Презентация описание предмета сочинение описание 5 класс
Обновлено: 05.07.2024
– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;
– сформировать умения создавать собственные тексты подобного типа;
– развивать навыки работы с выразительными средствами языка; обогащать словарь учащихся.
План и ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа по теме.
– Какие стили речи Вы знаете?
– Какие типы речи Вы знаете? (Рассуждение, описание, повествование)
– Какова композиция описания? (Общее впечатление, описание деталей, оценка)
– В каком стиле должно быть выдержано описание?
Учитель: представьте себе, что игрушечная фабрика выпускает много разных игрушек и посылает их краткое описание в магазин, чтобы получить заказ.
“Щенок – мягкая игрушка из искусственного меха. Предназначена для детей 5-7 лет. Длина 25 см, высота– 20 см. Цвет коричневый с белым. Не озвученная с механическим заводом”
– Соответствует ли текст нашей теме? (нет, здесь дана информация, но не выражена авторское отношение)
– Какой стиль речи?
Учитель достаёт из стола игрушечного щенка.
Учитель: Не хочется про такую милую зверюшку говорить казёнными словами. Попробуем её описать. Существует ли схема описаний предметов? Схемы на все случаи жизни нет, но мы с Вами сегодня попробуем понять, как рождается описание.
Был такой замечательный русский писатель – Пантелеймон Романов, который однажды обнаружил, что он не умеет видеть… Да, он был невнимателен к окружающему миру.
Ему стало страшно, что прекрасный мир вокруг, яркий, пропадает для него. И он понял, что страдает болезнью – “ленью зрения”. И тогда он решил ко всему, что видит, применить “приём напряжённого зрения”. А это значит не скользить надо по вещам, а всматриваться в них, изучать. И Романов начал упражняться с простыми предметами. Пойдём за мыслью писателя. Например, кресло .
Романов предлагает такие вопросы;
– Где оно находится? – на террасе
– Какой оно формы? – с отлогой спинкой
– Вес? – тяжёлое
– Цвет? – тёмное
– Материал? – из красного дерева
– Возраст? – старинное
– Состояние в данный момент? – ободранное
– История? – из богатого поместья на дачу обедневших потомков
Учитель: Вам интересно, что же получилось, когда всё соединилось в целое?
Учитель читает текст:
“На занесённой снегом террасе дачного дома стояло старинное ободранное кресло, красного дерева с отлогой спинкой и инкрустациями работы домашних крепостных мастеров. Очевидно, оно видело лучшие времена, где – нибудь в богатом поместье, и теперь пережив пять поколений, кончает жизнь у захудалых потомков, а может быть, у какого – нибудь разбогатевшего кулака, который, за его тяжестью и благодаря ценности материала, оставил его , как старого инвалида, на морозе.”
3. Составление плана и рабочего материала по описанию предмета (Веник).
Тема сочинения “Забытый всеми санитар дома”
Главное: какую мысль мы хотим внести в нашу работу? У описания всегда есть цель – найти красоту в обыкновенном, или оценить службу привычных вещей в нашей жизни.
Но особое внимание в работе над сочинением нужно уделить языку.
план | признаки | Язык (эпитеты, метафоры, сравнения) |
Где находится | В кладовке или в углу кухни | В тёмной, захламлённой, или в уютном уголке кухни |
Форма | Треугольный или овальный | Ровный. Гладкий вначале, потом взлохмаченный, претянутой ленточкой, прутики как колючки ежа |
Цвет | Серый или тёмно– коричневый. | |
Материал | Из травянистых прутиков. Из берёзы. | Из тонких, гибких, пахнущих лесом и травой |
Возраст | Свежий или старый | Когда-то молодой, задорный, весёлый |
История | Принесли с базара | Сначала танцевал, кружился по полу. Пригорюнился, согнулся |
Задание: а теперь соедините все части и сочините маленький рассказ о венике, прочитайте полученный текст.
В тёмной, захламлённой кладовке лежит веник. Чёткая овальная форма красавца расплылась. Во все стороны торчат ёжиками серо– коричневые прутики. Тонкая талия молодца отяжелела, набухла, ленточка – поясок потемнела. Свежий запах травы уступил место запаху пыли. Когда-то молодой, задорный, весёлый, он плясал на сверкающем паркете, а теперь лежит, отработав своё, грустит. Забыт, забыт всеми. “ Ох, нужно бы встать”, – думает он, но не хватает помощника – солнечного лучика, с кем так весело было работать.
4. Работа с текстом (взять любой текст, где есть описание предмета).
Задание: прочитать и ответить на вопросы
1) о чем текст?
2) какими языковыми средствами пользуется автор, чтобы описать предмет? (Учащиеся знакомы с такими понятиями, как “эпитет”, “метафора”, “сравнение”, “прямое и переносное значение слов”, “омоним” и т.п.)
3) опорные слова, которые несут основную мысль
4) трудные для написания слова.
Ребята находят в тексте признаки художественного стиля (метафоры, эпитеты и другие тропы, характеризующие художественный стиль речи), называют цель художественного описания, обдумывают заглавие. Делается вывод о том, что это текст – художественное описание.
ЦЕЛИ: Вспомнить, что такое описание. Научиться различать художественное и научное описание. Определить тему, тип речи, стиль сочинения, которое предстоит написать.
Какие типы речи вы знаете? Типы речи: повествование, описание, рассуждение.
Что такое описание? Описание – это тип речи. В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объем.
Что можно описать? место состояние предмет человека природы вещь животное человека
ЧЕМ РАЗЛИЧАЕТСЯ НАУЧНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ? В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.
Как вы понимаете, что значит описать предмет? Описать предмет - это значит рассказать о признаках этого предмета. Какие стили речи вы знаете? Деловой, художественный, научный, разговорный. В каком стиле можно описать предмет? Описание может быть научным, деловым, разговорным, художественным, при этом для каждого стиля используются особые языковые средства.
ПОДУМАЙ, К КАКОМУ СТИЛЮ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ. Текст 1 Реки засыпают с вечера. Маленькие пораньше, на последней зорьке, большие попозже. Реки великие засыпают заполночь. Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто-то с боку на бок ворочается, никак не уляжется. Поглядишь - на речке уже не волны, а чешуя ряби. Да и она убывает. Словно зеркальных дел мастер серебро разливает по воде.
ПОДУМАЙ, К КАКОМУ СТИЛЮ ОТНОСИТСЯ ТЕКСТ. Вода занимает почти три четверти поверхности Земли. В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Ручей, река, озеро, пруд, море- все это водоемы. Начало реки называют ее истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют ее устьем. В реку обычно впадают другие реки и ручьи- притоки.
ОПРЕДЕЛИ, КАКОЙ ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, КАКОЙ НАУЧНЫЙ. Назови правильное утверждение: а) первый - художественный, второй - научный; б) первый - научный; второй - художественный.
ПОДУМАЙ, ЗАЧЕМ, С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ АВТОРЫ ТЕКСТОВ ОПИСЫВАЮТ РЕКУ. а) хочет поделиться своими чувствами; б) автор рассказывает о том, что такое река; в) автор призывает беречь родную природу.
Сочинение-описание Тема: Любимая игрушка Цель высказывания: убедить читателя, что это самая любимая игрушка. Стиль: художественный. Советы Особое внимание обратите на начало и окончание текста, имея в виду, что они зависят от цели высказывания и стиля текста. В ваших описаниях должно быть искреннее чувство. Вы можете разговаривать со своей игрушкой, вспоминать, как и где она была приобретена, описать её историю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее.
Презентация к уроку русского языка 7 класс "Выборочное изложение" по упр.130
Урок проводится в системе изучения описания внешности человека по программе Ладыженской. Это работа с отрывком из рассказа Шолохова "Судьба человека". В презентации подобраны фотографии кадров из филь.
Презентация к уроку русского языка (5 класс)
Тема "Буквы о-ё после шипящих в корне".
Презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Орфограммы в разных частях слова"
Презентация к уроку русского языка пр теме "Орфограммы в разных частях слова" 5 класс.Урок проводила после повторения за курс начальной школы в 5 клаасе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовка к написанию сочинения-описания предмета.
Самые разнообразные предметы окружают человека. Одни помогают ему в быту, в хозяйстве, другие помогают учиться, третьи – облегчают общение с людьми. Есть предметы, исчезновение которых происходит незаметно, а есть такие, которые дороги человеку всю жизнь: они являются символами каких – либо событий, встреч, дорогих нам людей, милых душе и глазу . Цель нашего урока – учиться описывать такие памятные предметы в художественном стиле. Мы будем знакомиться с текстами, содержание которых является описанием предметов, будем готовиться к написанию домашнего сочинения.
Повторение Какие стили речи вам известны? Каковы особенности художественного стиля речи? Какие типы речи вы знаете?
Типы речи ПОВЕСТВОВАНИЕОПИСАНИЕРАССУЖДЕНИЕ ЧТО ПРОИЗОШЛО?КАКОЙ?ПОЧЕМУ? ГЛАГОЛЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ТЕЗИС ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ВЫВОД
Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)
Работа с текстом Задание: сравнить два текста Параграф 59. 2 текста о подносе
Вопросы к тексту 1.В каком из описаний только сообщаются сведения о подносах, а в каком автор делится своими впечатлениями о нем? 2.Найти слова в тексте, которые передают впечатления от подноса. 3.Что именно восхищало автора? 4.Найти те слова в художественном тексте, которых нет и не может быть в научном.
Описание предмета I.Вступление (Откуда? Кому? Почему? Когда? Кем?) форме величине II. Основная часть – (какой?) по цвету материалу строению назначению II.Заключение (ваше отношение к предмету) Мы учимся работать с текстом – описанием. Давайте вспомним и запишем, как строится такой текст.
Какую игрушку сначала пополам ломают, а потом в неё играют?
Матрёшка Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука В деревянные бока. А внутри секреты есть: Может — три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская.
Семнадцатое декабря. Описание предмета (матрешки). Матрёшка – русская игрушка, деревянная, ярко раскрашенная кукла, полая внутри, в которую вкладываются такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова). Заглянем в словарь
Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами. Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке?
Какие краски использует К.Г. Паустовский, рассказывая о матрёшке? Матрёшка в шали алого цвета стояла на письменном столе. Она была густо покрыта лаком и блестела, как стеклянная. В ней было скрыто еще пять матрёшек в разноцветных шалях: зелёной, жёлтой, синей, фиолетовой и, наконец, самая маленькая матрёшка, величиной с напёрсток, в шали из сусального золота. Деревенский мастер наградил матрёшек русской красотой, соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Синие глаза он прикрыл длинными ресницами.
Матрешка- Пышная, весёлая, улыбающаяся, добрая, писаная, нарядная толстушка, русская красавица… МАТРЁШКА КАКАЯ?
Матрешка- Синие, как небо, круглые, озорные, весёлые, лучистые, искрящиеся, с пушистыми ресницами… ГЛАЗА КАКИЕ?
Матрешка- румяные, будто яблочки, алые… ЩЁКИ КАКИЕ? ГУБЫ КАКИЕ? алые, бантиком, горят, как пламя, улыбающиеся…
Матрешка- чёрные, как угли, изогнутые… БРОВИ КАКИЕ? НОС КАКОЙ? маленький, курносый…
Матрешка- Сарафан в цветочек, рубашка с пышными (широкими) рукавами, синий платочек. НАРЯД КАКОЙ?
План сочинения- описания игрушки Вступление (Как появилась игрушка в вашей жизни?) Основная часть Материал, из которого сделана игрушка. Внешний вид игрушки. 3. Заключение. Отношение к игрушке. (Какую роль игрушка играет в вашей жизни?)
Опорные слова и предложения Эта игрушка мне понравилась сразу, как только я ее увидела. Эту игрушку подарила мне мама на день рождения. Я долго мечтал об этой игрушке. Симпатичная игрушка, любимая игрушка, мордочка, личико, розовые лапки, длинноухий, носик-пуговка, шерстка, лапки-подушечки, нежный, ласковый, мягкий, веселый, плюшевый, глазки, оловянный, пластмассовый. Игрушки простые, скромные, добрые дарят людям радость.
Подумайте . Что значит любимая игрушка? Как вы это понимаете? За описанием игрушки должна чувствоваться личность автора, его интересы, ведь выбор игрушки не случаен. Например, щенок – мягкая игрушка их искусственного меха. Предназначена для детей 5-12 лет. Длина - 25 см, высота – 20 см. Цвет – темно-коричневый. Не озвученная. Соответствует ли это описание нашей теме? Нет, здесь идет речь об игрушке вообще, а не о любимой + научный стиль.
ВЫВОД: Чтобы наши тексты были эмоциональными, яркими, мы должны писать и говорить без речевых ошибок. Устранить повторы можно следующими способами: -исключением повторяющихся слов; -заменой местоимениями; -заменой синонимами, словосочетаниями. Упр.301 (устно)
Рефлексия Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось? Чему мы научились? К чему ещё нужно стремиться? Оценивание Я поставлю себе отметку ___________, потому что
Добились ли мы поставленной цели. Цель нашего урока – учиться описывать предметы в художественном стиле.
Результаты Метапредметные Учащиеся научатся владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание Предметные Учащиеся научатся писать сочинение-описание предмета Личностные У учащихся будет сформировано стремление к творческой активности
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Описание предмета. (5 класс). Презентация на заданную тему содержит 12 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Среди двух текстов найдите тот, который представляет собой описание 1. В один из неуютных дождливых вечеров задумчивый кот взобрался на радиоприёмник! Лёг и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и открывал свои прекрасные громадные глаза, и вся морда с точёным носом и пышными бакенбардами выражала углублённость.
Описание – это тип речи, цель которого – описать предмет, растение, человека, помещение, природу. Основные средства в художественном описании: красочные определения, сравнения. Описание – это тип речи, цель которого – описать предмет, растение, человека, помещение, природу. Основные средства в художественном описании: красочные определения, сравнения. При написании описания в художественном стиле важно отобрать значимые для вас детали, а не описывать всё подряд.
Найдите речевой недочёт в тексте. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведённого перечня: а) замена местоимением, б) замена синонимом, в) исключение слова Найдите речевой недочёт в тексте. В чём он состоит? Устраните его, воспользовавшись способами из приведённого перечня: а) замена местоимением, б) замена синонимом, в) исключение слова
Отредактируйте тексты Сани Деда Мороза были красивые и лёгкие. Посох был блестящий, на посохе были нарисованы ёлочки.
Составим план к сочинению-описанию своей любимой игрушки Как у меня появилась эта игрушка Описание игрушки ….. ….. ….. ….. Заключение: чем мне нравится эта игрушка
Соберём материалы к сочинению Напишите вступление Запишите словосочетания к подпунктам плана Напишите заключение
Источник: В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. Развитие речи: теория и практика обучения. 5-7 классы. – М.: Просвещение, 1991
№ слайда 1
№ слайда 2
ОписаниеОписание – текст, в котором изображаются предметы, люди, животные, природа и т.п. К тексту – описанию можно поставить вопрос к а к о й?
№ слайда 3
№ слайда 4
Художественные средстваЭПИТЕТ – определение, придающее выражению образность и эмоциональность.СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один с помощью другого.МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений, т.е. скрытое сравнение.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – Образное средство, заключающееся в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
№ слайда 5
Деревья окружены сияющим, белым снегом, ели повесили громадные тяжелые лапы, березы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками.
№ слайда 6
Описание снежинок Снег – вид зимних атмосферных осадков. Выпадает в виде снежных кристаллов, одного из видов льда в атмосфере. Снежные кристаллы имеют различную форму. Наиболее часто встречаются шестисторонние пластинки с множеством разветвлений различных размеров. (Энциклопедический словарь)
№ слайда 7
Описание снежинки Какая чудесная снежинка села на мою ладонь! Крупная, мохнатая, она была похожа на пушинку, блестящую на солнце. В стороны расходилось шесть равных лучиков, похожих на еловые лапки, а середина была словно крошечная шестиконечная звёздочка. (Из сочинения ученицы)
№ слайда 8
Дидактический материалС густо-зелёной ели посыпалась и стала медленно опускаться радужная снежная пыль, похожая на маленькие звёздочки. Никого не оставит равнодушным такая красота!
№ слайда 9
Лексическое значение:Глубокий – имеющий большую глубину.(глубокий снег)Бездонный – не имеющий дна, чрезвычайно глубокий.(бездонное небо)
№ слайда 10
Во что превращаются снежинки
№ слайда 11
Творческое задание В ____лесу под ___ёлками лежит ____снег. Какая красота! Все деревья оделись в ____ наряд, а кустарники стали ____, как___. ___ ель накинула поверх ____пальто ____ шаль; берёза надела ___ платье и стоит, словно ____. Все деревья становятся похожи на ___. На ____ поверхности появились ____ узоры. Снежинки горят ____огнём, когда попадают в столб солнечного света.
№ слайда 12
Проверьте себя В зимнем лесу под огромными пушистыми ёлками лежит белый снег. Какая красота! Все деревья оделись в новый наряд, а кустарники стали большущими, круглыми, как шары. Старушка-ель накинула поверх зелёного пальто лёгкую шаль; берёза надела подвенечное платье и стоит, словно невеста. Все деревья становятся похожими на причудливую снежную бабу. На гладкой снежной поверхности появились первые узоры. Снежинки горят золотым огнём, когда попадают в столб солнечного света.
№ слайда 13
Читайте также: