Праведники и грешники в поэме кому на руси жить хорошо сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Итогом всего творчества Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”. Она была задумана “о народе и для народа” и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение “эпопеей современной крестьянской жизни”.
В своей поэме Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Уже начало поэмы приковывает внимание к бедственному положению крестьянства. С первых строк возникают мысли о нелегкой судьбе народа.
Все произведение отражает крестьянские радости и горести, сомнения

и надежды, народную жажду воли и счастья. Мужицкое “счастье” “дырявое, с заплатками, горбатое, с мозолями” – “Непоротой губернии, Непотрошенной волости, Избыткова села”.
Не только семеро мужиков пытаются найти народное счастье. Пытается его найти и осмыслить и сам Некрасов. Чтобы выразить свою позицию он, на мой взгляд, и помещает в поэму притчу “О двух великих грешниках”. Она повествует о том, что
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр – атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан…
Все дни проводили великие грешники в убийствах и блуде. Но вот

вдруг в Кудеяре проснулась совесть:
Сон отлетел; опротивели
Пьянство, убийство, грабеж,
Тени убитых являются,
Целая рать – не сочтешь!
Долго Кудеяр сопротивлялся зову души и совести, но все-таки Господь его одолел. Этот разбойник распустил свою шайку, зарыл нож и отправился замаливать грехи к гробу Господню. Но легче ему не становилось. Кудеяр превратился в старца-отшельника, живущего лесу и пытающегося отмолить свои грехи:
Денно и нощно всевышнего
Молит: грехи отпусти!
Тело предай истязанию,
Дай только душу спасти!
И бог смилостивился над великим грешником. Разбойнику явился угодник, который сказал, что грехи его будут прощены, если Кудеяр срежет своим разбойничьим ножом вековой дуб. Тот с рвением принялся за работу, но она была нелегка: как можно срезать дуб ножом? В сердце старца начали закрадываться сомнения.

И тут на его пути повстречался помещик – пан Глуховский, “первый барин на той стороне”. Старец, который слышал про этого человека много страшного и жестокого, рассказал ему свою жизненную историю – в назидание и научение. Но на это пан Глуховский лишь ухмыльнулся:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Услышав это, Кудеяр пришел в неистовство. Он бросился к пану и вонзил ему в грудь нож. В тот же миг вековой дуб рухнул – “эхо весь лес потрясло”:
Рухнуло древо, скатилося
С инока бремя грехов.
Этими строками Некрасов заканчивает свою притчу. Что она значит? Для Некрасова, как и для самого народа, самым великим грехом является мучение простого трудового народа, крестьян. Ведь именно эти люди кормят помещиков, на них держится все хозяйство страны.

Кроме того, русский народ – это основа культуры, корни, вековая мудрость. Уничтожать все это – уничтожать нацию, страну. Это самый великий грех.
Но не только это возмущает поэта. Помещики мучают совершенно невинных людей, ни в чем не виноватых, и мучают веками! Вот что самое страшное. Именно поэтому поэт считает помещичий грех самым тяжким.

С ним не сравнится даже жизнь Кудеяра, наполненная убийствами, грабежами, блудом.
Важно, что, по Некрасову, убийство помещика приравнивается к какому-то святому действу, ведь за него Кудеяр получил прощение своих грехов.
На мой взгляд, точка зрения поэта слишком радикальна. Убийство – грех в любом случае, всегда. Но с помощью такого яркого сопоставления автор выражает огромную силу страданий русских крестьян и свою непримиримую позицию по отношению к угнетателям народа.

Праведность. Это характеристика, подразумевающая, что человек следует заветам, которые предписывает его вероисповедание. Грешность же наоборот, характеристика, подразумевающая, что человек не соблюдает заповеди, божьи законы. Почти в каждом произведении русской классики есть свои праведники и грешники. Так и в произведении Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, написанном в 19 веке, есть свои представители вышеупомянутых “групп людей”.

Одним из ярких представителей праведников в произведении является Яким Нагой.

В нем представлен своеобразный характер народного правдолюбца. Яким, как и все крестьяне, живет в нищите. Он трудолюбив, отличается непокорным нравом. Нагой честный труженик, у которого есть чувство собственного достоинства. Тяжелая и скучная жизнь крестьянина не убила в нем любовь к прекрасному. Так во время одного пожара вместо своих сбережений, накопленных за всю жизнь, он идет спасать любимые им картиночки. Его поведение говорит о пробуждающемся сознании крестьянства.

Следующим ярким представителем праведников является Ермил Гирин. Он служил писарем и среди своих прославился умом, справедливостью и преданностью народу. Но однажды он, пожалев своего младшего брата, назначает в рекруты сына Васильевны, но потом, раскаявшись, чуть не кончает жизнь самоубийством. История о Ермиле заканчивается печально. Его сажают в тюрьму за выступление во время бунта.

Очень ярким представителем так называемых грешников является Глеб. Он, по мнению крестьян, совершает самый страшный грех. Глеб-староста за “горы золота” и вольную для себя сжигает завещание об освобождении восьми тысяч душ. Грех предателя – самый тяжелый. Из-за Глеба крестьяне остались крепостными еще на десятки лет.

Некрасов представляет перед нами многоликость народа в период крепостничества. Для него также важно представить нам готовность народа к слиянию, к единству. И самое главное он хотел показать, в какой среде находятся крестьяне в период крепостного права. В течение всей поэмы Некрасов пытается продемонстрировать, что грешники ущемляют праведников, мешая им стать свободными, равными перед законом. И мне кажется у него это получилось.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Перед нами предстает первый грешник, разбойничий атаман, который, безусловно, виновен. Но совершенно неожиданно все меняется для нашего героя, в нем просыпается совесть. Закаленный годами наслаждения от жизни в безбожии, разум Кудеяра очень долго сопротивляется зову души, но все же от него никуда не уйти. Распустил атаман своих подчиненных и отправился замаливать свои грехи к гробу Господню. Но легче ему почему-то не становилось:

Услыхав это, бывший разбойник пришел в ярость, бросился на пана и убил, вонзив нож прямо в грудь. И в ту же минуту вековой дуб рухнул, жизнь покинула дерево, как покинула тяжесть грехов душу Кудеяра. На этом и заканчивается притча. В чем мораль? Почему один грешник заслуживает прощения, а другой – смерти? Как уже говорилось выше, мысль Некрасова здесь сливается с народной. Первый, хоть и был убийцей и душегубом, раскаялся в своих грехах. Кроме того, разбойник происходил из семьи бедняков, и его на порок толкнула нищета. Второй же, богач и лентяй, не только заставил свою совесть молчать, но и мучил невинных крестьян, которые всю жизнь трудились, кормили его, которые являются основой всего хозяйства в стране. Он начал свой преступный путь не из-за нужды и лишений, а играючи, из-за скуки. Грех пана Глуховского – самый страшный грех, по мнению народа, ведь он тиранил крестьян, зависимых от него людей, просто так, даже не рискуя собой, как делали это настоящие разбойники. А потому лишить жизни такого ужасного человека — не грех, а подвиг, за который Бог отпустил Кудеяру все грехи.

Автор: Василиса Шатыбелко

Сочинение: Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина

Автор: Самый Зелёный · Published 04.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 02.07.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 02.07.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

С отменой крепостного права стало возможным смотреть на мужика как на существо равное, а значит и показывать в нем не только достоинства, но и недостатки. Стало возможным испытывать к крестьянину не только умиление и жалость, но и весь спектр нормальных человеческих эмоций, которые бывают в отношениях на равных.

Мужики у Некрасова именно свободные, и потому они очень разные по человеческим качествам. Есть среди них не только праведники, но и грешники.

Праведники

Ермила Гирин - самый яркий пример истинного праведника, заслужившего большой почет у мужиков всей своей жизнью. Он справедлив, честен, милосерден.

Матрена Тимофеевна - праведница, потому что долгие годы смиренно терпела все обиды, живя в доме супруга. Простила и забыла в один миг, простодушно, все унижения, испытанные ею за долгие годы от мужниной родни.

Она - любящая, жертвенная мать. Но простила и Савелия, по недосмотру которого погиб ее первенец. Душа ее глубока, чиста и религиозна.

Сын Матрены Тимофеевны Федо т унаследовал ее милосердие - поэтому он отдал голодной кормящей волчице овцу, наверняка понимая, что за это грозит ему наказание. Ведь овца не его личная, а принадлежащая другой крестьянке. Но доброе сердце пастушка откликается на вой израненной волчицы, услышав в нем не злой рев зверя, а святой плач матери.

Савелий - герой, который не случайно назван именно "святорусским" богатырем . Ведь он не просто силач, он человек большой души, способный как на грех, так и на раскаяние, как на ненависть, так и на любовь. В конце своей жизни, полной страданий, полюбил он от всего сердца младенца Демушку, своего правнука, но не уберег его от гибели. Этот невольный грех он действительно воспринимает как "грех", хотя вряд ли так сильно раскаивался в осознанном самовольном убийстве управляющего Фогеля-"душегуба".

Когда Демушка был еще жив, именно любовь к невинному малышу так согрела сердце деда Савелия, что он вступил на путь праведности:

Со мною чудо сталося:
Третьеводни прицелился
Я в белку: на суку
Качалась белка… лапочкой,
Как кошка, умывалася…
Не выпалил: живи!

Но наказание за прежние грехи, за их нераскаянность подстерегало Савелия именно тогда, когда душа его наконец раскрылась:

Понимая необходимость покаяния и искупления, дед Савелий уходит в монастырь, молясь за всех крестьян. Раскаяние Савелия так же велико, как огромна мощь его натуры от рождения:

Ионушка Ляпушкин - тихий, незаметный странник-богомолец, заслуживший невероятное уважение в народе. Это Иона рассказывает историю " О двух великих грешниках" , в которой бывший разбойник Кудеяр становится монахом-отшельником и отмаливает все грехи, убив злого барина.

Все поведение его говорит о праведности.

В части "Пир на весь мир" он будто бы незаметно помирил Клима с купцом Ереминым: скромно и тихо положил конец их драке, начав свой рассказ. То есть он миротворец - это несомненный признак блаженства, святости по Евангелию.

А как выбирает Иона, в какой избе остановится, когда приходит в деревню? Все соперничают за право приютить его. Он мог бы выбрать самую просторную, богатую избу, но действует иначе:

Праведником можно назвать и бурмистра Власа из 2 и последней частей поэмы, который душой болеет за всех крестьян своего села.

Не случайно именно он - крестный отец Гриши.

Наиболее автобиографичный образ в поэме - Гриша Добросклонов . Он также яркий пример праведного человека.

Он из простой среды, в отличие от автора, но, как и сам Некрасов, видит смысл своей жизни в воспевании своего народа, в том, чтобы служить ему не только конкретными делами (как Ермила Гирин), но и словом - интеллектуальной, общественной, публичной деятельностью. Ведь песни, сочиняемые Гришей, принесут народу пользу не меньшую, чем конкретные поступки любого праведного человека.

Грешники

Несмотря на присутствие в народной среде героических в духовном смысле натур, в целом крестьянство показано без идеализации.

Главные герои поэмы - семеро мужиков-странников - драчуны, грубоватые натуры, любители выпить, себе на уме (выторговали у птицы пеночки не только самобранку, но и стирку и обновление одежды и обуви).

На полотне народных характеров вырисовываются самым черным пятном родственники мужа Матрены Тимофеевны , которые мучают младшую золовку незаслуженными оскорблениями.

В том, что погиб Демушка, виноват не дряхлый дед Савелий (какой с него спрос. ), а первая виновата свекровь Матрены Тимофеевны , поскольку запретила матери взять сыночка с собой на пожню (на поле). Свекровь сгорала от злости и жадности, - дескать, смотря за дитем, Матрена будет не так усердно работать, как могла бы.

Но плохие люди никогда не сознают своей вины и не каются (если только не из страха перед кем-то вышестоящим) - это их отличительная черта. Поэтому, в отличие от Савелия, свекровь никогда не повинилась перед бедной матерью за тот свой роковой приказ.

Относится к грешникам и вахлак Клим из части "Последыш", нечистый на руку и помогающий цыганам красть лошадей. Клим отрицает наиболее верные ценности крестьянства - честность и труд:

Отношение к Климу смягчается в части "Пир на весь мир", где он помогает петь песню старому обездоленному солдату.

Наиболее же печальный тип грешника - предатель односельчан, Глеб-староста из истории "Крестьянский грех", рассказанной в части "Пир на весь мир". Ради своей выгоды он сжигает вольную, которую составил для 8 тысяч крестьян покойный адмирал.

Читайте также: