Природа и духовное здоровье народа сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Современные процессы, связанные с увеличением воздействия человека на природу выдвигают глобальную проблему – сохранения и защиты окружающей среды. Разрушения, наносимые человеком природе, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным применением техники. Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время эта проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознания того, что человек – это часть природы. На протяжении многих десятилетий сознание людей формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…", "Не ждать милости от природы. ". Поэтому человечество привыкло больше пользоваться дарами природы, чем думать о её восстановлении, бережном отношении к ней.

В 70-ые и 80-ые годы двадцатого столетия произведения поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. В эти годы СССР переживала социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила всем головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества. О последствиях почти никто не задумывался. Позже все увидели к чему привело увлечение НТР. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на "великие стройки коммунизма". Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно.

Писатели-борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят её. Это такие известные литераторы, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин. Героя повести "Царь-Рыба" автор называет "хозяином". Действительно, Игнатьич умеет делать всё и лучше и быстрее всех. Однажды Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждёт осетра. Вдруг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Увидел и опешил: "что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах её тела…". Игнатьич не хотел упускать такого осетра, но в то же время что-что ему подсказывало отпустить рыбу и сохранить себя. По неосторожности он оказывается в воде. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о опозоренной девушке, которую он обрёк на страдания. Природа отомстила человеку за его жестокость. Когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха. Получилось так, что природа призвала грешника к покаянию. Астафьев оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и всем читателям.

Благодаря Распутину образы его героев сельчан вступали в борьбу за спасение природы. Старуха Анна из "Последнего срока" и старуха Дарья из "Прощание с Матерой" стали воплощением народной мудрости, которая даётся жизненным опытом. Распутин философски завершает повесть "Последний срок". В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остаётся один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности.

Надежду на то, что Россия всё-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с такими людьми, как бабка Дарья. Она несёт в себе те духовные ценности, которые утрачиваются, по мере того как надвигается на человека городская цивилизация: память, верность роду, преданность своей земле. Дарья не считает себя хозяйкой острова, она лишь хранитель.

Город "наступает" на живую природу, и Распутин не против этих перемен, он не пытается в своих повестях протестовать против всего нового, прогрессивного, а просто мечтает о таких преобразованиях в жизни, которые не истребили бы человеческого в человеке.

Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, если, конечно, человек будет считать себя не временным жильцом на этой земле, а её хранителем. Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным и научным целям, станет приобретать всё большее значение. Поэтому необходим рациональный подход к практике расширения областей нетронутой природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объём негативных влияний на природу будет увеличиваться.

Современные процессы, связанные с увеличением воздействия человека на природу выдвигают глобальную проблему – сохранения и защиты окружающей среды. Разрушения, наносимые человеком природе, обусловлены развитием новых видов производственных процессов и активным применением техники. Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время эта проблема стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, осознания того, что человек – это часть природы. На протяжении многих десятилетий сознание людей формировалось под влиянием таких лозунгов как "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек…", "Не ждать милости от природы. ". Поэтому человечество привыкло больше пользоваться дарами природы, чем думать о её восстановлении, бережном отношении к ней.

В 70-ые и 80-ые годы двадцатого столетия произведения поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. В эти годы СССР переживала социальные изменения. Научно-техническая революция одурманила всем головы, породила миф о спасительной роли науки и техники для всего человечества. О последствиях почти никто не задумывался. Позже все увидели к чему привело увлечение НТР. Мир ужаснулся перед чернобыльской катастрофой. Миллионы людей срывались с насиженных мест, отправляясь на "великие стройки коммунизма". Люди, отрываясь от своих корней, нищали духовно.

Писатели-борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят её. Это такие известные литераторы, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин. Героя повести "Царь-Рыба" автор называет "хозяином". Действительно, Игнатьич умеет делать всё и лучше и быстрее всех. Однажды Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждёт осетра. Вдруг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. Увидел и опешил: "что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах её тела…". Игнатьич не хотел упускать такого осетра, но в то же время что-что ему подсказывало отпустить рыбу и сохранить себя. По неосторожности он оказывается в воде. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о опозоренной девушке, которую он обрёк на страдания. Природа отомстила человеку за его жестокость. Когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха. Получилось так, что природа призвала грешника к покаянию. Астафьев оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и всем читателям.

Благодаря Распутину образы его героев сельчан вступали в борьбу за спасение природы. Старуха Анна из "Последнего срока" и старуха Дарья из "Прощание с Матерой" стали воплощением народной мудрости, которая даётся жизненным опытом. Распутин философски завершает повесть "Последний срок". В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остаётся один Михаил, без родни его жизнь становится вялой. Остальные, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Оторванные от своих корней, они потеряли нравственную силу души, которая всю жизнь помогала преодолевать трудности.

Надежду на то, что Россия всё-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с такими людьми, как бабка Дарья. Она несёт в себе те духовные ценности, которые утрачиваются, по мере того как надвигается на человека городская цивилизация: память, верность роду, преданность своей земле. Дарья не считает себя хозяйкой острова, она лишь хранитель.

Город "наступает" на живую природу, и Распутин не против этих перемен, он не пытается в своих повестях протестовать против всего нового, прогрессивного, а просто мечтает о таких преобразованиях в жизни, которые не истребили бы человеческого в человеке.

Люди способны сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, если, конечно, человек будет считать себя не временным жильцом на этой земле, а её хранителем. Природа, не тронутая цивилизацией, должна оставаться резервом, который со временем, когда большая часть земного шара будет служить промышленным и научным целям, станет приобретать всё большее значение. Поэтому необходим рациональный подход к практике расширения областей нетронутой природы, заповедников, тем более что по мере развития научно-технической революции объём негативных влияний на природу будет увеличиваться.

Человек неразрывно связан с природой. Влияние природы на духовное состояние человека

Что такое природа для человека. Что значит природа для человека

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Что такое природа для человека. Что значит природа для человека

Здоровье и природа человека. Как природа влияет на здоровье человека

Доброго всем здравия!


На протяжении тысячи лет природа щедро дарит человеку все, что бы он был здоров и счастлив. И чем совершеннее становится человек, развиваясь во всех областях науки и техники, тем интенсивнее использует природу, забирая у нее целительные свойства.

А ведь природа – это наш дом. Давайте только представим себе, чтобы мы делали без природы, смогли бы мы без нее существовать, конечно, нет. Но, к большому сожалению, с каждым годом важность природы забывается.

Природа и человек в. Что значит природа для человека

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Не случайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Для многих из нас природа является предметом восхищения, душа расцветает от общения с ней. Александр Сергеевич Пушкин находил прелесть даже в непогожих днях поздней осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Природа и человек в. Что значит природа для человека

Человек в природе. Воздействие человека на природу

Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Человек в природе. Воздействие человека на природу

Человек это природа. Что такое природа человека. Природа Человека


– одна из важнейших категорий социальной философии, отправная точка подавляющего большинства исследований социальных проблем. В древневосточной мудрости человек выступал как предельно малая частица социально-космического целого, не имеющая самодостаточной личной ценности; в античном мире он представлялся каплей, в которой, тем не менее, это социально-космическое целое в концентрированной форме повторяется и с ним вполне соизмеримо, хотя человек уже виделся как существо самодеятельное. В средние века сущность человека усматривали в той частице божественного, духовного огня, которая трепещет в его утробе, преодолевая рамки внешней телесной ограниченности.

Кратко природа и человек. Человек и природа

Как человек использует живую и неживую природу? Почему природу нужно охранять? Воздействие человека на природу

Человек — часть природы. Всё, что ему необходимо для жизни — пищу, одежду, топливо и др., — он получает из окружающей среды. Таким образом, природа — источник всех средств существования людей.

Долгое время человек не нарушал существующее в природе равновесие. Но постепенно людей становилось больше, им требовалось всё больше и больше пищи. Древние люди стали охотиться на крупных животных и погубили многих из них. Учёные считают, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определённую роль сыграли древние охотники.

Кратко природа и человек. Человек и природа

Термины человек и Природа. Природа — это.

В древнерусской мифологии упоминается о божестве по имени Род, который олицетворял собой единство людей, принадлежащих к одному роду. Именно этот бог создал такие слова, как рождение, роды, роженица, новорожденный и т.д.

Также под природой в разговорном языке часто подразумевают естественную среду обитания. Например: птицы, обитающие в природных условиях, живут дольше своих сородичей, прирученных человеком.

(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. )

Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?

---- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

  • Рассказ понравился драматическим сюжетом и неожиданной развязкой.
  • Рассказ заинтересовал нравственными проблемами, которые затрагивает автор.
  • Рассказ поражает мастерством описания внутреннего состояния человека.

---- Каков сюжет рассказа?

---- Кто его герой?

---- Почему главного героя все зовут Игнатьич?

---- Чем он выделяется среди односельчан?

--- Как жители поселка относятся к Игнатьичу

--- Почему не может наладить отношения с братом?

--- Чем занимается Игнатьич?

--- Кто такие браконьеры? Чем они опасны?

--- Почему Игнатьич браконьерствует?

--- Почему так много внимания уделил им Астафьев?

--- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке

--- Какой увидел рыбу Игнатьич?

--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?

А что такое совесть?

  • Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
  • Самоконтроль человека
  • Стеснение, стыд, неловкость

---А зачем совесть нужна человеку?

  • Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
  • Совесть может предотвратить плохой поступок.

--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

--- О чём просит Игнатьич?

--- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

--- В чём их смысл?

--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?

--- Что понимает Игнатьич?

  • Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
  • Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
  • Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

--- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?

Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.

Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.

--- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.

Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.

--- Почему писатель испытывает острую неприязнь к браконьерам?

-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?

--- В чём смысл конца книги?

Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.

Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.

Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.

В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.

Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.

Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.

Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.

Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.

Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?

Общество является составной частью ландшафтной оболочки. Общество – это совокупность конкретных людей. Человек – часть природы. Физическая и духовная жизнь человека неразрывно связано с природой. Природа – это среда, в которой человек живет и именно оно обеспечивает его изначальные потребности.

Об эстетическом наслаждении человека с природой можно долго писать. Ведь природа насыщает дух гармонией. Звуки природы, как правило, влияет позитивно на духовное состояние человека; шум весеннего ручья, звука дождя, пение птиц в лесу и т.п. активно сказывается на самочувствии человека.

Жизнь человека возможна только во взаимодействии с природой. Это взаимодействие проявляется в различных формах, прежде всего в обмене веществ и энергии. Но человек – не только биологическое существо, но и общественное. Условия его жизнедеятельности зависят и от общественного окружения. Между человеком и природой есть не только биологическое, но и экономическое взаимодействие.
Человек и природа не противостоят друг другу, но было бы ошибочно утверждать, что человек и природа в гармонии друг с другом. Если бы они представляли собой гармоничное целое, то не возникали бы экологические проблемы, которые в современных условиях приобретают глобальный характер. Все в мире влияет друг на друга!

Многие философы, писатели высказывались о природе и человеке в целом, многие высказывания прославились на весь мир, например:

В озоновую дыру посмотрел ангел:
- Господи, скажи им, чтобы они опомнились!
Л. Костенко

Вот еще одно высказывание, глася о том, что не следует забывать природу, т.к. мы без нее - ничто! В прямом смысле этого слова. Человек – это природа. Неотъемлемая часть ее составляющей.

Люби природу не как символ
Души своей, Люби природу не для себя,
Люби для нее.
М. Рыльский

Многие действия человека по отношению к природе приводили к непредсказуемым последствиям и часто были не удачными. По сути, большинство проблем, связанных с окружающей средой, которые сейчас угрожают технической цивилизации, являются результатом открытий, направленных на решение других проблем и увеличения продолжительности жизни человека.

Читайте также: