Презентация сочинение егэ по литературе

Обновлено: 04.07.2024

Универсальная литература " Война и мир" Л.Н. Толстой. " Капитанская дочка" А.С. Пушкин "Евгений Онегин" А.С. Пушкин "Шинель" Н.В. Гоголь "Мертвые души" Н.В. Гоголь "Вишневый сад" А.П. Чехов "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков "Горе от ума" А.С. Грибоедов "Мцыри" М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов "Судьба человека" М.А. Шолохов " На дне" М. Горький "Отцы и дети" И.С. Тургенев "Гроза" А.Н. Островский "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин "Обломов" И.А. Гончаров "Матренин двор" А.И. Солженицын "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов "Уроки французского" В.Г. Распутин "Обелиск" В.В. Быков "Недоросль" Д.И. Фонвизин

Общий план сочинения имеет вид : Вступление. II. Основная часть. Тезис . 2. Первый аргумент. 3. Второй аргумент . III. Заключение.

Классическое вступление состоит из нескольких элементов : О бъяснение ключевых слов темы или цитаты; Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека; О твет-тезис на главный вопрос темы

Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа: тема-вопрос , тема-утверждение, тема — назывное предложение . Вступление

Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части ) Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование , страдание?

Формулировка тезиса Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать . Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.

Тема-вопрос Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ . Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Вопросно-ответная форма ( пожалуй, самый удобный и лёгкий способ : мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы). В чём проявляется любовь к Родине? Наверное , у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях , в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.

Основная часть Аргументация Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод . Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше , чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Заключение Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения . Существует несколько способов закончить сочинение : Вывод . Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного . Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы , которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Памятки для написания итогового сочинения по литературе в 11 классе

Рекомендации к написанию итогового сочинения по литературе для учащихся 11 класса.

Методика подготовки учащихся выпускных классов к написанию итогового сочинения по литературе (из опыта работы)

Материал содержит методику работы над итоговым сочинением по литературе, анализирует 3 вида тем: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение и содержит алгоритм действий учащегося и этапы работы по теме.


Алгоритм написания итогового сочинения по литературе 11 кл

Данный материал поможет учащимся в работе над итоговым сочинением по литературе. Подробно рассмотрены все этапы работы над итоговым сочинением по литературе.


Рекомендации для написания итогового сочинения по литературе

В данной статье даны рекомендации для написания итогового сочинения по литературе по пяти направлениям 2017-2018 уч. год.


Методические рекомендации для написания итогового сочинения по литературе

Материал по 5 направлениям.


Данная презентация рассчитана на подготовку учащихся 10 класса к сочинению по роману "Война и мир" и одновременное знакомство с обсобенностями написания итогового сочинения в 11 классе.


Методика подготовки учащихся 11 классов к написанию итогового сочинения по литературе.

Статья содержит описание опыта работы по подготовке к написанию итогового сочинения в 11 классе. Материал статьи может быть полезен всем преподавателям литературы, так как содержит описание методики о.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ЕГЭ-2021 по литературе: задание № 17 ГАОУ МО Балашихинский лицей

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЕГЭ-2021 по литературе: задание № 17 ГАОУ МО Балашихинский лицей

ЕГЭ-2021 по литературе: задание № 17 ГАОУ МО Балашихинский лицей

Как звучит задание Выберите только одну из четырёх предложенных тем сочинений.

Как звучит задание Выберите только одну из четырёх предложенных тем сочинений (1–4). Напишите сочинение объёмом не меньше 200слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов). Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ 1. Какие черты устного народного творчества нашли отражение в.

Логика компоновки заданий определяется временными рамками: 17.1 — конец 18, п.

Логика компоновки заданий определяется временными рамками: 17.1 — конец 18, первая половина 19 века 17.2 — вторая половина 19 века 17.3 — конец 19, первая половина 20 века 17.4 — вторая половина 20 века и современная литература.

Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по то.

Лучше всего выбирать не по тому, насколько Вам нравится произведение, а по тому, насколько понятен вопрос. Главное в задании – максимально удачно ответить на него! Критерии этого задания – соответствие текста теме и ее раскрытие (нужно смотреть на тему с разных сторон), аргументация (анализируются фрагменты и детали текста без фактических ошибок), опора на теорию литературы (в сочинении должно быть несколько литературных терминов), композиционная цельность и логичность, речевая грамотность.

Следует обратить внимание на особенности формулировок задания 17. Два задания.

Следует обратить внимание на особенности формулировок задания 17. Два задания даются в виде проблемного вопроса, два в утвердительной форме Методика обучения подобным заданиям предполагает различную логику ответа. Как уже отмечалось, выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению; такое требование позволяет проверить выполнение требования хорошего знания содержания произведения с высоким уровнем точности. При этом работа такого типа дает выпускнику возможность показать свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем, понимание художественного своеобразия произведения.

Сочинение по литературе — это мини-научное высказывание, где самое главное не.

Сочинение по литературе — это мини-научное высказывание, где самое главное не презентовать себя и свою оригинальность, а показать, как ты умеешь выявлять авторскую позицию. Для этого надо хорошо знать эпоху, к которой принадлежал автор произведения, особенности художественного метода, в котором писатель себя проявлял, знать традиции, которым он следовал Авторская позиция-понимание замысла текста, его основных мотивов, отношение автора к тексту( не путать с авторской позицией в ЕГЭ по русскому. ) Задача — показать свое умение понимать другого человека, автора, его философскую позицию, высказанную через художественное произведение. Интерпретировать текст не означает додумать его! Когда учащиеся начинают домысливать, это приводит к фактическим ошибкам и, соответственно, к нежелательным результатам-снижению баллов!

Как решать? Выберите тему, в которой достаточно хорошо разбираетесь. Сформули.

Как решать? Выберите тему, в которой достаточно хорошо разбираетесь. Сформулируйте два-три тезиса, которые с разных сторон ответят на данный вопрос Выберите эпизоды из произведения, которые станут аргументами к вашим тезисам Напишите полноценное сочинение со вступлением, основной частью (где тезисы) и заключением.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ Вступление Несколько предложений о писателе, об истории создан.

ПЛАН СОЧИНЕНИЯ Вступление Несколько предложений о писателе, об истории создания произведения. Можно использовать чью-то цитату касательно данного произведения. Основная часть 1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами 2. Изложение позиции автора (Автор считает. / Писатель придерживается. ) 3. Выражение своего мнения, формулировка тезисов 4. Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.) 5. Использование литературных понятий. Концовка Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.

План сочинения Вступление — это первое , с чего начинается работа над сочинен.

План сочинения Вступление — это первое , с чего начинается работа над сочинением. Главная задача при написании вступления — выдвинуть тезис*, который будет развиваться на протяжении всего сочинения. *- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую предстоит доказывать.

Основная часть Представляет собой анализ литературного произведения в соотве.

Основная часть Представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В ней нужно отразить следующее: - тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали; - изложение авторской позиции; - выражение собственного мнения. В основной части можно использовать цитаты с комментариями к ним; интерпретацию содержания; анализ проблемы, описанной в произведении; необходимые историко-литературные термины.

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, к.

Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам.

Заключение - финальная часть сочинения. Оно подразумевает итог всему сказанн.

Заключение - финальная часть сочинения. Оно подразумевает итог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

ПРИМЕР: 17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произв.

ПРИМЕР: 17.4. Тема поиска смысла жизни в литературе (на примере одного произведения) В теме всегда определяем ключевые слова ! От них отталкиваемся. I. Вступление Что это за поиск? Что люди ищут? (гармонию с внутренним миром — тезис) Возможна ли смена смысла? Почему? Как люди переживают это? Если они вновь обретают смысл, что получают? Нашедший — обретает покой , герой мечущийся получает только тревогу. Много ли авторов обращались к данной тематике? (здесь желательно ввести авторов, которых Вы возьмете в аргументации.

I Заключение Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по.

I Заключение Как появление смысла жизни повлияло на Болконского? (подытог по тезису) План не отражает детальное написание, он задает Вам направление, в котором Вы будете работать.

Что можно написать во вступлении? Не пишите того, что не относится к предложе.

Уже во вступлении могут быть использованы литературные понятия: герой, тема.

Уже во вступлении могут быть использованы литературные понятия: герой, тема, проблема, роман-эпопея, художественный образ, конфликт, завязка, фабула, мастер психологизма и т. д.

Основная часть Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продум.

Основная часть Для начала работы с основной частью сочинения Вы должны продумать материал, который введете в свою творческую работу. Отбор материала очень важен для корректного написания — без него повествование окажется нелогичным и мало подходящим к тезисам. Отбор материала Что входит в этот отбор? заранее составленная таблица произведений по темам (да, отбор должен начинаться задолго до написания сочинения на экзамене! ); заранее подготовленные цитаты из произведений; знание мнений критиков и их цитат (желательно по каждому из произведений); подготовленные Вами лично заметки (анализы) по произведениям; биография писателей и их этапы творчества.

: Основная часть 1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами 2. Изложение позиц.

: Основная часть 1. Четкий ответ на вопрос, выбранный вами 2. Изложение позиции автора (Автор считает. / Писатель придерживается. ) 3. Выражение своего мнения, формулировка тезисов 4. Аргументация своего мнения, выдвинутых тезисов (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображенное в произведении и т.п.) 5. Использование литературных понятий. Заключение Итог всего высказанного, обобщение. Никаких больших рассуждений здесь не должно быть.

Требования к сочинению стандартизировали и на их основе выстроили целый ряд.

Критерий 1 Раскрыть тему – значит дать исчерпывающий ответ на поставленный во.

Критерий 1 Раскрыть тему – значит дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения. Отразить авторскую позицию – значит сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом. Сформулировать свою точку зрения - значит согласиться или не согласиться с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.

Критерий 2 Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации.

Критерий 2 Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла) Аргументировать суждения – значит каждое утверждение подкрепить иллюстративным материалом из произведения.

В качестве иллюстративного материала использовать: Цитаты. Неточная цитата с.

В качестве иллюстративного материала использовать: Цитаты. Неточная цитата считается фактической ошибкой. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка. Пересказ. Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении. Ссылка на изображенное. Это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

Критерий 3 Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные по.

Критерий 3 Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла) При написании сочинения необходимо проанализировать произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины: композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Критерий 4 Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется к.

Критерий 4 Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла) Мысли должны излагаться последовательно. Все части должны быть связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац. В сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение.

Критерий 5 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущена одна реч.

Критерий 5 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка (3 балла) Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Нарушение требований коммуникативной точности высказываний, употребление слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.

ПАМЯТКА: 1.По структуре сочинение должно быть классическим сочинением-рассуж.

ПАМЯТКА: 1.По структуре сочинение должно быть классическим сочинением-рассуждением! 2.Не забывайте про абзацное членение! 3.Сформулируйте тезис-ответ на вопрос-мысль, которую вы будете доказывать. 4.Не заменяйте ответ на вопрос пересказом текста! 5.Привлекайте тест на уровне анализа 6.Работайте с черновиком, составьте план сочинения ( помните, что черновик не проверяется ); 7.Проверьте наличие в работе теоретико-литературных понятий 8.Проверьте и отредактируйте свой текст по плану: 1) раскрыта ли тема; 2) подтверждает ли литературный аргумент тезис; 3)верно ли абзацное деление; 4)проверьте правильность речи( устранение повторов и т. д.)

Для основной части: Автор повествует о … Автор описывает … Поэт показывает ….

Для основной части: Автор повествует о … Автор описывает … Поэт показывает … Писатель размышляет о … Он акцентирует внимание читателя на … Идея … выражена в стихотворении … Мысль о необходимости … выражена и в романе … Вспомним героя повести… Обратимся к роману/повести/рассказу/тексту …

Для заключения: Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и.

Для заключения: Автор хочет, чтобы … . И это стремление определяет глубину и силу авторского воззвания Прочитав текст, понимаешь, что цель автора заключалась в … Таким образом … Итак, можно сделать вывод, что … Обобщая сказанное, хочу сказать, что … Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что … Обобщая сказанное, хочу сказать, что … Все приведенные мной аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит презентацию для учащихся об особенностях написания итогового сочинения по литературе.

Методика написания выпускного сочинения по литературе

 Что такое сочинение на литературную тему? Это рассуждение, размышление ученика по поводу того, как изображен тот или иной литературный персонаж; почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует; какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя; какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни. Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем. Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении

Что такое сочинение на литературную тему?

Это рассуждение, размышление ученика по поводу того,

  • как изображен тот или иной литературный персонаж;
  • почему литературный герой поступает так или иначе и как это его характеризует;
  • какое морально-нравственное понятие осмысливает писатель, рассказывая о поступках своего героя;
  • какие общественно значимые проблемы поднимает в своем произведении писатель и почему они не утратили актуальности в наши дни.

Выпускник должен не пересказывать прочитанное, а рассуждать о нем.

Сочинение на литературную тему должно быть доказательством строго определенного тезиса, четко сформулированного во вступлении

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы? Дано – это тема сочинения. Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе. Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении: анализ конкретных литературных фактов; цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения. Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Чем написание сочинения на литературную тему похоже на доказательство теоремы?

Дано – это тема сочинения.

Требуется доказать – это вступление к сочинению; в нем ученик, произведя понятийный анализ формулировки темы сочинения, самостоятельно формулирует тезис, который будет доказывать в своей работе.

Доказательство – основная часть сочинения, представляющая собой раздумья пишущего, подтверждающие справедливость тезиса, заявленного во вступлении:

  • анализ конкретных литературных фактов;
  • цитаты, приводимые в доказательство своей точки зрения.

Подведение итогов (что и требовалось доказать) – заключительная часть сочинения: итоговый вывод из написанного

Написать сочинение – это не просто продемонстрировать свои знания, связанные с литературным произведением, а изложить их в строго определенном порядке.

Вступление – обозначается тезис, который необходимо будет доказывать во второй части.

Основная часть – приводится система доказательств. Каждый абзац основной части включает в себя некоторое утверждение, его аргументацию и ссылку на текст.

Заключение – подведение итогов сказанному.

Сочинение имеет КОЛЬЦЕВУЮ композицию: вступление и заключение перекликаются друг с другом и в той или иной степени формулируют тезис работы.

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса Анализировать тему сочинения можно двумя способами Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение) Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

Анализировать тему сочинения можно двумя способами

  • Выделить ключевые слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более 1-3; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение)

Практический совет : ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

2. Переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на них в основной части сочинения.

Понятийный анализ темы и формулировка тезиса

Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в ее формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса – четко и ясно.

Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:

Требования к написанию основной части

Основная часть сочинения представляет собой ответы на те вопросы, в которые была переформулирована тема.

Каждая новая мысль начинается с новой красной строки.

Каждый абзац включает в себя некоторое утверждение (тезис), его аргументацию и ссылку на текст.

В основной части сочинения следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Основная часть немыслима без цитат, но их не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными. Назначение цитаты – подтвердить сказанное вами, но не повторить его.

Заключение Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно. Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер

Заключительная часть сочинения обязательно должна перекликаться со вступлением. Но если во вступлении главная мысль сочинения только обозначена, то в заключении она высказана полно и достаточно подробно.

Помните о том, что афоризмы – это граненые алмазы мудрости . Делая итоговый вывод в своем сочинении, не забывайте использовать высказывания известных людей. Они придадут сделанному вами выводу более весомый характер

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации подобран материал для подготовки к ЕГЭ по литературе( задание 17). Поскольку требования к сочинению стандартизировали и на их основе выдвинули ряд критериев, работу над сочинением стоит выстрамивать в соответствии с критериями.

ЕГЭ по литературе: задание № 17 Работу выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край Пирожкова Тамара Владимировна

ЕГЭ по литературе: задание № 17

Работу выполнила учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край

Пирожкова Тамара Владимировна

Как звучит задание

Как звучит задание

  • Выберите только одну из четырёх предложенных тем сочинений (1–4).
  • Напишите сочинение объёмом не меньше 200слов (при объёме меньше 150 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
  • Раскройте тему сочинения полно и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
  • В сочинении по лирике нужно проанализировать не меньше трёх стихотворений.
  • Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
  • Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
  • Продумайте композицию сочинения, избегайте логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

План сочинения

Вступление — это первое , с чего начинается работа над сочинением.

Главная задача при написании вступления — выдвинуть тезис* , который будет развиваться на протяжении всего сочинения.

*- тезис — это кратко сформулированная главная мысль, которую предстоит доказывать .

Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В ней нужно отразить следующее: - тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали; - изложение авторской позиции; - выражение собственного мнения. В основной части можно использовать цитаты с комментариями к ним; интерпретацию содержания; анализ проблемы, описанной в произведении; необходимые историко-литературные термины .

Основная часть представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой. В ней нужно отразить следующее: - тезис — ответ на вопрос, который вы выбрали; - изложение авторской позиции; - выражение собственного мнения.

В основной части можно использовать цитаты с комментариями к ним; интерпретацию содержания; анализ проблемы, описанной в произведении; необходимые историко-литературные термины .

Заключение - финальная часть сочинения. Оно подразумевает итог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Заключение - финальная часть сочинения. Оно подразумевает итог всему сказанному и ответ на вопрос, заявленный во вступлении (ответ на тезис).

Требования к сочинению стандартизировали и на их основе выстроили целый ряд критериев оценивания.

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне, авторская позиция не искажена ( 3 балла )

Критерий 1 Раскрыть тему – значит дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения. Отразить авторскую позицию – значит сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом. Сформулировать свою точку зрения - значит согласиться или не согласиться с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.

Раскрыть тему – значит дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, при этом тезисы ответа должны быть подкреплены фактическим материалом текста художественного произведения.

Отразить авторскую позицию – значит сформулировать авторскую позицию по проблеме или по всему произведению в целом.

Сформулировать свою точку зрения - значит согласиться или не согласиться с автором, а также можно выдвинуть своё независимое мнение.

Критерий 2 Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла) Аргументировать суждения – значит каждое утверждение подкрепить иллюстративным материалом из произведения.

Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п. (в сочинении по лирике привлекается для анализа не менее трёх стихотворений), фактические ошибки отсутствуют (3 балла)

Аргументировать суждения – значит каждое утверждение подкрепить иллюстративным материалом из произведения.

В качестве иллюстративного материала использовать: Цитаты . Неточная цитата считается фактической ошибкой. Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка. Пересказ . Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента. Пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении. Ссылка на изображенное . Это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

В качестве иллюстративного материала использовать:

Неточная цитата считается фактической ошибкой.

Каждой цитате должен быть дан комментарий и собственная оценка.

Ни в коем случае не стоит пересказывать все содержание, а достаточно все лишь какого значимого фрагмента.

Пересказанный фрагмент должен быть прокомментирован в заданном направлении.

Ссылка на изображенное .

Это какой-то факт из художественного произведения, который сможет подтвердить ваше мнение.

Критерий 3 Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла) При написании сочинения необходимо проанализировать произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины: композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют (2 балла)

При написании сочинения необходимо проанализировать произведения в заданном направлении. При анализе использовать термины: композиция, система образов, элементы сюжета, тема, идея, автор и пр.

Критерий 4 Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла) Мысли должны излагаться последовательно. Все части должны быть связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац. В сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение.

Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена (3 балла)

Мысли должны излагаться последовательно.

Все части должны быть связаны, новая мысль оформляется в отдельный абзац.

В сочинении обязательно должны быть вступление, основная часть и заключение.

Критерий 5 Соблюдение речевых норм Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка ( 3 балла ) Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Нарушение требований коммуникативной точности высказываний, употребление слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка ( 3 балла )

Речевые ошибки – ошибки, представляющие собою неверное или не самое удачное использование в определенном тексте слов и фразеологизмов. Нарушение требований коммуникативной точности высказываний, употребление слова в несвойственном им значении или без должного учета стилистических, эмоционально-экспрессивных свойств выражений.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

Очень хорошая презентация В.В. Кондратьевой поможет учителю-предметнику и учащимся 11 класса подготовиться к ЕГЭ по русской литературе. В демонстративном материале представлен контрольно-измерительный материал по литературе, включающий части 1 и 2, дается структура развернутого ответа на вопросы 8,9,15 и 16, логика выполнения, составляющие для их успешного выполнения, а также алгоритм написания сочинения (17) и критерии оценивания.Подготовка к ЕГЭ по литературе: как написать хорошее сочинение (11 класс)

СТРУКТУРА КИМ ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

• Отрывок из эпического или драматического произведения: задания1-7 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием и задания 8 и 9 с развернутым ответом на вопрос.

Лирическое произведение: задания 10-14 с кратким ответом на вопрос словом или словосочетанием и задания 15 и 16 с развернутым ответом на вопрос.

Задание 17: 17.1, 17.2, 17.3 (сочинение-рассуждение, объем не менее 200 слов)

ЗАДАНИЯ 8 и15 с развернутым ответом

№ 8 – анализ эпизода № 15 – анализ стихотворения

Лаконичный связный аргументированный ответ в объеме 5-10 предложений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА.

Приступая к выполнению задания необходимо в формулировке вопроса выявить ключевые слова (понятия / словосочетания). Ключевые слова направляют размышление и не позволяют уйти в сторону от ответа на вопрос.

Ключевые слова авторами сочинений могут

вводиться как в тезисы, так и в аргументы.

СТРУКТУРА РАЗВЕРНУТОГО ОТВЕТА на вопросы 8 и 15

ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ 8 И 15

•прямой связный ответ на вопрос

•опора на текст (анализ текста, цитирование)

•выявление авторской позиции входе комментария

•использование теоретико-литературных понятий

•обобщение наблюдений над текстом

•отсутствие фактических ошибок

• соблюдение норм речи

8. Какие черты характера Ивана Денисовича раскрываются в приведённом отрывке?

ТЕЗИС. Начните свою работу с прямого ответа на вопрос (тезиса).

АРГУМЕНТ. Аргументируйте свой ответ, основываясь на тексте отрывка, комментируя произведение, характеризуя позицию автора.

Вывод. Таким образом, в приведенном отрывке в герое раскрываются черты, позволяющие ему выживать в тяжелых условиях лагерной жизни, не теряя человеческого достоинства.

• указать не менее двух примеров

• обосновать каждый из примеров;

ВОПРОСЫ 9 И 16 • сопоставить каждый из

(ПРИВЛЕЧЕНИЕ примеров с исходным ЛИТЕРАТУРНОГО текстом в заданном

КОНТЕКСТА) направлении анализа

В каких произведениях русской классики изображено противостояние рабов и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в проведённом фрагменте?

ПОЗИЦИИ СОПОСТАВЛЕНИЯ ТЕКСТОВ

В каких произведениях русской классики изображено противостояние

рабов и господ и в чём его можно сопоставить с историей, изображённой в проведённом фрагменте?

16. Кто из русских поэтов, помимо А. А. Ахматовой, соотносит состояние мира природы и человеческой души и в чём эти произведения близки?

Задание 17 (сочинение-рассуждение) Объем не менее 200 слов

Три варианта тем:

17.1 – древнерусская литература, литература XVIII века, литература XIX века (первая половина)

17.2 - литература XIX века (вторая половина)

17.3 – Литература конца XIX – XX веков

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЯ 17

К1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений с опорой на авторские суждения.

К2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями.

К3. Обоснованность привлечения текста произведения.

К4. Композиционная цельность и логичность изложения.

К5. Следование нормам речи.

• Внимательно прочитать вопрос. Выделить ключевые слова (понятия, словосочетания).

• Сформулировать тезис / тезисы . Соотнести свои тезисы с формулировкой вопроса.

• Обосновать каждый тезис аргументами с привлечением литературного текста и с учетом авторской позиции.

АЛГОРИТМ • Сформулировать вывод. Вывод

НАПИСАНИЯ необходимо соотнести с формулировкой вопроса, чтобы не

СОЧИНЕНИЯ 17 нарушить логику рассуждений в самом конце.

• Проверить текст на соответствие речевым и стилистическим нормам.

17.1. Какие мотивы и образы встречаются в философской лирике М. Ю. Лермонтова?

Необходимо прокомментировать противопоставление Наполеона и Кутузова. Кутузов воплощает идею единства русского мира, а Наполеон — эгоистический произвол. Они являются основными антиподами романа. Полководцы поразному относятся к армии, к своим солдатам, а главное — славе. В отличие от Наполеона, Кутузов равнодушен к славе. Главное для него — победа русской армии и изгнание неприятеля с родной земли. Наполеон, напротив, мнит себя величайшим героем истории.

В двух образах полководцев Толстой воплотил не только два разных принципа отношения к жизни. Автор отразил в них идею войны и мира. Поэтому героям, тяготеющим к полюсу Наполеона, свойствены эгоизм, лицемерие, расчётливость. Таковы Анна Павловна Шерер, Курагины и другие. Герои же, близкие Кутузову, воплощают идею любви и добра, а значит — мира. Это Наташа Ростова, Марья Болконская, некоторые военные — капитан Тушин, Денисов. Центральные же герои романа — Андрея Болконский и Пьер Безухов — проходят путь от наполеоновского восприятия мира к кутузовскому, тем самым отказываясь от ложных ценностей и приобретая истинные идеалы.

Читайте также: