Почему юная татьяна чувствует себя чужой в среде провинциального дворянства сочинение

Обновлено: 01.06.2024

Пушкин так охарактеризовал свою героиню, потому что она была не похожа на других членов ее семьи. Она не была хозяйственной и деловитой, как ее мать, легкомысленной простушкой — как ее сестра Ольга. Она всегда была как не от мира сего, задумчивая, любящая уединение. И хобби у нее были соответствующие: прогулки в одиночестве, чтение книг. Можно заметить, что она любила мистику, верила в сны и гадания. И вертихвосткой точно не была, не имела желания кружить голову мужчинам и кокетничать.

Татьяна в отличие от сестры Ольги росла девочкой серьезной, вдумчивой, умной, любила читать. Обычные развлечения ее интересовали мало, друзей и собеседников она находила в книгах и ее мироощущение и мировоззрения отличались от тех, что были приняты и понятны ее родным, поэтому молчаливость Тани была непонятна ее родным, а ей было скучно в их обществе хотя она без сомнения их очень любила.

Вы можете войти или зарегистрироваться, чтобы добавить ответ и получить бонус.

Почему в банкоматах сбербанка нет денег?

Не далее как сегодня снимали деньги в банкомате Сбера. А поскольку обстановка нынче неспокойная, то интересовалась у родственников и друзей, проживающих в других населённых пунктах. А таких много, и живут они от Центральной России до Дальнего Востока И никто о такой проблеме не знает, уж . Читать далее

Дворянский уклад жизни, затхлая, бездуховная атмосфера помещичьего быта ограниченных, примитивных “поместных владетелей” — та среда, неприятие которой объединяет главных героев романа, возвышает их над обыденностью жизни, возбуждает интерес и сочувствие. Глухость, ограниченность, узость интересов провинциальная неподвижность этой социальной среды предопределяют душевное одиночество Онегина, Ленского, Татьяны, их взаимное стремление друг к другу, несмотря на различия в мироощущении, в восприятии жизненных ценностей. Но в главном они близки — в богатстве внутренней жизни, осознании пошлости, суетности, бездуховного, примитивного способа существования деревенских помещиков. Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:
Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы, Ходила в баню по субботам, Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.
Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает.
И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:
Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом…
В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом Сидят чудовища кругом: Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.
Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пестрая толпа — просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает ее недавний сон:
В передней толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея — воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” — безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, обывательском самодовольстве, душевном убожестве. Автор считает персонажей настолько примитивными, что использует устаревший литературный прием говорящих фамилий, полностью выражающих сущность героев.
Наиболее подробно дан образ “старого дуэлиста” Зарецкого:
Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой.
Этот человек с большими задатками незаурядной личности и ярким темпераментом разменял свою жизнь на мелочные увлечения, утопил в вине свои достоинства. Разумеется, он стоит выше массы провинциального дворянства, и даже Онегин, “не уважая сердца в нем, любил и дух его суждений, и здравый толк о том о сем”. Но душевную энергию Зарецкий тратил не на созидание, а на разрушение, умел “порой расчетливо смолчать, порой расчетливо повздорить, друзей поссорить молодых и на барьер поставить их…”
А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.







Роман назван по имени главного героя — светского молодого человека Евгения Онегина. Получив наследство от дяди, он вынужден покинуть светский Петербург и оказаться в глухой провинции. Однако мир провинциального дворянства, так же, как высший свет столицы, вскоре ему наскучил. Причин несколько. Первая - образование героя и его воспитание. Далее — уровень развития помещичьего дворянства. И отсутствие у героя привычки к труду.

Сам Онегин — светский человек. Он получил типичного для представителей его класса обучение и воспитание: няня, воспитатель, учителя. К моменту, когда Онегин оказывается на свободе, он владеет навыками и манерами, которые позволили занять ему соответствующее место в обществе. Герой с головой окунулся в светскую жизнь, которая на первых порах даже увлекла его. Но вскоре Онегина ждало разочарование: в развлечениях, книгах и в людях. Перемена в жизни подарила герою искру надежды. Надежды на возможность освежиться и воскреснуть в тиши уединения, на лоне природы. Но, увы, мечтам не суждено было сбыться. Перемена места жительства не изменила некоторых обстоятельств, не зависящих от его воли.

Воспитание и образование Онегина, его светскость сделали его фигурой чуждой в среде провинциального дворянства. Представители помещичьей среды намного отстали в своем развитии от столичного дворянства. И только скука и однообразие жизни, пусть деревенской и патриархальной, роднит его с высшим светом столицы.

"Евгений Онегин" — первый реалистический роман в истории русской литературы. Виссарион Григорьевич Белинский назвал его "энциклопедией русской жизни". Александр Сергеевич всегда мечтал написать произведение, главными героями которого будут его современники.

В начале XIX века в Европе зарождается романтизм. По его канонам женский идеал — поэтическая девушка. И такая девушка появляется в романе "Евгений Онегин". Татьяна Ларина — любимая героиня поэта, самый известный женский образ русской литературы. Очевидно, в искусстве возможно такое чудо, когда художник всерьез увлекается своим собственным творением. Вероятно, и Александр Сергеевич, работая над романом "Евгений Онегин", увлекся чудесной девушкой, оживающей под его пером.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Характер Татьяны Лариной раскрывается перед нами и как неповторимая индивидуальность, и как тип русской девушки, живущей в провинциальной дворянской семье. Воспитание дочерей в семье Лариных сводилось к подготовке их к замужеству. Но Татьяна отличалась от сестры тем, что безумно любила читать.

Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой.

Татьяна встретилась с Евгением Онегиным. Пушкин прав, подмечая, что любовь к Онегину зародилась в Татьяне не потому, что она узнала его, открыла и поняла его незаурядную натуру. Просто "пора пришла, она влюбилась", и в ее сознании ожили идеальные образы книжных героев:

В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

И все же в этом выборе проявилась незаурядность Татьяны. Она не полюбила и не смогла бы полюбить никого из своего окружения. Она была чужой не только в своей среде провинциальных дворян. Чистоту души Татьяны оберегала близость к иному миру, к народной России, олицетворением которой была няня.

Татьяна очень любит природу: играм со сверстниками она предпочитает одинокие прогулки. Ее любимое время года — зима:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная, почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму.

Жизнь природы близка и знакома ей с детства. Это мир ее души, мир бесконечно близкий. В этом мире Татьяна свободна от одиночества, от непонимания, здесь чувства находят отклик, жажда счастья становится естественным законным желанием. И на протяжении всей жизни Татьяна сохраняет в себе эту цельность и естественность натуры, которые воспитываются лишь в общении с природой.

Татьяна инстинктивно, сердцем, а не умом, почувствовала в Онегине близкого человека. Как ни был сдержан Онегин во время первой встречи, как ни была под маской светской любезности скрыта его личность, Татьяна сумела угадать его исключительность. Естественность, глубокая человечность, свойственные Татьяне, вдруг при первом столкновении с жизнью пришли в движение, сделали ее смелой и самостоятельной. Полюбив Онегина, она первая делает важный шаг: пишет ему письмо. Именно здесь роман достигает кульминации.

Признание Татьяны, дышавшее такой любовью и такой искренностью, не услышано Онегиным. Евгений, чуждый "возвышенным чувствам", не был способен ответить девушке. Отповедь Онегина отдалила его от Татьяны. Она живет одиноко и тяжело страдает:

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души.

Потом для девушки начинаются тяжелые испытания: дуэль Онегина с Ленским, гибель Ленского и отъезд Онегина. Ольга скоро утешилась и вышла замуж — Татьяна осталась одна. Во время очередной прогулки она попадает в дом Онегина. Читая его книги, она узнает о возможности конфликта человека с обществом, в душе ее рождается смятение, ее ум постигает новые истины. Мир предстал иным и не похожим на тот, что виделся из окна родительского дома.

Что же было неожиданного и необъяснимого в Татьяне, которую встретил Онегин в Петербурге? Татьяна стала тиха, равнодушна, "беспечной прелестью мила", она чувствовала себя спокойно и уверенно и когда шла с мужем, и когда принимала восхищение старушек и мужчин, "ловивших взор ее очей". Свет заставил Татьяну жить по своим законам, научил ее "владеть собой", смирять искренние и непосредственные движения сердца. Но такая богатая натура, как Татьяна, не могла перестать быть собой.

Онегин разглядел во внешне холодной княгине и прежнюю и в то же время новую, зрелую, душевно богатую Татьяну, увидел в ней настоящего человека, и душа его, томившаяся в одиночестве, устремилась к ней. Онегин пишет Татьяне письмо, в котором объясняется в любви. Но теперь для нее самое главное — это долг перед мужем, она научилась владеть собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделку со своей совестью. Это основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным. "Евгений Онегин" — философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимает проблемы бытия, размышляет о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло. смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна — личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, в выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна вынуждена бороться за свое достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу. Именно в этом заключается высокая нравственность Татьяны. Открытие такого характера русской женщины, как Татьяна, с ее готовностью защищать себя и свои нравственные убеждения было громадной художественной победой Пушкина.

Читайте также: