Проблема духовного пробуждения героя сочинение

Обновлено: 13.05.2024

Андрей Болконский и Пьер Безухов – два главных героя, которое постоянно находятся в духовных поисках и поисках себя. Их не устраивает обыкновенная жизнь. Герои хотят добиться чего-то большего, принести обществу пользу и изменить его в лучшую сторону.

Андрей Болконский переживает период кризиса. Он – аристократ, но его абсолютно не устраивают баллы, собрания в салонах и бессмысленные светские разговоры. Героя уже тошнит от всего этого. Он устал. Князь не имеет счастья в семейных отношениях. Супруга Андрея любит его всем сердцем. Однако, он не испытывает к ней ничего. Елизавета ожидает ребёнка, начинается война. Андрей воспринимает это как шанс прославиться.

Его отец лично знаком с Кутузовым, но не собирается устраивать его в тёплое местечко. Да и сам князь желает добиться всего самостоятельно. Герой не раздумывая уходит на войну, несмотря на уговоры сестры и жены. Ошибка героя состояла в том, что он гнался за славой. Его кумиром был Бонапарт. Однако, жестокая и кровопролитная война показала герою истинную сущность французского завоевателя.

Ранение, полученное в сражении, помогло герою пересмотреть всю свою жизнь и увидеть, что слава ничего не стоит. Она требует много жертв ради минуты наслаждения. Великий полководец Кутузов понимал мотивацию Андрея, но не препятствовал ему. Только предупредил, что это сражение может стать последним. Андрей остался жив, но получил серьёзное ранение. Решил оставить армию, вернулся домой. Елизавета умерла в родах, князь остался один с сыном на руках.

Его поиски продолжались. Через время князь встретил свою любовь. Однако, чувства проверку на прочность не выдержали. Год ожидания показался Наташе слишком длительным сроком. Красавец Анатоль обманул её, она думала, что построит счастье с ним, но не вышло. Курагин уже был женат. После предательства невесты Андрей вновь вернулся на войну. Там и получил своё смертельное ранение, которое открыло ему духовные глаза. Герой понял, что такое настоящая любовь. Он простил всех: возлюбленную, Анатоля и весь мир. После спокойно ушёл в мир иной.

Пьер Безухов – простой и неуклюжий молодой человек. Имеет высокие идеалы, поговаривает о бунтах и изменениях. У Пьера была непростая судьба. Вокруг него всегда плелись интриги. После получения богатого состояния, его соблазнила Элен. Добродушный и доверчивый Пьер женился на ней. Она изводила его изменами и ложью. Не подпускала к себе. Герой вступил в масонскую ложу, желая сделать мир лучше. Понял, что всё это обман. Побывал на войне и в плену. Пережил предательства близких людей. Знакомился с жизнью простых людей. К радости, в финале герой смог создать счастливую семью с Наташей Ростовой и успокоиться.


Задание 12 № 1067

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.4. Проблема духовного пробуждения героя (на примере одного произведения русской литературы).

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

При написании сочинения можно пользоваться следующим примерным планом.

1. Вступление — вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Во вступлении может содержаться ответ на заданный по теме вопрос; быть представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”); содержаться факт из биографии автора или характеризован исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста; быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы (“тема судьбы”, “образ героя”…).

2. Основная часть: представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументировано и стилистически правильно, грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько верно понята тема. Основную часть можно начинать с тезиса — положения, которое вы будете доказывать. Потом приведите аргументы, их должно быть по крайней мере два. Свои аргументы подкрепляйте примерами из текста.

3. Заключение: подведение итога, обобщение сказанного, завершение текста, повторное обращение внимания на самое главное. Заключительная часть должна быть короткой, но емкой; органически связанной с предыдущим изложением. В заключении может быть выражено отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный смысл и быть подготовлено материалом основной части.

12.4. Проблема духовного пробуждения героя (на примере одного произведения русской литературы).

Тема может быть раскрыта на примере образов Пьера Безухова и (или) Андрея Болконского.

12.5. Может ли просмотр кинофильма заменить чтение книги? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы и экранизации по мотивам этого произведения.)

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

argumenty-iz-literatury-i-zhizni-dlya-sochineniya-na-temu-nravstvennoe-vozrozhdenie-ege-po-russkomu-yazyku

Проблема

Нравственное возрождение человека.

Отношение автора к проблеме

Жизненные обстоятельства, в которых оказываются люди, могут стать причиной их нравственного падания или возрождения. Важно помнить, что судьба человека зависит только от него самого. Только от нас самих зависит то, какую дорогу в жизни мы вы берем.

Аргументы

  1. Любовь способна стать причиной нравственного возрождения человека.
  2. Гордыня приводит человека к нравственному падению.
  3. Путь нравственного возрождения долог и труден.
  4. От нравственного выбора человека зависит его дальнейшая судьба.
  5. Отсутствие нравственности делает человека распущенным и недостойным.
  6. Во избежание нравственного падения необходимо контролировать каждый свой шаг.
  7. Человек всегда способен на нравственное возрождение, нужно просто этого сильно захотеть.
  8. Нравственное возрождение всегда приходит после раскаяния.
  9. Осознание собственной вины и пороков является вестником нравственного возрождения человека.
  10. Нравственное возрождение позволяет человеку стать совершенно другой личностью.

Духовное, нравственное, человеческое, собственное, грядущее, культурное, позднее, послевоенное, моральное, раннее, будущее, чудесное, творческое, высокое, постепенное, возможное, долгожданное, неожиданное, великое, истинное, настоящее, всеобщее, глубокое, полное, божественное, земное, молчаливое, неземное, неотразимое, пустынное, царское, царственное. далекое, живое, забытое, неизъяснимое, неистребимое, неопределенное, неясное, полузабытое, полусознательное, робкое, скупое, смутное, таинственное, туманное, тусклое, четкое, яркое, безрадостное, беспокойное, благодарное, мучительное, невеселое, неприятное, волнующее, отрадное, поэтическое, прекрасное, приятное, радостное, радующее, светлое, сентиментальное, славное, сладкое, сладостное, тревожное, трогательное, тягостное, тяжелое, тяжкое, чистое, волшебное, всеохватывающее, душевное, живительное, животворное, лирическое, лучезарное, молитвенное, небесное, невольное, необъяснимое, огненное, озаряющее, ослепительное, пламенное, плодотворное, рабочее, светозарное, светоносное, слёзное, слепящее, смутное, необыкновенное, чарующее, чудесное, чудодейственное, чудотворное, яркое, ясное.

Моральный, духовный, этичный, благой, душевный, сердечный, душеспасительный, добродетельный, благонравный, праведный, возвышенный, неиспорченный, благочинный, благородный, непорочный, достойный, порядочный, невинный, безгрешный, неповинный, добропорядочный, нравоучительный, внутренний.

Преображение, обновление, воскрешение, преобразование, перерождение, пробуждение, исправление, воссоздание, восстановление, оживление, подъём, возобновление, развитие.

Примеры из художественной литературы

В начале романа Пьер изображается как обыкновенный представитель светского общества, проводивший свободное время в поисках удовольствий, а в конце – отец семейства, значимый общественный деятель. В поисках смысла жизни, главный герой совершает множество ошибок, одной из которых была женитьба на порочной и подлой Элен Курагиной. Затем душевные искания приводят Пьера в масонскую ложу, где на время у него создаётся видимость внутреннего умиротворения. Однако и здесь графа ожидало разочарование: он увидел, что в рядах масонов распространена фальшь, лицемерие, личная корысть, карьеризм. Следующим его предназначением, по мнению самого Пьера, было убийство Наполеона. Правда, он быстро смиряется с тем, что цель невыполнима, так как к Бонапарту не пробраться.

Нравственное возрождение к Пьеру пришло после соприкосновения с народом во время Бородинского сражения, затем в Москве и плену. Только попав к неприятелю, граф обретает душевную свободу, потеряв физическую. Отношение к жизни у Пьера меняется в полной мере после встречи с Платоном Каратаевым, который при помощи народной мудрости дал ему возможность увидеть мир с другой стороны. Наградой за духовное развитие главному герою стала любовь Наташи Ростовой. Она словно ангел вошла в его жизнь, озаряя её тёплым и ласковым светом. Своё счастье Пьер обрёл в тихой семейной жизни с любимой женщиной.

Ф.М. Достоевский считал, что духовное возрождение и очищение возможно после совершения даже такого страшного греха как убийство. Но воскресить человеческую нравственность способна только вера и любовь.

СОЧИНЕНИЯ 17 (ЛЮБЫЕ 2)

Почему же дружба Онегина и Ленского завершилась трагически?

Во-первых, А.С.Пушкин изначально обращал внимание читателей на фальшь в отношении героев друг к другу. Да, они проводили вместе достаточно времени, но назвать их друзьями сложно, ведь в беседах друг с другом они видели лишь развлечение:
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Разве может поддельная дружба рассчитывать на счастливое продолжение?

Во-вторых, образы Онегина и Ленского автор противопоставил. Скептик Евгений Онегин ведет праздную и беспечную жизнь, хладнокровно относясь к окружающему миру. Ленский же показан совершенно контрастно. Владимир предстает перед нами человеком, который живет чувствами, восторгается всему происходящему. Неслучайно различие темпераментов и интересов А.С.Пушкин подмечает с помощью антитезы:
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень.
Становится ясно, что двум непохожим людям будет сложно построить дружбу из-за расхождения интересов.

Кроме того, пылкость характеров и нежелание пойти на компромисс сыграло с приятелями злую шутку. Кульминацией их взаимоотношений стала дуэль, в которой Владимир Ленский погиб от руки Онегина. С болью в сердце я читала эпизод, где Евгений необдуманно попытался вызвать ревность Владимира, ухаживая за его возлюбленной Ольгой. Такой поступок возмутил Ленского. Акт мести между друзьями мог и не совершаться, если бы они обсудили сложившуюся ситуацию. Но неготовность уступить привела к летальному исходу - смерти человека
Таким образом, дружба Евгения Онегина и Владимира Ленского завершилась трагически. Это произошло потому, что благоприятное развитие взаимоотношений было не только обречено на провал изначально, но и усугублено в дальнейшем неспособностью превозмочь трудности вместе.

17.4. Проблема духовного пробуждения героя (на примере одного произведения русской литературы).

Окончательно развеивается романтическое представление Болконского о чести на Аустерлицком поле. Он понимает, что в жизни есть нечто более важное, чем слава. Встретившись со своим кумиром Наполеоном, Болконский разочаровывается и в нем.

Знакомство Андрея с Наташей Ростовой стало одним из ключевых событий в жизни героя, ведь именно светлая и добрая Наташа помогла Болконскому понять, что смысл жизни заключается в любви.
Предсмертные размышления после полученного на Бородинском поле ранения переворачивают сознание героя. Для него проясняется то, что он всегда в себе носил, но не выпускал наружу: понимание простоты жизни и любви как главной ценности, которая делает людей людьми.
Таким образом, раскрывая проблему духовного пробуждения героя, Л.Н.Толстому мастерски удалось передать, как Андрей Болконский прошел путь от честолюбивого эгоизма и гордости до самоотречения. Я считаю, что жизнь Болконского — это эволюция гордыни человеческого разума, сопротивляющегося бессознательной доброте и любви, которые и составляют смысл жизни человека.

РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ
(фрагмент)
Книгопродавец
Итак, любовью утомленный,
Наскуча лепетом молвы,
Заране отказались вы
От вашей лиры вдохновенной.
Теперь, оставя шумный свет,
И муз, и ветреную моду,
Что ж изберёте вы?

Книгопродавец
Прекрасно. Вот же вам совет;
Внемлите истине полезной:
Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.
Что слава? - Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!
Предвижу ваше возраженье;
Но вас я знаю, господа:
Вам ваше дорого творенье,
Пока на пламени труда
Кипит, бурлит воображенье;
Оно застынет, и тогда
Постыло вам и сочиненье.

Позвольте просто вам сказать:
Не продаётся вдохновенье,
Но можно рукопись продать.
Что ж медлить? уж ко мне заходят
Нетерпеливые чтецы;
Вкруг лавки журналисты бродят,
За ними тощие певцы:
Кто просит пищи для сатиры,
Кто для души, кто для пера;
И признаюсь — от вашей лиры
Предвижу много я добра.

Поэт
Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся.
(А. С. Пушкин, 1824)

Так стояли мы с друзьями
В перерывах меж боями.
Сухопутьем и морями
Шли, куда велел приказ.
Встань, фотограф, в серединку
И сними нас всех в обнимку:
Может быть, на этом снимке
Вместе мы в последний раз.

Кто-нибудь потом вглядится
В наши судьбы, в наши лица,
В ту военную страницу,
Что уходит за кормой.
И остались годы эти
В униброме, в бромпортрете,
В фотографиях на память
Для отчизны дорогой.
(Ю. И. Визбор, 1979)

15.2 Каким предстаёт военное поколение в стихотворении Ю. И. Визбора?

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озарённый,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
(А.А.Блок)

16.В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чём эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

Идеальные женские образы созданы не только А.А.Блоком, но и А.С.Пушкиным и Ф.И.Тютчевым.

Итак, в женских образах А.А.Блока, А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева сокрыта тайна и красота, очарование и миловидность, что и делает их неповторимыми, уникальными, идеальными.

Читайте также: