Принцип одухотворенной предметности анненского сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В предложенном тексте И. Ф. Анненский поднимает проблему развития чувства речи в человеке.

Автор пишет о том, что активное развитие чувства речи — это словесное творчество: “разговор, рассказ, речь, написанная статья, сочиненные стихи”. Так писатель дает понять, что во время устной деятельности чувство речи развивается активным путем.

Кроме того, И. Ф. Анненский утверждает, что пассивное развитие речи сказывается в восприятии: чтении книг, заучивании наизусть стихов или изучении грамматики языка. Читатель понимает: знакомясь с письменным творчеством, человек пассивно развивает в себе чувство речи.

Оба примера, дополняя друг друга, дают понять: речь может совершенствоваться по-разному, в зависимости от того, что именно способствует её развитию.

Ф. Анненского такова: чувство речи развивается пассивно — путём восприятия, и активно — словесной деятельностью.

Я согласен с мнением автора. Чувство речи — одно из самых главных в человеке, и его необходимо постоянно развивать, ведь если человек не владеет речью, то он теряет свою индивидуальность и духовную “привлекательность”.

I. Содержание сочинения.

К1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл из 1).

Проблема исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6 баллов из 6).

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

К3. Отражение позиции автора исходного текста (1 балл из 1).

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл из 1).

Отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.

II. Речевое оформление сочинения.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2 балла из 2).

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

К6. Точность и выразительность речи (2 балла из 2).

Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи.

К7. Соблюдение орфографических норм (3 балла из 3).

Орфографических ошибок нет.

К8. Соблюдение пунктуационных норм (3 балла из 3).

Пунктуационных ошибок нет.

К9. Соблюдение грамматических норм (2 балла из 2).

Грамматических ошибок нет.

К10. Соблюдение речевых норм (2 балла из 2).

Допущена одна ошибка.

Автор пишет о том, что активное развитие чувства речи — это словесное творчество: “разговор, рассказ, речь , написанная статья, сочиненные стихи”. Так писатель дает понять, что во время устной деятельности чувство речи развивается активным путем.

Кроме того, И. Ф. Анненский утверждает, что пассивное развитие речи сказывается в восприятии: чтении книг, заучивании наизусть стихов или изучении грамматики языка. Читатель понимает: знакомясь с письменным творчеством, человек пассивно развивает в себе чувство речи .

Я согласен с мнением автора. Чувство речи — одно из самых главных в человеке, и его необходимо постоянно развивать, ведь если человек не владеет речью , то он теряет свою индивидуальность и духовную “привлекательность”.

К11. Соблюдение этических норм (1 балл из 1).

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 балл из 1).

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Детский годы Иннокентия Федоровича Анненского. Учеба в гимназиях и Петербургском университете. Принцип "одухотворенной предметности". Раздвоенность внутреннего состояния личности. Оригинальные поэтические ассоциации в стихотворениях Анненского.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.11.2012
Размер файла 13,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

И. Ф. АННЕНСКИЙ. БИОГРАФИЯ. ТВОРЧЕСТВ

ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ (1856 --1909). РАННИЕ ГОДЫ

Хочу понять, тоскою пожираем,

Тот мир, тот миг с его миражным раем.

Уж мига нет -- лишь мертвый брезжит свет.

А сад заглох. и дверь туда забита.

И снег идет. и черный силуэт

Захолодел на зеркале гранита.

Нет, им не суждены краса и просветленье;

Я повторяю их на память в полусне.

Они -- минуты праздного томленья.

Перегоревшие на медленном огне.

Но все мне дорого -- туман их появленья.

Их нарастание в тревожной тишине.

Без плана, вспышками идущее сцепленье:

Мое мучение и мой восторг оне.

Кто знает, сколько раз без этого запоя.

Труда кошмарного над грудою листов,

Я духом пасть, увы! я плакать был готов,

Среди неравного изнемогая боя;

Но я люблю стихи -- и чувства нет святей:

Так любит только мать, и лишь больных детей.

А к утру кто-то нам, развеяв молча сны,

Напомнил шепотом, что мы обречены.

Реально не расчленимое поэт как бы разделяет на составные элементы. чтобы воспроизвести сложный духовный процесс. Например, противопоставлены функции мышления и речи:

У раздумий беззвучны слова.

Как искать их люблю в тишине я!

А творчество слилось с таинствами вселенной и как бы подсказано ими. Никто не смог бы сказать о своем стихе так, как сказал Анненский о нем -- даре самой природы:

Я не знаю, кто он, чей он.

Знаю только, что не мой,

-- Ночью был он мне навеян,

Солнцем будет взят домой.

анненский поэтический стихотворение предметность

Подобные документы

Своеобразие лирических произведений И.Ф. Анненского: традиции и новаторство. Философские учения, повлиявшие на мировоззрение и творчество поэта. Формальная организация стихотворений. Замысел "Книг отражений", связь литературной критики и герменевтики.

дипломная работа [66,8 K], добавлен 04.09.2009

Особенности поэзии Серебряного века. Истоки символизма в русской литературе. Творчество И. Анненского в контексте начала ХХ века. Новаторство поэта в создании лирических текстов. Интертекстуальность, символы и художественный мир произведений Анненского.

дипломная работа [112,8 K], добавлен 11.09.2019

Специфические черты поэзии течения символизма. Особенность изобразительной манеры Анненского, импрессионистический стиль и новаторство. Источники символизации для поэта. Мотивы страдания и смерти в его творчестве. Анализ стихотворения "Смычок и струны".

реферат [22,8 K], добавлен 04.03.2010

Междисциплинарный подход к осмыслению феномена сада. Искусствоведческие и историко-культурные исследования в области садовой культуры. Художественный образ как эстетическая категория. Символика цветов в "садовой" поэзии И. Анненского, пушкинская традиция.

дипломная работа [87,2 K], добавлен 03.01.2013

Тематика, проблематика и своеобразие античной литературы. Исследование художественного наследия и теоретических трудов И.Ф. Анненского: античный контекст в драматических сочинениях и в поэзии автора, особенности его переводов и филологических трудов.

дипломная работа [74,5 K], добавлен 06.12.2011

Описание истории жизни Иннокентия Анненского. "Тихие песни" - единственный прижизненный сборник поэта. Исследование псевдонима Т-о (Никто). "Земной", "ассоциативный" символизм автора; использование импрессионистического стиля в пейзажных зарисовках.

презентация [2,7 M], добавлен 24.05.2015

Оксюморон как эпитет, противоречащий определяемому. Явный и неявный оксюморон. Оксюморон в ранней и поздней лирике. Роль Иннокентия Анненского в становлении Ахматовой как поэтессы. Основные примеры использования оксюморона в творчестве Анны Ахматовой.

Художественный мир — это условная реальность, созданная воображением писателя с помощью художественных средств по законам словесного искусства.

Рассмотрим своеобразие художественного мира Анненского. Какие темы затрагивает Иннокентий Анненский в своих стихотворениях? Основные темы поэтического творчества поэта – одиночество, тоска, совесть.

Несмотря на то, что Иннокентий Федорович был представителем символизма, во многом благодаря присутствие в его творчестве материальности и предметности тематики, появилось такое литературное течение, как акмеизм.

Рассмотрим тематику лирики Иннокентия Анненского. Красной нитью по всему творчеству этого загадочного поэта проходит тема тоски. Анненский очень часто обращался к этой теме, описывал ее в своих стихотворениях. Названия некоторых стихотворений сами говорят за себя: "Трилистник Тоски", "Тоска возврата", "Тоска", "Тоска медленных капель".

Поэт не сливался с реальной действительностью, прекрасно это понимал и очень переживал. Иннокентий Анненский болезненно и весьма чутко ощущал противоречивость человеческой души, кратковременность человеческого счастья, которое является лишь кратким мигом в жизни.

Ранее нами было показано, что Иннокентий Федорович является приверженцем символизма. Но символистом он является только по своему мироощущению и поэтическому стилю. Но следует уточнить, что рассматриваемый поэт применяет символы в своих поэтических текстах как способ соотнесения духовного, эмоционального состояния личности с вещной стороной ее существования.

Влияние творчества Иннокентия Федоровича Анненского оказало огромное влияние на поэзию Серебряного века, поэтическим творчеством этого незаурядного поэта вдохновлялись такие представители этого времени, как Анна Ахматова, Осип Мандельштам и другие.

Традиционно, у символистов в поэзии надреальность была прекрасней, чем сама реальность. У Иннокентия Федоровича же готового ответа читатель не увидит. На примере этого стихотворения он оставляет неоконченным свое концовку, предлагая читателю самому сделать вывод.

Здесь описываются обои в комнате и глядящий на них больной герой, который от нечего делать изучает их.

Итак, тема тоски у И. Ф. Анненского несет очень важную роль в его творчестве. Она объясняется тем, что лирический герой автора, это человек, перешедший рубеж юности и молодости, набравшийся опыта человек, который чувствует приближение конца и все пережитое им вызывает ту тоску, которая тревожит его. Но, однако, тоска связана и с желанием жить, которое у поэта проступает во всех стихотворениях.

Итак, тема тоски и смерти, невозможности изменить что-либо относится к декадентскому началу в поэзии Анненского. Даже тема любви, в какой-то мере соотносится с этим мироощущением. Поэт выстраивает микрокосмос человека, рефлектирующей личности, которая тоскует по прожитой жизни, которую мучат бытовые реалии. Эти реалии здесь – те вещи, которые окружают героя, сосуществуют с ним и помогают осознать самого себя.

Теперь следует обратиться к той теме, которая является наследием традиции русской прозы XIX века, к теме совести. Она перекликается с творчеством Ф. М. Достоевского. Наиболее разработан этот вопрос был А. Федоровым в монографии "Иннокентий Анненский. Личность и творчество". (16, с. 52).

"Мучительный вопрос совести" для Анненского очень важен и это делает его, во многом, последователем Достоевского.

Подводя итоги, следует сказать, что тематика не ограничивается очерченным в этой работе кругом, но остальные темы либо вписываются в те, о которых говорилось, либо они являются разновидностями одной из главных.

Вывод по второму разделу

Таким образом, в данном разделе был проанализирован поэтический символизм, который является основой творчества Иннокентия Федоровича Анненского.

Как представитель богатого поэтическими звездами Серебряного века, Анненский в своем литературном творчестве имел черты этого замечательного литературного периода, а также новаторские, своеобразные, присущие только его творчеству черты.

Далее нами были проанализированы некоторые стихотворения Иннокентия Анненского с целью выявления новаторства в своих лирических текстах. В лирике Анненского одно из главных мест занимает вещный мир, в большинстве своем являющийся символами.

Для того, чтобы понимать и ценить поэтические творения Иннокентия Федоровича Анненского, необходимо обладать знаниями в различных областях литературного творчества, в частности, Священного Писания, древнегреческой мифологии, французской поэзии. Именно поэтому Иннокентий Анненский считается поэтом меньшинства читателей, которые в силу своего образования, широты мышления и мировоззрения будут способны воспринять его поэтическое творчество.

Заключение

Творчество Иннокентия Федоровича Анненского стоит особняком в поэтическом мире. Из-за особенностей поэтического стиля и замкнутости в литературной среде, этого поэта считают загадочным. Замечательный поэт, который являлся учеником французских символистов, русского философа В. Соловьева, стал отцом нового для России литературного направления – символизма.

Появление символизма непосредственно связано с противоречиями, которые существовали в эту эпоху. Большие перемены в социально-экономическом развитии, которые пережила Россия в конце 19 – начале 20 века, ощутимые кризисы, столкновение различных культур, реформы привели к переменам в мировоззрении мыслящих людей.

Эпоха Серебряного века является переломной. В русской литературе рассматриваемой эпохи переживается кризис бывшего понимания об искусстве и чувство истраченности прошлого развития, формируется переоценка ценностей. Кризис эпохи оказал влияние на мировоззрение и творчество Ф.И. Анненского.

Данная тема является очень актуальной. Мировоззрения людей в наше время стало похоже на взгляды и образ мыслей людей рассматриваемого времени. Решающая рефлексия переходной эпохи в культуре этого периода связана с русским символизмом, который пытался создать новую философию культуры, выработать новой универсальное мировоззрение путем переоценки ценностей.

В данной исследовательской работе была изучена литература, в которой содержатся сведения о творчестве Иннокентия Анненского. Стоит упомянуть, что исследований творчества Анненского не много. При аннализе литературного творчества этого поэта, были рассмотрены работы поэта и критика Корнея Ивановича Чуковского, которым были исследованы лирические тексты Иннокентия Анненского. Искусствоведом, критиком и библиографом Э́рихом Фёдоровичем Голлерба́хом были описаны черты символизма, присущие только Анненскому. Русский филолог Андре́й Венеди́ктович Фёдоров, советский литературовед Елена Владимировна Ермилова, а также кандидат филологических наук Ефим Беренштейн в своих работах выявили самобытностью символизма этого поэта. Поэт Н.С. Гумелев и Аврил Пайман отзываются об Анненском, как о поэте символисте.

В данном исследовании было рассмотрено зарождение русского символизма. Для того, чтобы понять сущность этого литературного направления, были рассмотрены его истоки и совершен небольшой экскурс в историю.

В процессе работы, было проанализировано лирическое творчество Иннокентия Анненского. Основными мотивами его лирики следует назвать мотивы одиночества, тоски, совести. Иннокентий Федорович описывает отношения между переживаниями лирических героев и внешним миром в противовес с устоявшейся традицией поэзии. Поэт их отношения описывает по-новому. Основные черты поэтической лирики Иннокентия Федоровича Анненского можно определить как продолжение традиции классической поэзии XIX века, с одной стороны, а с другой - интерес к формальной стороне стиха.

Далее были определены основные черты, характеризующие Анненского как поэта-символиста. По своему мировоззрению и поэтическому стилю Анненский — символист. Через символы Иннокентий Федорович старается более ярко передать духовное состояние лирического героя. Анненский для символов в своих поэтических текстах брал за основу определенные обыденные составляющие современной жизни. В лирике Иннокентия Анненского одно из главных мест занимает вещный мир, в большинстве своем являющийся символами.

Творчество Иннокентия Анненского имеет огромное значение для русской поэзии дарит читателям необычайное эстетическое наслаждение.

Список используемых источников:

1. Анненский И. Ф. Избранное / Сост., вступ. ст. и комм. И. Подольской; Ил. С. Михайлова. М.: Правда, 1987.

2. Антология русской поэзии. В 2 т. Т. 2 / Сост. М. Латышев. М.: Терра, 1997.

3. Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. М., "Советский композитор". С.105.

5. Благой Д. Д. Душа в заветной лире. Очерки жизни и творчества Пушкина. М.: Советский писатель., 1979. С. 193-194.

6. Волошин М. Лики Творчества. И. Ф. Анненский-лирик. Аполлон, № 4, 1910.

7. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л. О. изд-ва "Советский писатель", 1974.

8. Гитин В. Иннокентий Анненский // История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под. ред. Жоржа Нива, Ильи Сермана, Витторио Страды и Ефима Эткинда. М.: Изд. группа "Прогресс" - "Литера", 1995.

9. Гумилев Н. С. Жизнь стиха // Гумилев Н. С., Ходасевич В. Ф., Иванов Г. В. Стихи. Проза. М.: Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 1998. С. 94-104.

10. Гумилев Н. С. Из писем о русской поэзии // Серебряный век. Поэзия. М. Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000. С. 75-77.

11. Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии (сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р. Д. Тименчика). Вступ. ст. Г. М. Фридлендера. Подготовка текста и коммент. Р. Д. Тименчика. М.: Современник, 1990.

12. Евсеев Борис. Царь сумрачной долины // Серебряный век. Поэзия. М. Олимп; ООО "Фирма "Издательство АСТ", 2000. С. 91-94.

13. Ермилова Е.В. Поэзия Иннокентия Анненского // Анненский И. Ф. / Сост., вступ. ст. и примеч. Е. В. Ермиловой. М.: Сов. Россия, 1987. (Поэтическая Россия). С. 5-22.

14. Иванов Вячеслав О поэзии И. Ф. Анненского. Аполлон, № 4, 1910.

15. Латышев М.Т. Счастливый неудачник // Анненский И. Ф. Кипарисовый ларец: Книга стихов. / Ред.-сост. и автор предисловия М. Т. Латышев. М.: Яуза, 1995.

16. Маковский С. Из воспоминаний об Иннокентии Анненском. // Воспоминания о серебряном веке. / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М.: Республика, 1993. С.102-114.

17. Некрасова Е. А. А. Фет, И. Анненский. Типологический аспект описания. М.: Наука,1991. С.40-116.

18. Орлов Вл. Перепутья. Из истории русской поэзии начала ХХ века. М., "Худож. лит.", 1976. С.51-62.

19. Пайман Аврил. История русского символизма / Авторизованный пер. Пер. с англ. В. В. Исакович. М.: Республика, 1998. С.303-307.

20. Подольская И. Поэзия и проза И.Анненского // Анненский И. Ф. Избранное / Сост., вступ. ст. и комм. И. Подольской; Ил. С. Михайлова. М.: Правда, 1987.

21. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала ХХ века: Литературные манифесты и художественная практика. Хрестоматия. / Сост. А. Г. Соколов. М.: Высш. шк., 1988.

22. Федоров А. В. Творчество Иннокентия Анненского в свете наших дней // Анненский И. Избранные произведения / Сост., вступ. ст., коммент. А.Федорова. Л.: Худож. Лит., 1998.

23. Федоров А. Иннокентий Анненский Личность и творчество. Монография. Л.: Худож. Лит., 1984.

24. Цыбин В. Судьба и поэзия Иннокентия Анненского // Анненский И. Ф. Стихотворения и переводы / Сост. и вступ. ст. В. Цыбина. М.: Современник, 1981.

25.Арсибекова, Т. В. Семантические особенности поэтических символов в лирике Иннокентия Анненского / Т. В. Арсибекова // Новые аспекты в области структуры семантики текста. – Йошкар-Ола, 2007.

26. Астахов, О. Ю. Отражение принципов неклассической эстетики в творчестве И. Анненского / О. Ю. Астахов // Неклассическая эстетика в культуре ХХ века. – Кемерово, 2006.

27. Астахов, О. Ю. Эстетика импрессионизма в поэзии русских символистов (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, И. Ф. Анненский) / О. Ю. Астахов. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.

28. Бабарыкова, Э. В, Ключевое слово ТОСКА в поэзии И. Анненского / Э. В. Бабарыкова // Русский язык в школе – М., 2007. – № 8.

32. Бабарыкова, Э. В. Концепт Я в поэтической картине мира И. Анненского / Э. В. Бабарыкова // Культура. Литература. Язык. – Ярославль, 2007. – Ч. 2.

33. Бабарыкова, Э. В. Специфика лирического Я в поэзии И. Анненского / Э. В. Бабарыкова // Культура. Литература. Язык. – Ярославль, 2005. – Ч. 1.

34. Баевский, В. С. Из наблюдений над поэтикой Иннокентия Анненского / В. С. Баевский // Известия Академии наук. Сер. Литература и язык – М., 2006. – Т. 65, № 1.

35. Бердникова, Т. В. Библеизмы в поэтическом диалоге как разновидность интертекстуальности (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского / Т. В. Бердникова // Текст и контекст: лингвистический, литературоведческий и методический аспекты. – М., 2007. – Т. 3.

36. Бердникова, Т. В. Подтекст как разновидность импликации в поэтическом тексте: (на материале лирики А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского) / Т. В. Бердникова // Филологические этюды. – Саратов, 2007. – Вып. 10, ч. 3. –

37. Бердникова, Т. В. Формы выражения субъекта в лирике И. Ф. Анненского / Т. В. Бердникова // Филологические этюды. – Саратов, 2008. – Вып. 11, ч. 3.

38. Библиография Иннокентия Федоровича Анненского / сост.: Черняков А. И. – Иваново: Иванов. гос. ун-т, 2005. – (Иннокентий Федорович Анненский. Материалы и исследования; Вып. 6). Ч.1; Произведения И. Ф. Анненского, 1881-1990.

43. Боровская, А. А. Трансформация жанра элегии в лирике И. Анненского / А. А. Боровская // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии. – 2006. – № 6.

45. Власова, Т. О. Лирическое начало в драматургии Иннокентия Анненского // Синтез в русской и мировой художественной культуре. – М., 2006. – С. 167-171.

48. Голлербах, Э. Ф. Никто: (к 20-летию со дня смерти И. Ф. Анненского) / Э. Ф. Голлербах; публ. и примеч. М. Эльзона) // Звезда. – СПб, 2006. – № 4.

49. Гребнева, М. П. Флорентийские ассоциации Иннокентия Анненского / М. П. Гребнева // Сибирский филологический журнал. – 2006. – № 3.

51. Дудорова, М. В. Роль лексики в формировании пространственных образов (На материале поэзии И. Анненского) / М. В. Дудорова // Русский язык: уровни и аспекты изучения. – М., 2005.

52. Дякина, А. А. Мир современной души и космос Вселенной в художественном сознании И. Анненского и В. Ходасевича / А. А. Дякина // Вестник Елецкого государственного университета. – Елец, 2004. – Вып. 3.

55. Иванова, О. Ю. Анненский и античность – герменевтика синтетизма / О. Ю. Иванова // Experimenta Lucifera: сб. материалов V Поволжского науч.-метод. семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. – Н. Новгород, 2007.

56. Иванова, О. Ю. Мифологическая картина мира И. Анненского и М. Волошина: (Пещера Полифема) / О. Ю. Иванова // Русский символизм и мировая культура. – М., 2004. – Вып. 2.

58. Иванова, О. Ю. Педагогика Иннокентия Анненского в контексте Серебряного века / О. Ю. Иванова // Русский символизм и мировая культура. – М., 2004. – Вып. 2.

61. Кадимов, Р. Г. Тема раздвоенного сознания в поэзии Блока и Анненского / Р. Г. Кадимов // Известия Дагестанского Государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. – Махачкала, 2007.

64. Колобаева, Л. А. Анненский – драматург / Л. А. Колобаева // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – М., 2005. – № 5.

67. Коченкова, Т. В. Подтекст в поэтическом диалоге: (на примере произведений А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского) / Филологические этюды. – Саратов, 2006. – Вып. 9, ч. 3.

71. Ланко, М. С. Мироощущение И. Ф. Анненского и поэтика световых и цветовых образов в его лирике // Утренняя заря: молодежный литературоведческий альманах. – М., 2006.

73. Лопачева, М. К. Иннокентий Анненский в художественном сознании поэтов русской эмиграции / М. К. Лопачева // Вестник Петербургского государственного университета культуры и искусств. – СПб, 2006. – №1(3).

74. Лопачева, М. К. Радость отраженья (Иннокентий Анненский в художественном сознании Георгия Иванова) / М. К. Лопачева // Русская литература. – 2008. – № 4.

77. Мусатов, В. В. Пушкинская традиция в русской поэзии первой половины ХХ века: от Анненского до Пастернака / В. В. Мусатов. – М.: Прометей, 1992.

80. Налегач, Н. В. Библейские мотивы и образы в поэзии И. Анненского / Н. В. Налегач // Православие – культура – образование: сб. ст. / ред. кол.: Г. Н. Миненко (отв. ред.) – Кемерово, 2002.

81. Налегач, Н. В. Идеал счастья в творчестве И. Анненского / Н. В. Налегач // Сибирский филологический журнал. – 2003. – №3.

82. Налегач, Н. В. Миф об Иннокентии Анненском в поэзии акмеистов / Н. В. Налегач // Русская литература в ХХ век: имена, проблемы, культурный диалог / Томский государственный университет. – Томск: 2002. – Вып. 4: судьба культуры и образы культуры в поэзии ХХ века.

84. Налегач, Н. В. Поэтика времени года в лирике И. Анненского и пушкинская традиция / Н. В. Налегач // Актуальные направления функциональной лингвистики: материалы Всерос. науч. конф./ Кемеровский государственный университет; [отв. ред.: Л. А. Араева]. – Томск, 2001.

85. Налегач, Н. В. Поэтика отражений: И. Анненский и русская поэзия ХХ века: учеб. пособие. / Н. В. Налегач; Кемеровский государственный университет, кафедра журналистики и русской литературы ХХ века. – Кемерово, 2009.

87. Новикова, У. В. Пространство ночи в лирике И. Анненского / У. В. Новикова // Культурная жизнь Юга России. – Краснодар, 2007. – № 2.

89. Федоров, А. В. Иннокентий Анненский: личность и творчество / А. Федоров. – Л.: Художественная литература, 1984.

90. Философова, М. В. Проблема символов в критической прозе И. Анненского / М. В. Философова // Куприяновские чтения. – 2005. – Иваново, 2006.

91. Юрина, Н. Г. Лирическое и драматическое в критической прозе И. Ф. Анненского: (На материале статей о творчестве М. Ю. Лермонтова / Н. Г. Юрина // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве. – Казань, 2007.

Биография Анненского И. Ф

Мы изучаем - Биография Анненского И. Ф. Подсказки школьнику

Ранние годы. Поэт родился в семье крупного чиновника, учился в столичных гимназиях (экзамены на аттестат зрелости сдал экстерном). В 1879 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.

Нелегкое, одинокое существование восполнялось напряженным творчеством. Все крупные публикации Анненского вышли, однако, в его последние годы: драмы из древнегреческой жизни (1901 -1906); сборник стихотворений (переводных) Тихие песни (1904); первый том переведенных и прокомментированных сочинений Еврипида (1906); собрание литературно-критических работ Книга отражений (1906), Вторая книга отражений (1909). И только после кончины по-эта-новатора появилось первое издание его многообразной лирики Кипарисовый ларец (1910).
Творческие искания. Анненский болезненно ощущал свою неслиянность с реальной действительностью, противоречивость человеческой души, краткость радужных моментов жизни. Поэтому его взгляд был прикован к мигу, к экспрессивно воспринятым подробностям окружающей действительности.

Свои сложные внутренние состояния поэт воплощал опосредованно через проявление или деталь внешнего мира (принцип одухотворенной предметности).
Хочу понять, тоскою пожираем,
Тот мир, тот миг с его миражным раем.
Уж мига нет лишь мертвый брезжит свет…
А сад заглох… и дверь туда забита…
И снег идет… и черный силуэт
Захолодел на зеркале гранита.

Образ сада несет в себе не только зимнюю печаль, но исходный, природный свой смысл некогда цветущего чуда. Мироощущение одновременно и просветляется, и драматизируется (дверь забита).
Прозорливо сказал Н. Гумилев об Анненском: У него не чувство рождает мысль, как это бывает у поэтов, а сама мысль крепнет настолько, что становится чувством. Столь необычное качество определило оригинальное звучание всех, будто давным-давно прочтенных тем. Среди них о тайнах творческого процесса.
В Третьем мучительном сонете запечатлено вдохновение при создании стихов:
Нет, им не суждены краса и просветленье;
Я повторяю их на память в полусне,
Они минуты праздного томленья,
Перегоревшие на медленном огне.
Но все мне дорого туман их появленья,
Их нарастание в тревожной тишине,
Без плана, вспышками идущее сцепленье:
Мое мучение и мой восторг оне.
Кто знает, сколько раз без этого запоя,
Труда кошмарного над грудою листов,
Я духом пасть, увы! я плакать был готов,
Среди неравного изнемогая боя;
Но я люблю стихи и чувства нет святей:
Так любит только мать, и лишь больных детей.
Перед нами осмысление того, как рождается произведение. Но раздумье столь глубоко, что воистину исполнено трепетных эмоций. Передать их оттенки и помогают прозаические ассоциации творческого волнения с перегоревшим на медленном огне, праздным томлением, с трудом кошмарным над грудою листов.

В другом стихотворении с обреченной на пение шарманкой.
Овеществление или даже олицетворение утонченных душевных состояний сообщает им самостоятельную силу, овладевающую человеком. Созерцание, скажем, плавных облаков по контрасту обостряет горькие предугадания, будто навеянные кем-то извне:
А к утру кто-то нам, развеяв молча сны,
Напомнил шепотом, что мы обречены.

Реально не расчленимое поэт как бы разделяет на составные элементы, чтобы воспроизвести сложный духовный процесс. Например, противопоставлены функции мышления и речи.
У раздумий беззвучны слова,
Как искать их люблю в тишине я!
Анненский нес в себе трагические мироощущения, зыбкость, раздвоенность внутреннего состояния личности. Но страдальческим переживаниям находил соответствие в гармоническом царстве природы. Так выражено очень важное для Анненского стремление понять себя как часть громадного целого, всеединства. Поэтому оригинальные поэтические ассоциации приобретают в его стихах глубокий философский подтекст.

Слезы сами звезды, но уставшие гореть, буран меж небом и землей протянутые струны.
А творчество слилось с таинствами вселенной и как бы подсказано ими. Никто не смог бы сказать о своем стихе так, как сказал Анненский о нем даре самой природы:
Я не знаю, кто он, чей он.
Знаю только, что не мой,
Ночью был он мне навеян,
Солнцем будет взят домой.
Ахматовой поистине было родным ощущение ускользающего мига и нетленного, дарованного свыше творчества, а также, по Анненскому, полусвета полутьмы, недосказанность песни и муки. Мастерство предметных ассоциаций, вещных красок во имя смелого вторжения в сокрытые сферы живой жизни было развито Гумилевым и его современниками. Анненский проложил новое русло в отечественной поэзии.

Читайте также: