Презентация описание предмета сочинение описание 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь учащихся.

План и ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа по теме.

– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?

Учитель: представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.

“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с механическим заводом”

– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)

– Какой стиль речи?

Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.

Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.

Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.

Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг, яркий, пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .

Романов предлагает такие вопросы;

– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу обедневших потомков

Учитель: Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?

Учитель читает текст:

“На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, красного дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где – нибудь в богатом поместье, и теперь пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого – нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его , как старого инвалида, на морозе.”

3. Составление плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).

Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”

Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.

Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.

план признаки Язык (эпитеты, метафоры, сравнения)
Где находится В кладовке или в углу кухни В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни
Форма Треугольный или овальный Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как колючки ежа
Цвет Серый или тёмно– коричневый.
Материал Из травянистых прутиков. Из берёзы. Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой
Возраст Свежий или старый Когда-то молодой, задорный, весёлый
История Принесли с базара Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся

Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о венике, прочитайте полученный текст.

В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.

4. Работа с текстом (взять любой текст, где есть описание предмета).

Задание: прочитать и ответить на вопросы

1) о чем текст?
2) какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать предмет? (Учащиеся знакомы с такими понятиями, как “эпитет”, “метафора”, “сравнение”, “прямое и переносное значение слов”, “омоним” и т.п.)
3) опорные слова, которые несут основную мысль
4) трудные для написания слова.

Ребята находят в тексте признаки художественного стиля (метафоры, эпитеты и другие тропы, характеризующие художественный стиль речи), называют цель художественного описания, обдумывают заглавие. Делается вывод о том, что это текст – художественное описание.

ЦЕЛИ: Вспомнить, что такое описание. Научиться различать художественное и научное описание. Определить тему, тип речи, стиль сочинения, которое предстоит написать.

Какие типы речи вы знаете? Типы речи: повествование, описание, рассуждение.

Что такое описание? Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.

Что можно описать? место состояние предмет человека природы вещь животное человека

ЧЕМ РАЗЛИЧАЕТСЯ НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ? В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.

Как вы понимаете, что значит описать предмет? Описать предмет - это значит рассказать о признаках этого предмета. Какие стили речи вы знаете? Деловой, художественный, научный, разговорный. В каком стиле можно описать предмет? Описание может быть научным, деловым, разговорным, художественным, при этом для каждого стиля используются особые языковые средства.

ПОДУМАЙ, К КАКОМУ СТИЛЮ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ. Текст 1 Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, на последней зорьке, большие попозже. Реки великие засыпают заполночь. Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Поглядишь - на речке уже не волны, а чешуя ряби. Да и она убывает. Словно зеркальных дел мастер серебро разливает по воде.

ПОДУМАЙ, К КАКОМУ СТИЛЮ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ. Вода занимает почти три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Ручей, река, озеро, пруд, море- все это водоемы. Начало реки называют ее истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют ее устьем. В реку обычно впадают другие реки и ручьи- притоки.

ОПРЕДЕЛИ, КАКОЙ ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, КАКОЙ НАУЧНЫЙ. Назови правильное утверждение: а) первый - художественный, второй - научный; б) первый - научный; второй - художественный.

ПОДУМАЙ, ЗАЧЕМ, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОРЫ ТЕКСТОВ ОПИСЫВАЮТ РЕКУ. а) хочет поделиться своими чувствами; б) автор рассказывает о том, что такое река; в) автор призывает беречь родную природу.

Сочинение-описание Тема: Любимая игрушка Цель высказывания: убедить читателя, что это самая любимая игрушка. Стиль: художественный. Советы Особое внимание обратите на начало и окончание текста, имея в виду, что они зависят от цели высказывания и стиля текста. В ваших описаниях должно быть искреннее чувство. Вы можете разговаривать со своей игрушкой, вспоминать, как и где она была приобретена, описать её историю.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее.

Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130

Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь.


Презентация к уроку русского языка (5 класс)

Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне".


Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"

Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.

Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в х.

Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу . Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения.

Повторение Какие стили речи вам известны? Каковы особенности художественного.

Повторение Какие стили речи вам известны? Каковы особенности художественного стиля речи? Какие типы речи вы знаете?

Типы речи ПОВЕСТВОВАНИЕ ОПИСАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО? КАКОЙ? ПОЧЕМУ? ГЛ.

Типы речи ПОВЕСТВОВАНИЕОПИСАНИЕРАССУЖДЕНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО?КАКОЙ?ПОЧЕМУ? ГЛАГОЛЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЫВОД

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описате.

Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)

Работа с текстом Задание: сравнить два текста Параграф 59. 2 текста о подносе

Работа с текстом Задание: сравнить два текста Параграф 59. 2 текста о подносе

Вопросы к тексту 1. В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах.

Вопросы к тексту 1.В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем? 2.Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса. 3.Что именно восхищало автора? 4.Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.

Описание предмета I. Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?) форме.

Описание предмета I.Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?) форме величине II. Основная часть – (какой?) по цвету материалу строению назначению II.Заключение (ваше отношение к предмету) Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.

Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в неё играют?

Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в неё играют?

Матрёшка Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В д.

Матрёшка Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская.

Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки). Матрёшка – русская игрушка.

Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки). Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова). Заглянем в словарь

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покры.

Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами. Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке? Матрёшка в.

Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке? Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.

Матрешка- Пышная, весёлая, улыбающаяся, добрая, писаная, нарядная толстушка.

Матрешка- Пышная, весёлая, улыбающаяся, добрая, писаная, нарядная толстушка, русская красавица… МАТРЁШКА КАКАЯ?

Матрешка- Синие, как небо, круглые, озорные, весёлые, лучистые, искрящиеся, с.

Матрешка- Синие, как небо, круглые, озорные, весёлые, лучистые, искрящиеся, с пушистыми ресницами… ГЛАЗА КАКИЕ?

Матрешка- румяные, будто яблочки, алые… ЩЁКИ КАКИЕ? ГУБЫ КАКИЕ? алые, бантико.

Матрешка- румяные, будто яблочки, алые… ЩЁКИ КАКИЕ? ГУБЫ КАКИЕ? алые, бантиком, горят, как пламя, улыбающиеся…

Матрешка- чёрные, как угли, изогнутые… БРОВИ КАКИЕ? НОС КАКОЙ? маленький, кур.

Матрешка- чёрные, как угли, изогнутые… БРОВИ КАКИЕ? НОС КАКОЙ? маленький, курносый…

Матрешка- Сарафан в цветочек, рубашка с пышными (широкими) рукавами, синий пл.

Матрешка- Сарафан в цветочек, рубашка с пышными (широкими) рукавами, синий платочек. НАРЯД КАКОЙ?

Оригинальная шкатулка

Оригинальная шкатулка Маме на День рождения подарили шкатулку. Шкатулка эта о.

План сочинения- описания игрушки Вступление (Как появилась игрушка в вашей жи.

План сочинения- описания игрушки Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?) Основная часть Материал, из которого сделана игрушка. Внешний вид игрушки. 3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)

Опорные слова и предложения Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я е.

Опорные слова и предложения Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке. Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый. Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.

Подумайте . Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? За описанием.

Подумайте . Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен. Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме? Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.

ВЫВОД: Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и гово.

ВЫВОД: Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок. Устранить повторы можно следующими способами: -исключением повторяющихся слов; -заменой местоимениями; -заменой синонимами, словосочетаниями. Упр.301 (устно)

Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что.

Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось? Чему мы научились? К чему ещё нужно стремиться? Оценивание Я поставлю себе отметку ___________, потому что

Добились ли мы поставленной цели. Цель нашего урока – учиться описывать пре.

Добились ли мы поставленной цели. Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.

Результаты Метапредметные Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью.

Результаты Метапредметные Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание Предметные Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета Личностные У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности

Домашнее задание УПРАЖНЕНИЕ 302 (по плану). Используя те знания и умения, кот.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Описание предмета. (5 класс). Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Среди двух текстов найдите тот, который представляет собой описание 1. В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на радиоприёмник! Лёг и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и открывал свои прекрасные громадные глаза, и вся морда с точёным носом и пышными бакенбардами выражала углублённость.

Описание – это тип речи, цель которого – описать предмет, растение, человека, помещение, природу. Основные средства в художественном описании: красочные определения, сравнения. Описание – это тип речи, цель которого – описать предмет, растение, человека, помещение, природу. Основные средства в художественном описании: красочные определения, сравнения. При написании описания в художественном стиле важно отобрать значимые для вас детали, а не описывать всё подряд.

Найдите речевой недочёт в тексте. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведённого перечня: а) замена местоимением, б) замена синонимом, в) исключение слова Найдите речевой недочёт в тексте. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведённого перечня: а) замена местоимением, б) замена синонимом, в) исключение слова

Отредактируйте тексты Сани Деда Мороза были красивые и лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.

Составим план к сочинению-описанию своей любимой игрушки Как у меня появилась эта игрушка Описание игрушки ….. ….. ….. ….. Заключение: чем мне нравится эта игрушка

Соберём материалы к сочинению Напишите вступление Запишите словосочетания к подпунктам плана Напишите заключение

Источник: В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1991

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская с

№ слайда 1

ОписаниеОписание – текст, в котором изображаются предметы, люди, животные, приро

№ слайда 2

ОписаниеОписание – текст, в котором изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п. К тексту – описанию можно поставить вопрос к а к о й?

Описание

№ слайда 3

Художественные средстваЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эм

№ слайда 4

Художественные средстваЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один с помощью другого.МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, т.е. скрытое сравнение.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.

Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, бер

№ слайда 5

Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.

Описание снежинок Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных

№ слайда 6

Описание снежинок Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров. (Энциклопедический словарь)

Описание снежинки Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая,

№ слайда 7

Описание снежинки Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на пушинку, блестящую на солнце. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звёздочка. (Из сочинения ученицы)

Дидактический материалС густо-зелёной ели посыпалась и стала медленно опускаться

№ слайда 8

Дидактический материалС густо-зелёной ели посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки. Никого не оставит равнодушным такая красота!

Лексическое значение:Глубокий – имеющий большую глубину.(глубокий снег)Бездонный

№ слайда 9

Лексическое значение:Глубокий – имеющий большую глубину.(глубокий снег)Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий.(бездонное небо)

Во что превращаются снежинки

№ слайда 10

Во что превращаются снежинки

Творческое задание В ____лесу под ___ёлками лежит ____снег. Какая красота! Все д

№ слайда 11

Творческое задание В ____лесу под ___ёлками лежит ____снег. Какая красота! Все деревья оделись в ____ наряд, а кустарники стали ____, как___. ___ ель накинула поверх ____пальто ____ шаль; берёза надела ___ платье и стоит, словно ____. Все деревья становятся похожи на ___. На ____ поверхности появились ____ узоры. Снежинки горят ____огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Проверьте себя В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Ка

№ слайда 12

Проверьте себя В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка-ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры. Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.

Информационные источникиhttp://images.yandex.ru/http://mirgif.com/animacii-zima.

№ слайда 13

Читайте также: