Презентация сочинение описание природы 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

У слова СНЕГ более 100 эпитетов!
блистающий
искрящийся
переливающийся
ослепительный
сверкающий
серебристый
нарядный
чистый
бездонный
глубокий
лёгкий
мохнатый
мягкий
пушистый
пышный
колючий
ноздреватый
хрустящий
веселый
печальный
и другие

О каком времени года
написал Ф.И.Тютчев?
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Какие выразительные средства
использует поэт, чтобы
изобразить не красками, а словами
красоту родной природы?
(метафоры, эпитеты, сравнения)

ЗИМА:
Согнулась под тяжестью снега, хрустальные
иголочки инея, укутались в тяжёлые
белоснежные шубы, зеркальная гладь
замёрзшего пруда, мохнатая белая шапка на
ёлке.

План сочинения – описания
природы.
1.
2.
3.
4.
5.
Вводная часть.
Наблюдения.
Ощущения.
Авторитетное мнение.
Моё мнение.

Вводная часть.
Я стою над обрывом…
Я сижу перед окном…
Я вышел прогуляться…
Ночью выпал первый снег…
Распустились первые нежные, клейкие
листочки…
• Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
• Передо мной красуются золотые, багряные
осенние деревья…

Наблюдения.
Наступила зима…
Пришла весна…
Всё вокруг изменилось…
Солнце светит ярко…
Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
Искрится и переливается на весеннем солнце.
На землю опустилась мгла…
Тёмный лес вдруг озарился…
По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…

Ощущения.
• Душа наполняется радостью…
• Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
• Хочется остановиться и внимательно
приглядеться…
• Как же прекрасна наша природа…
• Вдохнуть полной грудью…
• Не хочется уходить отсюда…
• Стою и любуюсь, забыв обо всём…

Авторитетное мнение.
• Радостные ожидания и новые надежды наполняют
мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём!
Ф.И.Тютчев
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин

Моё мнение.
Мне близко и понятно…
Испытываю похожие чувства…
Вызывает восторг…
Каждый год с нетерпением жду наступления
лета…
• Связано со счастливыми надеждами и
незабываемыми впечатлениями…
• Хочется поделиться с друзьями своей
радостью…

Рубиновый глаз
Морозная
тишина.
Вечереет.
Темнеют кусты неодетого леса, будто
это сам лес собирает к ночи свои думы.
Через тьму кустов глядит солнце
рубиновым глазом, через кусты этот
красный глаз не больше человеческого.
(М.Пришвин.)

1 Описание природы. Урок развития речи в 6 классе Работу выполнил учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 7 г.Ейска Волосенкова Наталья Леонидовна

2 Цели урока: определение места описания в различных речевых ситуациях; определение места описания в различных речевых ситуациях; повторение изученного по стилистике; повторение изученного по стилистике; обучение сочинениям-описаниям природы; обучение сочинениям-описаниям природы; воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе. воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

3 Долго странствовал я, пока, наконец, не понял, что каждый новый день в природе - это день, какой ещё не бывал на земле… И оттого так хорошо становится жить – с волнением, с ожиданием маленького чуда. Долго странствовал я, пока, наконец, не понял, что каждый новый день в природе - это день, какой ещё не бывал на земле… И оттого так хорошо становится жить – с волнением, с ожиданием маленького чуда. М.М.Пришвин М.М.Пришвин

5 Стили речи разговорный книжные научный деловой художественный

6 Типы речи описание повествование рассуждение

8 Сравните речевые ситуации а) Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6мм. Различают ливневый дождь и обложной, выпадающий из слоистых облаков. б) Дождь… Он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушивается на землю сплошным потоком, а потом, побуянив, стремительно двинется дальше. Бывает дождь совсем иной: незаметный, тихий, тоскливый.

9 Утром каждого дня всего обновленнее и привлекательнее земля. Гладь её видна далеко, и знаешь, что дальше такие же дымки, деревья, деревни, беленькие колокольни. А.А.Блок

10 Приятно проезжать десятки верст и видеть необычайное разнообразие мхов, болот, сосен и лиственного леса. А. Блок

11 Красив лес в снегу! Пень выглядывает из-под белоснежной чалмы. Еловые лапы прямо в глаза строят немые рожицы. Великолепная игра света и тени! Всё необычно, с роскошью и щедростью. В.Тендряков

12 Помню раннее, свежее, тихое утро. Выглядываю в окно и (не) узн…ю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок. ми, свеж. ми снегами, завалившими чащ… елей,- син. огромн… и удивительно нежн… небо. Такие ярк…, радостн… краски бывают у нас только по утрам в январск… морозы. И особенно хороши они сегодня над свеж… снегом и зелён… бором. ( По И.Бунину )

13 Какие синонимы можно подобрать к слову тихий ? спокойный мирный покойный безмятежный невозмутимый бесшумный беззвучный тихий

14 Схема построения описания 1.Представление объекта речи: -выбор темы (общий вид предмета); -определение цели описания. 2.Описание признаков объекта речи: - выбор наиболее характерных признаков; - сбор рабочего материала; - расположение описания признаков. 3. Заключение ( вывод ) и его оформление. 4. Проверка черновика, устранение недостатков в тексте.

15 На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как ризой, она. М.Ю.Лермонтов 1841 г.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к сочинению-описанию природы. Урок развития речи в 6 классе. Учите.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к сочинению-описанию природы. Урок развития речи в 6 классе. Учите.

Подготовка к сочинению-описанию природы. Урок развития речи в 6 классе. Учитель: Мальченкова С. А.

Типы речи 1 Описание 2 Повествование 3 Рассуждение

Типы речи 1 Описание 2 Повествование 3 Рассуждение

Определите тип речи Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц г.

Определите тип речи Закончили охоту на зайцев: начались двойные следы, заяц гонялся за зайцем. День сверкал от зари до зари. Среди дня солнце значительно пригревало, ветерок покачивал ветки деревьев, и оттого падали фигурки, рассыпались в воздухе пылью, и эта мельчайшая пыль снова взлетела и сверкала на солнце искорками. Мы возвращались домой, любуясь неповторимыми красками природы.

Определите тип речи Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это бога.

Определите тип речи Бесценное наше сокровище – леса. Чтобы сохранить это богатство, необходимо соблюдать правила поведения в природе. Во-первых, не рубить и не ломать кустарники. Не рвать дикорастущие цветы, в противном случае они исчезнут с лугов, из лесов и водоёмов. Во-вторых, беречь лес от пожара. Не разводить на территории леса костров. В-третьих, не разорять гнёзда птиц, норы животных. Итак, соблюдая все эти правила, мы сохраним лес для наших потомков.

Определите тип речи Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только.

Определите тип речи Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как и у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а береза чуть что – и склоняется. Ель царствует в своей величавой красе, а береза плачет в лучах солнечного света.

 Какое определение можно дать зиме?

Какое определение можно дать зиме?

 Природные явления Ветер Снег Вьюга Пороша Снегопад

Природные явления Ветер Снег Вьюга Пороша Снегопад

 Как можно назвать снег? Хлопья Кружевные паутинки Снежинки

Как можно назвать снег? Хлопья Кружевные паутинки Снежинки

 Как можно назвать зиму? Чаровница Волшебница Кудесница

Как можно назвать зиму? Чаровница Волшебница Кудесница

Подобрать синонимы Падает Идет Порхает Метет Кружится Устремляется Опускается.

Подобрать синонимы Падает Идет Порхает Метет Кружится Устремляется Опускается Вихрится Вьюжится Сыплет Сечет Покрывает

Подобрать прилагательные к слову снег Пушистый Белый Мохнатый Блестящий Густ.

Подобрать прилагательные к слову снег Пушистый Белый Мохнатый Блестящий Густой Колючий Частый Мелкий Красивый Редкий Крупный Сухой

Отгадываем загадки Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу.

Отгадываем загадки Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра И меня прогонят со двора. Он все время занят делом, Он не может зря идти. Он идет и красит белым Все, что видит на пути Покружилась звездочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке

Снежинка Маленькая Хрупкая Белая Лучистая Узорчатая Нарядная

Снежинка Маленькая Хрупкая Белая Лучистая Узорчатая Нарядная

Мороз Сильный Крепкий Жгучий Трескучий Лютый

Мороз Сильный Крепкий Жгучий Трескучий Лютый



Дмитрий Мамин-Сибиряк Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежны.

Дмитрий Мамин-Сибиряк Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую, теплую шубу. Да, чудесно, хорошо было кругом.

Михаил Пришвин Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру ле.

Михаил Пришвин Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли

Афанасий Фет Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять сереб.

Афанасий Фет Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли. На небе ни клочка лазури, В степи все гладко, все бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело. И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом.

Сочинение ученика Я подошел к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружил.

Сочинение ученика Я подошел к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что снежинки танцуют. Танец снежинок был медленным. Но вот подул ветер, и снежинки закружились быстрее. Жалко, что танец снежинок быстро кончился. Но зато вместо кружащихся в воздухе снежинок на земле появился белый пушистый ковер. А сзади, охраняя тишину, темнели деревья.

Темы сочинений Морозные узоры на моём окне. Деревья в снегу. Зимнее утро. (Зи.

Темы сочинений Морозные узоры на моём окне. Деревья в снегу. Зимнее утро. (Зимний вечер). Первый снег.


№ слайда 1

Описание природы

№ слайда 2

В.Поленов Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит

№ слайда 3

В.Поленов Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный. И лучезарны вечера… Ф.И.Тютчев

А.Васнецов Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Непод

№ слайда 4

А.Васнецов Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, - Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Ф.И.Тютчев

И.ОстроуховВесна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живо

№ слайда 5

И.ОстроуховВесна, весна! Как воздух чист! Как ясен небосклон! Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Е.Баратынский

И.ШишкинЗреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый

№ слайда 6

И.ШишкинЗреет рожь над жаркой нивой, И от нивы и до нивы Гонит ветер прихотливый Золотые переливы А.Фет

МИНИАТЮРА Термин

№ слайда 7

МИНИАТЮРА Термин "миниатюра" происходит от лат. minium (англ. vermilion) — киноварь, основная краска, которую использовали при создании малоформатных иллюстраций и элементов орнаментального оформления рукописей. Ныне термин "миниатюра" применяется к произведению искусства, отличающемуся небольшими размерами и тонкостью исполнения.

Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось н

№ слайда 8

Наступила настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую, теплую шубу. Да, чудесно, хорошо было кругом. Д. Мамин- Сибиряк

Средства описания На лексическом уровне: – предметы изображения (снег, деревья в

№ слайда 9

Средства описания На лексическом уровне: – предметы изображения (снег, деревья в снегу, узоры на окне и т. д.); – время изображения (утро, вечер, начало зимы, январь и др.); – художественные средства изображения: эпитеты (сказочный лес) сравнения (шапки снега; снег, как пух, пруд, как зеркало) метафоры (зеркало пруда) олицетворения (сосны замерли; дыхание метели)

Средства описания На морфологическом уровне: – использование в тексте имён прила

№ слайда 10

Средства описания На морфологическом уровне: – использование в тексте имён прилагательных, наречий, причастий. На синтаксическом уровне: -односоставные предложения; -однородные члены предложения

Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и

№ слайда 11

Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты, и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. С.Т. Аксаков

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Вс

№ слайда 12

Первый мороз Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. М.М.Пришвин

Сочинение ученика Я подошел к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружились

№ слайда 13

Сочинение ученика Я подошел к окну. За окном было тихо. Как на экране, кружились снежинки. Казалось, что снежинки танцуют. Танец снежинок был медленным. Но вот подул ветер, и снежинки закружились быстрее. Жалко, что танец снежинок быстро кончился. Но зато вместо кружащихся в воздухе снежинок на земле появился белый пушистый ковер. А сзади, охраняя тишину, темнели деревья.

Что я вижу? - Какие предметы и цвета преобладают зимой? Что я слышу? - Какие зву

№ слайда 14

Что я вижу? - Какие предметы и цвета преобладают зимой? Что я слышу? - Какие звуки можно услышать в зимнем лесу? Что я чувствую? - Какое настроение создается красками зимы?

Описание природы Тип – описание Стиль – художественный Средства художественной в

№ слайда 15

Описание природы Тип – описание Стиль – художественный Средства художественной выразительности Обилие прилагательных


№ слайда 16

Читайте также: