Портрет как средство характеристики героя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Портрет героя в различных жанрах в русской литературе. Культура портретных характеристик. История развития портретирования в русской критике. Смена художественных методов, стилей и литературных направлений. Зарождение "нового романтического метода".

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.09.2012
Размер файла 24,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №21

Автор: Скитёва Анастасия, 9 класс

Научный руководитель: Курленко Г.П.,

учитель русского языка

и литературы МБОУ СОШ №21

Исследовать портрет, как средство художественной характеристики.

1. Познакомиться с историей появления портрета.

2. Рассмотреть портреты героев в разных направлениях литературы.

3. Рассмотреть примеры портретов у различных авторов.

Являясь одной из сторон художественного образа, портрет включает те основные моменты, которые существенны для образа в его целом. В портрет героя, как и во всем его образе, существуют и общие, типические черты, и индивидуальные. С одной стороны, литературный герой изображается в большинстве случаев как социальный и исторический человек, представитель определенной общественной эпохи, определенного класса и классовой группы; его наружность, движения, манеры характеризуют обычно ту социальную среду, которую писатель в своем произведении обобщает и идеологически оценивает. С другой стороны, литературный герой является как социальный и исторический человек, отличающейся от других членов своей среды; выбором и сочетанием индивидуальных черт его портрет писатель также выражает свое идейное отношение к той социальной группе, представителем которой является герой :

“Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенья, голос, легкий стан,

Все в Ольге. но любой роман

Возьмите и найдете верно

Портрет в различных литературных жанрах

Романтики отказались от всех предшествующих эстетических норм, но не смогли долго оставаться независимыми. Их портреты постепенно стали канонизированными: у романтического героя обязательно должен быть “взор беспокойный и угрюмый”, “в чертах суровость и тоска”.

«Хранили след тревоги бранной

Морщины смуглого чела.

В крови оружие и платье;

В последнем бешеном пожатье

(Демон, М.Ю. Лермонтов)

В фольклоре положительные герои сказок всегда ослепительно красивы. Фантастическая красота добра в устном народном творчестве контрастирует с гиперболизированным уродством зла.

«Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, А.С. Пушкин)

«Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина -

(Снежная королева, Г.Х. Андерсен)

Только реалистический портрет стал индивидуализированным, в нем словесная живопись дополнилась анализом, передающим сложность и многоплановость, в котором воплотилось своеобразие натуры. Прекрасную портретную галерею создали русские писатели XIX века. Каждый из них дополнил уже известные приемы своими находками в области литературного портрета.

Примеры портретов у различных авторов

Позднее, в творчестве Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого на смену развернутым характеристикам внешности пришли портреты, отмечающие какую-то одну, но очень важную в смысловом отношении деталь.

портрет герой литература романтический

Познакомившись с портретами в произведениях разных жанров, у разных авторов, я могу с уверенностью сказать, что портрет является одним из важнейших художественных средств, который помогает понять самые сложные и противоречивые характеры. В отличие от других способов изображения героя, будь то изобразительное искусство или скульптура, портрет в литературном произведении наиболее динамичен, способен полностью передать облик, мимику, жесты, движения личности. Именно этой полнотой и интересен не только литературный портрет, но и вся литература в целом.

Конечно, нельзя не сказать и об использовании писауелем портретной харак-теристики, когда он изображает ту или иную историческую фигуру. Давая характе-ристику императору французской армии, Толстой активно использует портретные детали. В описании Наполеона Толстой ничего не искажает. Точно таким, как в романе, герой был и в действительности, когда ему исполнилось сорок три года. Портрет Наполеона — иронический, сниженный. Автор не хочет видеть в этом герое ничего необыкновенного. Для него Наполеон просто человек, позволивший себе поверить, что он выше других. Автор подчеркивает самоуверенность, неестественность, ограниченность Наполеона, которая проявляется во всех его жестах, манерах.

Учебное пособие Литературный портрет как средство художественной характеристики

Рецензенты: Степанова Т.М. – доктор филологических наук, профессор

Кузнецова Л.Н. – учитель русского языка и литературы,

Учебное пособие адресовано старшеклассникам для подготовки к ЕГЭ

и содержит материал, проверяемый экзаменом.

Учебные материалы могут найти применение также при организации

дополнительных занятий во внеурочное время, ориентированных на углуб-

ленное изучение литературы.

Данное учебное пособие предназначено для формирования круга знаний и для развития умений и навыков учащихся. Школьники должны иметь представление об основных теоретико-литературных и эстетических категориях и понятиях, необходимых для анализа литературного произведения.

Цель пособия – развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в основной школе и расширяемых в старших классах.

Надеемся, что такая форма работы, как анализ портрета и его роли, поможет овладеть навыками анализа произведения под определённым углом зрения.

Сведения по теории и истории литературы и искусства

1.1 Портрет – лексическое значение, роль в литературе

Портрет

(фр. Portrait) – живописное, скульптурное, фотографическое или какое-либо другое изображение определённого человека. (Словарь иностранных слов, 1988).

Портрет

— 1.Изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре. 2.
перен.
Художественное изображение, образ литературного героя. (С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, 1995).

Портрет

(от фр. Portrait – портрет, изображение) в литературном

произведении — изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Характер портрета и, следовательно, его роль в произведении могут быть самыми разнообразными. В литературе чаще встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер. (Словарь литературоведческих терминов, 1974).

Портрет –

изображение внешнего облика человека (его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, пантомимики), с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его

В другом значении литературный портрет –

это один из жанров документально-художественной литературы, главная задача которого – создание образа интересной личности. Примером могут служить литературные портреты

Внешность человека говорит о многом – о его возрасте, национальности, социальном положении, вкусах, привычках, даже о свойствах темперамента и характера. Одни черты – природные; другие характеризуют его как социальное явление (одежда и способ её носить, манера держаться, говорить). Третьи – выражение лица, особенно глаз, мимика, жесты, позы – свидетельствуют о переживаемых чувствах. Эволюцию изобразительности в литературе можно обозначить как постепенный переход от абстрактного к конкретному и неповторимому.

В античной и средневековой литературе преобладала условная форма портрета

с характерным для него статическим описанием. Внешность персонажа изображалась в начале произведения, и автор к ней, как правило, больше не возвращался. Что бы ни пришлось пережить героям по ходу сюжета, внешне они оставались неизменны. Характерной чертой условного описания внешности является перечисление эмоций, которые персонажи вызывают у окружающих или повествователя. Портрет даётся на фоне природы. В литературе же сентиментализма фоном стали цветущий луг или поле, берег реки или пруда. Романтики будут предпочитать лугу – лес, горы, а спокойной реке – бурное море,

родной природе – экзотическую.

В литературе 19 века представлено разнообразие способов и форм рисовки внешности персонажей. Можно выделить два основных вида портрета: тяготеющий к статичности экспозиционный
портрет и динамический. Экспозиционный портрет
основан на подробнейшем перечислении деталей лица, фигуры, одежды, отдельных жестов . Более сложная модификация экспозиционного портрета –
психологический портрет
, в котором преобладают черты внешности, свидетельствующие о свойствах характера и внутреннего мира.

Другой тип реалистического портрета находим в произведениях писателей второй половины 19 века, герои которых вовлечены в динамический процесс жизни (герои Тургенева, Гончарова, Толстого, Достоевского). Подробное перечисление черт персонажа уступает место краткой, выразительной детали, возникающей по ходу повествования. Лаконичный прообраз такого портрета даёт проза А.С.Пушкина.

классицизма, через
портрет-характеристику
– к
портрету как средству проникновения в мир чувств и сознания неповторимой личности.
— 5 —

  • Портрет-картина
  • Портрет – прогулка
  • Портрет – тип
  • Костюмированный портрет
  • Аллегорический
  • Мифологический
  • Исторический
  • Семейный
  • Автопортрет
  • Религиозный

По характеру изображения

художественные портреты делятся на:

  • Парадный портрет
  • Полупарадный
  • Коронационный (реже встречается тронный)
  • Конный
  • Военный (в образе полководца)
  • Камерный
  • Интимный
  • Малоформатный и миниатюрный

В пространственных изобразительных искусствах – живописи, рисунке, скульптуре – изображение внешности персонажей – единственное средство построения художественного образа. Из изобразительного искусства название портрет перешло в теорию литературы.

В художественной литературе как искусстве словесном портрет является только одним из средств характеристики,

употребляемом в композиционном единстве с другими подобными же средствами.
В отличие от живописного и скульптурного портрет в литературном произведении наиболее динамичный: он передаёт не общий устойчивый облик, а мимику, жесты, движения личности.
Эти широкие возможности прекрасно используются русскими писателями.

Сравнение художественного и литературного портрета является одновременно сложным и увлекательным процессом. Сравнив своё собственное представление героев с представлением художников, читатель в сознании создаёт единый, заключительный, полный образ

каждого из персонажей литературного произведения.

Раздел 2. Тренировочные тестовые задания

Как называется средство характеристики персонажа, которое представляет собой описание внешности человека?

Каким термином обозначают выразительную подробность, играющую в произведении важную роль и наполненную особым смыслом (например, заячий тулуп, подаренный Петром Гринёвым незнакомцу)?

Как называется выразительная подробность, несущая в художественном тексте важную смысловую нагрузку (например, застилаемый дымом молодой месяц в начале и в конце фрагмента)?

портрет – впечатление, портрет-сравнение, портрет-описание.

Портрет – впечатление

  1. внешние признаки;
  2. признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа;
  3. эпизоды, включающие персонаж в сюжет повести.

Портрет – сравнение

относится к портретам, в основе которых положен принцип контрастности, когда один герой противопоставляется другому. Автор сопоставляет внешность, одежду, манеры поведения и т.д. Такое портретное описание даётся небольшими порциями, вкраплёнными по ходу повествования в текст (портрет Павла Петровича и Базарова).

Портрет – описание –

это портрет, который имеет расширенное описание героев, которое выявляет особый психологический тип личности и показывает социальную принадлежность героев (портреты Собакевича и Манилова).

1.3. Портрет в изобразительном искусстве

В изобразительном искусстве портрет – это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний) конкретного, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека. Темой портрета в живописи является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно. Границы жанра портрета в изобразительном искусстве очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров. Художественный портрет в живописи делится на следующие

  • Исторический портрет
  • Посмертный портрет

А. П. Чехова, Ф.И. Шаляпина, французского писателя А.Моруа. Жанр литературного портрета восходит к жанру словесного изображения, сложившегося в XVII веке во Франции.

В художественной литературе портрет персонажа

– описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться.

Место портрета в композиции литературного произведения чрезвычайно важно и разнолико:

    с портрета может начаться знакомство читателя с героем

(Обломов), но иногда автор показывает героя уже после совершения им каких-либо поступков (Печорин) или даже в самом конце произведения (Ионыч);

Портрет является одним из важных средств создания художественного образа и выступает в сочетании с другими художественными средствами:

    речевая характеристика героя,

которая включает диалог и монолог

(иногда персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, писем, дневников, записок);

    взаимохарактеристика —

Читайте также: