Природа мир тайник вселенной сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Время все отчетливее выявляет масштабы художественного мира Б. Пастернака. Высшей мерой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Жизнь, пьянящая радость ощущения единения во всем живом – в цикле стихотворений “Весна”.

Поэт восторженно удивляется новому расцвету природы.
Книга “Сестра моя – жизнь”, вышедшая в 1922 году, парадоксально совмещает поэтику футуризма с романтической традицией. “Сестра моя – жизнь” – своеобразный любовный роман, роман в стихах, состоящий из одних лирических

отступлений. О поступках людей почти ничего не говорится, повествовательное начало сведено к минимуму.
Природа же в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы.
Композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний, и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяет у поэта отбор этих образов:
Отростки ливня грязнут в гроздьях
И долго, долго, до зари
Кропают с кровель свой акростих,
Пуская в рифму пузыри.
(“Поэзия”, 1922)
Шум дождя и звук падающих капель в этих строчках чувствуешь, можно сказать, губами и кончиком языка, и, не ощущая этого, трудно объяснить, почему у ливня появились “отростки”, которые “грязнут в гроздьях” садовых растений.
Философичность стихов Пастернака заключается в том, что они разрешают самую важную проблему XX века – проблему трагического разлада человека и мира, ставшего для человека враждебным и лишенным смысла. Действительно, прекрасная и могучая природа современному человеку, не находящему более поддержки в вере, видится равнодушной, даже жестокой: стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы, кажется, в любой момент готовы стереть людей с лица земли. Природа равнодушна к человеку – но не у Пастернака.
Окружающий мир пронизан человеческой эмоцией, и уже поэтому не может быть чужд человеку. Поэтическое сравнение и метафора оказываются превосходным средством сближать человеческое и природное, одухотворять внешний мир и растворять в природе – внутренний.
Если для акмеистов многовековая культура служила спасительным убежищем от небытия и вселенского хаоса, источником смысла в этом мире, то Пастернак живет чувством своей причастности всему миру, в том числе и не “окультуренному” человеческой жизнедеятельностью:
Природа, мир, тайник вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной
В слезах от счастья отстою.
(“Когда разгуляется”, 1956).
Мотив дождя, являющийся центральным в книге “Сестра моя – жизнь”, неоднократно встречающийся в ряде стихотворений, подчас с определением “весенний”, символизирует оживление, возрождение, любовь. Пастернаковский “весенний дождь” пробуждает аналогии с библейским образом живой воды.
Вот стихотворение из цикла “Развлечения любимой”, помещенного в книге “Сестра моя – жизнь”. Оно переполнено счастливой любовью и является ее своеобразной формулой.
Название цикла, название стихотворения, первая строфа позволяют представить себе следующее: герой вдвоем со своей любимой, в лодке, отдыхает, вокруг летнее цветение природы. То ли сердце колотится от волнения, то ли лодка покачивается на волнах, но все существо героя переполнено ощущением счастья, любви и главное – нешуточности, серьезности и торжественности этой любви. О последнем говорит обращенное то ли к спутнице, то ли к читателю восклицание-предупреждение:
…о, погоди!
Это ведь может со всяким случиться!
Счастливый полдень любви по своей значимости для человека не уступает тайне звездного неба, всей мощи истории и культуры (“Гераклу громадному”), наконец, всей бездне прошедшего и будущего времени (на щелканье славок – небольших певчих птичек, вроде воробьев, – можно промотать целые века, лишь бы “она” была рядом).
Четырехстопный дактиль с дактилическими же окончаниями (во второй и третьей строфах) хорошо передает “заклинательные” интонации предельно взволнованной речи. Напор внутреннего волнения такой, что пятикратный повтор конструкций с ключевым словом “это” (“это ведь значит…” и др.) не оставляет впечатления поэтического приема, а кажется вполне понятным нежеланием произносить вслух слово “любовь”, так много значащее для героя. Обратим внимание также на знаменитые пастернаковские метафоры, соединенные с метонимией: “лодка колотится”, да еще не где-то, а в “сонной груди”; “ивы целуют” не только героя (и героиню), но и лодку (уключины) – поистине “все во мне – и я во всем” (Ф.

Тютчев).
Стихотворение на редкость музыкально. Первые три строчки построены на звуках “л”, “д”, и “и” – так и слышится сонное колыхание воды. Начало второй строфы пронизывает поющее “э”:
Этим вЕдь в пЕснЕ тЕшатся всЕ.
Это вЕдь значит – пЕпЕл сирЕнЕвый…
Нарядное слово “роскошь” как бы продолжается своими звуками в последующем: словосочетании “кРоШеной РомаШКи в Росе”. В последней же строфе “л” и “р” напоминают о щелканье славок.
В лирике Пастернака предстает мир, утративший устойчивость. Одна из важнейших тем в творчестве этого времени – место человека в истории, которая представлена хаосом:
И хаос опять взлетает на свет,
Как во времена ископаемых.

Поэзия Бориса Пастернака во многом сложна и неоднозначна. В ней нет легких и простых мыслей, нет прозрачных образов, привычных тем. Так, например, в стихотворения о любви он нередко включает философские размышления о жизни, о человеческом предназначении. Или рисуя историю, прослеживая судьбу отдельного героя, связывает его жизнь с огромным миром, с жизнью всей планеты. Связь поколений и миров, часто присутствующая в произведениях Пастернака, оправдывает восприятие времени как единого для Вселенной вообще. Равенство всех предметов и существ мира в ней наиболее очевидно представляется после знакомства со стихотворением "Сестра моя— жизнь":

Что в мае, когда поездов расписанъе

Камышинской веткой читаешь в купе.

Оно грандиозней Святого писанъя

И черных от пыли и бурь канапе.

Это стихотворение — концентрация мироощущения лирического героя: равенство человека и жизни, человека и мира, жизни и мира выводит на восприятие солнца, которое, "садясь, соболезнует мне". Равенство предметов мира идет из взгляда на все сотворенное кем бы то ни было, как имеющее одинаковые права на существование. Вещь сотворена, и, следовательно, вместе со своим возникновением она вошла в историю и стала равна ей.

Естественно, в неразрывной связи с окружающим миром выступает и природа, составляющая одну из главных тем поэзии Б. Пастернака. У поэта мы не встретим определенно пейзажных стихотворений.

Говоря о творчестве Б. Пастернака, В. Альфонсов отмечал, что "стихи о природе у него много шире и емче по содержанию. Природа, в сущности, — один из образов, даже синонимов жизни". Так, природа, как реальное проявление жизни мира, встречается в стихотворении "Плачущий сад". Здесь виден очень интересный переход от описания сада к душевному миру самого лирического героя:

Ужасный! — капнет и вслушивается,

Все он ли один на свете.

Мнет ветку в окне как кружевце,

Если есть свидетель,

К губам поднесу и прислушаюсь,

Все я ли один на свете.

Жизнь в природе — единственная форма существования, в ко торой лирический герой ощущает себя способным к действию, при рода становится средством приобщения к истории. То же смещение образного восприятия лирического героя заметно и в стихотворениях "Зеркало", "Девочка":

Дорожкою в сад, е бурелом и хаос

К качелям бежит трюмо.

Огромный сад тормошится в зале

В трюмо — и не бьет стекла.

Отождествление себя с садом становится для лирического героя средством самовыражения: сад, как мир, характеризуется общностью существующей в нем жизни:

Из сада с качелей.

Вбегает ветка в трюмо!

Родные, громадные, с сад,

А характером — сестра!

Пастернак прекрасно осознавал сложность собственной поэзии. Поэтому он часто давал своим стихотворениям "разъясняющие" заглавия— "Март", "Август", "Бабье лето", "Зимняя ночь", "Февраль. Достать чернил и плакать. " и многие другие. Поэт наделяет природу человеческими чертами, утверждая мысль о том, что человек является всего лишь частью Вселенной, частью природы. М. Эпштейн писал: "Ни у кого природа не одушевлена так, как у Пастернака; причем у нее душа озорницы, проказницы, движения которой суматошны и порывисты". И действительно, картины природы у поэта не просто одушевлены, они предстают как неотъемлемая часть человеческой жизни. В ней, как и в самой жизни, преобладают сумятица, непостоянство, хаос. В ней — точно так же покой, тишина и красота сменяются шумом, порывом ветра, дисгармонией. А потом снова — умиротворение и благодать:

За окнами давка, толпится листва,

И палое небо с дорог не подобрано.

Все стихло. Но что это было сперва!

Теперь разговор уж не тот и по-доброму.

Сначала все опрометью, вразноряд

Ввалилось в ограду деревья развенчивать,

И попранным парком из ливня — под град,

Потом от сараев — к террасе бревенчатой.

Теперь не надышишься крепью густой.

А то, что у тополя жилы полопались,—

Так воздух садовый, как соды настой,

Шипучкой играет от горечи тополя.

Природа и человек постоянно, почти во всех произведениях поэта, идут рядом, перевоплощаются друг в друга, отражают общую душу мироздания. Но особенно ярко слияние образа природы с миром человеческой души прослеживается в стихотворении "Март". В первый месяц весны вся природа пробуждается ото сна. Просыпается и полной грудью вдыхает новые силы и человек.

Солнце греет до седьмого пота,

И бушует, одурев, овраг,

Как у дюжей скотницы работа,

Дело у весны кипит в руках.

Весна сравнивается здесь с "дюжей скотницей" неслучайно. Этот образ является неким символом силы, здоровья, трудолюбия. В то же время скотница — это реальный человек, простая труженица, всю жизнь свою проводящая рядом с природой, в ее непосредственном окружении. Таким образом, автор вплотную приближает человека к природе, а природу — к человеку. И жизнь, которой подчинено все вокруг, проникает в каждый уголок этого мира. Цветением жизни, весной охвачены и природные явления, и атрибуты человеческого быта:

Настежь все, конюшня и коровник,

Голуби в снегу клюют овес,

И всего живитель и виновник, —

Пахнет свежим воздухом навоз.

Будучи единым целым с окружающим миром, человек только в природе ощущает родственную душу, чувства которой созвучны его собственным настроениям. Радость, надежда, вдохновение или боль, тоска, одиночество — все эти чувства одинаково присущи как миру природы, так и человеческой душе. Так, в стихотворении "Бабье лето" мы видим постепенное угасание летнего тепла, летних ярких красок. Вместе с гибелью лета человек также впадает в уныние и грусть. Неминуемый приход мертвой зимы соотносится с душевным состоянием человека, лишенного счастья жизни, измученного, обреченного на безрадостное существование. Его жизнь, как проселочная дорога, "спускается в балку":

Что глазами бессмысленно хлопать,

Когда все пред тобой сожжено,

И осенняя белая копоть

Паутиною тянет в окно.

Б. Пастернак обладал уникальной способностью "подсмотреть" в природе те состояния, которые сопутствуют любым переменам в мире. Ведь всякий рост, любое развитие всегда связаны с усилием, иногда — болезненным, после которого все предстает в совершенно другом обличье. После болезни человек возрождается, становится сильнее. Так же после долгой зимней спячки, после длительного забытья начинает гореть новыми красками и природа:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Всеобщая взаимосвязь и взаимообусловленность, взаимоподчиненность всех составляющих мироздания отражается не только в простых и естественных, "бытовых", повседневных отношениях природы и человека. Через образы природы Пастернак дает и определение поэзии: "Это — ночь, леденящая лист, это — двух соловьев поединок. "

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты — вечности заложник

У времени в плену, —

призывает поэт в стихотворении "Ночь". Творчество и природа сливаются воедино, потому что и то и другая по сути являются средствами постижения мира, постижения человеческой жизни. Именно поэтому Пастернак заявляет, что он стихи разбил бы, как сад, внес бы в них "дыханье роз, дыханье мяты, луга, осоку, сенокос, грозы раскаты". "Божьим миром" называл Борис Пастернак мир природы, окружающий мир, кипящий настоящими страстями, живущий настоящими чувствами, изменчивый и непостоянный, как душа человека. И человек — Божье творение — тоже является частью этого мира. Но он также несет этот мир в себе, в своем сердце. Поэтому провести грань между природой и человеком невозможно. Как невозможно провести грань между человеком и самой жизнью. И даже само мироздание — "лишь страсти разряды, человеческим сердцем накоплено".

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: "Родился я с песнями в травном одеяле. // Зори меня вешние в радугу свивали" ("Матушка в купальницу по лесу ходила. ", 1912); "Будь же ты вовек благословенно, // что пришло процвесть и умереть" ("Не жалею, не зову, не плачу. ", 1921).

Поэзия С. Есенина (после Н. Некрасова и А. Блока) - самый значительный этап в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти, запустелости, нищеты включает удивительно яркие, контрастные краски, словно взятые с народных лубков: "Синее небо, цветная дуга, // [. ] // Край мой! Любимая Русь и Мордва!"; "Топи да болота, // Синий плат небес. // Хвойной позолотой // Взвенивает лес"; "О Русь - малиновое поле // И синь, упавшая в реку. "; "синь сосет глаза"; "пахнет яблоком и медом"; "Ой ты, Русь моя, милая родина, // Сладкий отдых в шелку купырей"; "Звени, звени златая Русь. ". Этот образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, шелковистыми травами, голубой прохладой, именно Есениным был внесен в самосознание народа. Чаще, чем какой либо другой поэт, использует Есенин сами понятия "край", "Русь", "родина" ("Русь", 1914; "Гой ты, Русь, моя родная. ", 1914; "Край любимый! Сердцу снятся. ", 1914; "Запели тесаные дроги. ", [1916]; "О верю, верю, счастье есть. ", 1917; "О край дождей и непогоды. ", [1917]).

По-новому изображает Есенин небесные и атмосферные явления - более картинно, изобразительно, используя зооморфные и антропоморфные сравнения. Так, ветер у него - не космический, выплывающий из астральных высей, как у Блока, а живое существо: "рыжий ласковый осленок", "отрок", "схимник", "тонкогубый", "пляшет трепака". Месяц - "жеребенок", "ворон", "теленок" и т. п. Из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 - очень высокий коэффициент; ср. у "звездного" Фета из 206 произведений 29 включают образы звезд). При этом в ранних стихах примерно до 1920 года, преобладает "месяц" (18 из 20), а в поздних - луна (16 из 21). В месяце подчеркивается прежде всего внешняя форма, фигура, силуэт, удобный для всякого рода предметных ассоциаций - "лошадиная морда", "ягненок", "рог", "колоб", "лодка"; луна - это прежде всего свет и вызванное им настроение - "тонкий лимонный лунный свет", "отсвет лунный, синий", "луна хохотала, как клоун", "неуютная жидкая лунность". Месяц ближе к фольклору, это сказочный персонаж, тогда как луна вносит элегические, романсовые мотивы.

Есенин - создатель единственного в своем роде "древесного романа", лирический герой которого - клен, а героини - березы и ивы. Очеловеченные образы деревьев обрастают "портретными" подробностями: у березы - "стан", "бедра", "груди", "ножка", "прическа", "подол", у клена - "нога", "голова" ("Клен ты мой опавший, клен заледенелый. "; "Я по первому снегу бреду. "; "Мой путь"; "Зеленая прическа. " и др.). Береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России. Другие излюбленные растения - липа, рябина, черемуха.

Более сочувственно и проникновенно, чем в прежней поэзии, раскрыты образы животных, которые становятся самостоятельными субъектами трагически окрашенных переживаний и с которыми у лирического героя кровно-родственная близость, как с "братьями меньшими" ("Песнь о собаке", "Собаке Качалова", "Лисица", "Корова", "Сукин сын", "Я обманывать себя не стану. " и др.).

Пейзажные мотивы у Есенина тесно связаны не только с круговращением времени в природе, но и с возрастным течением человеческой жизни - чувством старения и увядания, грустью о прошедшей юности ("Этой грусти теперь не рассыпать. ", 1924; "Отговорила роща золотая. ", 1924; "Какая ночь! Я не могу. ", 1925). Излюбленный мотив, возобновленный Есениным едва ли не впервые после Е. Баратынского, - разлука с отчим домом и возвращение на свою "малую родину": образы природы окрашиваются чувством ностальгии, преломляются в призме воспоминаний ("Я покинул родимый дом. ", 1918; "Исповедь хулигана", 1920; "Эта улица мне знакома. ", [1923]; "Низкий дом с голубыми ставнями. ", [1924]; "Я иду долиной. На затылке кепи. ", 1925; "Анна Снегина", 1925).

Впервые с такой остротой - и опять же после Баратынского - поставлена у Есенина проблема мучительных взаимоотношений природы с побеждающей цивилизацией: "живых коней победила стальная колесница"; ". сдавили за шею деревню // Каменные руки шоссе"; "как в смирительную рубашку, мы природу берем в бетон" ("Сорокоуст", 1920; "Я последний поэт деревни. ", 1920; "Мир таинственный, мир мой древний. ", 1921). Однако в поздних стихах поэт как бы заставляет себя возлюбить "каменное и стальное", разлюбить "бедность полей" ("Неуютная жидкая лунность", [1925]).

Значительное место в творчестве Есенина занимают фантастические и космические пейзажи, выдержанные в стиле библейских пророчеств, но приобретающие человекобожеский и богоборческий смысл: "Ныне на пики звездные // Вздыбливаю тебя земля!"; "Возгремлю я тогда колесами // Солнца и луны, как гром. ". Эта космическая символика, вдохновленная революцией, сближает поэзию Есенина и Маяковского периода 1917-1918 годов [ср.: "По тучам иду, как по ниве я" (С. Есенин. "Инония") - "по тучам лечу" (В. Маяковский. "Человек"); "Мы радугу тебе - дугой, // Полярный круг на сбрую. // О, вывези наш шар земной // На колею иную" (С. Есенин. "Пантократор") - "Радуга, дай дуг // лёт быстролетным коням" (В. Маяковский. "Наш марш"); "Да здравствует революция // На земле и на небесах!" (С. Есенин. "Небесный барабанщик") - "Человек, // землю саму // зови на вальс! // Возьми и небо заново вышей. " (В. Маяковский "Эй!")]. Однако гиперболические образы космической и потусторонней природы, заполнившие поэмы Есенина тех лет ("Пришествие", "Преображение" и др.), в целом оказались малоорганичны для его творчества. Гораздо более естественны, хотя тоже условны, "Персидские мотивы" (1924-1925) - полуфантастические пейзажи страны, где Есенин никогда не был, но являющие собой один из лучших образцов пейзажной экзотики в русской поэзии.

Есенинская поэзия природы, выразившая "любовь ко всему живому в мире и милосердие" (М. Горький), замечательна и тем, что впервые последовательно проводит принцип уподобления природы природе же, раскрывая изнутри богатство ее образных возможностей: "Золотою лягушкой луна // Распласталась на тихой воде. "; "не звенит лебяжьей шеей рожь"; "ягненочек кудрявый - месяц // Гуляет в голубой траве" и т. п.

Природа же в стихах Пастернака одухотворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком. Человек лишь выражает словами действия, поступки природы.

Композиторское умение Пастернака в звуке передавать и внешний, и внутренний мир приводит у него к тому, что подчас звучание, а не привычное значение слов определяет у поэта отбор этих образов:

И долго, долго, до зари

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Философичность стихов Пастернака заключается в том, что они разрешают самую важную проблему XX века — проблему трагического разлада человека и мира, ставшего для человека враждебным и лишенным смысла. Действительно, прекрасная и могучая природа современному человеку, не находящему более поддержки в вере, видится равнодушной, даже жестокой: стихийные бедствия, эпидемии, космические катаклизмы, кажется, в любой момент готовы стереть людей с лица земли. Природа равнодушна к человеку — но не у Пастернака.

Окружающий мир пронизан человеческой эмоцией, и уже поэтому не может быть чужд человеку. Поэтическое сравнение и метафора оказываются превосходным средством сближать человеческое и природное, одухотворять внешний мир и растворять в природе — внутренний.

Закат солнца над морем — один из самых красивых подарков природы человеку

. жизни. 3 класс 3 класс Другие темы: ← Закат солнца зимой↑ Клевер ` Закат солнца над морем — один из самых красивых подарков природы человеку Большинство людей, за редким исключением, любят смотреть на закат. . областного художественного музея. Сочинение на тему закат Говоришь весь мир, . закатов они видели?! Прошли столетия, сменились поколения, а природа и созданное гением человека вечные! . Описание .

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной

В слезах от счастья отстою.

Название цикла, название стихотворения, первая строфа позволяют представить себе следующее: герой вдвоем со своей любимой, в лодке, отдыхает, вокруг летнее цветение природы. То ли сердце колотится от волнения, то ли лодка покачивается на волнах, но все существо героя переполнено ощущением счастья, любви и главное — нешуточности, серьезности и торжественности этой любви. О последнем говорит обращенное то ли к спутнице, то ли к читателю восклицание-предупреждение:

Это ведь может со всяким случиться!

Этим вЕдь в пЕснЕ тЕшатся всЕ.

Это вЕдь значит — пЕпЕл сирЕнЕвый…

В лирике Пастернака предстает мир, утративший устойчивость. Одна из важнейших тем в творчестве этого времени — место человека в истории, которая представлена хаосом:

И хаос опять взлетает на свет,

Как во времена ископаемых.

Примеры похожих учебных работ

Сочинения | Сочинения 6 класс. Борьба за жизнь (по рассказу Д. Лондона «Любовь .

Какие качества раскрывает в человеке любовь?

. смерти мужу, отцу своих детей! Какой страшный грех! В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, какие качества раскрывает в человеке любовь. По-моему, любовь раскрывает как положительные, так и отрицательные качества человека. (195 слов) Данная работа .

Сочинение любовь как смысл жизни

. жизни. Без любви жизнь безлика и ограниченна. Любовь способна подарить каждому человеку силу, избавить его от отчужденности и одиночества. Она заставляет чувствовать свою необходимость окружающим, и помогает понять смысл жизни. . кого жить. Как я уже .

Какие качества раскрывает в человеке любовь

. Сочинение на тему любви это и так не простая тема, а раскрытие качеств человека во время любви ещ сложнее, так как любовь на самом деле . благодаря ей.Как сказал один из великих — quot;Через любовь к тебе — я полюбил весь мирquot;. Мне кажется, что .

Б.Пастернак. Обзор жизни и творчества. Лирический герой в поэзии Пастернака. Роман .

Читайте также: