Поэзия лермонтова новое звено в цепи исторического развития общества сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Чем выше поэт, тем больше принадлежит он обществу, среди которого родился, тем теснее связано развитие, направление и даже характер его таланта с историческим развитием общества. Пушкин начал свое поэтическое поприще "Русланом и Людмилою" — созданием, которого идея отзывается слишком раннею молодостию, но которое кипит чувством, блещет всеми красками, благоухает всеми цветами природы, созданием неистощимо веселым, игривым. Это была шалость гения после первой опорожненной им чаши на светлом пиру жизни. Лермонтов начал историческою поэмою, мрачною по содержанию, суровою и важною по форме. 2

В первых своих лирических произведениях Пушкин явился провозвестником человечности, пророком высоких идей общественных; но эти лирические стихотворения были столько же полны светлых надежд, предчувствия торжества, сколько силы и энергии 3 . В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, тех, в которых он особенно является русским и современным поэтом, также виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, они поражают душу читателя безотрадностию, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства. Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце.

Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества * .

Первая пьеса Лермонтова напечатана была в "Современнике" 1837 года, уже после смерти Пушкина. Она называется "Бородино" 4 . Поэт представляет молодого солдата, который спрашивает старого служаку:

Вся основная идея стихотворения выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата, состоящий из тринадцати куплетов:

Эта мысль — жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел. Дальше мы увидим, что эта тоска по жизни внушила нашему поэту не одно стихотворение, полное энергии и благородного негодования. Что же до "Бородина", — это стихотворение отличается простотою, безыскусственностию: в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии. Ровность и выдержанность тона делают осязаемо ощутительною основную мысль поэта. Впрочем, как ни прекрасно это стихотворение, оно не могло еще показать, чего от его автора должна была ожидать наша поэзия.

цепи исторического развития нашего общества". В течение первого десятилетия после декабристского восстания главным в общественной жизни России было подавление свободомыслия. Это было время политической

реакции, жесткой цензуры, расправы с освободительным движением в Европе. Вместе с тем в 30–40 гг. XIX

века в русском обществе происходят философские, религиозно-исторические и литературные дискуссии, коВ.Г. Белинский торые отражаются в журналистике и творчестве писателей этого времени, в том числе в поэзии Лермонтова. Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния в поэзии поэта.

Творчество поэта можно условно разделить на два периода: 1828 – 836 гг.

и 1837– 1841 гг. Граница периодов – год гибели Пушкина. Уже в ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы, свободолюбивые настроения.

В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода, которая ярко представлена в творчестве Пушкина, Чаадаева, Белинского. В поэзии Лермонтова появляются размышления о судьбе своего поколения, темы разочарования и одиночества, трагической любви, философское осмысление поэтического призвания, темы народа и Родины.

Вместе с тем более резкой становится критика бездуховности высшего светского общества. Поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром. Вершины в юношеском творчестве Лермонтов достигает в 1830–31гг. Он работает необычайно интенсивно, за два года перепробовал все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Особое влияние на него оказали произведения поэтов-декабристов, а также Пушкина, Байрона. Увлечение Джорджем Гордоном Байроном, велиНет, я не Байрон, я другой, чайшим английЕще неведомый избранник, ским поэтом и Как он, гонимый миром странник, свободолюбивой Но только с русскою душой.

личностью, было Я раньше начал, кончу ране, характерно для Мой ум немного совершит, всего поколения В душе моей, как в океане, Надежд разбитых груз лежит… той исторической эпохи. Свобода, вольность становятся для поэта особенно значи- СМЕРТЬ ПОЭТА мыми понятиями. Но никогда Погиб поэт! — невольник чести, — Лермонтов не опускается до под- Пал, оклевет

4. Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова Поэт, образ которого возникает в стихотворениях Лермонтова, — это человек с твердой и страстной волей. В стихотворении “Молитва” (1829 г.) поэт называет творчество “всесожигающим костром”. Он видит, что в век “позорно малодушных” людей поэт утратил свое истинное назначение, “на злато променяв ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”.

Последним стихотворением Лермонтова является “Пророк”, написанное в 1841 году. Темой стихотворения является возвышенная идея общественного служения поэта. Тема ярко выражена в образе пророка, готового отречься от земных благ во имя служения этой высокой идее. В стихотворении проявилась скорбь поэта-гражданина о том, что высокое учение пророка не признается обществом.

Эгоистическая толпа отнеслась к пророку-поэту жестоко, преследуя и унижая его.

В. Г. Белинский писал по поводу “Пророка”: “Какая глубина мысли! Какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами.

Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном.

Еще при жизни консервативная критика обвиняла Лермонтова в проатеистических проявлениях в творчестве. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали его как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.

Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия — все это сливалось в бурный поток его лирики.

Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? Мы, дети севера, как здешные растенья, Цветем недолго, быстро увядаем… Как солнце зимнее на сером небосклоне, Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье… И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует… Не зная ни любви, ни дружбы сладкой, Средь бурь пустых томится юность наша, И быстро злобы яд ее мрачит, И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит.

Творческая деятельность М. Ю. Лермонтова протекала в годы жесточайшей политической реакции, наступившей после восстания декабристов в 1825 году. Эта общественная обстановка наложила отпечаток на поколение, к которому принадлежал и Лермонтов, на его характер и творчество. По стихам поэта можно проследить судьбу поколения. Между поэтом и жестокой действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения, конфликт, который не мог закончиться примирением. Его разрешение неминуемо предполагало гибель одного из действующих лиц исторической драмы. Созданный реакцией общественный климат убил Лермонтова-человека, но Лермонтов-поэт, как бы предугадавший свою участь задолго до катастрофы у подножия горы Машук, нанес самодержавному режиму неотразимый нравственный удар. Права личности стали для Лермонтов единственным критерием оценки действительности.

В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля 1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую тебя, воинственных славян…”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с какими-то глубинными, историческими процессами. В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие, на жалкое прозябание, на гибель талантов:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Когда мы их употребить не можем?

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует…

Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления современного, ущербного существования былому могуществу свободной России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены “нынешнее время” и время “былинных” богатырей:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы” — так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими. Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России победу:

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою

Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону: “Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем командире: Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам…Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.

В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении “казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как государство.

Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили начало целой традиции в русской поэзии:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее — иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно.

Тема Родины занимает в творчестве М. Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно. Образ России и отношение к ней у поэта двояки.

Патриотизм в произведениях русских поэтов: тема Родины в лирике Лермонтова


Стихотворение создано во время кавказской ссылки, когда любовь к Родине и тоска по ней переполняет Михаила Юрьевича.

Лирическое произведение написано и соответствует жанру размышления-раздумья, поскольку в нем автор рассуждает о судьбе страны, простой деревни и народа, и все это на фоне прекрасной природы. Автор сострадает нелегкой судьбе крестьян, которую он принимает как свою собственную.

Он соотносит будущее деревни и страны, наполняя существование первой философским смыслом. Стихотворение отражает любовь к стране и тоску за ее путь.

Идея и структура

Рассуждая о крепкой связи природы и народа, автор восхищен удачами людей и опечален их поражениями. Здесь четко прослеживается отвращение к правящему классу, к знати, которые не понимают своих подданных и ввергают их в пучину бедности и болезней. А сострадание и восхищение вызывают простые крестьяне. В стихотворении прослеживаются два чувства:

  • возмущение господами и их равнодушием к простым людям,
  • тоска по родине.

Это не обличительное стихотворение, но поэтичное, в которое автор вкладывает свое отчаяние и обиду за упадок в стране и порабощенный народ. Таково произведение изгнанника, призывающего всех будущих русских людей любить свою страну.

Это интересно! Проблема статуса и место индивидуума в мире: человек и общество — сочинение рассуждение

Образ России в лирике Лермонтова

Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.

Не устает восхищаться автор красотой русской природы в каждом произведении. Отражают это цитаты Лермонтова о родине:

«Ее степей холодное молчанье,

«..И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез

Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах.

Анализ стиха Родина

Лирика Лермонтова в русской литературе

Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя

Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:

  • ранний – с 1828 по 1837,
  • поздний – с 1837 по 1841.

Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?

Ранний период

Патриотизм в произведениях русских поэтов: тема Родины в лирике Лермонтова


В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.

Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.

Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.

Поздний период

На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.

Сочинение на тему “Патриотическая лирика Лермонтова”

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами.

Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном.

Еще при жизни консервативная критика обвиняла Лермонтова в протеистических проявлениях в творчестве. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали его как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.

Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия – все это сливалось в бурный поток его лирики.

Ведущий круглого стола академик РАН и РАМН Черешнев В. А. рассказал немало интересного из биографии Михаила Юрьевича Лермонтова, отметив его воинскую доблесть, заслуги перед Отечеством. Затем разговор перешел в плоскость обсуждения проблемы: какой именно патриотизм в лирике поэта и можно ли его взять как пример для подражания?

Тема патриотизма в его творчестве является составной частью его духовности, неотделима от православного мировоззрения поэта. И только в контексте православия можно понять смысл его произведений.

В частности, журналист И.Барановская (представитель комиссии по защите семьи и традиционный семейных ценностей Свердловской общественной палаты) обратила внимание присутствовавших на то, что русское самосознание, впитавшее в себя православную веру, было духовным стержнем и нравственным смыслом жизни поэта.

Подводя итоги конференции, один из ее ведущих ректор УРГЭУ — СИНХ М.В. Федоров сказал о том, что молодежи, студентам необходимо давать больше прав самим определять ценностные ориентиры: что такое патриотизм, в чем он проявляется, анализировать и судить самим о творчестве великих русских классиков. На это ему возразил из зала один из преподавателей: что же получается, значит, и воспитывать теперь молодежь не нужно.

Академик В.А. Черешнев подчеркнул, что свобода выбора человека все — таки — главное, и именно к ней надо стремиться. Он рассказал об одном из случаев с российскими учеными. Когда финансирование их научной деятельности у нас на родине прекратилось, ученые уехали за границу и там продолжили свою работу. У них была свобода выбора, и они ей просто воспользовались,- подвел он итог.

После окончания конференции многие не хотели расходиться, обсуждая затронутые вопросы, и я решила узнать у участников конференции, что им дала эта встреча? Как они оценивают итоги дискуссии?

Светлана Вохмянина (координатор регионального отделения АРКС и Областного родительского комитета):

Достаточно посмотреть на историю святой Руси и

современную российскую историю, где не было захватнических войн, а были Отечественные, оборонительные, охранительные, национально — освободительные, защищающие и освобождающие свое Отечество от интервентов! И не русские нападали и вызывали войны, а интервенты, имеющие всегда целью поживиться за счет России, захватить ее богатства и уничтожить народ….

И Лермонтов как сын своего народа велик именно своим православным мироощущением, где патриотизм, русский дух, русская идея — это как воздух, которым мы дышим.

Поэтому вряд ли можно согласиться в качестве итога конференции с предложением предоставить больше прав молодежи самим решать, что патриотично, а что нет. Что главная ценность — это человеческая свобода и что ее надо оберегать…Разве понятие свободы не должно ограничиваться во имя блага других? Во имя общественной безопасности и уважения к духовно — нравственным ценностям и нормам традиционной общественной морали?

Клавдия Морева (учитель):

Александр Усольцев (юрист):

Лермонтов — наше национальное достояние, которое сплачивает Российскую нацию. Искать в его творчестве недостатки или неправильное понимание патриотизма — это все равно, что искать на солнце темные пятна. Его творчество многогранно, оно достойно восхищения. Многие, кто пришел на эту конференцию, заново перечитали его произведения, вновь открыли для себя этого великого поэта. И это очень хорощо.

Православие как национальная ценность привела с Куликова поля к Русскому государству. Сергий Радонежский и Дмитрий Донской запустили механизм объединения Руси на основе православной веры. Но не само собой все свершилось. Столетиями в Храмах совершался молитвенный труд. Православная вера и культура дали народу возможность выстоять в столь страшных испытаниях. Отход от этих ценностей привел к распаду Русского государства.

Сегодня нам необходимо поднять идею сплочения российского общества и русского народа на основе традиционных национальных ценностей: православия, православной культуры, патриотизма. И здесь внимание к творчеству таких писателей и поэтов, как Лермонтов и память о нем играют очень важное значение.

Остается только поблагодарить организаторов — УРГЭУ СИНХ и всех участников этой интересной во всех ее аспектах конференции.

Марина Евсеева, журналист

Был ли Лермонтов патриотом?

Мы попросили ряд литературоведов прокомментировать слова Путина.


И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…

Бесцельность существования поколения беспокоит Лермонтова. Поэт желает, живя в определённую эпоху, оставить за собою и своими соотечественниками след, однако жизнь поколения 1830-х приходится на такое нелегкое время, когда блеснуть своими знаниями и талантами очень трудно, ведь они внезапно стали никому не нужны.

Стихи Лермонтова ужасают общество, вызывают в нём бурное неприятие, никто не хочет признавать искренности и прямолинейной честности поэта, что не может не печалить его. Среди собственных сверстников Лермонтов ощущает себя навсегда одиноким изгнанником, что ярко отпечатывается в его стихотворениях. Лишь спустя много лет его смелое творчество окажется понято и признано читателями.

Между тем, Лермонтов отмечает, что он – только один из немногих молодых людей, обеспокоенных судьбой поколения 1830-х. Остальные же считают слепое, бесследное прожигание жизни в веселье и праздности нормальным. Преобладание нигилистических взглядов на лицо: юноши убеждены, что им ни к чему вершить историю. Поэтому поколение ведёт беззаботную, тихую жизнь, не думая о впечатлении, которое они сохранят в памяти своих потомков.

Итак, поколение 1830-х — молодые люди, не нашедшие своей дороги к деятельной жизни, великим свершениям и открытиям. Живя в пресыщенности и растерянности, люди не знали, на что применить свои силы, куда себя деть. Всё это напрямую отразилось на творчестве М.Ю.Лермонтова, горячо переживавшего за жизни и судьбы поколения.

Первый период творчества

Первая часть творчества относится ко времени, когда русская литература характеризовалась романтизмом, который был связан с идеями Великой Французской революцией (1789−1790) царствованием и победами Александра I. Тогда в России с приходом либерального императора наблюдался небывалый эмоциональный подъём.

Вторая половина, обличительная

Далее стихи великого поэта отражают обстановку, которая была в обществе в связи с событиями, происходившими после 1825 года. К власти пришёл новый царь, Николай I, который был врагом либеральных идей.

Он:

Царь Николай I

  • жестоко подавлял вольнодумство;
  • казнил декабристов;
  • усилил цензуру;
  • учредил Третье отделение;
  • поощрял доносы.

ретье отделение, являвшееся органом политического сыска, созданное царём в 1826 году, сыграло колоссальную роль в том ощущении духоты, стеснённости в действиях и в мыслях, неприкаянности и никчёмности, которое воцарилось в стране. Всё это нашло отражение в следующем этапе творчества Михаила Юрьевича.

Эпоха безвременья

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

В сочинениях Лермонтова судьба поколения 30-х годов XIX века выходит на первый план. В них противопоставляются предшествующее и нынешнее поколения. Первое — отцы-декабристы, а второе — современники поэта. Декабристам были присущи великие идеи, стремление к светлым идеалам, к переменам в обществе. Однако их деятельность имела печальный конец: иллюзии рассеялись, предводители восстания были казнены, а участники его сосланы на каторгу.

Как следствие, современники Лермонтова уже лишены веры в лучшее, печальный опыт декабристов уничтожил в них какие-либо желания к общественной деятельности, к попыткам хоть как-то проявить себя на пользу Отчизне.

Таким образом, в тридцатые годы наступила так называемая эпоха безвременья, когда одни идеи в обществе уже ушли, а другие ещё не успели прийти им на смену. Как поэт и патриот Лермонтов не мог равнодушно взирать на такое печальное положение вещей, он принимал его близко к сердцу и выражал своё отношение в стихах.

  • Автор: М. Ю. Лермонтов
  • Произведение: Герой нашего времени
  • Это сочинение списано 75 909 раз

Почему именно Лермонтову была так близка эта тема? Писатель сам отвечает на этот вопрос в предисловии к роману, говоря, что в нём собран портрет всего его поколения, ведь сам он представитель поколения 30-х годов ХІХ века, поколения, которое ощутило жестокую реакцию царского правительства после декабристского восстания 1825 года. Николай І старался вырвать с корнем идеи декабристов. Молодому поколению сложно было бороться за свои идеи в таких условиях. Судьба людей, одарённых от природы волей и умом, была обречена. Показательны раздумья главного героя романа Печорина о людях предшествующих поколений, которые жили великими идеями, были способны на героические поступки. Тогда дворяне шли на подвиг, не страшились ссылок в Сибирь. А о своём поколении Печорин говорит, что оно равнодушно ко всему. В обществе царило неверие, эгоизм. Не случайно многие историки считают это время эпохой нравственного распада. И подтверждение тому образ Григория Александровича Печорина.

Раскрывает трагизм судьбы этого человека его дневник. Мы видим, что Печорин имеет горячее сердце, способен глубоко чувствовать и переживать (свидание с Верой, смерть Белы), хотя он всячески пытается скрыть это равнодушием. Чёрствость и равнодушие — маска самозащиты. Становится понятно, что Печорин — это исковерканная временем судьба, образ поколения, когда идеалы старого разрушены, а новых ещё нет. Герой сам страдает, задавая себе вопрос, для какой цели он родился, и зачем жил. Это поколение, которое не нашло своего места в жизни.

Посмотрите эти сочинения

Далее он выражает пессимизм по поводу будущих дней своих современников, говоря, что их грядущее или темно, или пусто.

Свой пессимизм поэт объясняет негативными качествами детей богатых родителей, которых с ранних лет уже томит жизнь, их путь ровен и лишен цели. Далее в этом сочинении поэта Лермонтова о судьбе его поколения говорится, что русские дворянские интеллигенты постыдно равнодушны и к добру, и к злу. Они вянут без борьбы уже в начале своей деятельности. Михаил Юрьевич с горечью отмечает, что молодые люди позорно малодушны перед всякой опасностью, а перед властью они склоняются, словно презренные рабы.

«И царствует в душе какой-то холод тайный,

: формирование умений лингвистического анализа художественного текста, выявление художественных возможностей поэтического произведения, активизация познавательной, исследовательской деятельности учащихся, привитие любви к художественному слову.

Тип урока: урок- исследование, или практикум

Оборудование: компьютерная презентация, текст стихотворения, раздаточный материал (карточки с заданиями для групп), музыка

  1. Вступительное слово учителя. Объявление темы урока, его целей,
  2. Слово учителя:

Историческая справка:

В 1841 году шеф жандармов и куратор Третьего отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии граф Александр Христофорович Бенкендорф докладывал императору:

Как же так, ведь русская армия периода царствования Николая I совсем еще недавно считалась самой лучшей в Европе? И трех десятков лет не прошло с момента победы над Наполеоном.

Историки полагают, что деградация стала разъедать государство после того, как Николай I встряхнул общество расправой над декабристами. Что после этой показательной порки вольнодумцев наступила всеобщая апатия, личная инициатива перестала цениться, зато каждый стал на своем месте выгоду искать.

с 4
– портреты Николая 1 и графа Бенкендорфа с текстом донесения

«Будет и того, что болезнь указана,

С2
– тема и цель урока
с 3— эпиграф

с5
– текст стихотворения
а) чтение (прослушивание стихотворения)

б) Словарная работа.

Дума – мысль, размышление, обычно в возвышенной, поэтической речи

Дума – постоянная тяжелая мысль, не дающая покоя человеку; фон, на котором проходит жизнь человека

в) Работа по вопросам

— Каким вы увидели лирического героя
/ Уставший человек, окруженный людьми, но одинокий. Он не борется с непониманием, но переживает и открыто говорит о проблемах общества/
— Что, по мнению автора, самый большой порок общества?
/ Отход от общественно-политической борьбы, гражданская смерть человека/
— Тема стихотворения, вынесенная в его заглавие

— Какие средства использует автор, чтобы нарисовать полный портрет поколения 30-х? Чтобы узнать это, мы сейчас выполним работу в группах.

Лингвистический анализ текста. Работа в группах – 3 группы

5. Подведение итогов.

Все было не так мрачно в веке, подарившем нам Лермонтова. Сам Лермонтов успел свершить. И не что-то, а поэтический и гражданский подвиг… И мы не боимся этого слова. Подвигом поэтическим, человеческим, гражданским явилось стихотворение, которое сразу принесло поэту известность.

О презрении потомков

Что же интересует сверстников поэта? Это:

  • балы;
  • дуэли;
  • шумное веселье;
  • сплошные развлечения.

Лермонтов в думах

Всё, что остаётся нынешнему поколению — спокойствие, благопристойность, сытая и невозмутимая самоуверенность.

Таким образом, поэт считает, что жизнь этих людей прожита зря, без высоких дум и стремлений, без страстей, без идеалов. Потомкам они не оставят никаких духовных ценностей и тем останется только презирать их.

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

Сомнения и отрицание

Отчаяние и скепсис, выраженные Михаилом Юрьевичем, обусловлены общественной трусостью и бездеятельностью, оторванностью от политической борьбы. Эти чувства возникают в те эпохи, когда возвышенное индивидуальное сознание мечется в процессе поисков достойной жизни, но найти её не может. В такие периоды мысли становятся мучительными, они представляют собой единственную реальную силу, которая способна возвратить живого человека к деятельной борьбе.

В эти времена общественное сознание выливается в негативную форму и выступает в виде сомнений и отрицания. Через них мыслящее общество училось трезво смотреть на жизнь, преодолевая противоречия в собственном сознании. Самоанализ и рефлексия были особой, специфичной формой неприятия жестокой реакции, формой общественного протеста.

Подлинность и истинность слов поэта

Герцен и Белинский

И действительно, стихотворение производит довольно мрачное впечатление. В нём печаль сливается с негодованием, обличением, горьким осуждением, жалобой, тоской и иронией. Поэт выплёскивает свою обнажённую душу, обуреваемую чувствами. Он вскрывает сознание своего поколения изнутри. И это придаёт его словам подлинность и истинность.

Тема маскарада является символичной. В стихотворении слышится насмешка над фальшью светского общества. В воображаемом прошлом поэта присутствуют светлые мечты, которые в его сознании приходят в противоречие с призрачной реальностью. Она пропитана враньём и прячется под маской. И эта грязь, сопровождающая действительность, в душе Лермонтова вызывает презрение. Поэт пишет, что перед ним мелькают образы бездушных людей.

Такая позиция ещё раз свидетельствует о неравнодушии поэта, о его стремлении изменить окружающую действительность.

Сочинение Судьба поколения 1830-х годов в лирике М.Ю.Лермонтова

Другие произведения

Раздумья о своём поколении Лермонтов продолжает и во множестве других произведений. Среди них можно назвать:

Раздумья М.Ю. Лермонтова над судьбами своего поколения

Таким образом, Лермонтов с большой гордостью и отрадой вспоминает о событиях 1812 года. И сравнение с нынешним поколением говорит, что смельчаки остались в прошлом, а им на смену пришли малодушные, слабые люди, которые ищут безопасности и покоя.

В заключение хочется сказать, чем дороги сочинения Лермонтова моему поколению. Их написал зрелый человек, страстный патриот, который знал жизнь, и хотел сделать её лучше. И, обличая пороки потерянного поколения, призывал его к деятельной борьбе за высокие идеалы.

Читайте также: