Пример творческой мастерской для педагогов сочинение сказка

Обновлено: 04.07.2024

Творческая мастерская построена по принципу игры – путешествия, что поможет педагогам не только настроиться на работу, но и в игровой ситуации продемонстрирует структуру Сказкотерапевтического занятия.

Подумаем вместе, что же такое сказка? (ответы)

Сказки. Волшебство. Вы услышали сейчас эти слова. Попробуйте на минуту закрыть глаза и прислушаться, как откликнулась на них Ваша душа? Может быть, Вам стало теплее, или вспомнились приятные минуты детства, перед глазами встал самый счастливый миг жизни, появилось удивительное ощущение надежды.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой Сказкотерапии.

Актуальность данной работы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей.

Сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Сказкотерапия – это еще и процесс объективизации проблемных ситуаций.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное в ней появляется чувство защищенности и аромат Тайны…

I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление педагогов как можно обучать дошкольников посредством сказок, без дидактики и нравоучений.

СКАЗКА

Жили – были в одной сказочной стране маленькие человечки. Они были очень любознательны, любили экспериментировать, фантазировать и придумывать. Но больше всего на свете они любили сказки! Благодаря сказкам познавали мир и передавали свои знания из поколения в поколения.

Но однажды произошло одно событие, которое в корне изменило всю их жизнь.

Одна очень добрая Фея прочитала в своей волшебной книге, что есть такая страна, жители которой живут без образца и не знают даже элементарного как правильно все делать.

Не порядок решила она, но это поправимо, я их всему научу и она в тот же миг перенеслась на своем волшебном зонтике в Маленькую страну.

Добрая Фея старалась всему научить маленьких человечков, дать им больше знаний, заполнить ими все свободные места головного мозга. Увы, действия Феи не произвели ожидаемого результата. Жители Маленькой страны стали грустные, усталые и совсем разучились фантазировать. Память и внимание у них не развивались, а думать самостоятельно они разучились.

А самое страшное! Перестали верить в сказку!

С тех пор она по ночам перелетает на своем волшебном зонтике из одной страны в другую, заглядывает в окна домов и ищет ответы на свои вопросы.

Сегодня ночью Фея заглянула и в мое окно. Мы с ней долго беседовали, она и поведала мне эту грустную историю. А я пересказала ее вам, слово в слово.

- Поможем? (ответы)

- Чтобы не заблудиться в сказке мне Фея оставила карту Маленькой страны.

(на экране появляется карта Маленькой страны)

А проводит нас туда вот эта бабочка помощница доброй Феи. (В руках держу бабочку)

- Как? Спросите вы!

Очень просто. Надо закрыть глаза и мысленно представить, как вы летите на крыльях этой бабочки в страну своей мечты.

II этап. Ритуал входа в сказку.

III этап. Решение проблемы. (Теоритический)

- Первое, что мы встречаем на своем пути…

- Это школа волшебства. Я предлагаю зайти в эту школу, ведь что бы помочь Феи, прежде необходимо самим познакомиться, как можно учиться у сказки.

Садитесь по удобнее, начинается урок!

(на экране презентация)

Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Рассматриваемый мною в данной работе вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным.

Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека. Тайну, заключенную в сказке, ребенок чувствует. Значение сказки для жизни маленького человека, его эмоционального мира никто не пытается оспаривать. Сказка служит мостиком, соединяющим внешний мир с внутренним миром ребенка.

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение с использованием сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.

Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Предо мной возникла проблема: Как использовать ресурсы сказок в развитии речи и личности дошкольника?

Чтобы решить эту проблему в своей работе я стала использовать метод Сказкотерапии.

Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

Поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника с применением элементов технологии Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

• разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

• применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

• изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

• развивать коммуникативные навыки;

• развивать воображение, мышление;

• воспитывать чувство доброты.

Направления в работе со сказкой

Работа со сказкой включает в себя интеграцию пяти образовательных областей

• Социально-коммуникативное развитие :

• Познавательное развитие :

• Речевое развитие :

• Художественно-эстетическое развитие :

• Физическое развитие :

Классификация сказок :

• Художественные (народные и авторские сказки) Это сказки созданные многовековой мудростью народа.

• Психотерапевтические сказки – это сказки лечащие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий, помогающих увидеть происходящее с другой стороны.

• Психокоррекционные сказки, создаются для осторожного влияния на поведение ребенка.

• Медитативные сказки, создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения. Отличительной особенностью является отсутствие конфликтов и злых героев.

Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

• Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип открытости).

• Ситуация и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

Методы и приемы работы со сказкой :

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

• Творческие задания.

• Моделирование сказок.

Слайд 13,14,15,16(***)

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.

Структура развивающего занятия с элементами сказкотерапии состоит из 6 этапов, каждый из которых мы рассмотрим сегодня.

I этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о чем- либо.

III этап. Решение проблемы. Организованно образовательная деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и действовать в различных ситуациях.

IV этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в своё внутреннее состояние. Это могут быть: мы расколдовали волшебные цветы, исполняющие желания каждого, кто к ним прикоснётся. И дети, закрыв глаза, протянули руки к цветам, загадав своё самое сокровенное желание.

Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми при работе со сказкой :

Результатом моей работы со сказкой является :

• Установление психологического комфорта в коллективе.

• Формирование у детей познавательного интереса.

• Развитие связной монологической, диалогической речи.

• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Овладение умением моделировать сказки.

• Развитие творческого воображения, мышления.

• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Таким образом, я сделала вывод, что применение элементов технологии сказкотерапии в работе с детьми влияют на развитие речи и личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важно личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

IV этап. Решение проблемы. (Практический)

Много смотрели, глазки устали, хочется немного расслабиться и отдохнуть? (ответы) Предлагаю заглянуть в школьный планетарий. Навестить Звездочета и полюбоваться на звезды.

- Смотрим на карту!

-А привела нас дорога в сказочную лабораторию. Здесь рождаются сказки. Присаживайтесь на свои места, заглянем в комнаты лаборатории.

(на экране сундучок)

- В первой комнате находится сундучок. Не простой, а волшебный.

- Как вы думаете, что может в нем храниться? (ответы)

- Это сундучок со сказками. Слушаем сказку!

(на экране открытый сундучок)

(Работа в подгруппах за столами, педагоги составляют занятие. Затем презентуют его)

- Интересно, что же хранится во второй комнате лаборатории?

- А перед нами закрытая дверь…

- Что нам нужно, чтобы открыть замок?

- В сказках, что бы, что-то раздобыть, нужно решить сложную задачу. А мы будем отгадывать загадки.

(на экране загадки - отгадки)

- В этой комнате волшебный мешочек с заколдованными сказками.

- А теперь я предлагаю вам составить смоделировать, изобразить схематически любую сказку, так чтобы ее смогли отгадать другие педагоги. Для этого задания у вас на столе лежать маркеры и чистый лист бумаги.

(педагоги составляют из моделей сказку, звучит музыка)

- Дети активны от природы, они любят не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них. Сейчас вы работали с моделями сказок. Опираясь на такие модели, ребенок может рассказать сказку и придумать свою. Модели, помогают не только представить какой либо объект, но и видоизменять его, экспериментировать с ним.

- Поработали на славу! Что же дальше перед нами?

-Можно немного и отдохнуть, нас приглашает к себе Учитель танцев.

V этап. Развивающий элементы самосознания.

- Как не жаль, а время неутомимо бежит вперед и нам пора вернуться обратно в нашу не сказочную реальность…

- Я вам предлагаю напоследок побывать в волшебном саду Маленькой страны, где счастливо и беззаботно резвятся маленькие человечки. Послушать пение сказочных птиц, услышать, как бурлит молочная река - кисельные берега, как весело стрекочут кузнечики и переговариваются, пчелки перелетая с цветка на цветок. Вдохнуть полной грудью аромат чудесных, волшебных цветов и загадать свое самое сокровенное желание.

Окунемся в свое детство и вспомнить себя совсем юными, когда мы все верили в сказку. Верили, что добро победит зло и красота спасет мир!

Давай те же не дадим больше уснуть этому чувству!

Вернемся к карте, протянем руки и возьмем с собой частичку Маленькой страны и сохраним ее в нашем сердце!

- Вот перед нами распахнуты ворота, на этот раз это выход из Волшебной страны.

А бабочка нам поможет, она перенесет нас обратно. Закрываем глаза и представляем, что бабочка на своих крыльях уносит нас обратно.

VII этап. Итог. (Заключительный)

- Вот мы и вернулись в зал. Теперь мы можем, ответить Феи на ее вопросы? Фея оставила для вас пустой сосуд, мы с вами должные наполнить его своими отзывами и пожеланиями, и расскажем ей, что понравилось, чему научились, что хотели бы добавить по нашей встрече. Отзывы буду необычные в виде цветного песка.

Я начну первой: творческая мастерская была выстроена по принципу Сказкотерапевтического занятия. Я хотела на практике показать вам структуру и ход занятия. Как из сказки извлечь проблему, какими методами и приемами решить поставленные задачи, какие средства использовать в работе со сказкой, как погрузиться в самосознание (сохранили частичку Маленькой страны у себя в сердце).

Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста. Приемы работы со сказкой Русская народная сказка как средство развития образной речи детей старшего дошкольного возраста Русская народная сказка, являясь доступной.

Цель : Обобщение и распространение педагогического опыта работы с игровыми приемами обучения. Познакомить с играми и упражнениями, на основе которых дети могут легко сочинить сказочные истории .

1. Продемонстрировать коллегам игры, на основе которых сочиняются истории;

2. Прокомментировать эффективность игровых приемов;

3. Отработать приемы в деятельностном режиме.

Основные этапы мастер-класса:

1. Постановка педагогической проблемы.

2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Оборудование:

Распечатанное приложение для каждого участника мастер- класса.

Форма проведения мастер-класса:

Занятие с педагогами, на котором демонстрируются методы и приемы эффективной работы с обучающимися;

I . ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

Ребенок и сказка …эти понятия неразрывно связаны. С самого раннего возраста, взрослые читают стихи, сказки, своему малышу, развивая его мышление, воображение, речь. Неудивительно, что ребенок и сам пытается сочинять. Сочиняя, ребенок может, просто бурча себе под нос во время игры. Ребенок безудержно фантазирует, сочиняя стихи и истории, тут же их забывая.

Но что же дальше? Ведь из такого количества сочиняющих детей очень мало вырастает пишущих, талантливых взрослых. Попробуйте ответить на мои вопросы:

Зачем учить ребенка рассказывать свои сказки, истории, проводить специальные занятия? Может быть, стоит оставить все как есть, без лишних фантазий?

Я уверенна: фантазию ребенка надо развивать начиная с дошкольного возраста. Это необходимый элемент творческой деятельности человека. Развитие воображения тесно связано с креативностью, т.е.

· способность порождать необычные идеи,

· отклоняться от традиционных схем мышления,

· быстро решать проблемные ситуации,

· собственное словотворчество пробуждает тягу к литературе,

· а рассказывание своих историй это публичное выступление, которому надо долго учиться.

Комментарий: Творчество взрослых и детей отличаются по своей сути. Взрослый человек обязательно проходит в своем творчестве через замысел, затем сравнивает с тем, что задумывалось. Ребенок же творит одним махом, сразу и до конца. Ребенку не важна оценка самого продукта, он ждет, чтобы похвалили его самого за то, что он сочинял и рисовал, т.е. за умение. Детская сказка коротка и эмоциональна. Нужно только прислушаться и тогда за героями обязательно увидим самого ребенка. Сказку можно не только сочинив, рассказать, но и нарисовать в виде комикса, а создав героя из любого подручного материала новая сказка, своя сказка - оживет.

- В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам игры на основе которых, ребенок легко может сочинить сказочные истории.

II . ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ПРИЕМОВ

1. Сочинение сказочных историй на основе игр:

Раздать бланки с нарисованными квадратиками для комиксов и неоконченным текстом.

Перед вами цвета, они нам помогут сочинить сказку. Первый красный, ваши варианты, что бывает красного цвета, затем синий, зеленый, желтый, белый. Затем выбирается одно из слов, разного цвета и импровизируя, составляется рассказ.

На узких полосках написать вопросы. 1. Кто это был? 2. Где находился? 3. Что делал? 4. Что сказал? 5. Что сказали люди? 6. Чем кончилось? Потом соединить по цифрам и прочитать.

Закройте глаза и представьте, что вы сильно уменьшились в размерах, а ваше постоянное место жительство под кроватью. И вообще вы не люди а хухрынисты из страны Подкроватия . У вас плоские шапочки , потому что сверху кровать , очень хорошее зрение, чтобы видеть в темноте , пара лишних ног и хвостик. Основные деньги в вашей стране – пуговицы. И однажды случилась вдруг беда: из главного банка страны похищены все пуговицы. Преступник оставил на месте преступлении лимон . Открывайте глаза. Вам надо придумать, что же произошло дальше.

Предлагается соединить в связный рассказ два предложения.

1) “Далеко на острове произошло извержение вулкана…”; “…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной”.
2) “По улице проехал грузовик…”; “…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода”.
3) “Мама купила в магазине рыбу…”; “… поэтому вечером пришлось зажигать свечи”.
4) “Скоро наступит весна…”; “…поэтому в магазине я купила интересные книги”

Комментарий: Взрослый должен создать такую обстановку, чтобы ребенок знал: все что он расскажет, нарисует, покажет, будет беззаговорочно принято. Очень важно привить любовь к сказке и словотворчеству, к чуду создания нового.

III . РЕФЛЕКСИЯ:

Р - Кто может сочинять сказочные истории? (ребенок)

Е - Как часто ?(ежедневно)

Ф - Что нужно для сочинения сказок?(фантазия)

Л - При работе с ребенком, какое чувство должно наполнять взрослого?(любовь)

Е - При работе с ребенком вы должны быть… (единомышленники)

К - Что можно использовать при сочинении историй? (комиксы, куклы)

С - Какие истории любят сочинять дети?(смешные, страшные)

И - Как можно назвать сказки детей ( истории)

Я - Всем этим на уроках буду заниматься (Я)

Спасибо за внимание!

Список литературы

2. Русских, Г. А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности [Текст] / Г. А. Русских // Методист. – 2002 - № 1 – С. 38 – 40.

3. Селевко, Г.К. Альтернативные педагогические технологии [Текст] / Г. К. Селевко - М. : НИИ школьных технологий, 2005. - 224 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мастер-класс

Цель: научить родителей и педагогов составлять сказки для детей разного возраста.

Вовлекать педагогов и родителей в активную познавательную деятельность.

Показать методы и приемы работы со сказкой.

Совершенствовать умение рефлексировать.

Результат: коллективная авторская сказка

Оборудование:

- заготовки с алгоритмом составления сказок

- бумага для записей

И сегодня мы приглашаю вас в гости к сказке , сказке придуманной вами!

Так вот, что же такое СКАЗКА?

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сказка – это вымышленная история, в которой может произойти все, что угодно, что немыслимо в реальной жизни, и которая, как правило, заканчивается хорошо и благополучно!

Ну, это пожалуй и все, что я хотела вам сказать, а сейчас, непосредственно, перейдем к нашему занятию.

Мальчик: Здравствуйте! Почему мы решила провести мастер-класс о том, как самому придумать сказку? Во-первых, как мы уже сказали, мы занимаемся этим давно, и нам это безумно нравится!

Девочка: Во-вторых, мы хотим помочь вам в воспитании нас –

детей, а сказка — добрый помощник в воспитании ребенка. С помощью сказки можно не только поверить, но и воплотить в реальности волшебство и чудеса…

Мальчик: Сказка может стать заветной волшебной палочкой в руках, ой, простите, в устах заботливой мамы. Ведь она — основная таблетка в сказкотерапии . А что такое сказкотерапия? Это лечение сказкой. Какие болезни лечатся сказкой? Сказкой лечатся тяжелые и легкие формы к апризитов, нехочухитов и лениитов.

Девочка : Да к тому же, сказка — наиприятнейшее лекарство во всей медицине, которая придется по душе каждому!

Каждая мама в силу своей природы уже с рождения способна на сказкотерапию. Ведь мама интуитивно знает, как и в какой форме преподнести малышу тот или иной жизненный урок. Ну чем не мамина сказка : уговаривая кроху не снимать на улице шапочку, сказать, что ушки надо прятать, а то проказник ветер возьмет и заберет на время ушки… И что мы будем делать без ушек? Ведь, чтобы их вернуть, придется пить горькие лекарства и целый день лежать в постели…

Каждая мама в душе (она может и не догадываться об этом) настоящая и самая лучшая в мире сказочница .

Мальчик : Хотя, в принципе, любой человек может написать свою сказку!

Для того, чтобы родилась своя сказка, нужно немного воображения, желание и время!

Вместе : Ну что, попробуем?

Девочка: Итак, совет № 1. Разбудите свое воображение

Мальчик: Воображение , как и талант, дремлет в каждом из нас. Правда, у кого-то оно дремлет, а у кого-то и спит беспробудным сном. Но это поправимо. Главное — поверить в свою творческую жилку и немного ее подтолкнуть, и тогда, при вашем желании, она медленно двинется по рельсам сказочных идей, постепенно ускоряя свой ход.

Девочка: Расшевелить воображение может помочь общение с нами – детьми. Наводящими вопросами ребенок сам ответит, что и как должно произойти в сказке. Сочинять сказку вместе с детьми — весело и познавательно. Ведь у нас самое интересное и живое воображение.

Мальчик: Дайте волю фантазии и оживите неживое. Пусть заговорит дверь, начнет играть перед сном кровать, или убегать из-под ног дорога…

Волшебная мантра для воображения поможет прочувствовать состояние полета и парения. Наполнить свою душу энергией, силой и вдохновением.

Мальчик: Итак, расслабьтесь и впустите в себя сказку

(Звучит приятная мелодия)

Мальчик: А теперь вы готовы перейти к совету № 2 ? Придумайте главного героя.

Главный герой сказки — стержень, вокруг которого вертятся события и чудеса. Главным героем может стать ваш ребенок, либо мальчик или девочка, своим поведением очень напоминающие вашего малыша. Основным персонажем может быть любимая игрушка, герой мультфильма, животное или птица, машина, обычная шишка, посуда, стол, компьютер, телефон. Все, что угодно!

Девочка: Наделите героя какими-нибудь обычными и необычными качествами. Например, оживить стол — уже само по себе необычно, но при этом на нем все также можно делать уроки, причем, путешествуя по свету.

Мальчик: совет № 3. Набросайте план будущей сказки . Посмотрите, для каждого из вас мы приготовили примерный алгоритм написания сказки.

Домик бабушки и дедушки. Дед просит бабку испечь колобок.

Испеченный колобок оживает и убегает.

Колобок успешно убегает от опасности в виде зайца, волка и медведя.

И на старуху бывает проруха, лиса перехитрила колобка.

Мальчик : совет № 4. Переделайте старую сказку.

Пусть, например, Маша, заблудившись в лесу, попадет не в дом опрятных медведей, а в домик трех поросят. Или колобок будет не аппетитным и ароматным, а черствым и злым, от которого убегали и прятались все звери, и только лиса придумала способ спасти лесных жителей (например, вернуть колобка бабушке с дедушкой и сделать из него сухарики).

Скажу вам по секрету – нам всегда интересно, а что происходит потом? Например, кем стал Буратино, когда вырос? Или, что случилось с Аленушкой и ее чудищем-мужем после свадьбы, и что было бы, если бы аленький цветочек развеял семена и размножился?

Мальчик: совет № 5 Поиграйте в словесные игры.

Слова — клеточки сказочного творения. Можно поиграть и с ними, авось и что-то новое родится.

Возьмите два разных слова (можно кого-нибудь попросить назвать вам слова, или наугад ткнуть пальцем в книжку). И придумайте пару сюжетов с этими словами.

Девочка: Например, возьмем слова — замок и олень . Вот какие сюжеты можно придумать:

1. К замку принцессы каждый день в одно и то же время приходил олень, и пытался дотянуться до яблони за забором.

2. В замке одного короля жил прекрасный олень, который умел говорить.

3. Жил-был удивительный олень, который на своих рогах носил целый замок.

Мальчик : И вот, наконец, заключение Найдите слушателя и расскажите ему свою сказку. Сказочнику обязательно нужны те, кто любит сказки. Рассказывайте сказку простыми словами и простыми предложениями. Используйте яркие описательные образы и как можно больше прилагательных. Активно играйте интонацией и голосом, говоря то громче, то таинственно тише.

Девочка: Поведайте свое сочинение любимому человеку, маме, подруге, соседке. А лучше всего самому благодарному слушателю — ребенку ! Расскажите, даже не прося ее оценить. Оценку своей сказки вы увидите в их глазах…. И скорее всего она вдохновит вас на новые подвиги!

Мальчик: А сейчас познакомьтесь с нашими сказками, возможно, именно они станут вашей отправной точкой в страну Добрых Сказочников!

(Дети читают свои сказки)

( Гости пробуют написать свои сказки)

Педагог: Талант сказочника не родится сам по себе. Он как зернышко в земле, чтобы вырасти, ему нужны старания и время. Однако, оно того стоит, чтобы в один прекрасный день превратиться в красивое цветущее дерево. Дерево, которое не похоже ни на кого и красиво по-своему!

Нажмите, чтобы узнать подробности

позволяющий совершенствовать свои интересы в литературном творчестве.

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность. 2. Показать методы и приёмы работы со сказкой. 3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.

Тип урока:

Используемое оборудование:

Компьютер и проектор

Результат мастер-класса: коллективные авторские сказки.

(слова из китайской пословицы)

Деление участников мастер-класса на творческие группы.

Метод "Классические тройки, четвёрки"

способом (разбиение на тройки, четвёрки)

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут

еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".

  • Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники
  • Емеля, вёдра, печка, Щука
  • Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень
  • Старик, Старуха, корыто, Золотая рыбка

Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);

Самоопределение к деятельности:

- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех

должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу

во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло

и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова

(участники приветствуют друг друга).Молодцы!

- У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому

когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).

- А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.

Я хочу пригласить всех в мир сказки, волшебства и творчества.

Я вам представлю некоторые нетрадиционные приёмы

работы со сказкой.

Вы научитесь не только по–новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,

смешивать несколько сюжетов в один ит.д.

Тренинг или разминка

- Ну, а теперь, чтобы разбудить жар-птицу нашего творчества

- А сейчас я вам представлю еще один приём передачи содержания

- А сейчас давайте попробуем сочинить новое окончание сказки.

- Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?

- А как бы вы закончили сказку?

- Один из детских вариантов ответа, таков:

"Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой. "

Блок учебной информации.

Основные элементы опыта;

Алгоритм построения сказки

- Вы знаете много сказок.

- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?

- Какой это будет вид сказок? (авторский)

- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.

- Мы все знаем, что сказка состоит из присказки, зачина, основных событий и концовки.

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника,

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки,

приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал,

что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

  • Кто был основным действующим персонажем?
  • Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”. Много сказок начинается с этого действия.
  • Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
  • А что же дети? Нарушение запрета
  • Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя.

Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.

(Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,

  • Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
  • Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
  • Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
  • возвращение героя,
  • счастливый конец).

- Мы построили домик-сказку.

Так можно построить новую сказку самим.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.

- Итак, сейчас каждая группа сочинит сказку,

используя все или несколько кубиков нашего домика.

Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.

- Героев своей сказки вы выбираете самостоятельно,

можете использовать раздаточный материал.

Чтение коллективной сказки

Каждая творческая группа зачитывает

свою коллективную авторскую сказку.

- Вы сегодня хорошо поработали. Выберите картинку, соответствующую вашему настроению.

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

Вы – талантливы все!

Чтобы завершить наш мастер- класс поднимите, пожалуйста,

руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз

распространить опыт работы учителя на уроках литературы по изучению сказок. Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег,

позволяющий совершенствовать свои интересы в литературном творчестве.

1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.

Используемое оборудование:

Компьютер и проектор

Результат мастер-класса: коллективные авторские сказки.

(слова из китайской пословицы)

Деление участников мастер-класса на творческие группы.

Метод "Классические тройки, четвёрки"

способом (разбиение на тройки, четвёрки)

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут

еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".

Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники

Емеля, вёдра, печка, Щука

Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень

Старик, Старуха, корыто, Золотая рыбка

Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);

Самоопределение к деятельности:

- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех

должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу

во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло

и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова

(участники приветствуют друг друга).Молодцы!

- У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому

когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).

- А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.

Я хочу пригласить всех в мир сказки, волшебства и творчества.

Я вам представлю некоторые нетрадиционные приёмы

работы со сказкой.

Вы научитесь не только по–новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации,

смешивать несколько сюжетов в один ит.д.

Тренинг или разминка

- Ну, а теперь, чтобы разбудить жар-птицу нашего творчества

- А сейчас я вам представлю еще один приём передачи содержания

- А сейчас давайте попробуем сочинить новое окончание сказки.

- Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?

- А как бы вы закончили сказку?

- Один из детских вариантов ответа, таков:

"Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой. "

Блок учебной информации.

Основные элементы опыта;

Алгоритм построения сказки

- Вы знаете много сказок.

- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?

- Какой это будет вид сказок? (авторский)

- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.

- Мы все знаем, что сказка состоит из присказки, зачина, основных событий и концовки.

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника,

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки,

приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал,

что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

Кто был основным действующим персонажем?

Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”. Много сказок начинается с этого действия.

Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет

А что же дети? Нарушение запрета

Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя.

Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.

Что делала Алёнушка, чтобы найти братца.

(Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,

Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары

Благодаря волшебным дарам Враг побежден,

Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,

- Мы построили домик-сказку.

Так можно построить новую сказку самим.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.

- Итак, сейчас каждая группа сочинит сказку,

используя все или несколько кубиков нашего домика.

Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.

- Героев своей сказки вы выбираете самостоятельно,

можете использовать раздаточный материал.

Чтение коллективной сказки

Каждая творческая группа зачитывает

свою коллективную авторскую сказку.

- Вы сегодня хорошо поработали. Выберите картинку, соответствующую вашему настроению.

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

Вы – талантливы все!

Чтобы завершить наш мастер- класс поднимите, пожалуйста,

руки, вдохните полной грудью, а теперь слегка наклонитесь влево и левой рукой достаньте под сиденьем стула сюрприз

Пропуск в сказку

Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской…

У каждого из на свой мир..

Мой мир становится ярче и красочнее…

Я вам представлю некоторые нетрадиционные приемы работы со сказкой

Чтобы разбудить жар0птицу нашего творчества

Репка по первым слогам

Окончание сказки Репка

Сегодня мы будем сочинять сказки ( авторские)

Сказка состоит из зачина, осн.событий и концовки

Цель зачина- показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию, приобщить слушателя к особой ирреальной атмосфере сказки, подчинить воле рассказчика

Цель концовки – отграничить сказку от реальной жизни

Пропп считал, что сказка это домик, построенный из кубиков. У каждого кубика свое значение, от него зависит поступки героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

Задачи:

1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.

Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.

Деление участников мастер-класса на творческие группы.

Метод "Классические тройки, четвёрки"

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".

  • Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники
  • Емеля, вёдра, печка, Щука
  • Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень
  • Старик, Старуха, корыто, Золотая рыбка

Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);

Самоопределение к деятельности:

- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга). Молодцы!

- У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).

- А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.

Я хочу пригласить всех в мир сказки, волшебства и творчества.

Я вам представлю некоторые нетрадиционные приёмы работы со сказкой.

Вы научитесь не только по–новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит.д.

Тренинг или разминка

- Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?

- А как бы вы закончили сказку?

- Один из детских вариантов ответа, таков:

"Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой."

Блок учебной информации.

Основные элементы опыта;

Алгоритм построения сказки

- Вы знаете много сказок.

- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?

- Какой это будет вид сказок? (авторский)

- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.

- Мы все знаем, что сказка состоит из зачина, основных событий и концовки.

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

  • Кто был основным действующим персонажем?
  • Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”. Много сказок начинается с этого действия.
  • Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
  • А что же дети? Нарушение запрета
  • Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.
  • Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,
  • Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
  • Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
  • Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
  • возвращение героя,
  • счастливый конец).

- Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.

- Итак, сейчас каждая группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.

- Героев своей сказки вы выбираете самостоятельно, можете использовать раздаточный материал.

Чтение коллективной сказки

Каждая творческая группа зачитывает свою коллективную авторскую сказку.

По окончании мастер-класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – мастер-класс прошёл плодотворно и с пользой;

Цветок – понравилось, но не всё применимо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён мастер-классом;

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

Вы – талантливы все!

Цель: Обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

1.Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.
2. Показать методы и приёмы работы со сказкой.
3. Совершенствовать умение учителей рефлексировать.

Результат мастер-класса: коллективная авторская сказка.

Деление участников мастер-класса на творческие группы.

Метод "Классические тройки, четвёрки"

Участники берут карточку, на которой написано слово и ищут еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая тройка/четвёрка)".

Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники

Емеля, вёдра, печка, Щука

Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень

Старик, Старуха, корыто, Золотая рыбка

Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач);

Самоопределение к деятельности:

- Чтобы получить удовольствие от работы в мастерской у всех должно быть хорошее настроение, мы должны помогать друг другу во время работы и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для того, чтобы настроение чуть-чуть улучшилось, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и скажите добрые слова (участники приветствуют друг друга). Молодцы!

- У каждого из нас свой мир, и, наверное, каждому когда-то хотелось его изменить, сделать лучше. А что может сделать ваш мир лучше? (ответы коллег).

- А мой мир становится ярче и красочнее, когда в нём появляются волшебство и сказки.

Я хочу пригласить всех в мир сказки, волшебства и творчества.

Я вам представлю некоторые нетрадиционные приёмы работы со сказкой.

Вы научитесь не только по–новому воспринимать содержание сказки, но и творчески преобразовывать ход её повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один ит.д.

Тренинг или разминка

- Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?

- А как бы вы закончили сказку?

- Один из детских вариантов ответа, таков:

"Вытащив репку, бабка сварила из нее вкусную кашу, и все вместе сели за стол, а мышке потом еще дали кусочек с собой. "

Блок учебной информации.

Основные элементы опыта;

Алгоритм построения сказки

- Вы знаете много сказок.

- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?

- Какой это будет вид сказок? (авторский)

- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.

- Мы все знаем, что сказка состоит из зачина, основных событий и концовки.

Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить

аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.

Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить

слушателя к действительности.

- Один известный фольклорист Владимир Пропп считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.

Кто был основным действующим персонажем?

Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”. Много сказок начинается с этого действия.

Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет

А что же дети? Нарушение запрета

Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.

Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,

Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары

Благодаря волшебным дарам Враг побежден,

Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,

- Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями.

- Итак, сейчас каждая группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.

- Героев своей сказки вы выбираете самостоятельно, можете использовать раздаточный материал.

Чтение коллективной сказки

Каждая творческая группа зачитывает свою коллективную авторскую сказку.

По окончании мастер-класса участники прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – мастер-класс прошёл плодотворно и с пользой;

Цветок – понравилось, но не всё применимо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён мастер-классом;

- Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать.

Читайте также: