Проблема ответственности человека за свои поступки сочинение гроза

Обновлено: 05.07.2024

Вступление

Каждый из нас несет ответственность за то, что мы делаем, говорим или даже думаем. Рано или поздно придется держать ответ перед окружающими или перед самими собой за то, что совершили мы против своей совести или против общепринятых нравственных норм.

Проблема

С подобной ситуацией столкнулся Сергей Николаевич Плетенкин – главный герой текста С. С. Качалова. На примере жизнеописания своего героя, рассказа одного удивительного случая из его повседневности автор поднимает проблему ответственности за свои поступки.

Комментарий

В тексте несколькими словами обрисована простая и неторопливая жизнь Плетенкина. У него есть жена и дочь, быт налажен, работа приносит стабильный доход. Иногда, в особо удачные дни, ему удается еще и неплохо подработать, довозя людей за деньги.

В тексте представлен как раз один из таких удачных дней. Вернувшись домой, где его уже ждал горячи ужин, Плетенкин рассказал жене, как ему удалось удачно выманить деньги из встретившейся по пути женщины. За проезд он попросил 300 рублей, явно завысив цену, видя, что перед ним женщина состоятельная. Та подала ему 500, на что Сергей Николаевич не нашел сдачи. Девушка попросила его оставить сдачу себе. Вот такая удача.

Уже спустя некоторое время герой понял, что знал эту женщину, что, будучи старшеклассником, обманул ее, воспользовался ее доверием. Не первая красавица, Наташа Абросимова (так звали случайную попутчицу) в юности не пользовалась особым вниманием парней. Плетенкин начал ухаживать за ней, провожать домой, и за это попросил девушку написать за него сочинение на общегородской конкурс. Та с радостью согласилась.

Когда же молодой человек конкурс выиграл и получил путевку в Санкт-Петербург, он даже здороваться с Наташей перестал. И только на выпускном нашел в себе силы повиниться. Но девушка только сказала: “Разве ты меня обманул?” И ушла, оставив в памяти героя лишь свой тоскливый глубокий взгляд. Таким взглядом смотрела она на него и сегодня.

Нахмурившись от своих воспоминаний, Плетенкин решил, что при встрече отдаст ей все деньги. Но тут же понял, что никогда этого не сделает.

Авторская позиция

Автор убежден, что нечестный поступок не имеет срока давности. Рано или поздно он напомнит о себе и заставит платить по счетам. Дважды обманув девушку, герой рассказа, в первую очередь, обманул самого себя. И это чувство вины перед ней не покинет его до конца дней.

Своя позиция

Аргумент №1

Поняв, что все его поступки не имеют оправдания, он на каторге в молитвах добывал себе прощение у бога, перечитывая Евангелие и вспоминая самого светлого человека в своей жизни – Соню Мармеладову.

Аргумент №2

Заключение

Что бы мы ни делали в жизни, к чему бы ни стремились, всегда есть то, что ограничивает нас – наша совесть. Идти

вопреки ей нельзя, так как впоследствии она не раз напомнит о себе. Мы ответственны за собственную судьбу, за собственную жизнь и за свои поступки, хорошие и плохие. Жить нужно так, чтобы впоследствии не было стыдно за самих себя и совершенные действия.

Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть. Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери. Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

Проблема власти

Образ Катерины

Проблема любви

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.

Другие: ← Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова↑ По литературеЖанр поэмы Кому на Руси жить хорошо →

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза
Сейчас читают:

Конфликт старого и нового

Тест по произведению

История создания

Сильнее всего это проблема затрагивает Катерину – главную представительницу молодого поколения. Девушка не понимает, как люди могут жить в городке, где правят деньги и ложь, а не настоящая власть. Главная героиня чиста душой и не может жить в такой атмосфере. Девушка искренняя по отношению к своему мужу. Но Кабаниха быстро и резко пресекала все попытки искренности и любви в сторону Тихона, который не мог перечить матери. Катерина не смогла вынести этого, видела для себя только один выход – смерть.

2 вариант

В данном замечательном произведении сокрыто много проблем, что заставляют читателя пересмотреть свое мировоззрение, и задуматься об очень важных для человека вещах. Среди данных размышлений, можно отметить такие, которые касаются существования родных и близких людей, общества и народа, а также той среды, где проживает человек. Стоит отметить и более глубинные и философские проблемы, которые будут рассмотрены далее.

Стоит отметить такую проблему, как вопрос человеческой свободы, проявляющийся во внутренней и внешней ее форме. Главенствующей проблемой в данной истории, выступает именно эта. Лишь такая героиня действа, как Екатерина, очень сильно отличается от большинства, которое ее окружает. С первых строк, касательно Кати, читатель может понять, что это довольно смелая и отважная девушка, которая ценит свободу личности. Она говорит о том, что не может жить в столь душном и тесном мире, так как ей нужно больше свободы для того, чтобы проявлять потенциал своей личности.

Также, автор поднимает проблему, связанную с трудностью принятия решений. Ведь из-за своих душевных переживаний, связанных именно с выбором решений, героиня теряет душевный покой, и становится более эмоционально неустойчивой. Она говорит о том, что даже в своих молитвах, никак не может собраться с мыслями, так как те идеи, которые приходят ей в голову, являются навязчивыми и неприятными. Девушка решает, что ей следует покинуть данный мир, потому что продолжать жизнь в таком русле она просто не могла. Она не хотела просто существовать, героиня мечтала о том, чтобы проявить себя, показать, насколько многогранна ее личность. Однако, ей этого не удалось осуществить, и это можно рассматривать как одну из проблем, которую хотел затронуть автор данного произведения.

Также, писатель поднял и тему запретной любви. Ведь, когда героиня встречает Бориса, то она на миг понимает, что способна быть счастлива, способна ощутить то, что не может получить в своем доме. Тогда, в девушке закрадывается страх, ведь данная любовь является запретной, и героине не понять причин этому. Катерину можно назвать прогрессивной личностью, которая жила по-новому, а закоренелые и устаревшие устои общества, с навязчивыми принципами, ей были чужды и не милы.

Сочинение 3

Но все сошлись на одном – в пьесе отражен широкий спектр проблем разного характера, присущих не только современникам Островского, но и людям, живущим сегодня.

Нравственность в общепринятом смысле – это модель поведения и оценка действий окружающих людей на основе внутренних устоев, правил и ценностей человека. Поэтому для определения нравственных проблем пьесы «Гроза, стоит проанализировать поведенческие линии ее главных и второстепенных персонажей.

Угнетенное состояние в доме Кабанихи и страстное желание освободиться из этой клетки, приводит к тяжелому, нестабильному душевному состоянию Катерины.

Еще одну проблему обнажает тема отношений Бориса и Катерины. Он был не столько объектом любви, сколько способом спастись. Об этом говорить и ее независимое к нему отношение.

Катерина – представитель молодого поколения, а отношение к ней в доме Кабанихи, и отрицание ее свободы другими жителями, обнажает еще одну проблему пьесы – конфликт поколений.

Желание навязать свое патриархальное отношение к жизни, мнение и уклад не увязывается с желанием молодежи жить по новым порядкам, где каждый наделяется правом выбора, возможностью открыто любить, и выражать свои чувства.

Лицемерная и хладнокровная Марфа Игнатьевна всю жизнь ценила превыше всего деньги и власть, которую они могли дать. Она не желает дать волю детям, ведь это прямая угроза ее существованию.

Чистая душой Катерина не желала мириться с лживостью горожан, не могла жить по их правилам. Девушка всячески пыталась переменить это, искренне и с любовью пытаясь объяснить неправильность такой ситуации мужу. Но его мать на корню пресекала все ее попытки, а Тихон не смел перечить. Что и подтолкнуло главную героиню к единственно правильному выходу – смерти.

Также читают:

Картинка к сочинению Нравственные проблемы в пьесе Гроза

Популярные сегодня темы

Главной героиней повести является юная семнадцатилетняя девушка Ася, внебрачная дочь помещика и крепостной. Получив в раннем детстве крестьянское воспитание, после смерти матери девочка попадает в дом отца

Александр Сергеевич Пушкин в своём произведении "Дубровский", раскрывает актуальные во все времена темы любви, дружбы и чести. Люди, которыми управляет любовь, совершают необъяниснимые никем поступки.

Настоящее искусство всегда трогает душу человека, не может оставить кого-либо равнодушным. Прекрасные творения композиторов и художников, скульпторов, поэтов пробуждают в нас чувство прекрасного, заставляют увидеть новые грани в обыденном и привычном.

Вошедшие в историю великие люди и истории связанные с ними воодушевили большое количество российских мастеров слова на написание великолепных литературных трудов. И случается так, что один существовавший

Исаак Ильич Левитан - известный русский художник конца 19 века, который работал в жанре пейзаж. В то время его работы были очень востребованы обществом.

Аргументы:

Проблема

Что такое ответственность и должен ли человек отвечать за свои поступки, принятые решения или сказанные слова?

Отношение автора к проблеме

Каждый человек, совершая какой-либо поступок, должен задумываться об ответственности, о том, что только он в ответе за результаты этого поступка.

Аргументы

  1. Ответственность – это понимание того, как поступки и решения человека отразятся на его дальнейшей жизни.
  2. Ответственность – одно из важнейших личностных качеств, которое должен развивать в себе каждый человек.
  3. Ответственность – это обязанность человека отвечать за свои слова, решения и поступки.
  4. Каждый человек должен отвечать за свои действия и поступки.
  5. К ответственности необходимо приучать ребенка с раннего детства.
  6. Ответственные люди – это люди с сильным характером и силой воли.
  7. Ответственные люди притягательны для окружающих, так как им можно довериться, на них можно положиться в любом деле.
  8. По ответственности можно определять социальную и нравственную зрелость человека.

Синонимы к слову ответственность

Обязательство, ручательство, серьезность, порука, важность, грех пополам, ответ, залог, поручительство, совесть, надежность, обязательность.

Синонимы к слову человек

Муж, лицо, особа, личность, индивид, персона, индивидуум, смертный, индивидуальность.

Синонимы к слову поступок

Выходка, дело, курбет, действие, конкретика, ход, карма, шаг, демарш, акт, проделка, акция, свершение, жест, художество, подвиг, деяние.

Эпитеты к слову ответственность

Дисциплинарная, исключительная, уголовная, имущественная, персональная, иная, ограниченная, глубокая, коллективная, субсидиарная, административная, судебная, солидарная, моральная, другая, единоличная, внутренняя, нравственная, настоящая, колоссальная, новая, юридическая, человеческая, индивидуальная, экономическая, тяжкая, иная, личная, духовная, этическая, общественная, материальная, главная, правовая, государственная, осознанная, человеческая, гражданская, экономическая, корпоративная, иная, взаимная, духовная, общественная, социальная, постоянная, непомерная, официальная, строгая, максимальная, громадная, собственная, повышенная, гигантская, родительская, подобная, партийная, реальная, непосильная, всеобщая, неограниченная, дополнительная, общая, финансовая, чудовищная, безмерная, определенная, должная, огромная, совместная, двойная, чрезвычайная, круговая, основная, суровая, страшная, глобальная, великая, историческая, политическая, большая, тяжелая, налоговая, высокая, полная, возможная, профессиональная, непосредственная, лишняя, особая, законная, прямая, немалая, равная, серьёзная.

Эпитеты к слову человек

Умный, глупый, вежливый, выносливый, правильный, светлый, талантливый, злой, суровый, грозный, ответственный, великодушный, благородный, безынициативный, высококвалифицированный, безгрешный, бездушный, молодой, старый, городской, сельский, светловолосый, кареглазый, безответственный, вредный, жадный, душевный, праведный, мужественный, самоотверженны, малодушный, простодушный, смелый, лицемерный, дикий, прекрасный, грубый, высоконравственный, безотказный, коммуникабельный, безобразный, непорядочный, подлый, нечистоплотный, своенравный, горячий, молчаливый, любимый, любящий, думающий, тактичный, темноволосый, осторожный, хитрый, бесхитростный, мудрый, справедливый, скользкий, длинноногий, угрюмый, улыбающийся, длинноволосый, эрудированный, обычный, эмоциональный, щедрый, застенчивый, задиристый, эгоистичный, неприступный, интересный, любвеобильный, благодарный, восторженный, прилежный, чарующий, эпатажный, волевой, свободолюбивый, агрессивный, увлеченный, недоступный.

Эпитеты к слову поступок

Бескорыстный, хулиганский, бесстрашный, худой, благовидный, стыдный (устар.), бестактный, благоразумный, скверный, благородный, глупый, рискованный, богоугодный (устар.), преступный, великодушный, предательский, высоконравственный, постыдный, героический, позорный, геройский, подлый, гражданский, пакостный (разг.), гуманный, непотребный (устар.), отвратительный, дурной, добрый, опрометчивый, осмотрительный, душеспасительный (г/стар.), низкий, замечательный, нечистоплотный, изумительный, нечестный, милосердный, непристойный, молодецкий (разг.), неприличный, мужественный, неприглядный, похвальный, непорядочный, праведный, некрасивый, превосходный, неблаговидный, прекрасный, мошеннический, разумный, мерзкий, рыцарский, лицемерный, самоотверженный, славный, коварный, смелый, злонамеренный (устар.), справедливый, жульнический, тактичный, честный, дикий, авантюристический, дерзкий, авантюрный, грязный, аморальный, грубый, антиобщественный, головотяпский (разг.), безнравственный, гнусный, безобразный, безответственный, вредный, безумный, вероломный, бесстыдный, бесчестный,

Также основными проблемами произведения являются проблема конфликта поколений и проблема выбора, которые тесно переплетаются друг с другом. Старшее поколение наотрез отказывалось принимать желание молодых людей жить в обществе, где основными принципами были бы свобода и равенство. Сохранить патриархальный уклад жизни – вот, что было основной целью Марфы Игнатьевны, представительницы старшего поколения. Всю жизнь в ее руках была сосредоточена власть, а значит и деньги, и отказ от патриархата привел бы к ослаблению ее влияния на жизни людей, чего она допустить не могла.

В заключение хочется сказать, что А.Н.Островский поднимает в своем произведении такие нравственные проблемы, которые всегда будут актуальными. Они заставляют человека задуматься о многих действительно важных вещах, обратить внимание на свое мировоззрение, показывают, что без свободы человек перестает развиваться как личность и становится просто рабом.

Другие темы: ← Рецензия на произведение Гроза↑ ОстровскийАнализ произведения Бедность не порок →

Популярные сочинения

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение

В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.

Другие: ← Жанр пьесы Вишнёвый сад Чехова↑ По литературеЖанр поэмы Кому на Руси жить хорошо →

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза

Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза
Сейчас читают:

Кого можно считать носителем человеческого достоинства?

Символическое название — один из способов выразить идейный замысел произведения. В одном слове заключено огромное значение, оно многослойно.

Зависит от уровня истолкования. На формальном уровне это завязка и кульминация драмы. А вот на символическом уровне это боязнь кары господней, расплаты.

Главные герои

Основные персонажи пьесы: Кабаниха, ее сын Тихон, Катерина (сноха Кабановой), Борис (ее возлюбленный), Варвара (сестра Тихона), Дикой, Кулигин. Есть и другие персонажи, у каждого из которых своя смысловая нагрузка.

Кабаниха и Дикой олицетворяют собой все негативное, что есть в городе Калинове. злоба, самодурство, желание руководить всеми, жадность. Тихон Кабанов — пример безропотного поклонения матери, он бесхарактерен и глуп. Варвара же не такая. Она понимает, что мать во многом неправа. Она тоже хочет освободиться из-под ее давления и делает это по-своему: просто обманывает ее. Но такой путь невозможен для Катерины. Она не может врать мужу, измена для нее — это большой грех. Катерина на фоне других выглядит более мыслящей, чувствующей и живой. В стороне стоит лишь один герой — Кулигин. Он выполняет роль героя-резонера, то есть персонажа, в уста которого автор вкладывает свое отношение к ситуации.

Смысл названия пьесы Гроза — Островского

По названию читатель чаще всего уже может понять, о чем пойдёт речь в произведении. Что хотел сказать А.Н. Островский своей драмой? К чему нужно быть готовым, держа в руках книгу автора?

В начале драмы все тихо и спокойно. Предгрозовое время. Но постепенно стихия наступает. И речь не только о природном явлении. Ситуация в обществе не стабильна. Люди делятся на открытых и честных и на лицемерных и лживых. Крайне непросто уживаться в таком обществе. Многие стремятся исключительно к обогащению. Деньги — их главная ценность. Но есть и те, которые уверены, что счастье не зависит от материальных благ.

Противоречия во взглядах нарастают. Осуждение, сплетни, слухи, пьянство, разгульный образ жизни, деньги, деньги, деньги. Когда же это закончится? Жить, существовать в лицемерном и фальшивом обществе невозможно. Да и стоит ли мириться с несправедливостью? Грядущая катастрофа, стихия неминуема. Чтобы изменить мировоззрения людей, прекратить череду противоречий, необходим толчок, встряска. Гроза, гром, молния — удары, которые жизненно важны всем вокруг.

Гроза-Островского.jpg

  • Почему произведения Островского называют пьесами жизни? — сочинение

Гроза — акцент, который А.Н. Островский делает, в момент прогулки по набережной. Сила природы восхищает, поражает, подчиняет себе. Гроза. Она приковывает к себе внимание, пугает и заставляется нервничать. Гроза усиливает действие надвигающейся катастрофы, разворачивающейся трагедии. Никто и ничто не в силах противостоять ей.

Катерина под действием этого природного явления решилась признаться мужу в неверности. С раскатом молнии героиня падает без сознания.

А.Н. Островский связал название не только с ярким природным явлением, но и с чувством неизбежности к переменам, которые уже дав ждёт общество. Гроза — символ решительности, стихии, действия. Противоречия между героями достигли своего апогея. Перемены необходимы всем.

История создания

Предварительный просмотр:

Мотивация познавательной деятельности. (2 мин.)

1. Вступительная беседа.

Ребята, вы, как и многие из нас, бывали в театре.

Какие пьесы вы смотрели? (разные: комедии, трагедии).

Если обратиться к афише театра, можно заметить, что в репертуаре довольно часто встречаются произведения классиков: Шекспира, Чехова, Гоголя, Островского. (Обратим внимание на театральные афиши, репертуар самарских театров).

Чем вызван интерес современных зрителей к классической литературе? (сюжет, тема, проблема). То есть тематика произведений актуальна и в наше время.

II. Актуализация проблемы. (2 мин.)

1. Определение цели и задачи урока.

2. Постановка проблемной задачи.

Цель нашей работы — раскрыть жизненные позиции главной героини, понять причины ее гибели.

III. Повторение и обобщение знаний и способов деятельности учащихся. (31 мин.)

I гр. — жизнь в родительском доме

2 гр. — замужество

3 гр. — выбор Катерины

2. Усиление понимания учащимися исходной проблемной ситуации.

Построение визуально — ассоциативного ряда (картины, образы).

(Вывод записывается на доске. Нa экране иллюстрации для каждого этапа жизненного пути).

Детство-рай гармония души

замужество семья — клетка

грех — падение покаяние — гроза

Согласны ли вы с мнением Н.Добролюбова?

Как вы оцениваете ее поступок?

Сила это или слабость?

Случайность или закономерность?

(Сила, так как она одерживает победу над Кабанихой, предпочитает умереть, но не идет на компромисс со своей совестью. Слабость, потому что гибель — это отказ от действий, преодоления трудностей)

Можно ли было избежать трагического финала?

(Нет, так как Катерина не могла, не хотела лгать, фальшивить, изворачиваться).

Осуждаете вы ее или оправдываете?

(аргументируйте свой ответ)

Итак, мнения высказаны. Катерина свой выбор сделала.

4. Интерпретации пьесы современниками (9 мин.).

Оглянемся вокруг. Мы уже успели шагнуть в XXI век, но среди нас по-прежнему живут и здравствуют такие, как Кабанова, Дикой, Молчалин, Чичиков, Хлестаков.

Перенесем действие пьесы в современность и попытаемся изменить ход событий таким образом, чтобы избежать трагического финала. Вам было дано задание предложить свой вариант развития событий и вступить в диалог с героями пьесы. 1-ой группе было предложено задание: Катерине изменить себя. Я-Я.

2-ой группе изменить взаимоотношения со свекровью. Я — ОНА

3-ей группе — изменить Бориса. Я — ОН.

Организация групповой работы (каждой группе выдаются листы с началом реплики героини (героя).

Выполнение заданий учащимися. Инсценировка эпизода.

Ситуаций, когда мы стоим перед проблемой выбора, великое множество.

За неумение выбирать человеку приходится расплачиваться собственными страданиями или страданием близких людей. Выбирать – это значит анализировать, что для меня сейчас важнее: говорить или молчать, взять инициативу в свои руки или уйти от ответственности, вступить в конфликт или спрятаться от него, любить или позволять себя любить.

Пьеса А.Н.Островского помогает современному читателю понять, что нравственные ценности вечны, так как вне зависимости от времени каждый из нас делает свой выбор. Об этом говорит в своем стихотворении

Ю. Левитанский (текст на экране)

IV. Подведение итогов. (3 мин.)

Чему научил вас сегодняшний урок?

(каждый должен учиться делать выбор, иметь представление о нравственных ценностях)

2. Выставление оценок.

Спасибо за участие на уроке, актерское мастерство и творчество.

Заполненные таблицы, листы рефлексии передайте учителю.

V. Домашнее задание. (2 мин.)

Дифференцировано по уровням:

Задание №3. Сравните нравственный выбор героинь А.С. Пушкина,

И.С. Тургенева, А.Н. Островского

Проблема любви

Смысл финала

Читайте также: