Постмодернизм в литературе сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Уже не одно десятилетие ведутся бурные споры о яркий феномен. И хотя некоторые критики утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась и сегодня мы живем в иной культурной среде, постмодернизм существует и сегодня. Причем, несмотря на то, что он считается относительно изученным направлением, данные о постмодернизме постоянно уточняются и дополняются. А среди ученых, занимающихся исследованием феномена постмодернизма, достаточно часто наблюдается отсутствие единства мнений относительно этого явления.

Некоторые специалисты даже заявляют, что постмодернизм не существует, он придуман критиками и исчезнет лишь тогда, когда это решат сами критики.

Современная же трактовка постмодернизма имеет много значений, из которых главными являются обозначения:

— Нового периода в развитии культуры;

— Стиля постнеокласичного научного мышления;

— Теоретической рефлексии на эти явления в философии и эстетике;

— Нового художественного направления в архитектуре, живописи и литературе;

— Художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине ХХ веке;

— Нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства.

Иначе говоря — это отдельный вид культурного сознания, отдельный художественный и литературный направление, сложившийся во второй половине ХХ века.

Кроме всего прочего постмодернизм является реакцией на изменение исторических, политических и общественных условий и на историческую реальность, которая сложилась после Второй мировой войны.

Предпосылками возникновения постмодернизма есть несколько факторов, среди которых:

— Полная некомпетентность государства в формировании новых культурных ценностей и потребность в проводнике к восстановлению нового постиндустриального общества, которое пришло на смену традиционному буржуазному.

— Замена общественных, политических, культурных и нравственных ценностей на высшую ценность нашего времени — информацию.

— Рост антигуманных процессов общения с помощью современных технологий и выхолащивание души с такого общения.

— Включение в жизнь общества новых, самых передовых социальных групп, среди которых феминистки и экологи.

Определить емкий смысл постмодернизма представляется возможным через соотношение с модернизмом. Модернизм в современной науке определяется как вид культурного сознания, который реализуется в художественном наследии символизма, экспрессионизма и акмеизма. В историческом и социальном контексте под модернизмом подразумевается период в развитии литературы с конца ХIХ до середины ХХ века, то есть от импрессионизма к новому роману и театра абсурда.

Нижней хронологической границей модернизма можно считать реалистичную или позитивистскую, культуру ХХ века, верхний предел — это постмодернизм, который существует и сегодня.

История возникновения

Русский постмодернизм в литературе приходится на вторую половину 20 века, когда на людей, воспитанных на реалистической литературе, он оказывал шок и недоумение. Ведь нарочитое не поклонение законам литературного и речевого этикета, употребление нецензурной лексики не были присущими для традиционных направлений.

Краткая характеристика явления

  • Мир как текст;
  • Смерть Автора;
  • Рождение читателя;
  • Скриптор;
  • Отсутствие канонов: нет хорошего и плохого;
  • Пастиш;
  • Интертекст и интертекстуальность.

Представители

Представителей постмодернизма достаточно много, но хотелось бы поговорить о двоих из них: об Алексее Иванове и Павле Санаеве.

Примеры

Географ глобус пропил

Всё повествование как бы держит читателя в напряжении, и вот, когда кажется, что что-то должно у героя получаться, вот-вот выглянет этот неуловимый лучик солнца из-за серых сгущающихся туч, как снова читатель неистовствует, потому что удача и благополучие героев ограничиваются лишь читательской надеждой на их существование где-то в конце книги.

Именно этим и характеризуется повествование Алексея Иванова. Его книги заставляют задуматься, понервничать, сопереживать героям или где-то на них обозлиться, недоумевать или хохотать над их остротами.

Похороните меня за плинтусом

Общага-на-крови

Произведение буквально пестрит обилием нецензурной лексики, что поначалу кого-то может оттолкнуть от прочтения романа, но даже несмотря на это, он стоит того, чтобы его прочесть.

В отличие от предыдущих произведений, где надежда на что-то хорошее погасала уже в середине прочтения, здесь же она регулярно загорается и потухает на протяжении всей книги, поэтому финал так сильно бьёт по эмоциям и так сильно волнует читателя.

Как постмодернизм проявляется в этих примерах?

Что общага, что город Пермь, что дом бабушки Саши Савельева — это цитадели всего плохого, что живёт в людях, всего того, чего мы боимся и чего всегда стараемся избегать: нищеты, унижения, скорби, бесчувственности, корысти, пошлости и прочего. Герои беспомощны, независимо от их возраста и социального статуса, они жертвы обстоятельств, лени, алкоголя. Постмодернизм в этих книгах проявляется буквально во всём: и в неоднозначности персонажей, и в неопределённости читателя в его отношении к ним, и в лексике диалогов, и в беспросветности существования персонажей, в их жалости и отчаянии.

Данные произведения весьма тяжелы для восприимчивых и сверхэмоциональных людей, но пожалеть о прочитанном вы не сможете, потому что каждая из этих книг содержит в себе питательную и полезную пищу для размышлений.

Постмодернизм (лат. pоst - после, франц. moderne - современный) - художественное направление последней трети XX - начала ХХІ ст., суть которого заключается в размытии границы между высоким искусством и китчем, в переоценке традиций авангардизма и модернизма, в признании прогресса лишь как неопровержимой иллюзии, предоставлении особого значения имманентной текстовой структуре, текстовое в тексте.

Постмодернизм как художественное направление является феноменом эпохи постмодерна, которая началась с завершения модерна. Ее умонастроения определяют стремление выработать новый (не европоцентристский) взгляд на положение цивилизации, доработка европоцентристских социальных, экономических, политических, научно-технических, духовной структуры, найти новые решения актуальных проблем человечества и мира.

Труды самых влиятельных философов постмодерна - М. П. Фуко и Ж. Деррида развенчивают претензии западной цивилизации на монополию разума. Мероприятие неоправданно объявил себя генератором разума, определяет, что умное, а что неразумно. Вот почему другие цивилизации вынуждены принимать его ценности. Постмодернисты считают эту логику ошибочной, поскольку в ее основе не рациональность, а неумеренное разрастание лишь одного проявления - рационализма. Духовные коллизии постмодерна связанны с осознанием тупикового рационализма и поисками выхода из них.

Американский литературовед И. Хассан выделяет одиннадцать специфических признаков, присущих постмодернизму: "фрагментарность", "ироничность", "деструкция", "карнавализация", "гибридизация", "неопределенность", "исчезновение авторского Я", "свободное сочетание жанров и стилей", "отсутствие самоуглубленности", "принцип творческой игры с читателем". Американский ученый Л. Фидлер добавил еще один признак, по его мнению - самую главную: "органическое родство постмодернизма с поп-культурой".

Современный немецкий философ А. Хелен характеризует постмодернизм как синкретическую путаницу всех стилей и возможностей.

Несмотря на все разнообразие научных подходов, неоспоримым является утверждение, что это художественное явление возникло как реакция на модернизм, что использовался в конце XIX - начале XX века. Этот новейший этап в развитии искусства назвали "постмодернистским", то есть таким, что возник "после" литературного модернизма.

Основное для постмодернизма не "что" и не "о чем" идет речь в произведении, а "как" оно "конструируется". Специфическими его свойствами являются, прежде всего, переоценка сферы искусства и осознание исчерпаемости изобразительно-выразительных средств и художественных форм модернизма. Характерный для предыдущих культурных традиций (романтизма, символизма, модернизма) культ искусства и творца меняется на банальность, стереотипность творческого акта. В постмодернизме художественное пространство является мозаикой цитат, обращением к чужому слову, введением в текст взятых из разных литературных произведений реминисценций, игры и пародии на мотивы классической литературы. Пользуясь таким методом, постмодернисты пытаются возродить сюжет и по-новому заинтересовать читателя возрождением жанра романа. Постмодернизм стремится создать новые возможности в развитии романной структуры и формировании универсальной, синтезированной художественного языка.

Современные зарубежные писатели, в творчестве которых заметны признаки постмодернистского стиля, склонны к пересмотру традиционной идеи художника как автора произведения; предпочитают тенденции к исчезновению авторской функции. Творчество В. Эко, Х. Л. Борхеса, Айрис Мердок, П. Зюскинда, Л. Рубинштейна и многих других представляет классику постмодернизма.

Словесная наводнение ("поток сознания") в произведениях предтечи американского постмодернизма Г. Миллера, французских "антироманистов" А. Роб-Грийе, Натали Саррот, Н. Бютора и других весьма искусных в речи авторов, которые словно выносят себя за рамки текста, как бы "отстраняются" от изображаемого, - стилевые признаки постмодернизма.

Пьеса английского драматурга Тома Стоппарда "Рок-н-ролл", бестселлер В. Пелевина "Священная книга оборотня" радикально меняют традиционные представления о жанровые формы, стили и преемственные связи с искусством прошлых эпох.

Постмодернизм завоевывает свое право на существование в борьбе с реализмом, искусство которого более открытое и свободное для вхождения в его поэтику новейших синкретичных жанрово-стилистических модификаций. В конце ХХ века, колумбийский писатель Г. Г. Маркес, будучи далеким от традиционного реализма, назвал современный реализм "гарантией правдивости". В литературоведении художественный метод Маркеса и других латиноамериканских писателей. "Новый роман", "антироман", как называют это течение в модернистской прозе 50-60-х годов ХХ века, видоизменяет привычную форму классического романа, впитывая при этом основные его особенности.

Скорее всего, постмодернизм берет начало от стремления бороться за мир на Земле и за отсутствие дискриминации. Он отрицает идеи эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Если автор-модернист ищет смысл в меняющемся мире, то постмодернист считает, что окружающая действительность абсурдна и смысла не имеет.

Постмодернизм в литературе имеет множество особенностей. О них – в этой статье.

Характерные черты постмодернизма в литературе

Филологам удалось выделить характерные черты постмодернизма:

литературный постмодернизм

Излюбленные темы и приемы постмодернистов

Несмотря на различия в области постмодернизма, у авторов существует ряд одинаковых тем и приемов.

Ирония и черный юмор

Интертекстуальность

Этот термин понимается как неизолированный характер творения писателя. То есть, произведение может ссылаться на другой текст, иметь его стилистику, сравниваться с ним. Например, авторы упоминают сказки и мифы, популярные жанры (научная фантастика, детектив и пр.).

Пастиш

Метапроза

В литературе постмодерна акцент делается не на содержание текста, а на процесс его разворачивания. Писатель исследует природу самого текста и пишет о нем текст. Искусственность и вымысел очевидны. Среднестатистическому читателю ясно, что автор либо хочет сделать неожиданный переход, либо держать эмоциональную дистанцию между героями или с читателем, либо просто прокомментировать повествование.

Отдельно стоит упомянуть историографическую метапрозу. Здесь за основу берутся случившиеся в реальности происшествия, а персоналии писатель изменяет.

Среди типов метапрозы выделяется пойоменон. Книга, написанная в таком поджанре, является произведением о написании этой книги.

Максимализм и минимализм

Максимализм идеально передает постмодернистскую чувствительность. Например, пародийное произведение пародирует саму идею пародии.

Минимализм имеет поверхностный характер. Здесь не раскрываются в полной мере мысли и чувства персонажа. Дана лишь описательная информация. Автор-минималист скуп в художественных средствах и немногословен: он смог бы поучаствовать в литературном конкурсе, условия которого – лимит в 2000 знаков с пробелами. Любители минимализма нередко смеются, когда наблюдают в произведении детализацию чего-либо и обилие прилагательных.

Фабуляция

Это тот случай, когда вымысел перемешивается с реальностью. Нет традиционной структуры романа, а роль рассказчика отходит на второй план. И, конечно, в общий реализм включаются эпизоды, связанные с магией и другими фантастическими деталями.

Временное искажение

Магический реализм

Этот прием объединяет в себе многие вышеперечисленные приемы. Здесь происходит не только сопоставление реальности и фантастики, но и создание временных сдвигов, запутанных повествований и сюжетов. Упоминаемые в книге предметы часто имеют воображаемый и нелепый характер, как будто человеку эти предметы снятся.

Технокультура и гиперреальность

Здесь литературный постмодернизм имеет сочетание иронии и пастиша. Ведь гиперреальность описывает симуляцию реальности и неспособность человеческого сознания отличить действительность от плодов богатого воображения. Гиперреальность связана с технологически развитыми странами и представляет собой виртуальную реальность.

Паранойя

Фрагментация

Элементы произведения разбиты на фрагменты и хаотично расположены во всей книге. То есть, делается акцент на хаос: Вселенная имеет необоснованный и неупорядоченный характер. При этом фрагментация характерна не только для сюжета, но и для структуры предложений, грамматики и пр.

Самые значимые произведения

литература постмодерна

Расцвет постмодернизма приходится на 60-80-е годы ХХ века. Самые яркие представители этого направления – Уильям Берроуз, Джозеф Хеллер, Филип Дик, Курт Воннегут.

Влияние реализма

Хотя для постмодерна характерно отрицание идей реализма, реализм оказал влияние на творчество писателей этого направления.

Например, постмодернисты активно трансформируют наследие Федора Достоевского, опираясь на свои мировоззренческие и эстетические установки. Современные авторы разнонаправленно воспринимают личность и творчество великого писателя в контексте мировой литературы. Хотя постмодернисты интерпретируют, перекодируют и деконструируют значительную часть русской культуры и литературы позапрошлого века, идеи, образы, мотивы его творчества все равно неизменно рассматриваются.

Читайте также: