Проблематика романа господа головлевы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Салтыков Щедрин роман "Господа Головлевы" - какие проблемы Щедрин затронул в этом романе? Чем эти проблемы вызваны ?

В это романе, автор не просто повествует о моральном уродстве семьи Головлевых, приведшее к её вымиранию, ведь это семейство, по сути отожествляется со все классом помещиков, с его нравами, чертами, психологией, существовавшей до отмены крепостного права в России.

Жестокость, ненависть друг к другу, постоянная вражда, зависть – все это Салтыковым-Щедриным раскрыто в полной мере. С каждой новой главой, мы видим безысходность такого общества, трагедию нескольких поколений.

Читая этот роман, подчас чувствуется личное омерзение к персонажам и их действиям, но автор наверно просто обобщил ситуацию, обрисовал в насыщенных тонах, хотя он повествует о реальной жизни того времени.

Проблемы, поднятые Салтыковым-Щедриным в своем романе, это паразитизм, извращённое влияние собственности на человеческую сущность и характер и конечно неизбежный финал при таком нравственном и физическом разрушении личности.

Такие проблемы общества, которые нам повествует автор возникли в России не в мгновение ока - они на протяжении многих десятилетий принимали более извращенные формы. Проблемы в романе касаются пороков общества, которые представлены паразитическим образом жизни помещиков.


1. Введение. В творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина большое место занимает произведение "Господа Головлевы". Центральный персонаж романа, Порфирий Головлев (Иудушка) стал образцом лгуна и празднослова, высшее наслаждение которого заключается в лицемерии и бесконечном издевательстве над окружающими.

2. История создания. Замысел написать большое произведение о жизни помещиков возник у Салтыкова-Щедрина в конце 50-х гг. XIX века. В основу романа легли отдельные рассказы о семье Головлевых, входящие в цикл "Благонамеренные речи". В течение 1875-1876 гг. одна за другой публикуются главы произведения. Окончание работы писателя относится к 1880 г.

3. Смысл названия. "Господа Головлевы" - это три поколения помещичьей семьи, описанных в романе. В самом названии заложена тонкая ирония автора, который ненавидел образ жизни провинциальных помещиков. "Господа" изображены в качестве вымирающего сословия, которое не приносит никакой пользы. К постепенному неизбежному "умертвлению" их приводит празднословие или запой.

4. Жанр. Социально-психологический роман

5. Тема. Центральная тема романа - обреченность помещичьего сословия. Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.

В третьем поколении еще заметна тяга к какой-то иной жизни. Сыновья Порфирия, сироты Любинька и Аннинька стремятся во что бы то ни стало покинуть родовое имение. Но "головлевский гной" преследует их повсюду. Главным виновником смерти молодежи оказывается Иудушка, который, как паук, накидывает на всех свои петли.

6. Проблематика. Главная проблема романа заключается в том, что все его герои обречены на страдания с рождения. Между членами одной семьи не существует любви и уважения. У Порфирия эти чувства заменяются врожденной тягой к приобретению и накоплению богатства, которая скрывается за самым гнусным лицемерием.

Арина Петровна всю жизнь положила на "округление" своего хозяйства, но в итоге оказалась ни с чем. Даже в отношениях горячо любящих друг друга Любиньки и Анниньки наступает период, когда они перестают общаться. Камнем преткновения опять-таки выступают деньги богатых поклонников. В семействе Головлевых о родственных чувствах вспоминают только при серьезной опасности и близкой смерти. Но этот проблеск человечности всегда происходит слишком поздно.

Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

7. Герои. Арина Петровна, Порфирий, Степан, Павел, Аннинька и Любинька, Петенька и Володенька.

8. Сюжет и композиция. Роман начинается с достаточно благоприятного времени для семьи Головлевых. Арина Петровна - богатая и умная помещица, которая выгодно ведет хозяйственные дела семьи. Ее огорчает только сын - Степка-балбес. Некоторые опасения Арина Петровна испытывает по поводу Порфирия. Она уже замечает, что его льстивые речи представляют собой откровенное лицемерие.

Смерть Степана становится началом цепи бедствий, постигающих семью. Головлевы умирают один за другим. На этом фоне единственным довольным человеком остается Иудушка, который даже из смерти близких людей старается извлечь пользу. Он вполне мог спасти своих сыновей, но жадность перевесила в его душе все родственные чувства. Оставшись один, Порфирий постепенно начинает сходить с ума. Он тоже погружается в запой, но не от алкоголя, а от бесплодных фантазий.

Приезд смертельно больной Анниньки в какой-то момент пробуждает в дяде и племяннице родственные чувства. Но уже слишком поздно: последние Головлевы с головой погружаются в запой. В душе Иудушки перед самой смертью появляется желание посетить могилу матери. Побуждаемый этим порывом, он умирает в дороге. Аннинька также обречена, находясь в сильнейшей горячке. Роман заканчивается возвращением к теме ненасытной жадности. "Умертвлением" целого семейства крайне заинтересована ближайшая родственница Головлевых - "сестрица" Н. И. Галкина.

9. Чему учит автор? Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в "прахе" и "гное" никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников.

Роман показывает одновременно и процесс деградации российского дворянства после отмены крепостного права и, одновременно, говорит человеческой безнравственности, рисуя ряд персонажей, которые не вызывают никакой симпатии.

При первом, поверхностном рассмотрении помещичья семья Головлевых представляется состоящей из вполне нормальных, хотя и не очень приятных людей. Арина Петровна – мать семейства, женщина с хозяйственной жилкой, Степан Головлев служит чиновником, даже Иудушка (он же Порфирий) представляет собой человека, погруженного в дела, хотя и морально нечистоплотного.

Однако при ознакомлении с текстом романа видно желание автора показать упадок и свое негативное отношение к дворянскому семейству. Вероятно, здесь сыграло роль то обстоятельство, что произведение носит (по мнению исследователей) отчасти автобиографический характер. В образах Арины Петровны и Иудушки видны черты матери и брата писателя, к которым он не испытывал слишком теплых чувств.

Герои романа отмечены множеством разнообразных отрицательных качеств. Это и стяжательство, характерное в большей степени для Порфирия и его матери. Кроме того, для ряда персонажей характерно пьянство и половая распущенность (в основном это касается племянниц Иудушки, актрис по роду занятий).

Однако главный порок семейства Головлевых – это равнодушие к другим, жестокое отношение даже к самым близким людям. Наиболее ярко это выражается в отказе Иудушки дать своему сыну деньги, чтобы покрыть недостачу казенных денег, проигранных им, что стало причиной ареста и смерти Петеньки.

Некоторые персонажи, такие как Павел Владимирович, хотя и не совершают особо страшных проступков, как Иудушка, ставший причиной смерти сына и матери, но также бесцветны и неспособны творить добро.

В этой книге нет мотива нравственного возрождения. Даже запоздалое покаяние Иудушки, который в конце произведения идет в пургу на могилу матери, оказывается бесплодным. Салтыков – Щедрин демонстрирует это тем, что показывает бесполезность данного поступка. Самый подлый из Головлевых умирает в дороге, получив воздаяние за совершенное им.

Автор желал показать, что таких людей, как созданные им Головлевы уже ничего не может спасти. Они не приносят пользы или счастья ни другим, ни даже себе самим, несмотря на некоторые материальные приобретения. На это же косвенно указывает и описание их имения, от которого исходит дух затхлости и умирания.

Сочинение 2

Другие темы: ← Анализ сказки Медведь на воеводстве↑ Салтыков-ЩедринПо сказке Дикий помещик →

“Господа Головлевы”

Обычный “семейный роман” по форме, по содержанию это неоднозначная, сложная, тяжелая картина действительности, увиденная уже не писателем-сатириком, а скорее человеком, который устал смеяться. “Господа Головлевы” – одно из самых мрачных произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина. В романе не раз встречается пейзаж села Головлева. Он оставляет впечатление безысходности: “Все глядело сумрачно, сонно, все говорило об угнетении”. Словно мрачная тень головлевской усадьбы падает на окружающий мир.

Когда же автор приводит нас в огромный

помещичий дом, нас охватывает “мертвая тишина”, которая “ползет из комнаты в комнату”. Везде “пустынно, неприютно”, пахнет “отчуждением, выморочностью”, “отовсюду, из всех углов этого постылого дома, казалось, выползали умертвия”. Недаром одному из братьев Головлевых родовое их имение представляется гробом.

И автор начинает рассказывать историю большой семьи. Здесь жили Арина Петровна Головлева – фактическая глава семьи, очень властная и жадная женщина; ее муж, неудачник, пьяница, искренне ненавидевший свою супругу; постылые Степка-балбес и Пашка-тихоня, как называла

их мать, ласковый Порфиша (мать, впрочем, его всегда побаивалась) и Аннушка, которая потом бежала из дому с корнетом и вскоре умерла, брошенная супругом, оставив родственникам своих дочерей – Анниньку и Любиньку; были сыновья и у Порфирия.

Но проходят годы, и дом пустеет. Стоя на пороге смерти, перед лицом пробудившейся совести, в тоске повторяет Порфирий Головлев: “Что такое! Что такое сделалось?! Где… все…”

Роман “Господа Головлевы” состоит из ряда глав, повествующих о различных семейных событиях, но неизбежно каждая глава кончается гибелью одного из членов семьи. Причем с каждой смертью все большее состояние концентрируется в руках Иудушки – Порфирия Головлева, а вместе с тем растет и растет его одиночество.

В романе рассказывается о том, как в Головлеве умер больным и нищим “постылый” Степка-балбес; как умер Павел, оставив все состояние Порфирию; как трагически сложилась жизнь Анниньки и Любиньки; как умерла Арина Петровна, как сломал жизнь своим сыновьям Порфирий Головлев и т. д. История семьи Головлевых – это история бесконечных смертей, смертей, которым даже никто не огорчался. В этой “семье” на такое не обращали внимание.

Центральная проблема романа – проблема семьи (как и в “Анне Карениной” Л. Н. Толстого, в “Братьях Карамазовых” Ф. М. Достоевского, создававшихся примерно в те же годы). Не случайно в центре внимания выдающихся писателей оказалась именно эта проблема. В середине XIX в. в России институт семьи переживал кризис. В обществе, основанном на стяжании и расчете, нет места чистым человеческим отношениям. В романе рисуется мрачная история распада семьи, распада человеческой личности, потонувшей в пошлых пустяках, в атмосфере пустомыслия, пустословия и праздности. В интересах семьи Арина Петровна начала накапливать имущество, экономила каждую копейку, держала детей в строгости и чуть ли не в голоде. Это убивало любовь к матери. к семье, приводило всех детей Арины Петровны к жизненному краху.

Только Порфирий Головлев сумел “приспособиться”. Еще в детстве брат, Степка-балбес, прозвал его Иудушкой, “кровопивушкой”. Обстановка деспотизма и приниженности создала из Порфирия монстра. Недаром, когда он был еще ребенком, мать смотрела на него с сомнением. “И сама понять не могу, что у него за глаза такие, – рассуждала она иногда сама с собою, – взглянет – ну, словно вот петлю закидывает. Так вот и поливает ядом, так и подманивает!” К Порфирию Владимирычу приезжает сын Петенька. Он умоляет отца о помощи – речь идет о жизни или смерти. Но слышит отказ. Петр Порфирьевич стреляется.

Деньги, точнее – неумеренная жадность до денег, губит семью Головлевых, губит семьи, в которых каждый стремится к собственному благополучию, пренебрегая интересами близких, пренебрегая любовью.

Уход любви и взаимопонимания из семейных отношений – общая тенденция, которую отразил Салтыков-Щедрин в своем великом романе.

Популярные сочинения

  • Рубрика: Творческие сочинения по русской литературе для 9 класса

История создания

Посмотрите, что еще у нас есть:

По мнению Щедрина к началу 70-х годов XIX века любовные и семейные романы окончательно сдали свои позиции, да и читателя они перестали интересовать, потому что действительно драматические конфликты из семейного ложа переместились на улицы, в публичные места, читатель требует изображения не любовных интриг, а губернатора, на худой конец — земского деятеля или мирового судью.

С самого детства для Порфирия слова были лишь средством для достижения своих эгоистичных целей. Сначала сладкие речи были направлены на то, чтобы выпросить у матери лакомый кусок. Но по мере того, как этот Иудушка богатеет, меняется и характер его речи, который и сладострастного трансформируется в тиранствующее. А когда он прибирает к рукам все семейное богатство и становится единственным его владельцем, то его слова переживают очередную трансформацию и становятся охранительными. Даже мольбы родного сына о помощи не могут пробить броню отцовского пустословия.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Постепенно наступает тот миг, когда охранительная речь сменяется празднословием, и пустое слово порабощает его, окончательно удалив от него даже самых близких людей. Один, заперевшись в своем кабинете, он мысленно тиранит мнимых людей. Но и это не продолжается долго. К пустословию прибавляется и хронический алкоголизм.

Краткий анализ

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и несюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.


Краткий анализ

Год написания – 1875–1880.

Тема – Главная тема произведения – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте нее развивается мотив духовного и физического разрушения человека.

Композиция – Роман организован так, что все его элементы, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Жанр – Социально-психологический роман.

Направление – Реализм.

История создания

для самых нетерпеливых -

В произведении можно выделить две основные темы – жизнь накануне отмены крепостного права и после этого события. В контексте широкой историко-культурной темы развивается вечная моральная проблема – физическое и духовное разрушение человека. Обе они были актуальны в русской литературе второй половины ХIX века и до сих пор подталкивают читателя к важным выводам.

В центре романа семья помещиков Головлёвых. С её членами мы знакомимся в части, описывающей семейный суд. С первых глав читатель узнаёт, что глава этого семейства Арина Петровна. Её муж был несерьёзным, даже в солидном возрасте не смог избавиться от ребячества. Таким образом, забота об усадьбе легла на плечи женщины. И главным для Арины Петровны было жажда наживы, а не семейные ценности. У Головлевых было четверо детей: Степан, Порфирий, Павел и Анна. Между собой они не дружили: не прививалась в семье любовь и дружба, каждый переживал, кому достанется наследство.

Души Головлёвых-младших были развращены богатством, жадностью, тягой к алкоголю и глупым развлечениям. Из-за этого ни один из героев не узнал, что такое счастье. Читатель наблюдает, как сначала разрушаются души Головлёвых, а потом наступает гибель физическая. На судьбу братьев и сестры достаточно сильно повлияло воспитание. Головлевых-старших жизнь тоже не жаловала. В сюжетных линиях героев постепенно формируется проблематика произведения.

Композиция

Особенность композиции романа М. Салтыкова-Щедрина в том, что все ее составляющие, сюжетные и внесюжетные, служат раскрытию темы и донесению идеи. Последовательность сюжетных элементов несколько нарушена. Начинается произведение завязкой (суд над Степаном), за которой следует экспозиция и другие элементы сюжета в логической последовательности.

Читайте также: