Постмодернизм пелевина сочинение generation p

Обновлено: 16.05.2024

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского

Эссе по произведению Виктора Пелевина:

Студентка группы: ЯОБ-241-У

Виктор Пелевин – один из самых ярких и неоднозначных современных

писателей, произведения которого вызывают бурную полемику на страницах

журналов и на сайтах сети Internet. Это связано, очевидно, не только с тем,

художественного анализа процессов, «совершающихся в сфере сознания и

коллективного бессознательного, индивидуальной психике, их воздействия

Практически все критики, говорившие о Пелевине, отмечают, что основное

содержание большинства его произведений составляет описание различных

состояний сознания, в которых достоверными становятся самые

причудливые и фантастические картины реальности .

Отсюда – внимание автора к феномену идеологии, рекламы,

возможностям информационно- коммуникационных технологий,

сознанием людей с помощью телевизионной рекламы. Особая эпохальная

рекламой, но не всегда четко представляющих себе ее суть и степень

воздействия на собственное сознание и – что значительно страшнее – на

подсознательную и бессознательную сферы.

В ХХ столетии появляются средства массовой информации (периодические

издания, радио, телевидение, Internet), которые оказываются проводниками

различных идеологий власти. К электронной «Энциклопедии методов

манипуляции сознанием, приводятся два показательных эпиграфа. Первый из

них – «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации. Главное

Кара-Мурза). Второй – «Чем лучше люди узнают сущность влияющих на

сознание технологий, тем больше вероятность, что они поймут их

назначение, и тем менее вероятность, что эти технологии будут

предостерегающий характер, выявляя подводные рифы современного

мировосприятия людей, оказывающихся беззащитными и несвободными (т.е.

кем-то управляемыми) в своих нравственных, социально-политических

оценках и поступках.

Начиная примерно со второй четверти ХХ века, помимо СМИ огромное

значение приобретает искусство (кино, фотографии, театр, литература и т.д.),

которое в условиях любого режима (демократического или тоталитарного)

оказывается проводником авторского мировоззрения, в свою очередь

могущего оказаться ангажированным идеологией господствующей власти.

При этом знаковая природа искусства способствует созданию в сознании

людей такой модели реальности, которая закрывает им глаза на процессы в

«А в будущем ни одного произведения искусства не

будет создаваться просто так; не за горами появление книг и фильмов,

В отечественной культуре рекламный бум пришелся на 90-е годы,

Отдельные характеристики эпохи, рассеянные по всему произведению,

позволяют реконструировать авторскую оценку переходного периода.

«Почти незаметно произошло одно существенное для его будущего

событие. СССР, который начали обновлять, улучшился настолько,

что перестал существовать (если государство способно попасть в нирвану,

существует — проблема только в том, что в нем участвует все взрослое

лаконично констатирующее новую характерную черту России - смычку

бизнеса и преступности: «. основной экономический закон

постсоциалистической формации: первоначальное накопление капитала

В таком историческом контексте невозможно не видеть прямой

взаимосвязи между социально-политическим кризисом и взлетом манипуляционнно-рекламных технологий, которые заняли очень

значительное место в социально-психологическом и ценностном

пространстве культуры, переформатируемой на потребление. «Через

посредство рекламы потребитель, интериоризирует социальную инстанцию и

Таким образом, в отечественной культуре конца ХХ (начиная с 90-х гг.)

резко обострился кризис ценностных установок сознания постсоветского

Расцвет технологий и форм манипуляции сознанием (в частности, телевизионной рекламы) как характерная черта переходно-критического

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творчество Виктора Пелевина – одно из самых неоднозначных и неизученных явлений современной русской литературы.

Многие исследователи видят в Пелевине наиболее яркую, знаковую фигуру отечественного постмодернизма, мэтра российской прозы. Творческий метод писателя соединяет в себе художественность, философичность и ярко выраженный социологизм.

Творчество Виктора Пелевина – одно из самых неоднозначных и неизученных явлений современной русской литературы.

Многие исследователи видят в Пелевине наиболее яркую, знаковую фигуру отечественного постмодернизма, мэтра российской прозы. Творческий метод писателя соединяет в себе художественность, философичность и ярко выраженный социологизм. В произведениях В. Пелевина мы находим художественное исследование влияния социальных законов на психологию отдельной личности и общества в целом, глубинных, скрытых в области бессознательного, архетипической памяти.
Книги Пелевина — настоящая энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России конца ХХ — начала ХХI века. Его тексты предъявляют серьезные требования к интеллекту и эрудиции читателя. Далеко не каждый, даже образованный, человек способен расшифровать все интертекстуальные отсылки в его книгах. Это самые разные мифы и архетипы, различные религиозные традиции и философские системы, всевозможные мистические практики и магические техники.

Композиция романа тоже достаточно своеобразна. Все повествовательные линии пересекаются в финале, где читатель находит развернутое толкование символов, периодически встречавшихся ему в процессе прочтения романа. Все эти символические образы предстают на черной базальтовой плите в Золотой комнате Иштар, рисуя схематическую картину мира.

Пространство романа не едино, как и все произведения Пелевина; оно напоминает гиперссылку на три различных источника: реальные события из жизни Вавилена, самоучитель по Public Relations и маркетингу - многочисленные тексты реклам, и мистические вставки, будь то наркотические видения или древнеегипетские мифы.

Творчество В.Пелевина можно отнести к художественным произведениям русского постмодернизма, так как роман включает в себя такие яркие черты постмодернизма, как смешение жанров в рамках одного произведения, многоплановость восприятия содержания, интертекстуальность, обилие цитат из других произведений и нарочитая перевернутость изображаемого мира.

Виктор Пелевин как представитель русского постмодернизма, и его роман Generation "П". Проблемная ситуация в Generation "П". Заглавие романа. Эпиграф. Главный герой. Язык романа. Изобразительно-выразительные приемы создания образов. Трагедия поколения.

Рубрика Литература
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 06.09.2008
Размер файла 38,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Ульяновский государственный технический университет

Курсовая работа

Идея произведения и средства ее раскрытия

Исполнитель: Гуркина В., группа ИДРд-32

Руководитель: Дырдина Н. М.

Введение

Глобальный переворот, произошедший за последние десятилетия в культурной жизни России, не мог не отразиться на русской литературе. К 1991 году в нашей стране окончательно оформился и утвердился постмодернизм. Литература постмодернизма гораздо сложнее, чем некоторые ее себе представляют. Это своеобразная антисистема, в которой идеи, высказываемые автором и героями, амбивалентны, то есть путь к сознанию лежит через пустоту, отрицание, которое читатель заполняет удобными ему смыслами.

Одной из составляющих постмодернизма является концептуализм, смысл которого в эксперименте, основанном на концептах, отражающих современное состояние мира сквозь призму постмодернистской философии.

Основная часть

Заглавие романа

Эпиграф

Но интересно то, что непосредственным инициатором изменений в итоге стала именно правящая элита, так как лишь у нее, кроме причин и желания, была возможность реально что-либо. Эпиграф задает общий тон и настроение романа - жизнь советского человека в новом мире, его приспособление к этой жизни, но и является своеобразным вызовом читателю, заставляющем его заглянуть вглубь своего сознания. Ведь именно средний класс, те, кто больше всего хотели экономической, политической и культурной свободы, оказался больше всего к ней неготовым, в первую очередь морально и духовно, что, фактически, демонстрируется на протяжении всего романа.

Я сентиментален, если вы понимаете, что я имею ввиду;

Я люблю страну, но не переношу того, что в ней происходит.

Я не левый и не правый,

Просто сегодня я сижу дома,

Пропадая в этом безнадежном экране…

Главный герой

«-- Это творцом? -- переспросил Татарский. -- Если перевести?

Ханин мягко улыбнулся.

Затем Татарский -- создатель телевизионной реальности, замещающей окружающую действительность, и, наконец, в финале он живой бог, земной муж богини Иштар (в аккадской мифологии - центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера).

Пелевин абсолютно точно подмечает, что советский уклад жизни стал настолько привычен для людей, рождавшихся в СССР, что его разрушение или хотя бы изменение приведет к потере представлений советского человека о реальности. Если раньше советский идеологический миф создавал в умах людей ощущение, что прошлое, настоящее и будущее -- это стабильность и предсказуемость, то в постперестроечный период эти же люди потеряли идейную опору и начали испытывать страх перед настоящим и будущим.

Такие идеи автора отражены в романе:

-- А вы не боитесь, что все может кончиться? -- спросил Татарский. -- Ведь время сами знаете какое. Вдруг все рухнет?

Клиент поморщился и с недоумением поглядел сначала на Татарского, а потом на его спутников. Его пальцы перестали крутиться.

- Боюсь, -- ответил он, поднимая глаза. -- А кто не боится-то. Странные какие-то у вас вопросы.

Поэтому роман повествует не об эволюции героя, а о процессе его самопроникновения, нахождения себя в мире, узнавании своего назначения, заданного изначально. Важна не столько точка отправления героя и конечный пункт его пути, сколько постепенное разворачивание сути, углубление сознания персонажа. Судьба Вавилена заложена уже в имени, данном ему при рождении. Герой обречен воплотить эту судьбу. Одновременно ощутимая трагедийность при этом практически отсутствует -- любая попытка лирики обращается карикатурой, шаржем 4 [19] .

Язык романа. Изобразительно-выразительные приемы создания образов

Каждый читатель может толковать текст Пелевина в своем направлении. Особенность же его в том, что в итоге неизменно возникает ощущение существования конечного толкования, ведь в литературном произведении должен быть заложен конечный философский смысл, идея, возможность обретения истины. Возникает иллюзия существования модели окончательного сбора элементов. Вероятно, это определяется предельно схематичной конструкцией романа и обширными ложнонаучными выкладками.

«Мировой Pantene pro V!

Трагедия поколения

Употребляемые Пелевиным рекламные тексты настолько ярки и жизнеспособны, что порой читатель задумывается о том, не взял ли писатель что-то из реальной жизни:

Финал

Сюжет романа -- восхождение главного героя Вавилена Татарского на зиккурат, башню главных храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций, что осуществляется параллельно с продвижением его по социальной лестнице, с достижением вершины в профессиональном рекламном бизнесе, как считает большинство исследователей творчества Пелевина. Но у финала произведения существует множество трактовок: по одной версии Вавилен Татарский обретает богоподобие (живой муж богини Иштар), могущество, всяческие блага и совершенную мудрость. Герой уже не стремится вырваться из мира иллюзии и обмана, а, напротив, заняв освободившееся место мужа богини становится повелителем Вавилона.

Композиция романа не линейная, а спиральная. Она повторяет путь на зиккурат как путь обретения человеком информации о себе, разгадывания им себя: масса сюжетных витков, на каждом из которых мы узнаем что-то новое о герое, понимаем несколько глубже его суть и суть вещей в целом, хотя сам он не изменяется.

Библиографический список

1. Бавильский Д. Все мы немного. / Д. Бавильский // Независимая газ. -- 1993. -- 31 июля.

2. Басинский П. Из жизни отечественных кактусов / П. Басинский // Лит. газ. -- 1996. -- 29 мая.

3. Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века) / О. В. Богданова. - СПб. : Филол. ф-т С.-Петерб. гос. ун-та, 2004. - 563 с.

4. Беляков С. Крошка Цахес по прозванию Пелевин / С. Беляев //Урал. - 2004. - № 2.

5. Генис А. Поле чудес. Виктор Пелевин // Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. -- М., 1999. -- С. 83, 84.

11. Пелевин В. О. Generation П : роман / В. О. Пелевин. -- М. : Вагриус, 1999. -- 302 с.

13. Роднянская И. Этот мир придуман не нами / И. Роднянская // Новый Мир. -- 1999. -- № 8.

15. Свердлов М. Технология писательской власти (О двух последних романах В. Пелевина) / М. Свердлов // Вопросы литературы. - 2003. - №4.

16. Скоропанова И. С. Русская постмодернистская литература : учеб. пособие для вузов / И. С. Скоропанова. -- 3-е изд., испр. и доп. -- М. : Наука, 2001. -- 608 с.

17. Шаманский Д. В. Пустота (снова о Викторе Пелевине) / Д. В. Шаманский // Мир русского слова. -- 2001. -- № 03.

18. Генис Александр. Феномен Пелевина.

21. Рождественская К. Околение П.

22. Свердлов М. Как сделан Пелевин - хорошая защита плохой прозы.

Финал романа открытый. Впрочем, скорее всего, по Пелевину, никакого выхода нет, а есть только пустота.

Заключение

Подобные документы

Главный мистификатор современной литературы. Отношение писателя к методам постмодернистов. Жизнь героев романа Пелевина "Чапаев и Пустота". Мир темной "достоевщины", преследующей русского человека. Проблема идеологии потребления в романе "Generation П".

реферат [61,2 K], добавлен 17.04.2015

Жизнь и творческая деятельность русского писателя Виктора Пелевина. Публикации в журнале "Наука и религия". Статья "Гадание по рунам", инструкция к набору рун. Книги В. Пелевина во Франции. Виртуальная конференция с В. Пелевиным. Анализ романа "Омон Ра".

реферат [3,3 M], добавлен 08.06.2010

Замысел своего романа. Сюжет романа "Преступление и наказание", особенностях его структуры. Три этапа работы Достоевского. Ответ на главный вопрос романа. Идея любви к людям и идея презрения к ним. Идея двучастного замысла и его отражение в названии.

презентация [5,4 M], добавлен 12.02.2015

Жизнь и творчество В.М. Гюго. Историческое и вымышленное в романе "Собор Парижской Богоматери". Противопоставление Средневековья и Эпохи Возрождения; основная идея романа. Нравственные ценности и изобразительно-выразительные средства в произведении.

курсовая работа [36,3 K], добавлен 25.04.2014

Особенности поэтики романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Концепция личности и система образов в романе. Язык и стиль романа. "Герой нашего времени" как религиозно-философский роман. Структура композиции романа. Религиозно-философское начало.

курсовая работа [53,0 K], добавлен 25.07.2012

Русский постмодернизм и его представители. Особенности постмодернистской прозы В. Пелевина, "экзотические" мотивы и темы творчества, культурный контекст: от русской литературной классики до современной молодежной субкультуры. Анализ романа "Generation П".

курсовая работа [48,3 K], добавлен 04.12.2009

История создания романа "Герой нашего времени". Характеристика персонажей романа. Печорин и Максим Максимыч - два главных героя – две сферы русской жизни. Философский взгляд Лермонтова на духовную трагедию героя нового времени. Белинский о героях романа.

Книги Пелевина — настоящая энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России конца ХХ — начала ХХI века. Его тексты предъявляют серьезные требования к интеллекту и эрудиции читателя. Далеко не каждый, даже образованный, человек способен расшифровать все интертекстуальные отсылки в его книгах. Это самые разные мифы и архетипы, различные религиозные традиции и философские системы, всевозможные мистические практики и магические техники. 14

Одной из черт прозы Пелевина, которая сразу бросается в глаза, является неоднозначность трактовки содержания. Неоднозначно в его произведениях не только содержание, но и названия. И именно это является главной отличительной чертой постмодернизма Пелевина.

Сегодня есть несколько вариантов интерпретации названия романа:

Поколение П. (в противоположность Поколению Х)

Поколение П. (синоним конца)

Поколение 3, 141 592 653 589 793…

Просто первая буква слова generation располагается на
одной клавише с буквой п.

Поколение Прямых попаданий 17

Лично мне наиболее близка такая позиция, как Поколение П. (синоним конца), так как жизнь, показанная в романе В.Пелевина, абсурдна, нелогична, беспорядочна. Нет идеалов, не к чему стремиться… Мир вранья и рекламных трюков, опустошающий человеческую душу. В таком мире жить не хочется.

Действительно, жанр этого произведения сложно определить, так как автор книги совмещает множество различных приёмов. Некоторые источники определяют жанр романа как мистика или драма, но самым универсальным и правильным определением, на мой взгляд, является современная проза. И из этого следует, что жанровое своеобразие романа в том, что точное определение жанра невозможно, как и во многих произведениях постмодернизма.

В одном тексте можно обнаружить все литературные жанры: фантастику, мистику, детектив, боевик, наркороман и даже киберпанк.

Через смех очень просто скатиться к скепсису, цинизму и нигилизму. Но мне почему-то кажется, что за иронией и гротеском, сатирой и пародией Пелевина скрывается автор с чувствительным сердцем , нежной и ранимой душой. На самом деле Пелевин — романтик, он верит в добро и любовь. Его смех жестокий и горький, но это смех сквозь слезы. Но даже от самых мрачных его произведений у читателя остается светлое впечатление.

Особого внимания в постмодернизме заслуживает литературный стиль произведения. Стиль Пелевина — смешение литературных стилей и форм , стилизация и пародирование, коллаж и лубок, калейдоскоп и пазл, сборник афоризмов и анекдотов, тонкая ирония и почти откровенный стёб. В книгах Пелевина фантазия и реальность неотличимы, юмор и серьезность неотделимы. Сюжет его книг всегда непредсказуем, он делает неожиданные повороты, внезапные переходы. Клиповый монтаж эпизодов действия позволяет сюжету развиваться предельно динамично. Читатель увлекается кажущейся очевидностью происходящего и постоянно попадает в расставленные интеллектуальные ловушки. В одном тексте можно обнаружить все литературные жанры: фантастику, мистику, детектив, боевик, наркороман и даже киберпанк.

В произведениях Пелевина представлен очень широкий культурный контекст : от русской литературной классики до современной молодежной субкультуры. Его тексты находятся на грани между классической и современной, академической и популярной, элитарной и массовой культурами. Можно сказать, что Пелевин строит мост между культурным наследием, классической традицией и молодежной субкультурой. 18

Также одним из приёмов постмодернизма, ярко представленным у Пелевина, является интертекстуальность .

Пожалуй, трудно назвать тему, которая не нашла бы своего отражения на страницах художественной литературы. Пытливый читатель может найти книги о войне, о любви, о природе, о далеком прошлом. Но какой бы жизненный материал ни лег в основу произведения, неизменным остается только одно: любая коллизия становится только поводом для размышлений писателя о нравственных проблемах. Вместе со Львом Толстым мы не только мысленно участвуем в Бородинском сражении, но и подобно Андрею Болконскому и Пьеру Безухову мучительно ищем смысл жизни. Вместе с Достоевским мы не только расследуем убийство старухи-процентщицы, но и познаем меру нравственных страданий Раскольникива.
Подлинное произведение искусства всегда призвано будить совесть, делать человека лучше и чище, поднимать его на более высокую нравственную ступень. Только тогда оно обращено в вечность, потому что, по словам булгаковского Воланда, вечной и неизменной является прежде всего человеческая природа. При этом писателю вовсе не обязательно становиться прямолинейным морализатором. И изображение высших проявлений человеческого духа, и описания теневых сторон жизни в равной мере могут пробудить читательскую мысль, а значит, и осветить наше движение к истине.
В потоке ярких книжных новинок роман современного и любимого многими писателя Виктора Пелевина сначала привлек меня своим названием. Произведение русской литературы озаглавлено иностранным словом: "Generation "П"". Английские заимствования стали сегодня неотъемлемой частью отечественной культуры, особенно в молодежной среде. На русский язык название переводится как "поколение", "поколение, которое выбирает "Пепси"".
О судьбе своих современников размышляли многие писатели. Именно об этом написан роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". В начале минувшего века А. Блок писал:
Мы дети страшных лет России
Забыть не в силах ничего

Ему вторит В. Высоцкий:
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.

Читайте также: