Профессиональная компетентность логопеда сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Компетенции :

1). Круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу.

2). Это наперёд заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, в которой компетентность (степень освоения компетенции) является мерой соответствия этому требованию.

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в условиях реализации ФГОС.

ОСНОВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА ДОУ:

• СПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАТЬ И РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,

• СПОСОБНОСТЬ СОЗДАВАТЬ ПЕРСПЕКТИВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, КОТОРАЯ СТИМУЛИРУЕТ ДЕТЕЙ К РАЗВИТИЮ И РАСКРЫТИЮ ИХ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА,

• СПОСОБНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКИ ПРИМЕНИТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ЗНАНИЯ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАРШРУТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ,

• СПОСОБНОСТЬ К РЕФЛЕКСИИ СОБСТВЕННОГО ОПЫТА И К НЕПРЕРЫВНОМУ ЛИЧНОСТНОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ.

В связи с переходом на новые стандарты образовательного процесса, претерпевает качественные изменения содержательная часть профессиональной деятельности специалиста ДОУ, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья – учителя-логопеда.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД ДОУ - специально профессионально подготовленный педагог, оказывающий квалифицированную педагогическую помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, транслирующий нормы отношения к людям с ОВЗ в социум.

Основа мировоззрения учителя-логопеда – гуманная оценка роли человека с ОВЗ в современном мире.

Стандартом учитываются образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагается создание специальных условий в образовательном учреждении для их обучения и развития, обеспечивающих коррекцию и преодоление (полное или частичное) нарушений в развитии ребенка с ОВЗ. Деятельность учителя-логопеда в ДОУ направлена на решение задач обучения и воспитания детей, трудности которых носят стойкий характер и требуют пролонгированного наблюдения и специализированной помощи на разных возрастных этапах (включая ситуации, когда ребенок получал продолжительную специализированную помощь в раннем возрасте и дошкольном периоде).

Личностно-профессиональные качества учителя-логопеда :

• профессиональный долг служения обществу и людям с ОВЗ;

• профессионализм (педагогические компетенции и профессиональные качества педагога);

милосердие (как способность к бескорыстной помощи, прощению, состраданию).

Профессиональные компетенции учителя-логопеда делятся на две группы:

1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: учебные, исследовательские, коммуникативные, методологические, компьютерные, инструментальные, личностно- адаптивные, социально-личностные.

2. Профессионально-специализированные – специфические, характерные для логопедической практики:

- диагностическая компетенция специалиста, требующая глубокого изучения речевых, коммуникативных, моторных навыков ребенка с ОВЗ и анализ данных беседы, анкеты, медицинских карт и заключения других специалистов, умение вынести точное речевое заключение;

- маршрутная к. – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей;

- инструментальная к. – умение в подборе приемов и методов коррекции, диагностики и профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т. д.

- коммуникативная к. – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети с ОВЗ, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.

- компьютерная к. – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.

Сферы профессиональной компетенции учителя-логопеда ДОУ :

• профилактическая (абилитационная) работа,

• педагогическая диагностика и консультирование,

• специальное педагогическое просвещение,

• психологическая и психотерапевтическая помощь,

• образовательная и социально-педагогическая

• организация психолого-медико-педагогической службы

сопровождения в ДОУ,

• методическая деятельность в рамках наставничества

научно-исследовательская деятельность в области специальной коррекционной педагогики и логопедии.

Самообразование – это целенаправленная познавательная

деятельность, управляемая самой личностью; приобретение

систематических знаний в какой-либо области науки.

• Самообразование осуществляется добровольно;

• планируется, управляется и контролируется самим человеком;

• необходимо для совершенствования каких-либо качеств и навыков.

Значение самообразования для профессиональной

компетентности учителя-логопеда :

• повышение качества профессиональных компетенций,

• готовность к педагогическому творчеству,

• профессиональный рост,

• создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника,

• соответствие учителя-логопеда требованиям и запросам общества и государства.

Учитель-логопед ДОУ должен обладать

• педагогическая направленность - комплекс психологических установок на работу с детьми, имеющими отклонения, нарушения в развитии, круг профессиональных интересов и личностных качеств, а также профессиональное самосознание;

• эмпатия — способность эмоционально отзываться на переживания другого, сопереживать с ним в процессе взаимодействия, общения;

• педагогический такт - чувство меры, проявляющееся в умении держать себя подобающим образом;

• педагогическая зоркость - способность педагога фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику в становлении личности каждого ребенка; внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребёнка; педагогический оптимизм основывается на глубокой вере педагога в силы, возможности каждого ребенка с особыми образовательными потребностями в результативность специального образовательного процесса.

Квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным.

Новые требования к подготовке учителя-логопеда с учетом реализации ФГОС ДО.

Учитель-логопед должен соответствовать следующим требованиям:

1. Необходимо быть знакомым с новейшей специальной литературой; свободно владеть различными методами и способами воспитания и обучения; дифференцированными и индивидуальными формами работы.

2. Кроме педагогических знаний учитель-логопед должен хорошо знать общую и возрастную психологию.

3. Необходимы знания в вопросах медицинского и клинического характера, понимания физиологических закономерностей.

4. Серьезные требования предъявляются к личности педагога.

5. Учитель-логопед должен быть проницательным и сдержанным, тактичным и профессиональным в общении и работе с родителями воспитанников с ОВЗ.

Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательном коррекционно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет педагог, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

6. Педагог должен знать особенности развития каждого своего воспитанника, зону актуального развития и зону ближайшего развития, чтобы спланировать свою работу.

Работа педагога с детьми с ОВЗ всегда связана с большой отдачей сил, энергии. Она невозможна без наличия глубоких, разносторонних знаний, объединенных с высокими человеческими качествами. Поэтому необходима профессиональная поддержка учителя-логопеда, грамотное профессиональное методическое сопровождение и самообразование. У современных педагогов должны быть уже сформированы основные компетенции для их успешной педагогической деятельности. А формирование этих компетенций будет успешным, если сам педагог будет работать над своим саморазвитием, знать суть и содержание профессиональной компетентности педагога.

Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя-логопеда ДОУ позволит повысить качество его профессиональной подготовки.

Развитие профессиональных компетенций педагогов МБДОУ через построение партнерства Модернизация системы образования в России ставит вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест.

Кейс-технология как формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Кейс метод, как технология формирования нравственных ценностей дошкольников в условиях формирования ФГОС ДО Гудова Ильмира Рамильевна воспитатель.

Повышение теоретического и практического уровня профессиональных компетенций педагогов Что такое хобби, наверное, знает каждый. Его могут называть по-разному: любимое дело, увлечение - но смысл от этого не меняется. Что это.

Проектная деятельность в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя в условиях логопункта "Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому,.

Рабочая программа в соответствии с ФГОС до учителя-логопеда Оглавление. 1) Целевой компонент рабочей программы учителя-логопеда ДОУ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Планируемые результаты 2) Содержательный.

Развивающая игра в условиях реализации ФГОС Развивающая игра в условиях реализации ФГОС ДО. Кондрашова Г. Н. Успешность процесса введения ФГОС ДО в систему дошкольных образовательных.

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС до Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных.

Здоровьесбережение дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. В период дошкольного возраста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Профессиональная компетентность и профессионализм учителя-логопеда.

На сегодняшний день развитие самообразование претерпевает различные изменения, обусловленные потребностями общества. Современный подход в подготовке специалистов характеризуется изменением системы их обучения и сменой направления, позволяющим специалистам быть более гибкими, соответствовать запросам работодателей и быть более успешными в дальнейшей жизни. В современных условиях востребованы более квалифицированные работники сегодня остро встает вопрос конкурентоспособности, профессиональной успешности и профессиональной пригодности.

В модели профессионализма учителя-логопеда С.А. Игнатьева выделяет следующие компетентности:

1. Методическая – понимание научно-теоретических основ профессии, целостное видение коррекционно-образовательных процессов и тенденций.

2. Инструментальная – владение дифференцированными логопедическими технологиями, методами и средствами профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей, подростков и взрослых.

3. Интегральная - умение сочетать теорию и практику логопедии.

4. Коммуникативная – умение осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение.

5. Адаптивная – способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Одним из главных направлений модернизации системы образования является достижение нового качества дошкольного, общего и профессионального образования. Достижение этого качества возможно только при условии полностью сформированной устной и письменной речи у обучающихся. А в условиях, когда отмечается рост числа детей, родившихся с признаками перинатального поражения центральной нервной системы, что почти всегда проявляется в той или иной степени нарушенным развитием и в том числе и в речевом развитии, соответственно неуклонно увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи на всех этапах развития и обучения.

Поэтому требования к логопеду повышается. Необходимо четко диагностировать нарушения речевого развития и подобрать необходимую и а Возросшая значимость учителя-логопеда в организации психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами в развитии, способствует росту требований к уровню его профессиональной компетентности. Прежде всего, выделяются два компонента профессиональной компетентности: профессионально-практические и социально-личностные навыки специалиста.

Учитывая, что ведущим направлением деятельности учителя-логопеда школы является коррекция дефектов речи и коррекция нарушений письма и чтения, особую значимость приобретает овладение методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умение их применять не только во время проведения логопедических занятий, но и во всех случаях общения с детьми.

декватную методику коррекционно-педагогической работы для каждого возраста.

Профессиональные компетенции учителя-логопеда делятся на две группы

1. Общепрофессиональные – общепедагогические, необходимые педагогам всех направлений: коммуникативная, методологическая, комьпьтерная, инструментальная, адаптивная и др.

2. Профессинально-специализированные – специфические, характерные для логопедической практике:

- диагностическая – умение, изучив речевые, коммуникативные, моторные навыки ребенка и проанализировав данные беседы, анкеты, медецинских карт и заключения других специалистов, вынести точное речевое заключение, позволяющее правильно построить логопедическую работу.

- инструментальная – подбор приемов и методов коррекции, диагностики профилактики речевых нарушений, требует владения дифференцированным логопедическим массажем, способами постановки звуков и т.д.

- маршрутная – позволяет выстроить маршрут комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения человека с несовершенствами речевого развитие, которое часто сочетается с различными отклонениями в развитии, что предполагает знание специфики всех этих трудностей.

- коммуникативная – подразумевает общение с большим кругом участников коррекционно-педагогического процесса: дети, имеющие особенности психофизического развития, их родители, смежные специалисты и руководящие работники.

- компьютерная – владение офисными программами и Интернетом, также активное использование их в коррекционно-развивающем процессе.

Компетентностный подход в подготовке специалистов лежит в основе разрабатываемых стандартов третьего поколения. Четкое представление о структуре профессионализма учителя- логопеда позволит повысить качество его профессиональной подготовки.

SHAPE \* MERGEFORMAT Чистая, правильная речь – один из важнейших условий нормального психического развития человека. Дефекты речи негативно влияют на психическое состояние ребенка. Дети стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, плохо идут на контакт с окружающими. Кроме того, дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка.

Работать с детьми мне очень интересно: каждый ребенок уникален и неповторим в своем проявлении и развитии. Приходя на работу, общаясь с детьми, я расспрашиваю как у них дела, чем они занимались на выходных, куда ходили? Ребята с удовольствием делятся своими впечатлениями, рассказывают интересные истории. Мое желание помочь каждому ребенку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Я вижу в глазах ребёнка живой интерес, узнать нечто новое, пока неизведанное. Главное – чтобы этот интерес не угасал.

Думаю, что самое главное в профессиональной деятельности учителей-логопедов не только профессиональные, но и их человеческие качества, потому что к доброму и заботливому человеку тянутся дети, и только таким путем педагог может добиться хороших результатов.

Учитель-логопед – это педагог, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, психолог…

Почему артист? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво. Дети с удовольствием втягиваются в театрализованное действо, в котором начинают слышать и понимать слово.

А еще учителю-логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм – кто как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать!

Дизайнер. Отчего же учитель-логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т.е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу.

Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребёнка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. И, как здорово, что именно я помогла ему в этом. Вот за это я и люблю свою профессию. С одной стороны, за те трудности, преодоление которых помогает двигаться вперед, мыслить, совершенствоваться, с другой стороны, за радость и счастье в глазах ребенка впервые правильно произнесшего, звук или сложную фразу.

Повезло ли мне с выбором профессии? Я уверена: если дети с удовольствием идут ко мне на занятия, значит, я всё делаю правильно. Я счастлива, что вижу плоды своего труда; знаю, что мои воспитанники выберут разные дороги в жизни и им обязательно пригодится красивая грамотная речь.

Учитель-логопед – прекрасная профессия, которой я горжусь! С одной стороны - это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны - радость от результатов этого труда. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

Оценить 1039 0

Профессиональная компетентность

А.В. Сергеенкова,

Учитель-логопед

Сильным, опытным становится педагог,

Который умеет анализировать свой труд.

В.А. Сухомлинский

Довольно часто в нашем мире молодые специалисты логопеды находятся в постоянном поиске новых форм и методов своего профессионального мастерства. Именно сейчас как никогда ранее, требуется от учителя, и конечно же от логопеда профессиональной компетентности, уровня его подготовки, а также постоянного совершенствования профессионального мастерства. Именно успех коррекционно-логопедической работы с детьми показывает высокий уровень профессионального мастерства логопеда.

Так что же такое компетентность? В толковом словаре С.И. Ожегова компетентность определяется как характеристика знающего, осведомлённого, авторитетного. Там же это понятие определяется как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён, или круг чьих-нибудь полномочий или прав.

Во многих педагогический трудах трактовка этих терминов множество. До недавнего времени профессиональное развитие связывалось с системой повышения квалификации.

Но как бы странно не звучало, я считаю, что при повышении квалификации учитель-логопед должен получить определённый набор знаний, умений и навыков, для того чтобы реализовать их в своей работе. Профессиональная компетентность логопеда предполагается наличием внутренней мотивации к качественному осуществлению своей профессиональной деятельности, присутствие профессиональных ценностей и отношения к своей профессии как ценности. Компетентный учитель-логопед способен выходить за рамки преподаваемого предмета, он должен обладать неким творческим потенциалом саморазвития.

Как показывает пример, в настоящее время качество образования во многом не удается изменить именно из-за знаниевой компетентности логопеда.

Я, предполагаю следующее: профессиональная компетентность логопеда это есть совокупность обобщённых знаний, умений и способностей, обеспечивающих результаты в коррекционно-логопедической работе обучающихся в условиях модернизации системы образования. Важным аспектом этого вопроса является то, что в соотношении названных компонентов не должно быть перевеса в сторону ни одного из компонентов компетентности. Именно эти три компонента будут составлять интегративную компетентность учителя-логопеда.

Качественным показателем логопедической деятельности, характеризующих у логопеда его квалификацию и компетентность, а также разнообразие навыков, умений, владение современными технологиями оптимального решения логопедических задач, является профессионализм логопеда.

Я могу сделать вывод, что уровень развития профессионализма характеризуется различными личностными и деятельностными показателями: эффективностью деятельности; уровнем квалификации и компетентности; оптимальной интенсивностью и напряженностью труда; точностью и надёжностью; организованностью; малой зависимостью от внешних факторов.

Кроме того, необходимо добавить такие показатели, как владение современным содержанием и оптимальными технологиями решения логопедических задач; стабильность высоких показателей деятельности; уровень развития личностно-деловых и профессионально важных качеств; уровень достижения профессиональных достижений; направленность на достижение положительно значимых целей; возможность развития субъекта в личностном плане (А.И. Жилина).

Готовность учителя-логопеда определяется также внутренней убеждённостью, осознанностью значения логопедической профессии, достаточностью знаний и представлений о делах и проблемах, которые необходимо будет решать в коррекционно-логопедической работе. Можно к перечисленным показателям добавить и сформированность профессиональной компетентности логопеда, в которую входят следующие составляющие: методологическая, коммуникационная, информационная, квалиметрическая, проектировочная, исследовательская, толерантная, аналитическая и другие компетенции.

Приведу основные компоненты готовности учителя-логопеда к своей логопедической деятельности:

Мотивационно-ценностный компонент, который характеризуется интересом к своей профессии, потребностью в её выборе, ведущими мотивами выбора, целеустремлённостью, ценностными ориентациями, направленностью личности и др.

Личностный – уровень сформированности профессиональных качеств, адекватность самооценки своей деятельности, стиль работы и др.

Волевой компонент – уровень соотношения эмоционально-волевых и профессионально значимых качеств, стремление к самопознанию, саморазвитию и др.

Технологический, данный компонент определяется знанием оптимальных логопедических технологий, умение их применять в необходимых ситуациях и условиях.

Операционный (процессуальный) – уровень сформированности знаний, умений и навыков о своей профессии, наличие и развитие собственных способностей и др.

Психологическийкомпонент, характеризующийся уровнем наличия механизмов регуляции деятельности и поведения, сформированности убеждений личности, самосознания, самоконтроля и самоанализа.

Когнитивныйкомпонент характеризует сформированность следующих познавательных процессов: ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения и внимания.

Профессиональная компетентность учителя-логопеда должна отражать его деловые, личностные и нравственные качества, а также знания, умения, опыт, мотивацию, способность и готовность к своей деятельности. Именно всё это является закономерным результатом взаимодействия личности, индивида и субъекта деятельности с окружающей профессионально-образовательной средой.

Учитель-логопед готов тогда к своей работе, когда его личность в логопедической деятельности отражается в мотивационном, когнитивном и процессуальном компонентах. Именно в мотивационном компоненте логопед должен отметить в себе такие качества, как уровень профессионального интереса, стремление к развитию профессиональной компетентности, установка личности на активность, тактика и стратегия поведения. В когнитивном компоненте учитель-логопед должен иметь высокий уровень познавательной активности, владеть степенью теоретико-методологическими, психолого- педагогическими, технолого-методическими и организационно-управленческими умениями. Процессуальный компонент учителя-логопеда это определяется в дидактических и организационными умениями, диагностико-аналитическими умениями осуществлять анализ, планировать, контролировать, организовывать деятельность детей и свою собственную.

Читайте также: