Билибин баба яга в ступе сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Картину “Баба Яга в ступе” в 1900 году написал русский художник Иван Яковлевич Билибин. Произведение иллюстрирует народную сказку “Василиса Премудрая”.

Не страшная Баба Яга Билибина, а какая?

Помимо ремесл художника, театрального оформителя и члена объединения “Мир искусства”, Иван Билибин проиллюстрировал несметное количество русских сказок.

Одна из легендарных акварельных иллюстраций – “Баба Яга в ступе”. На полотне мы видим удобно усевшуюся в ступу главную отрицательную героиню любимых сказок.

Несмотря на однозначный образ Бабы Яги в фольклоре, на полотне Билибина она не пугающая, а отталкивающая. Но автор не был бы признанным мастером, если бы вложил двоякий (как можно проследить по сказкам) смысл в “портрет” героини.

Длинный нос, маленькие глазки, землистое лицо – иллюстрация откровенно некрасивой и абсолютно одинокой женщины. Ее волосы запущены, давно не чесаны, сарафан пестрит заплатками. Вторая сторона образа – вызывающая жалость.

Седина старухи демонстрирует мудрость. Недаром по сюжетам она помогает возлюбленным обрести друг друга.

Благодаря развевающимся волосам понятна большая скорость ступы. Баба Яга мчится через лес, который сам по себе походит на отрицательного персонажа: сухие, покореженные деревья, засилье мухоморов, вблизи не видно птиц и зверей, мрачная “природная” палитра. В одной ее руке – перст для зерна, поднятый в угрожающем жесте, словно копье. В другой – неизменная метла. Настоящая Яга, какой она с детства представляется за чтением сказок.

Набор красок в принципе всей иллюстрации – коричневый даже на руках и лице Яги, болотно-зеленый – говорит о скором наступлении ночи, передает зловещий образ происходящего. Тем не менее, художнику удается сделать картину объемной, подарить ощущения присутствия в сюжете.

Столь низким полетом ступы Билибин демонстрирует простоту, “приземленность” верований русского народа.

Картина выполнена в лучших традициях лубочных рисунков: четкие линии предметов, краски без полутонов, иллюстрация обрамлена орнаментом.

Жанр произведения — литературная иллюстрация. Предмет изображения — популярная героиня русских народных сказок в своей среде обитания — в дремучем лесу.

Композиция диагональная, выражается в наклоне ступы, положении метлы. Кривые стволы берёз и развевающиеся космы Яги усиливают динамику картины. Центр композиции — фигура героини в ступе.

На переднем плане белеют кривоватые стволы берёзок, жалкими смотрятся тонкие, чахлые ёлочки, краснеют шляпками мухоморы в зелени травы.

Средний план — баба Яга в ступе. Она летит низко над землёй, длинная ступа имеет ветхий вид. Тщедушная Яга сидит поверх ступы на корточках. Голубенький сарафан весь в заплатах, в таком же состоянии розовая блузка. Похоже, этот наряд она носит с девичества, бережёт как память, ставит аккуратные заплатки. Метла у неё несуразная: веник примотан верёвкой, по-бабьи, к стволу берёзки.

У Яги длинные худые руки, длинные пальцы с когтями или с ногтями, которые давным-давно не стригли. Старушке очень много лет: сквозь пряди седых волос проглядывает лысеющая голова. В глазах её неизбывная тоска, землистое лицо, нос длинный, углы рта опущены вниз. Глядя на неё, создаётся впечатление о горьком одиночестве. Не бросил ли её когда-то жених? А она с горя ушла в лес, занялась колдовством и с годами превратилась в бабу Ягу.

Задний план — толстые стволы, за которыми темнота дремучего леса.

Атмосфера произведения в целом зловещая: сумрачный лес, старушонка, которая знается с нечистью, даже грибов добрых нет — одни ядовитые мухоморы. В фольклоре баба Яга обычно высоко летит в ступе, у Билибина — едва не по земле тащится. Возможно, так художник подчёркивал её приземлённость, обыденность и, судя по антуражу, бытовую неустроенность.

Цветовая палитра иллюстрации небогата: преобладают зелёные и коричневые тона. Разнообразят цветовую гамму красные мухоморы и голубой сарафанчик Яги.

Свет в картине едва пробивается сверху, он падает как раз там, где пролетает ступа, — над маленькой полянкой с мухоморами. Всё остальное пространство погружено в сумрак.

Идея — передать дух сказочной героини с устоявшейся отрицательной репутацией, однако образ бабы Яги неоднозначен: с одной стороны — отталкивает неприглядной внешностью, с другой — вызывает жалость.

В образе есть все положенные предметы и приметы, но нюансы вносят иной оттенок восприятия. Ветхий девичий сарафан, разваливающаяся ступа, метла, которую пришлось самой соорудить — всё наводит на мысль о незадавшейся женской судьбе.

Работа Билибина хранится в Институте искусств Чикаго. В ряду других иллюстраций художника она украшает русские сказки, завораживая читателя выразительностью образа.

С самого детства меня знакомили с персонажами из сказок великих писателей. Так сложилось, что самый первый сказочный образ, с которым я познакомилась это Баба - яга. На страницах русских сказок, которые я слышала от родителей или сама читала, она всегда олицетворяла зло. Ведь в каждой сказке автор описывал противостояние между добром и злом.

Баба-яга изображена в яркой одежде, которая несоразмерна с ней. Что придает этому персонажу жуткий вид. Ее худые костлявые руки и грубые черты лица, кривой нос и растрепанные волосы позволяют автору создать атмосферу страха и в тоже время негативного отношения к данному герою.

Еще больше навевает страх окружающая местность, темная глубокая чаща леса, куда не может пробиться не единый лучик солнца. Высокие, чахлые деревья с желтизной, признак того, что им не хватает ласкового солнечного света. Автор изображает окружение Бабы – яги в темных коричневых тонах, а сама героиня на этом фоне выделяется своей одеждой и видом.

Изображенные рядом с персонажем грибы очень похожи на мухоморы, их очень много. Я считаю, что это некая ирония со стороны автора. Грибы мухоморы ядовитые и Баба –яга олицетворение злых помыслов. Художник всегда отличался умением придавать изюминку своим работам. И данную работу он не обошел стороной.

Описание картины Билибина Баба-яга

Эта картина очень тревожная, даже страшная… Баба Яга ужасная! Такие картинки нужны не для того, чтобы её узнать. Не ошибешься, когда такую увидишь! Они нужны, чтобы напугать… Если в книге картинка, то чтобы понять, как страшно Ивану было. И хорошо, что он её в конце победил. А ещё Кощей есть – он страшней даже, одни кости, а тут только одна нога костяная…

Вся картинка неприятного цвета. Тут нет ни солнышка, ни голубого неба, ни зеленой листвы, одно серо-бурое… Тут лес нарисован, но он какой-то засохший. Явно это поздняя осень. Берёзы грязные, чахлые елки. Бурелом сплошной! Как только Яге удаётся тут пролететь на ступе? Но пройти тут явно было б сложней. Ой, а на земле столько мухоморов красных растёт! Наверняка, если б Яга не спешила, то она б их собрала. На всякие снадобья, на яд для гостей… Это не зима, трава темно-зеленая.

У картины есть окантовка – такая народная. Как вышивка на полотенце.

В центре картины сама Яга на ступе летит. У неё ужасно длинные жуткие руки. Они ещё и волосатые – это самое противное. В одной руке у неё метла березовая, а в другой – какая-то палка. Кажется, она собирается в кого-то метнуть оружие это. Летит ведьма быстро, так как волосы её по ветру развиваются. У неё грязно-седые космы. И немного борода. И ведьма ещё и почти лысая. Длинные волосы и лысина! Яга вся морщинистая, страшная. Такая неаккуратная, грязная – вон руки все в грязи. И одежда у неё вся мятая и в заплатках. На ней розовая рубашка и синий сарафан, но тоже всё такое выцветшее, страшное. От одного вида можно в обморок упасть. От одного костюма этого! Подозреваю, что аромат от ведьмы тоже не лучший… Мухоморами несёт!

И ступа какая-то странная. Яга сидит не в ней, а на ней. Ноги поджала. Может, собирается на кого-то прыгнуть. Кто-то от неё убегает – наверное, мальчик или девочка. Или кот!

Ещё страшный крючковатый нос. Глаза, которые будто смотрят на меня… И на каждого! В ухе серьга у ведьмы – грязное кольцо. Если очень постараться, то можно представить, что сто лет назад она была красавица. В синем сарафане, серьгами, длинными волосами… И была доброй волшебницей, но потом встретила Кощея.

Не нравится мне эта картинка. Но такие тоже нужны. Она никому не понравится, но нужно как-то и злодеев показывать. Больше не стану на неё смотреть!

Билибин - Баба-яга

Несколько интересных сочинений

Одним из второстепенных персонажей произведения является Архип Савельич, представленный писателем в образе верного слуги главного героя повести Петра Гринева.

В знаменитом произведении Н.В. Гоголя сосредоточено множество человеческих пороков, которые автор многократно высмеивает. Он даже несколько искажает действительность, обращая внимание на несправедливость и попустительское отношение местных чиновников.

Мы переехали в новый дом. Строители, конечно, убрали за собой, но эта строительная пыль. противная, белая. И дело в том, что уборщицы для нашего подъезда пока никак не могли найти. В общем, вот-вот праздник должен быть

Очень много добрых, интересных сказок, которые уже давно стали народными существует для детей. Одной из таких сказок является Снегурочка, которую написал знаменитый русский писатель Александр Островский

Первый раз увидев эту картину я вспомнил все те сказки про Бабу-ягу которые когда-то давно мне читал дедушка. В них она описывалась как злая старушка, которая пыталась обхитрить и съесть маленьких детишек.

Честно говоря, когда я представлял Бабу-ягу у меня в голове появлялся немного другой образ. Я думал, что Баба-яга должна быть с маленькими хитрыми глазками, а ее рот наполнен острыми зубами, которые она решила не показывать на этой картине. Тут же её глаза грустные и тоскливые отчего хочется ее пожалеть. А что касается ее носа, он точно такой, каким я себе его и представлял. Хотя я был бы не против дорисовать на нём огромною бородавку которой она так славилась в сказках.

Руки Бабы-яги кажутся не правдоподобно длинными, и через их цвет они похожи на неуклюжие коряги. Если бы кто-то потянулся ко мне такой рукой, чтобы поздороваться, я вряд ли смог бы пожать её.

Но самое главное открытия я сделал, когда я решил осмотреть её ступу. Меня не так сильно удивило отсутствие клочка волос, как то что Баба-яга решила занять настолько не удобную позу для передвижения. На тех картинах и мультиках которые я видел она стояла опустив в ступу обе ноги. Тут же она находится совсем в другой позе. В этом я думаю и была причина её грусти. Возможно она пожалела денег, или не доплатила мастеру за роботу, через что тот решил ее проучить и не вырезал отверстия для ног в её ступе.

Я долго смотрел на эту картину пытаясь понять, куда летит Баба-яга. Сначала я подумал, что она летит к Горынычу в гости, но потом заметил, что ее одежа порвана. Потом подумал, что возможно на нее кто-то напал и она от него убегает. Ну это тоже вряд ли. Теперь я думаю, знаю куда она направляться. Она пошла в лес, чтобы сделать себе метёлку, и заблудилась, и ищет выход из леса. А когда выбираться с леса снова начнёт заманивать малышей к себя в избушку.

Наверно если б Баба-яга на самом деле существовала, сейчас ей пришлось бы очень тяжело. Ей бы пришлось заманивать ребят в лес бесплатными телефонами, а это очень дорого.

А вообще картина нарисованная очень хорошо, я бы вряд ли смог нарисовать что-то похоже. Особенно мне понравилось, как автор нарисовал деревья, и мох на них. Картина очень мрачная и немного пугающая, так что я бы не хотел чтобы в моей квартире висело что-то похожее на нее. Хотя думаю нужно попробовать что-то нарисовать. И это точно будет не Баба-яга, потому что мне она не нравиться.

Вариант №2

Главным персонажем этого уникального произведения представлена старая колдунья, прозванная в народе Бабой – Ягой. Билибин изобразил старуху в движении, она летит на своем транспортном средстве – ступе, сидя на корточках, хотя при желании она смогла бы поместится в ней полностью. В одной руке бабка мертвой хваткой держит пест, в другой у неё – помело, которым ведьма яростно размахивает. В наше время, наверное, никто не знает предназначение всех этих предметов. В старину это были обязательные кухонные атрибуты: помело и пест использовались для измельчения зерна, а помело – это своеобразная метла, которой вычищали русскую печь от золы.

Вся иллюстрация дышит злостью и ненавистью, исходящей от Бабы – Яги. Чёрное небо вдали позволяет предположить, что сейчас ночь, а оголенные деревья, почти сбросившие всю листву, явно указывают на осеннюю пору. На жухлой траве отчётливо виднеются грибы – мухоморы. Создаётся впечатление, что они вырастают повсюду, где пролетела старуха. А быть может где-то рядом её избушка, в которую она так торопиться?

Лицо старухи всё в морщинках и бородавках, крючковатый нос похож на огромный клюв. Яркий зелёный сарафан такой длинный, что достает до самых пяток. Весь её наряд выделяется на фоне темного леса, который художник изобразил, используя в основном темно – зелёные, черные, грязно – оранжевые краски.

Глядя на эту картину, сразу вспоминаются все русские сказки с участием этой отвратительной старухи. Не исключено, что многие из нас хоть раз задумывались: а откуда вообще взялась Баба – Яга, кто она такая? Возможно, раньше она была очень даже симпатичной девушкой… А потом, под влиянием каких-то обстоятельств, обозлилась, стала ненавидеть всех вокруг и поэтому превратилась в омерзительную, гадкую старую каргу. Если рассматривать такой вариант развития её жизни, то становится даже её немного жаль.

Работа Ивана Яковлевича Билибина оформлена в оригинальную декоративную рамку в русском стиле. Такие узоры присущи народному фольклору. Художнику очень точно удалось передать атмосферу ночного леса с его загадками и тайнами. Тем не менее, смотреть на эту негативную картину неприятно, на душе становится мрачно и грустно. Но такие полотна всё таки необходимы искусству, благодаря им люди реально смотрят на вещи и понимают, что в мире существует не только добро, но и, к сожалению, зло.

Билибин - Баба-яга

Билибин - Баба-яга

В этом романе, который очень хорошо отражает жизнь казачества в различные временные рамки, очень большое количество колоритных персонажей, которые вызывают у читателя искреннее удивление и неподдельную любовь, так как не любить этих людей,

Платов является одним из важных персонажей в рассказе "Левша". Автор упоминает казака в первых главах довольно часто, чтобы подчеркнуть его важность в данном произведении. Платов предстает перед читателями бывалым и смелым воякой.

Что такое волшебные слова, такие как спасибо, благодарю вас, пожалуйста, и многие другие? Зачем они нам нужны в повседневной жизни? Для чего? Не многие задаются этими вопросами. Эти слова мы используем в повседневной жизни,

Конец осени. Листья разноцветными кучками лежат на земле. Все: холмы и пригорки, деревья, кусты, травы засыпают. Крепко спят животные и насекомые. Они, плотно закрыли, входы домиков-муравейников,

Детство является самым счастливым периодом жизни. В детстве и продукты вкуснее, и предметы кажутся больше, и определенные моменты жизни становятся ярче.

Читайте также: