Последовательность этапов урока письма сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока способствует обобщению и систематизации знаний студентов по методике обучения связной речи учащихся начальной школы. Речь – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Связная речь направлена на составление высказывания, передаёт тему, обладает самостоятельностью, законченностью, организована по законам логики и грамматики. Единицами связной речи в условиях начальной школы может быть развёрнутый ответ, рассказ, письменное изложение или сочинение.

Занятие спланировано в технологии деятельностного метода.

Конспект занятия представлен двумя уроками, на которых шло обобщение изученного материала и выполнялась практическая и самостоятельная работа по теме.

Кроме конспекта урока представлен раздаточный материал для практической работы и рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов.

Разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях соответствующей специальности.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ ПОДГОТОВИЛА:

ПАНОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ МЕТОДИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

Приложение 1. Планы текстов……………………………………………..12

Приложение 2. Детские сочинения………………………………………..13

Приложение 5. Рекомендации для самостоятельной работы…………..16

Данная разработка урока способствует обобщению и систематизации знаний студентов по методике обучения связной речи учащихся начальной школы. Речь – вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Связная речь направлена на составление высказывания, передаёт тему, обладает самостоятельностью, законченностью, организована по законам логики и грамматики. Единицами связной речи в условиях начальной школы может быть развёрнутый ответ, рассказ, письменное изложение или сочинение.

Занятие спланировано в технологии деятельностного метода.

Конспект занятия представлен двумя уроками, на которых шло обобщение изученного материала и выполнялась практическая и самостоятельная работа по теме.

Кроме конспекта урока представлен раздаточный материал для практической работы и рекомендации для выполнения самостоятельной работы студентов.

Разработка может быть использована преподавателями на занятиях в профессиональных образовательных учреждениях соответствующей специальности.

В развитии современной начальной школы происходят изменения на уровне смены целеполагания: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в большей степени обеспечивающая становление личности младшего школьника и раскрытие его индивидуальных способностей. Важной стороной развития является формирование мышления и речи, так как овладение языком как средством общения, учит детей создавать собственные высказывания в устной и письменной форме.

Методика преподавания русского языка обогащает студентов знаниями по организации работы над связной речью. В начальной школе много видов упражнений в связной речи: пересказ, развёрнутые ответы на вопросы, текстовые упражнения с анализом лексики или грамматики, письменные изложения и сочинения, но всё это разнообразие учащимся даётся почти без теории, практическими способами.

Будущие учителя должны сами владеть различными языковыми средствами, знать особенности формирования устных и письменных высказываний учащихся, методы и приёмы обучения разным видам связной речи. Особое внимание уделяется работе над сочинением, так как это творческая работа учащихся, она требует активности, самостоятельности, внесения чего-то своего, личного в текст. Но для написания сочинения требуется комплекс сложных действий: подготовка материала, его систематизация, выбор языковых средств, знание правил грамматики и орфографии, поэтому студенты должны знать не только методику преподавания русского языка, но и современные технологии, которые помогут им в планировании и проведении уроков русского языка в начальной школе.

Тема: Этапы работы над сочинением

Тип урока: урок систематизации знаний.

Краткая характеристика урока: по учебному плану на данную тему отводится четыре часа и два часа на самостоятельную внеаудиторную работу студентов, в процессе которой они повторяли изученный материал, подготовили презентации по пройденным темам.

На уроках русского языка были изучены психолого-лингвистические основы развития речи учащихся: текст, признаки текста, виды и средства связи предложений в тексте, изобразительно-выразительные средства языка. На уроках методики преподавания русского языка рассмотрены вопросы о видах сочинений, подготовке к выполнению данных упражнений, поэтапность и усложнение обучения в соответствии с возрастом учащихся. Данные уроки направлены на систематизацию и обобщение полученных знаний.

Общая дидактическая цель: содействовать обобщению и систематизации изученного материала по теме.

Цель методическая: овладение способами учебно-педагогической деятельности.

Образовательный аспект: способствовать осмыслению и систематизации изученных понятий: текст, типы текста, тема, план, виды связи предложений в тексте.

Развивающий аспект: способствовать развитию познавательных, интересов, творческих способностей при выполнении самостоятельной работы.

Воспитательный аспект: формирование коммуникативных качеств, активности в решении поставленных задач.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: дидактический раздаточный материал (карточки, таблицы, рекомендации по выполнению самостоятельной работы); презентации, подготовленные студентами.

Технологическая карта урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Формирование

компетенций

Проверка готовности к занятию, приветствие , эмоциональный настрой, предлагаю разделиться на две группы

Готовятся, настраиваются на работу

Мотивация к учебной деятельности

Каждой группе предлагаю выполнить задание (приложение 1)

Как вы думаете, о чём мы с вами будем рассуждать?

Обсуждают в группах, обдумывают ответы, определяют, что речь пойдёт о написании сочинений

ОК1.Понимать сущность и значимость своей будущей профессии

Выявление места и причины затруднения

Вы правильно определили тему урока, но понятия: тема, идея, виды связи требуют уточнения

Выступающие от каждой группы дают не совсем точные ответы.

ОК 6. Работать в коллективе и команде

Построение проекта выхода из затруднения

Давайте составим план обобщения материала, что ещё надо повторить, чтобы сложилась определённая система знаний. 1)выявить усложнения по написанию сочинений по классам;2) уточнить этапы работы над сочинением; 3) знать типы текстов.

По этому плану будем организовывать нашу деятельность.

Студенты предлагают варианты обобщения материала, исходя из выполненных заданий

ОК2. Организовывать свою собственную деятельность

ОК 3. Принимать решения в нестандартных ситуациях

Реализация построенного проекта

Для выполнения первого пункта плана вы дома повторяли теоретический материал, давайте вспомним, что такое сочинение? С какого класса можно использовать такие упражнения? Какие усложнения можете назвать?

2) Какие этапы при написании сочинения должны быть? Обсудите в группах, назовите и приведите примеры.

Студенты, посовещавшись, дают ответы, уточняю и дополняю, привожу примеры, нацеливая на выбор узкой конкретной темы, на то, что идея, основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, это то, к чему он призывает,учит. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном предложении текста.

План в начальных классах должен быть простым, из 3-5 пунктов, это части текста.

Дети не всегда последовательно излагают свои мысли, допускают ошибки. Предлагаю выполнить практическую работу: проверить детские сочинения (приложение 2)

Какие текстовые умения у детей ещё не сформированы? Дополняю ответы студентов.

3) Для написания сочинения надо помнить типы текстов. Рассмотрите таблицу приложение 3), чтобы вспомнить, какие тексты можно составлять при написании сочинений. А теперь проверим, как вы различаете типы текстов. Я буду читать тексты сочинений, а вы определять тип, приводя доказательства (приложение 4).Молодцы, почти все типы определили

Индивидуальные ответы студентов, усложнение в содержании работы представили презентацией, подготовленной во внеаудиторной самостоятельной деятельности

Отвечают, что работа начинается с определения темы; главное в тексте - идея; высказывание должно быть по плану; составление текста в логической последовательности

Проверяют,анализируют недочёты и ошибки

Каждая группа даёт ответ, дополняют друг друга.

Рассматривают таблицу, определяя значение по вопросам.

Слушают примеры текстовых сочинений, определяют тип

ОК 4. Осуществлять поиск и анализ информации для решения профессиональных задач;

ОК 5. Использовать ИКТ

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством

ОК 3. Оценивать и принимать решения

ОК 2. Определять методы решения профессиональных задач

Обобщение с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная творческая работа

Рефлексия, подведение итогов

Информация о домашнем задании

Обсудите в группах, какие выводы можем сделать по теме, проговорите их друг другу, а потом каждая группа озвучит их вслух

Предлагаю выполнить самостоятельную работу: продумать и написать образец детского сочинения, выбрав тему, тип текста, составив план. Можно пользоваться рекомендациями (приложение 5)

Предлагаю ответить на вопросы: 1. Запишите в своих тетрадях те понятия, которые вами усвоены хорошо. 2. Сможете ли вы провести аналогичную работу с детьми в начальной школе?

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Обсуждают в группах, делают записи, озвучивают

Составляют план действий, применяя знания, полученные по теме

Делают записи в тетрадях, выражая отношение к своим достижениям на уроке

ОК 6. Работа в коллективе, команде

ОК 2 организовывать собственную деятельность

ОК 2. Оценивать качество собственной деятельности

Методика преподавания русского языка знакомит будущих учителей с научными основами познавательно-речевых способностей.

Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения, а письменная речь усваивается в результате специального обучения.

Рассматривая лингвистические основы работы по развитию речи необходимо учитывать ведущие положения функциональной стилистики, культуры речи, лингвистики текста. Функциональная стилистика предполагает знание стилей речи, для начальной школы отбираем разговорный, научно-деловой и литературно-художественный. Культура речи рассматривает два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо. Лингвистика текста изучает особенности разных типов текстов (описания, повествования, рассуждения), специфику построения предложений в каждом из них, способы развития мысли, обеспечение связности фрагментов.

Связный текст в начальной школе понимается как некоторая последовательность предложений, связанных по смыслу друг с другом. Единицами связной речи можно считать рассказ, развёрнутый ответ, письменные изложения и сочинения. Развивая связную речь школьников, формируем у них конкретные умения: подбирать материал для связного высказывания, систематизировать его; понимать тему; составлять план и писать текст, придерживаясь этого плана; умение пользоваться средствами языка. В соответствии с отобранным материалом определять тип текста и составлять связное высказывание.

Таким образом, планируя работу по развитию связной речи в начальных классах, необходимо предусматривать упражнения разных типов, в том числе и написание сочинений.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Урок-сочинение

Урок-сочинение является одной из форм организации образовательного процесса, которая предполагает правильное формулирование и написание на бумаге своих мыслей по какой-то теме. Правильное в рассматриваемом нами случае – это логическое и грамотное, соответствующее нормам русского языка.

Цель урока-сочинения

Цель урока-сочинения состоит в создании условий для того, чтобы у учеников была возможность сообщить о своих впечатлениях по тому или иному научному вопросу, самовыразиться, проявить способность к творчеству. А к его задачам относится:

Виды урока-сочинения

Есть несколько видов урока-сочинения, как и видов сочинений (приведены в порядке возрастания сложности):

  1. Урок-сочинение-описание.
  2. Урок-сочинение-повествование.
  3. Урок-сочинение-рассуждение.

Урок-сочинение-описание

Сочинение-описание объединяет в себе такие виды сочинений, как:

  • сочинение-описание картины;
  • сочинение-описание героя.

Урок-сочинение-повествование

Сочинение-повествование также называется сочинением-рассказом. Их специфика в структуре, которая включает в себя завязку, кульминацию и развязку.

По факту, сочинение повествование – это тоже сочинение-описание, только объектом выступает не картина или герой, а событие.

Урок-сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение это и отзыв, и обзор, и сочинение на свободную тему. Оно требует максимум усилий. Необходимо сформулировать суть, привести примеры и сделать вывод.

Также сочинения можно разделить на две группы:

  1. Сочинения на репродуктивную тему.
  2. Сочинения на творческую тему.

Сочинения на репродуктивную тему

Сочинения на репродуктивную тему характеризуются тем, что раскрывают явление, которое встречалось в рамках предмета или в жизни.

Сочинения на творческую тему

Сочинения на творческую тему отличаются от сочинений на репродуктивную тему тем, что в них проявляются оценки и эмоции, т.е. то, как ученик самовыражается, как относится к миру и тем, что они вынуждают применять информацию из других предметов, тем самым устанавливая научные связи.

Несомненные плюсы сочинений на творческую тему:

  1. Они формируют личность человека, в частности, оценивание, эмоциональность.
  2. Они подходят для всех направлений, причем не только в образовании, но и воспитании.

Организация урока-сочинения

В организации урока-сочинения можно выделить следующие этапы:

  1. Этап подготовки.
  2. Этап непосредственного проведения урока-сочинения.
  3. Этап подведения итогов.

Организация урока-сочинения: первый этап – подготовка

Первое, что делается на этом этапе – определение темы сочинения, его цели и задач. Далее составляется план и, при необходимости, собирается учебная литература и другие материалы.

Организация урока-сочинения: второй этап – непосредственное проведение урока-сочинения

На этом этапе учитель сообщает ученикам о теме урока-сочинения, его цели и задач. Потом предоставляет всю информацию, необходимую для выполнения работы и, если требуется, подключает оборудование.

Организация урока-сочинения: третий этап – подведение итогов

На этом этапе осуществляется устное обсуждение сочинения, в частности, обсуждаются ошибки и что делать для того, чтобы их не было больше.

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении

Памятка учителю о том, как научить ученика писать сочинение, чтобы он получил достойную оценку на уроке-сочинении:

Таким образом, урок-сочинение является одним из основных, он незаменим во всех классах школы – младших, средних и старших



Сочинение — это один из популярных видов школьной работы, которые подразумевает грамотное, четкое, логически выстроенное изложение своих мыслей на заданную тему. После долгих экспериментов сочинение вновь заняло почетное место в школьной программе и включено в список обязательных испытаний на ЕГЭ.

Люди, которые не умеют
и не учатся связно говорить и писать,
как правило, не умеют и не научаются думать.
А.Н. Привалов

Классификация сочинений

Для начала разберемся, какие виды сочинений существуют. Ведь для каждого из них существуют свои критерии и свои правила написания и оформления. Знакомство с сочинением как видом письменной работы начинается уже в начальной школе. Вот в градации от простого к сложному и рассмотрим виды сочинений.

В методике существует несколько классификаций сочинений (по объему, по жанру, по характеру темы). В наиболее общей классификации принято выделять три основных вида:

  • Сочинение-описание. К ним относятся такие распространенные виды сочинений, как описание героя, сочинение по картине, описание пейзажа, интерьера и т.д. Отличительная особенность таких сочинений — в постепенном переходе от общего к частному. Ключевое значение для такого вида сочинения имеет правильный выбор художественно-изобразительных средств.
  • Сочинение-повествование, или сочинение-рассказ. Здесь главный упор делается на структуру изложения материала. Обязательно присутствуют такие компоненты, как завязка, кульминация и развязка. По сути, сочинение-повествование — это рассказ о каком-либо событии, описание действия.
  • Сочинение-рассуждение — один из наиболее сложных видов письменной работы. К этому виду относятся такие жанры сочинений, как отзывы, обзоры, эссе, сочинение на свободную тему. Для такого вида сочинений важно грамотно сформулировать главную мысль, идею — тезис. Затем идет построение доказательств (примеров, подтверждающих тезис). И заканчивается сочинение-рассуждение подведением итога — ответом на главный вопрос.

Учим писать сочинение правильно: важные аспекты

Рассмотрим по порядку, как научить ребенка писать сочинение правильно, на что обратить внимание.

Этап 1. Работаем над темой сочинения

В методике предлагаются такие приемы, которые помогут научить детей разделять широкие и узкие темы и правильно формулировать тему сочинения.

  • Попросите учащихся самостоятельно предложить темы сочинений. Например, вы закончили изучение произведения И. Тургенева "Отцы и дети". Какие темы сочинений могут быть предложены? "Образ Базарова в романе", "Конфликт отцов и детей", "Любовь в романе", "Композиционный особенности романа" и т.д.
  • При этом ученики должны уметь определять — широкая эта тема или узкая, что именно будет затрагиваться в сочинении, какие вопросы решаться.
  • Попросите проанализировать каждое слово в названии темы сочинения и выделить ключевое понятие (подчеркнуть, обвести, выписать, если нужно дать толкование слова). Например, темы "Жизненный путь Печорина", ключевое слово — "путь", т.е. в сочинении пойдет тема о хронологии событий в жизни героя. Или "Чтение — вот лучшее учение". Ключевые слова — "чтение", "учение". Значит, в сочинении предстоит раскрыть взаимосвязь между этими понятиями.
  • Прием "Редактор". Раздайте учащимся готовые сочинения, написанные не по теме. Дети должны самостоятельно или в группах определить: в чем заключается ошибка, почему тема указана неправильно, как должна быть названа тема, раскрытая в данном сочинении.

Этап 2. Определяем границы темы и формулируем главную идею

Вот еще одна часто встречающаяся ошибка. Бывает, что дана большая тема, например, "Критики о Пушкине". И ученик "растекся мыслью по древу", не выделив сути.


Чтобы этого избежать, нужно научить детей определять границы своего будущего сочинения.

Итак, перед вами широкая, общая тема. Не стоит пытаться "объять необъятное". Выбираем три-четыре примера и на их основе раскрываем тему.

Пример: "Любовь в жизни человека". Можно ограничиться тем, что выбрать два вида любви: материнскую и романтическую (к противоположному полу). Для каждого вида — пара-тройка примеров из литературы и из жизни. В заключении — вывод: важна / нужна / не нужна любовь в жизни человека. Все! Тема раскрыта.

Важно донести до учащихся мысль, что идею сочинения формулируют они сами. Одна и та же тема может содержать в себе 3, 4, 5 идей. И от того, какую идею выберет ученик, зависит и содержание сочинения.

Другая сложность, когда тема довольно узкая. Например, "Моя комната". Действительно, ну что писать? Диван возле стены, на окнах занавески и обои в цветочек? Здесь нужен обратный ход: от конкретного — к общему. Какие чувства вызывает эта комната? Какие важные события в вашей жизни происходили здесь? То есть, перейти от конкретного описания предмета к общему описанию чувств и эмоций.

Итак, правило формулировки главной идеи: "Общее — конкретизируем, конкретное — обобщаем".

Прием, развивающий умение формулировать идею

Выберите одну общую тему и попросите учащихся предложить как можно больше идей развития этой темы. И, наоборот — для узкой темы ученики должны подобрать как можно больше идей ее развития и обобщения.

Совет: Работу можно провести в игровой форме, разделив класс на небольшие группы.

Этап 3. Составляем план сочинения

План — "альфа и омега" любого сочинения, так как он задает рамки и помогает логически последовательно излагать свои мысли. Учить составлению плана необходимо уже в начальной школе.

Любое сочинение, вне зависимости от вида и жанра, содержит три главные составляющие: введение, основная часть и заключение.

  • Чтобы научиться выделять эти смысловые части, желательно составлять планы на предварительных уроках, Например, прочитали произведение — попросите учащихся составить план и выделить основные части. Прочитали параграф учебника — то же самое: составьте план.
  • В методике существует и такой прием, который учит выделять отдельные фрагменты текста: предложите ученикам текст, в котором абзацы перемешаны. Ученики должны расположить абзацы в логической последовательности, дав название каждому.
  • Очень важно, чтобы план соответствовал заявленной теме. Поэтому можно предложить учащимся заранее составленные планы по теме сочинения и попросить их оценить соответствие. Работу можно проводить в группах или в парах.

А вот проводить этап составления плана можно до или после сбора материала. Бывает, что ученик выбрал тему, обозначил границы и сформулировал главную идею, а о чем писать — не представляет. Тогда лучше сначала собрать материал, а потом составить план. Главное, чтобы составление плана не проходило уже после написания сочинения.

Этап 4. Собираем материал

Самый сложный этап работы, который позволяет составить основу будущего сочинения.

Поиск материалов для сочинения

Искать материалы можно в разных источниках:
книгах, критических статьях, статьях и отзывах в интернете

Для начала стоит обговорить с учениками, что разные типы сочинений имеют свои языковые особенности. Так, для сочинения-описания важны прилагательные, причастия и существительные. В таком виде сочинения все строится в ответе на вопрос "Какой…"

Для сочинения-повествования важны глаголы и существительные, так как часто эти сочинения посвящены описанию какого-либо события, действия.

  • Один из методических приемов предлагает собирать материал в таблицу.

Например, для сочинения по картине заполняем такую таблицу:

Пункты плана

Что? Кто?

Какой?

Что делает?

Варианты предложений

Знаменитый, русский, популярный

Написал картину в … году

2. Передний план картины

1. Время года — зима

1. Суровая, холодная

2. Тонкая, кудрявая

3. Старый, рассохшийся

1. Наступила, вошла в свои права

2. Дрожит от холода, пригорюнилась

3. Укутался снегом

1. На картине изображена суровая зима.

1. Художник изобразил ненастный зимний день.

3. Задний план, детали картины

    также помогает выбрать ключевые понятия, события, явления, о которых пойдет речь в сочинении. Например, для сочинения по теме "Зимний лес" учащиеся составляют кластер ключевых слов: Зимний лес — деревья, животные, небо, поляна, погода. Затем первичные понятия дополняются характеристиками: деревья — скинули листья, с голыми ветками, стоят, укутавшись в снежные шубы, и т.д.
  • Работа по вопросам. В младших классах учитель может воспользоваться заранее составленными вопросами, ответы на которые и будут в итоге представлять сочинение.

Например, для сочинения на тему "Мой лучший друг", ученикам можно заранее предложить заполнить анкету:

  1. Как зовут твоего друга?
  2. Где вы с ним познакомились?
  3. Как он выглядит? (высокий, низкий, худенький, мощный, сероглазый, с карими глазами и т.д.)
  4. Твой друг учится с тобой в одном классе? Вы — соседи?
  5. Какое у твоего друга хобби?
  6. Как вы любите проводить время? И т.д.
  • Прием "Дневник памяти". При работе над сочинением у детей нередко возникает "страх чистого листа" (есть в психологии и такое понятие). Вроде все понятно, тема объяснена, но работа так и не идет на лад. В этом случае можно предложить заполнить своеобразный "дневник памяти". Берется чистый лист и в него записывается все, что приходит на ум в связи с темой: обрывки мыслей, ассоциации, сравнения, начало фраз, цитат, имена, события и пр. То есть, работаем по принципу: "Писательство не в голове, а на кончиках пальцев". Естественно, что весь этот хаос потом нужно проанализировать, "раскидать" по пунктам плана. Главное, что уже нет чистого листа — работа началась!

Этап 5. Пишем сочинение

После того, как составлен план и собран материал, приступаем непосредственно к написанию сочинения.

  • Пишем на черновик. Некоторые учителя не обращают внимания на оформление черновика. Между тем, это очень важно, ведь многие ученики пишут в черновиках так, как они писали бы уже готовое сочинение. Такой вариант не дает возможности корректировки и исправлений (если только орфографических ошибок).

Можно предложить следующий прием:

  • Для черновика используются большие листы бумаги, или обычный лист, развернутый горизонтально. Лист сгибают пополам и сначала заполняют только левую часть. Правая остается свободным полем, куда будут вноситься правки, комментарии и корректировки. Лист заполняется только с одной стороны, оборотная остается свободной. Это нужно для того, чтобы ученик видел весь текст сразу.
  • Для объемного сочинения можно и вовсе использовать несколько листов (по количеству пунктов плана). Так будет удобнее проследить логику повествования, правильно подобрать связующие, переходные предложения.
  • Работаем над введением. Чаще всего затруднение вызывает именно введение. С чего начать? Какое первое предложение написать?

Методисты советуют научить учеников оставлять введение "на потом", и писать его уже после того, как написана основная часть. Этот прием позволит составить грамотное введение, которое, действительно, будет задавать тему и тон всему сочинению.

Варианты вступлений:

Чтобы облегчить задачу, учитель может предложить варианты вступлений, которые используются чаще всего. Рассмотрим на примере темы "Что такое любовь? (по роману М. Лермонтова "Герой нашего времени"):

  • Ряд вопросов по теме: Что такое любовь? Существует ли она? Всегда ли дарит только счастье? Эти вопросы рассматривает в своем произведении М. Ю. Лермонтов.
  • Рассуждение о заглавии. Любовь. Объяснить это понятие однозначно невозможно, потому что это чувство многогранно. И для каждого человека любовь проявляется по-своему. Вот об одной стороне этого многоликого чувства и пишет М.Ю. Лермонтов.
  • Диалог с собеседником. Задумывались ли вы о том, что такое любовь? Многие ответят, что любовь — это чувство, дарящее радость, счастье. Но всегда ли это так? Попробуем найти ответ, обратившись к роману М. Лермонтова "Герой нашего времени".
  • Цитаты, пословицы, поговорки, отражающие идею сочинения.
  • Краткая справка о писателе, поэте, художнике, либо о самом произведении.
  • Описание собственного впечатления, сложившегося после прочтения произведения (просмотра картины, переживания случая и пр.).

То есть, вступление должно быть продиктовано смысловым центром сочинения и определять круг вопросов и понятий, которые будут рассмотрены в основной части.

  • А начинать лучше с… заключения. Здесь работает "правило Штирлица": в памяти остаются только последние слова. Обычно при написании сочинения на завершающем этапе голова уже перегружена, и редко удается написать яркую концовку. А оценивается правильный и грамотный вывод очень высоко. К тому же, это позволит еще раз уточнить тему сочинения и еще раз соотнестись с планом — на те ли вопросы будут даваться ответы, правильно ли выбраны примеры и цитаты.

В школьной методике есть великолепное упражнение, которое помогает учить написанию заключения. Это всем знакомые упражнения, в которых предлагается закончить рассказ. Рассказ обычно дается событийный. А если предложить закончить текст описания, рассуждения? Этот прием помогает выработать навык краткости, лаконичности вывода и, собственно, написания концовок.

Этап 6. Проверка сочинений

После того, как сочинение написано в черновике, необходимо провести проверку. На этапе обучения желательно проверку проводить в классе, заранее обсудив с учащимися типичные ошибки: орфографические, пунктуационные, стилистические, речевые. Проверка строится в два этапа:

Этап 7. Анализ сочинений

Многие учителя пренебрегают этим этапом обучения сочинению, предпочитая молча проверить, объявить оценки, в крайнем случае — зачитать пару самых удачных (неудачных) сочинений.

Анализ сочинений

Ученик не сможет научиться писать сочинения, если не будет видеть примеров хороших и плохих работ, а также подробных комментариев к своей работе

Важно проводить полномасштабный анализ вместе с учениками, выявить не только удачные моменты, но и типичные ошибки, которые встречались чаще всего. Можно посвятить этому весь следующий урок или факультативное занятие. Но анализ должен быть!

Конечно, мы рассмотрели лишь наиболее общие приемы, которые используются на уроках, когда нужно научить ребенка писать сочинение. Потому что, например, сочинение в формате ЕГЭ в силу своей специфики требует отдельной статьи. Но, надеемся, что эти советы помогут учителям в подготовке уроков, посвященных сочинениям.

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: