Поэтическое сочинение гесиода одно из первых древнегреческих мифологических поэм
Обновлено: 04.07.2024
Текст приводится по изданию: Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999.
Перевод В. В. Вересаева.
Комментарии В. В. Вересаева, М. Н. Ботвинника, А. И. Зайцева, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо.
Сверено с изданиями Гесиода 1963 и 2001 гг., расхождения отмечены на правом поле буквами Δ и Λ.
Комментарий приводится по изданию: Гесиод. Полное собрание текстов. М., Лабиринт, 2001.
Коричневым шрифтом обозначены примечания из издания 1963 г., где инициалами обозначены комментарии Вересаева; остальные примечания этого издания принадлежат Ботвиннику и Зайцеву.
Греч. текст: Hesiod. The Homeric Hymns and Homerica. Theogony. The Loeb Classical Library. London, 1914.
Сканы лёбовского издания 1914 г.
Портрет Гесиода на мозаике из Трира
Теогония
Поставив себе задачей систематизацию греческих мифов, Гесиод сгруппировал в поэме по генеалогическому признаку около 300 имен различных божеств. Впрочем, каталогообразный характер поэмы не помешал включению в нее отдельных самостоятельных картин, отличающихся яркостью и выразительностью (например, история Прометея и Пандоры, описание зимы, война с титанами и др.).
Чтобы облегчить читателю ориентировку в божественной генеалогии, оформленной Гесиодом, предлагаем здесь краткий обзор ее содержания:
1— 115. Гимн к Музам и обращение к ним за помощью.
116— 122. Первые существа: Хаос, Гея, Тартар, Эрос, Ночь.
126— 153. Поколение первое: потомство Хаоса, Земли и Урана (Понт; титаны, среди них Крон).
154— 210. Оскопление Урана, рождение Афродиты.
211— 239. Поколение второе: потомство Ночи и дети Понта.
240— 336. Поколение третье: внуки Понта: дети Нерея, потомство Фавманта, дети Форкия и Кето, среди них Горгоны (277— 294: Персей сражает Медузу, из отрубленной шеи являются конь Пегас и Хрисаор, отец Герионея, убитого Гераклом), Ехидна с ее потомством (313— 318: Лернейская гидра, 327— 333: Немейский лев — оба убиты Гераклом; 319— 325: Химера, поверженная Беллерофонтом).
337— 410. Внуки Урана (потомство Океана и Тефии, Гипериона и Фейи, Крия и Еврибии, Коя и Фебы).
411— 452. Внучка Коя — Геката. Ее прославление.
453— 467. Потомство Крона и Реи (будущие олимпийские боги). Крон пожирает своих детей.
468— 506. Рождение Зевса, обман и свержение Крона.
507— 616. Потомство титана Иапета: Прометей и его хитрости; создание женщины и осуждение женского рода.
617— 725. Война богов с титанами.
726— 819. Описание Тартара и его обитателей.
820— 880. Сражение Зевса с Тифоеем; потомство Тифоея.
881— 885. Утверждение власти Зевса.
886— 929. Браки Зевса с богинями (Метида, Фемида, Деметра, Мнемосина, Лето, Гера) и их потомство.
930— 937. Потомство Посейдона, дети Ареса и Афродиты.
938— 962. Другие браки богов.
969— 1018. Браки богинь со смертными.
ТЕОГО́НИЯ, -и, ж. Мифы о происхождении и родословной богов.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.
У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцах и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.
Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Гея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.
ТЕОГО'НИЯ [тэ], и, мн. нет, ж. [гр. theogonia] (науч.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная т.
теого́ния
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: химфак — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.
У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.
Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.
Ссылки
- Книги по алфавиту
- Религиозная литература
- Литературные произведения по сюжетам греческой мифологии
- Эпические произведения
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Теогония" в других словарях:
теогония — теогония … Орфографический словарь-справочник
ТЕОГОНИЯ — (греч., от Theos Бог, и gigonos происхождение). Сказание о происхождении мифологических богов. Заглавие Гезиодовой поэмы; вообще все системы языческих религий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка
теогония — и, ж. théogonie <лат. theogonia <гр. происхождение богов. Мифы, религиозные сказания о происхождении богов. БАС 1. Теогония Востока предполагала самих ангелов женщинами .. Магомет очень вооружился против сего верования, но сам выдумал почти … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ТЕОГОНИЯ — [тэогония], теогонии, мн. нет, жен. (греч. theogonia) (научн.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная теогония. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
теогония — сказание, миф Словарь русских синонимов. теогония сущ., кол во синонимов: 3 • миф (10) • сказание … Словарь синонимов
ТЕОГОНИЯ — (от греч. theos Боги honcia рождение) англ. theogony; нем. Theogonie. Система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Теогония — (греч. theos – бог + goneia – рождение) – система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Теогония — (от греч. theos бог и gone рождение, происхождение) рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и вселенной. Поскольку боги теогони ческих сказаний олицетворяли собой природный миф, последовательность поколений богов… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник
Начало теогонии. Космогонический процесс Гесиода – это теогония, это ряд поколений богов, родившихся после зарождения Хаоса. Интересно, что Гесиод не говорит, что сам Хаос породил новое поколение богов. Хаос стоит у Гесиода несколько особняком. У Гесиода Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса.
Четвертая ступень. Гея, сочетавшаяся по закону Эроса с Ураном, зачинает человекообразные существа: Титанов, Циклопов (Киклопов) и Гекатонхейров. Все они чудовищны. Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы; Циклопы одноглазы; титаны и титаниды, олицетворяющие стихии, также далеко не прекрасны. Уран стыдится своих детей и заставляет Гею удерживать их в себе.
Поэтому Крон пожирает своих детей по мере того, как они рождаются. Не удается ему поглотить только Зевса. Рея обманывает Крона и подсовывает ему вместо новорожденного запеленутый камень. Возмужав, Зевс вступает в борьбу с отцом. Он заставляет его изрыгнуть своих братьев и сестер. Появившееся на этой новой ступени теогонии пятое поколение богов вступает в космическую борьбу с четвертым. Гесиод изображает войну богов и титанов, титаномахию. Решающую роль в этой войне сыграли освобожденные Зевсом гекатонхейры. Они уступили Зевсу свое оружие – молнию и гром. Отныне Зевс-громовержец. Зевс сбрасывает титанов в Тартар и спроваживает туда же гекатонхейров, но уже не как узников, а как тюремщиков титанов. Начинается царство Зевса.
"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.
Царство Зевса. Итак, согласно Гесиоду, только на пятой ступени теогонии и после победы Зевса мироздание приобретает ту картину, которая показана в гомеровском эпосе. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу – это восхождение мира к порядку, свету и социальному устроению.
Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий
Четвертая жена Зевса, его сестра Деметра, родила Персефону, похищенную Аидом. В честь Деметры и Персефоны в Древней Греции ежегодно справлялось тайное священнодействие – мистерии. Они справлялись в Элевсине, а потому назывались элевсинскими мистериями. К участию в мистериях допускались только посвященные, которые обязаны были сохранить в тайне все, что происходит во время мистерий: молитвы, тайные имена богов, называвшиеся при богослужении, характер самого действа и т. п.
Шестая жена Зевса – его двоюродная сестра Лето. Ее дети – Аполлон и Артемида.
Зевса преследует страх близкого падения. Он боится своего возможного сына от Метиды. Но кто мог бы быть сыном Метиды – мудрости? Очевидно, таким сыном мог бы быть Логос. Логос у Гесиода – это слово, но не просто слово, а слово разумное. Рождение Логоса означало бы конец царства Зевса. Это означало бы рождение философского мировоззрения. Вот почему Зевс так боялся своего возможного сына от Метиды. Действительно, первые философы противопоставили мир логоса миру Зевса. Безраздельное господство мифологического мировоззрения было преодолено. С точки зрения логоса мифологический сверхъестественный мир стал казаться наивным.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Читайте также: