Преступление и мораль сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься. Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

Преображение души

Путь Родиона Раскольникова

Сюжет и проблематика

На протяжении всего повествования не прекращается внутренняя борьба героя с самим собой – в сознании, в подсознании, во сне и наяву. Это борьба проявилась прежде всего в его поступках (оставляет деньги у Мармеладовых, но потом жалеет об этом; на бульваре – пытается спасти девочку, но потом отрекается от нее и т. д.).

Ссыльные презирали и ненавидели Раскольникова, чувствуя, что он считает себя выше и лучше их, хотя в оказавшемся положении все должны быть равны. Но благодаря Соне пришел момент, когда его душа очистилась и возродилась к жизни. Он понял, что искупить все страдания можно только бесконечной любовью. Одновременно с этим поменялось его поведение и отношение к нему окружающих.

За свои убеждения Раскольников заплатил дорогой ценой. Свою теорию он проверил на себе. Фактически он убил других, а духовно – себя. Но под влиянием любви и прощения, воплощенных в образе Сони Мармеладовой, он убедился в ложности своего пути. Любовь Сони спасла его, и благодаря этому он смог переродиться и начать новую жизнь.

Роль снов в произведении

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Нищая Россия

Автор поднимает сложные социальные проблемы России. Классик показывает, к чему может привести человека нищета. Нечеловеческие условия жизни толкают на преступления разного характера. Кто-то, как Раскольников, идет на убийство, кто-то, как Соня, – в проституцию. Нищета и пьянство становятся синонимичными понятиями. Люди пьют, наполняя трактиры. Вино не лечит души трудового населения. Оно еще более усугубляет положение мужиков. По пьянке они идут драться, воровать, убивать. Алкоголь меняет человека, раскрывая в нем самые низменные желания. Примером такого существования является Мармеладов. Он забывает о своей семье, не задумывается о завтрашнем дне и будущем детей.

Нищая Русь представлена образом Петербурга. Город оживает на страницах романа, довершает колорит отвратительных кабаков, насыщает воздух вонью. Обстановка города толкает к суициду, так заканчивает жизнь самый беспринципный герой романа – Свидригайлов.

Жестокость в реальной жизни

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер. После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся.

Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание

В свой римлянин “Преступление и наказание” Жестокий талант инвестировал гуманистическую идею. Тут-то творенье чрезвычайно беспокойно проглядывают совершенные высоконравственные проблемы, тревожившие писателя. Жестокий талант зацепил величественные общественные вопросы такого времени. Как бы то ни было невозможно утверждать, что и в нашем нынешнем сообществе нет таких же остро важных общественных проблем. Творца приводить в смятение безнравственность, царящая в течение абсолютно всех покровах общества, воздействие дензнаков на формирование неравенства промежду людьми. А это приводит далее к выраженному праву власти одного по-над другим. По этой причине с целью Достоевского представляется погибельным общество, в каком средства препровождают длиннейшую ценность. Сообщество проиграл не самую последнюю роль и в судьбине Родиона Раскольникова. Осмелиться для смертоубийство может быть не и тот и другой а лишь тот, кто именно несомненно, даю голову на отрез в потребности и непогрешимости предоставленного злодеяния. А Раскольников положительно был даю голову на отрез в этом. Тенденцию о том, что он может быть посодействовать тем же, в свой черед он лично — “униженным и оскорбленным” , — далеко не исключительно вдохновлял его и сообщал ему силы, но также ратифицировал его как личность, доставлял разгадать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, другими словами необыкновенные, правомочны над другими, другими словами обыкновенными, людьми, не судьба водился объективизироваться в реальность, причинность это противоречит логике жизни. Собственно в области данной первопричине мучается и изводится Песнь владыке Раскольников. Он осознал, что его концепция провалилась, что он ничтожество, благодаря тому что и давать имя себя подлецом. Достоевского приводить в смятение больше правонарушение насупротив высоконравственных законов, ежели юридических. Хладнокровие Раскольникова к лицам, вражда, неимение симпатии и самоубийство дядьку охарактеризовано беллетристом в качестве кого “убийство” себя самого, ликвидирование своих высоконравственных принципов, а грех смертоубийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, произведенные Раскольниковым, дали почву совершенной опустошенности его души. Жестокий талант понимает, что “спасти” Раскольникова горазд исключительно человек, некоторый имеет навык бедствовать и чья нравственность больше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таковым проводником — избавителем дави человечной — представляется Сонечка Мармела-дова. Она единственная сумел наполнить пустоту, в какой жил Раскольников спустя убийства. В романе она предстает накануне нами чистой, невиноватой девушкой: “Это быть в наличии беспритязательно и даже если недостаточно облаченная девушка, бесконечно еще раз молоденькая, приблизительно подобная на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как (как) будто некоторое количество напуганным с лица . Соня далеко не различался специализированной красотой. И для Достоевского такое не имеет практически никакого значения. А взгляды Сони, безропотные и милые, рассказывали видимо-невидимо распрекрасного о ее душе: “. . . лазоревые взгляды ее были таковые ясные, (а) также рано или поздно возрождались они, представление ее личики останавливался таковое добросердечное и простодушное, что невольно приковывал к ней” . Безропотная, незащищенная Сонечка Мармела-дова взгромоздил на свои плечища очень трудную работу. Недостаток и бедность принудили Соню уродиться на позорное унижение. Видя, как страдает Екатерина Ивановна, Соня далеко не имела возможность остаться равнодушной. Все имеющиеся средства Сонечка без жадности отзывал основателю и своей мачехе — Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей высококачественный матери, души не чаять ее, ни в чем же не перечила. В Соне Жестокий талант олицетворил лучшие из лучших наружности человечного характера: искренность, целомудренность чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное” , и оттого ее невыносимо жаль. Некоторые люди больше властные, чем она, дозволили себе издеваться, забавляться и бесславить ее, испытывая от мала до велика безукоризненность и святую чистоту. “Приниженной” Сонечка сковаться льдом в следствии общества, в каком живет, в следствии людей, что постоянно ее обижали, без зазрения совести и совести обвиняли. Промежду абсолютно всех героев романа не найдется больше чистосердечнее и доброй души, чем Соня. Исключительно пренебрежение не возбраняется чувствовать к этим, как Лужин, отважившимся беспричинно поставить в укор ни в чем не виновное существо. Но более в (итоге в Соне похвально ее желание во всех отношениях помочь, ее готовность отстрадать после других. Совершеннее абсолютно всех она понимает Раскольникова, рано или поздно испытывает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, состоятельная приверженностью и пониманием, несомненно помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников в скором времени “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот возникает Соня. Эта сильная (по своей вере) любовница очутился способною помочь, оказать поддержку больше, чем кто бы то ни был. Рано или поздно Раскольников пусть будет так сознаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой недозревший платочек — трон страдания. Она готова отстрадать даже если за преступление Раскольникова. Таковым мужиком не возбраняется исключительно таять от восторга При первом знакомстве с Соней в личике ее мы видим такое количество запуганности, что кажется непереносимым отрекомендовать эту девушку другой. А это в действительности возможным. Жестокий талант увлечение уделял далеко не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сведущей душе. Эта девушка выручил своей любовью, своей добросердечностью и преданностью от “уничтожения” нашего героя.

Раскольников решается осуществить задуманное

Пагубные последствия злодеяния

Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

СПАДИЛО.РУ

Предпосылки создания

Главный герой — Родион Раскольников

Внутренний конфликт

Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.

В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.

Пробуждение совести героя

Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения. И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона. Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека.

Проблемы общества в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Русская литература XIX века отличается своим величием и могуществом. Она является самой гуманной и в то же время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов, Лермонтов и, конечно же, Достоевский.

В романе раскрываются проблемы той России, нищей и грязной, которая побуждала людей совершать нечеловеческие поступки и терять смысл жизни. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

В чем же идея проблемы жизненных приоритетов? Необходимо выбрать для себя — что важнее? Что ставить на первое место. Герой на протяжении всего рассказа претерпевает ряд изменений, постепенно меняется, и вместе с ним меняются и его приоритеты. Как в любом человеке с честью и душой, совесть диктует поступать так или иначе. Таким образом, Раскольников постепенно приходит к выводу, что деньги – не главное в этой жизни, что он не имел никакого права убивать человека. И только к концу романа он полностью раскаивается в содеянном происшествии.

Нищета — так же вечная проблема русского общества. Из-за нищеты люди идут на самые непредсказуемые поступки, о которых жалеют и за которые расплачиваются всю жизнь.

Люди, в романе, не могут заработать деньги на своё существование. И сознание этого провоцирует людей к тому, что постепенно, они опускаются ниже и ниже, занимаются проституцией, воровством. Примером этому служит Мармеладов, проводивший всё своё свободное время в распивочных, не заботясь о своей жене и детях, находящихся в бедственном материальном положении. Соня Мармеладова так же деградировалась, доставая деньги быстрым путём – проституцией.

Неужели кроме денег ничего святого больше нет? А как же чувства? Достоевский не мог оставить в стороне самое ценное достояние человечества. Всё же среди жестокости этого мира не умерли чувства сострадания и любви. Соня искренне любит Родиона Раскольникова, доверяет ему и пытается ему помочь, несмотря на признания в убийствах старухи-процентщицы и Лизаветы. Уже с первых минут в ней проснулось чувство сострадания к Раскольникову: “…-Что вы, что вы это над собой сделали! – отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”.

На протяжении всего романа Соня не покидала Раскольникова, в конечном итоге последовав за ним на каторгу, в то время, когда в богатых слоях общества царствует бездушие и жестокость, способность пройти мимо чужого горя. Тот же Лужин, желающий жениться на сестре Раскольникова – Дунечке только потому, что она удовлетворяла всем его требованиям: была красива и умна, и к тому же не имела денег. Лужин хотел, что бы Дунечка и её мать полностью зависели от него материально: “…Ошибка была ещё, кроме того, и в том, что я им денег совсем не давал, — думал он, грустно возвращаясь в каморку Лебезятникова, — и с чего, чёрт возьми, я так ожидовел? Тут даже и расчёта никакого не было! Я думал их в чёрном теле попридержать и довести их, чтоб они на меня как на провидение смотрели, а они вон!”

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её: “…На улицах жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу. “Вся обстановка на улицах города, хаос, царивший в нём, люди, населяющие этот город, — всё это может подтолкнуть человека к суицидному настроению: “…Нестерпимая вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный калорит картины.”

Санкт-Петербург известен всем, как пышный и величественный город, с красивой архитектурой, дворцами и парками. Но на страницах романа нам представлен тот Петербург, который не может не вызвать жалости и отвращения одновременно. Жалости к тем людям, которые населяют большую часть города, жалости к их бесперспективности и безысходности. И отвращение к тем, кто полностью деградировался, растрачивая свои последние гроши в зловонных распивочных.

Достоевский как нельзя лучше передал проблемы народа и общества. И из всего этого вытекает извечный вопрос Руси: “Что делать?”

Основная идея произведения

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

НАУЧНО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Выполнил: Ерахтин Андрей Валерьевич,

Обучающийся 10 класса

Руководитель: Загнетина Ольга Алексеевна,

Учитель русского языка и литературы

Одной из главных проблем, которая продолжает волновать человечество на протяжении всей истории его существования является поиск нравственных ориентиров. Каждое общество и каждый отдельно взятый человек пытается понять, по каким принципам нужно жить. Кто-то ориентируется на философские учения, кто-то сверяет свою жизнь с ценностями той или иной религии. Помимо этого каждый человек обладает уникальным даром – совестью, которая позволяет человеку не только критически относиться к своим поступкам и мыслям, но и стремиться к идеалу. Человек часто пытается заглушить её, но она неизбежно напоминает о себе, заставляя человека мучиться от несоответствия своих поступков нормам морали.

В этом же романе наглядно показано, как Наташу Ростову мучает совесть из-за того, что она едва не впала в грех прелюбодеяния. Не случайно, Толстой подробно описывает посещение Наташей церкви, где она молится о прощении. Она осознает, что нарушила нормы морали, которые были приняты в обществе.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что русская литература всегда учила своего читателя быть, прежде всего, нравственным человеком. В ней заложены нормы морали, которые тот или иной писатель пытается передать другим людям, показывая конкретные примеры.

Проблематика этого произведения заставляет о многом задуматься. Удивительной глубиной раскрытия конфликтов и человеческих характеров поражает этот роман. В нем Ф. М. Достоевский описал возвышенные идеи и стремления. Все это и по сей день волнует множество читателей.

Основные вопросы, которые поднимаются в произведении

В романе проблемы нравственного, философского и религиозного характера.

1. Проблемы общества. Нищета — одна из вечных проблем русского общества. Достоевский пишет о бедных и беспомощных людях, об их безысходности и трудностях, о многочисленных проблемах, которые их окружают. Писатель описывает в романе события со всеми подробностями, хотя принадлежал к высшему сословию. Он знал жизнь не понаслышке и прекрасно понимал своих героев.

2. Проблема нравственности. Одна из главных проблем романа — вопрос о жизненных приоритетах. Родион Раскольников сначала ставил превыше всего деньги, а потом уже все остальное. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

3. Проблема добра и зла в романе Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной личности, их идей, поступков. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом.

Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой — процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Нельзя не сказать об еще одной проблеме, затронутой Достоевским в своем произведении. Это сам город – Санкт-Петербург, где и происходят все события. Петербург играет очень важную роль в романе. Этот город усугубляет жизнь человека, влияет на его психику, разрушая её.

Вам может быть интересно:

  • Известные социопаты
  • ТОП-5 идей для постов, которые помогут увеличить охват
  • Интересные факты о детективах
  • Протеины: интересные факты

Путь Родиона Раскольникова

Роль снов в произведении

Не только трагичностью поражают события романа, но и предельной правдивостью. Благодаря этому волнение и сопереживание в сердцах читателей вызывают терзания героя, его противоречия и нравственные колебания. Говоря о них, Достоевский прибегает к использованию различных литературных приемов, способствующих более глубокому проникновению во внутренний мир героя, позволяющих увидеть главное из того, что заложено в нем.

Мотив снов Родиона Раскольникова играет здесь особенную роль. Вспомним, например, страшный сон, который этот герой видел накануне убийства. Родиону приснился ребенок, который смотрит, как загнанную лошадь жестоко избивают. Хозяин в тупой злобе забивает насмерть животное. И в душе Раскольникова, как и в душе каждого из нас, появляется протест против этого неоправданного убийства, возмущение жестокостью, а также сочувствие чужой боли.

Жестокость в реальной жизни

Раскольников наблюдает гибель семьи, дошедшее до крайней степени унижение Сони, которая вынуждена торговать телом для того, чтобы прокормить брата и сестер. После этого смутные представления Родиона о том, что процентщицу необходимо убить, превращаются в развернутую теорию об избранных и безропотно подчиняющихся.

Сочинение Смысл романа Преступление и наказание

В чем же суть и идея этого бессмертного романа? Чтобы дойти до его сути, необходимо тщательно проследить за мыслями и действиями главного героя. Кто же такой Родион Раскольников? Что побудило этого честного и благородного молодого человека совершить такое страшное преступление?

Раскольников – студент петербургского университета. Он беден, что откладывает свой отпечаток на весь его облик. Несмотря на то, что он хорош собой, лохмотья, в которые он вынужден одеваться, лишают его внешность привлекательности. Но, пожалуй, не это самое страшное. Гораздо ужаснее то, что нищета способствует зарождению в его голове крамольных идей. Став однажды в трактире невольным слушателем беседы студента и молодого офицера, он нашел в их диалоге мысли, схожие со своими. Этот факт свидетельствует о том, что для современников Достоевского идея сверхчеловека была достаточно актуальной и важной. Раскольников стал отражением этих идей.

Основная мысль романа заключается в том, чтобы показать читателю всю несостоятельность и пагубность преступной теории Раскольникова. Автор намеренно подчеркивает: одно преступление влечет за собой другое. Человек, убивший один раз, может, не задумываясь, убить и второй раз. Это и происходит с бедным студентом. Расправившись Аленой Ивановной, Раскольников убивает и ее сестру Лизавету, которая стала невольным свидетелем преступления.

Еще одной очень важной идеей романа является идея того, что любовь – великая сила, способная перевернуть даже внутренний мир преступника. В этой связи важная роль в романе отводится Сонечке Мармеладовой. Именно ее любовь помогает Раскольникову прийти к покаянию. Вера в бога вселяет в Раскольникова веру в себя, в свое воскрешение, перерождение.

Роман Достоевского можно назвать книгой на все времена!

Раскольников решается осуществить задуманное

Пагубные последствия злодеяния

Автор хотел показать, что бесчеловечность и жестокость в единичном случае, независимо от того, чем она была обусловлена, рождает новую бесчеловечность. Она несет в себе пагубные последствия не только для совершившего злодеяние, но и для его окружения. Весь мир меняется, главные устои рушатся. Писатель вместе с тем открывает все-таки перед героем путь, ведущий к спасению, хотя он и лежит через страдание.

Нравственные проблемы в романе Преступление и наказание

В свой римлянин “Преступление и наказание” Жестокий талант инвестировал гуманистическую идею. Тут-то творенье чрезвычайно беспокойно проглядывают совершенные высоконравственные проблемы, тревожившие писателя. Жестокий талант зацепил величественные общественные вопросы такого времени. Как бы то ни было невозможно утверждать, что и в нашем нынешнем сообществе нет таких же остро важных общественных проблем. Творца приводить в смятение безнравственность, царящая в течение абсолютно всех покровах общества, воздействие дензнаков на формирование неравенства промежду людьми. А это приводит далее к выраженному праву власти одного по-над другим. По этой причине с целью Достоевского представляется погибельным общество, в каком средства препровождают длиннейшую ценность. Сообщество проиграл не самую последнюю роль и в судьбине Родиона Раскольникова. Осмелиться для смертоубийство может быть не и тот и другой а лишь тот, кто именно несомненно, даю голову на отрез в потребности и непогрешимости предоставленного злодеяния. А Раскольников положительно был даю голову на отрез в этом. Тенденцию о том, что он может быть посодействовать тем же, в свой черед он лично — “униженным и оскорбленным” , — далеко не исключительно вдохновлял его и сообщал ему силы, но также ратифицировал его как личность, доставлял разгадать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, другими словами необыкновенные, правомочны над другими, другими словами обыкновенными, людьми, не судьба водился объективизироваться в реальность, причинность это противоречит логике жизни. Собственно в области данной первопричине мучается и изводится Песнь владыке Раскольников. Он осознал, что его концепция провалилась, что он ничтожество, благодаря тому что и давать имя себя подлецом.

Достоевского приводить в смятение больше правонарушение насупротив высоконравственных законов, ежели юридических. Хладнокровие Раскольникова к лицам, вражда, неимение симпатии и самоубийство дядьку охарактеризовано беллетристом в качестве кого “убийство” себя самого, ликвидирование своих высоконравственных принципов, а грех смертоубийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, произведенные Раскольниковым, дали почву совершенной опустошенности его души. Жестокий талант понимает, что “спасти” Раскольникова горазд исключительно человек, некоторый имеет навык бедствовать и чья нравственность больше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таковым проводником — избавителем дави человечной — представляется Сонечка Мармела-дова. Она единственная сумел наполнить пустоту, в какой жил Раскольников спустя убийства. В романе она предстает накануне нами чистой, невиноватой девушкой: “Это быть в наличии беспритязательно и даже если недостаточно облаченная девушка, бесконечно еще раз молоденькая, приблизительно подобная на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как (как) будто некоторое количество напуганным с лица . Соня далеко не различался специализированной красотой. И для Достоевского такое не имеет практически никакого значения. А взгляды Сони, безропотные и милые, рассказывали видимо-невидимо распрекрасного о ее душе: “. . . лазоревые взгляды ее были таковые ясные, (а) также рано или поздно возрождались они, представление ее личики останавливался таковое добросердечное и простодушное, что невольно приковывал к ней” . Безропотная, незащищенная Сонечка Мармела-дова взгромоздил на свои плечища очень трудную работу. Недостаток и бедность принудили Соню уродиться на позорное унижение. Видя, как страдает Екатерина Ивановна, Соня далеко не имела возможность остаться равнодушной. Все имеющиеся средства Сонечка без жадности отзывал основателю и своей мачехе — Катерине Ивановне.

Она относилась к ней как к своей высококачественный матери, души не чаять ее, ни в чем же не перечила. В Соне Жестокий талант олицетворил лучшие из лучших наружности человечного характера: искренность, целомудренность чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня — “существо приниженное” , и оттого ее невыносимо жаль. Некоторые люди больше властные, чем она, дозволили себе издеваться, забавляться и бесславить ее, испытывая от мала до велика безукоризненность и святую чистоту. “Приниженной” Сонечка сковаться льдом в следствии общества, в каком живет, в следствии людей, что постоянно ее обижали, без зазрения совести и совести обвиняли. Промежду абсолютно всех героев романа не найдется больше чистосердечнее и доброй души, чем Соня. Исключительно пренебрежение не возбраняется чувствовать к этим, как Лужин, отважившимся беспричинно поставить в укор ни в чем не виновное существо. Но более в (итоге в Соне похвально ее желание во всех отношениях помочь, ее готовность отстрадать после других. Совершеннее абсолютно всех она понимает Раскольникова, рано или поздно испытывает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, состоятельная приверженностью и пониманием, несомненно помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников в скором времени “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот возникает Соня. Эта сильная (по своей вере) любовница очутился способною помочь, оказать поддержку больше, чем кто бы то ни был. Рано или поздно Раскольников пусть будет так сознаваться в совершенном преступлении, Сонечка надевает свой недозревший платочек — трон страдания. Она готова отстрадать даже если за преступление Раскольникова. Таковым мужиком не возбраняется исключительно таять от восторга При первом знакомстве с Соней в личике ее мы видим такое количество запуганности, что кажется непереносимым отрекомендовать эту девушку другой. А это в действительности возможным. Жестокий талант увлечение уделял далеко не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сведущей душе. Эта девушка выручил своей любовью, своей добросердечностью и преданностью от “уничтожения” нашего героя.

Пробуждение совести героя

Все свои принципы, чувства, мысли заставляют переоценить Раскольникова перенесенные им мучения. И в результате этого осмысления пробуждается совесть Родиона. Достоевский здесь показывает, как меняется духовная сфера человека.

Основная идея произведения

Проблема человечности

Герои романа – представители низших социальных слоев. Сложные жизненные условия вынудили их опуститься на дно. Персонажи продолжают искать истину, бороться за свое благополучие, чтобы выжить.

Автор учит, несмотря на окружающие проблемы, сохранять светлые чувства в душе, относиться с добром, состраданием к другим людям. В эпизодах показано, что победа зла над добром приведет к смерти человечества. Такие писатели, как Замятин, Булгаков, также подчеркивали важность ценностей, беспощадность действительности.

Преступление и наказание

  • Добро исключает насилие, смерть, убийство. Благое дело не может стоить жизни человека. Отказавшись от борьбы с безнравственностью, Раскольников поступает жестоко, антигуманно. Его действия не приносят блага для окружающих, теория оказывается самообманом;
  • Невозможно построить счастье путем лишения жизни другого человека. Родион чувствует, что, совершив грех, он потерял свою душу. С этой мыслью ему придется провести остаток жизни;
  • Каждый поступок в жизни имеет значение, приводит к последствиям. Зло возвращается грешнику сполна.

Главное действующее лицо – бескорыстный, честный студент. Он видит белый, чистый мир, стремится к совершенству. Молодой человек отличается умом, задумывается над сложными вопросами бытия. Гордому парню приходится влачить жалкое существование в мизерной комнатке, голодать, отказывать себе во всем.


В его сознании разразилась настоящая война между нравственностью и обидой на несправедливость мира. Общество в России в девятнадцатом веке разделилось на два класса – обеспеченные, зажиточные люди и нищий, голодающий народ. Персонаж ищет причину данного разделения, выстраивает собственную теорию.

Теория Раскольникова делит население на две группы. Первая категория – гвардия умных, жестоких личностей, которым дозволено все, вплоть до лишения жизни другого человека. Остальные жители – ведомые, обязанные подчиняться сильным. Уроки произведения:

Краткое сочинение по роману Ф. М. Достоевского

Рассказывая историю Родиона Раскольникова, Ф. М. Достоевский хотел пробудить в нас уснувшие нравственные качества, без которых человек становится жалким и несчастным, но не сильным. Ф. М. Достоевский преподает нам уроки нравственности, давно забытые истины.

Главный нравственный урок романа — нельзя ставить себя выше других. Родион Раскольников, главный герой произведения, совершил преступление: он убил старуху-процентщицу и ее сестру, случайно ставшую свидетелем убийства. На этот отчаянный шаг Родиона толкнуло несколько факторов. Первым из них является атмосфера. Ф. М. Достоевский переносит действие романа в Петербург, грязный и душный город. Писатель не любил город на Неве, поэтому считал его идеальным местом для развития событий романа. Жил Раскольников в такой же тесной и серой комнате с низкими потолками. Такая обстановка угнетала юношу, который к тому же подхватил лихорадку. Внешнее состояние города и комнаты словно просочилось в кровь Родиона, заразив губительным вирусом.

Росший в нищете молодой человек ненавидел состоятельных людей, которые считали, что за деньги можно купить все, даже любовь. По этой причине он не любил и Петра Лужина, который сватался к его сестре Дуняше. Студент был вынужден давать уроки, чтобы себя прокормить. Он нуждался в деньгах.

Также на Раскольникова повлияла существующая в мире несправедливость: история Мармеладова, разговор студентов о старухе-процентщице.

То же самое можно сказать и о Лужине. Его теория о том, что каждый должен заботиться лишь о своем счастье и не думать об окружающих. Также он считал, что лучше жениться на бедной, которая всю жизнь будет благодарить за спасение от нищеты и боготворить спасителя. Мечтавший подчинить себе Дуняшу состоятельный мужчина потерпел поражение. Он не только не обрел жену, но и лишился уважения. Его теория тоже не сделала его счастливым.

Кроме этого автор хочет донести до читателя мысль о том, что любое преступление всегда ведет к разрушению личности. Родион не только не получил материального и морального удовлетворения, но и стал нравственным калекой. Без того болезненный и постоянно испытывающий слабость от голода студент стал видеть странные сны, ощущать страх и тревогу. Уверенность и стойкость героя стали рассыпаться под действием угрызений совести. Его душа стала больной подобно телу. Проникший в нее вирус гордыни стал постепенно разрушать хрупкий человеческий организм, изможденный внешне.

Автор дает понять, что противостоять злу нужно силами добра. Только добро может одержать победу над злом. Олицетворением добра в романе является Соня Мармеладова. Девушка получила желтый билет, потому что была вынуждена кормить свою семью: пьяница-отец пропивал каждую копейку, его постоянно выгоняли с работы, больная мачеха не имела возможности работать. Она спасала свою младшую сестру от голодной смерти. Соня пожертвовала собой ради спасения своей семьи. Позднее она стала спасительным якорем и для Родиона. Соня подтолкнула Раскольникова к раскаянию и тем самым спасла его заблудшую душу.

Ф. М. Достоевский преподает читателям еще один урок: нужно уметь раскаиваться. Да, очень трудно признавать свои ошибки, мириться с тем, что ты не прав. Раскольников прошел долгий путь, чтобы совершить раскаяние. Он раскаялся не в момент признания Соне, не в полицейском участке Пороху. Раскаяние к нему приходит после вынесения приговора. Находясь в ссылке, Раскольников долго мучается угрызениями совести. Он даже сожалеет, что рассказал все, что признал свою вину. Но однажды он просыпается другим человеком. Раскаяние приносит Родиону Раскольникову душевное спокойствие. И в этот момент у него под подушкой лежит Библия.

Ф. М. Достоевский показывает нам, что в Раскольникове живут и светлые чувства. Вспомним его в начале романа. Он не может пройти мимо того, кто в нем нуждается. Именно эта черта характера свела Родиона с семьей Мармеладовых. Он с участием выслушивает пьяницу Семена Мармеладова в трактире, искренне сочувствует его горю и навещает его семью. Раскольников жертвует последние деньги, вырученные его матушкой с трудом для любимого сына, вдове Катерине Ивановне. Он не проходит мимо пьяной девушки, чуть не ставшей жертвой насилия. Эти поступки героя учат нас тому, что нужно помогать страдающим, протягивать руку помощи каждому, кто так нуждается в ней.

Соня помогла понять Родиону, что нужно жить по христианским заповедям. Бог всегда благосклонен к тому, кто следует его советам, кто не стыдится просить о помощи, кто готов раскаяться и стать на путь истинный. Нарушивший эти заповеди считается заблудшим. Таким был и Родион. Но Соня смогла спасти его, обратив к Богу. Перед тем, как проводить Раскольникова к следователю, она отдала ему свой кипарисный крест. Кипарисный, то есть простонародный. Тем самым она приблизила его к обыкновенным людям, к Богу.

Хочется верить в то, что эти уроки будут полезны читателям романа, что каждый прочитавший это произведение человек заглянет в свою душу и увидит ее хорошие и плохие стороны. Пусть каждый прислушается к советам великого классика и попытается изменить себя в лучшую сторону.

Читайте также: