Бунин тоска по родине сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Как и всякий русский поэт, И. А. Бунин впитал в себя классическую традицию воспевания России. Для него, выросшего в отцовском имении, среди неяркой и незвонкой красоты русской природы, родина начиналась именно здесь. Отзвуки этой очарованности мы находим уже в ранних стихах поэта, которые так и называются: “Родине ” , “Родина” . В стихотворении “Родине” , еще во многом подражательно-декоративном, Россия предстает в образе нищей крестьянки:

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом

В стихотворении “Родина” привычная российская даль навевает смутную тоску:

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Во многих ранних стихотворениях Бунина звучат былинные и сказочные мотивы, возвращающие нас в Древнюю Русь и в дохристианские времена – “На распутье” , “Вирь” , “После битвы” , “Канун Купалы” , “Степь” . В стихотворении “Степь” даже чувствуется былинная распевность:

Синий ворон пьет глазки до донушка,
Собирает по косточкам дань.
Сторона ты моя,

Это возвращение к истокам тоже было характерным для русской культуры начала прошлого века. Былинная древняя Русь постепенно накладывалась в сознании поэта на современную Россию с ее отсталостью и нищетой. Разразившаяся мировая война усугубила надвигающийся кризис. Предчувствие катастрофы сквозит в стихотворении “Канун”:

Вот встанет бесноватых рать
И, как Мамай, всю Русь пройдет…
Но пусто в мире – кто спасет?
Но бога нет – кому карать?

Но Россия открывалась Бунину не только в нищете и заброшенности убогих селений. Он видел ее и в многоцветье весенних степей, алом вечернем небе, золотых осенних рощах:

В сухом лесу стреляет длинный кнут,
В кустарнике трещат коровы,
И синие подснежники цветут,
И под ногами лист шуршит дубовый.

Печален долгий вечер в октябре!
Любил я осень позднюю в России.
Любил лесок багряный на горе,
Простор полей и сумерки глухие…

Одухотворяют просторы и пейзажи люди, мирные крестьяне-хлебопашцы. Бунин описывает их с умилением:

По борозде спеша за сошниками
Я оставляю мягкие следы –
Так хорошо разутыми ногами
Ступать на бархат теплой борозды!

О своей старой няне Бунин пишет:
Отчего в глазах
Столько скорби, кротости?…
Лапти на ногах,
Голова закутана
Шалью набивной,
Полушубок старенький…
“Здравствуй, друг родной. ”

Бунина, как и других его современников, волновала судьба России. Уже в одном из ранних рассказов, написанных в 1900-е годы, Бунин спрашивал себя, с грустью глядя в “жуткие дали” России: “Что общего осталось у нас с этой лесной глушью? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях, мне ли помочь им?” . Тем не менее уже в те годы он напряженно исследовал русскую действительность, искал в ней что-то светлое и достойное. Так появились рассказы “Антоновские яблоки”, “Сосны”, “Мелитон”, “Птицы небесные”.

В отличие от многих писателей-современников у Бунина не было чувства вековой вины интеллигента перед забитым и нищим русским крестьянством. Поэтому в его рассказах о деревенской жизни, в частности в “Антоновских яблоках”, иногда усматривают поэтизацию крепостного времени. На самом деле свежий запах антоновских яблок символизировал для писателя прежде всего здоровье, простоту и домовитость крестьян, разумный трудовой быт, здоровые устои деревенской жизни.

Эти устои основаны на неразрывных узах с землей. Именно они создали неповторимый пласт отечественной народной культуры, которая постепенно исчезает, разъедается городской цивилизацией. Поэтому рассказ “Антоновские яблоки” имеет подзаголовок “Эпитафия”. Деревня смиряется и сиротеет.

И рассказы Бунина кажутся поэмой запустения помещичьих гнезд и глухих деревень.

Но герои Бунина страдают не только и не столько от социальной несправедливости, от разорения и угнетения. В большинстве своем его герои задумываются над вечными вопросами бытия. Писателя остро интересует мироощущение представителей разных социальных слоев, соотношение их духовного опыта, его истоки и перспективы.

Эти интересы не уводили Бунина от реальной действительности, ибо именно она определяла взгляды и чувства его персонажей. И особенно мучителен для Бунина разрыв между внешними побуждениями и действительным положением вещей. При этом Бунин далек от идеализации крестьянства.

Он показал, как многовековое рабство одинаково искалечило души и крестьян, и помещиков, как разрушительно воздействует рабский труд на человеческую личность. Рассказы “Деревня” , “Суходол” , “Веселый двор” , “Захар Воробьев” и другие, которые сам автор позднее назвал “беспощадными”, показали читателям другую, непривычную, Россию, вскрыли самосознание масс на переломе, раскрыли противоречия русской души. Таков, например, главный герой рассказа “Деревня” Кузьма Красов, стремящийся к свету и добру, но раздавленный тупым и тяжким бытом и злобой остальных жителей Дурновки.

А в “Суходоле” беспощадно рассказывается о духовном оскудении барчуков, упадке “дворянских гнезд” в начале прошлого века.

Судьба обрекла Бунина на расставание с родиной. Однако его рассказы и стихотворения, написанные вдали от России, по-прежнему неразрывно связаны с ней, ее широтой и несуразицей. Герои и героини его рассказов просто жили естественной жизнью, пытаясь осмыслить собственное предназначение на земле. При этом в ткань бунинских рассказов органично вплетаются раздумья самого писателя над существующими связями между прошлым и будущим, национальным и общечеловеческим, сиюминутным и вечным, определяющими судьбу России.

Он пытался понять, что же представляет собой характер русского человека, русская душа. Бунин видел, что жизнь меняется, что возврата к прошлому нет и не может быть. Поэтому в его рассказах время неумолимо отсчитывает срок, отпущенный старому миру.

Но каким будет новый мир, что ждет Россию, он предвидеть не мог, с ужасом описывая в “Окаянных днях” кровавую смуту революции. Поэтому Россия Бунина осталась заповедной страной одухотворенных пейзажей и надломленных людей, ищущих и не находящих свое место в новом мироустройстве.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конкурс сочинений

МКОУ Кучеряевская основная общеобразовательная школа

397544 Воронежская область, Бутурлиновский район,

Выполнил: Гацев Игорь Андреевич, обучающийся 3 класса,

8 лет, 01.01.2007 г.

Руководитель : Долгополова Валентина Ивановна,

учитель начальных классов МКОУ Кучеряевская ООШ

Иван Алексеевич Бунин, знаменитый писатель и поэт, - наш земляк.

Родился он в Воронеже 10 октября 1870 года.

Писать стихи он начал рано, уже в 7 лет сочинял стихи, подражая А.С. Пушкину.

Детство Бунина прошло в деревне, в имении отца в Орловской губернии. Мальчик с детства видел красоту русской природы, наблюдал жизнь крестьян, что потом отразилось в его творчестве. Для Бунина природа России была той благотворной силой, которая дает человеку все: радость, мудрость, красоту. Красоту природы он описывал в своих произведениях:

В сухом лесу стреляет длинный кнут,

В кустарнике трещат коровы,

И синие подснежники цветут,

И под ногами лист шуршит дубовый. (Молодость.)

В вечности природы Бунин видел источник гармонии и красоты:

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой. (Листопад.)

Свою любовь к Родине, к России, поэт передаёт в строках:

Печален долгий вечер в октябре!

Любил я осень позднюю в России.

Любил лесок багряный на горе,

Простор полей и сумерки глухие… (Запустение)

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом чёрных хат…

Судьба обрекла Бунина на расставание с Россией. Но живя вдали от Родины, он создавал свои произведения о ней, о русских людях, пытаясь понять характер русского человека, его душу.

До самой смерти в стихах Бунина звучит боль и тоска по Родине.

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо…-

Как бьётся сердце, горестно и громко,

Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом

С своей уж ветхою котомкой!

Это чувство обречённости поэт сохранит в душе до конца жизни и будет предпринимать попытки вернуться на Родину, чтобы вновь почувствовать себя частью той земли, на которой он родился. Однако мечтам Бунина не суждено было сбыться.

К революции И. Бунин отнесся резко отрицательно и, прожив в Москве зиму 1917-1918 г. , Бунин и Веpа Николаевна уехали сначала в Киев, потом - в Одессу. После длительных скитаний в 1920 г. писатель с супругой отплыли на Константинополь, потом в Париж.
Во Франции Бунин и прожил до самой смерти.

По поводу Октябрьской революции Бунин писал следующее: "Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия… "

Живя в эмиграции, Бунин жестоко страдал от разлуки с Россией, мрачно убеждал всех и себя самого в ее конце, писал в первые годы раскаленным пером полустатьи, полупамфлеты, полурассказы. Однако почерневшая от горя душа его не переставала украдкой возвращаться в родные места.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.. .
* * *

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.
Как горько было сердцу молодому,
Когда я уходил с отцовского двора,
Сказать прости родному дому!

У зверя есть нора, у птицы есть гнездо,
Как бьётся сердце, горестно и громко,
Когда вхожу, крестясь, в чужой, наёмный дом
С своей уж ветхою котомкой!

После войны Бунин высказывает желание вернуться в СССР, чем отстраняет от себя многих русских эмигрантов. Однако после знаменитого постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946), растоптавшего А. Ахматову и М. Зощенко, Бунин навсегда отказался намерения вернуться на родину.
Бунин-эмигрант не принял новое государство.

Они глумятся над тобою,
Они, о родина, корят
Тебя твоею простотою,
Убогим видом черных хат.. .

Так сын, спокойный и нахальный,
Стыдится матери своей -
Усталой, робкой и печальной
Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья
На ту, кто сотни верст брела
И для него, ко дню свиданья,
Последний грошик берегла.

95 лет назад писатель Иван Бунин навсегда покинул Россию

Валерий Бурт

Среди растревоженных людей с чемоданами и баулами — супружеская пара. Это знаменитый русский писатель Иван Бунин с супругой Верой Муромцевой.

Отныне путь в Россию был закрыт и писателю, и его книгам. Но, конечно же, его помнили на Родине, да и во многих домах жителей СССР, а в прошлом граждан Российской империи, хранились дореволюционные сборники писателя. Но как он устроился на чужбине, знали лишь единицы…

Мыслями он постоянно возвращался в прошлое.

Кокетство? Может быть. Ведь Бунин знал себе цену…

«В Москве тебя с колоколами бы встретили, ты представить себе не можешь, как тебя любят, как тебя читают в России…

— Как же это с колоколами, ведь они у вас запрещены.

Он забормотал сердито, но с горячей сердечностью:

— Не придирайся, пожалуйста, к словам. Ты и представить себе не можешь, как бы ты жил, ты знаешь, как я, например, живу? У меня целое поместье в Царском Селе, у меня три автомобиля… У меня такой набор драгоценных английских трубок, каких у самого английского короля нету. Ты что ж, воображаешь, что тебе на сто лет хватит твоей Нобелевской премии?

Я поспешил переменить разговор, посидел с ним недолго…".

В 1946 году с Буниным встретился молодой, но уже известный советский писатель Константин Симонов. Говорят, что он получил задание Сталина — уговорить писателя вернуться на родину. Но и эта миссия не увенчалась успехом.

Вряд ли он стал бы публично прославлять советского лидера. А вот Александр Вертинский, вернувшись из эмиграции, на это пошел. Создатель томных, интимных мелодийвдруг написал величественный гимн вождю:

«Чуть седой, как серебряный тополь,

Он стоит, принимая парад.

Сколько стоил ему Севастополь?

Сколько стоил ему Сталинград?

И в седые, холодные ночи,

Когда фронт заметала пурга,

Его ясные, яркие очи

До конца разглядели врага…"

История гибели великого русского поэта полна необъяснимых странностей

Смерть сотен мирных жителей, женщин, стариков и детей, которую в Баку называют геноцидом, а в Ереване — ложью и пропагандой

Читайте также: