Поэты не умирают сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Ему сочувствие в толпе. Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнениям в себе – Сей пытки творческого духа.

Со всех сторон его клянут, И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он – ненавидя!

Не плачь! Завиден жребий наш. Не надругаются над нами: Меж мной и честными сердцами Порваться долго ты не дашь Живому, кровному союзу.

Творческое наследие Некрасова велико. В течение всей жизни этот автор отстаивал интересы народа, что нашло отражение во многих лирических произведениях, в том числе касающихся проблемы поэта и поэзии в обществе. Несомненно, этот автор стал достойным продолжателем традиций русской литературы, заложенных мастерами предыдущей эпохи – такими как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. С. Грибоедов. Но даже определяя Некрасова в один ряд с гениями русской культуры, хочется отметить, что тема простого народа, проблема поэта, являющегося частью этого народа, в творчестве данного автора отражена, на мой взгляд, гораздо более полно и остается актуальной и в наши дни.

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству Всеобнимающей Любви…

А гражданин молчит и клонит Под иго голову свою.

Когда же… Но молчу. Хоть мало,

И среди нас судьба являла Достойных граждан. Знаешь ты Их участь. Преклони колени.

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

О Муза, гостьею случайной Являлась ты душе моей?

Иль песен дар необычайный Судьба предназначала ей?

Увы! кто знает? рок суровый Всё скрыл в глубокой темноте.

Но шел один венок терновый К твоей угрюмой красоте.

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя,

Как много сделал он, поймут,

И как любил он — ненавидя!

Там били женщину кнутом,

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,

По нивам, по лугам, уставленным стогами,

Задумчиво брожу в прохладной полутьме,

И песнь сама собой слагается в уме .

Даже размер — шестистопный ямб и парная рифмовка — вполне традиционны для элегии. Во второй половине XIX века элегия воспринималась уже как архаическая форма, но в традиционную форму Некрасов вкладывает современное содержание, поднимает тему предназначения поэта и поэзии:

Толпе напоминать, что бедствует народ,

В то время как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира Чему достойнее служить могла бы лира.

Таким образом, тему поэта и поэзии можно назвать одной из главных в творчестве Некрасова. Поэт неоднократно обращался к размышлениям о миссии художника и даже выработал собственную четкую позицию — служение идеалам гражданственности. Некрасов всячески подчеркивал пользу дидактического искусства для России, так как считал его единственно возможным в данный исторический период.

Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом — это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но Гражданином быть обязан.

Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.

В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.

Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения — “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” — посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” — понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:

“Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.

И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение — неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.

Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.

Это тоже в какой-то мере долг поэта — не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.

Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества — борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.

В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет…

Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, — неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Список литературы

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова

Еще стыдней в годину горя

Красу долин небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гражданин в стихотворении Некрасова говорит о необходимости гражданской поэзии особенно во время кризиса во внешней и внутренней политике России:

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа.

И что поэзия забыть ее должна…

Уже проведены все реформы, но страдания народа не иссякают.

Николай Некрасов о назначении поэта и поэзии

5 сочинений по русскому языку ЕГЭ, тема: Роль поэзии в жизни человека

Какую роль поэзия играет в жизни человека? Как воздействует на него?

Мнение автора заключается в том, что поэзия способна открыть человеку целый неведомый мир и утешить его в минуты несчастья. К.Г. Паустовский считает творчество таких поэтов, как Пушкин, источником спокойствия и силы. Я согласен с мнением автора, поскольку сам испытываю такие же чувства при чтении стихов Пушкина. Они как будто крадут тебя из обыденности и на время переносят в удивительный мир, полный красоты и очарования.

Таким образом, поэзия играет в жизни человека важную роль – она открывает ему новый прекрасный мир, дарит надежду и душевное спокойствие.

Пример сочинения про поэзию Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин является величайшим русским поэтом. Его творчество сопровождает человека на протяжении всей жизни, а произведения глубоко проникают в душу, дарят любовь и вдохновение. Именно проблему влияния творчества Александра Сергеевича Пушкина на личность человека поднимает А. Н. Островский в своем тексте.

Автор считает, что именно в духовно-нравственном воспитании человека заключается назначение творчества великого поэта.

Я полностью разделяю позицию автора и считаю, что произведения Александра Сергеевича Пушкина оказывают большое влияние на личность человека, формируя его взгляды, ценности и идеалы.

Таким образом, невозможно оценить вклад великого поэта не только в литературу, но и в каждого человека. Произведения Александра Сергеевича оказывают большое влияние на формирование личности, учат честности, искренности и доброте.

Пример сочинения про роль поэзии в жизни человека

Можно ли создать шедевр, не будучи добродетельным человеком? Над этим вопросом размышляет писатель Д.А. Гранин. В его тексте поднимается проблема совместимости гениальности и злодейства.

Рассказчик беседует с приятелем о научных достижениях, которые привели к трагическим последствиям. Например, известный физик Альберт Эйнштейн внёс вклад в создание ядерного оружия, и в годы Отечественной войны японские города Хиросима и Нагасаки подверглись бомбардировке. Но разве это делает учёного злодеем? Можно ли считать его ответственным за произошедшее? По мнению автора, в самих научных открытиях нет ничего ни нравственного, ни безнравственного.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: гений и злодейство несовместимы, потому что человечество отбирает лишь тех, кто несёт в себе нравственное начало.

Таким образом, можно создавать замечательные произведения, но при этом быть бездуховным человеком. Сложно не признать талант подобных творцов, но невозможно назвать их гениями.

Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.

Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.

Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.

Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.

Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.

Пример сочинения на тему:

Значение Пушкина для России и русской культуры

“Россия слишком мало известна русским”. Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным более ста пятидесяти лет назад, сейчас, на пороге третьего тысячелетия, воспринимаются как печальное откровение. К сожалению, не в меньшей мере относятся они и к знанию о самом поэте. Ведь Пушкин — это не просто литература. Не просто — культ. Это — средоточие русского духа, пример истинно русской сущности. Да и может ли быть иначе? Ведь именно в выдающихся личностях находят наиболее яркое выражение свойства национального характера. А, как хорошо известно, глубинная суть русской национальной души “неподвластна чужеземным мудрецам”.

Вот так же и Пушкина иностранцы понять не могут, хотя литературу умеют ценить довольно точно. Лишь очень немногие из них способны почувствовать в пушкинских строках что-то необычное, завораживающее. Если же говорить о русских людях, то они впервые соприкасаются с Пушкиным еще в раннем детстве. Так случилось и со мной. Я даже не могу сейчас точно вспомнить, когда в первый раз увидел портрет поэта, услышал его стихи, так давно это было. И с той поры, подпав под очарование пушкинских строк, не перестаю к ним возвращаться. Правда, в последнее время, отдавая дань заполонившим книжный рынок детективам и фантастическим триллерам, — все реже и реже. Каюсь в этом. И все же — возвращаюсь, обычно тогда, когда мне бывает грустно, когда меня что-то гнетет. В такие минуты, взяв в руки томик Пушкина, я как бы отбрасываю от себя все неприятности и, с наслаждением погрузившись в чтение, чувствую прилив новых сил, вдохновляюсь новыми надеждами. Отчего так происходит? Этого я не знаю. Для меня, как и для многих других русских людей, Пушкин — чудесная тайна. Я могу лишь надеяться, что тайна эта когда-нибудь приоткроется и для моего сердца.
Но я, кажется, немного отвлекся от темы сочинения. Итак, поговорим о значении Александра Сергеевича Пушкина для России и русской культуры. Несомненно, что оно очень велико.

Во-первых, потому, что Пушкин — величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств — искусства слова. В этой связи хочется привести слова другого великого русского поэта — Анны Ахматовой. Вот они: “Стихи Пушкина дарили детям русский язык в самом совершенном его великолепии, язык, который они, может быть, никогда больше не услышат и на котором никогда не будут говорить, но который все равно будет при них как вечная драгоценность”.
Во-вторых, потому, что Пушкин сделал русский язык совершенным, мировым. А посему в наше время не вызывает никаких сомнений, что “говорить по-русски” — означает “говорить на пушкинском языке”.
В-третьих, потому, что Пушкин — общепризнанный глава и классический образец всей читаемой, живой, новейшей русской литературы. Уже современники поэта увидели в нем “солнце нашей поэзии”.

И, наконец, четвертое. Еще при жизни Пушкина, в 1832 году, Гоголь сказал о нем следующее: “Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет”. Писатель был абсолютно прав. В русском сознании Пушкин действительно стал несравнимой величиной.
Да, Пушкин велик, а потому велико и его слово. И в этом нет ничего удивительного, ведь величие истинных поэтов именно в их слове и проявляется. Могучая, огромная душа Пушкина родила слова необычайные: завораживающие, покоряющие, неповторимые, потрясающие. Потрясающие душу людей обыкновенных, передающие им чувства “несказанные”. Разве можно без внутреннего содрогания читать, например, такие строки:

. душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленъя убежит?

Нельзя, конечно. Вот и корчусь я внутренне, ощущая под словами этими шок, пережитый когда-то великой душой Пушкина.
Или, разве возможно не почувствовать какой-то радостный смысл жизни, прорывающийся сквозь строки, к примеру, “Вакхической песни”:

Да здравствует солнце, да скроется тьма!?

Нет, невозможно. А ведь слова эти — пророческое заклинание поэта.
Вот в чем — “чудо” пушкинских строк. Вот в чем “тайна” Пушкина. Она — в его Слове. Так нужно ли удивляться тому, что Пушкин стал неотделим от России, а Россия — от него?! Он велик, потому что рожден великим народом. И народ этот просто обязан быть его достойным.
Начиная от Пушкина, русские люди не могут иначе мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев:

Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет.

И завершить свое сочинение мне хочется словами: "Настоящее царство Пушкина еще впереди, может быть, истинны пушкинский день еще придет."
Да он придет, пушкинский день, и осветит весь мир.



Клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани. Архитектор.

Поэты умирают не потому, что были убиты или пришел голод. Пушкин, Лермонтов, Есенин и Блок умерли не от случайности. Поэты умирают, когда уходит их эпоха. Когда прерывается пуповина между небом и землей.


Смерть протоиерея Дмитрия Смирнова точно так же ознаменовала конец эпохи в нашей Церкви. Я еще застал священников дореволюционной церковной культуры. Это были священники, совершенно непохожие на современных – с их проповедью под кофе, с елочкой для бомжей и сидением в ютубе. Никакой фамильярности.

Это были другие люди, как инопланетяне. Это были люди сугубой внутренней жизни, мистики и закона, возведенного в абсолют. В то время даже служба была иная. Интонационно другое чтение Евангелия, ектений и проповеди

Но старая культура ушла с последними ее “могиканами” навсегда. Отец Дмитрий был одним из тех, кто привнес новый формат в Церковь. Суть этого формата в том, что вплоть до наших дней вопрос, как быть ближе к Богу, решался просто: нужно чаще быть в храме, домашняя молитва должна быть практически непрерывной, и ум должен “плавать” в Евангелии. Жить нужно было тихо, молча и прикровенно.

В этом неписаном законе был один изъян – односторонние отношения с Богом. Человек молится, стоит на службе, о чем-то просит Бога и… не слышит Его. Для общения с Богом, которое считалось очень опасным, необходим был проводник в мире духа. Это должен быть старец, лежачая матушка, игумен, пожилой священник или, если повезет, владыка. Ни в коем случае, человек не должен был сам устанавливать личные отношения с Богом, во избежание прелести. Таким образом личная воля, чувства, мысли и образ жизни замещались старцем, матушкой или кем-то еще. Человек терял себя полностью, становился отражением старца. Все бы это было хорошо, но никто, ни один старец и ни одна матушка не заменят человеку Бога. В конце концов, и в Раю потребуются личные отношения с Богом. А опыта общения с Ним и не окажется.

Старцы, как учителя в университете, должны давать штудию и уровень. А далее человек должен жить сам. Сам жениться, сам хоронить родителей, сам плакать и радоваться пред Богом. За нас никто не проживет нашу жизнь и не перелюбит нашей любовью.

Песни Высоцкого не про блатных или геологов. Они про новую систему ценностей. И золотая ветвь каннского фестиваля досталась Калатозову и его фильму не за режиссуру, а за то, что центром Вселенной у него стал человек. Для послевоенной Европы это было таким же новшеством, как и для нас.

Отец Дмитрий Смирнов интеллектуально родом из тех самых лабораторий личности, какие во множестве существовали на московских кухнях, на которых собиралась русская интеллектуальная элита, осваивающая секреты русского сундука: наследство царской культуры и опыт преображенной Европы.

Я отлично помню эти разговоры. И отлично вижу их отголоски в проповеди Смирнова. И понимаю, какое благо он сделал. Дело в том, что это наследие “философии на кухне” без него пропало бы, как пропал бы незаписанный фольклор. Он зафиксировал в своих проповедях эпоху самосознания церковного народа целого пласта времени. Поэтому его мысли были актуальны, узнаваемы и востребованы.

Много у нас было проповедников в 90-х, но он лучше всех выразил дух времени – опыт самосознания себя как личность в Церкви.

И я понял, что время мотивации этикой прошло. Выросло несколько поколений, для которых классическая этика не аргумент. Прошло время проповеди отца Дмитрия Смирнова. Пришло время иной аргументации и иного опыта личного богообщения.

И он ушел, закрыв дело эпохи. Он сформировал запрос на личное богообщение как основу жизни в Церкви. Он дал понять, что настоящая проповедь – это ЛИЧНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО О БОГЕ, в русле Евангелия.


Я был знаком ним лично. Более того, он был тем, кто дал мне уверенность в принятии священнического сана. Священство для меня было как гром среди ясного неба. Я ни о чем таком и не думал, как вдруг предложили сан. Мне организовали встречу с о. Дмитрием. Он сказал:

– Я задам тебе один важный вопрос, который однозначно покажет, готов ли ты ко священству: “Что такое любовь?”.

– Жертва в Боге. Жизнь в Боге. Ум в Боге.

– Ты абсолютно готов к сану.

– Но я не знаю, как быть священником!

– Тебе не надо этого знать. Ролевые игры в Церкви всегда кончаются трагедией. Будь сам собой. Потому что проповедь Христа – личное свидетельство о Боге. Начнешь играть в попа и пропадешь. Будь естественным с Богом и людьми.

– А что делать, если я не чувствую в себе всеохватной любви к людям, как это бывает у настоящего учителя, врача и священника?

– Я тебе скажу, что любовь к людям – это не родимое пятно на душе. Это дар Бога. Если ты будешь искать мир, то Бог пошлет тебе этот дар отдельно. Отдельной посылкой. Это вопрос времени.

– Боюсь, что еще и несдержан для этого дела. Я ведь был боксером и при случае мог и доказать правоту руками.

– А это не всегда грех. Вот, иду я однажды по Крымскому мосту и вижу, как человек прыгает с моста в воду. Самоубийца. Я немедля прыгаю за ним. Подплываю, а он передумал тонуть и схватил меня за бороду. А у меня борода жидкая, и мне ее жаль. А я тоже бывший боксер. Бах ему с левой, чтобы он не утопил нас обоих. Он выключился. Я отбуксировал его к берегу. Он пришел в себя, а я ушел. Поэтому, ты смотри, если оно там надо будет, то дай. Но скажу вам, отцы. Надо с этим завязывать. Мы всю жизнь машем кулаками и языками. А пришло время махать сердцем. Ты, Константин, бери лучше сердцем. Оно мощнее.

Или еще история о доминировании божественной этики.

Компания очень богатых людей. Один человек обращается к отцу Дмитрию:

– Благослови, отче, подарить другу мой роскошный автомобиль?

– Новый?

– Нет. После жены

– А друг хороший?

– Самый лучший!

– Тогда себе оставь старый автомобиль, а другу купи новый.

И ему пришлось так и сделать!!

Казалось бы все просто – личные отношения с Богом, этика, порядочность – вещи сами собой разумеющиеся. Но сегодня, когда старая христианская мысль и этика становятся на грани преступления, его проповедь звучит отрезвляюще. Бог прежде личности. Этот мир Бог создал для Себя, а не для человека. А человек во Вселенной – может, лучшая ее часть, но только часть, а не смысл.

Теперь, когда достижения православного гуманизма, противопоставленные медитативной практике чтений и стояний, кажутся чем-то самим собой разумеющимся, надо не забывать, что эта проповедь и эти достижения не явились сами собой. А их привнесли конкретные люди. Это надо ценить. Это нужно уметь видеть. Этим нужно уметь пользоваться

Сегодня проповеди отца Дмитрия Смирнова могут вызывать реакцию. Но кто из людей 90-х прошел мимо них? Кто не рос вместе с ними? Кто может ругать учителя начальных классов за то, что он учил рисовать в тетради кружочки? Крестики и нолики отца Дмитрия были просты:

– Прежде чем стать христианином, нужно стать просто порядочным человеком.

Так очевидно, что это стало открытием и темой тридцатилетней проповеди самого яркого проповедника нашего времени.

Да, у этого проповедника явилось много критиков из среды гиперэгоистичного пула современной культуры. Вспоминая отца Дмитрия, отдавая должное его прорыву, надо бы вспомнить о том, что и его память взывает к порядочности самой памяти:

– Прежде чем стать христианином, нужно стать просто порядочным человеком.

Уметь ценить чужое мнение, чужую одаренность и понимать, что нельзя быть большим гуманистом, чем Христос, который явно благоволил к Своему рабу Димитрию Смирнову.

Мы стали такими капризными и сытыми, что всем недовольны, и даже на Солнце найдем пятна. Это не хорошо и не благородно.

Когда умирают такие люди, нужно не плакать, а читать благодарственные акафисты Богу – за то, что послал нам такого человека, и радоваться за самого отца Димитрия.

Как ни крути, уходит эпоха личностей.

Сейчас у отца Дмитрия самый лучший день в жизни. Он вернулся в свой отцовский дом. Отец обнимет Димитрия и скажет, глядя ему в лицо: “Вот человек, в ком нет ни капли лукавства. Все позади. Ты дома. Мы вместе”.


Бога в мире меньше не станет. Мера Бога в мире – вещь постоянная. Найдутся другие прекрасные зеркала божественного тепла. Мир холодным не останется.

Подписаться на свежие материалы Предания

— Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

ПИСЬМА АЛЕКСУ

Блог Максима Павлова

ПОЭТАМИ НЕ СТАНОВЯТСЯ

Поэты делают жизнь возможной. Они берут на себя часть напряжения бытия. Одни из них способны лучше держать ток, и живут дольше, другие не так защищены, и быстро перегорают.

Пафос этой маленькой статьи в том, чтобы поставить вещи на свои места.

Поэзия не нейтральна. И поэты – это не соседи в домашних тапочках, и не странные бесполезные чудаки не от мира сего, которые от нечего делать рифмуют стишки и при этом считают, что занимаются чем-то важным.

Трудно найти более далекое от истины представление.

И с отвращением читая жизнь мою
Я трепещу и проклинаю,
И горько жалуюсь, и горько слезы лью,
Но строк печальных не смываю,

- как сказал Пушкин, один из благороднейших бойцов на этом поле.

У этого состояния ясности есть степени, и у способности выразить это состояние тоже есть степени. Различие в степенях определяет величие и силу поэта, а индивидуальные качества делают творчество каждого из них уникальным. Кроме того, есть множество помех и отвлечений на этом пути. Поэт может соблазниться властью, благополучием, и перестать быть поэтом – на время или навсегда. Может не суметь уравновесить не всегда осознаваемое ощущение истины с переживанием тяжести и бессмысленности бытия, особенно социального – и тогда этот хрупкий механизм ломается: человек спивается, сходит с ума, накладывает на себя руки (случай Маяковского, Есенина, Цветаевой и многих других) или другими своими поступками накликает смерть. Так Лермонтов напросился на свою роковую дуэль.

В поэзии есть нечто общее с духовным пробуждением. Основное различие между поэтом и святым, действительно живущим в поле истины, состоит в том, что святой знает, с чем имеет дело, и что и как нужно делать, чтобы удерживаться в истине, а поэт по большей части стихиен, он – полигон, на котором сталкиваются истина и этот мир, живущий, естественно, по законам Князя этого мира. В отличие от святого, поэт ничего не может с этим поделать. Он не может победить и не может подняться над схваткой, он может только пропускать все через себя, находить образы и описывать, что происходит.

В стихотворениях поэта звучат мужество и грусть, жажда свободы и ощущение ее недостижимости, предчувствие утрат, любовь к родине и родной природе. Его произведения многообразны по тематике, настроению, жанрам. Однако все они объединены особым голосом, особой интонацией и мелодикой, отличающей Лермонтова от других поэтов. Автор словно вовлекает читателя в свои размышления, раскрывает перед ним самое заветное из того, что таится в глубинах человеческой души. Искренний голос поэта очаровывает, волнует нас, заставляет сопереживать его чувствам и мыслям, обогащает наш внутренний мир.

Мне более всего близок Лермонтов — певец прекрасной природы. Его стихотворения, посвященные природе, также различаются между собой. Мы видим мир природы во всех его проявлениях, в его движении и изменении, мир, живущий собственной, интересной и загадочной жизнью. Это идеальный мир, созданный мечтой поэта, избавленный от зла и несправедливости. Природу поэт воспринимает как источник прекрасного, воплощение гармонии и красоты. И в то же время автор наполняет свои пейзажи размышлениями о проблемах общественной и личной жизни.

Трудно передать те чувства, которые испытываешь, читая стихотворения поэта. Невероятно богатство и разнообразие его пейзажей и тех мыслей и эмоций, которыми они наполнены. Можно „ долго спорить о том, какой же он на самом деле — великий Лермонтов. И трудно найти однозначный ответ. Ведь для каждого человека он свой — любимый и близкий именно ему, волнующий и неповторимый. И это, мне кажется, главная особенность лирики Лермонтова — передавать минутные настроения, и глубокие размышления. Грустить и радоваться, постоянно меняться, каждую минуту быть другим, но всегда говорить правду о том, что на душе.

Сочинение Мой Лермонтов 9 класс (мой любимый поэт Лермонтов)

Я люблю читать много разной литературы, у каждого читателя иметься свой любимый поэт. Я очень люблю творчество великого поэта мировой литературы писателя – Михаила Юрьевича Лермонтова. Когда я берусь за чтение его книг и стихов я как будто переношусь в таинственный его мир. Когда читаю его строки, я как будто чувствую звук живой природы, чувствую и понимаю его состояние души.

Михаил Юрьевич Лермонтов часто описывал в своих произведениях те события, которые происходили вокруг него. В его стихах я нахожу поддержку в трудные минуту, когда мне грустно его стихотворения могут подбодрить и поднять настроение. Именно с помощью его стихов я чувствую себя более уверенным. Его слова хорошо и уместно подобраны. Они как будто необходимы, они помогают лучше понять ситуацию, как найди выход из той ситуации, которая кажется безвыходной. Иногда на душе и в мыслях бывает так, тоскливо, что рядом со мной нет человека, который поймет меня и примет меня таким, какой я есть. И тогда я погружаюсь в литературу, читая стихи этого талантливого писателя, создается мнение, что я не один в этом мире, что существуют люди, которые понимают мой внутренний мир они как, будто понимают и разделяют твои позиции и на душе становиться легче, и я морально удовлетворяюсь.

Его произведения, на мой взгляд, поучают и успокаивают. Герои в его произведениях сильны, обладают сильной волей и не отступают от своих целей. Я тоже хочу чего-то нового, бороться и добиваться своих целей, не падать духом я верю в то, что у меня все получится.

Лермонтов М Ю. считаю заслужено вошел в число великих и находиться среди русских писателей. Образы в его произведениях хоть и проходят года, они со временем не гаснут и интересны окружающим, и волнуют наше новое поколение. У человека иметься свой любимый писатель — я отдаю предпочтение Лермонтову. Некоторые в нем видят певца своей родины, как он описывает природу леса, как красиво разливается реки напоминающие моря. Другие воспринимают его как молодого юношу, который печально смотрит вдаль он совсем один и некто не подает руку помощи.

Другие: ← Бунин Любовь в творчестве ↑ По литературеЯ лиру посвятил народу своему Некрасов →

Мой Лермонтов

Мой Лермонтов
Сейчас читают:

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Когда я читаю его стихи, то как бы переношусь в таинственный мир, в котором важен каждый звук, каждое слово, каждое движение его души. В такой поэзии можно найти ответ на любой волнующий тебя вопрос. К ней обращаешься в трудные минуты жизни за советом, нравственным наставлением. Здесь можно почерпнуть что-то новое, ощутить то, что ты сам являешься частицей этого необъятного мира. Читая стихи Лермонтова, я всякий раз ловлю себя на мысли, что они не созданы человеком, а как бы возникли из самой природы, поэтому существуют вечно. В чем же секрет его поэтического дара? Я думаю, что он заключается в постоянном одиночестве Лермонтова, преследовавшем его с детства, поэтому стихи пронизаны глубоким отчаянием, болью и скрытой силой. Это энциклопедия чувств и переживаний, лирический дневник, в котором запечатлены самые незаметные изменения состояния души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и скорбь, и грусть. В стихотворении “И скучно и грустно” поэт размышляет о смысле жизни, ее жестокости, быстротечности и непредсказуемости:

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды… Желанья. что пользы напрасно и вечно желать? А годы проходят — все лучшие годы!

В душе лирического героя все рушится, он приходит к выводу о полной бессмысленности и ненужности жизни, бренности всего земного, ничтожности человека: И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, — Такая пустая и глупая шутка… Лермонтовская поэзия многолика. Поражает то, как поэт образно и доступно объяснялся в любви к России, раскрывал глубину своего чувства. Поэт и гражданин, он страдал и переживал, искал ответы на наиболее злободневные вопросы, связанные с судьбой Отечества. Но отношение к Родине у него было противоречивым. Он гордился ее историческим прошлым, героизмом и мужеством народа, защищавшего свою землю до последнего вздоха. Лермонтов любил необъятные просторы России, ее природу. Ему были дороги и милы степи, безбрежные леса и реки:

Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез.

Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в “Думе”:

К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы: Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.

Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:

Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.

Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении “Листок” Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя И вот наконец докатился до Черного моря.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении “Парус”. Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:

Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

Я жить хочу, хочу печали Любви и счастию назло: Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело.

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой, Еще неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею. Итак, все творчество поэта — это его размышления о смысле существования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к которым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и политического кризиса и ответственности каждого человека за судьбу России. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

Вариант 1

Произведения этого поэта пробуждают все чувства, они призваны будоражить сознание. Когда мне в руки попадают стихотворения М. Ю. Лермонтова, я оказываюсь в совершенно особом мире, волнующем и зовущем.

К поэме Лермонтов обратился в самом начале своей творческой карьеры. Около 30 поэм вышло из-под его пера. Они держат неразрывную связь с его лирикой, в них прослеживаются все те же темы, идеи и образы. Продолжая художественные начинания Пушкина и Байрона, поэт развивал русскую романтическую поэму, как жанр.

Главное место в лирических поэмах Лермонтова достается герою, который прямо противостоит обществу. Он является одновременно и жертвой, и мстителем, а его вина вызвана независящими от него обстоятельствами. Желание героя возродиться через любовь обычно заканчивается печально.

Когда в 1837 году поэту стало известно о смертельном ранении Пушкина, которое тот получил на дуэли, он создал это стихотворение. Однако Лермонтов узнал о том, что в высших кругах распространяется клевета на Пушкина, что его винят в дуэли. Свое возмущение поэт выразил в последних 16 строках, которые добавил к тексту, начинаются они так:

«А вы, надменные потомки

В то время, когда друзья Пушкина боялись написать правду о его гибели, Лермонтов был первым, кто это сделал. Своим стихотворением он указывает на то, что светское общество в первую очередь нужно винить в смерти прославленного поэта. Ведь оно не понимало Пушкина при жизни. Однако потом автор пишет:

«Убит. к чему теперь рыданья,

Пустых похвал ненужный хор

И жалкий лепет оправданья?

Лермонтов был, безусловно, великим поэтом, ему удавалось передавать истинные человеческие чувства в своих произведениях и заставлять читателя проживать их, как собственные.

Вариант 2

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 2 октября 1814 г. в Москве. Рос и воспитывался в имении своей бабушки Арсеньевой (село Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии). Отец Лермонтова, Юрий Петрович, армейский капитан в отставке, бил бедным тульским помещиком. Мать, Мария Михайловна, происходила из знатного и богатого рода. Бабушка не могла примириться с таким неравным браком своей единственной дочери. Мать умерла от туберкулеза, не дожив до 22 лет и оставив сиротой трехлетнего сына. После смерти жени Юрий Петрович покинул Тарханы. Мальчик остался на воспитании у бабушки. Как ни, мал был в то время Лермонтов, как ни скрывали от него многое из распри между отцом и бабушкой, все же эта тяжелая семейная драма заставила его рано задуматься над отношениями между людьми и почувствовать себя одиноким. Это развило в нем мечтательность, задумчивость. В поэме “Сашка” Лермонтов писал:

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До десятилетнего возраста Михаил Юрьевич рос болезненным мальчиком. В качестве воспитателей били приглашены иностранцы. Несколько раз бабушка возила Мишу на Кавказ. Это значительно улучшило здоровье подростка. Осенью 1828 г. Лермонтов бил принят в IV классе Московского университетского благородного пансиона. Среди преподавателей били профессора университета. Занятия в пансионе обогатили юношу умственно, расширили кругозор поэта в области науки, литератур, искусства; содействовали быстрому созреванию в нем поэтического таланта; укрепляли его свободолюбивые настроения.

В 1832 г. за вольномыслие поэту был дан “совет” уйти из университета. И он поступает в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Учебу в школе Лермонтов назвал “страшными годами”. Это била казарма николаевского времени. Юнкера свободное время проводили в кутежах и буйных проказах.

В ноябре 1834 г. Михаил Юрьевич бил произведен в офицеры и определен в гвардейский гусарский полк. Моральный отдых Лермонтов находил в творчестве. В 1835–1836 гг. поэт создает ряд прекрасных произведений: драму “Маскарад”, поэму “Боярин Орша”, оставшуюся незаконченной повесть “Княгиня Лиговская”, где впервые появляется Печорин, и ряд лирических стихотворений. В 1837 г. создает знаменитое стихотворение “Смерть поэта”. Стихи Лермонтова волновали читателей, как своим содержанием, так и могучей силой художественного слова. Стихотворение “Смерть поэта” дошло до царя с надписью: “Призыв к революции”. Поэт бил арестован, а через неделю отправлен в свою первую ссылку на Кавказ, где шла война с горцами.

В феврале 1840 г. состоялась дуэль Лермонтова с сыном французского посланника Варанта. Михаила Юрьевича арестовали и снова отправили под пули на Кавказ, где он непрерывно участвовал в боях. В 1841 г. подстрекаемый врагами Лермонтова Мартынов вызвал поэта на дуэль. Вечером 15 июня М.Ю. Лермонтов бил убит на дуэли и 17 июня погребен на Пятигорском кладбище, а в апреле 1842 г., по ходатайству бабушки, его прах перевезли в Тархан.

Вариант 3

Михаил Юрьевич Лермонтов, был рожден в семье небогатых московских помещиков в 1814 году. Отец Михаил Юрьевича, отставной военный из Тульской губернии. Мама Лермонтова умерла, когда маленькому Мише было всего два года. Воспитанием будущего поэта занималась его бабушка Елизавета Арсеньева.

После пролетевшего беззаботного детства, молодой Миша Лермонтов поступает в благородный пансион при московском Университете. Но, вскоре ему приходится уйти оттуда в школу подпрапорщиков, и после ее окончания, Лермонтов становится офицером лейб гвардии гусарского полка.

Михаил Юрьевича Лермонтова принято разделять на два периода: период раннего творчества с 1829 по 1836 гг, и зрелый период с 1837 по 1841 гг. В 1837 году происходит перелом в судьбе поэта. Лермонтов пишет несколько стихотворений, направленных против российского самодержавия, за что поэта отправляют в ссылку на Кавказ. Благодаря своей бабушке, Елизавете Арсеньевой, поэт был помилован, возвращен в Петербург, и даже восстановлен на прежней службе. Но спустя пару лет, Лермонтова как дуэлянта, отправляют в ссылку на Кавказ во второй раз. На этот раз Михаил Юрьевич попадает уже не в мирную обстановку, а на арену боевых действий.

Попытки родных и друзей реабилитировать поэта в глазах царя, успеха не принесли. Гибель поэта В 1841 году, Лермонтов возвращался из отпуска на место службы. Проезжая через Пятигорск у него возникла ссора с Мартыновым, где поэт был застрелен на дуэли своим противником. Гибель поэта произошла 15 июля 1841 года. Творчество Михаил Юрьевича Лермонтова оставила глубокий след в русской литературе.

Лермонтов – фигура совершенно уникального масштаба и формата в русской литературе. Младший современник Пушкина, он не попал в когорту сочинителей, причисленных к золотому веку русской поэзии. Не оказалось ему места и в ряду великих русских прозаиков: Гоголя, Достоевского, Толстого, — оказавших огромное влияние не только на русскую, но и на всю мировую литературу.

В тени Пушкина

Не уступая, быть может, по уровню таланта солнцу русской поэзии, Лермонтов на долгие годы оказался в тени Пушкина. Вернее, он сам избрал это место, полагая, что не достоин навязывать собственное общество всеобщему кумиру. Они не раз могли встретиться, но так и не были представлены друг другу.

Последние годы жизни поэта – это практически вертикальный взлет, который не дает даже ориентировочно предположить уровня высот, которых мог достичь Лермонтов. Если еще можно представить, что одной из тем позднего творчества Пушкина, не погибни он на дуэли, оказалась бы русская история – то строить догадки о перспективах литературной деятельности Лермонтова нет никакой возможности.

Герой нашего времени

Говорят, талант – это тот, кто абсолютно точно попадает в мишень, которую выбрал. Гений же стреляет в цель, которая другим не видна.

Читайте также: