Проблема языка сочинение егэ

Обновлено: 07.07.2024

Общество теряет уважение к родному языку, засоряя его. Многие люди начали разговаривать на французском, забывая о русском языке, потому они считали, что он более нежный и изысканный.

Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).

Общество теряет уважение к родному языку, засоряя его. Многие люди начали разговаривать на французском, забывая о русском языке, потому они считали, что он более нежный и изысканный.

Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).

Общество теряет уважение к родному языку, засоряя его. Многие люди начали разговаривать на французском, забывая о русском языке, потому они считали, что он более нежный и изысканный.

Кирилл и Мефодий вошли в историю как создатели славянской азбуки и церковно-славянского языка. Это изобретение дало мощный толчок развитию письменности на Руси, благодаря чему люди, ранее владеющие лишь устной речью, получили возможность писать и читать на родном языке.

Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).

Общество сожгло все книги, уменьшились проблемы, над которыми нужно было столь тщательно задумываться, анализировать и решать. Но такого рода общество, не знающее сомнений, волнений, взлётов и падений духовно мертво.

В данном произведении автор говорит о Бородинской битве, о подвигах русского народа. Нельзя забывать сколько трудностей прошёл русский народ ради спасения Родины.

Главный герой Андрей Соколов, несмотря на трудности и невзгоды, не поддавался страху, а шёл вперед с гордостью, мужеством и твердым духом ради спасения Родины. Никто не должен забывать о тех страшных и ужасных годах.

Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).

Главный герой Андрей Соколов, несмотря на трудности и невзгоды, не поддавался страху, а шёл вперед с гордостью, мужеством и твердым духом ради спасения Родины. Никто не должен забывать о тех страшных и ужасных годах, которые перетерпел Великий русский народ.

Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).

Главный герой Андрей Соколов, несмотря на трудности и невзгоды, не поддавался страху, а шёл вперед с гордостью, мужеством и твердым духом ради спасения Родины.

Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).

Главный герой Андрей Соколов, несмотря на трудности и невзгоды, не поддавался страху, а шёл вперед с гордостью, мужеством и твердым духом ради спасения Родины. Пройдя через страх, и отчаяние, и тоску, и страдания, он всё же сумел сохранить веру в лучшее.

Главный герой Андрей Соколов, несмотря на трудности и невзгоды, не поддавался страху, а шёл вперед с гордостью, мужеством и твердым духом ради спасения Родины.

Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).

Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”:

Один из главных героев Родион Раскольников совершил большой грех, он убил человека. Значительное влияние на духовное развитие героя оказала Соня Мармеладова, которая помогла встать на истинный путь.

Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).

Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”:

Один из главных героев Родион Раскольников совершил большой грех, он убил человека. Значительное влияние на духовное развитие героя оказала Соня Мармеладова, которая помогла встать на истинный путь.

Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).

Дочь Туркиных, Котик, мнила себя великой пианисткой, хотя играла плохо, трудно, через усилия. Она занималась искусством не ради искусства, а ради славы, успеха, карьеры, которые ей могла принести игра на фортепиано.

СПАДИЛО.РУ

Вступление

Русский язык – один из богатейших в мире. Как и любому другому, русскому языку свойственно меняться. С каждым годом в нем появляются неологизмы, новообразования в области молодежного сленга, заимствования из других языков.

Порой людям разных возрастов или живущим в разных регионах страны сложно понять друг друга. Изменения, упрощения языка происходят и на государственном уровне. Современный русский язык уже сильно отличается от языка А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

Проблема

О проблеме сохранения русского языка размышляет С. Казначеев в своем тексте. Русский язык претерпевает значительные изменения в плане заимствований, а также в области искажения написаний. Почему общество допускает такие упрощения? К чему это может привести?

Комментарий

Автор начинает разговор с представления примеров современных афиш, которые ежедневно все мы наблюдаем на улицах наших городов. Внедрение в кириллицу латиницы видоизменяет слова и лишает их привычного смысла.

Для чего вообще нужны такие изменения? Почему к ним прибегают рекламные агенты? Скорее всего, это связано со стремлением к оригинальности, неординарности, жажде привлечь как можно больше внимания к своим названиям и заголовкам. Но оправдано ли это? По мнению автора, этот метод довольно примитивный и поверхностный.

Авторская позиция

Автор уверен, что искаженное написание слов ведет к нарушению функционирования языка, к уничтожению его норм. Автор опасается также за судьбу нашего великого алфавита, подаренного святыми Кириллом и Мефодием.

Своя позиция

Опасения С. Казначеева мне понятны. Меня тоже смущают странные надписи на афишах и в интернете. Они будто режут глаза. Становится непонятно, чего хотят этим добиться, почему так легкомысленно относятся к богатству нашего великого и могучего русского языка.

Язык уже сильно изменился со времен А.С. Пушкина, которого считают создателем современного русского языка. Какие-то изменения принесли пользу, а какие-то, на мой взгляд, просто уничтожают его. К примеру, упрощение норм русского языка на государственном уровне пугает, но в то же самое время упрощает жизнь малограмотных людей.

Аргумент №1

Как можем мы пренебрегать вековыми традициями, которые слово за словом обогащали и преумножали русскую речь, русскую письменность. Язык русской классики, которая оказала значительно влияние на развитие мировой литературы, не должен упрощаться, он может только обогащаться.

Аргумент №2

Заключение

Еще в первом классе нас учили, что русский язык – самый богатый язык в мире. В нем есть множество слов для обозначения одного и того же понятия, в нем столько возможностей для передачи различных оттенков одного и того же чувства.

Имеет ли смысл еще больше расширять этот круг? Конечно, имеет, но при этом важно не забывать исконные традиции и не отказываться от них в погоне за модой и простотой, не засорять свою речь ненужными неологизмами. Другими словами, нужно думать не только о развитии русского языка, но и о сохранении его первоначальной красоты и разнообразия.

Проблемы с дикцией

Сочинение 15.3: Проблема сохранения языка по тексту Жаровой

Приведу пример из жизни. Когда в 18 веке назрела реформа языка, за нее взялись Карамзин и Шишков: один предлагал построить язык на основе более благозвучных и уместных заимствований, другой усердно сочинял исконно русские слова. Поддержали, конечно, Карамзина, и благодаря его вкладу наша литература преобразилась: на место тяжеловесного и безвкусного слога Державина пришел легкий и певучий язык Пушкина.

Я согласен с выводом Жаровой: язык надо беречь. Однако не стоит превращаться в фанатика и отвергать все заимствованные слова, а также запрещать людям употреблять жаргонизмы. Причины явлений подчас лежат гораздо глубже, чем мы можем себе представить.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Вступление

Русский язык – один из богатейших в мире. Как и любому другому, русскому языку свойственно меняться. С каждым годом в нем появляются неологизмы, новообразования в области молодежного сленга, заимствования из других языков.

Порой людям разных возрастов или живущим в разных регионах страны сложно понять друг друга. Изменения, упрощения языка происходят и на государственном уровне. Современный русский язык уже сильно отличается от языка А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого.

Проблема

О проблеме сохранения русского языка размышляет С. Казначеев в своем тексте. Русский язык претерпевает значительные изменения в плане заимствований, а также в области искажения написаний. Почему общество допускает такие упрощения? К чему это может привести?

Комментарий

Автор начинает разговор с представления примеров современных афиш, которые ежедневно все мы наблюдаем на улицах наших городов. Внедрение в кириллицу латиницы видоизменяет слова и лишает их привычного смысла.

Для чего вообще нужны такие изменения? Почему к ним прибегают рекламные агенты? Скорее всего, это связано со стремлением к оригинальности, неординарности, жажде привлечь как можно больше внимания к своим названиям и заголовкам. Но оправдано ли это? По мнению автора, этот метод довольно примитивный и поверхностный.

Авторская позиция

Автор уверен, что искаженное написание слов ведет к нарушению функционирования языка, к уничтожению его норм. Автор опасается также за судьбу нашего великого алфавита, подаренного святыми Кириллом и Мефодием.

Своя позиция

Опасения С. Казначеева мне понятны. Меня тоже смущают странные надписи на афишах и в интернете. Они будто режут глаза. Становится непонятно, чего хотят этим добиться, почему так легкомысленно относятся к богатству нашего великого и могучего русского языка.

Язык уже сильно изменился со времен А.С. Пушкина, которого считают создателем современного русского языка. Какие-то изменения принесли пользу, а какие-то, на мой взгляд, просто уничтожают его. К примеру, упрощение норм русского языка на государственном уровне пугает, но в то же самое время упрощает жизнь малограмотных людей.

Аргумент №1

Как можем мы пренебрегать вековыми традициями, которые слово за словом обогащали и преумножали русскую речь, русскую письменность. Язык русской классики, которая оказала значительно влияние на развитие мировой литературы, не должен упрощаться, он может только обогащаться.

Аргумент №2

Заключение

Еще в первом классе нас учили, что русский язык – самый богатый язык в мире. В нем есть множество слов для обозначения одного и того же понятия, в нем столько возможностей для передачи различных оттенков одного и того же чувства.

Имеет ли смысл еще больше расширять этот круг? Конечно, имеет, но при этом важно не забывать исконные традиции и не отказываться от них в погоне за модой и простотой, не засорять свою речь ненужными неологизмами. Другими словами, нужно думать не только о развитии русского языка, но и о сохранении его первоначальной красоты и разнообразия.

Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).


Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).


Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – "болезнь" планеты).


Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).


Проблема охраны природы (то, что создано природой, - величайшее чудо).


Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).


Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).


Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).


Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).


Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).


Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).


Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).


Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).


Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).


Проблема развития и сохранения русского языка ("слепое" использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).


Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают "ядро" языка).


Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).


Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).


Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.


Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).


Проблема отсутствия идеологии.


Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).


Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).


Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).


Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).


Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).


Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).


Проблема духовности (необходимо ли современному человеку это понятие; что значит "жить духовной жизнью" в современную нам эпоху).


Проблема истинного содержания духовности (не путать с другими понятиями: интеллигентностью, воспитанностью, образованностью – нет, это – сила духа стремление к добру правде красоте).


Проблема духовности в искусстве (искусство должно быть духовным, и тогда человек сможет найти в нём собеседника, а также источник высоких стремлений).


Проблема нравственного возрождения человека (любовь даёт человеку новую жизнь).


Проблема искупления греха (чтобы искупить грех, человек должен нравственно очиститься, пройдя через страдание).


Проблема доброты (что значит быть добрым человеком).


Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие "культурный человек").


Проблема верности принципам.


Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека: например, как ведут себя люди в очереди, в транспорте и т.д.).


Проблема совести (что такое совесть).


Проблема чинопочитания и угодливости (пренебрежение к людям более низкого достатка и служебного положения).


Проблема дружбы (как найти друзей: для этого нужно созреть, самому уметь дружить – тогда и появятся друзья).


Проблема дружбы и насмешки (совмещать умение дружить и видеть недостатки друга, не высмеивать!).


Проблема чувства собственного достоинства (совместимы ли чувство собственного достоинства и самоуничижение).


Проблема свободы (и тот, кто унижается, и тот, кто унижает, одинаково несвободны).


Проблема чести (понятие чести – это умение защищать свои жизненные ценности, ценности своей семьи, своих близких, чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозможность лгать, клеветать, подличать).


Проблема подвига (подвиги совершали во все времена; подвиг можно совершить в любой обстановке и при любых занятиях; победа над собой, над своей ленью, ограниченностью и пороками – это тоже подвиг).


Проблема сохранения лучших качеств души в драматических обстоятельствах (что помогает человеку сохранить цельность своей души, остаться человеком в самых сложных обстоятельствах: верность призванию, любовь к людям, великие классические произведения).


Проблема сложности человеческой жизни (можно ли прожить жизнь без ошибок; чем дольше живёт человек, тем больше он совершает ошибок, это неизбежно).


Проблема воспитания культуры (воспитание культуры удерживает людей от безнравственных поступков, избавляет от пороков).


Проблема ответственности человека за свои поступки (человек ответствен за всё происходящее с ним, за все последствия своих поступков).


Проблема завышенной оценки своих возможностей (это может привести человека к крушению его планов и неблагоприятно повлиять на судьбы других людей).


Проблема наследственности и воспитания (наследственность определяет лишь задатки, склонности человека, но только сам человек может развить то, что дано природой).


Проблема роли детства в жизни человека (детство – "сердцевина" человеческой жизни, где проявляется суть человека).


Проблема изучения иностранных языков (зачем люди изучают иностранные языки; что даёт знание большого количества языков).


Проблема способностей человека (почему одни люди в состоянии изучить 2-3 языка (а то и более) иностранных языка, а другим и один оказывается не под силу; изучение иностранных языков является средством приобщения к ценностям других народов, познания их культуры).


Проблема места матери в жизни человека (какое место занимает мать; меняется ли это место в течение жизни человека).


Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям (жертвенность материнского чувства естественна; очень часто мы бываем невнимательны к матерям; мы должны попросить прощение у своих матерей при их жизни, а не после их смерти).


Проблема материнства (в чём суть материнства).


Проблема патриотизма (что такое патриотизм).


Проблема утраты патриотического сознания в современном обществе (почему родители молодых людей не хотят, чтобы их сыновья служили в армии; почему призывники изыскивают способы "откосить" от воинской службы; в чём причина утраты патриотического сознания в российском обществе).


Проблема роли книги в истории человечества/ в жизни человека.


Проблема роли чтения в жизни человека (что значит уметь читать; в чём смысл чтения).


Проблема подвижничества русских писателей (книги о добре и зле создавались писателями, чья жизнь является примером служения людям).


Проблема отношения к книгам: все ли книги надо читать и перечитывать.


Проблема приобщения людей к чтению (какие книги развивают любовь к чтению).


Проблема выбора книги для чтения (трудно ли выбрать книгу; как отличить хорошую, "живую" книгу от "литературного попкорна").


Проблема осознания современными молодыми людьми высокой духовной ценности книги (книга всегда была и будет источником познания мира, средством совершенствования внутреннего мира человека).


Проблема человеческого страха (если осудят невиновного, то тем самым увековечат несправедливость).


Проблема роли страха в жизни человека (страх сопровождает человека с детства; человек, лишённый страха, был бы страшен).


Проблема природы страха (у страха есть своя иерархия; страху подвержен весь животный мир; страх и любовь всегда вместе).


Проблема возвышения человека над страхом (человек может обрести бесстрашие во имя принципов, важных для людей).


Проблема случайности и закономерности в жизни человека, его судьбе (обычный случай может изменить судьбу, но все случайности закономерны).


Проблема воздействия шума на человека (шум, порождаемый человеком, мешает ему жить, оглушает его).


Проблема культуры народа (культура народа – это сумма этических и эстетических ценностей; подлинную культуру может создать только творец, тот, кто создаёт гармонию и красоту, способствует миру в жизни).


Проблема сохранения культуры (кем и почему уничтожается культура; высокую культуру уничтожают "цивилизованные вандалы" - люди, видящие в культуре лишь предмет зависти).


Проблема сохранения культурного наследия (общество должно бережно относиться к памятникам прошлого, заботиться о том, чтобы эти памятники были сохранены).


Проблема влияния городского ландшафта и городской архитектуры на человека (важно сохранить гармонию городского природного ландшафта и архитектуры, именно это вызывает в человеке чувство прекрасного, желание сохранить красоту).


Проблема соответствия природы народу, который живёт на той или иной территории (пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте).


Проблема коммерциализации культуры (обилие дешёвых рекламных трюков для привлечения внимания потенциальных потребителей – свидетельство упадка общей культуры).


Проблема национального менталитета (важнейший ориентир в воспитании – органичное соответствие поведения человека нормам национальной культуры; жажда обогащения и власти никогда не поощрялась русскими).


Проблема национального характера русских (в нашем национальном характере "скрещиваются" противоположные черты, русские склонны к крайностям во всём; несчастье русских – в их легковерии).


Проблема влияния фамилии на отношение к человеку (очень часто фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который её носит, и должно пройти определённое время, чтобы это отношение изменилось).


Проблема отношения человека к своей фамилии (человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей; недоброжелатели могут превратить фамилию в "оружие" против этого человека).


Проблема ощущения родины (с чем связано ощущение родины у русского человека).


Проблема тоски по родине (какое чувство испытывает человек, оказавшись вдали от родины; что помогает человеку пережить тоску).


Проблема чувства родины (человек всё готов отдать за родину!).


Проблема гуманизма в культуре (должна ли культура быть гуманистической; негуманистической культуры не должно существовать; подлинную культуру надо отличать от псевдокультуры).


Проблема мастерства: в чём его секрет (великое творение не обязательно должно иметь большие размеры; творящему человеку, кроме замысла, ещё и смелость нужна).


Проблема истинности литературного таланта (одна из главных причин появления литературного произведения – потребность что-то сказать людям).


Проблема талантливого человека (каждый человек от рождения наделён каким-либо талантом; талант необходим в любой профессии; талант – дар природы, его нужно развивать).


Проблема творчества и денег (можно творить ради денег).


Проблема уничтожения человечества (человечеству угрожает три опасности – ядерная, экологическая и разрушение культуры; разрушение культуры, т.е. нарушение духовно-поведенческого аппарата, привело к первым двум; мы живём в мире парадоксов).


Проблема обучения в школе (чему надо учить; в школе учащихся лишают возможности совершенствовать речь, мыслить).


Проблема образования (нужно ли человеку получать образование, изучать науки).


Проблема своевременного получения образования (насколько важно получить образование в молодости).


Проблема духовного совершенствования человека (как образование связано с духовным развитием человека).


Проблема влияния научной деятельности на жизнь и привычки человека (научная деятельность требует завидного терпения, упорства, смелости; она приносит человеку удовольствие и радость и помогает выжить в сложных жизненных обстоятельствах).


Проблема красоты и её воздействия (не хлебом единым жив человек, есть что-то прекрасное, и оно вечно; красота спасёт мир).


Проблема понимания красоты (как увидеть прекрасное: красоту надо уметь видеть и слышать).


Проблема духовной "глухоты" и "слепоты" человека (постоянная смена пейзажа, состояния природы отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально: нужно уметь видеть и слышать).


Проблема человеческой индивидуальности (человек похож на всех остальных и то же время он индивидуален).


Проблема выбора (всегда есть выбор в жизни: поступить по совести или вопреки ей).


Проблема человеческого счастья: в чём его секрет (секрет счастья в умении видеть окружающий нас мир и не забывать о мире внутреннем).


Проблема времени и его быстротечности (нехватка времени).


Проблема использования времени (рациональному использованию времени могут помочь режим дня и его соблюдение).


Проблема нестабильности нашей современной жизни (как сделать нашу жизнь стабильной и предсказуемой).


Проблема познания и его роли в существовании человечества (стремление к познанию заложено в человеке, и оно сильнее любых страхов; познание доставляет человеку удовлетворение; познание происходит через творчество).


Проблема массовой культуры (из человека можно сделать и человека, и зверя; массовая культура имеет право на сосуществование с классикой).


Проблема назначения искусства (какое произведение можно считать произведением искусства).


Проблема роли искусства в жизни человека (произведение искусства заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию).


Проблема влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека


( всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека).


Проблема интереса людей к различным передачам (наибольший интерес - развлекательные программы).


Проблема драматической судьбы неординарной личности (умная, искренняя личность в эпоху застоя обречена на непонимание, забвение).


Проблема взросления (не в росте дело, а в ответственности за свои поступки).


Проблема взаимоотношений человека и природы (должен ли человек сохранить природу, беречь её)


Проблема взаимоотношений близких людей (отношения между родными)


Проблема благодарности (умение благодарить людей)


Проблема доверительного отношения к человеку (стоит ли слушать чужое мнение, надо самому научиться доверять людям, оценивая их поступки)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение по тексту Б.П. Екимова по проблеме современного состояния русского языка

(1)Дискуссии о состоянии русского языка ведутся ещё со времён могучих витий веков прошлых: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Ф. М. Достоевского. (2)Ныне для нас их споры, размышления о судьбе родного языка являются высокими уроками русской литературы, человеческой мысли.

(7)В подобных случаях, испытаниях могучий океан великого языка (и не только русского) своей несравнимой с пришельцами массой, мощью, энергией, мерной и неустанной работой огранит, отшлифует чужие слова, пристраивая их к собственным нуждам, окропит живыми ключами родной земли, принимая в народную речь, письменность, художественную литературу. (8)Так было. (9)Видимо, так и будет. (10)Двести тысяч слов одного лишь словаря В.И. Даля – разве не океан? (11)Чужое перетрёт, перемелет, а грязное с пеною выбросит. (12)Рядовой, нынешний, орфографический словарь, и тот – сто тысяч слов, каждое из которых – не старая плесень, а живая речь, которая, конечно, богаче любых словарей, недаром из неё черпают щедро, но дна, слава Богу, не видно. (13)Русский язык не только живёт, но животворит!

(14)Одно из химических производств свои, конечно же ядовитые, отходы давно и поныне закачивает в глубокие земные пласты, губя воды живые. (15)Укорам да упрёкам не внемлют. (16)Главное для них – прибыль.

(17)На этой же земле, сохраняя воды живые, ребятишки-школьники хуторов Малоголубинского, Пятницкого и других, конечно же с учителями, земные родники да ключи берегут, чистят их. (18)Каждому – своё.

(19)То же – в нашей литературе, журналистике, которые, конечно же, влияют на состояние русского языка. (20)Тут дело в совести и, главное, в таланте. (21)Толстой, Тургенев, Шолохов, Шукшин не ставили себе задачей охранение русского языка. (22)У них это получалось естественно, потому что они были рождены русской землёй, от которой приняли великий дар и достойно им распорядились. (23)Вот и всё объяснение. (24)Для меня лично оно основательно. (25)В меру сил и возможностей следую ему, понимая малую свою силу.

(26)Но ведь на хуторе Малоголубинском родники расчищают вовсе малые ребятишки, из начальной школы. (27)Эти родники да ключи текут помаленьку, оживляя речки Малую Голубую, Ростошь, Еруслань, а далее – Дон, его могучие воды.

*Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) – российский прозаик и публицист.

В последнее время в России начали бить тревогу по поводу деградации русского языка. Некоторые общественные деятели, представители культуры и писатели считают, что в языке появилось много чужеродных слов. Б.П. Екимов поднимает проблему состояния современного русского языка.

Прочитав этот текст, начинаешь понимать, как вечен и неисчерпаем этот океан – родная речь. Поэтому её состояние вовсе не критично. Тем не менее нужно бережно относиться к русскому языку, чтобы сохранить его чистоту, точность и яркость.

Читайте также: