Повесть о савве грудцыне сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Повесть представляет собой как бы эпизод из недавнего прошлого. Она начинается с 1606 года и охватывает осаду русскими войсками Смоленска в 1632—1634 годах. Но безымянный автор повести пишет не об истории России, а о частной жизни русского человека, купеческого сына Саввы Грудцына.

"Но день тот дня болезнь все усиливалась. Хозяйка неотступно требовала покаяния, чтобы он без него не умер. Наконец, по настояниям боголюбивой женщины он согласился на исповедь. Та послала во храм святого Николая-чудотворца за священником, который и пришел без промедления. Священник был уже в летах, богобоязненный и опытный. Придя, он, как полагается, стал читать покаяние молитвы. Когда все покинули помещение, он начал больного исповедывать. И тут больной внезапно увидел, что в комнату вошла целая толпа бесов. И с ними - мнимый брат, только уже не в человеческом облике, а в своем подлинно, зверообразном.

Он встал позади бесовской толпы и, скрежеща зубами и трясясь от злобы, стал показывать Савве его богоотступническую расписку со словам: "Клятвопреступник! Видишь, что это? Не ты ли это писал? Или думаешь, покаянием избегаешь нас? Нет, и не думай, а я со всей силой обрушусь на тебя!" - и прочее в таком духе. Больной видел их, как наяву, ужаснулся и в надежде на силу Божию все подробно рассказал священнику. Тот, хотя и был крепок духом, но тоже испугался: людей никого, кроме больного в помещении не было, а голоса бесов раздавались явственно. С большим трудом он заставил себя довести исповедь до конца и ушел домой, никому ничего не рассказав. После исповеди бес напал на Савву и начал его истязать: то о стену ударит, то о пол, то душил так, что пена изо рта выступала. Благонравных хозяевам мучительно было видеть такие страдания, они жалели юношу, но помочь ничем не могли".

В этой повести уже чувствуется освобождение от этикетности, при этом, повесть обладает сложной композицией.

Сюжетная схема религиозной легенды — повесть разрабатывает на русском материале фаустовскую тему, тему продажи души дьяволу за мирские блага и наслаждения.

Сюжетные мотивы былинного эпосаи древнерусской воинской повести— подвиги Саввы под Смоленском.

По своим взглядам автор повести — консерватор, приверженец старины. Его ужасает плотская страсть, как и всякая мысль о наслаждении жизнью: это страшный грех. Но сила любви-страсти, притягательность пестрой, разнообразной жизни уже захватили его современников, вошли в плоть и кровь нового поколения. Автор противится новым веяниям, осуждает их с позиций церковной морали. Но, как настоящий художник, он признает, что эти веяния прочно укоренились в русском обществе.

Новаторство повести состоит в попытке ее автора показать обыкновенный человеческий характер в обыденной, бытовой обстановке, раскрыть сложность и противоречивость характера, показать значение любви в жизни человека. Здесь мы наблюдаем один из первых опытов создания жанра романа на русской почве. Об этом говорят, в частности, Д.С. Лихачев и В. Кожинов (См.: История русского романа в 2-х т., т. 1. У истоков русского романа, гл. 1; Лихачев Д.С. Предпосылки возникновения жанра романа в русской литературе.— М.—Л., 1962. и Кожинов В.В. Происхождение романа. — Л.: Наука, 1963.).

С рождения человеку уготовано место в обществе. В этом заключается его жизненное предназначение. Свое предназначение чувствуют с малых лет и герои житий. Святым или во сне, или наяву приходит видение, которое указывает им на их предназначение.

Здесь же, в литературе XVII века, герои понимают предназначение иного рода – предназначение в опоре на собственные силы . В литературе это связано и с развитием индивидуальности , когда начинают проявляться личностные качества. В центре оказывается человек как личность.

Глубокая философская мысль о личностном предназначении тесно связана с идиллией. Идиллия выражается в согласии предназначения с традицией и в согласии человека с предназначением. Два эти понятия смыкаются и одновременно расходятся. Есть предназначение как норма, готовая идиллия и как отход от нормы, идиллия, которую ищет герой.

Савве была предложена некая норма: норма жизни, норма поведения, которая проистекает из идиллии, из начального предназначения. Савва, отталкиваясь от нее, тем самым выпадает из нормы. В ситуации выбора он избирает свой путь. Не приняв нормы и выпав из нее, герой оказывается подверженным многим испытаниям и искушениям жизни.

Бесовское вмешательство воспринимается как добро, но до поры до времени, до понимания своего греха перед Богом. Савва пошел неправильным, нечеловеческим путем и был наказан за отступничество. Находясь на грани выбора, не осуществив своего истинного предназначения, Савва уходит в монастырь. Монастырь – лишь убежище от судьбы, от себя. Это идиллия, но идиллия, в которой продолжает идти борьба с самим собой, так как не исчерпывающееся осознание своей вины перед Богом не дает покоя герою, а отсюда неустанное замаливание грехов.

2.Событийная канва в кратком пересказе

О приезде Саввы в Орел узнает старинный друг его отца купец Бажен Второй. Он просит Савву к себе в дом, где знакомит его со своей молодой женой. Между молодой женщиной и Саввой возникает роман. После первого опьянения страстью Савва пытается прекратить связь с женой друга своего отца, но оскорбленная женщина поит его любовным зельем, после которого страсть Саввы вспыхивает с новой силой. Но жена Бажена, мстя Савве, отвергает его и заставляет уехать из дома Бажена.

С тех пор удачи посыпались на Савву: он вновь соединяется со своей возлюбленной, спасается от гнева отца, со сказочной быстротой перемещается из Орла Соликамского в города Поволжья и Оки.

Беспрерывные переезды Саввы из одного города в другой вызваны беспокойной совестью Саввы. Они мотивированы психологически. Продажа души черту становится в повести и сюжетно-образующим моментом.

Таким образом, сюжет продажи души дьяволу как бы приземлялся, вводился в определенную географическую и историческую обстановку. Он связывался с реальными психологическими мотивировками. Драматизировались отдельные коллизии. Действие как бы театрализовалось. Автор не только рассказывает о прошлом, но и представляет события читателям, развертывает события перед читателями, создавая эффект соприсутствия читателя.

Но вот приходит время расплаты. Савва смертельно болен, и к нему умирающему приходит его родственник и требует уплаты по расписке, данной Саввой ему в Орле. Савва понимает, что под видом родственника ему помогал сам дьявол, и приходит в ужас от своего легкомыслия. Савва молится богородице, прося ее о помощи. Во сне ему представилось видение. Богородица обещает спасти его, если он станет монахом. Савва соглашается, потом выздоравливает и постригается в Чудовом монастыре.

В художественной концепции автора о разнообразной пестроте жизни. Ее изменчивость очаровывает молодого человека, но совершенный христианин должен противиться этому наваждению, ибо для него земное существование- тлен, сон суета сует. Эта мысль занимала автора так сильно, что он допустил непоследовательность в построении сюжета.

По своим взглядам автор повести консерватор. Его ужасает плотская страсть как и всякая мысль наслаждение жизнью. Это грех пагуба, но сила любви – страсти притягательной пестрой жизни уже захватили его современников, вошли в плоть и кровь нового поколения. Автор противится новым веяниям, осуждает их с позиции церковной морали. Но, как истинный художник, он признает, что эти веяния прочно укоренились в русском обществе.

Список использованной литературы

3. Радь Э.А. Притча о блудном сыне в русской литературе: Учебн. Пособие для студентов филологических факультетов педвуза. – Стерлитамак - Самара, 2006.

5. Лихачев Д.С. Повесть о Тверском Отроче монастыре, Повесть о Савве Грудцыне, Повесть о Фроле Скобееве // История всемирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1983.

Характеристика жанра произведения "Повесть о Савве Грудцыне". Сюжетно-композиционный план произведения. Особенности изображения человека и окружающей действительности, система образов. Образ автора-повествователя, способы выражения авторской позиции.

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 25.08.2012
Размер файла 24,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Повесть о Савве Грудцыне

1. Характеристика жанра произведения

2. Сюжетно-композиционный план произведения

3. Особенности изображения человека и окружающей действительности, система образов

4. Своеобразие поэтики (особенности языка и стиля, лексика , тропы и др. приемы создания образов мира и человека)

5. Образ автора-повествователя, способы выражения авторской позиции

1. Характеристика жанра произведения

повесть савва грудцын

2. Сюжетно-композиционный план произведения.

"Повесть о Савве Грудцыне" дает действующим лицам русские, реальные имена и располагает события в конкретной географической, бытовой, этнографической среде. Действие происходит в купеческой обстановке, которая была близка читателям той эпохи. Савва Грудцын предстает перед нами в окружении многочисленных подробностей и деталей.

Повесть состоит из отдельных эпизодов. Эти эпизоды, несмотря на свою полную законченность, тесно связаны между собою. Каждый из них раскрывает то определенные черты характера героя повести, то особенности его поведения вне дома, вне родительского надзора.

3. Особенности изображения человека и окружающей действительности, система образов.

Образ беса дает возможность автору повести объяснить причины необыкновенных удач и поражений героя в жизни, а также показать мятущуюся душу молодого человека с его жаждой бурной и мятежной жизни, стремлением сделаться знатным.

Жена Бажена Второго предстает в традиционном для древнерусской литературы образе искусительницы и клеветницы.

Своеобразие поэтики (особенности языка и стиля, лексика , тропы и др. приемы создания образов мира и человека).

4. Образ автора-повествователя, способы выражения авторской позиции

По своим взглядам автор повести -- консерватор, он противится новым веяниям, которые принес с собой “бунташный век”; все то, что нарушает традиционные нормы поведения, для него -- “от диавола”. Но и сам автор невольно подчиняется духу времени и оказывается новатором -- и в смешении жанровых схем, и в использовании неожиданности как художественного приема, и в изображении развитой любовной интриги, и в ярких бытовых зарисовках.

Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета. И это было важно для неизвестного автора этой повести, т. к. он стремился представить читателю путь молодого поколения в целом, жизненный выбор не конкретного, а обобщенного героя.

1. Кусков В.В. История древнерусской литературы: Учеб. для филол. спец. вузов/В.В. Кусков. -- 7-е изд. -- М.: Высш. шк., 2003. -- 336 с :ил.

2. Повесть о Савве Грудцыне / Подгот. текста и коммент. А.М. Панченко // Памятники литературы Древней Руси: XVII век. Кн. 1. М., 1988. С. 39 - 54

3. Панченко А.М. История русской литературы: В 4-х т. Том 1: Древнерусская литература. Литература XVIII века. Л., 1980. Глава 6.

4. Скрипиль М. О. Повесть о Савве Грудцыне // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. -- М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941--1956. Т. II. Ч. 2.

5. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев; Под. ред. Д.С. Лихачева. - М.: Высш. Шк., 1990 - 544с.

Это произведение дошло до нас с далекого 17 века. К сожалению, имя автора потерялось по страницам истории. На страницах исторического произведения прослеживаются события первых пятидесяти лет 17 столетия. Рассказывается о быте того времени.

Литературоведы присвоили ему звание первого романа, написанного на Руси. Так как на ряду с бытовыми проблемами остро подчеркивается романтическое отношение автора.

Автор передает нам историю купеческого сына, из реально существовавшего рода, прибыл в город Орел по делам торговли. Где на него положила

глаз купеческая жена. Не ведомо, что подтолкнуло Савву к отказу от греховной связи, то ли праздник Святой Церкви Вознесение Господня, то ли крепость нравов. Он ответил отказом. Этот поступок вызвал гнев коварной женщины. Она сотворила любовное зелье, опоила им юношу, и договорилась с мужем отказать ему в ночлеге.

Приворотная смесь сделала свое черное дело, и Купеческий сын, гонимой одержимой страстью, готов отдать душу дьяволу ради греховной связи. К нему является в виде юноши бес, который диктует ему писание отречения от Христа. Нечистая сила выступает в качестве волшебника, помогающего ему не только

По приезду в родительское гнездо Савва тяжело заболевает и принимает решение совершить таинство исповеди. В планы бесов совершенно не входит отпустить от себя его грешную душу. Они всячески мешают ему прийти к благодатному таинству. Исповедь не помогает нашему герою, он продолжает жить с тяжестью дальше, измученный бесами. Когда уже молодой человек был доведен до отчаяния к нему явились Матушка Богородица, Иоанн Богослов и Митрополит Петр. Они – то и указали Савве спасительный путь. Он отправляется в монастырь, постригается в монахи, продолжая дальнейшую жизни в службе Богу.

Неизвестный автор свое уникальное произведение создал опираясь на два жанра: религиозный и волшебство. Соединение этих двух типов, помогло создать новый путь в литературе. Он на страницах своей повести сменяет один жанр другим, тем самым приводя читателя в загадочное ожидание.

Читайте также: