Притча о двух птицах сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Слово учителя: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к самой сложной и важной части экзамена в формате ЕГЭ - написанию сочинения-рассуждения.

Текст, который я вам сегодня предлагаю для анализа, является притчей.

III. Работа по определению жанра текста, с которым учащиеся будут работать на уроке.

Слово учителя: Что называется притчей? Попробуйте дать определение этому литературному жанру? (Ответы учащихся)

-Давайте посмотрим, как еще определяют этот жанр (работа с доской).

1) Притча - это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).

2) Притча (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин.

IV. Работа по повторению изобразительно-выразительных средств (далее ИВС) .

Слово учителя: Написание сочинения напрямую зависит от того, как верно вы определите позицию автора текста.

-Как может быть выражена авторская позиция? (Ответы учащихся: авторская позиция может быть выражена открыто и через модальный план)

  • В названии текста
  • В отдельных предложениях текста
  • Через ряд аргументов
  • Риторические вопросы
  • Риторические восклицания
  • Порядок слов
  • Лексические повторы
  • Оценочную лексику
  • Модальные слова и частицы. Ряд вводных слов, словосочетаний, предложений.

Слово учителя: Давайте вспомним ИВС русского языка. Языковеды их делят на две группы: тропы и фигуры речи. Что такое троп и что такое стилистическая фигура (фигура речи), в чем их различие?

Троп - это оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Стилистическая фигура (фигура речи) - это оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные стилистические фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора.

V. Работа с текстом.

Слово учителя: Начать работу, безусловно, нужно с объяснения ключевого слова в названии притчи - "благодеяние". Перед нами старославянизм, состоящий из двух корней - благо- и деяние. Вы должны были посмотреть в словаре значение этого слова.

Ответ учащегося: В словаре толковом русского языка дается такое определение: БЛАГОДЕЯ?НИЕ, -я, ср. Высок. Доброе дело; помощь, услуга.

- Чтение текста притча.

Притча о благодеянии.

(1)Пришли чужеземцы из богатых земель на новые и увидели, как бедны эти места и как нищ народ, обитающий на них. (2)И решили они помочь и этим людям, и этим землям. (3)И стали они все менять и все по-новому строить, и выросли богатые города, и зацвели сады, и все преобразилось на некогда скудных землях. (4)Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. (5)Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость, но огорчаться сильно не стали и зажили по-новому, но недолго царило счастье на этой земле: вдруг стала исчезать вода в водоемах, растрескиваться земля, начали обваливаться горные вершины. (6)И все это стало уничтожать новую жизнь. (7)Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мертвая пустыня. (8)Не в силах что-либо изменить, чужеземцы пошли в горы и отыскали там старца.

-(9)Скажи, древний человек этой земли, почему благие намерения принесли вред? (10)Мы давно живем хорошо и богато и хотели, чтобы все так жили. (11)Почему же наше добро обернулось злом? - спросили они.

(12)И ответил старец:

-(13)Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. (14)Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. (15)Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. (16)Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. (17)Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. (18)Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. (19)Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. (20)Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умертвит все то, чем она была бедна и богата.(21)Благо с вашей стороны обратилось для нас злом. (22)Значит, не всегда благодеяние - благо.

(23)Оглянулись чужеземцы на иссохшую от зноя, выветренную ураганами землю, и страшно им стало. (24)Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города. (25)Непонятно было для пришельцев это явление, но уже ничего нельзя было изменить, и они покинули опустошенный край.

(26)Не каждое добро добром бывает. (27)Для одного добродетель - добро, для другого - зло.(28) Прежде чем сотворить добро, узнай: нуждается ли в нем тот, кому ты его навязываешь. (29)Ибо навязанное добро есть насилие.

Слово учителя: Какие герои представлены в притче? (чужеземцы и жители)

- Какие языковые средства вы заметили в 1 абзаце, с какой целью они использованы автором? Давайте представим их в таблице, во втором столбике отразим, какую функцию это языковое средство выполняет.

Пример ИВС из текста. Роль ИВС. Кого характеризует.
1. "И решили они: И стали они:"

Придает тексту мерность, торжественность.

Такой порядок слов чаще встречается в разговорной речи и в произведениях художественной литературы.

Важное по смыслу слово в эмоциональной речи выносится в начало предложения и произносится с сильным логическим ударением.

- Задумались ли чужеземцы о том, почему жители подались в горы? Нет, не задумались. Автор текста показывает нам, что чужеземцы были удивлены "неразумности поступка" и их глупости. Они зажили по-новому. И здесь автор притчи снова использует противительный союз "но", для того чтобы показать, что такая прекрасная жизнь длилась недолго.

Для того чтобы показать, что совершенное чужеземцами "благодеяние" повлекло за собой, автор использует предложение с обобщающим словом. Найдите и зачитайте его: "Начало умирать все сразу: и природа, и люди; и из некогда бедного, но по-своему прекрасного своей скудной красотой и жизнью края образовалась мертвая пустыня".

Эпитет "мертвая" показывает, во что превратилась земля под воздействием чужеземцев.

- Почему для автора важен образ старца? (Старцы олицетворяют собой человеческий опыт, мудрость жизни, к мнению этих людей в древние времена прислушивались все. Их мнение было авторитетно. И чужеземцы тоже понимают, что за ответом надо обратиться именно к старцу.)

- Чужеземцы спрашивают у старца, почему их доброе дело обернулось злом. Какой ответ им дает старец? Зачитаем его: "Нельзя изменять то, о чем не ведаешь. Мы родились на этой земле и знали, что бедна она водой, поэтому берегли ее; знали, что вершины гор очень хрупки и стары, и молчанием своим мы сохраняли их стойкость; знали, что горы защищают нас от ветров, которые могут иссушить землю, поэтому были чутки ко всему, что нуждалось в заботе. Мы тысячелетиями храним свою землю, приютившую нас. Мы передавали ее из рук в руки как слабое дитя, чтобы не нарушить ничего на ней. Из поколения в поколение передается из уст в уста и тайна ее. Не ради себя, своего личного счастья и богатства мы живем в этом суровом месте, не уходя на лучшие земли, а ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней. Только чужеземец, не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств, слеп, глух и безжалостен к чужому. Любое завоевание земли, даже с благой целью, не принесет ей добра, но, более того, уничтожит ее, умертвит все то, чем она была бедна и богата. Благо с вашей стороны обратилось для нас злом."

- Ответ старца прост, но вместе с тем несет в себе жизненную мудрость и занимает целый абзац. Какие ИВС вы здесь видите?

Пример ИВС из текста. Роль ИВС. Кого характеризует.
1. "Мы родились: Мы тысячелетиями храним: Мы передавали ее из рук в руки:" - единоначатие (анафора) Придает ритм речи. Усиливает впечатление от прочитанного, позволяет нам увидеть, как много делали люди для своей земли, как бережно относились к ней. Характеризует жителей.
2. Частица "только" Дает возможность понять, что человек, который прожил много лет на своей земле, любит ее, чувствует родство с ней. А чужеземец напротив, хочет не дать земле, а взять у нее. Характеризует жителей и чужеземцев.
3. ":слеп, глух и безжалостен к чужому:" - ряд однородных членов предложения Привлечение в однородный ряд слов, получающих друг от друга метафорическое значение, придает речи образность и экспрессивность. Характеризует чужеземцев.
4. ":землю, приютившую нас", "не знающий тайн захваченных земель, жаждущий богатств" - причастный оборот В причастном обороте акцентируется значение признаков предмета, он выполняет изобразительную функцию.

В художественном стиле обособленные определения придают речи эмоциональность, выразительность.

- О чем говорится в предпоследнем абзаце? ( В этом абзаце говорится о том, что, оглянувшись, увидели чужеземцы, что они натворили на чужой земле.)

- На какое слово нужно обратить внимание? (Это слово категории состояния "страшно". Причастия, которые использует автор, рисуют нам яркую и ужасающую картину. Зачитайте этот отрывок.

"Стояли разрушенные, рассыпавшиеся на куски скалы, лежала потрескавшаяся мертвая земля, был усеян костями рыб и животных высохший водоем, повсюду валялись безжизненные сухие деревья и высились руины построенного ими города".

-На какое слово еще нужно обратить внимание? (Слово "руины" - развалины какого-либо строения, сооружения; строение, находящиеся в крайне запущенном состоянии)

- Поняли ли чужеземцы, что то, что они сделали нельзя изменить? (Да, поэтому они ушли)

- Что представляет собой последний абзац текста? (Это мораль, или поучительный вывод.)

В этом абзаце автор использовал несколько старославянизмов: "сотворил", "добродетель", устаревший союз "ибо". Для чего используют авторы текстов старославянизмы? (Для придания тексту высокого звучания)

Таким образом, мы видим, что позиция автора может быть легко определена через анализ ИВС.

VI. Беседа по вопросам.

1. Согласны ли вы с тем, что "не всегда благодеяние - благо"?

2. А с тем, что "навязанное добро есть насилие"?

3. Можете ли вы принести исторические примеры, подтверждающие выводы автора?

4. Соотнесите содержание притчи с мыслями Родиона
Раскольникова - героя романа Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" - о возможности малой крови ради большого добра. Что вы думаете об этом?

5. А что вообще вы вкладываете в понятие "добро"?

Исходя из выше сказанного, давайте попробуем определить проблемы текста.

Что есть благо? ("Не каждое добро добром бывает" (Ф.М.Достоевский)

Отношение людей к земле:

1) "Мы живем на земле: ради спасения ее, во имя сохранения жизни на ней" (предложения 14-18) (говорят, что берегут и охраняют жизнь на земле)

2) "Но люди, жившие в этих краях, покинули богатые города и ушли в горы. Чужеземцы удивились неразумности поступка жителей этой земли и посчитали их решение за глупость:" (Почему же оставили молча и не защитили от чужаков?)

VII. Домашнее задания: написать сочинение-рассуждение по тексту притчи О.М.Безымянной "О благодеянии".

Поучительные притчи с моралью о жизни

Притчи

Поучительные притчи с моралью о жизни

Поучительные притчи с моралью о жизни, заставляющие задуматься над ошибками общества.

Притча от бабушки

У нас один рот и два уха, значит мы должны больше слушать чем говорить.

Но пара глаз расположена выше ушей, поэтому мы должны видеть, а не верить слухам.

Над всем этим есть мозг, поэтому мы должны сначала думать, прежде чем увидев отрывок или услышав слухи, выливать всё через рот.

Притча про орла и кролика

Орел сидел на дереве, отдыхал и ничего не делал.
Маленький кролик увидел орла и спросил:
— “А можно мне тоже сидеть, как Вы, и ничего не делать?”
— “Конечно, почему нет”, — ответил тот.
Кролик сел под деревом и стал отдыхать. Вдруг появилась лиса, схватила кролика и съела его.

Мораль:

Чтобы сидеть и ничего не делать, Вы должны сидеть очень, очень высоко.

Притча про деньги

Таксист подвозит известного в городе миллионера. Тот расплачивается ровно по счетчику.
Таксист:
— Я вчера вашего сына подвозил, так он мне 100 долларов на чай оставил.
— Ну так что вы хотите: у него папа — миллионер, а я — сирота.

Мораль:

Только тот, кто сам заработал свои деньги, по настоящему знает им цену.

Поучительные притчи с моралью о жизни

Притча про начальника

Мораль:

Всегда давай шефу высказываться первым.

Поучительная притча о притча о черной точке на белом листе бумаги

Притча о достоинстве

Один падишах прислал мудрецу три одинаковые бронзовые статуэтки и велел передать:
– Пусть решит, кто из троих людей, чьи изваяния мы посылаем, достойный, кто так себе и кто низкий.
Никто не мог найти никакой разницы между тремя статуэтками. Но мудрец заметил дырочки в ушах. Он взял тонкую гибкую палочку и воткнул её в ухо первой статуэтки. Палочка вышла через рот. У второй статуэтки палочка вышла через другое ухо. У третьей статуэтки палочка застряла где-то внутри.
– Человек, который разглашает всё, что услышит, – безусловно, низок, – рассудил мудрец. – Тот, у кого тайна входит в одно ухо, а выходит через другое – человек так себе. Истинно же благороден же тот, кто хранит в себе все тайны.
Так решил мудрец и сделал соответствующие надписи на всех статуэтках.

Поучительные притчи с моралью о жизни

Короткая притча про добро и зло — Два волка

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь.
Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Однажды Сократ обратился к людям с вопросом:

— Что самое главное в жизни?
Окружившие его люди стали высказывать свои представления по этому вопросу. Один из них сказал:
— Самое главное в жизни — это здоровье.
Другой сказал:
— Самое главное — это иметь хорошо сложённое тело, быть привлекательным и пользоваться успехом у женщин.
Третий сказал:
— Самое главное — это иметь деньги и положение в обществе.
После того, как высказались все, они спросили у Сократа:
— А ты что думаешь об этом?
Сократ сказал:
— Я думаю, что самое главное в жизни — это счастье! Как вы думаете, обязательно ли каждый человек, имеющий здоровье, будет счастлив в жизни?
Слушающие его люди сказали:
— Нет, Сократ, это не обязательно.
— А человек, имеющий хорошо сложенное тело и пользующийся успехом у женщин, обязательно ли будет в жизни счастливым?
— Нет, Сократ! И это не обязательно, — ответили люди.
— Тогда скажите мне, — продолжал Сократ, — человек, имеющий много денег и положение в обществе, всегда является счастливым?
— Нет, Сократ, — отвечали люди, — скорее, даже наоборот. Такие люди часто бывают одинокими.
—А какой из типов людей, перечисленных здесь, вы посчитаете самым достойным? — продолжал спрашивать Сократ. — Представьте, что вам нужен совет врача. К какому врачу вы обратитесь? К очень богатому, имеющему положение в обществе, хорошо сложенному, имеющему успех у женщин или вы предпочтёте врача, который счастлив в этой жизни?
Все присутствующие в один голос заявили, что обратятся за советом к врачу, который счастлив в жизни, потому что признают его наиболее достойным.
— Таким образом, — объявил Сократ, — мы все единодушно признали, что
счастье является наивысшим благом, и к нему следует стремиться, как к самому важному в этой жизни.

Поучительные притчи с моралью о жизни

Притча про школу

Притча про школу

Пошёл Гусь в огород посмотреть, всё ли там в порядке. Глядь — на капусте кто-то сидит.

— Ты кто? — спрашивает Гусь.

— Гусеница? А я — Гусь, — удивился Гусь и загоготал. — Вот здорово — Гусь и Гусеница

Он гоготал и хлопал крыльями, потому что такого интересного совпадения ему никогда встречать не приходилось. И вдруг замолчал.

— А ты почему не хлопаешь? — спросил он почти обиженно.

— У меня нечем, — объяснила Гусеница. — Посмотри: видишь — ничего нет.

— У тебя нет крыльев! — догадался Гусь. — Как же ты летаешь в таком случае?

— А я не летаю, — призналась Гусеница. — Я только ползаю.

— Ага, — припомнил Гусь, — рождённый ползать летать не может. Жаль, жаль, тем более, что мы почти однофамильцы.

Они помолчали. Потом Гусь сказал:

— Хочешь, я научу тебя летать? Это совсем не трудно, и если у тебя есть способности, ты быстро научишься.

Гусеница охотно согласилась. Занятия начались на следующий день.

— Вот это земля, а это — небо. Если ты ползаешь по земле, то ты просто ползаешь, а если ты ползаешь по небу, то ты уже не ползаешь, а летаешь.

Так говорил Гусь. Он был силён в теории.

Из-под капусты высунулась чья-то голова:

— Можно и мне? Я буду сидеть тихо.

— Ты что — тоже Гусеница?

— Нет, я Червяк. Но мне бы хотелось летать… — Червяк замялся и добавил, немного смутившись: — Это у меня такая мечта с детства.

— Ладно, — согласился Гусь. — Сиди и слушай внимательно. Итак, мы остановились на небе…

Они занимались каждый день с утра до полудня. Особенно старался Червяк. Он сидел не шелохнувшись и смотрел учителю в рот, а по вечерам старательно готовил уроки и даже повторял пройденный материал. Не прошло и месяца, как Червяк уже мог безошибочно показать, где находится небо. Гусеница не отличалась такой прилежностью. На уроках она занималась бог знает чем: плела паутину и обматывала себя, пока не превратилась из живой, подвижной Гусеницы в какую-то восковую куколку.

— Так у нас дело не пойдёт, — делал ей замечание Гусь. — Теперь я вижу, что ты, Гусеница, никогда не будешь летать. Вот Червяк полетит — за него я спокоен.

Червяк и тут прилежно слушал учителя. Ему было приятно, что его хвалят, хотя он и прежде не сомневался, что полетит: ведь у него по всем предметам были пятёрки.

И вот однажды, придя на занятия. Гусь застал одного Червяка.

— А где Гусеница? — спросил Гусь. — Она что, больна?

— Она улетела, — сказал Червяк. — Вон, посмотрите. Видите?

Гусь посмотрел, куда показывал Червяк, и увидел Бабочку. Червяк уверял, что это — Гусеница, только теперь у неё выросли крылья. Бабочка легко порхала в воздухе, и даже сам Гусь не смог бы за ней угнаться, потому что хоть он и был силён в теории, но всё-таки был домашней птицей.

— Ну, ладно, — вздохнул Гусь, — продолжим занятия.

Червяк сосредоточенно посмотрел на учителя и приготовился слушать.

— Итак, — сказал Гусь, — о чём мы говорили вчера? Кажется, мы остановились на небе.

Притча о недовольстве

Однажды к Мудрецу пришел один человек и начал жаловаться на свою жизнь. Не удалась она у него – не вышел он ни ростом, ни лицом, не скажешь, что шибко умен. Да к тому же много чего не умеет делать.
Долго мудрец слушал его стенания. А потом взял его на руку и вывел в сад:
– Посмотри, – сказал он. – Вот сосна и яблоня. Какое из этих деревьев более красивое и полезное?
– Да разве можно их сравнивать! Они оба нужны людям и оба хорошие.
– Так почему ты себя сравниваешь с другими и считаешь, что ты хуже их?! Ведь каждый человек, как и дерево, по-своему хорош и полезен.

Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками — ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.

Недолго думая, он позвал своих соседей — все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину — каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца!

Поучительные притчи с моралью о жизни

Прошлое, настоящее или будущее?

Однажды три мудреца поспорили о том, что важнее для человека — прошлое, настоя­щее или будущее. Один из них сказал:
— Именно прошлое делает человека, тем, кто он есть. Всем своим умениям, я научился в прошлом.
— Не согласен! — воскликнул другой. — Че­ловека формирует будущее: какими бы знани­ями и умениями я ни обладал сегодня, я буду приобретать новые — те, которых потребует от меня будущее. Мои поступки продиктованы стремлением стать тем, кем я хочу быть.
— Вы упустили из виду, — вмешался третий, — что прошлое и будущее существует лишь в на­ших помыслах. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. Но любой поступок совершается вами в настоящем и только в настоящем. И только сегодняшний день определяет, какими вы вой­дете в будущее и не станет ли сегодня послед­ней точкой в вашем прошлом.
Не пренебрегайте днем сегодняшним, от которого столько зависит!


Задание 9 № 7837

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. Н. Горелова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА?

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Солнце садилось. (2)Вокруг пахло вечерней прохладой. (3)Птицы замолчали, уступив место нашему герою. (4)Он вскарабкался на остатки трухлявого пенька, чтобы быть повыше, и запел. (5)Это был светлячок — маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни. (7)Он во всём видел любовь. (8)И хоть его вокальные данные были небогатыми, он думал, что поёт прекрасно, ведь у него было так много слушателей, они им восхищались, каждый хотел быть его другом. (9)Но глупый светлячок не понимал, что это всё лишь потому, что он обладал очень необычным свойством: в отличие от панцирей всех остальных светлячков, его панцирь не просто горел зелёным огоньком, а переливался всеми цветами радуги, как гранёный бриллиант. (10)А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем — никто не знает, просто так повелось.

(11)Однажды светлячок заметил, что его слушает белокурый мальчик, который сидит рядом в траве, повернув голову к заходящему солнцу.

(12)Светлячок до утра пел мальчику, описывая то, что видит, и придумывая всё новые и новые сравнения, а на рассвете убежал к своим друзьям. (13)Но, пропадая среди лести и восхищения, он всё же иногда прибегал на полянку, где в любое время ждал его мальчик.

(14)Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы, светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались. (15)Всё было кончено, и светлячок в отчаянии побрёл на ту же полянку, где ждал его мальчик, подошёл к нему и тяжело вздохнул. (16)Мальчик это услышал и, не поворачивая головы, спросил:

– (17)Что случилось? (18)Тебя так долго не было, и я по тебе соскучился.

– (19)А разве ты не видишь?

– (20)Нет, — ответил мальчик.

– (21)Ну и ладно, — сказал светлячок.

– (22)Расскажи мне, что ты видишь, — попросил мальчик.

– (23)Что? — удивился светлячок.

– (24)Спой свою песенку. (25)Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву… (26)Вот бы хоть раз взглянуть на это.

(27)И тут только светлячок понял, что мальчик слепой и ему всё равно, блестит у светлячка панцирь или нет. (28)Он ему нужен даже без блеска. (29)Он ему нужен!

– (30)Давай я тебе сегодня расскажу про дружбу.

– (31)А что это такое? (32)Ты раньше не пел мне об этом.

– (33)Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

* Притча — это небольшой поучительный рассказ.


Задания Д A4 № 3256

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове БЕЗ­ЖА­ЛОСТ­НО буква Т обо­зна­ча­ет не­про­из­но­си­мый звук.
2) В слове ПАН­ЦИРЬ все со­глас­ные звуки имеют пару по твёрдо­сти — мяг­ко­сти.
3) В слове ВО­КРУГ буква Г обо­зна­ча­ет звук [к].
4) В слове ТЕ­ПЕРЬ букв боль­ше, чем зву­ков.

Согласный Ц всегда твердый и не имеет пары по мягкости.

Правильный ответ указан под номером 2.


Задания Д6 № 3325

Слово НЕЗАТЕЙЛИВУЮ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ПРОСТУЮ, незамысловатую

А в этом задании синоним "неприметную" не подходит

Думаю, нет. Неприметную песенку? Не очень, правда?

Возможно еще слово "легкая"

" незамысловатая" не подходит?

У нас есть такой ответ.

Подходит еще "скромную песенку"

Думаю, возможен и такой ответ.

Я не понимаю эту тему

В таком случае нужно брать словарь синонимов и читать.

Подтвердим это примерами текста притчи.

В предложении номер 3 используются многочисленные эпитеты: незатейливую песенку, серебряные слёзы росы, зелёное море травы — всё это помогает передать необычайную красоту природы.

Проанализировав текст, мы с уверенностью можем утверждать, что сила воздействия художественного текста на читателя усиливается, когда автор умеет пользоваться словом во всей его многогранности и многозначности.

Таким образом, приведённые примеры подтверждают, что дружба — великий дар. Чтобы в жизни тебе встретился настоящий друг, надо самому уметь дружить, ведь неслучайна мудрость: «Относись к человеку так, как хочешь, чтобы он относился к тебе.

15.3 Дружба — это взаимоотношения людей, основанные на взаимной привязанности друг к другу, на общих интересах, доверии и бескорыстной взаимопомощи. Нелегко в жизни найти настоящего друга, который станет тебе опорой и поддержкой и для которого ты будешь близким и дорогим человеком.

Классическим примером верной мужской дружбы могут послужить отношения двух выдающихся людей: Герцена и Огарева. Их дружба началась еще в детстве, затем студенческие годы, общность взглядов, знаменитая клятва на Воробьевых горах, в которой они присягнули быть верными своей идее и бороться за свободу. Оба прожили непростую жизнь, а свою дружбу пронесли через все жизненные испытания и превратности судьбы.

Умение дружить — это дар и талант, ниспосланный свыше. Не каждый умеет и может пожертвовать чем-то важным и дорогим ради друга. Умение искренне порадоваться успехам другого человека, без малейшего оттенка зависти — это тоже большая редкость. Такие люди умеют дружить по-настоящему.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Когда-то в древности в Китае жил великий и могущественный император, который щедро поддерживал искусства и ремесла. Он окружил себя живописцами, скульпторами и другими одаренными людьми искусства, которые соревновались друг с другом в том, чтобы удивить императора выдающимися достижениями своего гения. Один из ремесленников смастерил золотую клетку, да такую изысканную и совершенную, что равной ей не было среди сокровищ всего мира. Клетка имела вид храма, ее многие крыши были украшены драгоценными камнями, а внутри ее было много комнат с дверцами и калитками.

Сын Неба был так восхищен, когда ему преподнесли это великолепное произведение, что сразу же пожаловал мастеру награду из яшмы и сделал его принцем империи. Затем император призвал к себе всех своих охотников и птицеловов и велел им идти с сетями в мир и ловить всех самых удивительных и прекрасных птиц, которые будут попадаться им на пути.

После многих приключений, которые могут сравниться только с самыми запутанными историями из Тысячи и одной ночи, птицеловы вернулись и предстали перед императором. Все они по очереди рассказали о своих приключениях и показали птиц, которых им удалось поймать. Под конец самый старый из отправившихся на охоту птицеловов преподнес владыке феникса, пойманного на горах луны.

Император велел установить клетку с саду и в каждую из ее комнат поместил одну из редких птиц. Затем он приказал перенести трон в сад и часами сидел, наблюдая за прекрасным спектаклем.

Пока он так сидел, окруженный мандаринами и принцами, в ворота дворца постучал даосский монах. Монаха окружала тайна, ибо он не пришел по дороге, а спустился прямо с облаков. Это был дух. Подойдя к императору, монах сел и спросил у него, где тот взял золотую клетку. Император объяснил ему, что произошло.

Тогда старик грустно покачал головой и промолвил:

— Ваше высочество, не подавайте дурной пример людям. Отпустите птиц и сломайте клетку.

Император очень удивился и опечалился. Он попросил старца объяснить свои слова.

— Ты, О Сын Неба, — продолжил монах, — есть образец

праведности для всех живущих в твоей империи. Ты здесь главный. Твои поступки являются законом для жителей всей страны. По твоему поведению судят о том, что хорошо, а что плохо. На тебе лежит великая ответственность, потому что все взирают на тебя как на источник общественного блага.

Эта клетка, построенная в виде храма, заключает в себе тройственную тайну. Прежде всего это мир с многими комнатками, в каждой из которых кто-то живет. Кроме того, эта клетка символизирует Китай — империю, раскинувшуюся в центре мира, а ты, О Император, и твои достопочтенные подданные подобны плененным птицам. Их государственные одеяния — это яркое оперение птиц, тогда как ты сам — феникс. Палаты твоего дворца — тюремные камеры, храмы — клетки, а твои державные дела — это сеть, в которую ты оказался пойман. И наконец, эта клетка — это твое бренное естество, а эти маленькие пернатые создания — это грезы и надежды, которые пленены твоей плотью. Все, что ты знаешь в поэзии, музыке и искусстве, все прекрасное, что ты можешь можешь понять и по достоинству оценить, находится в плену у твоего смертного сознания.

О Император, отпусти птиц на свободу, и тогда, отпуская их, ты освободишься сам. Никогда не держи никого в плену. Если ты будешь держать этих птиц в золотой клетке, они прекратят петь. Каждая из них начнет тосковать и умрет. Жизнь в клетке не стоит того, чтобы ее жизнь, и поэтом у тот, кто содержит в клетке птиц, тем самым рано или поздно погубит их.

Тебе было очень приятно ловить этих птиц, а теперь доставь себе еще одну радость, прояви поистине королевское благородство и отпусти их на свободу.

Закончив говорить, старый монах завернулся в свою мантию и исчез прямо на глазах у императора. Император, который обладал познаниями во многих науках, понял, что существо, которое только что говорило с ним, было не обычным смертным монахом в мантии, а небесной сущностью, попечителем птиц. Поскольку слова монаха были велением неба, Сын Неба не мог им не повиноваться. От приказал открыть все дверцы клетки и выпустить птиц на свободу. Затем он велел отвезти клетку далеко в горы и оставить ее там с открытыми дверцами в качестве монумента для птиц.

Прошло некоторое время, и птицы вернулись в клетку и свили в ней гнезда. Когда император уставал от своих забот, он поднимался в горы, усаживался рядом с клеткой и часами наблюдал за тем, как птицы влетают и вылетают через распахнутые дверцы клетки. В конце жизни он написал стихотворение, в котором отразилось понимание, которое приобретенное им в результате созерцания тайны.

Эта притча сама себя объясняет, однако в действительности она говорит намного больше, чем может показаться на первый взгляд. Мы живем в мире, в котором каждый из нас в той или иной мере стремиться господствовать. Мы стремимся заключить жизнь в клетку воли и мышления. Мы говорим об удаче в терминах влияния. Мы чувствуем себя великими в той мере, в которой мы обладаем чем-то. Эти устремления и побуждения полностью не согласуются с идеалами созерцательной жизни. Однако в жизни мотивы наших поступков так хорошо завуалированы, что мы начинаем догадываться о них лишь после многих ошибочно прожитых жизней.

Трудность с так называемыми духовными амбициями в том, что они неизбежно накладывают определенное ограничение на свободное течение жизни. Вот тебе конкретный пример. Давай предположим, что все искренние разумные люди стремятся в Истине. Каждый со своей стороны стремится приблизиться к Реальности, однако каждый искатель сознательно или бессознательно отклоняется от цели.

Так происходит, когда он своим неведением ограничивает ту самую Реальность, которую стремится обрести.

Первый ученик ограничивает Истину утверждением о том, что каждый должен практиковать йогу. Второй ученик разрушает Истину своим мнением, что приблизиться к Реальности можно только вследствие усиленного изучения химии. Третий ученик ограничивает Истину тем, что видит ключ ко вселенскому знанию только в математике.

Четвертый считает, что путь к Реальности лежит через аскетические испытания, тогда как пятый находит, что достичь ее можно только после многих лет скитаний по миру. Шестой уничтожает Истину убеждением, что понять Реальность можно, лишь прикасаясь к священным предметам. Седьмой сводит Истину на нет утверждением о том, что к ней можно подойти, изучая священные писания, и в то же время восьмой ученик считает, что ее нельзя постичь с помощью книг.

Каждый из этих людей следует по пути собственных представлений и пытается познать вечность, применяя к ней свои мнения и требуя, чтобы она была тем, что он от нее ожидает. При этом он непроизвольно начинает судить о неизвестном и поступает так, что его поведение можно оправдать только в том случае, если он наделен всеведением.

Это не значит, что Реальность не следует достигать с помощью медитации, изучения священных писаний, математики или занятий аскетизмом. Каждый растет в соответствии со своим пониманием. Между тем категоричные мнения о методах достижения нанесли такой же удар по философии, такой теология нанесла по религии.

Учение о трансцендентной личности предполагает, что поиск Реальности должен быть не формальным занятием, а ненадуманным приключением в сфере осознаваемого. Нет нужды заставлять свое сознание искать высшее Я. Духовное естество человека не похоже на нерадивого школьника, которого можно силой заставить учиться. Познание Реальности является естественным побуждением души. У нас нет необходимости усиливать это побуждение. Все, что от нас требуется, — это устранить искусственные препятствия и ограничения, налагаемые на нас физической личностью.

Птица вылетает из клетки, когда ее дверца распахнута, поскольку она существо рожденное летать. Точно так же сознание устремляется к Реальности, когда объективные ограничения преодолены.

Притча о костылях

Притча о костылях Когда в результате несчастного случая деревенский староста лишился ног, он стал передвигаться на костылях. Постепенно он научился передвигаться довольно быстро и даже научился танцевать и делать пируэты, чтобы потешить своих соседей.Затем его осенило,

1. ПРИТЧА О ЯМЕ С ДЕГТЕМ

1. ПРИТЧА О ЯМЕ С ДЕГТЕМ Примечание автора Однажды холодным ноябрьским днем меня и мою жену Джен пригласили в Нью-Йорк для проведения сеанса прямого ченнелинга Крайона в Организации Объединенных Наций (ООН). Общество Просвет-ления и Трансформации — медитативная группа

Притча о фермере

Притча о фермере Теперь вы видите, что притчи Крайона изобилуют потрясающими откровениями. Далее мы встреча-емся с двумя фермерами. В этой притче фигура фермера олицетворяет собой человека, находящегося в близкой связи с Землей, который в труде и в гармонии с природой

Притча о яме с дегтем

ПРИТЧА О МУСИНЕ

ПРИТЧА О МУСИНЕ Давным-давно в городе под названием Надежда жил юноша, которого звали Джо. Джо усердно изучал дхарму и получил буддистское имя. Его назвали Мусином.Джо жил так же, как и все остальные. Он ходил на работу, у него была прекрасная жена. Однако, несмотря на

Притча о пауках

Притча о пауках Как-то ученики отшельника попросили его открыть им что-нибудь из Высшей Мудрости. Тот согласился и отправил их наловить пауков.Пойманных пауков отшельник поселил в своей пещере и некоторое время обрывал все паучьи сети, сплетенные вертикально.Через

Притча о факире

Притча о факире Однажды купец спросил факира:— Почему ты не боишься держать змею за пазухой? Наверное, ты очень храбрый человек?— Видишь ли, — ответил факир, — бывают три вида храбрости.Первый — когда храбрец не представляет размера опасности и потому не чувствует

Притча о змее и орле

Притча о змее и орле Орел камнем упал с небес на землю и застал врасплох змею, греющуюся на солнце. Когда орел схватил змею, она не стала сопротивляться и безжизненно повисла в его когтях. Гордая своей добычей птица, полетела в гнездо. Змея, до того казавшаяся мертвой,

Притча о рабочей лошади

Притча о рабочей лошади Из года в год рабочая лошадь тяжело трудилась и получала за это кров и жалкий корм. Однажды, когда лошадь отдыхала после трудового дня, в ее стойло вбежала ласка и стала потешаться над ней.— Посмотри на меня, заезженная кляча, я ловка и вольна

Притча о передаче знаний

Притча о передаче знаний На этом, пожалуй, я закончу рассказ о своем длинном пути к восточным знаниям. Могу лишь с уверенностью сказать, что мудры стали не только моими помощниками в жизни, но и настоящим призванием. Много лет я практиковал, собирал и систематизировал свои

Читайте также: