Презентация сочинение на лингвистическую тему 9 класс огэ 2019 образец с текстом

Обновлено: 07.07.2024

•Тезис (то есть то, что вы будете
раскрывать в сочинении. В нашем случае
это та фраза, которая предложена вам в
тексте самого задания);
•Аргументация
(те
доказательства,
которые
нужно
привести
в
подтверждение; в нашем случае — опора
на данные текста с указанием номеров
предложений или цитаты);
•Вывод (собственно, итог того, ради чего
писался текст; необходимо обозначить,
что тезис подтверждён примерами).

Структура письменного
ответа
I.Вступление. Ответ на вопрос.
II.Основная часть
Аргумент, пример 1
Аргумент, пример 2
III.Заключение. Обобщение, вывод.

Советы:
— если не уверены в том, что точно можете
правильно поставить все знаки препинания
при цитировании, пишите аргумент своими
словами, а в скобках указывайте номер того
предложения, в котором вы это вычитали;
— следите за точностью логики: сбивов,
перескакиваний, потери нити мысли быть не
должно;
— следите за структурой текста: тезисаргументация-вывод,
никаких
других
вариантов;
— следите за объёмом, объём свыше указанного
рассматривается как избыточный, что не идёт
на пользу автору текста, потому что не
соответствует поставленной задаче.

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то,
что в нём сформулированы основные требования к сочинению.
При написании сочинения старайтесь их выполнить. В
противном случае с вас снимут баллы.
Задание:
Напишите
сочинение-рассуждение,
раскрывая смысл высказывания К.Паустовского:
"Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего
нельзя было бы передать русским словом".
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений
или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом
стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать
сочинение Вы можете словами (автора).
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

– (26)Не возьмёт, и вы не берите. – (27)Анне Федотовне очень не понравился этот тон,
вызывающий, полный непонятной для неё претензии. –(28)И пожалуйста, верните мне все
документы.
(29)Они молча отдали ей письма и похоронку. (30)Анна Федотовна ощупала каждый листок,
удостоверилась, что они подлинные, аккуратно сложила в шкатулку и сказала:
– (31)Мальчик, поставь шкатулку на место. (32)И задвинь ящик плотно, чтобы я слышала.
(33)Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её,
удивил и обидел.
– (34)Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка.
– (35)Только пикни у нас.
– (36)Всё равно нельзя, – горячо и непонятно зашептал мальчик.
– (37)Молчи лучше! – оборвала его девочка. – (38)А то мы тебе такое устроим, что наплачешься.
(39)Но и этот громкий голос пролетел, видимо, мимо сознания Анны Федотовны. (40)Она ждала
скрипа задвигаемого ящика, вся была сосредоточена на этом скрипе и, когда наконец он
раздался, вздохнула с облегчением:
– (41)Ступайте, дети. (42)Я очень устала.
(43)Делегация молча удалилась. (44)Горечь и не очень понятная обида скоро оставили Анну
Федотовну. (45)Вечером внучка как обычно читала ей письмо сына, но Анна Федотовна
вдруг проговорила:
– (46)Он чего-то не хотел, а они грозились, пугали его. (47)Таня! (48)Загляни в шкатулку!
– (49)Нету, – тихо сказала Таня. – (50) И похоронка на месте, и фотографии, а писем нет.
(51)Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, напряжённо прислушалась, но душа её молчала,
и голос сына более не звучал в ней. (52)Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб
навсегда. (53)Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её
души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…
(По Б. Васильеву)

11. Инструкция по написанию сочинения

12. Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Шаг 1. Знакомимся с
высказыванием
• Внимательно прочитайте высказывание
о языке.
• Осмыслите его.
• Выделите ключевые слова.

13. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Шаг 2. Определяем основную мысль
высказывания
• Выясните, о каких свойствах языка, о
каких языковых явлениях идёт речь в
высказывании.
Примерные ответы:
• о богатстве, выразительности,
точности русской речи;
• о средствах выражения мыслей;
• о роли в русском языке эпитетов,
метафор, олицетворений, сравнений,
синонимов, антонимов, фразеологизмов и
т.п.;
• о взаимосвязи лексики и грамматики;
• о роли синтаксиса в человеческом
общении;
• о гибкости русской пунктуационной
системы и функциях знаков препинания и
т.д.

14. Шаг 3. Оформляем вступление

Шаг 3. Оформляем вступление
Во вступлении
необходимо:
сформулировать
позицию автора
высказывания;
выразить своё
отношение к ней.
Сформулировать
позицию автора вам
помогут слова и
выражения:
автор анализирует
характеризует
рассуждает
отмечает
доказывает
сравнивает
сопоставляет
противопоставляет
называет
описывает
разбирает
подчёркивает
ссылается на.
останавливается на .
раскрывает содержание
отмечает важность
формулирует
касается
утверждает
считает, что .
и т.д.

15. Вступление


Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
Текст заканчивается словами: "…". На мой взгляд, речь идет о том, что
(как и др.) …
Я считаю, что мысль автора данного текста,
выраженная в выделенном фрагменте, заключается в
том, что …
Автор данного текста привлекает читателя к
размышлению над вопросом.
По моему мнению, в указанном фрагменте выражена
главная мысль текста, которая заключается в
следующем: …
В этом отрывке автор говорит о том, что…
Смысл данного отрывка я понимаю так: …
В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

16. Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

Для выражения своего отношения к авторской позиции
можно использовать следующие слова:
• действительно
• на самом деле
• не могу не согласиться с автором
высказывания
• я полностью согласен с .
• вынужден согласиться с .
• я разделяю точку зрения автора
высказывания
• я поддерживаю мнение автора
• бесспорно мнение автора о том, что .
• и т.д.

17. Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3 предложений. Можно применить цитирование, например:

Помните, что вступление должно состоять
примерно из 2-3 предложений.
Можно применить цитирование, например:
К.Г.Паустовский
сказал:
"Нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, чего нельзя
было бы передать русским
словом".
Действительно,
слова наиболее точно, ясно и
образно выражают самые
сложные мысли и чувства
людей, всё многообразие
окружающего
мира.

18. Можно обойтись и без цитирования, например:

Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки
мыслей. Великий русский писатель
К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только
назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли,
чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета
во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При
помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое
действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений
русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль
о том, что в богатом русском языке можно найти слова для
выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего
мира человека.

19. Шаг 4. Пишем основную часть

Шаг 4. Пишем основную часть
Основную часть можно начать следующими фразами:
Присмотримся повнимательнее к словам в тексте
. (называем фамилию автора текста)
Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия
автора текста)
Докажем эту мысль на примерах из текста.
Попытаемся раскрыть значение тезиса на
примерах, взятых из текста .
Далее приводим примеры, подтверждающие слова
писателя и ваши рассуждения.
Внимательно изучите критерии оценивания
примеров-аргументов:

общие требования к аргументам
таковы:
•примеров должно быть 2;
•примеры должны быть из указанного
текста;
•приводя пример, нужно не
только назвать языковое явление, но и
объяснить его значение и указать роль в
тексте.
.

21. Аргументы

Способы оформления
Указать номера предложений
ИЛИ
использовать цитирование. (Обратить
внимание на точность цитирования)

22. Основная часть

• В основной части следует избегать:
пересказа текста,
изложения сведений, не имеющих прямого
отношения к теме.
• В основной части необходимо продемонстрировать
умение логично, аргументировано и стилистически
грамотно излагать свои мысли.
• В основной части вы должны доказать
справедливость выраженной в тезисе мысли.

23. Как это сделать? Вот некоторые рекомендации:


1. Перечитайте текст несколько раз.
2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями
хочет поделиться с читателями автор?) Как правило, идея
текста заключается именно в выделенном фрагменте.
3. Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке идею
своими словами и запишите её на черновике.
4. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по
вашему мнению, эту идею.
5. Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и
запишите на черновике. Помните, что это должен быть не
пересказ, а рассуждение и анализ текста!

• В основной части вы должны назвать не менее двух аргументов
(или доказательств) и привести минимум по одному примеру на
каждый аргумент.
· Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к …
предложению текста.
• · Проиллюстрировать данный аргумент можно на
примере …. предложения текста.
• · Справедливость этого вывода можно доказать на
примере … предложения.
• · В подтверждение собственных выводов приведу
пример из … предложения прочитанного мною
текста.
• · Предложение № … подтверждает мысль о том,
что … .

25. Несколько слов о СЛОВЕ

• Основной значимой единицей языка является
слово. Слова несут в себе информацию о
предметах, явлениях, действиях, качествах
окружающего человека мира и духовной сферы.
• Слово понадобилось человеку для того, чтобы
дать имя всему, что есть в мире. Каждое слово
имеет свое звучание, буквенную оболочку,
индивидуальное
лексическое
и
типичное
грамматическое значения. Существует несколько
способов толкования слов: подбором синонимов,
толкование,
включающее
в
свой
состав
однокоренные слова, иллюстрация смысла,
рисунок.

26. Функции слова

• Называть предметы,
явления, события,
понятия, признаки,
количество,
обозначать действия.
• Слово выражает
отношение
говорящего к
предмету говорения.
Лексическое
значение
слова
Грамматическое
значение слова

27. Лексические явления для аргументации

лексика с точки зрения стилистической
окраски;
лексика с точки зрения активного и
пассивного запаса (историзмы, архаизмы
и др.);
лексика с точки зрения происхождения;
лексика с точки зрения сферы
употребления (профессионализмы,
жаргонизмы, диалектизмы);
синонимы, антонимы;
фразеологизмы и др.

28. Грамматические явления для аргументации


однородные члены предложения;
вводные слова;
обращения;
обособленные члены предложения;
разные типы сложных предложений
(сложносочинённые,
сложноподчинённые и бессоюзные)

29. Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, име

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык
очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее
значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или
говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так,
описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида"
(предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33),
которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное
состояние своей героини(указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными
возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны.
Один из наиболее продуктивных способов – это суффиксальный. Возьмём, к
примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить
симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "вовторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

30. На заметку…

Не в каждом тексте можно обнаружить все
приведенные выше грамматические или
лексические явления. Поэтому проводится
предварительная работа по всему материалу.
В тексте Б. Васильева мною выделены
цветом
примеры для лексических и
грамматических аргументов. Ниже даны
сочинения по тексту с опорой на выделенный
лексический и грамматический материал.

31. Шаг 5. Пишем заключение

Шаг 5. Пишем заключение
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но
другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, .
Итак, .
Следовательно, .
В итоге можно прийти к такому выводу: .
В заключение можно сказать, что .
Мы убеждаемся в том, что .
Обобщая сказанное, .
Из этого следует, что .
и т.д.

32. Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают
мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно
найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей
и различных оттенков чувств.
или:
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты
играют важную роль в художественном тексте: они
способствуют более полной, точной, яркой и образной
передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

33. Важно:

сочинение должно иметь не менее 3 –х абзацев:
1 абзац - тезис,
2 абзац – аргументы с примерами,
3 абзац – вывод
Основная часть может состоять более чем из
одного абзаца. Помните, что новый абзац вы
начинаете в том случае, если далее следует
новая мысль, например, новый аргумент.

34. 1. Примерный образец сочинения :

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат,
что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и
всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста
Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение
и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они
позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны
Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44),
"разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают
писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными
возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны.
Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный, т.е. образование
новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из
предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного
суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего
произведения.
Таким образом, приведённые примеры подтверждают
мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова
для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

35. 2. Примерный образец сочинения

36. 3. Примерный образец сочинения

37. Закончите сочинение

Слово – душа языка, его богатство и гордость. Слово –
тончайшее прикосновение к сердцу. Через слово мы
выражаем свои мысли и впитываем новые знания о жизни.
К.Г. Паустовский, на мой взгляд, говорит о единстве
содержания и формы языка. Слово, его лексическое значение
отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет
создать связное высказывание, текст.
Так в … части текста …, нахожу ярчайшую метафору,
придавшую
предложению
особую
выразительность,
эмоциональность. Интересно предложение … и с точки зрения
грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее
из двух простых. Если в первом – констатируется факт,…. то во
втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был замечательный русский
писатель, утверждавший, что нет ничего такого в жизни и
в нашем сознании, чего нельзя было бы передать
русским словом.

Структура текста сочинения 1 . Тезис , то есть высказывание о русском языке : формулируем позицию автора ( цитата дается в задании; ее можно переписать дословно, используя разные способы цитирования). 2. Рассуждение ученика о смысле высказывания: о чем эта цитата? как я ее понимаю? что имеет в виду автор ? (т. е. выражаем своё отношение к позиции автора). 3 . Аргументация (доказательства) в рассуждении ученика о смысле высказывания, то есть примеры из текста : 1 ) пример №1 , его роль 2) пример №2 , его роль Внимание: - если примерами являются слова или словосочетания , их нужно назвать и указать номер предложения, в котором они присутствуют; - если в качестве примера используется предложение , его можно или процитировать, или только указать его номер. 4. Вывод.

Пошаговая инструкция по написанию сочинения Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова. Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания. Выясните, о каких свойствах языка , о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании. Примерные ответы: - о богатстве, выразительности, точности русской речи; - о средствах выражения мыслей; - о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.; - о взаимосвязи лексики и грамматики; - о роли синтаксиса в человеческом общении; - о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление (тезис и р ассуждение ученика ). Во вступлении необходимо раскрыть смысл высказывания . В этом вам помогут следующие слова и выражения: - автор анализирует, характеризует, рассуждает, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчёркивает, ссылается на. останавливается на . раскрывает содержание, отмечает важность, формулирует, касается, утверждает, считает, что . и т.д. Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например: - К. Г. Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира. Можно обойтись и без цитирования, например: - Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К. Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

Или: - Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя. Или: - В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека. Шаг 4. Пишем основную часть. Основную часть можно начать следующими фразами: - Присмотримся повнимательнее к словам в тексте . (называем фамилию автора текста). - Обратимся к тексту русского писателя . (фамилия автора текста). - Докажем эту мысль на примерах из текста. - Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста . Далее приводим примеры , подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения. Общие требования к аргументам таковы: - примеров должно быть 2; - примеры должны быть из указанного текста; - приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

Пример 1: - Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте). Пример 2: - Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса - ечк -, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения. При оформлении примеров можно использовать вводные слова " во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение. В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Начать вывод можно следующими словами и фразами: - Таким образом, . Итак, . Следовательно, . В итоге можно прийти к такому выводу: . В заключение можно сказать, что . Мы убеждаемся в том, что . Обобщая сказанное, . Из этого следует, что . и т.д. Например: - Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К. Г. Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств. Или: - Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Внимание ! Не ошибитесь! Главная трудность при написании подобного сочинения – разобраться в смысле высказывания на лингвистическую тему и понять, какие примеры нужно искать в тексте. Допустим, в высказывании автор говорит о грамматике (синтаксис и морфология), а ученик в качестве аргументов нашел в тексте примеры средств выразительности (эпитет, фразеологизм, метафора и др.). Такие примеры будут считаться ошибочными. Но в то же время они будут уместны, если в высказывании речь идет о лексике.

Синтаксис (грамматика) - Однородные члены предложения - Обособленные члены предложения - Вводные слова - Обособленное приложение - Обособленное определение - Обособленные обстоятельства - Сложноподчиненные предложения - Безличные предложения - Односоставные неопределенно-личные предложения - Диалог - Абзац - Восклицательные предложения - Уточнить мысль, сделать ее ярче, образней - Оттенить авторское отношение к изображаемому - Усилить зримость и наглядность изображаемого - Достоверно описать состояние героев - Помогают выразить обстоятельственные значения, усилить наглядность изображаемого - Выражают психофизическое состояние человека, возникающее в результате действия какой-то причины - В них важен сам факт, событие или действие, а субъект действия остается необозначенным, так как указание на него несущественно - Помогает дать характеристику героя - Логические и стилистические функции - Помогают передать настроение, чувства.

Пунктуация - Восклицательный знак - Многоточие Морфемика - Уменьшительно-ласкательные суффиксы - Однокоренные слова Лексика. Фразеология - Контекстные антонимы - Устная речь героя Повтор Средства выразительности - Эпитеты , сравнения, олицетворение, метафора, фразеологизмы - Звукопись - Эмоционально-экспрессивная функция - Помогают понять эмоциональное состояние автора высказывания, внести значение недоговоренности, незаконченности мысли, вызванной эмоциональным состоянием - Оттенить авторское отношение к изображаемому - Изображают явление с различных сторон и выделяют в нем разнообразные свойства и признаки - Подчеркнуть контраст в изображаемом - Дать характеристику героя - Акцентирует внимание на важных деталях в контексте произведения, на накале чувств героев - Создать художественный образ, усилить зримость, наглядность изображаемого - Создать звуковой образ

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

9.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ОГЭ 9 класс Автор: Соловых.

Описание презентации по отдельным слайдам:

9.1 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему ОГЭ 9 класс Автор: Соловых.

«Слово – исключительная особенность человека выражать мысли и чувства свои, д.

Прежде всего, вы должны понимать и знать, что такое лингвистика?! Лингвистика.

Формулировка задания 15.1. «Напишите сочинение – рассуждение, приняв в качест.

Словарь – 1. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями.

Словарь – 1. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке, с пояснениями, справками, толкованиями, переводом на другие языки. Орфографический словарь. Толковый словарь. Русско-французский словарь. 2.Совокупность всех слов какого-либо языка, а также слов, употребленных в каком-либо произведении или в произведениях какого-либо автора. Словарь поэзии Пушкина. Богатство словаря русского языка.

Тезис –1. В логике: положение, требующее доказательства. 2.Положение, кратко.

Тезис –1. В логике: положение, требующее доказательства. 2.Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из основных мыслей сочинения, доклада. Тезисы доклада. Развернутые тезисы.

Аргументы – довод, доказательство. Аргументировать – приводить аргументы, док.

Аргументы – довод, доказательство. Аргументировать – приводить аргументы, доказательства. Убедительная аргументация.

Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста. Привести цитату.

Цитата – точная, дословная выдержка из какого-нибудь текста. Привести цитату из произведения Антона Чехова. Когда вы аргументируете свой ответ в сочинении, обязательно приводите по 1 примеру из прочитанного текста, который иллюстрирует лексические и грамматические явления языка. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать сочинение в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале

Цитата Прямая Косвенная Чехов справедливо полагал: «…для интеллигентного чело.

Композиция сочинения –рассуждения Тезис. Рассуждение о смысле высказывания Пе.

Композиция сочинения –рассуждения Тезис. Рассуждение о смысле высказывания Первый пример языкового явления и его роль в тексте. Второй пример языкового явления и его роль в тексте. Вывод

( (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто.

( (1)Алька любит сидеть верхом на изгибе ствола берёзы и представлять, будто это лошадь, и ему кажется, что он богатырь из сказки. (2)И лошадь у него волшебная, великанская, потому что высоко под облаками шумит её зелёная грива и выходит конь на простор и несёт Альку по сказочным странам. (3)Было всё хорошо, но вдруг нависла над Зелёной Гривой беда. (4)Подошёл как-то высоченный парень в клетчатой рубахе. (5)На плече он нёс длинную тяжёлую рейку с белыми и чёрными отметинами. (6)Парень спросил: (7)– Березу объезжаешь, значит? (8)– Нет, – тихо сказал Алька (9).– Это я играю. (10)Парень закурил и лениво сообщил: (11)– Ну, скоро твоей игре конец! (12)– Почему? – спросил Алька, с беспокойством глядя на незваного гостя. (13)Тот охотно объяснил: (14)– Здесь мост через овраг построят. (15)А берёзу твою – под корешок. (16)– Дяденька, не надо, она же красивая! – крикнул Алька и прыгнул на землю. (17)– Ха! (18)Не надо! (19)А мост?

(20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде м.

(20)– А если в другом месте сделать мост? – попросил Алька. (21)- Тут везде места много, чтобы его построить. (22)Он двумя руками держал Зелёную Гриву за ствол, будто над ней уже занесли топор. (23)Парень затоптал недокуренную папиросу и объяснил: (24)– Новое место искать надо, а я, пацан, устал, и, конечно, некогда мне. (25)Меня помощник ждёт на той стороне. (26)Он поднял рейку и вдруг ухмыльнулся. (27)– Слушай, малёк, давай заключать договор: ты хватай мою рейку и тащи, а я за это, может быть, завтра найду для моста другое место. (28)По рукам? (29)Алька поспешно кивнул: не спорить же с человеком, от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! (30)– Хватай и двигай вперед, – ухмыляясь, велел парень. (31)Алька торопливо схватил тяжеленную рейку. (32)Он еле тащил её и скоро совсем выбился из сил, а парень поднимался впереди и иногда оглядывался: (33)– Ползёшь, пацан? (34)Алька молча кивал и полз вверх по косогору. (35)Он боялся сказать, что очень устал. (36)Вдруг тогда этот парень разозлится и срубит Зелёную Гриву, несмотря на то что Алька выполнил его условие?

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты отку.

(37)Наверху стоял мужчина в серой кепке и парусиновом пиджаке. (38)– Ты откуда, малец? – услышал он густой голос. (39)– Руку давай. (40)Ух и увозился! (41)Мать-то тебе задаст. (42)А рейку где взял? (43)Алька оглянулся и кивнул на парня, который, ухмыляясь, подходил к ним. (44)– А ну, Касюков, – негромко сказал мужчина, – отвечай, ты что это с ребёнком делаешь? (45)– А что, Матвей Сергеевич, – всё ещё улыбаясь, без зазрения совести начал парень, – трудовое воспитание. (46)На щеках Матвея Сергеевича заходили тугие узлы. (47)– Вот возьму я эту рейку, – тихо сказал он, – и сломаю о твой хребет. (48)Ах ты дуб-бина! (49)Я тебя с практики к чёртовой бабушке отошлю и в техникум напишу! (50)Я тебе устрою баню!(51)А зачем ты, малец, этого балбеса слушал? (52)– Он сказал… берёзу срубят… если не понесу, – прошептал Алька. (53)– Берёзу? (54)– Ага. (55)Вон ту.(56) Потому что будет мост… (57)Дяденька, правда срубят?

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтер.

(58)Матвей Сергеевич чуть улыбнулся. (59)– Твоя, что ли, берёза-то? – поинтересовался он. (60)– Моя… (61)То есть она ничья. (62)Я играю с ней. (63)Правда срубят? – снова со страхом спросил он. (64)– Нет, – сказал Матвей Сергеевич. (65)– Чего же дерево губить? (66)Он обнял Альку и прижал к себе. (67)– Расти, сынок. (68)Из тебя настоящий человек выйдет. (По Крапивину В.)

Тезис Лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём д.

Комментарий к тексту По моему мнению, это правильно, ведь лексика закрепляет.

Комментарий к текстуПо моему мнению, это правильно, ведь лексика закрепляет значение предметов и явлений окружающего мира, наших чувств, а законы грамматики позволяют соединить их в законченную мысль.

Пример лексического явления в тексте, его роль Например, морфемный способ об.

Пример грамматичес кого явления, его роль С точки зрения же грамматики эти.

Вывод - заключение Следовательно, без взаимодействия лексики и грамматики нев.

Вывод - заключениеСледовательно, без взаимодействия лексики и грамматики невозможно понять смысл сказанного.

Комментарий к тексту В самом деле, по тому, какие слова человек употребляет.

Комментарий к текстуВ самом деле, по тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно многое сказать о нём самом.

Пример лексического явления, его роль в тексте Например, такое лексическое я.

Пример грамматического явления, его роль в тексте. А вот грамматическая конст.

Вывод - заключение Таким образом, лексические и грамматические явления в дан.

Вывод - заключениеТаким образом, лексические и грамматические явления в данном тексте позволяют многое понять в характере практиканта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал отражает все этапы написния сочинения-расссуждения на лингвистическую тему.

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. В задании 15.1 предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача - раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.

Задание 15.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

В задании 15.1 предлагается прокомментировать слова известного учёного-лингвиста, писателя или публициста о русском языке. Основная задача - раскрыть смысл высказывания, опираясь на конкретный языковой материал.

Языковые явления лексические явления ( слова и словосочетания: антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова ) грамматические явления ( синтаксис и пунктуация: восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены )

Языковые явления

  • лексические явления (слова и словосочетания:антонимы, синонимы, многозначные слова, фразеологизмы, окрашенные слова)
  • грамматические явления (синтаксис и пунктуация:восклицательные и вопросительные предложения, однородные члены, обособленные члены)

2 пример языкового явления и его роль в тексте 1 пример языкового явления и его роль в тексте Рассуждение о смысле высказывания Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему Вывод

2 пример языкового явления и его роль в тексте

1 пример языкового явления и его роль в тексте

Рассуждение о смысле высказывания

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Клише Типовые конструкции для вступления

Типовые конструкции для вступления

  • Автор пишет о ….
  • В высказывании … говорится о ….
  • Как отмечает …
  • Бесспорно мнение автора о том, что…
  • Я полностью согласен с тем, что …
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Попробуем доказать эту мысль примером из текста.

Типовые конструкции для аргументации

  • Чтобы подтвердить сказанное обратимся к предложению №…
  • Проиллюстрировать названное языковое явление можно на примере предложения …
  • Пример можно найти в предложении № …
  • Рассмотрим предложение … В нём использовано такое лексическое/ грамматическое явление, как …

Типовые конструкции для заключения

Шаг 1. Работаем с цитатой.

выделяем ключевые слова

Слово дано человеку для воплощения и передачи мысли или чувства другим людям.

формулируем проблему

Зачем человеку даны слово, речь?

Шаг 2. Работаем с текстом. Языковые средства, передающие мысли и чувства. предположение вопросительные предложения неуверенность отчаяние восторг восклицательные предложения удивление гнев междометия образно-выразительные средства

Шаг 2. Работаем с текстом.

Языковые средства, передающие мысли и чувства.

Шаг 3. Пишем сочинение. Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста. Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок. С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае? Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.

Шаг 3. Пишем сочинение.

Зачем человеку даны слово, речь? Размышляя над высказывание В.Г. Короленко, мы приходим к выводу, что основная задача человеческой речи - передавать окружающим мысли и чувства. Попробуем доказать эту мысль примерами из текста.

Так, восклицательные предложения № 11, 44, 51 позволяют передать читателю все сложные чувства героини, в которых смешаны страх, горечь и стыд за совершённый поступок.

С помощью риторических вопросов (предложения 26-28) автор выражает состояние сомнения и отчаяния, он воздействует на читателя, заставляя его задуматься: а было ли в моей жизни что-либо похожее? как бы я поступил в данном случае?

Итак, примеры из текста доказывают правоту Короленко: слово, действительно, имеет огромную силу воздействия на человека и позволяет передать другому разнообразные мысли и чувства.

Совет №1. Используйте синонимы. Синонимы, которые помогут избежать повторов автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

Совет №1. Используйте синонимы.

Синонимы, которые помогут избежать повторов

автор цитаты, автор высказывания, лингвист, учёный, языковед, филолог

утверждает, полагает, считает, пишет, рассуждает

высказывание, цитата, мысль, утверждение, суждение, мнение, слова

справедливо, верно, неоспоримо, бесспорно

Совет №2. Избегайте общих фраз.

Совет №3. Ищите подсказки в цитате.

Если в цитате упоминается СЛОВО , следует писать о лексических явлениях, если автор говорит о МЫСЛИ и РЕЧИ , то следует искать синтаксические явления.

Нельзя! просто цитировать высказывание приводя примеры, переносить нумерацию со скобками: В тексте: (11) Смешно сказать! В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.

  • просто цитировать высказывание
  • приводя примеры, переносить нумерацию со скобками:

В тексте: (11) Смешно сказать!

В сочинении: Предложение 11 является восклицательным.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация " Подготовка к ОГЭ: СОЧИНЕНИЕ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ" в 9 классе.


Принципы пунктуации Структурный (синтаксический) Ведущий принцип с точки зрения основ пунктуации: на нём строятся правила расстановки знаков препинания в простом и в сложном предложении ; большая часть правил опирается именно на него. Смысловой Ведущий принцип с точки зрения назначения пунктуации : цель любого высказывания есть выражение смысла. Данные принципы едины : смысл заключается в определенную синтаксическую форму, или грамматическая структура передает заданный смысл. Рассказчик замолчал и, чтобы успокоиться , быстро вышел на веранду выделена придаточная часть (структурный принцип), вместе с тем с точки зрения смысла акцентируется обозначение цели , сопутствующей названному действию. Интонационный Сопутствует семантико-структурному ; точка в предложении имеет не только структурную (конец предложения) и смысловую (конец мысли, высказывания) значимость: она одновременно указывает на понижение тона.

Структурный (синтаксический)

Ведущий принцип с точки зрения основ пунктуации: на нём строятся правила расстановки знаков препинания в простом и в сложном предложении ; большая часть правил опирается именно на него.

Ведущий принцип с точки зрения назначения пунктуации : цель любого высказывания есть выражение смысла.

Данные принципы едины : смысл заключается в определенную синтаксическую форму, или грамматическая структура передает заданный смысл.

Рассказчик замолчал и, чтобы успокоиться , быстро вышел на веранду выделена придаточная часть (структурный принцип), вместе с тем с точки зрения смысла акцентируется обозначение цели , сопутствующей названному действию.

Интонационный

Сопутствует семантико-структурному ; точка в предложении имеет не только структурную (конец предложения) и смысловую (конец мысли, высказывания) значимость: она одновременно указывает на понижение тона.

Нынче совсем ничего не мог писать утром - заснул (Л. Т.)

  • не только отделяет сказуемое заснул , помогая передать причинное обоснование действия, обозначенного в сказуемом не мог писать , но и указывает, что временной определитель утром характеризует первое действие, а не второе (ср.: Нынче совсем ничего не мог писать - утром заснул).
  • фиксирует наличие паузы и, следовательно, соответствующее интонационное оформление, передающее смысловое соотношение данных слов.

Расчленение текста при помощи знаков препинания помогает донести до читающего смысл написанного таким, каким он представляется пишущему.

  • И шла она легко, назад Изгибы длинные чадры Откинув.( И шла она легко назад, изгибы длинные чадры откинув).
  • Я занимался с братом, который был болен английским языком.
  • Хватит жевать давайте читать

Хватит! Жевать давайте, читать…

Хватит. Жевать? Давайте! Читать?

Хватит жевать – давайте читать.

  • По тропинке к дому шли дедушка Иван Петрович девочка Маша дядя Андрей тетя Анна Ильинична бабушка Даша.
  • Поставлю статую золотую пику держащую.
  • В зале находились Антон три его приятеля Степан Андрей Михаил Ирина сестра Антона и Мария Петровна.
  • Очень-очень странный вид: речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет, пёсик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку, старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно,

  • Бежать нельзя стоять на месте.
  • Лететь невозможно ждать.
  • Шибанов молчал. Их пронзённой ноги

Кровь алым струилася током… (А.Толстой)

  • Приготовьтесь боксеры гимнасты борцы на выход.

Функции знаков препинания Точка Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Восклицательный знак A. Передают соответствующую интонацию. B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску. Вопросительный знак Многоточие A. Отделительная. B. Знак эмоционального напряжения. C. Подчеркивает многозначность передаваемого содержания. D. Сигнал преднамеренного пропуска частей.

Функции знаков препинания

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.

A. Передают соответствующую интонацию. B. Указывают на целевое назначение предложения или его эмоциональную окраску.

A. Отделительная. B. Знак эмоционального напряжения. C. Подчеркивает многозначность передаваемого содержания. D. Сигнал преднамеренного пропуска частей.

Функции знаков препинания Запятая А. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. B . Выделение в предложении особо значимых частей. Точка с запятой Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части. Тире A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) B. Означает пропуск членов предложения C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП . D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

Функции знаков препинания

А. Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.

B . Выделение в предложении особо значимых частей.

Точка с запятой

Членение текста на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.

A. Означает пропуск связки в сказуемом (подлежащее и сказуемое выражены существительным, числительным, инфинитивом, словосочетанием с существительным в и.п.) B. Означает пропуск членов предложения C. Передача значений условия, времени, сравнения, следствия, сопоставления в БСП .

D. Отделяет однородные члены от обобщающего слова E. Означает композиционную, интонационную, смысловую неожиданность F. Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

Функции знаков препинания

Разъяснительно-пояснительная (отделяет однородные члены от обобщающего слова, слова автора от прямой речи, части БСП)

Выделение в предложении особо значимых частей (обособление, выделение слов и сочетаний, грамматически не связанных с членами предложения)

Функции знаков препинания Разделительные знаки препинания – всегда одиночные знаки ( т очка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире ) служат для отделения одних отрезков речи от других. Выделительные знаки препинания – парные знаки ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые ) . Они выделяют различные отрезки речи

Функции знаков препинания

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ- РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

  • Задание С2.1 – это сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Егоцель – раскрыть важность того лингвистического материала, о котором идет речь в задании.
  • Сочинение-рассуждение должно быть композиционно оформлено, т.е. содержатьтезис, аргументы и вывод:
  • Вступление.

Типичные ошибки в сочинении данного типа

  • ТЕЗИС – это кратко сформулированная мысль, истинность которой требуется доказать и в которой последовательно раскрывается его тема и основная мысль.
  • Тезис формулируется как простое двусоставное предложение .
  • Подлежащее – это тема текста.
  • Сказуемое – то главное, важное (основная мысль), что будет говориться по данной теме.
  • Тезис – это

ТЕМА + ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Примеры тезисов: Многоточие ставится для обозначения незаконченности высказывания . Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке. Запятые не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают передать смысл предложения. В данных тезисах подлежащие называют тему - многоточие, фразеологизмы, запятые . Затем следует основная мысль , которая поясняет содержание темы, выделяет самое главное в ней.

Примеры тезисов:

Характерные ошибки при аргументировании :

  • На примере самостоятельно выбранного текста докажите следующие положения:

1) пунктуация создаёт экспрессивность текста;

2) знаки препинания являются помощниками писателя в создании художественной выразительности текста;

3) знаки препинания способны скрыть глубину смысла;

Ознакомьтесь с информацией и выполните задание.

СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

  • На письме без знания пунктуационных правил невозможно обойтись. Они необходимы и автору текста, чтобы выразить определенный смысл, и читателю, чтобы правильно воспринять этот смысл. Для этого используются определенные знаки препинания, подходящие по своей функции в том или ином высказывании. Как правило , выделяют разделительные и выделительные знаки препинания. Они встречаются почти в каждом тексте, в том числе и в предложенном нам.
  • Разделительные знаки препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, тире) служат для отделения одних отрезков речи от других. Так , с этой целью они используются в предложениях № 3, 5,7 .Выделительные знаки препинания ( скобки, кавычки, двойное тире, двойные запятые) - парные знаки .Они выделяют различные отрезки речи, как, например, в предложениях № 23, 31.
  • Как видим , при помощи знаков препинания происходит смысловое членение речи, что, несомненно, помогает нам понять текст.

Раскройте смысл приведенного ниже высказывания.

Памятка для работы над сочинением на лингвистическую тему.

Читайте также: