Преступление и наказание как идеологический роман сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы (добра и зла, совести, смысла жизни и т.п.), а формой постановки и решения этих проблем является подроб­ное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. (Подробнее см. Словарик, ст. Психологизм.) Философская проблематика

романа “Преступление и наказание” в первую очередь связана с Раскольниковым, его “теорией” и осуществлением ее на практике. Основные черты философии Раскольникова: деление человечества на два раз­ряда, разрешение “крови по совести”, утверждение мысли ч> том, что благая цель оправдывает преступные средства. (Под­робнее см. план на тему “Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М.

Достоевского “Преступление и наказание”). Раскрытие этой проблематики дается прежде всего с помощью детального и глубокого изображения чувств, мыс­лей и переживаний Раскольникова. Его внутренний

мир в высшей степени противоречив, а переживания мучительны. “Натура” и совесть постоянно борются в нем с рационалисти­ческой, рассудочной теорией.

Всем ходом нравственно­психологического развития героя Достоевский стремится убе­дить читателя, что “кровь по совести” – невыносимый груз для души человека, а следовательно, вся философия Расколь­никова несостоятельна.

4. Философская проблематика раскрывается и в многочис­ленных диалогах, из которых наиболее важными являются диалоги Раскольникова с Соней, Порфирием Петровичем и Свидригайловым. Эти диалоги тоже психологически насыще­ны, поскольку в высказываниях персонажей проявляется их внутренний мир: за всяким словом стоит глубокая мысль, чув­ство, переживание. Эти диалоги являются своеобразной фор­мой поиска героем истины.

5. Те же или сходные философские проблемы ставятся Достоевским и на примере других персонажей, среди кото­рых наиболее важны Соня и Свидригайлов. Внутренний мир этих персонажей также показан Достоевским глубоко и под­робно.

Исследование глубин человеческой психики и психологии дает возможность Достоевскому художественно воплотить свои главные философские идеи: отрицание “крови по совес­ти”, неприятие принципа “цель оправдывает средства”, ут­верждение абсолютной ценности каждой человеческой жизни, веру в страдание и сострадание.

С такими мыслями приступал Достоевский к одному из ключевых произведений своего творчества - к роману "Преступление и наказание". Это одна из самых сложных книг в истории мировой литературы. Писатель работал над нею в условиях трудного времени конца 60-х годов, когда Россия вступила в сумеречную, переходную эпоху. Начался спад общественного движения шестидесятников, в стране поднялась волна правительственной реакции: лидеры революционного движения были арестованы, крестьянские бунты подавлены, надежды революционеров-демократов на крестьянскую революцию оказались несостоятельными.

"Куда идти? Чего искать? Каких держаться руководящих истин? - задавал тогда тревожный вопрос М. Е. Салтыков-Щедрин.- Старые идеалы сваливаются со своих пьедесталов, а новые не нарождаются. Никто ни во что не верит, а между тем общество продолжает жить и живет в силу каких-то принципов, тех самых принципов, которым оно не верит". Положение усугублялось тем, что раздиравшие дореформенную Россию социальные противоречия к концу 60-х годов не только не сгладились, но еще более обострились. Половинчатая крестьянская реформа ввергла страну в мучительную ситуацию двойного социального кризиса: незалеченные крепостнические язвы осложнились новыми, буржуазными. Нарастал распад вековых духовных ценностей, смешались представления о добре и зле, циничный собственник стал героем современности.

В атмосфере идейного бездорожья и социальной расшатанности угрожающе проявились первые симптомы общественной болезни, которая принесет неисчислимые беды человечеству XX века. Достоевский одним из первых в мировой литературе дал ей точный социальный диагноз и суровый нравственный приговор. Вспомним сон Раскольникова накануне его душевного исцеления: "Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали".

Что это за "моровая язва" и о каких "трихинах" идет здесь речь? Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от культурных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти. Личность выпадала из "экологической" системы культуры, теряла самоориентацию и попадала в слепую зависимость от "самоновейшей" науки, от "последних слов" идейной жизни общества. Особенно опасным это было для молодежи из средних и мелких слоев общества. Человек "случайного племени", одинокий юноша-разночинец, брошенный в круговорот общественных страстей, втянутый в идейную борьбу, вступал в крайне болезненные отношения с миром. Не укорененный в народном бытии, лишенный прочной культурной почвы, он оказывался беззащитным перед соблазном власти "недоконченных" идей, сомнительных общественных теорий, которые носились в "газообразном" обществе пореформенной России. Юноша легко становился их рабом, исступленным их служителем, а идеи обретали в его неокрепшей душе деспотическую силу и овладевали его жизнью и судьбой.

Фиксируя трагические проявления новой общественной болезни, Достоевский создал особый роман - идеологический. По замечанию исследователя К.Ф. Корякина, Достоевский "одержим мыслью о том, что идеи вырастают не в книгах, а в умах и сердцах, и что высеиваются они тоже не на бумагу, а в людские души. Достоевский понял, что за внешне привлекательные, математически выверенные (*45) и абсолютно неопровержимые силлогизмы приходится порой расплачиваться кровью, кровью большой и к тому же не своей, чужой".

В основе драматического конфликта романов Достоевского - борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и мучительная борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский сочетает с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые это развитие определяют.

Герой Достоевского - не только непосредственный участник событий, но и человек, идеологически оценивающий происходящее. Бросая идеи в души людей, Достоевский испытывает их человечностью. Романы его не только отражают, но и опережают действительность: они проверяют на судьбах героев жизнеспособность тех идей, которые еще не вошли в практику, не стали "материальной силой". Оперируя "недоконченными", "недовоплощенными" идеями, романист забегает вперед, предвосхищает конфликты, которые станут достоянием общественной жизни XX века. То, что казалось современникам писателя "фантастическим", подтверждалось последующими судьбами человечества.

Вот почему Достоевский и по сей день не перестает быть современным писателем как в нашей стране, так и за рубежом.

"Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского - идеологический роман. Каждый герой этого произведения является носителем какой-либо идеи, которая формирует характер, волю, психологию, становится стержнем человека. В центре романа - образ Родиона Раскольникова, захваченного наполеоновской идеей, идеей о праве сильной личности на преступление. С какой целью автор романа опровергает чудовищную, вредоносную теорию своего героя? Приводит ли он её к полнейшему краху? Как Достоевский доказывает нам, что "мечта" Раскольникова поистине "безобразна" и губительна для человечества?
Мы впервые встречаемся с героем романа в тот момент, когда он от теоретических размышлений готов перейти к действию: путем "эксперимента" - убийства "злой, гадкой" старушонки-вши попасть в разряд "право имеющих". В случайно услышанном разговоре между студентом и молодым офицером Раскольников улавливает идею, поразительно совпадающую с его собственной: убить "глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку", взять её деньги, "обречённые в монастырь", и загладить это "крохотное преступленьице тысячами добрых дел". Более того, Достоевский пишет, что "это были самые обыкновенные и самые частые … молодые разговоры и мысли" в ту пору, когда происходит действие романа. Очевидно, речь идет об идее, которая буквально "носится в воздухе". Однако в этом разговоре остаётся открытым вопрос о том, справедливо ли это и можно ли, оставаясь человеком, решиться на убийство.
Раскольников не ограничивается "ораторством" "для справедливости", он идёт дальше: ищет неопровержимое доказательство справедливости убийства "по совести". И, как ему кажется, находит. Под низким потолком коморки-конуры, напоминающей гроб, в атмосфере "жёлтого города" рождается теория, чудовищная по своей сути. Раскольников приходит к убеждению, что человечество испокон веков делится на два разряда: на людей обыкновенных, составляющих большинство и вынужденных подчиняться силе, и на людей необыкновенных, таких, например, как Наполеон; это избранные люди, которые имеют право во имя человечества преступить закон: "Кто крепок и силён умом и духом, тот над ними и властен! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может посягнуть, тот у них и законодатель… Так доселе велось и так всегда будет! "
Герой задается вопросом: "Тварь ли" он "дрожащая или право имеет? " Он мучительно размышляет над этой дилеммой и хочет доказать себе и окружающим, что он "властелин судьбы". Ради самоутверждения и совершается преступление, ведь отнюдь не деньги нужны были ему от старухи-процентщицы, а ответ на мучающий его вопрос.
Так созревает "индивидуалистический бунт Раскольникова". Герой Достоевского думает, что людей, которые не способны сами изменить свою жизнь, спасёт некий "властелин", то есть, по сути дела добрый тиран.

Роман был написан и опубликован в 1866 году. В нём нашли отражение современные Достоевскому исторические реалии — материальная и духовная жизнь общества 60-х годов XIX века. Произведение относится к такому литературному направлению, как реализм, который занял ведущую роль в литературе второй половины XIX века.

  • персонажи описаны подробно и достоверно, очевидна их типизация;
  • сюжет развивается динамично и стремительно;
  • отражение исторического контекста;
  • психологизм.

Важную роль в литературе эпохи реализма занимает конфликт, вокруг которого строится сюжет и проблематика книги. В романе Ф.М. Достоевского на первое место выходят сразу два конфликта: глубокий внутренний конфликт Раскольникова и его же противостояние с обществом.

В основе драматического конфликта романов Достоевского — борьба одержимых идеями людей. Это и столкновение характеров, воплощающих разные идейные принципы, это и мучительная борьба теории с жизнью в душе каждого одержимого человека. Изображение общественной ломки, связанной с развитием буржуазных отношений, Достоевский сочетает с исследованием противоречивых политических взглядов и философских теорий, которые это развитие определяют.

Вот почему Достоевский и по сей день не перестает быть современным писателем как в нашей стране, так и за рубежом.

Композиция и сюжет

Книга разделена на 6 частей, в каждой из которой по 6–7 небольших глав. Завершается роман эпилогом, в котором рассказывается о дальнейшей судьбе персонажей после признания Раскольникова в убийстве, а также о духовном преображении Раскольникова на каторге.

Преступление готовится и совершается в первой части. Во всех остальных частях наступает наказание. Примерно в середине произведения, в 4-й части, происходит перелом — после встречи с Соней, когда она читает главу из Нового Завета о воскрешении Лазаря, Раскольников начинает осознавать несостоятельность своей теории и раскаиваться. Искреннее раскаяние преступника произошло только на каторге, о которой говорится в эпилоге.

Сюжет. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Ключевыми эпизодами являются само убийство старухи-процентщицы, признание Раскольникова и чтение главным героем и Соней Евангелия.


Смысл названия

Наказанием для Раскольникова стала не столько ссылка на каторгу, сколько душевные терзания после убийства и муки совести. Очевидно, что совесть наказала его более сурово, чем уголовный закон. В заглавии книги содержится одна из её важнейших идей: любое преступление всегда влечёт за собой наказание, уйти от своей совести невозможно.

Художественные особенности

Книга сочетает в себе особенности психологического и философского романа. Психологии героев уделена большая часть сюжета. Их характеры раскрываются в диалогах и поступках, а также во внутренних монологах Раскольникова. Философская проблематика отражена в рассуждениях Раскольникова и его теории, которой противопоставлена христианская вера.

Личность Раскольникова

Родион Раскольников по природе добрый, мягкий человек, любящий своих родных, мать и сестру. Его милосердие проявляется в отношении к семье Мармеладовых, сочувствии к Соне. Сон главного героя возвращает читателя в детские годы, где он очень жалеет лошадь, которую избивают мужики. Теперь Родион, выходец из обедневших дворян, — студент, умный и талантливый, но из-за своего нищенского положения не имеющий возможности продолжить обучение.

Как раскрывается личность героя?

  • желание завладеть деньгами старухи, чтобы быстро разбогатеть, вылезть из ямы нищеты;
  • проверка разделительной теории.


Убийство процентщицы, задуманное страшное преступление свершается не по точно рассчитанному плану, Раскольников убивает сестру старухи, кроткую и безобидную женщину.

Совершив одно преступление, его рука с занесенным топором готова совершать убийства еще и еще, без разбору. Убийство становится средством нападения и защиты. Только от кого?

Тематика и проблематика

На первый план в произведении выходит проблема чудовищной бедности, нищеты и безысходности людей. После отмены крепостного права многие бедные крестьяне поехали на заработки в крупные города, но не смогли там найти работу и устроиться. В бедности живут почти все положительные герои книги:

  1. Раскольников был отчислен из университета за неуплату, живёт в чулане.
  2. Соня Мармеладова стала торговать собой, чтобы прокормить семью.
  3. Семён Захарьич Мармеладов работал мелким чиновником, но, потеряв работу, спился, что привело его семью к чудовищной нищете.
  4. Пульхерия Александровна, мать Раскольникова, зарабатывает на жизнь шитьём, несмотря на плохое зрение.
  5. Дуня работает горничной в богатом доме Свидригайловых, терпит унижения, готова выйти замуж за дельца Лужина, который готов потешить своё самолюбие за счёт невесты.
  6. Разумихин подрабатывает частными уроками и переводами, много работает, но всё равно не может вырваться из бедности.

Безнадёжность, социальное неравенство, могущество богатых и бесправие бедных вызывают у человека внутренний бунт против несправедливости и унизительной нищеты.

Теории Раскольникова противостоит христианская вера, которая учит творить добро, жертвовать собой ради других. Именно вера привела Родиона к искреннему раскаянию.

Система образов

Центральным персонажем знаменитого на весь мир романа является Родион Раскольников. Его своеобразными двойниками являются Лужин и Свидригайлов, имеющие свои определенные жизненные теории.

Особую роль в повествовании играет Сонечка Мармеладова, с образом которой связана проблема милосердия и самопожертвования. Судьба ее семьи становится отдельной сюжетной линией.

Если Лужин и Свидригайлов подтверждают теорию Раскольникова, то указывают на ее несостоятельность Соня и Порфирий Петрович, который является своеобразным внутренним голосом центрального образа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Проверка домашнего задания:

Примечание: ответ должен показать знание основных фактов биографии Достоевского , событий, под влиянием которых проходило формирование его мировоззрения, в чем оно заключалось.

Изучение новой темы

Образ Петербурга в романе. Значение образа в раскрытии замысла писателя.

Замысел написания романа относится, вероятно, ко времени пребывания Ф. М. Достоевского на каторге.

2.2. Жанровое своеобразие.

♦ социально-бытовой ♦ детективный ♦ любовный ♦ психологический ♦ философский♦ религиозный

Все, что ищет русский народ, заключается для него

в Православии - в одном Православии

и правда, и спасение народа русского.

Найди в статье ответы на следующие вопросы (устно):

На какие три стадии разделяет Достоевский историческое развитие человечества?

Какого идеала, по мнению Достоевского, нужно стремиться достигнуть?

Что общего между идеями социалистов и христианства? В чём различие между ними?

Где, по мнению писателя, сохранился высокий идеал?

Запиши краткий ответ на вопрос (1-2 предложения)

Какова суть идеи «почвенничества « Достоевского.

Найди в статье ответы на следующие вопросы (устно):

В чём особенности переходной эпохи конца 60-х годов девятнадцатого века?

Как влияет пореформенная ломка на человека?

Запиши краткий ответ на вопрос (1-2 предложения)

В чём, по мнению Достоевского, проявляются симптомы общественной болезни?

Идеи играют решающую роль в творчестве Достоевского. Роман Достоевского это роман об идеях. Идеи живут органической жизнью. Достоевский показал власть идей над человеком. Идея, которая может взорвать мир. Идея может быть и разрушительна, и спасительна.

Достоевский критически относится к прогрессу, сомневается, что он несет человеку действительно нечто ценное. Скорее, это разделение людей, одиночество человека в мире.

В чем же тогда спасение?

Толстой видел его в цельности дворянской культуры, в крестьянстве (60-е годы), а позднее в прощении, в сохранении вопреки цивилизации в человеке доброго, в самоусовершенствовании.

Достоевский видит спасение в религиозном преображении.

Что нужно понять и усвоить:

В чём заключается специфика показа Петербурга Достоевского?

Каково значение образа Петербурга в романе?

Достоевский — это петербургский писатель. Образ Петербурга присутствует почти в каждом его произведении. Главное для Достоевского в Петербурге то, что в нем сошлись европейская и русская цивилизация, что это — город, насильственно построенный, неестественно создавшийся. Поэтому Петербург — город бедных, несчастных людей, город нищеты и город крайнего богатства.

Что означает имя Пётр? Если посмотреть, что означает имя Петр, то можно увидеть одну очень интересную особенность, в какой-то степени объясняющую восприятие Достоевским этого города. Имя Петр означает камень, поэтому Петербург — это каменный мешок, мертвый, безликий, холодный, страшный город.

Взятый у Пушкина образ медного всадника символизирует мощь и силу этого страшного города. Для Достоевского эта мощь в силе влияния города на людей.

Часто проходит и через Сенную площадь, где еще в конце 18 века был открыт рынок для продажи скота, дров, сена, овса.. В двух шагах от грязной Сенной находился Столярный переулок, состоявший из шестнадцати домов, в которых находилось восемнадцать питейных заведений. Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, когда завсегдатаи покидают кабаки.

В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Как живётся героям Достоевского в этих комнатах?

А комнаты? Они рисуются обычно в полутьме, слабо освещённые косыми лугами заходящего солнца или тускло мерцающим огарком свечи…

К аморка Раскольникова — это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Когда Раскольников приходит к Сонечке, его поражает её комната, которая больше похожа на сарай.

Найдите отрывки из произведения, в которых изображается жилища героев.

Часть 1, глава 3 – каморка Раскольникова

Д ействие в романе Ф.М. Достоевского переносит нас в распивочные, трактиры, трущобы, полицейские конторы, дома терпимости, закоулки, дворцы-колодцы, комнаты гробы и шкафы, чёрные лестницы, облитые помоями.

Петербург в романе не просто место действия или фон событий, он душа, участник событий.

Действие романа происходит летом. Лето в Петербурге – это северное лето. Лето в романе – жаркое, такое, что трудно дышать. Трудно дышать на улицах, трудно дышать в распивочных, квартирах, углах.

Это удушающая атмосфера становится символом города, где зреет мысль об убийстве Раскольникова, где совершается преступление.

Часть 2, глава 1 – повторение предыдущей картины.

Часть 2, глава 2 – великолепная панорама Петербурга.

Часть 2, глава 6 – вечерний Петербург.

Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городской обстановки.

О бщие закономерности в этих описаниях-пейзажах: страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа.

Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы:

В этом отношении Раскольникова к природе — его отношение к миру. Герой задыхается в этом мертвенном, холодном и равнодушном городе, мире.

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе.

Внешний облик людей

Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями;

О т встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Судьбы героев подчас решаются именно на улице, тем самым город Петербург становится городом гибели людей:

- погибает под колёсами коляски Мармеладов;

- на улице умирает чахоточная Катерина Ивановна;

- на проспекте, перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов;

- на Конногвардейском бульваре Раскольников видит пьяную девочку;

Сцены уличной жизни.

1) Часть 1, глава 4 – встреча с пьяной девушкой

2) Часть 2 глава 2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние

4) Часть 5, глава 5 –Катерина Ивановна с детьми на улице

Символический образ замученной лошади из сна Раскольникова

Найдите и перечитайте сон Раскольникова о забитой кляче.

Он видит во сне, как пьяные мужики забивают насмерть беспомощную лошадь, он плачет, пытается защитить её, но оказывается беспомощен перед распоясавшимся злом.

Город – это и дома, в которых живут люди. Дома, где живут герои, ужасны. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведёт нас в дома, где живут его герои. Обычно это доходные дома, типичные для капиталистического Петербурга. Мы входим в «грязные и вонючие дворы-колодцы, поднимался по тёмным лестницам. В этих комнатах страшно жить, здесь зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые и дети.

Всё несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования.

Петербург — город полусумасшедших, одиноких людей. Маляр говорил, что в Петербурге можно найти все, кроме отца и матери.

Многие герои Петербурга бездомны, а дом, как известно, — это место, где человек может обрести раскаяние, найти любящего, необходимого человека, но люди в Петербурге — это толпа, опустившаяся ниже нравственных норм, ничего не слышащая и не понимающая. Человек в городе одинок, он никому не нужен. В городе уживаются отъединенность человека от человека и теснота.

Характерно и то, что Достоевский описывает своих героев, живущих между Екатерининским каналом и Фонтанкой, в одном из самых бедных и страшных районов города. Писатель никогда не показывает красоты города. Достоевский практически не говорит о прекрасном Петербурге, даже тогда, когда он пишет о прекрасном городе, он тут же возвращается к грязному Петербургу. Природы почти нет, а если встречается (газон, Петровский остров), только акцентируется ее отсутствие в остальных местах.

Петербург каморок, лестниц, публичных домов, кабаков, рыночных площадей, страшный Петербург давит на человека, глубоко враждебен и неприятен всему здоровому. Петербург Достоевского — своеобразный герой романа, жестокий и антигуманный.

Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности.

Но у Достоевского есть и мечта о счастливом городе.

Но живёт в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей.

Домашнее задание.

Запиши развёрнутые ответы (5-6 предложений на каждый вопрос)

Каким предстаёт перед читателем Петербург в романе Достоевского?

Какова роль образа Петербурга в романе?

Примечание : данные ответы должны показать, как вы усвоили тему. Составляя ответы, опирайтесь на данные выше материалы и текст произведения (в материалах указаны нужные для ответа главы романа)

Читайте также: