Почему высшей ценностью человеческой жизни считается свобода сочинение старуха изергиль

Обновлено: 05.07.2024

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Я считаю, что высшей ценностью человеческой жизни является свобода, потому что только свободный человек по-настоящему счастлив: он может делать всё, что угодно, его ничто не ограничивает. Свобода даёт человеку большой выбор и большие возможности, но не всё так идеально как кажется: вместе с этим она даёт человеку и некие риски, выходя за рамки можно совершить не только хорошее, но и плохое. Получается, что свобода, которая является высшей ценностью, может принести человеку как вред, так и пользу.

Так, например, в рассказе М.

Горького есть легенда о Ларре. Главный герой — злой и мрачный, вечно недовольный — имел свободу в выборе, в действиях, но из-за своего характера, из-за своей гордости убил невинную девушку, после чего его отвергло общество — он потерял свободу, он уже не может жить как раньше и его жизнь конкретно поменялась. Из-за его бессмертия ему пришлось до конца жизни мучаться и бродит по белому свету — Ларре было недостаточно той свободы, которая у него была, и он захотел больше, но за это он обрел вечное одиночество. Таким образом, этот пример показывает, что отсутствие свободы может морально убить человека и подчеркивает её важность и опасность.

В легенде о Данко, этого же автора, представлено несколько иная история. Данко убивает себя, чтобы освободить народ, который усердно пытался найти выход из леса и потерял уже все надежды на свободу и нормальную жизнь. Он не просто жертвует своей жизнью ради других — он в каком-то смысле освобождается сам, погибает героем. Данная легенда показывает, как людям важна свобода, какую ценность она имеет. Таким образом, этот пример показывает, что свобода настолько ценна, что ради нее можно пойти и на жертвы ценною в жизнь.

Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод, что свобода — это высшая ценность человеческой жизни, потому что без неё сложно жить, а если её вообще практически нет, то жизнь превращается в ад.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мочалова Анастасия Сергеевна 1 , Ротанова Валерия Александровна 1
1 ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Человек во все времена стремился к свободе. Сложно существовать, находясь в каких-то рамках. Для многих быть свободным – значит жить полной жизнью, не зависеть от людей, от их мнения. Отсюда образ счастливого и светлого будущего. Каждый из нас мечтает о независимости действий, слова, мысли. Но не всяка свобода бывает подарком судьбы. Для некоторых она становится крестом, который приходится нести на себе всю жизнь.

Образ Данко – полная антитеза образу Ларры. Как рассказывает легенда, люди были обречены на страшную смерть в дремучем лесу. В образе Данко Горький воплощает свой идеал сильной личности, готовой пожертвовать собой во имя высокой цели. Устав идти, люди стали судить Данко, сулили ему смерть и даже были готовы сдаться врагу. Но герой был свободен от мнения народа. Он вырвал своё сердце, чтобы осветить путь. Воля Данко противопоставляется безволию толпы. Жертвенность спасла людей, но убила его самого. Горький уверен, что свобода человека – это способность отдать свою жизнь ради благого дела.

Старуха Изергиль поведала слушателю и о своей жизни. Особое место в рассказе занимает история её судьбы – олицетворение нравственных ценностей, красоты и свободы. В жизни Изергиль было много мужчин, и ради них она была готова на самопожертвование. Это сближает её с Данко. Но Бог наказал женщину, сделав её, как Ларру, одинокой до самой смерти. Она также оставалась свободной, но была никому не нужна. Её черные глаза были пусты и серы, совсем как то, что осталось от Ларры [2].

Я глубоко убеждена, что человек сам творец своей судьбы. Свобода – это довольно противоречивое и многогранное понятие. Тем, кто достойно живёт, она будет ниспослана с небес, словно подарок от Бога. А тот, кто проявляет высокомерие и чувствует вседозволенность, будет наказан свободой.

  1. Ямадзи А. Структурообразующие элементы в рассказе “Старуха Изергиль // Горький – художник и мыслитель. Горьковские чтения. – 2016. С. 142-151
  2. Сопина Е.С. Сложный и многогранный внутренний мир героев Максима Горького в рассказе “Старуха Изергиль” // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. – 2017. С. 210-214


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Этот рассказ Горького о старухе Изергиль крайне тонок и лиричен. Сквозь него продета тонкая красная нить философии поиска смысла человеческого существования. Гениальный автор снова провоцирует читателя погрузиться в серьезные думы на бесчисленные мгновенья. А вот тема таких раздумий у каждого своя.

Рассказ композиционно состоит из двух легенд, которые помогают понять больше о самой личности этой женщины, о ее быте, заставляют проникнуться к ней и также повествуют о Ларре и Данко. Вся суть в том, что у каждого из этих трех характеров свое видение смысла жизни. Сама старуха прожила долгую и насыщенную жизнь, она опытна и является самым обычным, можно даже сказать, тривиальным человеком. В ее образе Горький проносит мораль о том, что в этом мире нет идеальных людей и абсолютно каждый чем-то грешен. В молодости Изергиль была любвеобильной и ей приходилось отдавать многое ради своих возлюбленных, но несмотря на это, она так и осталась одной и прожила все время только для себя. Однако, это добрая, нравственная, великодушная, честная сердцем женщина, лишенная зла и корысти.

Именно из уст старухи читатель знакомится с легендами о Ларре и Данко, каждый из этих сказочных персонажей имел свое видение замысла существования. Ларра был абсолютно эгоистичным мужчиной. Он делал что хочет, когда хочет и с кем хочет. Он воровал скот, вещи и даже женщин. Ему было незнакомо понятия чувств. Все, чего он желал было удовлетворение своих потребностей. Индивидуализм Ларра и погубил его.

Данко - антипод Ларры. Он всегда был альтруистом и положил всю свою жизнь на помощь людям. Данко помогал совершенно бескорыстно и никогда не отказывался на призыв о помощи. Концепция помощи другим была сутью всего его существования, и по-другому он никак не мог. Через этот образ мы можем понять нравственный идеал Горького, который именно в отсутствии эгоизма видел лучшего человека. Но он был реалистом и ясно понимал, что в ближайшее время, появление подобной личности невозможно.

Горький специально в композиции произведения вывел старуху, рассказывающую легенд, на первый план в произведении. Изергиль – самый обычный человек, и через это он хотел показать, что даже в каждом из нас есть Ларра и Данко, то есть стремления к эгоизму и полному его отсутствию, но находятся они в разных весовых категориях. И задача каждого из нас, суметь уравновесить эти чаши весов, на которых, казалось бы, лежат диаметрально противоположные мотивы.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл жизни в произведении Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

Творчество всемирно известного русского писателя Константина Георгиевича Паустовского – это бесценный вклад в русскую литературу. Знакомясь с произведениями великого писателя, невозможно оставить незамеченной его биографию

Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В данной простоте автор и раскрывает главную идею произведения и его смысловую цель.

Произведения Джанни Родари знают дети всей земли. В своих сказках он изображал проблемы общества, в том числе и социальные. Сказка о Чиполлино вышла в 1951 году. В этой сказке герои


Смысл жизни старухи Изергиль

Дальнейшая судьба героев

Вырвав сердце из груди, Данко помог своему народу выйти из непроглядного леса, а сам после этого погиб. Герой понимал, что не выживет, но это его не остановило. К самопожертвованию он подошёл осознанно. Ларру же за убийство девушки приговорили к одиночеству как люди, так и высшие силы. Всю свою жизнь он будет страдать. Его главное наказание — невозможность умереть.

После анализа и сравнения качеств персонажей произведения читатель понимает, насколько же они отличаются. Кроме того, ему становится известно о том, на какие муки может быть обречён провинившийся за свои злодеяния.

Легенда о Данко и Ларре построена на антитезе, поэтому концепции их жизни лучше всего представить в виде таблицы. В ней же будет удобно провести сравнение этих героев, их характера и поведения.

Буревестник и уж

Краткий анализ

Год написания

История создания

— Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

— В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

— Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко — легенды.

Направление

Смысл жизни матери

Несколько интересных сочинений

Был ли счастлив Буревестник революции?

Счастье – вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.

Противоположные взгляды на жизнь

Данко можно охарактеризовать как смелого и красивого персонажа, душа которого наполнена любовью. Он с сочувствием относился к другим людям и хотел приносить пользу окружающим. Герой не пытался найти любовь, а сам дарил её людям. У него был смысл, то, к чему он так стремился — он хотел, чтобы его народ был спасён и смог жить дальше. Больших успехов ему удалось достигнуть благодаря вере в себя и отваге.

Герой не сидел на месте, он делал всё возможное, чтобы как скорее добиться своей цели. Второй герой произведения Ларра был его противоположностью и никакого смысла жизни даже не пытался найти. Люди прозвали его отверженным. Его главные черты:

Ларра ничего не будет делать для окружающих, если ему придётся заплатить за это своими силами и чувствами.

Он придерживался одной цели — остаться целым и жить только для себя любимого. Герой не боялся быть один и был горд настолько, что порой сам с собой не мог совладать. Для наглядного понимания разницы между Данко и Ларрой можно сделать их сопоставление по одним и тем же параметрам.

Образ Данко

Данко был привлекателен на внешность и был очень сильным. Ко всем людям он относился искреннее и хотел помочь каждому. Характер героя можно описать следующим образом:

  • Отзывчивый и культурный.
  • Был готов пожертвовать собой, лишь бы другим людям стало хорошо жить.
  • Не боялся ничего и любое, даже самое большое препятствие, никогда не остановит его на пути к своей цели.

У Данко был смысл жизни — вести за собой народ. Он решился на отчаянный поступок — вырвал у себя из груди сердце освятил путь по дороге из дремучего леса, чтобы люди смогли пройти дальше.

Совершённое им является настоящим подвигом. Данко полностью обрёл своё истинное счастье — он смог сделать что-то действительно нужное для толпы. Хоть герой был и очень хорошим человеком, первоначально у него возникали проблемы в отношениях с окружающими людьми и он был очень одиноким. Особенно грустно оттого каков итог — народ воспринял его поступок как должное. Когда Данко упал на землю, они продолжали радоваться своему спасению.

Характеристика Ларры

Ларра был очень красив, однако, взгляд его был леденящим и пугал людей, смотрящих в его глаза. К людям он относился с презрением и называл всех недостойными. Ему не нужно было окружение, герою комфортнее наедине с собой. Образ Ларры символизирует одиночество и высокомерие. Он ни под каким предлогом не хотел считаться с окружающими и жить по их правилам.

Не красили героя и его поступки. Однажды он убил дочь старейшины за то, что та не ответила взаимностью на его чувства. В нём не было понимания, насколько ценна жизнь.

За плохие поступки Ларра презирался обществом и был обречён на вечное одиночество.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 947.

Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.

Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях. Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам. Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части — легенды, а вторая — воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Читайте также: