Познание стран мира украшение и пища человеческих умов итоговое сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Какие точно темы попадутся 1 декабря, не знает никто.

Но предположить это можно, чем мы сейчас и займёмся :)

1. Технический прогресс — зло или благо?
2. Всегда ли научный прогресс делает жизнь лучше
3. До каких пор простираются границы возможностей человека?
4. Почему существуют ярые противники прогресса?
5. Какой я себе вижу цивилизацию будущего

Цитаты и афоризмы:

• Реальная опасность состоит не в том, что компьютеры начнут думать как люди, а в том, что люди станут думать как компьютеры. Сидни Харрис, американский журналист.
• Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Ральф Эмерсон, американский писатель.
• Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить. Томас Эдисон.
• Власть техники привела к страшному ускорению времени, за которым человек не может угнаться. Ни одно мгновение не самоценно, оно есть лишь средство для последующего мгновения. Николай Бердяев.
• Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний. Махатма Ганди.

1. С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
2. Кумиры моего поколения: какие они?
3. Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
4. Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
5. Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?

1. Нужны ли перемены современному обществу?
2. Как связаны человек, общество и государство?
3. Кому на Руси жить хорошо?
4. Могут ли перемены быть опасными для общества?
5. Какого человека можно назвать патриоты?
6. Какие проблемы российского общества и государства предстоит решать современному поколению?
7. Бывает ли общественное мнение ошибочным?
8. Можно ли добиться социальной справедливости?

Больше полезной информации — на нашем курсе по итоговому сочинению!

Остались считаные дни до первого в вашей жизни экзамена, но успеть подготовиться на 5/5 ещё можно :)

Леонардо да Винчи, известный итальянский учёный и художник, в своём высказывании хотел донести до нас мысль о том, что роль познания в жизни человека и общества в целом невероятно велика. Познание способствует развитию и расширению человеческих горизонтов, ведь от рождения наш кругозор ограничен рамками окружающего мира, который раскрывается в полной мере лишь по мере жизни, когда мы открываем для себя новые страны и города. Путешествия позволяют человеку увидеть жизнь под другим углом, узнать, как живут люди с другой культурой, языком, какая природа их окружает, как влияет климат на их быт и влияет ли вообще.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания. Действительно, познание является неотъемлемой частью жизни любого человека. Ведь с помощью знаний, полученных в процессе, он способен изменять мир вокруг себя, улучшать свою действительность и даже менять мышление окружающих людей. Проблема познания актуальна во все времена, начиная с античных времен, поскольку процесс познания присущ всем людям, от мала до велика, помимо всего прочего его невозможно остановить ни на минуту. Этот “вечный мыслительный механизм” помогает нам реализовываться в обществе, коммуницировать с другими его представителями, делиться идеями и совершенствовать действительность.

Рассмотрим высказывание Леонардо да Винчи с точки зрения обществоведческой теории. Для этого обратимся к материалу по теме “Познание”, а именно к определению термина, его основным видам и формам.

Познание – это процесс получения человеком знаний о себе, мире и обществе.

В процессе выделяют 2 действующих элемента:

  1. Субъект познания – то есть человека, который занимается познанием, как видом целенаправленной деятельности; субъектом также может являться группа людей или общество в целом;
  2. Объект познания – то, на кого или на что направлен процесс познания (духовный или материальный мир, человек, группа людей, общество).

Познание имеет 2 уровня: чувственное (функционирует при помощи органов чувств) и рациональное (функционирует при помощи разума). Каждый из уровней имеет свои ступени, которые позволяют получить наиболее полные сведения об объекте познания.

На уровне чувственного познания выделяют следующие ступени:

  1. Ощущение – это знакомство с миром путём прямого воздействия предметов на органы чувств (запах, вкус, звук и т.д.);
  2. Восприятие – это создание целостного образа предмета на основе ощущения (выделение признаков предмета);
  3. Представление – это создание образов предметов по памяти с возможностью воспроизведения основных признаков.

Уровень чувственного познания позволяет сформировать у человека поверхностный образ о сути вещей, за всестороннюю картину изучаемого отвечает рациональное познание, которое также представлено тремя ступенями:

  1. Понятие – это мысль, которая выражена при помощи слов и содержит общие и конкретные свойства предмета (например, название);
  2. Суждение – это мысль, которая подразумевает под собой либо утверждение, либо отрицание чего-то связанного с понятием;
  3. Умозаключение – это полноценная мысль, в которой содержится новое суждение, состоящее из обобщённых сведений, вывод.

Таким образом, исходя из детального теоретического разбора высказывания, можно сделать вывод о правильности высказывания итальянского художника. Познание – это один и важнейших процессов в жизни человека, который позволяет ему продвигаться в развитии практически ежесекундно.

Для подтверждения моей позиции о важной роли процесса познания в жизни человека обратимся к примеру из истории. Известный физик, И.Ньютон, стал таковым благодаря своим умственным способностям, которые, в свою очередь, базировались на элементарных знаниях. Эти знания он приобрел именно во время процесса познания, о котором и говорил Леонардо да Винчи.

Другой пример, доказывающий особую роль познания в человеческой жизни, содержится в телепередаче “Лучше всех”, транслируемой на “Первом канале”. Героем одного из выпусков стал очень одарённый и начитанный мальчик Илья, которому было всего 4 года. В своём возрасте он самостоятельно читал книги, любил работать с глобусом и в целом обладал обширными знаниями, которые присущи далеко не всем четырёхлетним детям. Этот пример показывает, насколько важным является процесс познания и сколько горизонтов он открывает.

Проанализировав теоретические доводы и приведя практические примеры, можно сделать вывод о том, что Леонардо да Винчи был прав: процесс познания невероятно важен каждому человеку вне зависимости от его возраста и страны проживания. Мыслительный процесс позволяет открывать новые горизонты, расширять кругозор и даже делать прорывные открытия в различных сферах. Этот непрерывный процесс является двигателем прогресса и позволяет нам пользоваться всем тем, что нас окружает.

Подготовка к первому направлению итогового сочинения.

Почему жизнь человека часто сравнивают с дорогой?

Веками великие умы различных эпох и цивилизаций изображали существование людей как путь, в прямом или в переносном значении. Почему это сравнение используется так часто? На мой взгляд, дорога – очень ёмкое слово, с помощью которого можно точно передать смысл человеческой жизни. Путь как метафора полностью отражает наше бытие, наполненное всевозможными препятствиями, взлётами и падениями, долгими поисками себя. Жизнь человека, как и любая дорога, сложна и многообразна, и каким будет ее конец, всегда зависит от путешественника, от того, какой тропой он пойдет.

Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?

Планета, на которой мы живём, отличается огромным разнообразием. Рядом уживаются совсем не похожие друг на друга культуры, каждая из них представляет собой большую ценность. Природа, архитектура и обычаи любого народа не могут оставить настоящего путешественника равнодушным. На мой взгляд, нельзя однозначно ответить, какие страны наиболее интересны для посещения. Все они обладают особым очарованием и самобытностью, потому каждый сам решает, что ему ближе.

Одной из стран, в которой стоит побывать, является Франция. Про нее писали самые разные писатели и поэты, ею восторгались художники и композиторы. Францию воспел и Винсент Ван Гог в своих письмах к брату Тео. Из них читатель узнает, что художник постоянно переезжал и многое видел, каждый городок оставлял в нем глубокий отпечаток. В жизни В. Ван Гога нельзя не выделить период, который привел к созданию лучших работ, – его пребывание во Франции. Именно эти места, живописные, полные ярких красок, пробуждали в душе художника вдохновение и силы для создания новых полотен, о чем он так старательно писал своему брату. Необыкновенная природа и атмосфера юга страны производили особое впечатление на В. Ван Гога. Посетить Францию стоит, чтобы посмотреть на то, что так сильно привлекло художника в ней, испытать на себе эмоции, возникающие от погружения в другой мир. И пусть сегодня мир совсем другой, но история помнит яркие страницы прошлого, духом которых пропитан каждый закоулок.

Как относиться к ошибкам, совершенным на жизненном пути?

Человеческая жизнь невозможна без ошибок. Они являются органичной частью нашего существования, позволяющей набраться опыта, благодаря им происходит становление личности. Тот никогда не заблуждается, кто не живёт. При этом ошибки могут быть как небольшими и легко исправимыми, так и ужасными, влекущими за собой тяжёлые последствия не только для человека, их совершившего, но и для окружающих. Одни заблуждения прощаются, за другими следует наказание, поэтому перед совершением какого-то поступка стоит несколько раз подумать.

Может ли путешествие стать целью и смыслом жизни?

Издавна философы и писатели рассуждали о смысле существования человека. До сих пор еще не придумали ответ на этот вопрос, и, скорее всего, его и не может быть. Каждый из нас сам определяет цель бытия, сам решает, на что потратить бесценную жизнь. Некоторые смысл своего существования видят в вечном познании окружающего мира. В этом особо важную роль играют путешествия, так как понимание сути вещей происходит через общение с разными людьми, получение новых впечатлений и приобретение опыта. Путешествия действительно имеют большое значение для становления личности, поэтому могут восприниматься как жизненная цель.

Что может стать путеводной звездой на дороге жизни?

Жизненный путь человека труден и тернист. Никогда нельзя сказать наверняка, к чему он приведёт. Итог исканий зависит от многочисленных решений самого человека на дороге жизни, а они, в свою очередь, неразрывно связаны с его ориентирами и избранной целью. Именно по этой причине важно уметь прислушиваться к себе и людям, чтобы правильно расставить приоритеты и определиться со своей путеводной звездой. Проводниками на жизненной дороге могут стать любовь и семья, совесть и мораль, стремление к правде и справедливости, сокровенные мечты и внутренний голос.

Каждое событие в нашей жизни имеет свои причины и последствия. Любое действие не возникает из ниоткуда, всему можно найти объяснение. По этой причине верно высказывание В. Шкловского. Всё, что ждет человека в будущем, неизменно опирается на его прошлое. Люди должны жить настоящим, но не стоит забывать о минувших днях, так как с их помощью человек приобретает опыт и мудрость. Уроки прошлого полезны для будущего.

В рассказе "Ионыч" А. П. Чехов показывает героя, не сумевшего остаться верным самому себе. Амбициозный и энергичный земский доктор Старцев, приехав в провинциальный городок, сталкивается с обывательским обществом. Такое окружение незаметно, но беспощадно губит жизнь главного героя. Испытывая раздражение от общения с жителями уездного города, Старцев все больше перестает быть похожим на себя. А. П. Чехов подчеркивает, какие разительные перемены произошли в душе героя. Ему перестало быть интересно все, кроме денег и игры в винт. Он перестал ходить пешком, обзавелся тройкой с бубенчиками, располнел. Главный герой не смог остаться верным своим принципам, он поддался дурному влиянию общества, в котором жил. Внутренний голос его смолк, поэтому дорогу, которую избрал Старцев, нельзя назвать верной. При этом он не сумел вырваться из этого образа жизни, не нашел в себе сил для преодоления обстоятельств, поэтому финал истории оказывается безрадостным.

Итоговое сочинение по направлению Путь: темы, примеры, литература, цитаты

Тема Путь в итоговом сочинении по литературе

Направление "Путь" итогового сочинения 2016 по литературе: темы, примеры, клише

  • В.Некрасов "Вася Конаков",
  • М.Ю. Лермонтов "Мцыри",
  • Ф.М. Достоевский "Преступление и наказание",
  • А.П. Чехов "Ионыч", "Крыжовник",
  • М.А. Шолохов "Тихий Дон",
  • И.С.Тургенев."Отцы и дети",
  • Н.В.Гоголь. "Мёртвые души" Путь Чичикова,
  • Л.Н.Толстой. "Война и мир",
  • Б.Васильев. "Летят мои кони",
  • М.Горький. "Старуха Изергиль",
  • Р.Брэдбери. "451 градус по Фаренгейту",
  • В.Астафьев "Затеси", "Гимн жизни",
  • И.Курампшна "Сыновний долг"
  • Н.Телешов "Белая цапля",
  • М.Гелприн "Свеча горела. "
НАЗАД

Цитаты и фразы к направлению "Путь", речевые клише

  1. Наш жизненный путь усеян обломками того, чем мы начинали быть и чем мы могли сделаться.
    Анри Бергсон
  2. Человек свободен, потому что пути Божьи неисповедимы и человеку дано выбрать свой путь.
    Владимир Микушевич
  3. В жизни бессмертными нам ничего не указано точно,
    И неизвестен нам путь, как божеству угодить.
    Феогнид
  4. Сколько бы человек ни бросался то в одну, то в другую сторону, что бы ни предпринимал, всё равно он вернётся на путь, предначертанный ему природой.
    Иоганн В. Гёте
  5. Мир наполнен светом для того, кто знает это, и покрыт тьмой для того, кто теряет свой путь.
    Рабби Барух
  6. За каждым поворотом ждут новые распутья.
    Ежи Лец
  7. Вина и несчастье - не конец, но лишь возможный путь к новому началу.
    Лион Фейхтвангер
  8. По счастью, жизнь пока ещё не слишком безмятежна, иначе путь от колыбели к могиле мы проходили бы много быстрее.
    Уинстон Черчилль
  9. Чем прямее извилины, тем извилистее путь.
    Аркадий Давидович
  10. Чтобы пройти свой путь в мире, полезно взять с собой большой запас предусмотрительности и снисходительности: первая предохранит нас от убытков и потерь, вторая - от споров и ссор.
    Артур Шопенгауэр
  11. Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти.
    Библия Пр. 14.12.
  12. Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
    Конфуций
  13. Единственная честная дорога - это путь ошибок, разочарований и надежд. Жизнь - есть выявление собственным опытом границ добра и зла.
  14. Сергей Довлатов
  15. Никакие рассуждения неспособны показать человеку путь, который он не хочет видеть.
    Ромен Роллан
  16. Злословие и клевета не имели бы такой силы, если бы глупость не пролагала им путь.
    Александр Дюма-сын
  17. Запасной путь ненависти - презрение.
    Эрве Базен
  18. Тяжек путь к умению жить в мире с миром, но не покоряться ему.
    Лион Фейхтвангер
НАЗАД

Темы сочинений по данному направлению

Вопрос

Цитата

Повествовательные предложения

Почему жизнь сравнивают с путешествием?

Шагнувшие в бессмертие.

Чем привлекает нас путешествие?

Дорога, ведущая к счастью.

О чём повествует дорога?

Дорога длиною в жизнь.

Почему литературные герои так часто отправляются в путь?

Жизненный путь как дорога чести.

Что ищем мы, отправляясь в дорогу?

Путешествия литературных героев.

Нужно ли ставить цель в начале жизненного пути?

Какой путь можно назвать дорогой в никуда?

НАЗАД


Примеры готовых сочинений по тематическому направлению "Путь"

Образцы сочинений. Предложенные ниже сочинения не нужно воспринимать как выверенные и отточенные на отлично шпаргалки. Данные образцы предназначены для того, чтобы сформировать представление учащихся о полном или частичном раскрытии темы итогового сочинения. Рекомендуем использовать их как дополнительный источник идей при формировании собственного представления раскрытия темы.

Главным героем этой повести является обычный русский человек с самой обычной судьбой. До начала войны он работал на заводе женился, обзавелся детьми и жил, как самый обычный человек, но война расставила все по – своему.

Прочитав это произведение, я задумался о главном герое, о его нелегкой судьбе, и мне захотелось перенять его лучшие черты. Действительно, с таким характером, как у него, можно осилить любую дорогу. Наша жизнь – это большая, неизведанная и сложная дорога, которую предстоит нам пройти. Сейчас мы – выпускники 11 класса. Через полгода мы закончим школу, разлетимся в разные стороны и выберем каждый свою дорогу. И только от нас будет зависеть, как мы пойдем по своему пути.

412 слов

Задумываться о судьбе России – верный показатель того, что в своем духовном развитии авторы эволюционировали настолько, что от сосредоточенности на частном перешли к заботам общего, преодолели индивидуализм и обратились к сверхличным ценностям.

450 слов

…И вязнут спицы росписные (орфография Блока)
В расхлябанные колеи…

Итак, образ дороги в отечественной литературе многогранен и глубок. Среди произведений русских писателей можно найти самые разные его аспекты: путь как личная судьба человека, путь как дорога души к Богу и гармонии и, наконец, путь как судьба России и движение в истории целого народа. Последнее осмысление образа дороги производит особенное впечатление на любого русского человека, находя в его душе чистый, патриотический отклик.

503 слова

НАЗАД
Использованы авторские материалы, материалы сети Интернет, материалы И.А. Суязовой

Дополнительно

– направление "Время" в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Дом" в итоговом сочинении 2015-2016
– направление "Любовь" в итоговом сочинении 2015-2016
– направления и комментарии к темам итоговых сочинений 2015-2016 здесь.
процедура написания итогового сочинения (изложения)
– утвержденные критерии оценки выпускного сочинения;
– расписание проведения итогового сочинения в 2015-2016 учебном году;
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для школ здесь.
– Критерии оценивания выпускного итогового сочинения для вузов здесь.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ:

Читайте также: