкуренции;

- дефицит времени, участие в разнообразных видах общественной деятельности;

- неспособность к релаксации. [2]

Высокая напряженность из-за специфики работы, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, у молодых специалистов; непонимание, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в развитие коллектива и организации в целом у педагогов старшего возраста также приводят к профессиональным деформациям.

Педагоги указывают на существенный фактор профессиональной деформации, который связан с состоянием хронического стресса в связи с негативными психологическими переживаниями, интенсивными межличностными взаимодействиями и напряженностью.

Можно выделить профессиональные деформации, влияющие в большей степени на личностные качества, т. е. негативные изменения характера, проявляющиеся в повседневной жизни и на профессиональный уровень.

Профессиональные деформации педагога:

Несмотря на то, что профессиональная деформация неизбежна, в случае использования различных личностно-ориентированных технологий коррекции и средств профилактики, вполне вероятно использование профилактики и в результате успешное преодоление профессиональной деформации.

Очевидна необходимость привлечения внимания образования, общественности и самих специалистов к проблеме формирования способности справляться с проявлениями профессиональной деформации личности, умениями и навыками предупреждения профессиональных заболеваний и реабилитации.

Преподаватели должны осознавать профессиональную биографию и разрабатывать альтернативные сценарии дальнейшего личностного и профессионального роста

Следует осваивать методы и способы саморегуляции эмоциональной сферы и самокоррекции профессиональной деформации. Это можно отнести к мерам тренингов личностного и профессионального роста.

Чтобы избежать профессиональной деформации, необходимо проводить целенаправленную работу, направленную ​​на повышение компетентности (социальной, психологической, образовательной). Переход к инновационным формам и технологиям обучения, проведение соревнований и конкурсов среди преподавателей стимулирует профессиональные достижения.

Для снижения ежедневного стресса, составьте списки необходимых дел и используйте правильную технику дыхания, чтобы оставаться спокойным даже в критических ситуациях. Замените кофе с зеленым чаем. Кофе вызывает лишь короткий всплеск активности, в то время как зеленый чай мягко и постоянно стимулирует мозговую деятельность.

Практикуйте творческий подход даже к самым рутинным задачам, заставьте ваш мозг искать новые способы решения обычных проблем, чтобы избежать эмоционального выгорания. Делайте ежедневный перерыв от использования технических средств. Если вы часто проверяете электронную почту и занимаетесь поиском информации в Интернете в течение рабочего дня, вам лучше заменить эти действия чем-то более здоровым и активным по вечерам.

В общем, если вы сталкиваетесь с какой-то профессиональной деформацией, вы должны замедлиться и переоценить свои приоритеты.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, выполняя широкий круг профессионально-педагогических обязанностей, каждый педагог испытывает потребность в общественном признании своей личности и своего труда. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основания для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. Таким образом, одним из путей предотвращения профессиональных деструкций у педагогов является объективная оценка личностных, профессиональных качеств педагога, его личного вклада в коллективное дело. [3]

В настоящее время разрабатываются рекомендации так как на наш взгляд необходимы организационные изменения, которые могут сыграть главную роль в профилактике профессиональных деструкций педагогов.

1. Bessonova L., Dobrosmyslova S. Professional and personal competence as a condition for overcoming professional deformation of a social work specialist’s personality. Современные исследования социальных проблем. № 1 (09). 2012.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деформация, профессиональная деятельность, эмоциональное выгорание, негативное влияние, педагог, профессиональная деформация личности, профессиональная деформация педагога, профессиональный рост, средство профилактики.

Ключевые слова

профессиональная деформация, эмоциональное выгорание, специфика профессиональной деятельности, трансформация, личность, поведение

Похожие статьи

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале.

Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагога всегда была в поле пристального внимания психолого-педагогической науки и практики. Дефицит учителей в учебных заведениях и недостаточный профессионализм дают исследователям всё больший.

Симптомы профессиональной деформации и факторы.

профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, профессиональная деформация, деформация, особенность, личность, профессиональная роль, эмоциональное выгорание, многолетнее.

Психологические аспекты феномена профессиональной.

профессиональная деятельность, профессиональная деформация, профессиональный стресс, профессиональная адаптация

Изучение динамической статики и структурных единиц профессиональной деформации личности педагога с применением проективных методик.

Исследования психологических методов сопровождения.

Проблема профессиональной деформации личности педагога носит комплексный междисциплинарный характер, соответственно выделяются и различные аспекты профилактики этого негативного явления: социальные, экономические, медицинские, психологические.

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.

Профессиональное выгорание педагога вуза. Автор: Кузьма Татьяна Ивановна. Рубрика: Психология.

Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению.

Особенности эмоционального выгорания у учителей.

эмоциональное выгорание, преподаватель, учитель, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, изучение особенностей, личностная отстраненность.

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.

Профессиональные деформации как.

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо.

Терапия и профилактика профессионального выгорания.

профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент.

Похожие статьи

Профессиональная деформация педагога | Статья в журнале.

Проблема совершенствования профессиональной деятельности педагога всегда была в поле пристального внимания психолого-педагогической науки и практики. Дефицит учителей в учебных заведениях и недостаточный профессионализм дают исследователям всё больший.

Симптомы профессиональной деформации и факторы.

профессиональная деформация личности, профессиональная деятельность, профессиональная деформация, деформация, особенность, личность, профессиональная роль, эмоциональное выгорание, многолетнее.

Психологические аспекты феномена профессиональной.

профессиональная деятельность, профессиональная деформация, профессиональный стресс, профессиональная адаптация

Изучение динамической статики и структурных единиц профессиональной деформации личности педагога с применением проективных методик.

Исследования психологических методов сопровождения.

Проблема профессиональной деформации личности педагога носит комплексный междисциплинарный характер, соответственно выделяются и различные аспекты профилактики этого негативного явления: социальные, экономические, медицинские, психологические.

Профессиональное выгорание педагога вуза | Статья в журнале.

Профессиональное выгорание педагога вуза. Автор: Кузьма Татьяна Ивановна. Рубрика: Психология.

Данная профессиональная деформация мешает полноценному управлению учебным процессом, оказанию необходимой психологической помощи, становлению.

Особенности эмоционального выгорания у учителей.

эмоциональное выгорание, преподаватель, учитель, профессиональная деятельность, эмоциональное истощение, изучение особенностей, личностная отстраненность.

Эмоциональное выгорание педагога | Статья в сборнике.

Профессиональные деформации как.

Важнейшее место в жизни человека занимает трудовая и профессиональная деятельность. Под профессиональной понимается любая сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо.

Терапия и профилактика профессионального выгорания.

профессиональное выгорание, психическое выгорание, выгорание, профессиональная деятельность, профессия, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, компонент выгорания, клиент.

Читайте также: