Поэтическое сочинение гесиода одно из первых древнегреческих мифологических поэм

Обновлено: 04.07.2024

Текст приводится по изданию: Эллинские поэты VII—III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика / Отв. ред. М. Л. Гаспаров. — М.: Ладомир, 1999.
Перевод В. В. Вересаева.
Комментарии В. В. Вересаева, М. Н. Ботвинника, А. И. Зайцева, О. П. Цыбенко, В. Н. Ярхо.
Сверено с изданиями Гесиода 1963 и 2001 гг., расхождения отмечены на правом поле буквами Δ и Λ.
Комментарий приводится по изданию: Гесиод. Полное собрание текстов. М., Лабиринт, 2001.
Коричневым шрифтом обозначены примечания из издания 1963 г., где инициалами обозначены комментарии Вересаева; остальные примечания этого издания принадлежат Ботвиннику и Зайцеву.
Греч. текст: Hesiod. The Homeric Hymns and Homerica. Theogony. The Loeb Classical Library. London, 1914.
Сканы лёбовского издания 1914 г.



Порт­рет Геси­о­да на моза­и­ке из Три­ра


Тео­го­ния

Поста­вив себе зада­чей систе­ма­ти­за­цию гре­че­ских мифов, Геси­од сгруп­пи­ро­вал в поэ­ме по гене­а­ло­ги­че­ско­му при­зна­ку око­ло 300 имен раз­лич­ных божеств. Впро­чем, ката­ло­го­об­раз­ный харак­тер поэ­мы не поме­шал вклю­че­нию в нее отдель­ных само­сто­я­тель­ных кар­тин, отли­чаю­щих­ся ярко­стью и выра­зи­тель­но­стью (напри­мер, исто­рия Про­ме­тея и Пан­до­ры, опи­са­ние зимы, вой­на с тита­на­ми и др.).

Чтобы облег­чить чита­те­лю ори­ен­ти­ров­ку в боже­ст­вен­ной гене­а­ло­гии, оформ­лен­ной Геси­о­дом, пред­ла­га­ем здесь крат­кий обзор ее содер­жа­ния:

1— 115. Гимн к Музам и обра­ще­ние к ним за помо­щью.

116— 122. Пер­вые суще­ства: Хаос, Гея, Тар­тар, Эрос, Ночь.

126— 153. Поко­ле­ние пер­вое: потом­ство Хао­са, Зем­ли и Ура­на (Понт; тита­ны, сре­ди них Крон).

154— 210. Оскоп­ле­ние Ура­на, рож­де­ние Афро­ди­ты.

211— 239. Поко­ле­ние вто­рое: потом­ство Ночи и дети Пон­та.

240— 336. Поко­ле­ние третье: вну­ки Пон­та: дети Нерея, потом­ство Фав­ман­та, дети Фор­кия и Кето, сре­ди них Гор­го­ны (277— 294: Пер­сей сра­жа­ет Меду­зу, из отруб­лен­ной шеи явля­ют­ся конь Пегас и Хри­са­ор, отец Гери­о­нея, уби­то­го Герак­лом), Ехид­на с ее потом­ст­вом (313— 318: Лер­ней­ская гид­ра, 327— 333: Немей­ский лев — оба уби­ты Герак­лом; 319— 325: Химе­ра, повер­жен­ная Бел­ле­ро­фон­том).

337— 410. Вну­ки Ура­на (потом­ство Оке­а­на и Тефии, Гипе­ри­о­на и Фейи, Крия и Еври­бии, Коя и Фебы).

411— 452. Внуч­ка Коя — Гека­та. Ее про­слав­ле­ние.

453— 467. Потом­ство Кро­на и Реи (буду­щие олим­пий­ские боги). Крон пожи­ра­ет сво­их детей.

468— 506. Рож­де­ние Зев­са, обман и свер­же­ние Кро­на.

507— 616. Потом­ство тита­на Иапе­та: Про­ме­тей и его хит­ро­сти; созда­ние жен­щи­ны и осуж­де­ние жен­ско­го рода.

617— 725. Вой­на богов с тита­на­ми.

726— 819. Опи­са­ние Тар­та­ра и его оби­та­те­лей.

820— 880. Сра­же­ние Зев­са с Тифо­е­ем; потом­ство Тифо­ея.

881— 885. Утвер­жде­ние вла­сти Зев­са.

886— 929. Бра­ки Зев­са с боги­ня­ми (Мети­да, Феми­да, Демет­ра, Мне­мо­си­на, Лето, Гера) и их потом­ство.

930— 937. Потом­ство Посей­до­на, дети Аре­са и Афро­ди­ты.

938— 962. Дру­гие бра­ки богов.

969— 1018. Бра­ки богинь со смерт­ны­ми.


ТЕОГО́НИЯ, -и, ж. Мифы о происхождении и родословной богов.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцах и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.

Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Гея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

ТЕОГО'НИЯ [тэ], и, мн. нет, ж. [гр. theogonia] (науч.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная т.

теого́ния

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: химфак — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

В нарицательном значении теогония — совокупность верований и воззрений о происхождении и родословии богов.

У Гесиода поэма начинается с обращения к музам, затем идёт повествование о зарождении мира, титанах, богах-олимпийцев и о героях. Сначала был Хаос, потом появилась Гея, Тартар и Эрос. Потом от Хаоса рождается Ночь-Нюкта и Мрак-Эреб. Ночь рождает Эфира и День от Эреба. Гея же рождает Урана и нимф. От брака Геи с Ураном рождаются первые боги — титаны. Также от этого союза Гея родила циклопов и гекатонхейров.



Уран спрятал своих детей в недрах Земли, Гея же, страдая от этого, просит Крона отсечь детородный орган отца, что он и делает. Из крови Урана родились эринии, гиганты, нимфы. Пока член Урана плавал по морю, вокруг него образовалась пена (и пристала к берегу Кипра), из которой потом появилась Афродита, или Киприда (дочь Кипра). Далее рождаются различные боги, из которых стоит упомянуть Мойр (богини судьбы, которые родились до Олимпийцев, а, значит, последние были им подвластны), и т. д. Также появляются различные божества-реки. Далее повествуется о рождении новых богов Реей от Крона: Зевса, Геры, Аида, Посейдона, Деметры, Гестии. Крон, зная, что в соответствии с пророчеством он будет свергнут одним из своих детей, глотает их одного за другим, но самого младшего — Зевса — Рея прячет на острове Крит, а вместо Зевса подкладывает Крону камень.

Ссылки

  • Книги по алфавиту
  • Религиозная литература
  • Литературные произведения по сюжетам греческой мифологии
  • Эпические произведения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Теогония" в других словарях:

теогония — теогония … Орфографический словарь-справочник

ТЕОГОНИЯ — (греч., от Theos Бог, и gigonos происхождение). Сказание о происхождении мифологических богов. Заглавие Гезиодовой поэмы; вообще все системы языческих религий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

теогония — и, ж. théogonie <лат. theogonia <гр. происхождение богов. Мифы, религиозные сказания о происхождении богов. БАС 1. Теогония Востока предполагала самих ангелов женщинами .. Магомет очень вооружился против сего верования, но сам выдумал почти … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ТЕОГОНИЯ — [тэогония], теогонии, мн. нет, жен. (греч. theogonia) (научн.). Совокупность мифов, сказаний о происхождении богов. Античная теогония. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

теогония — сказание, миф Словарь русских синонимов. теогония сущ., кол во синонимов: 3 • миф (10) • сказание … Словарь синонимов

ТЕОГОНИЯ — (от греч. theos Боги honcia рождение) англ. theogony; нем. Theogonie. Система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов, олицетворяющих стихийные силы природы. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Теогония — (греч. theos – бог + goneia – рождение) – система религиозных мифов о происхождении богов; родословная богов. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Теогония — (от греч. theos бог и gone рождение, происхождение) рождение богов, мифологическое повествование о происхождении богов и вселенной. Поскольку боги теогони ческих сказаний олицетворяли собой природный миф, последовательность поколений богов… … Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник

Начало теогонии. Космогонический процесс Гесиода – это теогония, это ряд поколений богов, родившихся после зарождения Хаоса. Интересно, что Гесиод не говорит, что сам Хаос породил новое поколение богов. Хаос стоит у Гесиода несколько особняком. У Гесиода Гея-земля и Уран-небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса.

Уран и Гея

Четвертая ступень. Гея, сочетавшаяся по закону Эроса с Ураном, зачинает человекообразные существа: Титанов, Циклопов (Киклопов) и Гекатонхейров. Все они чудовищны. Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы; Циклопы одноглазы; титаны и титаниды, олицетворяющие стихии, также далеко не прекрасны. Уран стыдится своих детей и заставляет Гею удерживать их в себе.

Поэтому Крон пожирает своих детей по мере того, как они рождаются. Не удается ему поглотить только Зевса. Рея обманывает Крона и подсовывает ему вместо новорожденного запеленутый камень. Возмужав, Зевс вступает в борьбу с отцом. Он заставляет его изрыгнуть своих братьев и сестер. Появившееся на этой новой ступени теогонии пятое поколение богов вступает в космическую борьбу с четвертым. Гесиод изображает войну богов и титанов, титаномахию. Решающую роль в этой войне сыграли освобожденные Зевсом гекатонхейры. Они уступили Зевсу свое оружие – молнию и гром. Отныне Зевс-громовержец. Зевс сбрасывает титанов в Тартар и спроваживает туда же гекатонхейров, но уже не как узников, а как тюремщиков титанов. Начинается царство Зевса.

Бог Зевс

"Зевс из Отриколи". Бюст IV в. до Р. Х.

Царство Зевса. Итак, согласно Гесиоду, только на пятой ступени теогонии и после победы Зевса мироздание приобретает ту картину, которая показана в гомеровском эпосе. Движение мироздания от Хаоса к Зевсу – это восхождение мира к порядку, свету и социальному устроению.

Статуя Афины Девы в Парфеноне

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Скульптор Фидий

Четвертая жена Зевса, его сестра Деметра, родила Персефону, похищенную Аидом. В честь Деметры и Персефоны в Древней Греции ежегодно справлялось тайное священнодействие – мистерии. Они справлялись в Элевсине, а потому назывались элевсинскими мистериями. К участию в мистериях допускались только посвященные, которые обязаны были сохранить в тайне все, что происходит во время мистерий: молитвы, тайные имена богов, называвшиеся при богослужении, характер самого действа и т. п.

Шестая жена Зевса – его двоюродная сестра Лето. Ее дети – Аполлон и Артемида.

Зевса преследует страх близкого падения. Он боится своего возможного сына от Метиды. Но кто мог бы быть сыном Метиды – мудрости? Очевидно, таким сыном мог бы быть Логос. Логос у Гесиода – это слово, но не просто слово, а слово разумное. Рождение Логоса означало бы конец царства Зевса. Это означало бы рождение философского мировоззрения. Вот почему Зевс так боялся своего возможного сына от Метиды. Действительно, первые философы противопоставили мир логоса миру Зевса. Безраздельное господство мифологического мировоззрения было преодолено. С точки зрения логоса мифологический сверхъестественный мир стал казаться наивным.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: