Подготовка к огэ по русскому языку собеседование изложение сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Купить книгу Подготовка к ОГЭ по русскому языку: собеседование, изложение, сочинение Пахнова и читать онлайн

Cкачать книгу издательства Феникс Подготовка к ОГЭ по русскому языку: собеседование, изложение, сочинение (автор - Пахнова в PDF

Бесплатно скачать книгу издательства Феникс "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: собеседование, изложение, сочинение Пахнова" для ознакомления. The book can be ready to download as PDF.

Внимание! Если купить книгу (оплатить!) "Подготовка к ОГЭ по русскому языку:…" сегодня — в понедельник (28.02.2022), то она будет отправлена в среду (02.03.2022)

Все отзывы (рецензии) на книгу

Подготовка к ОГЭ по русскому языку: собеседование, изложение, сочинение Пахнова

Аннотация к книге "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: собеседование, изложение, сочинение" (Авт. Пахнова)

Учебное пособие является универсальным для целенаправленной подготовки к итоговой аттестации, т.к. система подготовки к собеседованию включает материал, который поможет школьникам творчески относиться к написанию сочинений, изложений, к выразительному чтению и добиться успеха в решении этих задач. Книга адресована не только учителям-методистам, но и школьникам, т.к. содержит упражнения, памятки и материал для самопроверки.

Читать книгу онлайн.

В целях ознакомления представлены отдельные главы и разделы издания, которые Вы можете прочитать онлайн прямо на нашем сайте, а также скачать и распечатать PDF-файл.

Другие книги серии "Большая перемена"

Другие книги раздела "Учебники и учебные пособия по гуманитарным, естественно- научным, общественным дисциплинам"

Критская Музыка. Рабочая тетрадь. 1 класс

Критская Рабочая тетрадь к учебнику

Читать онлайн выдержки из книги "Подготовка к ОГЭ по русскому языку: собеседование, изложение, сочинение" (Авт. Пахнова)

На уроках русского языка процесс обучения — это прежде всего внимание к четырем видам речевой деятельности: чтению, слушанию, письменной и УСТНОЙ речи. Нетрудно заметить, что существовавшая долгое время система оценивания результатов обучения (ЕГЭ, ОГЭ) не давала возможности проверить, какова же устная речь школьника, как он говорит. Нужен УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН. Именно СОБЕСЕДОВАНИЕ. Подготовка к нему — это то, что влияет на сам процесс обучения русскому языку, на структуру урока, на внеурочную деятельность, на систему самостоятельных занятий дома.

Цель данного учебного пособия — помочь школьнику так подготовиться (именно ПОДГОТОВИТЬСЯ!) к собеседованию, чтобы во время экзамена видны были результаты его обучения на основе ТЕКСТА: выразительное чтение, пересказ, способности к диалогу и к созданию монологического высказывания (повествования, описания, рассуждения). Эти результаты будут достигнуты на основе практической деятельности в школе и дома, а также на основе теоретической подготовки, знания некоторых сведений из области лингвистики текста:

описание, повествование, рассуждение как типы речи;

основные признаки текста как речевого произведения;

начало текста (типы зачинов);

средства связи между предложениями в тексте;

ключевые слова и их роль в тексте;

цитата — часть текста, способы ввода цитаты в текст;

подготовка к пересказу (к сжатому изложению).

Особенность этого учебного пособия в том, что его можно охарактеризовать так: это в какой-то степени пособие универсальное. Почему? Материалы этой книги направлены на такую подготовку к устному экзамену — СОБЕСЕДОВАНИЮ, когда девятиклассник одновременно решает многие задачи. Он совершенствуется как личность, овладевая тем необходимым, что поможет ему участвовать в проектной деятельности, побеждать в конкурсах, олимпиадах, лучше писать сочинения и изложения, анализировать прочитанный (прослушанный) ТЕКСТ, глубоко понимая его содержание, авторский замысел, быть внимательным к тому, как живет СЛОВО в тексте, и к тому, как он сам пользуется этим СЛОВОМ (в том числе ЗВУЧАЩИМ СЛОВОМ).

Мы сочли полезным, включая в это учебное пособие тексты и задания к ним, во многих случаях, кроме основного задания, связанного с процедурой проведения итогового собеседования, в качестве послетекстовых заданий использовать ставшую уже привычной для многих учителей и учеников комплексную работу с текстом. Почему это полезно? Это даст возможность процесс подготовки к собеседованию включить в систему работы по речевому развитию учащихся, по совершенствованию их грамотности, по постепенной подготовке и к сочинению, и к изложению, к участию в конкурсах, олимпиадах, по воспитанию ученика как личности.

При таком подходе к процессу подготовки к собеседованию создаются условия для того, чтобы обучение было организовано как взаимодействие учеников друг с другом (групповая, парная работа), с учителем, с учебником, с ресурсами Интернета.

Заучивание наизусть — достойных, конечно, произведений, — ведь это и тренировка памяти, и пополнение багажа знаний, и развитие души, когда этот текст начинает жить в тебе.

Возможность выбора упражнений, заданий, тем сочинений, докладов, исследовательских проектов создает благоприятные условия, способствующие творческому отношению к учебной деятельности, достижению личностных результатов, развитию самостоятельности, интереса к изучению русского языка.

Обращаясь к ученикам, когда они начинают целенаправленно готовиться к экзамену на основе материалов этой книги, хочется сказать:

Исследование языка художественных произведений — область чрезвычайно увлекательная и сложная. Учиться этому необходимо, обращаясь к хорошим образцам анализа. Вот

В процессе работы с текстом ученик овладевает тем необходимым, что поможет ему лучше писать сочинения и изложения, анализировать прочитанный (прослушанный) текст, глубоко понимая его содержание, авторский замысел, быть внимательным к тому, как живет слово в тексте. Это важно для подготовки к выразительному чтению и к пересказу текста.

В книге автор использует обозначения разных видов разбора, принятые в учебниках. Напоминаем, что виды разбора обозначаются так:

— слово для фонетического разбора, например: вьюн1.

— слово для морфемного разбора, например: въезд2.

— слово для морфологического разбора, например: пишет3.

— предложение для синтаксического разбора, например: Мир освещается солнцем, а человек — знанием.*

— слово для лексического разбора, например: свежий, хлеб, дом3.

— слово для орфографического разбора, например: развивается6.

— предложение (или его часть) для пунктуационного разбора, например: Москва — столица нашей Родины.7

Комплексная работа с текстом как подготовка к итоговому собеседованию, к зачетам, экзаменам, контрольным заданиям

Как помочь девятиклассникам эффективно подготовиться к итоговому собеседованию? Ответ на этот вопрос может быть только таким: надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с образцами заданий. Используя на уроках русского языка комплексную работу с текстом, мы избегаем натаскивания, занимаемся изучением языка и обучением речи в соответствии с программой и учебниками и в то же время целенаправленно, постепенно, без перегрузок готовим девятиклассников к сдаче экзамена.

Новая форма государственной итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы собеседование — это то, что преемственно и перспективно связано с основными задачами работы, направленной на речевое развитие школьников. Нельзя не отметить несомненных достоинств новой формы экзамена. Во-первых, девятиклассникам предстоит, завершая изучение основного курса русского языка, сдавать экзамен, который в какой-то степени готовит и к сочинению, и к изложению в 9-м классе, и даже к тому, что предстоит в 11-м классе.

Во-вторых, среди заданий с выбором ответа, связанных с содержанием текста (на его основе выполняется почти вся экзаменационная работа), особая роль отводится тем вопросам, которые направлены на воспитание ученика как внимательного,

Чтобы подготовка к итоговой аттестации в процессе выполнения программы для 9-го класса была именно постепенной, мы предлагаем тексты, не всегда совпадающие по объему с тем, что будет на экзамене. Число заданий, их формулировки не являются точной копией материалов, разработанных ФИПИ. Что касается отбора текстов, типов вопросов и заданий, то можно с уверенностью сказать: в предложенные нами упражнения включено все то, что, будучи связанным с программой и учебниками для 9-го класса, не только создает все условия для успешной подготовки к экзамену в соответствии с новой формой его проведения, но и помогает решить главнейшую задачу — воспитание ученика как личности.

Тексты, выбранные нами для подготовки к экзаменам, вступают во взаимодействие друг с другом, так как обладают тематической общностью, что создает особые условия для реализации методики диалога с текстом.

Отметим, что многие задания выполняют не только задачу контроля, проверки уровня подготовки учащихся, но и (а это главное!) носят обучающий характер.

1. . К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подыматься по выветренной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма к обветшалым стенам собора.

Под этими стенами, над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина.

К могиле Пушкина надо подниматься по каменной лестнице, которая приводит к стенам собора, где и похоронен великий поэт. (Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными.)

Могила Пушкина находится у стен собора, к которому можно пройти через монастырские дворы, а затем подняться по выветренной каменной лестнице.

То же самое можно сказать и о повторяющемся в этом тексте слове стены, служащем для связи второго и третьего предложений.

Радостно и отрешенно пели вокруг птицы. Прямо за домом раскатисто, многоколенно журчало горло дрозда-дерябы, тут и там застенчиво и озорно цвинькали синички. И где-то вдали, но ясно и чисто куковала кукушка. Ее голос был печален и светел, а ритм кукования был похож на биение сердца. Недаром в народе называют этот голос сиротским, вдовьим.

А) Радостно и отрешенно пели вокруг птицы: дрозд-деряба, синички, кукушка. Голос кукушки в народе называют сиротским, вдовьим не случайно: ритм кукования, печального и светлого, похож на биение сердца.

(При сжатии текста особая роль принадлежит предложениям с однородными членами, с обобщающими словами.)

Б) Дрозд-деряба, синички и даже кукушка — все птицы пели радостно и отрешенно. Голос кукушки, который народ называет сиротским, вдовьим, звучал не только печально, но и светло.

К однотомнику Пушкина Д. Кедрин возвращался неоднократно, о чем говорят многочисленные пометы, сделанные в разное время. Одно и то же стихотворение зачастую имеет несколько помет. Кедрин, читая любимого поэта, тут же, на полях, что-то записывает.

Читая Пушкина, Кедрин выявляет связь его поэзии с творчеством Державина и Жуковского, Шекспира и Гете. Находит

А) Поэт Дмитрий Кедрин, перечитывая Пушкина, своего любимого поэта, на полях делает пометы. Он отмечает связь пушкинского творчества с произведениями других русских и зарубежных поэтов — как современников великого поэта,таки его предшественников и последователей. Пометы говорят и о влиянии Пушкина на творчество самого Кедрина.

Б) На полях однотомника Пушкина поэт Дмитрий Кедрин часто делает пометы, отмечая влияние гениального поэта на собственное творчество, на всю русскую поэзию и даже связь с зарубежной литературой. Шекспир и Гете, Державин и Жуковский, Баратынский и Лермонтов, Тютчев и Некрасов — эти имена встречаются среди записей на полях пушкинского тома.

Во-первых, актер естественен, если его игра соответствует жизненной роли персонажа, если он не выбивается из общего рисунка спектакля или фильма и если его игра соответствует современной актерской школе. И, наоборот, актер играет неестественно, если его исполнение соответствует

Во-вторых, актер будет неестественен, если не прислушивается к интуиции, если не слышит требований Природы и Красоты.

Естественность и в искусстве, и в жизни — это обостренный артистизм. Особое ощущение Красоты, Правды, восприятие их как жизненной реальности и высочайшей ценности в природе, в людях, в чувствах и мыслях.

Природа лирической поэзии таинственна. Как личное переживание претворяется в стихи, за счет чего личный опыт поэта получает универсальность, сверхценность, долгую жизнь? А рядом с этим вопросом встает и другой: что за птица такая — поэт, чем его жизнь отличается от жизни других людей? Мы исходим из того, что поэзия — это не занятие, а форма бытия. Поэт проживает свою жизнь в слове, слово и есть его реальность, подлинные события происходят с ним в стихах. Или не происходят — тогда мы имеем дело со словесными упражнениями, с игрой, имеющей свое законное место на периферии всякого искусства.

. Пушкинские стихи являют саму внутреннюю жизнь поэта в ее словесной реальности, являют в настоящем времени душевный труд и само вдохновение, пробужденное глубоким впечатлением, сильным чувством. Из такого впечатления стихотворение вырастает на глазах как живое древо (в иных случаях уместнее сказать: как цветок), и по мере его развития от строфы к строфе можно стать свидетелем внутреннего события, происходящего в процессе творчества.

А) Поэзия — это форма бытия, природа лирической поэзии таинственна. Читатель — свидетель того, как в процессе творчества, вдохновения происходит в результате душевного труда внутреннее событие в жизни поэта. Если в стихах не происходит этого внутреннего события, то не рождается произведение искусства. Поэт проживает свою жизнь в слове, которое пробуждается сильным чувством, глубоким впечатлением. Таково творчество Пушкина, стихи которого вырастают на глазах как живое дерево.

Стихи Пушкина, отражая вдохновение, пробуждаемое глубоким впечатлением, сильным чувством, вырастают на глазах как живое дерево, как цветок.

Но есть в языке Лермонтова нечто и еще более важное, чем школа мастерства. В нем живет гордый дух личности, жажда истины и деятельности, соответствующей хранимому в душе высокому идеалу любви и красоты. Освоить лермонтовский язык — это значит пройти ничем не восполнимую школу духовного развития,

Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

Лермонтов продолжил дело образования национального русского языка.

В произведениях Лермонтова часто используются антонимы.

Объясните значение слов: самоутверждение, своеобразный, синтез.

Какое слово не является причастием?

Замените в предпоследнем предложении причастный оборот грамматическим синонимом — придаточным определительным предложением. Составьте схему сложного предложения.

Выпишите причастные обороты из первого абзаца.

Какие слова не являются грамматической основой предложения?

Запишите высказывание Чехова о языке Лермонтова, используя разные способы цитирования.

В каком словосочетании связь иная, чем примыкание?

Запишите последнее предложение, объясните знаки препинания.

Напишите: а) сжатое изложение; б) сочинение (прокомментируйте утверждения, сформулированные в последнем абзаце).

Какой вариант сжатого изложения в большей мере соответствует исходному тексту?

А) Лермонтов, продолжая пушкинские традиции, делает очень много для развития русского литературного языка. По словам В.В. Виноградова, его язык отличается оригинальностью отбора стилистических средств, высокой культурой художественного слова. Велико влияние опыта Лермонтова на последующее развитие русской поэзии и прозы. Чехов писал, что лермонтовская проза — это тот образец, на основе которого можно учиться писать.

Язык Лермонтова — отражение гордого духа личности, высоких идеалов любви и красоты. Освоение такого языка — это не только школа мастерства, но и приобщение к тому, что связано с духовным развитием, становлением личности.

Какое изложение, подробное или сжатое, написать легче, проще? Иногда слышим в ответ, что легче, конечно, написать сжатое: ведь оно короче. Между тем именно работа над сжатым изложением — процесс очень сложный, требующий серьёзной подготовки. Этой работе надо учиться. Большая роль при этом принадлежит образцам. Их надо изучать, анализировать. А на этапе обучения не надо бояться подражания.

Да, написать сжатое изложение гораздо труднее, чем изложение подробное, близкое по языку и стилю к исходному тексту. Кроме умения слушать, адекватно воспринимая, глубоко понимая то, что прочитал учитель, важно овладеть приемами сжатия текста, сохранив при этом основную информацию и отразив авторский замысел. То, что возникнет в результате сжатия информации, должно обладать всеми признаками хорошего текста: связностью, цельностью, логической последовательностью, завершенностью.

предложение (или несколько предложений), четко формулирующее тезис, который отражает основную мысль текста,

вопросительные предложения (в том числе риторический вопрос);

предложения, включающие цитирование;

сложноподчиненные предложения, в которых придаточные обстоятельственные с союзами когда, если, чтобы обычно предшествуют главному.

Среди зачинов в текстах-описаниях, повествованиях, а также в повествованиях с элементами описания довольно часто используются назывные предложения. Надо принять во внимание, что при создании текстов-рассуждений в качестве способов аргументации могут применяться элементы описаний и даже повествований.

Кому адресован дневник? Себе самому. Это разговор с собой, с глазу на глаз, иногда попытка разобраться в собственной мучительной душевной жизни. Но случается, и не так редко, что внешняя жизнь становится для меня интересней изнурительной душевной работы; чаще всего это бывает во время поездок. Вот почему я их так любил. Хоть ненадолго избавляешься от возни с собой. До чего же справедливо есенинское: душа — непосильная ноша, под которой падаешь. Еще спасительнее для меня всегда была и есть природа, поэтому ее немало в дневнике, но она никогда не предстает чисто пейзажной живописью, всегда связана с фигурой, оживляющей пейзаж, то есть со мной.


Русский язык — один из двух обязательных предметов, по которым все ученики должны сдать ОГЭ. Даже если вам кажется, что высокий балл на экзамене в средней школе мало на что влияет, помните: ОГЭ — это генеральная репетиция перед ЕГЭ. Чем лучше вы подготовитесь в 9-м классе, тем проще будет в 11-м.

О чем эта статья:

В этой статье мы поговорим о том, из каких частей будет состоять экзамен по русскому языку в 2022 году, разберем секреты хороших сочинений и изложений, а также рассмотрим несколько заданий на примере демоверсии. Иными словами, расскажем, как хорошо подготовиться к ОГЭ по русскому языку и легко его сдать.

Используйте промокод ORGANICA при покупке курса подготовки к ЕГЭ по русскому языку в Skysmart, чтобы получить:

1 урок в подарок при оплате пакета из 8 занятий;

2 урока при оплате пакета из 16 занятий;

4 бесплатных урока при покупке 32 занятий;

6 уроков в подарок при оплате 64 занятий.

Что входит в ОГЭ по русскому языку

В 2022 году экзамен будет состоять из 3 частей:

Изложение — задание с развернутым ответом.

Анализ слова, предложения, текста — задания с кратким ответом.

Сочинение-рассуждение — задание с развернутым ответом.

Также в средней школе ученикам предстоит пройти итоговое собеседование, но оно не входит в сам ОГЭ, поэтому подробнее о нем поговорим в следующий раз. Узнать больше о темах заданий и об их количестве можно на официальном сайте ФИПИ, в кодификаторе экзамена.

Все о 1-й части ОГЭ по русскому языку: изложение

В задании № 1 ученика ждет сжатое изложение. Цель этого задания — проверить, насколько хорошо он может понимать устную речь, выделять основную и дополнительную информацию, перерабатывать и излагать ее своими словами, определять микротемы.

Сначала школьник должен будет прослушать текст объемом около 150 слов. Текст прочитают дважды, после чего ученику нужно изложить его краткое содержание вместе с ключевой информацией.

5 секретов подготовки сжатого изложения

Чтобы как можно лучше написать изложение и сдать ОГЭ по русскому языку на 4 или 5, воспользуйтесь этими правилами:

Во время первого прослушивания текста выписывайте подлежащие, сказуемые и другие слова, без которых нельзя будет понять смысл предложения.

Не тратьте время на выписывание вводных слов или сложных конструкций вроде причастных и деепричастных оборотов. Не пытайтесь в точности повторить предложение: это отнимет у вас драгоценное время и баллы.

Примените не менее одного способа сжатия: исключение, обобщение или уточнение.

Записывайте ключевые слова в том порядке, в котором они расставлены по тексту. Так вы не нарушите последовательность изложения.

Между прослушиваниями определите микротемы по своим заметкам. Во время второго прочтения убедитесь, что не упустили ни одну из них.

Как считают баллы за сжатое изложение

Всего за это задание можно получить 7 баллов. Давайте подробнее разберемся, как оценивают готовое изложение.

Все о 2-й части ОГЭ по русскому языку: анализ слова, предложения, текста

В этом блоке экзамена будет 7 вопросов, где ученик должен прочитать условие и оставить краткий ответ. Задания 2–5 проверят, насколько хорошо школьник усвоил темы:

второстепенные члены предложения;

знаки препинания в предложении;

орфографический анализ (орфограмма, морфема, слово).

В заданиях 6–8 ученик сможет показать свои навыки работы с текстом. В этой части экзамена ему нужно будет прочитать небольшой текст и выполнить 3 связанных с ним задания:

анализ содержания текста;

анализ средств выразительности;

лексический анализ слов из текста.

Как подготовиться ко 2-й части ОГЭ по русскому языку

Если посмотреть на опыт участников ОГЭ прошлых лет, можно увидеть, в каких заданиях они чаще всего ошибались. Чтобы и вы не попались в эти ловушки, предлагаем разбор некоторых заданий на примере демоверсии.

Задание № 3. Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Как выполнять

Первое, на что нужно обратить внимание, — это условие задания. В нем указано, что школьник должен расставить все знаки препинания в тексте, но в ответе записать цифры, где стоят только запятые. Будьте внимательны!

Чтобы правильно выполнить это задание и увеличить шансы на высокий балл, нужно выделить грамматическую основу во всех предложениях, а после — проанализировать их строение. Это поможет найти правильный ответ: 13456789.

Задание № 4. Синтаксический анализ

Замените словосочетание цель жизни, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Как выполнять

Если вы хотите правильно выполнить это задание, сначала нужно будет найти в словосочетании главное и зависимое слова. В нашем случае цель — это главное слово, оно не изменится при трансформации словосочетания. Второе слово — жизнь — зависимое. Его и нужно будет поменять по условию задания. Если вместо жизнь напишем жизненная, то получим словосочетание жизненная цель, вид связи в котором — согласование. Это и будет верный ответ.

Задание № 5. Орфографический анализ

1) РАСЦЕНИВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.

3) РАССТИЛАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) (решил много) ЗАДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.

5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

Как выполнять

Чтобы правильно выполнить это задание, ученик должен хорошо помнить правила орфографии. Пригодятся знания и умения из области фонетики — отличать звонкие согласные от глухих, ударные гласные от безударных и находить чередование гласных в корне слова. В этом задании нужно сделать фонетический анализ слов, оценить качества звуков и процессы: оглушение, озвончение и т. д. Вместе с этим школьник должен будет провести и другие виды анализа: морфологический, морфемный, словообразовательный, орфографический и лексический. Только так получится прийти к верному ответу: 1 и 5.

Еще больше о подводных камнях ОГЭ можно узнать на курсе подготовки к экзаменам в Skysmart. Используйте промокод ORGANICA при покупке занятий по русскому языку и другим предметам, чтобы получить:

1 урок в подарок при оплате пакета из 8 занятий;

2 урока при оплате пакета из 16 занятий;

4 бесплатных урока при покупке 32 занятий;

6 уроков в подарок при оплате 64 занятий.

Как считают баллы за 2-ю часть ОГЭ

Все верные ответы в этом блоке оценивают 1 баллом. Если ответ неправильный или его нет совсем, за это задание ставят 0 баллов. То же самое ждет и частично верные ответы, поэтому советуем внимательно читать условия заданий.

Все о 3-й части ОГЭ по русскому языку: сочинение-рассуждение

Финальное задание экзамена по русскому языку — это сочинение-рассуждение. На ОГЭ школьник может сам выбрать его тему:

9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

9.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста.

9.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста.

Как подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку

Максимально за сочинение-рассуждение можно получить 9 баллов, не считая баллов за грамматику. Чтобы легко подготовиться к сочинению на ОГЭ по русскому языку, воспользуйтесь советами от экспертов онлайн-школы Skysmart:

Заранее узнайте критерии, по которым будут оценивать вашу работу.

Пользуйтесь алгоритмом, который поможет написать структуру сочинения. Для каждой из тем он свой.

Научитесь правильно писать вступление и заключение к темам.

Потренируйтесь выбирать примеры-иллюстрации и примеры-аргументы.

Узнайте, что такое речевые формулы и как ими пользоваться в сочинении.

Напишите несколько тестовых сочинений-рассуждений на разные темы, чтобы до автоматизма отработать навыки.

Не пытайтесь выдать за сочинение переписанный или пересказанный текст из задания — такую работу оценят в 0 баллов.

Как считают баллы за сочинение-рассуждение

Теперь разберемся, как именно будут оценивать 3-ю часть работы. Помните: перед экзаменом важно разобраться в критериях. Это поможет узнать, как много нужно набрать баллов на сочинении, чтобы сдать ОГЭ по русскому языку на желаемую оценку: 3, 4 или 5.

9.1. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

С1К1

Наличие обоснованного ответа

Баллы

В сочинении ученик рассуждает верно и без фактических ошибок

В сочинении ученик рассуждает верно, но есть 1 фактическая ошибка

В сочинении ученик рассуждает верно, но есть 2 фактические ошибки и более

Ученик не доказал тезис

Ученик рассуждает вне контекста

Ученик доказал тезис на бытовом уровне

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Баллы

Ученик привел 2 примера из текста и указал их роль

Ученик привел 2 примера из текста, но не указал их роль

Ученик привел 2 примера из текста, но указал роль 1 из них

Ученик привел 1 пример из текста и указал его роль

Ученик привел 1 пример из текста, но не указал его роль

Ученик привел неверные примеры из текста

Ученик не привел примеров

С1К3

Смысловая цельность, связность речи, последовательность сочинения

Баллы

Работа цельная, связная и последовательная. Нет логических ошибок, текст правильно разделен на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 1 логическая ошибка или 1 неверное разделение на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 2 логические ошибки или 2 неверных разделения на абзацы

С1К4

Композиция

Баллы

Ученик составил стройную композицию в работе, ошибок в построении текста нет

Ученик составил стройную композицию в работе, есть 1 ошибка в построении текста

В работе есть 2 ошибки в построении текста и более

Максимум баллов

9.2. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом фрагмента текста

С2К1

Понимание смысла отрывка

Баллы

Ученик верно объяснил смысл отрывка из текста, без ошибок в интерпретации

Ученик в целом верно объяснил смысл отрывка из текста, но допустил 1 ошибку в интерпретации

Ученик в целом неверно объяснил смысл отрывка из текста

Ученик ошибся в интерпретации 2 раза и более

С2К2

Наличие примеров-иллюстраций

Баллы

Ученик привел 2 примера из текста, которые подходят к объяснению фрагмента

Ученик привел 1 пример из текста, который подходит к объяснению фрагмента

Ученик привел пример не из текста

Ученик не привел примеров

Ученик привел цитату из задания как пример

С2К3

Смысловая цельность, связность речи, последовательность сочинения

Баллы

Работа цельная, связная и последовательная. Нет логических ошибок, текст правильно разделен на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 1 логическая ошибка или 1 неверное разделение на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 2 логические ошибки или 2 неверных разделения на абзацы

С2К4

Композиция

Баллы

Ученик составил стройную композицию в работе, ошибок в построении текста нет

Ученик составил стройную композицию в работе, есть 1 ошибка в построении текста

В работе есть 2 ошибки в построении текста и более

Максимум баллов

9.3. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста

С3К1

Понимание смысла слова

Баллы

Ученик дал определение и прокомментировал его

Ученик дал определение, но не прокомментировал его

Ученик дал неверное определение

С3К2

Наличие примеров-аргументов

Баллы

Ученик привел 2 примера: один из жизни, другой из текста

Ученик привел 2 примера из текста

Ученик привел 1 пример из текста

Ученик привел 1 пример из жизни и более

С3К3

Смысловая цельность, связность речи, последовательность сочинения

Баллы

Работа цельная, связная и последовательная. Нет логических ошибок, текст правильно разделен на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 1 логическая ошибка или 1 неверное разделение на абзацы

Работа цельная, связная и последовательная, но есть 2 логические ошибки или 2 неверных разделения на абзацы

С3К4

Композиция

Баллы

Ученик составил стройную композицию в работе, ошибок в построении текста нет

Ученик составил стройную композицию в работе, есть 1 ошибка в построении текста

В работе есть 2 ошибки в построении текста и более

Максимум баллов

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи

Обратите внимание: эти критерии относятся и к изложению, и к сочинению. Если в изложении и сочинении есть ошибки — они суммируются. То есть проверяющий оценивает письменную речь ученика в целом.

ГК1

Орфография

Баллы

Нет ошибок или 1 ошибка

Больше 4 ошибок

ГК2

Пунктуация

Баллы

Нет или не больше 2 ошибок

Больше 5 ошибок

ГК3

Грамматика

Баллы

Нет ошибок или 1 ошибка

Больше 3 ошибок

ГК4

Речевые нормы

Баллы

Нет или не больше 2 ошибок

Больше 5 ошибок

ГК5

Фактическая точность

Баллы

Больше 2 ошибок

Максимум баллов

Чтобы подготовиться к ОГЭ по русскому языку как можно быстрее и эффективнее, эксперты рекомендуют сочетать уроки с репетитором и самостоятельные занятия. Так ученик сможет охватить максимум теории, узнать от преподавателя нюансы экзамена и подготовиться без спешки. На курсах подготовки к ОГЭ по русскому языку в онлайн-школе Skysmart учителя разбирают со школьниками критерии оценивания и каждое задание, а также помогают сдать пробный экзамен. Готовьтесь с нами и используйте промокод ORGANICA для новых учеников, чтобы получить:

Из чего состоит экзамен, как быстро подготовиться к пересказу текста и как вести диалог с экзаменатором.

Как пройти итоговое собеседование на ОГЭ по русскому языку

С 2019 года на ОГЭ по русскому языку стало обязательным устное собеседование. На нём проверяют умение понимать и пересказывать текст, общаться, отвечать на вопросы. Зачёт по собеседованию — пропуск на ОГЭ, без него ученик не будет допущен к экзаменам. Разберёмся, что будет в заданиях и как к ним готовиться.


Из чего состоит собеседование

В итоговом собеседовании по русскому языку четыре задания с развёрнутым ответом:

Задание 1 — чтение вслух текста научно-публицистического стиля.

Задание 2 — подробный пересказ текста с привлечением дополнительной информации.

Задание 3 — тематическое монологическое высказывание.

Задание 4 — участие в диалоге.

За собеседование ставят зачёт или незачёт, максимальное количество баллов — 20. Для получения зачёта достаточно набрать не меньше 10 баллов. При этом не имеет значения, за выполнение каких заданий вы их получите. Вы сдадите зачёт, даже если не сделаете одно или два задания, но наберёте 10 баллов на остальных.

Собеседование проводится во вторую среду февраля. Если же не сдадите с первого раза, у вас будет ещё две попытки: во вторую рабочую среду марта или первый рабочий понедельник мая.

Чтение текста вслух

В первом задании нужно прочесть текст объемом 160–200 слов. Все тексты на экзамене посвящены выдающимся деятелям науки, техники, культуры, искусства, спорта и другим. На подготовку к чтению даётся две минуты.


Советы. За эти две минуты прочитайте текст про себя, при этом обратите внимание на:

  • имена, фамилии, отчества людей;
  • незнакомые или сложные слова;
  • географические названия;
  • термины и понятия;
  • слова с проставленными ударениями;
  • формы числительных.

Во время чтения запоминайте главные мысли, подчёркивайте ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию.

Ключевые слова — это главные слова в предложении, в которых заключена его суть. Например:

  • Грамматическая основа или один из главных членов;
  • Слова, называющие персонажей, основные понятия, явления, предметы или действия;
  • Даты, числа;
  • Собственные наименования;
  • Термины.

Все незнакомые или сложные слова перечитайте несколько раз и убедитесь, что правильно ставите ударение.

При чтении числительных обратите внимание на правила склонения, за ошибку в форме числительного тоже снимают один балл:

  • При склонении сложных числительных изменяются оба корня: Он участвовал в 200 (двухстах) соревнованиях.

Лайфхак. Чтобы проверить второй корень, подставляй слово НОТЫ (двух нотАХ — двухстАХ).

  • Числительные 40, 90, 100 имеют только две формы: в именительном и винительном падежах — сорок, девяносто, сто; в остальных падежах — сорока, девяноста, ста: Учёный издал более 100 (ста) научных работ.
  • Всоставных количественных числительных при склонении изменяется каждое слово: Он принял участие в 275 (двухстах семидесяти пяти) экспедициях.
  • В составных порядковых числительных изменяется только последнее слово: В 1980 (тысяча девятьсот восьмидесятом) году он завоевал золотую медаль на олимпиаде в Москве.

При чтении оценивается интонация и темп. Интонация должна совпадать с пунктуацией. К концу повествовательного предложения голос понижается. В вопросительных предложениях голос повышается на вопросительном слове, а к концу предложения снижается. В восклицательных предложениях к концу голос повышается. Делайте небольшие паузы на месте точек и запятых. Темп чтения должен быть средним. Не нужно торопиться и проглатывать слова или читать слишком медленно. Произносите предложения неторопливо, спокойно и уверенно.

За чтение можно получить максимум 2 балла.

Пересказ текста

Пересказывать вы будете тот же самый текст, который только что прочитали. На подготовку к пересказу даётся две минуты.

К пересказу предъявляются два основных требования:

1. Он должен быть подробным. Это не значит, что вы должны выучить все определения или использовать те же самые слова. Главное — упомянуть все микротемы. Как правило, в тексте столько же микротем, сколько абзацев. В экзаменационных текстах в большинстве случаев 4 абзаца.

2. Вы должны использовать при пересказе дополнительную информацию с отдельной карточки. На ней вы получите цитату, характеризующую персонажа текста. Эту цитату нужно уместно и логично вставить в пересказ.

При пересказе оценивается четыре момента:

  • сохранение микротемы текста;
  • соблюдение фактологической точности;
  • насколько уместно в пересказ включено высказывание;
  • способы цитирования.

Советы. Вы будете видеть текст 2 минуты во время подготовки к чтению, около 2-3-х минут во время чтения вслух и 2 минуты во время подготовки к пересказу. Потом его заберут, однако вы сможете использовать те записи, которые успели сделать для себя в поле для заметок.

Это самое сложное задание итогового собеседования. Готовьтесь к нему на протяжении всего учебного года: читайте книги, смотрите спектакли и фильмы и обязательно пересказывайте их своим родителям и друзьям.

За пересказ можно получить максимум 5 баллов.

Также при чтении и пересказе отдельно оценивается правильность речи:

Всего за оценку речи в первых двух заданиях можно получить максимум 4 балла.

Монолог

В третьем задании вам даётся карточка с тремя темами для монолога. Выбрать нужно одну.

  1. Описание фотографии.
  2. Повествование на основе жизненного опыта.
  3. Рассуждение по поставленному вопросу.

Выбирайте тему и готовьте монолог, опираясь на вопросы в карточке. Выбирайте тот тип речи, которым вы лучше всего владеете. На подготовку к монологическому высказыванию даётся 1 минута.

Ваша речь должна содержать не менее 10 фраз и длиться не более 3 минут. Одна фраза — это одно простое предложение.





Монолог — это цельный связный текст, у которого обязательно должно быть заключение. Чтобы не потерять баллы за это задание, не забудьте в конце подытожить сказанное.

Описание

Используйте разные части речи:

  • существительные — чтобы сказать, что и кто изображён на снимке;
  • глаголы — чтобы рассказать о действиях персонажа(ей);
  • прилагательные — чтобы описать, какие они.

Фотография чёрно-белая, поэтому названия прилагательных, обозначающих цвета, употребить нельзя. Однако можно использовать такие слова, как тёмный, светлый, чёрный, ясный, яркий, тусклый, пасмурный, белый, солнечный.

Считайте предложения про себя (можно даже загибать пальцы, чтобы не сбиться). Помните, что вы должны сказать не менее 10 предложений, причём неважно, какие они по структуре, поэтому лучше составлять простые или небольшие сложные.

Повествование

Не придумывайте события или ситуацию. Рассказывайте только о том, что было на самом деле.

Указывайте, где, когда, с кем происходили события. Называйте имена действующих лиц. Анализируйте своё поведение в описываемой ситуации и поступки действующих лиц.

Будьте искренни, не стесняйтесь проявлять эмоции, высказывать своё отношение.

Рассуждение

Выбирайте монолог-рассуждение только в том случае, если у вас действительно есть собственное суждение по поставленному вопросу.

Для грамотного построения монолога используйте вводные слова.

За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:

1. Выполнение коммуникативной задачи. Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок.

2. Учёт речевой ситуации. 1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту.

Диалог

Четвёртое задание начнётся сразу после того, как вы завершите монолог, поэтому на подготовку времени не будет. Во время диалога экзаменатор-собеседник будет задавать вопросы по той теме, которую вы выбрали в третьем задании.

Советы:

За диалог выставляется максимум 2 балла:

1 балл за выполнение коммуникативной задачи (дали ответы на все вопросы);

1 балл за учёт речевой ситуации.

Отдельно оценивается правильность речи за выполнение заданий 3 (монолог) и 4 (диалог), по тем же критериям, что в чтении и пересказе: соблюдение грамматических, орфоэпических, речевых норм, богатство лексикона и разнообразие конструкций. Отсутствие ошибок в сумме дает максимум 4 балла.

Важно, что если вы сами себя исправили, то это не считается за ошибку. За монолог и диалог можно получить максимум 9 баллов.

Оценивать ваш ответ будет не собеседник, а эксперт — учитель русского языка. Эксперт может присутствовать на экзамене, но не имеет права задавать вопросы или ещё как-то вмешиваться в ход проведения экзамена. Он лишь наблюдает и оценивает. Очное присутствие эксперта не обязательно — он может проверить ответы по аудиозаписи в течение пяти дней.

Что нужно знать о порядке проведения экзамена

✔️ Разрешается делать пометки на контрольно-измерительных материалах, то есть карточках с заданиями, а также использовать черновики. Конкретный способ использования черновиков определяет школа или департамент образования вашего города.

✔️ Скорее всего, экзамен будет принимать не тот учитель, который преподает у вас русский язык.

✔️ Возможный вариант проведения экзамена — без отрыва от учебы. В назначенный день вас будут вызывать с урока на собеседование.

✔️ На сдачу экзамена отводится в среднем 15 минут, но если у школьника проблемы с речевым аппаратом, на собеседование ему дают до 30 минут.

✔️ Экзамен должен проходить в специально оборудованных аудиториях. Во время экзамена будет вестись аудиозапись.

✔️ Спецификацию и критерии оценивания итогового собеседования можно найти на сайте ФИПИ. В этих документах подробно расписан порядок проведения экзамена и критерии оценивания.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter


В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Ключевые слова: русский язык, ОГЭ, итоговое собеседование, изложение.

Итоговое собеседование, изложение, сочинение на основном государственном экзамене (ОГЭ) — каждое из этих заданий так или иначе связано с продуцированием самостоятельного или преобразованного текста. Все эти задания тесно связаны с коммуникативной составляющей обучения русскому языку. Вспомним, что одной из основных целей введения устной части экзамена было усиление коммуникативной направленности в обучении [1, с. 117]. В процессе итогового собеседования обучающиеся должны показать степень владения всеми видами речи (повествование, описание, рассуждение) [3, с. 72], но владение видами речи проверяется и в рамках ОГЭ.

Третий вариативный компонент задания № 3 устного собеседования — создание высказывания-рассуждения — также связан с изложением. Обучающиеся должны показать умение высказываться логично, последовательно, связно, достаточно полно, мотивированно [3, с. 72]. То высказывание, которое должно получиться у школьников в результате выполнения этого задания, бывает очень похоже на исходный текст, предлагающийся в рамках сжатого изложения на экзамене.

Параллели между заданием № 9 ОГЭ (сочинение) и заданиями итогового собеседования провести сложнее — но и они вполне закономерны. Задание № 4 по материалу текста-рассуждения — беседа с экзаменатором — требует приведения примеров-аргументов своей позиции. Аргументация тезиса — важная составляющая любых экзаменационных сочинений: как в девятых, так и в одиннадцатых классах.

Таким образом, процессы подготовки к итоговому собеседованию и к письменным заданиям экзаменационной работы могут быть интегрированы в следующем:

— Развитие навыка подбора и речевого оформления аргументации своей позиции в устных и письменных текстах;

— Развитие речи, в том числе: владение различными способами организации текста (от тезиса к аргументам, от иллюстрации к выводу, в соответствии с логикой автора, в соответствии с фабулой — течением событий), способность выстраивать композицию текста (вступление — основная часть — заключение).

Мы полагаем, что эти значимые связи между устными и письменными заданиями можно актуализировать и превратить в методическое преимущество с помощью системы упражнений, развивающих одновременно и навыки устной, и навыки письменной речи.

1. Курбатова, Ю. В. Итоговое собеседование по русскому языку как методическая проблема: опыт региона / Ю. В. Курбатова. — Текст: непосредственный // Вестник Белгородского института развития образования. — 2018. — № 4 (10). — С. 116–122.

2. Никишина, С. А. Принципы подготовки к текстовой части ОГЭ по русскому языку / С. А. Никишина. — Текст: непосредственный // Нижневартовский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 68–73.

3. Павлова, М. Н. Методика подготовки обучающихся к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе / М. Н. Павлова. — Текст: непосредственный // Русский язык в условиях би- и полилингвизма: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2018. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2018. — С. 70–72.

Основные термины (генерируются автоматически): итоговое собеседование, задание, русский язык, изложение, текст, сжатое изложение, сочинение, устное собеседование, экзаменационная работа.


Задание 2 № 2

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С. П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю. А. Гагарине:

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!


Задание 1 № 1

Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.

Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.

Выразительное чтение должно правильно передавать содержание читаемого текста. Попробуйте сразу выделить микротемы текста — это поможет Вам и при выполнении задания № 2.

Во время чтения обращайте внимание на знаки препинания, которые помогут Вам правильно передать интонации: выделять вопросы и побуждения.

Следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.

Не забывайте о логическом ударении, которое приходится на слово или слова, несущие главную смысловую нагрузку.

Обращайте внимание на темп чтения. Он должен соответствовать ком-муникативной задаче, т. е. передавать замысел автора.

Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.

Отведите на подготовку к этому заданию 1,5−2 минуты и не более 3-х минут на выразительное чтение текста.

При пересказе текста старайтесь передать все его микротемы. Как правило, микротема текста выделяется в отдельный абзац. Передавайте содержание точно и ёмко, не добавляя лишнего, но и не пропуская ни одной мик-ротемы.

Правильно употребляйте слова, ставьте ударения, следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно. Обращайте внимание на правильность построения предложений.

При подготовке к пересказу особое внимание обратите не имеющиеся в тексте имена собственные: географические названия, фамилии, имена, отчества и т. д. Их искажение будет являться фактической ошибкой.

Прочтите высказывание, вникните в его смысл, продумайте, в какую часть пересказа его включить уместнее всего. Высказывания могут содер-жать вывод по проблеме текста — тогда его уместнее употребить в конце пересказа. Высказывание может носить характер тезиса — тогда уместно употребить его в начале текста.

Отведите на подготовку к этому заданию не более 1 минуты и не более 3-х минут на пересказ текста.


Задание 2 № 6

Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Михаила Черпанова:

«Итак, весь мир более полвека восхищается побегом М. Девятаева, так и не поняв главного – узник острова Узедом по сути дела выбил из рук бесноватого фюрера последнюю его надежду – ракету ФАУ-2 и способствовал тому, чтобы она оказалась в распоряжении советских ракетостроителей под руководством С. П. Королёва.

Двухмоторный тяжёлый бомбардировщик взлетел на глазах у изумлённых немцев на секретной базе Пенемюнде. Через два часа приземлился на вспаханном поле за линией фронта. Подбежавшие к самолёту солдаты увидели десять скелетов в полосатой одежде, бежавших из плена. В 1957 году история этого дерзкого, почти фантастического побега стала достоянием больших газет. Главное ее лицо — летчик Михаил Петрович Девятаев был удостоен звания Героя Советского Союза.


Задание 1 № 5

Читайте также: