Прелюдия глиэр сочинение 16

Обновлено: 02.07.2024

Оцените уровень произведения - Р. Глиэр, Прелюдия op.16 №1

Оцените на ваш взгляд уровень сего произведения: Рейнгольд Глиэр - Прелюдия до-минор, соч.16 №1

Всем огромное спасибо и хорошего дня!

Похожие темы

Муз. произведения. Уровень.
Высокий уровень
Глиэр "Прелюдия"
Оцените моё произведения!

Социальные закладки

Социальные закладки

Ваши права

Кому какие композиции нравятся
Тимур Исмагилов

27 февраля 2022, 23:05 Юмор за день и 15 минут назад Андрей Елисеев Продолжение ЗДЕСЬ.

Потешные флэшки и картинки

27 февраля 2022, 17:03 Юмор за день и столько лет в браке Алексей Миронович 1. Вас тоже.

Анекдоты

27 февраля 2022, 19:05 Юмор за день и роллы Андрей Елисеев Продолжение ЗДЕСЬ.

Потешные флэшки и картинки

27 февраля 2022, 16:01 18 фотографий сделанный в тот самый нужный момент Алексей Миронович .

Потешные флэшки и картинки

27 февраля 2022, 14:58 15 ржачных cмс переписок с внезапным финалом Алексей Миронович .

Потешные флэшки и картинки

Новое видео на ютуб канале Classic violin sound + folk violin sound Test 790 .

Необычные скрипки Михаила Ковальчука

Тенденций к повышению строя сейчас , можно сказать и избегают и не меняют толком. В разных.

История камертона. Высота строя.
ИЩУ НОТЫ Пахмутовой


Социальные группы

Айболит

Уверена каждый из нас помнит на память стихи из Айболита замечательного поэта Корнея Чуковского Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И.


Интересные концерты

Концерт стипендиатов МБФ Владимира.

27 февраля 2022 года состоится Концерт стипендиатов МБФ Владимира Спивакова Уже четверть века Международный Благотворительный Фонд Владимира Спивакова, основанный маэстро в мае 1994 года, помогает.

Концерт «Мировые хиты оперы и.

Вся информация Copyright © 2001-2013, участники форума "Классика", если специально не оговорено иное. Администрация форума не несет ответственности за мнения, стиль и достоверность высказываний участников, равно как и за безопасность материалов, предоставляемых участниками во вложениях. Без разрешения участников и ссылки на форум "Классика" любое воспроизведение и/или копирование высказываний полностью и/или по частям запрещено.

Ноты, пьесы для фортепиано


Библиотека юного пианиста
под редакцией Л.И. Ройзмана и В.А. Натансона
Р.М. Глиэр
Альбом фортепианных пьес
“Советский композитор”, 1961г.
номер с490к

P. M. ГЛИЭР
Один из старейших советских композиторов Рейнгольд Морицович Глиэр прожил долгую и славную жизнь.
Он родился II января 1875 года в Киеве в семье мастера музыкальных духовых инструментов. Отец будущего композитора обладал музыкальными способностями, имел прекрасный слух; он умел играть на нескольких музыкальных инструментах, например, на флейте, кларнете, валторне. Свою любовь к музыке отец передал детям: брат Рейнгольда Морицовича хорошо играл на виолончели, сестра была пианисткой.
Музыка постоянно звучала в доме Глиэров; их соседями по квартире были также музыканты, преподаватели и студенты городского музыкального училища. Они много и охотно помогали мальчику в его занятиях музыкой. Он научился играть на фортепьяно, но особенной любовью пользовалась у него скрипка. Известный киевский скрипач А. Вейнберг был доволен успехами своего ученика; в тринадцать лет юный музыкант стал играть в любительском квартете, регулярно исполнявшем классическую квартетную литературу. Так вошли в сознание мальчика и запечатлелись на всю жизнь лучшие страницы из камерных сочинений Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вскоре он пробует сам сочинять музыку; родители Рейнгольда Морицовича не смотрели серьезно на эти занятия, хотя и не препятствовали им.
Не было забыто и общее образование: с 10-ти лет мальчик обучался в гимназии и не прерывал этих занятий, поступив в 1891 году в Киевское музыкальное училище по классу скрипки. Кроме игры на этом инструменте, Глиэр изучал в училище теорию композиции. Юноша мечтал о поступлении в Московскую Консерваторию, в которой были собраны крупные музыкально-педагогические силы.
Концерты П. И. Чайковского в Киеве осенью 1893 года произвели на Глиэра колоссальное впечатление и укрепили его в принятом решении. И вот с 1894 года Глиэр - студент Московской Консерватории по двум специальностям — скрипке и сочинению. Его учителями становятся такие замечательные русские музыканты, как С. И. Танеев, А. С. Аренский, М. М. Ипполитов-Иванов.

Много и удачно сочиняет Глиэр в области вокальной лирики и фортепьянной миниатюры.
В эти же годы начинается и педагогическая деятельность Р. М. Глиэра. Подобно большинству передовых русских музыкантов, Глиэр глубоко проникся идеей служения народу, идеей пропаганды музыкального искусства среди широких масс трудящихся. Сначала Глиэр преподает в музыкальной школе Гнесиных в Москве, а в 1913 году возвращается в свой родной Киев в качестве профессора по оркестровому классу и классу композиции; годом позже его избирают директором Киевской Консерватории.
Необходимо упомянуть еще об одной стороне многообразного таланта Р. М. Глиэра — о его даровании дирижера.
До Великой Октябрьской социалистической революции Глиэр овладел этим сложным искусством (под руководством известного дирижера Оскара Фрида) и заслужил известность своими выступлениями в Москве, Баку, Тифлисе и других городах. В репертуаре Глиэра-дирижера наряду с сочинениями классических и современных композиторов находились и собственные симфонические произведения, первым исполнителем которых, обычно, являлся сам автор.
Великая Октябрьская революция открыла неограниченные возможности проявлению творческой энергии людей науки и искусства. Р. М. Глиэр с первых дней. Советской власти горячо, участвует в строительстве нового социалистического государства.

Почти все фортепьянные сочинения Глиэра написаны в педагогических целях и предназначены для детей и юношества. Можно сказать, что вместе с С.М. Майкапаром, А. Ф. Гедике и Е. Ф. Гнесиной Р. М. Глиэр явился создателем советской фортепьянной педагогической литературы. Начав сочинять пьесы для детей задолго до Великой Октябрьской революции, Глиэр продолжал работать над обогащением детского репертуара до самых последних дней жизни. Его две пьесы, соч. 99, написанные незадолго до кончины (одна из них помешена в настоящем сборнике), явились последним даром композитора юным советским пианистам.
Фортепьянные пьесы Глиэра чрезвычайно популярны среди учащихся; они напевны, мелодичны, разнообразны по тематике.
На этих сочинениях дети воспитывают свой музыкальный вкус, приобретают необходимые навыки. Искренность и благородство стиля придают музыке Рейнгольда Морицовича Глиэра неувядаемую свежесть и привлекательность.
Л. Ройзман В. Натансон

Одна из основных задач музыкальной педагогики – формирование исполнительского мастерства учащегося. Несомненно, успех в обучении и развитии юного исполнителя во многом определяется умелым выбором индивидуального репертуара, который играет большую роль в педагогическом процессе. Дидактический аспект подбора фортепианного репертуара предполагает его направленность в одинаковой мере как на формирование художественно-интеллектуального уровня подготовки учащегося-музыканта, так и на развитие его исполнительской техники в процессе обучения игре на инструменте.

Важно подбирать тот репертуар, который бы нравился учащемуся, находил у него живой эмоциональный отклик, а так же соответствовал его реальным исполнительским возможностям. Именно таким требованиям отвечает фортепианная музыка Р.М. Глиэра. Обладая яркой выразительностью, эмоциональностью, пьесы Глиэра доступны для исполнения детьми, еще не достигших профессионального мастерства. Более того, они содержат большой потенциал для развития фортепианного мастерства юного музыканта.

Таким образом, актуальность данной работы заключается в ее направленности на практические потребности музыкального образования.

Целью работы является выявление педагогических возможностей музыки Р.М. Глиэра в развитии фортепианных навыков учащихся старших классов в ДМШ.

  • Рассмотреть стилистические особенности фортепианной музыки Р.М. Глиэра.
  • Выявить учебный потенциал музыки Глиэра в развитии фортепианных навыков учащихся старших классов в ДМШ.

В области детской фортепианной музыки Р.М. Глиэр не был ни художником-новатором, ищущим новых форм, ни реформатором жанра. Но к истолкованию и использованию традиционных форм и жанров он подходил творчески активно, придавая им новый ракурс. Именно поэтому и по сей день так широко популярные и актуальны в педагогической практике фортепианные пьесы Р.М. Глиэра.

Мелодия окрашивает собою всю фактуру, определяет и гармонический, и полифонический, и колористический строй музыки. Наряду с этим мелодика пьес Р.М. Глиэра в большой степени подчинена гармонии, определяется ею и зависима от нее. Композитор активно использует аккордовые средства мажоро-минорной и хроматической системы, тонко применяет альтерацию, сохраняя четкость функциональных соотношений и создавая ряд своеобразных и свежо звучащих сочетаний за счет обогащения гармонической вертикали неаккордовыми звуками.

Богатство и разнообразие фактурных, гармонических средств, ритмических, темповых, агогических и динамических деталей – все это создает интересный и, вместе с тем, разнообразный комплекс выразительных приемов фортепианных пьес Р.М. Глиэра.

Как правило, лирические пьесы занимают преобладающее место в исполнительском обучении юных пианистов. Работа над миниатюрами благотворно сказывается на развитии музыкальности в целом, художественно-исполнительской инициативы ученика, особенно такого, который не обладает ярко выраженной эмоциональной восприимчивостью, а также на развитии определенных фортепианных навыков.

Правильное дыхание всегда связано с дослушиванием звука или пауз. Оно помогает выразить характер музыки, ее живое начало. Если такое объединяющее дыхание прекращается или ослабляется, то на первый план могут выйти второстепенные элементы (пульсирующий аккомпанемент), которые внесут в исполнение метричность, раздробленность. При наличии общей горизонтальной цельности, мелодии Р.М. Глиэра имеют очень тонкую фразировку.

Для того чтобы рояль пел, нужно не только хорошо играть мелодию, но и найти соответствующее звучание аккомпанемента. Навыки игры аккомпанемента требуют специальной работы. Овладеть техникой аккомпанемента – сделать шаг в приобретении звукового мастерства. Один из видов аккомпанемента, наиболее часто употребляющийся Р.М. Глиэром – равномерно пульсирующие интервалы или аккорды:

Прелюдия ор.16 №1


Перед учеником встает задача внутренне ощутить и воссоздать равномерность чередования одинаковых временных долей. Нередко подобное сопровождение провоцирует дробление мелодической линии, что утяжеляет исполнение. Темброво-динамическое соотношение мелодии и аккомпанемента должно быть выстроено таким образом, чтобы мелодия не распадалась на части под влиянием ровного сопровождения, а сохранила свою цельность, широту линии.

Еще один вид фактурного аккомпанемента, используемого Р.М. Глиэром, – это мягкие тремолирующие синкопированные фигуры, создающие трепетный фон для свободно льющейся мелодии:

Эскиз ор.47 №15


Относительную сложность составляет фактура, образующая единую гармоническую фигурацию, в которую вплетаются и басовый голос и мелодический.

Прелюдия ор.43 №1


Цельное исполнение такой фактуры требует соответствующей формы движения рук и определенного слухового внимания. Также в процессе работы над подобной фактурой развивается умение следить за тем, чтобы вступление другой руки не было отмечено вторжением звука иного динамического и артикуляционного качества.

Чаще всего для каждой из пьес типично единство музыкальных средств на протяжении всего произведения или больших его частей. Такая устойчивость эмоционального строя обычно сочетается с соответствующей ей однотипностью пианистической фактуры. Органичная взаимосвязь художественных и технических средств интенсивно способствует овладению многообразными звуковыми красками и развитию навыков кантиленной игры в целом.

В старших классах музыкальной школы активно нарабатываются навыки октавной техники. Развивающим материалом для такой работы может стать Прелюдия ор.16 №1. Октавное изложение мелодического линии в данной миниатюре требует участия плеча, предплечья и активных пальцев.


Значительную сложность для изучения и исполнения представляет многоплановая фактура, представляющая как бы гомофонно-гармоническую структуру с элементами полифонии, в которой два элемента фактуры исполняются одной рукой. В сопровождении возникает самостоятельный мелодический голос, выполняющий функцию подголоска:

Прелюдия ор.31 №1


В музыкально-исполнительском обучении своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из важнейших сторон комплексного развития пианистических способностей. В 5-7 классах ДМШ все явственнее прослеживается индивидуальные различия в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью, техническими навыками и приемами. У многих учеников, обладающих хорошими художественными и пианистическими способностями, преодоление технических трудностей в произведении сливается с образно-выразительным истолкованием музыки. И все же даже для таких учащихся при выявлении сложных, порой малоудобных в техническом отношении эпизодов возникает необходимость специальной проработки отдельных мест путем вычленения их из общего контекста того или иного произведения подвижного характера.

Колокольчики ор.34


Большое художественное значение в пьесах подвижного характера имеет метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно передать самые разнообразные настроения.

Таким образом, изучение фортепианных миниатюр Р.М. Глиэра способствует развитию у детей разнообразных пианистических навыков, таких как: владение разнообразными видами звукоизвлечения (legato, staccato), умение дифференцированно воспроизводить разнообразную фактуру, пользоваться педальными красками. При исполнении пьес расширяются знания учащихся о формах музыкальных произведений. Дети живо откликаются на сюжеты в музыкальных пьесах, хорошо ориентируются в средствах музыкальной выразительности, легко воспринимают и запоминают музыку.

Произведения Р.М. Глиэра обладают немалым педагогическим потенциалом не только в развитии фортепианных навыков, но и в музыкальном развитии учащихся старших классов в целом. В процессе изучения его фортепианных сочинений юные пианисты имеют возможность познакомиться и осознать особенности фортепианного письма композитора, почувствовать специфику его интонационного строя.

Рейнгольд Глиэр

Рейнгольд Глиэр

Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли Рейнгольда Морицевича Глиэра – замечательного советского композитора, всю свою жизнь посвятившего музыкальному искусству. Выдающийся маэстро был искренне убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его значительно лучше и добрее. Главным в своих сочинениях он считал мелодию, которая должна исходить только из сердца, поэтому произведения Глиэра отличаются необыкновенной проникновенностью и трогательной лиричностью. Глиэр никогда не любил говорить о своём творчестве, но исповедью всей его жизни стали произведения, которые прославили великого музыканта на весь мир, а кроме этого его особая заслуга заключается в том, что композитор заложил основы советского балета.

Краткую биографию Рейнгольда Глиэра и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Глиэра

В Киеве на улице Бассейной, расположенной в районе знаменитой Бессарабки, в семье немецкого подданного переехавшего на Украину из саксонского Клингенталя, Морица Глиэра 11 января (по новому стилю) 1875 года на свет появился мальчик. Любящие родители дали ему красивое имя – Рейнгольд, хотя при крещении малыша нарекли Эрнестом.

место рождения Рейнольда Глиэра

Глиэр в детстве

С самого раннего детства отец нацеливал своих сыновей на продолжение семейной профессии, однако малыша Рейнгольда больше интересовало не изготовление инструментов, а музыка, которая на них исполнялась. Родители были категорически против такого увлечения сына и всячески тому препятствовали, так как для процветания семейного дела нужен был хороший мастер, а не музыкант-исполнитель. В таких тяжёлых условиях непонимания формировался характер будущего композитора: мальчик был замкнут, к своим проблемам никого не допускал, но в то же время постоянно стремился к самоутверждению и самореализации. Глиэр впоследствии писал, что с детства всегда старался быть идеально хорошим. Несмотря на все запреты, Рейнгольд упорно шёл к своей мечте. В десять лет, когда мальчика определили в гимназию, он втайне от родителей впервые взял в руки скрипку и сам нашёл себе преподавателей, которые за мизерную плату, а иногда даже даром помогали ему осваивать инструмент. Первыми учителями музыки у Глиэра были: старенький скрипач – любитель, а затем студент музыкального училища.

Чайковский

Глиэр стал много заниматься композицией, посещать музыкальные концерты, оперные и балетные спектакли. Кроме этого юноша понимал: для того чтобы решить поставленную им задачу необходимо быть весьма образованным человеком, поэтому он с увлечением читал классическую литературу и усердно изучал французский язык (немецкому и польскому его научили родители). Желание поскорее осуществить свои замыслы подвигло молодого человека, несмотря на протесты родственников, после третьего курса училища в 1894 году поехать и попробовать поступить в Московскую консерваторию. Однако юный музыкант не прогадал: впечатливший своим исполнением на скрипке приёмную комиссию, он был зачислен в учебное заведение к молодому педагогу Н. Соколовскому, а впоследствии был переведён в класс И. Гржимали. Теоретические предметы Рейнгольд проходил у Г.Э. Конюса и А.С. Аренского, а с 1895 года занимался полифоний с С.И. Танеевым , у которого мечтал учиться с первого дня поступления в консерваторию. Композицию Глиэр постигал под руководством М.М. Ипполитова–Иванова, а историю духовного пения изучал в классе С.В. Смоленского.

Глиэр

В годы учёбы Рейнгольд помимо программы продолжал активно заниматься самообразованием. Он тщательно изучал не только музыкальную, но и литературную классику, а также увлекался философией, психологией и историей. Большое значение на формирование Глиэра как композитора в то время оказало посещение творческих вечеров московских музыкантов, которые обычно проходили у А. Гольденвейзера. На таких встречах, душой которых были С.И. Танеев и А. С. Аренский, Рейнгольд тесно общался с такими интересными людьми как А. Скрябин , С. Рахманинов , А. Сулержицкий, М. Слонов, К. Сарадже, И. Сац и Ю. Сахновский.

В 1897 году жизнь композитора ознаменовалась ещё одним важным событием:11 мая он официально стал подданным Российского государства.

Годы обучения в консерватории, которую Глиэр закончил с золотой медалью в 1900 году, он всегда вспоминал с теплотой, однако этот период жизни композитора не раз был омрачен смертью дорогих для него людей. Сначала умер дедушка Глиэра, затем в 1896 году из жизни ушёл отец композитора, а 1899 году при трагических обстоятельствах скончалась его старшая сестра Цецилия.

Начало творческой деятельности

жена Глиэра Мария Ренквист

Спустя год Мария подарила композитору двух милых близняшек - Нину и Лию, а затем ещё троих детей: Романа, Леонида и дочь Валентину. Согласно биографии Глиэра, зимой 1905 года композитор вместе со своей семьёй переехал в Германию, где прожил несколько лет. Там он продолжал активно работать, сочиняя различные произведения, в том числе фортепианные пьесы для детей по просьбе Е.Ф. Гнесиной, которые сразу отправлял в Москву. Помимо этого в Россию постоянно приходили вести об успешном исполнении произведений Глиэра, причём не только в Германии, но и в Америке. Кроме интенсивного занятия композиторским творчеством Рейнгольд в Берлине в течение двух лет учился дирижированию у О. Фрида.

Глиэр

Возвращение в Москву

Глиэр вернулся в Москву лишь в 1920 году и сразу активно приступил к преподавательской деятельности. Он выполнял обязанности профессора по классу композиции в Московской консерватории, а также педагога теоретических дисциплин в училище сестёр Гнесиных и 3-ем Государственном музыкальном техникуме. Помимо этого он энергично подключился к процессу формирования советской музыкальной культуры, возглавив музыкальную секцию Московского отделения народного образования, и став сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В то же время Глиэр инициативно занимался многосторонней просветительской деятельностью, устраивая концерты в различных организациях, а став членом этнографической секции Пролеткульта, он в течение нескольких лет занимался хоровым творчеством со студентами в Коммунистическом университете трудящихся Востока.


Рейнгольд Глиэр
Глиэр биография

Рейнгольд Глиэр краткая биография
Глиэр биография

Интересные факты о Рейнгольде Глиэре


Творчество Глиэра

Рональд Глиэр, воспитанный на великих традициях русской музыкальной классики, внёс неоценимый вклад в развитие мировой музыкальной культуры. Восприятие мира у композитора было радужным и гармоничным, поэтому он считал, что музыка должна быть жизнерадостной, наполненной оптимизмом и вселять в людей надежду. Произведения Глиэра отличаются эмоциональной уравновешенностью, душевной проникновенностью, эпическим размахом, широкой и выразительной мелодичностью, а также звуковой и композиционной цельностью.

Творческая жизнь Рейнгольда Глиэра, которая длилась без малого шестьдесят лет, была весьма удачной. Его сочинения не только с успехом исполнялись, но и часто отмечались различными музыкальными и государственными премиями. Композитор, будучи трудоголиком, оставил для потомков богатое наследие, которое включает в себя около пятисот произведений, написанных в различных жанрах. Среди сочинений Глиэра необходимо отметить 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 5 увертюр, 2 поэмы, концерт для голоса и 4 инструментальных концерта. Кроме этого, композитор писал произведения для народного и духового оркестров, а также камерные произведения и пьесы для различных инструментов: фортепиано, скрипки и виолончели. Перечисляя сочинения Глиэра нельзя не упомянуть его вокальные сочинения и музыку для театральных спектаклей и кинофильмов.

творчество Глиэра

Киевская консерватория. Лихие годы


В 1913 году в музыкальной жизни Киева состоялось знаменательное событие: на Украине открылась первая консерватория и, разумеется, известного музыканта-педагога Глиэра пригласили во вновь открывшееся учебное заведение в качестве профессора по композиции. Однако инициативный преподаватель учил студентов не только сочинению, но и теоретическим дисциплинам, а кроме этого взял на себя руководство оркестровым, камерным и оперным классами. Уже через год коллектив консерватории, оценив деловые качества Глиэра, избрал его ректором. Взяв все лучшие достижения в организации учебного процесса петербургской и московской консерваторий, Глиэр инициировал создание художественного совета, который разработал собственную программу обучения и управления учебным процессом. Был сформирован класс камерного ансамбля, оперная студия и студенческий симфонический оркестр, которым руководил сам ректор. Для поддержки талантливых студентов - композиторов Рейнгольд Морицевич учредил стипендию им. А. Скрябина.

Музыка Глиэра в кино

Музыка Глиэра в кино

  • Земля жаждет (1930)
  • Друзья встречаются вновь (1939)
  • Алишер Навои (1947)
  • Красный мак (1955)
  • В тихом океане (1958)
  • Илья Муромец (1975)

Рейнгольд Морицевич Глиэр - величайший композитор, роль которого в музыкальном искусстве очень трудно переоценить. Его творческое наследие настолько значимо, что заставляет последующие поколения высказываться о нем с большим восхищением. Помимо того он вошёл в мировую историю искусства не только как гениальный музыкант, но и выдающийся деятель советской культуры.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

фильм о Рейнгольде Глиэре

Рейнгольд Глиэр

Рейнгольд Глиэр

“Композитор должен очень много знать и очень много уметь. Я не мог видеть, чтобы кто-нибудь работал больше меня”,

– говорил Рейнгольд Глиэр.

Глубочайшее постижение основ мастерства, изучение опыта предшественников, широкие познания в области культуры, истории, философии – вот, как считал Глиэр, необходимые предпосылки для того, чтобы из талантливого человека вырос мастер, художник. А это значит – нужно много и самозабвенно трудиться.

Мальчик родился 11 января 1875 в Киеве и был назван Рейнгольдом Эрнестом.

В семье, кроме будущего композитора, росли еще трое детей – его любимая сестра Цеся (Цецилия) и два брата – Карл и Мориц.

– вспоминал Глиэр о детских годах.

В те годы его неудержимо влекла музыка, он радовался каждому посетителю мастерской, ибо знал, что услышит голоса каких-нибудь инструментов, а если будут долго играть, то погрузится в завораживающий мир звуков. Разговоры же о том, что он тоже хочет научиться играть, не вызывали радости у взрослых: в доме нужен был умелец, способный мастерить и настраивать инструменты, а не артист, исполнитель.

Впервые мальчик взял в руки скрипку и смычок, когда ему шел одиннадцатый год.

К четырнадцатилетнему возрасту композитора относятся его первые творческие опыты. Это были пьески для фортепиано, затем для скрипки или виолончели с фортепиано. Тогда Гольдик был уже в четвертом классе гимназии, которую начал посещать в 1885 году.

Увлекаясь музыкой все больше и больше, в 1891 году он поступил еще и в Киевское музыкальное училище, где преподавателями его стали по классу скрипки Отакар Шевчик, по музыкально-теоретическим предметам – ученик Николая Римского-Корсакова Евгений Августович Рыб.

21 и 22 декабря 1891 года, для проведения авторских концертов, в Киев приехал Петр Ильич Чайковский. Организовывало концерты Русское музыкальное общество (РМО), в ведении которого находилось и Киевское музыкальное училище. Среди счастливцев, получивших пропуск на сцену за кулисы, оказался и новичок училища Рейнгольд Глиэр.

Концерт был настоящим праздником для юноши.

– так сам композитор определил роль этого концерта в его жизни.

В конце лета 1894 года молодой музыкант отправился в Москву, поступать в Московскую консерваторию.

Среди экзаменаторов Глиэр рассчитывал встретить Сергея Ивановича Танеева, у которого он больше всего хотел учиться, или Антона Степановича Аренского, но их не оказалось. Огорчившись, он решил не показывать свои сочинения, привезенные из Киева, хотя среди присутствовавших был Николай Дмитриевич Кашкин, о котором слышал много хорошего. Экзамен прошел благополучно, и Рейнгольд Глиэр был зачислен в класс молодого скрипача Николая Соколовского (от которого, правда, вскоре перешел к знаменитому Яну Гржимали).

В Московской консерватории ему надлежало посещать занятия по гармонии у Аренского, хотя сам Глиэр мечтал попасть к Танееву. Общение с Аренским принесло большую пользу Глиэру. Аренский, сам талантливый композитор, во время скучных разборов, когда приходилось оперировать сугубо профессиональными терминами, умел будоражить творческую мысль. Глиэр рассказывал:

Потом велись долгие, интереснейшие беседы о музыке – Глиэр показывал Сергею Васильевичу свои сочинения и выслушивали советы, замечания, порой, по словам Глиэра, очень критические.

Под влиянием своих наставников Глиэр обратился к сборникам русских народных песен М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, Ю. Н. Мельгунова и начал делать обработки некоторых из них. Возраставший интерес к народному творчеству, естественно, отразился и на сочинениях Глиэра консерваторской поры. Список их открывает Первый струнный секстет (для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей), написанный в 1898 году и посвященный наставнику и учителю С. И. Танееву.

Консерваторские годы омрачили три смерти близких ему людей: вслед за кончиной деда, в 1896 году умер отец композитора, а в 1899, оставив трех маленьких детей, трагически погибла любимая сестра Цеся, с которой были связаны все светлые воспоминания детства. Первый струнный квартет (Ля мажор, ор. 2), последовавший за секстетом, писался в год гибели сестры, однако в нем нет и следа тех горьких переживаний, во власти которых был автор. Почти одновременно с квартетом сочинялся и Октет (Ре мажор, ор. 5) для четырех скрипок, двух альтов и двух виолончелей.

В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат – Третья симфония “Илья Муромец” (1911), о которой Леопольд Стоковский писал автору:

“Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре – музыку, которая выражает силу русского народа”.

Рейнгольд и Мария

Рейнгольд и Мария

Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра. С 1900 года он вел класс гармонии и энциклопедии (расширенный курс анализа форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных; в летние месяцы 1902 и 1903 гг. готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Николаем Мясковским.

В стенах школы Гнесиных Глиэр встретил девушку, которую полюбил нежно и на всю жизнь. Звали ее Мария Робертовна Ренквист, она играла на фортепиано, изучала теорию и пробовала сочинять. 21 апреля 1904 года Мария Ренквист стала женой Глиэра.

В июне 1905 года у композитора появились на свет две дочери—близнецы Нина и Лия. Несмотря на это, а может быть, именно поэтому (Лия была очень слабенькой и все время болела) Глиэр с семьей в начале зимы уехал в Германию, договорившись с Александром Гречаниновым, что на время его отсутствия тот будет вести у Гнесиных уроки по гармонии.

Имея доказательства творческой активности Глиэра, получая вести о его успехах за рубежом, Евгения Фабиановна писала:

В Москву доходили сведения о множившихся исполнениях камерных сочинений Рейнгольда Морицевича. Так, 4 января 1906 года в Америке (в одном концерте с произведениями Гайдна и Дворжака) впервые был сыгран Первый квартет Глиэра. Звучала его музыка во многих городах Германии, в Англии. Берлинские концерты в феврале и марте 1907 года, проходившие в Бетховенском зале, особенно широко отмечались прессой. В одном исполнялся Первый квартет, в другом – Второй квартет и Третий секстет, а также романсы (их пела певица, специально приглашенная Кусевицким из Парижа) и фортепианные пьесы – прелюдии и мазурка, блестяще сыгранные Леопольдом Годовским. Певице Глиэр аккомпанировал сам.

В 1913 году Рейнгольд Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Узнав об этом событии, сын издателя Б. П. Юргенсон писал композитору:

“За самую консерваторию можно во всяком случае порадоваться – в лице Вашем ее судьба в верных руках!”

Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Лев Ревуцкий, Борис Лятошинский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов – Сергея Кусевицкого, Яши Хейфеца, Сергея Рахманинова, Сергея Прокофьева, Александра Гречанинова. Зная доброе сердце Танеева, Глиэр писал ему:

В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 года вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых Николай Раков, Игорь Способин, Леонид Половинкин, Лев Книппер, Арам Хачатурян, дирижёр Борис Хайкин…

“Как-то так выходит, что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым”,

– писал Сергей Прокофьев.

Помимо педагогической, развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или даже рассказывал сказки, импровизируя на рояле.

Балет

Балет “Красный мак”. В роли Тао Хоа – Галина Уланова

В новой постановке Большого театра, осуществленной Леонидом Лавровским, роль Тао Хоа исполняли Галина Уланова и Ольга Лепешинская, в Ленинграде — Наталья Дудинская.

В 1930 году легендарный американский импресарио и продюсер Сол Юрок, который определял атмосферу культурной жизни США, несколько раз приглашал в Америку Рейнгольда Морицевича – как пианиста и дирижера, исполняющего свои сочинения и предлагал организовать восьминедельное турне по Северной Америке и Канаде:

В 1935 году, в год шестидесятилетия Глиэра, ему было присвоено звание народного артиста РСФСР.

Война, вторгшаяся на нашу землю 22 июня 1941 года, нарушила мирную созидательную жизнь страны и подвергла ее народы тяжелейшим испытаниям.

В годы войны Глиэр возвращается к своему любимому камерно-инструментальному жанру и пополняет список сочинений Четвертым струнным квартетом (1943), отмеченным Государственной премией первой степени. Произведение это бесспорно можно отнести к числу выдающихся достижений композитора.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром, написан в пору жесточайших боев, слез и страданий (1942 – 1943 год). Композитор, ютившийся в эвакуации с семьей в одной комнате и для работы располагавшим лишь инструментом, стоявшим в столовой Союза композиторов Свердловска, воспевает радость жизни и полноту человеческих чувств! Среди произведений композитора, большая часть которых отмечена поэзией и лиризмом, этот концерт, пожалуй, самое искреннее, проникновенное и задушевное.

Рейнгольд Морицевич Глиэр

Рейнгольд Морицевич Глиэр

“Искренне благодарю… за все то, что я получил от Вас как от великой артистки, работая с Вами над “Эсмеральдой” и “Красным маком”.

Супруги Глиэр. Рейнгольд каждое утро целовал руку своей жене Марии, с которой прожил более 60 лет

Супруги Глиэр. Рейнгольд каждое утро целовал руку своей жене Марии, с которой прожил более 60 лет

В ночь с 3 на 4 июня тяжелый сердечный приступ уложил его в постель. Он позволил вызвать врачей, покорно принимал предписанные лекарства. Но однажды ночью, когда Нина пошла посмотреть, как спит отец, она увидела его стоящим на коленях на кровати, а перед ним на подушке была разложена корректура сюиты последнего балета, которую он правил.

— пояснил он кротко дочери.

23 июня 1956 года в 8 часов сердце Рейнгольда Морицевича Глиэра перестало биться.

“…Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед…”,

– такие слова Глиэр написал в конце жизненного пути. Ими он руководствовался всю свою жизнь.

Читайте также: