Проблема адаптации ребенка в коллективе сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Уже в первые дни посещения детского сада, даже самого коммуникабельного и развитого малыша могут принести ряд проблем в вашу семью. Ребенок может стать капризничать и не желать более посещать детский сад.

родители должны Помните, что ваше волнение и нервозность передаются ребенку. Так что сначала сами настройтесь на положительный лад.

Заблаговременно познакомьтесь с заведующей и воспитателями, узнайте об условиях.

Продумайте загодя гардероб ребенка. Это должны быть вещи, с одеванием-сниманием которых малыш справится самостоятельно.

Помните, что главное в жизни ребенка в период адаптации к садику – это постоянное общение с другими детьми. Поэтому поощряйте контакты ребенка с детьми на площадках, приглашайте в гости друзей с детьми, знакомьте малыша с новыми людьми. Он должен привыкнуть к общению

Создайте у ребенка положительный образ детского садика, рассказывая о том, что там будет весело и интересно.

За полгода до садика сформируйте расписание дня ребенка так, каким оно будет в садике.

Приучайте ребенка к самообслуживанию. Пусть учится самостоятельности постепенно.

Заблаговременно распланируйте свое расписание так, чтобы в первые дни посещения садика забирать ребенка как можно раньше, постепенно увеличивая время пребывания в коллективе.

За несколько дней до садика побеседуйте с воспитателями, расскажите им о своем ребенке, о его особенностях, здоровье, питании (возможно, ребенок не естнекоторые продукты).

Во время таких игр вы узнаете, чего ребенок ждет от садика и от вас, чего боится.

Всегда поддерживайте хорошие отношения с воспитателями и няней вашего малыша, расспрашивайте и просите их совета в чем-нибудь.

В этот период не нагружайте ребенка переездами и другими сильными переживаниями.

Советы психолога для родителей. Как подготовить ребенка к детскому саду

С началом посещения садика происходит переломный момент в жизни ребенка. Его жизнь меняется, а значит, ждите того, что ваши с ним отношения тоже изменятся.

Как следует обращаться с ребенком в этот период

Не спешите удовлетворять все малейшие желания малыша: привычка получать все и сразу может отрицательно отобразиться на отношениях с ровесниками и воспитателями.

Давайте больше самостоятельности, не спешите делать все за ребенка, даже если у него не очень хорошо что-то получается. Ребенок учится учиться, и это очень важный этап.

Доверяйте ребенку простые поручения по хозяйству (полив цветов, вытирание посуды, пыли и т. д.). Следите за их выполнением, но ни в коем случае не ругайте, а обязательно хвалите даже за малейший успех.

Поощряйте ребенка делиться своими новостями, ведь теперь у него появляются события, в которых вы не принимали участия. Всегда внимательно дослушивайте рассказ, даже если знаете, чем все закончится. С вами ребенок оттачивает свои коммуникативные навыки.

Приучайте ребенка аргументировать свои высказывания, пожелания, просьбы, развернуто отвечать на вопросы “почему? “, “как? “, “зачем? “.

Учите ребенка основам безопасности и самозащиты, показывайте, как пользоваться разными приборами.

Объясните разницу в общении с ровесниками и со старшими людьми, со знакомыми и с чужими. Никогда не смейтесь над ребенком – только вместе с ним!

Помните, что процесс привыкания к садику может длиться больше, чем полгода. От родителей будет зависеть, будет ли он успешен, легко ли адаптируется в будущем ребенок к школе, уверенно ли будет чувствовать себя среди сверстников и взрослых.

Адаптация, адаптация – это стрессовая ситуация.

Попадает вдруг ребёнок в непонятную организацию.

Начинаются проблемы у ребёнка и в семье,

Возникают перемены у малышки в голове.

То он плачет, то смеётся, то он резко заболел.

К невротическим реакциям организм его созрел.

Мама, папа не пугайтесь! Лучше все объединяйтесь!

Нужно нам ему помочь, все проблемы превозмочь.

Чаще всего, в возрасте двух-трёх лет, ребёнок начинает посещать детский сад. В его жизни, именно в этот период, происходит множество изменений: появляется новый режим дня, разлука с родителями почти на целый день, новые правила поведения, постоянное общение с другими детьми, новая обстановка и помещение, опасное и неизведанное, с его точки зрения, другая форма общения со стороны взрослых. И все эти изменения сваливаются на ребёнка в одно время, создавая для него ситуацию стресса, которая без особой подготовки может привести к невротическим реакциям: страхам, капризам, отказом от еды, нарушением сна, частыми болезнями.

Все эти трудности происходят в связи с тем, что ребёнок переходит из знакомой и обычной для него семейной обстановки в среду дошкольного учреждения.

Трудность привыкания организма к новым требованиям и условиям новой деятельности, и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые результаты, определяют необходимость учета всех обстоятельств, способствующих адаптации ребенка к детскому саду или, наоборот, тормозящих ее, мешающих легко приспособиться.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоборство между нашими возможностями и требованиями среды.

Как же происходит формирование у ребенка способности к адаптации? Появление ребенка на свет – яркое проявление биологической адаптации. После рождения организм требует кардинальной перестройки в деятельности всех основных систем: кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы должны к моменту рождения иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Довольно быстро приспосабливается к существованию новорожденный здоровый ребёнок, который имеет такой уровень готовности.

Как и другие функциональные системы, адаптационные механизмы также продолжает свое созревание и совершенствование в течение нескольких лет после рождения ребёнка. Уже после рождения, в рамках этой системы, у ребенка формируется возможность к социальной адаптации по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит в одно время с формированием всей системы нервной высшей деятельности.

Таким образом, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо правильно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения – проблеме адаптации детей. Общей задачей воспитателей и родителей становится помощь ребенку по возможности без осложнений войти в жизнь детского сада. Для этого нужна заранее продуманная работа в семье. Важнейшим условием, облегчающим адаптацию малыша, является выработка единых требований к поведению ребенка, согласованность воздействий на него дома и в детском саду. При этом следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка, а также нужно знать возрастные особенности и возможности детей.

Адаптация детей 2–3-летнего возраста к детскому саду У многих родителей возникают проблемы при отводе ребенка в детский садик. Каждое утро превращается в целую страшную историю, когда малыш.

Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду

Адаптация, как процесс приспособления детей к детскому саду Адаптация – процесс приспособления организма к новым условиям. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Адаптация – это тяжелый период в жизни малыша и его родителей, т. к. поступление в детский сад – это своеобразный экзамен для психики и здоровья ребенка.

Это тормозит образование у малыша умения контактировать с незнакомыми людьми. А это значит, что впервые дни пребывания в детском саду он негативно относиться к воспитателям.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где преобладает единство требований, выдвигаемых разными поколениями, уважение к позиции каждого члена семьи и, разумеется, доброжелательная атмосфера в доме, легче переживают этот трудный период.

Я работаю в группе от 1,5 до 3-х лет. Основная моя задача – помочь ребенку безболезненно войти в жизнь детского сада. Перед поступлением ребенка в детский сад я обсуждаю с родителями следующие проблемы:

1) Как в семье проводятся режимные процедуры? Как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли он есть сам, поют ли малышу колыбельные песни перед сном?

Я знакомлю родителей с режимом дня в группе. Обсуждаю проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в саду.

2) Какой тип общения предпочитает малыш? В какие игры родители играют с малышом?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональное общение с взрослыми, то я советую родителям больше играть с ребенком в игры – имитации, играть с предметами, с сюжетными игрушками, стимулировать его инициативу в общении, поддерживать любознательность.

3) Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, я обращаю внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самостоятельно кушать, одеваться и т. д.

4) Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, советую родителям чаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к сверстникам.

В первый день Викторию привели почти всей семьей - мама, бабушка, сестренка. Вика спокойно переоделась, но как дело дошло до расставания, начался крик. Мама с мокрыми глазами то уговаривает, то ругает дочку. Бабушка причитает. Сестренка, первоклассница, уговаривает бабушку не оставлять Вику в этом страшном месте. Далее, доведя ребенка до истерики, родственники удалились. Виктория плакала минут 15-20, потом успокоилась.

С мамой была проведена, повторная беседа. Было рекомендовано набраться терпения, приводить ребенка в сад кому-то одному, маме или папе, отстранив сестренку и по возможности бабушку. Так же максимально сократить время переодевания и расставания. Не причитать и не ругать ребенка за слезы. Дать с собой любимую игрушку.

К концу первой недели расставание стало менее болезненно, период слез после разлуки сократился до нескольких минут. Как только мама уходила Виктория успокаивалась. На третий день Вика осталась до обеда. На седьмой день оставили её на сон. Виктория сама легла, немного, минут пять, похныкала, вспомнив сестренку, уснула, проспала почти два часа, проснулась без слез. Виктория прекрасно владеет КГН, самостоятельно кушает, моет ручки, может надеть носочки, колготки, сандалии, шорты, юбку, сама садится на горшок.

Ситуацию осложняло другое. Виктория не плакала, не хныкала, не звала маму, но категорически не шла на контакт с нами воспитателями. Если я обращалась к ней лично, встречалась глазами, пыталась сесть рядом, взять за руку, Вика начинала плакать, отталкивать меня, отодвигалась. Так же она реагировала на попытки других детей вступить с ней в контакт. Даже кушать, Вика садилась, только тогда, когда тарелку ей ставили на свободный стол, в стороне от детей.

При этом из беседы с мамой, я знала, что Вика очень ласковый и ручной ребенок. Но доверия ко мне она явно не испытывала.

В конце января я была вынуждена присутствовать на двух - часовом семинаре. На это время объединили две группы. Я увела детей в другую группу, ушла, Вика хныкала, но не сильно. И, о, чудо, когда я вернулась, через 2,5 часа, Вика бросилась ко мне с объятиями, как будто я самый родной человек! С этого дня Виктория абсолютно раскрылась, это замечательный, ласковый, отзывчивый, веселый и очень любознательный человечек. Столько радости приносят детские улыбки.

Здесь, хотелось бы сказать о том, как важно отношение родных ребенка к детскому саду и воспитателям. Их эмоциональное настроение.

В случае с Викой, мама и бабушка приняли нас (воспитателей), только после того, как приняла Вика. До этого чувствовалась настороженность, тревожность, даже недоверие к нам. Мне кажется, если бы мама изначально была настроена более позитивно, и была более уверенна, ребенок пережил бы период адаптации с меньшими трудностями.

В заключении хочу отметить, что вежливое, приветливое и доверительное отношение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними, а выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Если у ребенка хорошее физическое и эмоциональное самочувствие, он весел, спокоен, увлечен игрой с игрушками, доброжелательно относится к воспитателю и сверстникам – Адаптация завершена!

Рекомендую родителям, чаще обращать внимание на информацию в родительском уголке, в котором помещаются полезные консультации, памятки и советы воспитателей и специалистов.

Начало обучения в школе – это один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – педагогическом, психологическом, так и физическом плане. Поступив в школу, ребенок становится школьником далеко не сразу. Это становление, вхождение в школьную жизнь, происходит на протяжении начальной школы, и сочетание черт дошкольного детства с особенностями личности школьника будет характеризовать весь период школьного возраста.

Адаптация к школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению.

При поступлении в школу коренным образом изменяются условия жизни и деятельности ребенка, ведущей деятельностью становится учебная деятельность. В элементарных формах учебная деятельность осуществлялась и дошкольником, но для него она носила второстепенный характер, т.к ведущей выступала игра.

Режим школьных занятий требует гораздо более высокого, чем в дошкольном детстве, поведения. Необходимость налаживать и поддерживать взаимоотношения с педагогами и сверстниками в ходе совместной деятельности требует развитых навыков общения. В этой связи особую важность приобретает готовность к школьному обучению, которая должна быть сформирована у старших дошкольников. Дети, имеющие достаточный опыт общения, с развитой речью, сформированными познавательными мотивами и умением произвольно-волевой регуляции поведения, легко адаптируются к школьным условиям.

Этапы школьной адаптации

2 этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. Продолжается данный период около 2 недели.

Продолжительность всех 3 фаз адаптации приблизительно шесть недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются 1-4 недели.

Уровни адаптации детей к школе.

Физический и психологический компонент

Психологами выделено 3 уровня адаптации детей к школе.

Высокий уровень

- обучающийся положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно;

- учебный материал усваивает легко, глубоко и полно, успешно решает усложненные задачи;

- внимательно слушает учителя;

- выполняет поручения без внешнего контроля;

- проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе (всегда готовится ко всем урокам).

- общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

- занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень

– обучающийся положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний;

- школьник понимает учебный материал, если учитель объясняет его подробно и наглядно;

- усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

- сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при условии контроля с его стороны;

- бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

- готовится к урокам и выполняет домашние задания почти всегда;

- общественные поручения выполняет добросовестно;

- дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень

- обучающийся отрицательно или индифферентно относится к школе;

- нередко жалуется на здоровье, доминирует подавленное настроение;

- наблюдаются систематические нарушения дисциплины;

- школьный материал усваивает фрагментарно;

- самостоятельная работа с учебником затруднена;

- при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса;

- к урокам готовится нерегулярно, за ним необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей;

- сохраняется работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха;

- для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи педагогов;

- общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

- в школе имеет мало друзей.

Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольном учреждении.

Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья.

Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

– уровень нервно-психического и физического развития;

– показатели функционирования основных систем организма;

– уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.

Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям.

Главная задача родителей - поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.

Если вас что–то беспокоит в поведении ребенка, в его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или к школьному психологу.

С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

Учение это не легкий труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Необходимые условия успешного воспитания и обучения в школе.

1. Организуйте, пожалуйста, уголок школьника, поддерживайте его порядок.

2. Перед началом выполнения домашнего задания, выключите радио, телевизор.

3. Не сидите с ребенком за уроками, каждый день, но проверяйте их ежедневно.

4. Научите ребенка обстоятельно готовиться к завтрашнему дню:

- собрать школьные принадлежности;

- подготовить обувь, одежду.

5. Рационально организуйте режим дня.

6. К делам детей относитесь внимательно, доброжелательно, но вместе с тем, будьте требовательны к его результатом деятельности.

7. С самого начала учения вселяйте в детей веру и оптимизм: неудачи временны. То, что не получилось сегодня, получится завтра!

Школьная дезадаптация

Школьная дезадаптация — это нарушения приспособления ребенка к школьным условиям, при которых наблюдается снижение способностей к обучению, а также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.

Виды школьной дезадаптации, к которым приводят школьные проблемы:

· патогенная дезадаптация (нарушения в работе нервной системы, анализаторов, болезни головного мозга, а также различные фобии);

· психосоциальная дезадаптация (половозрастные и индивидуальные психологические особенности ребенка);

· социальная дезадаптация связана с нарушениями норм морали и права, асоциальными нормами поведения, деформацией системы внутренней регуляции и социальных установок.

Природа школьной неуспеваемости может быть представлена самыми различными факторами.

1. Недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность.

2. Соматическая ослабленность ребенка.

3. Нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов.

4. Двигательные нарушения.

5. Эмоциональные расстройства.

Все перечисленные факторы представляют непосредственную угрозу, прежде всего для интеллектуального развития ребенка. Зависимость же школьной успеваемости от интеллекта не нуждается в доказательствах.

Формы проявления школьной дезадаптации

Форма дезадаптации

Причины

Первичный запрос

Коррекционные мероприятия

Несформированность навыков учебной деятельности.

– педагогическая запущенность;
– недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребенка;
– отсутствие помощи и внимания со стороны родителей и учителей.

Плохая успеваемость по всем предметам.

Специальные беседы с ребенком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.

Неспособность к произвольной регуляции внимания, поведения и учебной деятельности.

– неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений);
– потворствующая гипопротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм);
– доминирующая гиперпротекция (полный контроль действий ребенка взрослыми).

Неорганизованность, невнимательность, зависимость от взрослых, ведомость.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Неумение приспособиться к темпу учебной жизни (темповая неприспособленность).

– неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
– минимальная мозговая дисфункция;
– общая соматическая ослабленность;
– задержка развития;
– слабый тип нервной системы.

Длительное приготовление уроков, утомление к концу дня, опоздания в школу и т.д.

Работа с семьёй по преодолению оптимального режима нагрузки ученика.

Школьный невроз или “боязнь школы”, неумение разрешить противоречие между семейными и школьными “мы”.

Ребенок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (у детей, родители которых используют их для решения своих проблем.

Необходимо подключение психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для их родителей.

Несформированность школьной мотивации, направленность на нешкольные виды деятельности.

– стремление родителей "инфантилизировать" ребенка;
– психологическая неготовность к школе;
– разрушение мотивации под воздействием неблагоприятных факторов в школе или дома.

Нет интереса к учебе, "ему бы играть", недисциплинированность, безответственность, отставание в учебе при высоком интеллекте.

Работа с семьей; анализ собственного поведения учителей с целью предотвратить возможное неправильное поведение.

Роль семьи и родительских отношений, является главнейшей причиной проблем адаптации первоклассника к социальной школьной жизни.

От положения ребенка в семье, от влияния на него членов семьи, во многом зависит развитие и становление его личностных характеристик, таких как решительность, уважение и любовь к труду, стремление к самоутверждению

Домашняя обстановка объясняет в четыре больше различий в успеваемости детей, чем традиционные оценки социально-экономического состояния. Например, показатели по тестам чтения и устной речи детей во время поступления в школу связаны с домашним образованием (читают ли родители ребенку, читают ли сами в свободное время, пользуются ли библиотекой, сколько у ребенка книг и много ли он смотрит телевизор). Роль факторов домашней среды со временем возрастает. Родительское воспитание также влияет на школьную успеваемость: домашняя обстановка, стимулирующая познание и создающая эмоциональную поддержку, предсказывала улучшение в успеваемости и поведении детей в начальных классах школы независимо от уровня бедности и других факторов риска.

Плохое родительское воспитание, безусловно, является фактором риска. По данным последних исследований особое значение для приспособленности ребенка имеют: 1) неучастие отца в воспитании; 2) невнимательность матери; 3) наказания с применением силы; 4) отсутствие правил 5) небольшие требования к образованию и связанные с ним притязания. И наоборот, положительные образцы, хороший присмотр, дисциплина, построенная на авторитете родителей, их активное участие в воспитании и соответствующие взгляды и ценности являются защитными факторами, способствующими адекватному приспособлению развивающейся личности.

Читайте также: