Портрет в литературном произведении сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Кроме того, с именами связана еще одна проблема: некоторые абитуриенты умудряются писать их с ошибками. Уверены ли вы, что правильно помните написание таких имен, как Чацкий, Печорин, княжна Мери, Бэла, Сквозник-Дмухановский (кстати, чья это фамилия?), Симеонов-Пищик (а это кто?)?

Социальный статус, положение героя

Чтобы раскрыть социальный статус героя (в контексте эпохи, изображаемой писателем)можно ответить на вопросы: какое он получил образование, чем занимается в жизни, служит ли и т. д.

Характер героя произведения. Индивидуальные и типические черты героев.

2) Можно ли связать с каким-то социальным явлением более общего значения, с социально-психологическим типом?

Место героя в системе персонажей

Особенности изображения героя (приемы и средства)

Портрет героя или отсутствие портрета

Композиционные средства:

Речевая характеристика героя (внутренние монологи, письма, споры героев, индивидуализация речи, авторская характеристика героя)

Авторская характеристика героя.

Может быть представлена в большей или меньшей степени в зависимости от литературного рода и жанра.

Например, в лирике может вообще не быть других персонажей, кроме самого лирического героя, и тогда нет смысла учитывать этот пункт.

Поступки и действия героя как его характеристика.

Вывод

Анализируя эти (и другие, которые, возможно, остались неназванными) приемы и средства, попробуйте обобщить свои наблюдения: смысл любой научной работы, даже самой мелкой (каковой является сочинение) как раз и состоит в том, чтобы, собрав разные факты, обобщить их, выйти на более абстрактный уровень. Обобщение может касаться, например, литературного метода, которому следует писатель: какими будут по преимуществу приемы — реалистическими или классицистическими, или же герой скорее изображен как персонаж романтического произведения и т. д. Здесь могут быть сложные варианты: например, Печорин в значительной степени показан как человек романтического мироощущения, но в романе явно присутствуют элементы реалистического метода и полемики с романтизмом. Другой вариант обобщения, выводящий за пределы данного произведения, а иногда и за пределы творчества данного писателя, в общелитературный контекст: есть ли предшествующая литературная традиция изображения подобных характеров; может быть, другие писатели пользовались подобными приемами. Играли ли у них эти приемы ту же роль, или вы можете указать различия? Если такие параллели существуют, это будет хорошим материалом для заключительного обобщения. В конце можно также указать на традицию, которая, наоборот, начинается с этого героя и будет продолжена другими писателями.

Портрет героя: литературный портрет

Портрет героя – это описание внешности персонажа, его манеры держаться, говорить, двигаться – внешнего вида и особенностей поведения. Писатель создает портрет героя для того, чтобы в голове читателя заработал его личный кинематограф, который поможет ему представить героя. Но не только внешность интересует автора, ведь через внешнее он описывает и внутреннее: черты характера, качества личности и даже мировоззрение персонажа может быть отражено в описании внешнего вида.

То есть в теории литературы литературный портрет становится методом художественной характеристики, инструментом, с помощью которого автор создает образ персонажа, и это помогает читателю постигнуть, понять авторский замысел, оценить его отношение к происходящему.

Портрет героя, описывая внешность, изображая фигуру, лицо, одежду, движения, жесты и манеры, помогает автору:

  1. Раскрыть характер персонажа.
  2. Изобразить его внутренний мир (переживания, помыслы, мечты и т.д.)
  3. Выразить идейное отношение к герою (как автор относится к герою, как его оценивает – одобряет или нет).

Художественный образ

То есть задача литературного портрета (каким бы он ни был: подробным или кратким) – создать цельный художественный образ, без которого немыслим художественный текст. Создать его помогает деталь – выразительная подробность, благодаря которой текст приобретает особую изобразительность.

Создать ёмкий художественный образ помогают точно подобранная лексика, то есть слова. Эпитеты становятся лексической основой мастерски составленного портрета.

Для современного читателя подробные описания в духе Тургенева кажутся избыточными. Так же, как и в живописи изображение объекта становится все более и более условным, и совершается переход от реализма к импрессионизму, так и в литературе меняется изобразительный канон: от сверхподробного описания авторы переходят к условности, к намеку, пунктирной линией обозначая описываемый портрет.

Для того чтобы увидеть, как это работает на практике, предлагаем оценить портреты персонажей, созданные писателями разных эпох.

Портреты персонажей в мировой литературе

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)

Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д. Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.

Примерный план характеристики героя

  1. Вступление. Место героя в произведении.
  2. Главная часть. Характеристика героя.
  • Возраст героя, его социальное и материальное положение.
  • Внешний облик.
  • Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.
  • Поведение и поступки героя.
  • Как герой относится к окружающим.
  • Как относятся окружающие к герою.
  • В чем особенности его внутренних переживаний.
  • Речевая характеристика героя.
  • Авторское отношение к персонажу.
  • Какие черты личности героя выявляются в произведении.
  1. Заключение. Ваше отношение к герою.

Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений

Тематика произведения

Характеристика главных героев

Шариков

Персонаж, появившийся в результате операции из дворняги Шарика. Пересадка гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина превратила милую и дружелюбную собаку в Полиграфа Полиграфыча, дармоеда и хулигана.

Шариков воплощает в себе все негативные черты нового общества: плюет на пол, бросает окурки, не умеет пользоваться уборной и постоянно матерится. Но даже не это самое страшное — Шариков быстро научился писать доносы и нашел призвание в убийстве своих извечных врагов, котов. И пока он расправляется только с котами, автор ясно дает понять, что точно также он поступит с людьми, которые станут на его пути.

Это низменная сила народа и угрозу всему обществу Булгаков увидел в грубости и недалекости, с которой решает вопросы новая революционная власть.

Профессор Преображенский

Привык жить на широкую ногу — прислуга, дом из семи комнат, шикарные обеды. Его больные — бывшие дворяне и высшие революционные чины, покровительствующие ему.

Операция по омоложению дала неожиданный результат — пес превратился в человека. Но человек вышел совершенно никудышный, не поддающийся воспитанию и впитывающий в себя самое плохое. Филипп Филиппович делает вывод, что природа — это не поле для экспериментов и он зря вмешался в ее законы.

Доктор Борменталь

Иван Арнольдович целиком и полностью предан своему учителю. В свое время Преображенский принял живое участие в судьбе полуголодного студента — зачислил на кафедру, а затем взял к себе ассистентом.

Молодой доктор всячески пытался культурно развивать Шарикова, а затем и вовсе переехал к профессору, так как справляться с новым человеком становилось все сложнее.

Апофеозом стал донос, который Шариков написал на профессора. В кульминационный момент, когда Шариков достал револьвер и готов был пустить его в ход, именно Броменталь проявил твердость и жесткость, в то время как Преображенский колебался, не решаясь убить свое творение.

Швондер

Новоизбранный председатель домкома, ненавидящий профессора, как классового врага. Это схематический герой, без глубоких рассуждений.

Швондер полностью преклоняется перед новой революционной властью и ее законами, а в Шарикове видит не человека, а новую полезную единицу общества — он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях.

Ш. можно назвать идейным наставником Шарикова, он рассказывает ему о правах в квартире Преображенского и учит писать доносы. Председатель домкома из-за своей недалекости и необразованности всегда тушуется и пасует в разговорах с профессором, но от этого ненавидит его еще больше.

Другие герои

Список персонажей повести был бы не полон без двух помощниц по хозяйству — Зины и Дарьи Петровны. Они признают превосходство профессора, и, как и Борменталь, всецело преданы ему и согласны пойти на преступление ради любимого хозяина. Они доказали это в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, когда были на стороне докторов и точно выполняли все их указания.

Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)

Дубровский — характеристика литературного героя

Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф. Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В. Собинова до С.Я. Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н. Ливанов.

Калашников Степан Парамонович поэма (1838)

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность. Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К., — высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)

Бедная Лиза — страдалица, святая, жертва социального неравенства, грешница. Образ героини постепенно перестал принадлежать писателю, сделавшись частью литературной традиции, превратившись в национальный культурный миф.

Петр Первый — характеристика литературного героя

Пока П. силен, все ему подвластно. Буквально по мановению руки воздвигается город и создается флот. Но только силы оставляют П., и все восстает против него. В финале умирающий император видит, как буря разбивает в щепы построенный им флот, а хлынувшее море затопляет воздвигнутый им град. В романе Толстого, хронология которого охватывает период с 1682 по 1704 г., от смерти царя Федора Алексеевича и венчания на царство Ивана и Петра до взятия Нарвы, образ П. приобрел большую историческую объективность, хотя и лишился трагической составляющей героя пьесы. П. сталкивается с оппозицией, подавляет мятежи, сражается с ордами неприятелей, но его исторический выигрыш предопределен.

Плюшкин — характеристика литературного героя

Из века в век, неизменно, каждый человек испытывает потребность в самопознании. И если рассматривать представителей разных поколений, можно увидеть, что с течением времени меняются людские приоритеты и стремления, меняются и потребности, исходя из которых, можно составить портрет личности. Давайте попробуем проанализировать отличительные черты человека нашего поколения и составить портрет наших современников. Поможет нам в этом художественная литература.

Наружность героини не соответствует ее внутреннему настрою. Если внешне она выглядит необщительной и серьезной не по годам, то в душе ее – только доброта и отзывчивость к чужой беде. Но эти чувства хорошо скрыты от окружающих, они будто бы спят, и проявляются только в случае необходимости. Подобно своим ровесницам, девушка также ищет одобрения со стороны общества, также хочет самоутвердиться в жизни. Поэтому Алла иногда совершает ошибки и глупые поступки. В книге описывается момент, когда девушка, желая доказать однокласснику свое превосходство на дороге, выскакивает на проезжую часть, чем провоцирует аварию.

Несмотря на такие необдуманные поступки, свойственные Алле, так же как и ее ровесникам, девушка имеет внушительный интеллектуальный потенциал и много времени и сил тратит на саморазвитие.

Вот такой портрет современного человека рисует автор. Стремление к самостоятельности, самореализации и поиск общественного одобрения.

В книге автор описывает некий высший разум, контролирующий человечество и питающийся его энергией. Роман примыкает к этой касте высших существ, в надежде там найти ответы на волнующие его вопросы. Но даже среди них герой не может удовлетворить свою жажду открытий и прозрений. Он, обогащенный новыми знаниями, изучает мир, и все также отличается от представителей других поколений своим желанием разобраться во вселенной и все разложить по полочкам.

Рисуя таким главного героя, автор воплощает в его образе все главные черты современного человека — пытливость, любознательность, духовные запросы, развитый ум и стремление к истине. Он не удовлетворен положением, создавшимся в мире, хочет поменять его к лучшему и готов над этим работать. Именно эти качества характеризуют напористого и интеллектуально развитого героя нашего времени.

Рассмотрев героев нашего времени, представленных в художественной литературе, можно сделать вывод: современный человек воплощает в себе такие качества и свойства, как пытливый ум, стремление к открытиям и переменам, поиск истины и своего предназначения, самостоятельность и желание самореализоваться. В то же время герои нашего времени находятся в постоянной гонке за соответствием общественным эталонам. Для них важно одобрение со стороны общественности.

Таким выглядит современный человек через призму художественной литературы.

Читайте также: