Предложения сочинение подчинение примеры

Обновлено: 02.07.2024

Предложение является основной синтаксической единицей в русском языке. Это группа слов, которые объединены между собой смыслом. А грамматической основой является подлежащее (отвечает на вопрос Кто? Что?) и сказуемое (Что делать?). Когда в предложении одна грамматическая основа, его называют простым.

Что такое сложное предложение

Предложение, которое состоит из нескольких (двух, трех или более) простых, называется сложным. Части (грамматические основы) связываются между собой с помощью союзов, союзных слов или интонации.

Мама ушла на работу, а папа уехал в магазин.
Дети кричали громко, я не услышал, что сказала мама.
Белки на зиму запасают орешки, и барсуки готовят припасы.

Простые предложения, являющиеся частью сложного, могут быть как распространенными, так и не распространенными:

  • Голая грамматическая основа. Витя играет, Катя кушает. (бессоюзная связь, части связаны только запятой)
  • Основа со второстепенными членами. Витя в комнате играет машинками, а Катя в столовой долго кушает суп. (это предложение связано союзом)

Составить пример такого типа не тяжело, достаточно собрать несколько простых предложений в одно.

  • Имеем на входе: Маша гуляет . Катя доучивает уроки . Ее мама не отпустила из-за плохих оценок .
  • После объединения: Маша гуляет, а Катя доучивает уроки, потому что ее не отпустила мама из-за плохих оценок.

Союзное предложение

Сложные союзные предложения передают многообразие временных, условных и причинно-следственных связей в тексте. Подобные предложения употребляются в книгах, научных изданиях и классике.

Грамматические основы объединены связью при помощи союзных слов или союзов, в зависимости от специфики построения грамматических основ на выходе мы получаем условные группы. Ниже рассмотрим каждую из них более подробно.

Сложносочиненное предложение

Сложное предложение, использующее сочинительную связь между равноправными частями, которые грамматически не зависят друг от друга называется сложносочинённым.

Девочки танцуют, мальчики сидят и смотрят.
Катя смотрит мультики, а Миша просит включить спортивный канал.

В сложносочиненных предложениях равноправные части связываются соединительными, разделительными или противительными союзами. Более подробно об этом типе предложений мы расписали в таблице ниже, чтобы наглядно можно было понять разницу.

не только – но и

Не только Маше хочется куклу, но и Таня давно о такой мечтает.

Лена катится с горки, да Миша летит кувырком.

Дедушка отказался от прогулки в лесу, зато почитал интересную книгу.

Мы рассчитывали на высокий рейтинг, однако ожидания не оправдались.

Ты придешь, или я к тебе приду.

Сложноподчиненное предложение

Данный вид сложного предложения состоит из неравных частей, то есть главной и зависимой от него.

Дети во дворе делали горку, поэтому папа Саши предложил помочь.

Части соединяются при помощи:

Как и в предыдущем блоке, для наглядности, рассмотрим примеры в виде таблицы:

Бессоюзное предложение

Бессоюзные предложения немного отличаются от представленных выше, их составные части чаще всего являются равноправными. В них отсутствуют союзы, а соединение происходит за счет интонации.

Он встал, не обращая внимания учительница продолжила урок, класс удивился.
Мама не откликалась, на улице была ночь.
Никогда не торопитесь сдать работу, проверьте ошибки еще раз.

Как правило, в таких предложениях составные части можно разделить на несколько простых. При этом смысл не потеряется.

На улице холодно, я одела шапку и вышла, на уроки успеваю. (На улице холодно. Я одела шапку и вышла. На уроки успеваю.)
Все смотрят телевизионный сериал: дедушка сидит в кресле, папа с мамой уютно расположились на диване, мне удобнее на полу. (Все смотрят телевизионный сериал. Дедушка сидит в кресле. Папа с мамой уютно расположились на дивание. Мне удобнее на полу.)

Сложные предложения с разными видами связи

Одно сложное предложение может использовать между своими частями совершенно любой вид взаимосвязи, таким образом в одной конструкции можно увидеть и сложносочинённые, и сложноподчинённые, и бессоюзные предложения.

Чтобы понять автора, достаточно определить порядок группировки простых предложений между собой, в этом помогают знаки пунктуации, союзы и союзные слова.

[С правой стороны высадили большие деревья], (которые закрывали часть фонарей), (от этого идти там было совсем темно), [мы обошли стороной].

В данном предложении четыре грамматические основы: Высадили; закрывали; было идти; мы обошли. Используемые связи: подчинительная и бессоюзная. О подчинительной связи говорят союзные слова: которые, от этого.

Примеры, когда объединяются два и более вида связи

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Весь урок мы писали контрольную, но, когда прозвенел звонок, мы все еще не закончили.

Схема этого предложения [ ], но, (когда …), [ ].

Методика определения сложного предложения

Чтобы определить, сколько грамматических основ в предложении, и к какому типу они относятся, нужно научиться делать синтаксический разбор.

Поэтапные шаги для синтаксиса сложного предложения:

  1. Определите, к какому типу относится предложение. Напоминаем, что их всего три. Повествовательное, побудительное и вопросительное.
  2. Укажите какого вида. Восклицательное или нет.
  3. Найдите все грамматические основы. Посчитайте, сколько простых предложений собрано в одном, расставьте границы.
  4. Анализируйте смысловые части и виды связи. Повторимся, они могут быть бессоюзными, сочинительными или подчинительными.
  5. Охарактеризуйте смысловые отношения между найденными частями.
    • Для Сложносочинённого — укажите тип связи между составляющими.
    • Для Сложноподчинённого — найдите главное и придаточное предложение с указанием типа связи и вида придаточного
    • Для Предложения с разными видами связи — выделите смысловые части и разберите каждую как соответствующее простое или сложное предложение.
  6. Благодаря полному анализу, можно составить схему сложного предложения, указав, как части зависят друг от друга.

Для наглядности разберем подобное. Пошел сильный дождь, как будто стеной оградил нас от остальных ребят, и, чтобы не потеряться, мы решили переждать непогоду, которая по прогнозам синоптиков должна была скоро закончиться.

Запятые и другие знаки препинания в сложных предложениях

В сложных предложениях, грамматические основы простых предложений, должны выделяться запятыми. Но бывают и исключения. Разберем более подробно.

  • Если в таком предложении имеется второстепенный член предложения, который относится к обеим частям запятая не ставится.
    К Новому году накрыли стол и купили фейерверки.
  • Если обе части сложносочиненного предложения являются вопросительными или побудительными, запятая не ставится.
    Какую ёлку купим и кто будет ее украшать?

Придаточное предложение всегда отделяется запятыми. Одна ставится, если оно расположено в начале или в конце, две ставим, если в середине.

Перед тем, как расставлять знаки препинания, разделите на отдельные грамматические основы. Установите связь между ними. Основные правила, при которых нужно поставить знаки препинания:

  • Запятая ставится между простыми предложениями, отделенными, как союзами, так и бессоюзно.
    Компьютер перестал работать, потому что дома выключили свет, а на телефоне еще имеется зарядка.
  • При бессоюзной связи, если предложения между собой тесно взаимосвязаны, ставим точку с запятой.
    На утро солнечные лучи пробивались сквозь тучи, скоро станет ясно; наконец-то дождь закончился.
  • При бессоюзной связи можно поставить запятую, тире или двоеточие.
    На озере было чудесно, кого тут только не было: из-за травинок выпрыгивали лягушки, над водой летали стрекозы, красивые бабочки садились на цветы.
  • Запятая ставится при стыке союзов разных видов связи, если далее не следует вторая часть двойного союза (то, так, но).
    Наступала весна, и, когда потекли ручьи, снеговик растаял.
  • Запятая ставится при равноправных предложениях.
    На улице светило солнышко, птички громко пели.

Тест на проверку усвоения материала

Вы ознакомились со всеми правилами, связанными со сложными предложениями. Чтобы понять, насколько вы вникли в тему, пройдите простое тестирование и ознакомьтесь с результатами.

Сколько грамматических основ в сложном предложении

  1. Шел снег, за окном ничего не видно, только проблески огоньков вдали.
    1. 2
    2. 3
    3. 4
    1. 3
    2. 1
    3. 2
    1. 1
    2. 2
    3. 4
    4. 3

    Определение типа связи в сложном предложении

    Проверьте знания, ответьте на вопросы, записывая те из вариантов, которые считаете верными.

    1. Солнце давно село, но пение птиц не прекращалось, будто мы попали в сказку.
      1. подчинительное и сочинительное;
      2. бессоюзное и сочинительное;
      3. сочинительное;
      4. подчинительное и бессоюзное.
      1. сочинительный и подчинительный;
      2. только сочинительный;
      3. только подчинительный.
      1. подчинительные и сочинительные;
      2. бессоюзные;
      3. сочинительные;
      4. подчинительные.

      Определение необходимости знаков препинания

      Поставьте знаки препинания, основываясь на полученных знаниях:

      1. Рома одел куртку несмотря на теплый осенний день дул прохладный ветер и моросил дождь можно и простыть.
      2. Правда нужна даже тогда когда никто о ней не помнит.
      3. Когда знаешь как нужно правильно не ошибешься.

      1-2, 2-1, 3-4, 1-3, 2-1, 3-4.

      Рома одел куртку, несмотря на теплый осенний день, дул прохладный ветер, и моросил дождь, можно и простыть.

      Правда нужна даже тогда, когда никто о ней не помнит.

      Когда знаешь, как нужно правильно, не ошибешься.

      Основное, что необходимо, запомнить союзы, чтобы грамотно сопоставить связь. А знаки препинания расставятся в зависимости от смысла и интонации. Основы, полученные от данного правила, помогут писать без синтаксических и пунктуационных ошибок.

      Сложные предложения с разными видами связи строятся из ряда простых предложений, объединенных по смыслу и интонационно. Связываются они знаками препинания (запятыми, тире, двоеточиями) или союзами. Отдельные предложения могут объединяться в блоки, которые могут быть как равнозначными, так и зависеть одна от другой. В первом случае это будут сложносочиненные предложения, во втором — сложноподчиненные.

      Структурно они могут иметь любое количество предложений, как простых, так и сложноподчинённых. Связь, объединяющая синтаксические единицы между собой, может быть всех трёх видов одновременно:

      сочинительная используются соединительные, разделительные, противительные союзы и союзные слова
      подчинительная подчинительные союзы всех значений
      бессоюзная союзы отсутствуют

      Для предложений подобного типа характерна блочная структура с сочинительной или бессоюзной связью между смысловыми частями. Каждая из них – это или синтаксические единицы с одной или двумя основами, объединёнными подчинительной связью.

      Знать законы группирования простых предложений в сложные синтаксические единицы важно для понимания их смысла и выделения на письме пунктуацией.

      Структура сложных предложений с разными видами связи

      Взаимосвязь между отдельными частями сложной синтаксической конструкции обычно строится на создании блоков между парой или больше предложений. Между собой они вступают в сочинительные или подчинительные отношения, связь обеспечивают знаки препинания или союзы. Виды отношений многообразны, каждый случай требует внимательного изучения.

      Рассмотрим примерные варианты:

      Между простыми синтаксическими конструкциями в составе сложного предложения допустимы любые варианты союзных и бессоюзных типа.

      Возможны 4 варианта отношений:

      Солнечный диск едва показался из-за горизонта, и петухи дружно запели по станице, как будто кто-то подал им команду.

      (И – сочинительный союз, как будто – подчинительный союз.)

      сочинение и подчинение - схема

      Уже давно наступил полдень, но подводы с продуктами всё не было – кормить крестьян, похоже, никто не собирался.

      (а – сочинительный союз.)

      сочинение и бессоюзная связь - схема

      Когда путник вышел из леса, солнца уже не было; лес скрыл его окончательно.

      (Когда – подчинительный союз.)

      подчинение и бессоюзная связь - схема

      • сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

      В лесу стояла тишина и только тихо поскрипывали деревья; они как бы переминались с ноги на ногу, верхушки при этом слегка соприкасались, так что вокруг царила сонная полутьма.

      (И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

      сочинение, подчинение и бессоюзная связь - схема

      В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью допускается соседство сочинительных и подчинительный союзов.

      Всю ночь лил проливной дождь, но, когда взошло солнце, он как по команде прекратился.

      (Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

      схема - сочинение, подчинение и бессоюзная связь

      Синтаксический разбор сложного предложения с разной видовой связью

      Схема разбора предложений с разными видами связи:

      1. Определяем тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
      2. Характеризуем по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).
      3. Устанавливаем (находим предикаты: подлежащее и сказуемое) количество простых предложений, выясняем границы.
      4. Определяем смысловые группы и способ связи среди пар (бессоюзная или сочинительная).
      5. Даём объяснение по строению каждого блока (выражен он простым или сложным предложением).
      6. Составляем схему предложения с выделением блоков.

      Пунктуация в предложениях с разными видами связи

      Обеспечить правильность постановки знаков препинания в сложных предложениях с подобными видами связи возможно. Достаточно выделить все простые предложения из общей конструкции. Выяснение типов связи между всеми синтаксическими единицами позволит расставить необходимые знаки препинания. Как правило, между ними ставят запятые, реже другие варианты: точка с запятой, двоеточие, тире.

      В письменной речи достаточно часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако, как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным.

      Поэтому при анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью:

      1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
      2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
      3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
      4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.
      5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).
      6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.
      7. Установите отношения внутри каждого блока.
      8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.
      9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

      Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

      В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась ; 2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) она была такова ; 4) девушка должна была быть какой . Следовательно, данное сложное предложение состоит из четырёх простых предложений:

      1) особенно понравилась Клервиллю та барышня ;
      2) с которой его посадили ;
      3) она была такова ;
      4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции.

      Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

      Особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 с которой его посадили / 2 она была такова / 3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 .

      Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой . Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

      Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

      а) 1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 , с которой его посадили / 2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

      б) 3→4: она была такова / 3 , какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

      в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня / 1 : она была такова / 3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что .

      Вертикальная схема сложного предложения:

      [сущ. + ук. сл.] 1 : [мест.-сказ.] 3
      опред. ↓ ↓ сказ.
      (с которой – союз. сл.) 2 (какой – союз. сл.) 4

      Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит, центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением.

      Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4.

      I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное, второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка, выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное слово та ; придаточное стоит после главного.

      II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное, четвёртое – придаточное сказуемное, которое относится к местоимению-сказуемому такова; средство связи – союзное слово какой ; придаточное стоит после главного.

      Горизонтальная схема предложения:

      [сущ. + ук. сл.] 1 , (с которой – союз. сл.) 2 : [мест.-сказ.] 3 , (какой – союз. сл.) 4 .

      Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

      Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

      Мальчик был добрый но только калачнику всегда говорили что с Селиваном требуется осторожность потому что у него на лице была красная метинка а это даром не ставится (Лесков).

      В этом предложении можно выделить 5 грамматических основ: 1) мальчик был добрый ; 2) говорили (односоставное неопределённо-личное предложение); 3) осторожность требуется ; 4) метинка была ; 5) это не ставится .

      Следовательно, данное сложное предложение состоит из пяти простых предложений:

      1) мальчик был добрый ;
      2) только калачнику всегда говорили ;
      3) что с Селиваном требуется осторожность ;
      4) потому что у него на лице была красная метинка ;
      5) это даром не ставится .

      Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

      Мальчик был добрый / 1 но только калачнику всегда говорили / 2 что с Селиваном требуется осторожность / 3 потому что у него на лице была красная метинка / 4 а это даром не ставится / 5 .

      Предложения 3 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзы что, потому что . Перед предложениями 2 и 5 стоят сочинительные союзы но, а . Предложение 1 сочинительных и подчинительных средств связи не имеет.

      Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

      а) 1–2: Мальчик был добрый / 1 , но только калачнику всегда говорили / 2 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз но ;

      б) 2→3: только калачнику всегда говорили / 2 , что с Селиваном требуется осторожность / 3 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 2 – главное, а предложение 3 – придаточное;

      в) 3→4: с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что у него на лице была красная метинка / 4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

      г) 4–5: у него на лице была красная метинка / 4 , а это даром не ставится / 5 – это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а ;

      д) 3→5. Поскольку предложение 4 является придаточным (имеет в своём составе союз потому что), то и предложение 5 является придаточным с опущенным союзом, но этот союз можно восстановить. Предложение 5 связано с тем же главным, что и предложение 4 (с Селиваном требуется осторожность / 3 , потому что это даром не ставится / 5 ).

      Вертикальная схема сложного предложения:

      [ ] 1 , но [ гл.] 2
      доп. ↓
      (что – союз) 3
      прич. ↓
      (потому что – союз. сл.) 4 , а ( – ) 5

      Следовательно, это сложное предложение с сочинением и подчинением. На верхней строчке вертикальной схемы находятся предложения 1 и 2, связанные сочинительным противительным союзом но . Значит, центральная связь сочинительная. Иными совами, это сложносочинённое предложение с подчинением.

      Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 2. Предложение 2 имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с центральной сочинительной связью выделяются два блока: I блок представлен одним простым предложением (предложение 1). II блок (предложения 2, 3, 4, 5) – это сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

      II блок (предложения 2, 3, 4 и 5) – это сложноподчинённое предложение, где второе – главное, остальные – придаточные. Придаточные связаны с главным последовательно (предложения 3 и 4; 3 и 5) и однородно (предложения 4 и 5).

      I придаточное (предложение 3) – дополнительное, относится к сказуемому говорили, выраженному глаголом, в главном предложении (предложение 2); средство связи – союз что ; придаточное стоит после главного.

      II придаточное (предложение 4) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что ; придаточное стоит после главного

      III придаточное (предложение 5) – причины; относится ко всему главному (предложение 3); средство связи – союз потому что опущен; придаточное стоит после главного.

      II и III придаточные – однородные, связаны между собой противительным союзом а .

      Горизонтальная схема предложения:

      [ ] 1 , но [ гл.] 2 , (что – союз) 3 , (потому что – союз) 4 , а ( – ) 5 .

      Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

      Мальчик был добрый, но только калачнику всегда говорили, что с Селиваном требуется осторожность, потому что у него на лице была красная метинка, а это даром не ставится (Лесков).

      Как и в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными, в сложных предложениях с разными видами связи могут оказаться рядом два союза (сочинительный и подчинительный) или сочинительный союз и союзное слово, принадлежащие к разным предложениям. Учтите, что сочинительный союз может стоять не перед тем простым предложением, к которому относится!

      По общим правилам два союза (союз и союзное слово), принадлежащие разным простым предложениям, должны разделяться запятой (в этом случае предложение со вторым союзом или союзным словом можно изъять, не изменяя общей структуры сложного предложения).

      Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 .

      Горизонтальная схема: [ ] 1 , и, (когда – союз) 2 , [ ] 3 .

      Вертикальная схема: [ ] 1 , и [ ] 3 .
      врем. ↓
      (когда – союз) 2

      Ср.: Солнце било в окно, / 1 и , / когда он поднял голову, / 2 ему пришлось зажмуриться / 3 . – Солнце било в окно, и ему пришлось зажмуриться.

      В том случае, когда предложение со вторым союзом или союзным словом нельзя изъять из предложения, не изменив общей структуры сложного предложения, запятая между союзами или союзом и союзным словом не ставится. В этом случае далее должна стоять вторая часть двойного союза – то, так, но .

      Ср.: Солнце било в окно, и когда он поднял голову, то ему пришлось зажмурить глаза. – Солнце било в окно, и. то ему пришлось зажмурить глаза.

      План разбора сложного предложения с разными видами связи

      1. Назвать тип предложения и число простых предложений в составе сложного.
      2. Указать, какими видами связи связаны простые предложения в составе сложного (сочинение, подчинение, бессоюзие).
      3. Назвать центральный тип связи. Указать, какие предложения непосредственно связаны этим типом связи. Разобрать эту пару как сложносочинённое, сложноподчинённое, сложное бессоюзное предложение.
      4. Указать блоки внутри сложного предложения и дать им характеристику.
      5. Разобрать пары непосредственно связанных предложений (сложносочинённые, сложноподчинённые, сложные бессоюзные предложения).
      6. При полном анализе – дать полную характеристику простых предложений в составе сложного.

      Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, а так как умение рассказывать даётся не всякому, то к рассказам с художественной стороны не придирались (Лесков).

      Каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а / так как умение рассказывать даётся не всякому, / 2 то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 .

      Предложение сложное, состоит из трёх простых, с разными связями (сочинение и подчинение).

      Центральная связь – сочинительная, она связывает непосредственно предложения 1 и 3: каждый должен был рассказывать что-нибудь фантастическое из своей жизни, / 1 а. то к рассказам с художественной стороны не придирались / 3 . Это сложносочинённое предложение, средство связи – противительный союз а .

      Сочинительная связь связывает два блока.

      I блок представлен предложением 1.

      II блок (предложения 2 и 3) представляет собой сложноподчинённое предложение; предложение 3 – главное, предложение 2 – придаточное причины; придаточное относится ко всему главному; средство связи – двойной союз так как. то ; придаточное стоит перед главным.

      Союзы а и так как относятся к разным простым предложениям, но не разделяются запятой, поскольку далее следует вторая часть двойного причинного союза так как. то ; придаточное нельзя изъять, не изменив структуры сложного предложения в целом.

      Горизонтальная схема: [ ] 1 , а (так как – с.) 2 , [то ] 3 .

      Вертикальная схема: [ ] 1 , а [ ] 3 .
      прич. ↓
      (так как. то – союз) 2

      По способу соединения частей различаются союзные и бессоюзные сложные предложения. Первые подразделяются на два типа сложных предложений: 1) сложносочиненные предложения и 2) сложноподчиненные предложения.

      Различие между последними двумя типами сложных предложений основано в первую очередь на различной синтаксической функции сочинительных и подчинительных союзов. Кроме того, при сочинении предложения могут сохранять относительную смысловую самостоятельность и синтаксическое равноправие, тогда как при подчинении предложений одно из них в смысловом и синтаксическом отношении обычно подчинено другому. Ср.: 1) . Все жаловались на холод, и дождь стучал в окна (Ч.); 2) Мечик вспомнил о первом впечатлении, которое произвела на него сестра (Фад.).

      Первое предложение сложносочиненное; каждая из его частей имеет характер самостоятельного утверждения и сохраняет синтаксическую независимость; возможна перестановка обеих частей без нарушения смысла и структуры сложного целого. Второе предложение сложноподчиненное; вторая часть в нем имеет характер зависимого утверждения и в синтаксическом отношении не равноправна с первой частью сложного целого.

      Однако указанные признаки сочинения и подчинения предложений носят условный характер. Далеко не всегда в сложносочиненных предложениях составляющие их части обладают равноправием, смысловой самостоятельностью и независимостью. Их взаимосвязанность находит свое выражение в порядке следования частей, входящих в состав сложного целого, в параллелизме их структуры, в интонации, в грамматических формах глаголов-сказуемых, в лексических средствах, в неполноте второй части и т.д. Например: Кучер вдруг осадил лошадей, и коляска остановилась у дома. (Ч.); Старый князь был еще в городе, и его ждали каждую минуту (Л. Т.); Алеша смотрел на них, а они на него (Дост.).

      С другой стороны, в сложноподчиненном предложении нередко проявляется взаимозависимость составляющих его частей, а не просто подчинение одной части другой. Например: С тех пор не прошло ни одного дня, чтоб я не думал о мщении (П.); Морозка понял, что разговор окончен. (Фад.); Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия. (Твард.).

      В этих примерах не только придаточная часть не может существовать без главной, но и главная нуждается в наличии при ней придаточной части. В одних случаях это связано с лексико-синтаксическими условиями (1-й пример); в других - сказывается то, что сказуемое главной части выражено глаголом сильного управления (2-й пример); в третьих - играет роль необходимость конкретизации соотносительного слова (указательного местоимения или местоименного наречия), имеющегося в главной части (3-й пример). Следует также учесть значение интонации, объединяющей части сложноподчиненного предложения.

      Отсутствие четкой границы между сочинением и подчинением предложений позволяет рассматривать некоторые конструкции как переходные случаи в пределах сложного предложения.

      Переходность в области сложного предложения чаще всего находит свое выражение в том, что составляющие его части оформляются по способу подчинения, а смысловые отношения между ними характерны для связи сочинения.

      Так, в некоторых предложениях временные союзы (подчинительные) в то время как, между тем как и др. употребляются не в своем обычном значении, а для выражения сопоставительных или противительных отношений, приравниваясь к сочинительному союзу а. Например: . Она Алексея еще не видала, между тем как все молодые соседки только об нем и говорили (П.); Сверх того, она умеет читать и писать, тогда как Марья Порфиръевна совершенно безграмотна (С.-Щ.).

      Сопоставительно-противительное значение, присущее сочинительным отношениям, приобретает иногда условный союз если, например: . Если важно собирать и исследовать факты, то не менее важно и стараться проникнуть в смысл их (Черн.).

      К переходным случаям относятся некоторые предложения с относительным подчинением, имеющие присоединительный характер, например: Эту игру я наблюдал и в самом себе, что было еще хуже (М. Г.). В этом предложении относительное слово что по значению равно сочетанию и это; таким образом, при формальном подчинении смысловые отношения здесь сочинительные.

      Явно двойственный характер в отношении типа связи имеют сложные предложения с уступительным значением, которые в первой части содержат подчинительный (уступительный) союз, во второй - сочинительный (противительный) союз: хотя. но (однако, да), пускай. но, правда. но, несмотря на то что. все же и т.п. Например: Хотя ложь еще живет, но совершенствуется только правда (М. Г.); Как ни крепился он духом, однако же похудел и даже позеленел во время таких невзгод (Г.).

      То же наблюдается в предложениях с условно-уступительным значением типа Добро бы в гору или в ночную пору, а то и под гору, и днем (Кр.).

      Читайте также: