Проблема выбора между жалостью к людям и справедливой необходимостью сочинение

Обновлено: 08.07.2024

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев — без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

— (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипе-нием, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

— (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

— (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, — ответил Макар Иванович и привычно напыжился. — (39)От головы даю пирамидон, от живота — бесалол…

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

— (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… — сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. — (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы.

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

— (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района — нужно выделить средства, — сказал он, обращаясь к завхозу. — (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.

(По В. П. Аксёнову*)

* Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) — русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.

Порой человек стоит перед выбором: поступить справедливо или милостиво. Но какой поступок верный? Именно эту проблему поднимает В.П.Аксенов в тексте.

Чтобы привлечь читателей к этой проблеме, автор рассказывает о враче Александре Зеленине, который был начальником в больнице. Он заметил, что другой врач Макар Иванович использует устаревшие методы в своей работе и что они малоэффективны, из-за этого замечания Макар Иванович сильно расстроился, что даже не пришел на работу на следующий день.

Александр Зеленин стал сильно обеспокоен. Он обдумывал: правильны ли его действия по отношению к Макару Ивановичу или же нужно извиниться. Однако после Александр принял решение в пользу честности и справедливости: "Что из того, что он стар? Если работаешь - изволь работать добросовестно".

Автор приводит еще один пример. В больнице не было лабораторий. Молодой врач должен был либо оставить все как есть, либо провести переоборудование в больнице. И в конечном счете, Александр выбрал путь изменений, хоть он и был тяжким.

Сопоставляя эти примеры автор показывает, что порою нам приходится сталкиваться с тяжелым выбором, но каким бы выбор не был нужно выбирать справедливый путь.

Позиция писателя довольно ясна: если стоит выбор между сожалением и добросовестностью, нужно выбирать добросовестность, так как только в таком случае какая-либо ситуация будет меняться и улучшаться.

Я согласен с позицией автора. Действительно, порою нам жалко обидеть человека или не хочется идти по тяжелому пути, однако, зачастую чтобы совершить что-то стоящее нужно действовать решительно и главное честно, каким бы сложным путь не был. Обратимся к примеру из истории, во время Великой Отечественной войны у И.В.Сталина сына забрали в плен и потребовали обмен: СССР отдает своего фельдмаршала Германии, а Германия отдает сына Сталину. Несмотря на всю тяжесть выбора Сталин сказал: "Я солдата на фельдмаршала не меняю". Таким образом, Сталин поступил справедливо в рамках войны, ведь роль фельдмаршала гораздо важнее, чем роль одного солдата.

В конечном счете можно сказать, что нужно действовать честно и справедливо, даже если тяжко.

К1: Автор сочинения верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. (Оценка: 1 из 1)

К2: автор прокомментировал проблему с опорой на данный текст, привёл две иллюстрации из предложенного текста, объяснил развернуто ее значение, верно указал смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста, отсутствуют.

К3: позиция автора понята и раскрыта верно.

К4: автор сочинения выразил своё личное отношение к авторской позиции по проблеме.

К5: сочинение характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и связностью изложения, логических ошибок нет. Сохранена последовательность изложения, сохранено абзацное членение текста.

К6: работа автора характеризуется разнообразием грамматического построения текста, отсутствуют нарушения точности выражения мысли.

К7: правила орфографии соблюдены, ошибок нет.

К8: есть несколько пунктуационных ошибок.

Он заметил, что другой врач Макар Иванович использует устаревшие методы в своей работе и что они малоэффективны

"Макар Иванович" является уточнением, поэтому обособляется с двух сторон, также нужна запятая перед "и", стоящая между частями сложного предложения. Правильно было бы так:

Он заметил, что другой врач, Макар Иванович, использует устаревшие методы в своей работе, и что они малоэффективны.

Нужна запятая перед "или", в конце предложения должен стоять вопросительный знак.

Сопоставляя эти примеры автор показывает, что порою нам приходится сталкиваться с тяжелым выбором, но каким бы выбор не был нужно выбирать справедливый путь.

Есть ошибки в обособлении деепричастного оборота, пропущены ещё две запятые. Правильно должно быть так:

Сопоставляя эти примеры, автор показывает, что порою нам приходится сталкиваться с тяжелым выбором, но, каким бы выбор не был, нужно выбирать справедливый путь.

Обратимся к примеру из истории, во время Великой Отечественной войны у И.В.Сталина сына забрали в плен и потребовали обмен

Вместо первой запятой должно быть двоеточие:

Обратимся к примеру из истории: во время Великой Отечественной войны у И.В.Сталина сына забрали в плен и потребовали обмен.

Действительно, порою нам жалко обидеть человека или не хочется идти по тяжелому пути, однако, зачастую чтобы совершить что-то стоящее нужно действовать решительно и главное честно, каким бы сложным путь не был.

Действительно, порою нам жалко обидеть человека или не хочется идти по тяжелому пути, однако зачастую, чтобы совершить что-то стоящее, нужно действовать решительно и главное честно, каким бы сложным путь не был.

Должна быть запятая после "выбора".

Ошибка в обособлении вводной конструкции "в конечном счёте".

К9: есть грамматические ошибки:

из-за этого замечания Макар Иванович сильно расстроился, что даже не пришел на работу на следующий день.

Нарушена грамматическая конструкция: должно быть ". так сильно расстроился, что даже. "

Конструкция "стал обеспокоен" грамматически неверна. Правильно будет либо "сильно обеспокоился", либо "стал обеспокоенным".

Конструкция верна в устоявшейся форме "каким бы ни был".

К10: речевых ошибок нет.

К11: Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12: Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям.

(2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев – без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает. (3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов…

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

– (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипением, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

– (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

– (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, – ответил Макар Иванович и привычно напыжился. – (39)От головы даю пирамидон, от живота – бесалол…

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

– (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… – сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. – (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы.

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

– (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района – нужно выделить средства, – сказал он, обращаясь к завхозу. – (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер. (В.Аксенов)

Каким должен быть руководитель? Над этой сложной проблемой нас заставляет задуматься отрывок из произведения русского писателя, педагога и переводчика Василия Павловича Аксёнова, о молодом враче Александре Зеленине.
В данном тексте писатель изображает молодого врача, который в качестве руководителя прибыл на новое место работы. Зеленин оказался не доволен положением дел в доверенной ему больнице, поэтому он собрал производственное совещание, на котором твёрдо решил объяснить всем сотрудникам, в чём состоят проблемы и как их нужно решать. Это говорит нам о том, что молодой руководитель не смирился с текущей ситуацией, он решил проявить инициативу и взять на себя ответственность за исправление дела, как и подобает начальнику.
Помимо этого в тексте есть ещё одна деталь, способная помочь ответить на поставленный вопрос. На том же совещании Зеленин сделал замечание фельдшеру Макару Ивановичу, который был старше и проработал в этой больнице уже давно. Этим молодой врач обидел подчинённого, и тот решил уйти. Зеленин, хоть ему и стало жалко старика и захотелось оправдаться перед остальными сотрудниками, его не остановил, сделанное замечание было вполне справедливым, ведь Макар Иванович недобросовестно выполнял свои обязанности. Зеленин, как начальник, был обязан об этом сказать.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют нам понять, каким должен качествами должен обладать руководитель. Он должен нести на себе ответственность, проявлять инициативу и требовать от подчинённых выполнения их обязанностей.
Позиция В. П. Аксёнова относительно проблемы текста, отражена в предпоследнем абзаце. В неём нам представлены душевные сомнения Александра Зеленина, тот поначалу винит себя за ситуацию с Макаром Ивановичем и хочет пойти и извиниться, но всё же потом решает этого не делать. Это решение и заключает в себе одно из главных качеств, которыми должен обладать каждый руководитель: ставить добросовестное исполнение должностных обязанностей выше чувств подчинённых.
Я согласен с автором в том, что прежде всего начальник должен думать о своём долге и о результате работы всего коллектива, а уже потом заботиться о чувствах людей, которыми он руководит. Пример этого мы также можем найти в произведении Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка". Комендант Белогорской крепости капитан Миронов, получив известие о действиях войска Пугачёва, должен был держать их в секрете, даже от своей жены. Миронов понимал, что это может её разозлить и обидеть, но по долгу службы не мог ей ничего рассказать. Он поставил свои обязанности выше чувств близкого человека и поступил правильно.
Таким образом, становится понятно,что настоящий руководитель должен быть твёрд и решителен, осознавать свою ответственность и ставить свой долг превыше всего. Даже в ситуациях, когда его начинают терзать душевные сомнения, когда приходится делать неприятные вещи, он должен прислушиваться к голосу разума и делать то, что должен.

Алексей, хорошее сочинение. Проблему я бы сформулировала пошире. Должен ли человек стремиться выполнять свои профессиональные обязанности образцово? Необходимо ли выполнять свой профессиональный долг ответственно и добросовестно? Каким должен быть руководитель, на мой взгляд, слишком узко, ведь не только о Зеленине текст, но и о его коллегах. Однако не зачесть проблему, сформулированную вами, тоже не вижу оснований. Хоть она и более узкая, но в тексте присутствует.
По остальным критериям содержания вопросов и претензий нет (К1-К4).

По оформлению:
К6 снизила, п.ч. по К10 есть одна речевая ошибка.

К7 орфографических ошибок нет.

К8 "Зеленин, как начальник, был обязан об этом сказать". Считаю, что запятые не нужны, п.ч. это не сравнительный оборот, а конструкция со значением "в качестве", она не обособляется. Хотя возможны варианты. Если это приложение с обстоятельственным значением (=потому что начальник), то обособляется. По контексту, на мой взгляд, это всё-таки оборот "в качестве".
В следующем предложении перед "отражена" запятая не нужна, нет оснований для её постановки.
В предложении ". должен был держать их в секрете, даже от своей жены" обособлять тоже не нужно. Если бы было "от всех, даже от своей жены", тогда нужна была бы запятая.

К9 и К10 ". проработал в больнице уже давно" - нужно или "работал уже давно" или "проработал уже долгое время (много лет)"
В смысловой связи между комментариями "позволяют нам понять, каким должен качествами должен обладать руководитель. Он должен нести на себе ответственность" Ответственность берут на себя, а не "несут на себе". Неоправданный повтор, думаю, тоже очевиден. (красным речь, синим грамматика)
"Миронов, получив известиЕ о действиях войска Пугачёва, должен был держать ИХ. " (известие - его, действия держать в секрете нельзя, последнее слово, к которому относится местоимение, Пугачёв)… Нужно перестроить конструкцию.

В целом сочинение продуманное логически и содержательно грамотно выстроенное. Обратите внимание на грамматическое, речевое и пунктуационное оформление, и максимальный балл можно будет заработать.


Задание 27 № 18198

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Прибыв на новое место работы, молодой врач Александр Зеленин на следующий день приступил к своим обязанностям. (2)Во время обхода его стало одолевать волнение: было несколько чрезвычайно сложных случаев — без лабораторных данных невозможно разобраться, а лаборатория не работает.

(3)Как он будет лечить этих людей? (4)Работая шприцем или скальпелем, Александр всегда успокаивался. (5)Есть под рукой что-то осязаемое, сразу можно видеть результат. (6)Но терапия без анализов… (7)Сейчас Зеленин чувствовал себя словно древний мореплаватель, только что миновавший Геркулесовы столбы. (8)Безбрежный, неведомый океан колыхался перед ним.

(13)В конце недели Зеленин собрал производственное совещание. (14)Пришли все: пять медсестёр, фельдшер, санитарки, бухгалтер, завхоз и кучер Филимон. (15)Все они со скрытой насмешкой, с любопытством и недоверием поглядывали на беспокойного худого юношу, который теперь стал их начальником. (16)Персонал привык к тишине и спокойствию. (17)Больных было мало, потому что всех мало-мальски серьёзных отправляли в район. (18)Для выполнения плана койко-дней Макар Иванович клал в больницу знакомых старушек и упражнялся на них в диагностике.

(19)Зеленин подумал и неожиданно для самого себя густым голосом сказал:

— (20)Наша больница в Круглогорье является самым крупным лечебным учреждением на всём пространстве Круглогорского куста, со стационаром на двадцать пять коек. (21)Как видите, задачи перед нами стоят большие, и мы должны быть на высоте. (22)Но сейчас мы не на высоте! (23)Больше того, мы представляем из себя совершенно невероятный экспонат прошлого столетия. (24)В век телевидения и электроники работаем вслепую. (25)А между тем у нас есть и рентгеновский аппарат, и лабораторное оборудование. (26)Но всё это поломанное, грязное. (27)И в чём же здесь дело? (28)Некому было заняться? (29)Нет, дело в косности. (30)Вот вы, Макар Иванович…

(31)Тот слегка вздрогнул и пошевелил сцепленными на животе пальцами. (32)Полчаса назад он отобедал, и сейчас по голове его под белым колпаком, семеня ножками, бегали крохотные человечки, предвестники мягкой дремоты. (33)Взволнованные восклицания молодого доктора с шипе-нием, как ракеты-шутихи, летели откуда-то издалека.

— (36)Макар Иванович, расскажите, как вы лечите, что назначаете больным?

— (37)Как что? (38)В зависимости от индивидуальных реакций организма, — ответил Макар Иванович и привычно напыжился. — (39)От головы даю пирамидон, от живота — бесалол…

(44)Макар Иванович протёр очки, отставил книжку на длину вытянутой руки и прочёл название.

— (45)Мол-лодой человек, я тридцать лет здесь практикую, я… я… — сказал он после этого дрожащим голосом, встал и неловко стал стаскивать с плеч халат. — (46)Я на фронте… (47)Эх… постыдились бы.

(48)Минуту спустя Зеленин, чувствуя острую щемящую жалость, увидел в окне нелепую бочкообразную фигуру фельдшера на тонких ножках. (49)Александр несмело обвёл взглядом оставшихся. (50)Что теперь сказать? (51)Ему было жалко Макара Ивановича, хотелось оправдаться перед людьми, но он продолжил свою речь, словно ничего не случилось:

— (52)Итак, мы должны наладить работу своими руками, и начать придётся с рентгеновского кабинета и лаборатории. (53)Для ремонта аппарата придётся вызвать техника из района — нужно выделить средства, — сказал он, обращаясь к завхозу. — (54)Потом командируем кого-нибудь из сестёр на курсы рентгенолаборантов.

(55)На следующий день, в обед, Зеленин сидел в чайной и смотрел в окно на бескрайнюю ширь озера. (56)Было ветрено, мрачно, ходуном ходил тёмно-серый взлохмаченный горизонт.

(65)Мысли Зеленина прервались, потому что в дверь бухнули сапогом, а затем появился Филимон, больничный кучер.

(По В. П. Аксёнову*)

* Василий Павлович Аксёнов (1932–2009) — русский писатель, драматург и сценарист, переводчик, педагог.

Комментарий в сочинении по тексту А.Грина по проблеме выбора между законом и человеческим отношением.

Автор рассказывает историю, как герой приехал в Одессу, чтобы совершить кругосветное плавание.

Герой очень любил море, считал моряков рыцарями, но случай, свидетелем которого он стал, в корне изменил его отношение к людям с морской профессией.

Александр Степанович Грин

Исходный текст для сочинения №6

Работа над комментарием в сочинении

Читаем внимательно исходный текст и определяем проблему.

В данном тексте А.С. Грина можно выделить 4 проблемы:

  1. Проблема раскаяния.
  2. Проблема милосердия по отношению к преступникам.
  3. Проблема выбора между законом и человеческим отношением.
  4. Проблема столкновения идеала с реальной жизнью.

Напишем комментарий по третьей проблеме — проблеме выбора между законом и человеческим отношением.

Находим в тексте примеры, иллюстрирующие её.

Примеры-иллюстрации для сочинения по тексту А.С. Грина

Смысловая связь между примерами

Противительная связь между примерами. Выбор между законом и человеческим отношением крайне сложный и мучительный.

Нравственное чувство (в данном случае желание простить) иногда подсказывает более правильное решение, чем юридическая норма.

Комментарий в сочинении по тексту А.С. Грина (Образец)

В данном тексте А.Грин решает очень непростую проблему — проблему выбора между законом и человеческим отношением.

С одной стороны, всё просто и понятно: выбор всегда должен быть в пользу закона.

С другой стороны, не всё так просто, и порой жизнь предлагает человеку сделать свой выбор: встать на сторону закона или проявить милосердие.

Именно такой случай находит своё отражение в предложенном для анализа тексте.

Это читатель понимает не только из выражения прямых слов сочувствия, но большой теплоты, с которой герой сообщает, что рана оказалась неопасной и больной поправляется быстро (предложения 14 — 17).

Из описания их беседы мы узнаем, что напавший на матроса тоже моряк, имеет жену и детей, что он очень раскаивается после случившегося.

С точки зрения закона, напавший внезапно, со спины, и причинивший ранение другому человеку, бесспорно, виноват.

И то, что теперь его ждёт каторга, ясно для всех присутствующих в казарме.

С другой стороны, писатель показывает, как все замерли, ожидая решение молодого моряка.

Своим внешним видом матрос напоминает атлета, поэтому все уверены: он проявит силу духа и снисхождение к напавшему (предложения 36 — 42).

Это решение привело в большое смятение свидетеля данной истории, что он не смог дальше находиться в казарме и ушёл во двор.

В конце текста герой-рассказчик делает грустный вывод: моряки — обычные люди, которые, как и все, совершают ошибки.

Два приведённых примера-иллюстрации, в которых сравнивается отношение рассказчика к раненому матросу, способствуют пониманию позиции автора: выбор между законом и милосердием чрезвычайно трудный.

И иногда, чтобы не сломать жизнь раскаявшемуся человеку и его близким, надо уметь прощать.

Читайте также: