Почему в школах не пишут сочинения

Обновлено: 05.07.2024

Решение о том, чтобы в каком-то виде вернуть в школы сочинение, исчезнувшее вместе со всей еще советской системой проверки знаний выпускников школ, было принято в 2013 году.

Решение о том, чтобы в каком-то виде вернуть в школы сочинение, исчезнувшее вместе со всей еще советской системой проверки знаний выпускников школ, было принято в 2013 году. В 2014 году его впервые писали все одиннадцатиклассники страны. Подъем был небывалый. Эксперты обещали, что уж теперь-то школьники будут читать книжки. И не только из школьной программы.. Вузы обещали добавить баллы абитуриентам, написавшим умные и грамотные работы.

Аудио: Зачем ввели итоговое сочинение в 11 классе, которое по факту никому не нужно

И все сдулось, по сути, за пять лет. В будущем году ни один из вузов не будет своими силами проверять сочинения абитуриентов и уж тем более не собирается добавлять лучшим писателям дополнительные баллы, а ведь когда-то таких вузов было более 200.

Что произошло?

- Но идея-то изначально была хорошая. Я помню, когда вводили декабрьское сочинение, считалось, что уж теперь-то одиннадцатиклассники будут читать произведения по программе. По крайней мере, первые две четверти. Но, по-моему, уже где-то в 2017 году мы стали получать шаблонные работы, будто написанные под копирку, никакого полета мысли в них не было.

В результате проверяется не то, что ты умеешь, на что ты способен, насколько ты гибко реагируешь в незнакомой ситуации, насколько владеешь словом. Проверяется, насколько ты адаптируешься, насколько умеешь содрать, списать, воспроизвести готовый шаблон, насколько у тебя память хорошо запоминает уже готовые формы. Учителя стали бить в гонги, что после того, как сочинение ввели, школьники вообще перестали читать.

- Недавно Федеральным институтом педагогических измерений были объявлены направления сочинений на этот год. И, как я понимаю, по каждую тему можно приспособить такое универсальное произведение.

- Как можно забыть подвиги наших русских воинов, которые выполняли свой долг, защищали страну от бунтовщиков?

- Мы видим, что в России постоянно происходили важные перемены, но не все с ними соглашались. Так, реформы Екатерины II были встречены со стороны бунтовщиков, экстремистов и противников этих изменений. Но просвещенные дворяне встали на защиту своей родины, на защиту преобразований.

Если ты по сочинению получил зачет – будешь сдавать ЕГЭ, не получил – будешь сдавать ЕГЭ через год.

Если ты по сочинению получил зачет – будешь сдавать ЕГЭ, не получил – будешь сдавать ЕГЭ через год. Фото: Алексей БУЛАТОВ

- Искать выход. Я предлагаю сделать замеры - что действительно читают, насколько больше стали читать, насколько честно стали читать. Посмотрим процент списанных сочинений… В прошлом году на всю страну 500 человек за сочинение получили незачет. Это примерно 0,37% от всего количества выпускников.

Нужно исходить вот из чего: кто заинтересован в этом сочинении? И постараться учесть их запросы и их интересы.

Заинтересованы вузы. Но вузы никто не спрашивает, запихивая абитуриентов по результатам ЕГЭ, какие умения, какие навыки для вуза были бы предпочтительны. Например, собирается поступать школьник на экономическую специальность – было бы важно посмотреть, насколько он в состоянии размышлять на тему этики денег, обладания большими капиталами, о нравственности и безнравственности кредитов… Есть же огромное количество интереснейших тем, связанных с экономикой.

Сочинение по медицине или экономике

- Что-то вроде мотивационного письма, которое принимают зарубежные вузы?

- Не совсем, хотя близко. Речь идет не о том, чтобы рассказать вузу, какой ты хороший. Ты говоришь о том, что тебя интересует.

В этом собралось 14 вузов (МИФИ, Московский городской педуниверситет, Высшая школа экономики, Университет им. Канта, Дальневосточный, Иркутский, Уральский, Томский, Ярославский Северный Арктический. Северо-Восточный и др. университеты), и сказали: а почему бы ребятам не дать возможность писать сочинение по тем направлениям, которые связанны с их будущей профессией? Пусть биологи пишут про стволовые клетки, историки - про Пунические войны, спортсмены - про героев-олимпиадников. Кто сказал, что спортсмену не нужно владеть родным языком, не нужно уметь выражать свою позицию, отстаивать свои ценности, пропагандировать, в конце концов, то, чему ты посвящаешь свою жизнь?

И мы придумали чемпионат, который проводит консорциум вузов, договорившихся между собой, что они хотят от абитуриентов, сколько баллов они готовы давать за лучшие из работ.

- Вместо обязательного сочинения?

- Нет. В обязательное сочинение пусть чиновники играют. Все равно в этом смысла никакого нет. Если учителя чувствуют, что то, чем они занимаются, организуя сочинение, смысла не имеет, они должны поставить об этом вопрос перед министерством.

Будет отборочный тур, на котором ты делаешь какие-то элементарные вещи, проверяющие твое умение мыслить критически, твою функциональную грамотность. И если видишь, что ты не справишься с сочинением. значит, будешь думать, каким другим способом получать эти самые баллы, или готовиться лучше, читать, писать, нарабатывать необходимые навыки. А прошел отборочный тур – добро пожаловать к написанию нового типа сочинения, сочинения по истории, по экономике, по медицине…

- Мы ждем, когда появятся правила приема. И тогда узнаем, какие из вузов готовы не просто проверять эти сочинения, но и давать за это дополнительные баллы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Министр просвещения рассказал, как пройдет ЕГЭ-2021 в условиях пандемии

А также скажется ли распространение COVID-19 на результатах выпускных экзаменов (подробности)

Возрастная категория сайта 18 +


1 декабря школьники будут писать итоговое сочинение. С основными темами и критериями все уже знакомы, но наш блогер Михаил Ланцман нашел ещё 4 факта об этом экзамене, которые важны для поступающих в вузы и не только.

Сперва давайте вместе пройдёмся по всем важным аспектам экзамена:

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School впервые в этом году включили в договор на обучение пункт, гарантирующий поступление на бюджет в любой вуз страны. Если ученик будет соблюдать все условия, он обязательно поступит. В противном случае мы вернём деньги за весь курс подготовки к ЕГЭ.

В столице наши филиалы есть на каждой ветке метро. Если вы живёте не в Москве, но хотите заниматься с лучшими столичными репетиторами и сдать ЕГЭ на 80+ баллов, регистрируйтесь на наши онлайн-курсы. Любой вопрос смело пишите сюда.

А теперь я перечислю 4 факта, о которых не всегда рассказывают в школе. Уверен, что какую-то информацию об итоговом сочинении вы узнаете от меня впервые.

1. Итоговое сочинение — это экзамен не по литературе (и не по русскому)

В официальных документах чётко сказано, что итоговое сочинение как экзамен носит надпредметный характер. То есть проверяют не вашу грамотность и начитанность, вернее, не только вашу грамотность и начитанность, но и другие навыки.

В методических материалах сказано, что итоговое сочинение является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Экзамен проводится, чтобы убедиться в первую очередь, что вы умеете грамотно и логично формулировать свои мысли, рассуждать на любую предложенную тему, научились аргументировать свою позицию, а также владеете нормами русского языка. Согласитесь, такие навыки нужны не только на уроках русского и литературы.


Вывод: поскольку итоговое сочинение не является экзаменом по литературе, в качестве примеров-аргументов помимо художественных тестов (причём не только из отечественной литературы, но и зарубежной) можно использовать, фольклорный материал (например, народные сказки, былины и баллады), а также публицистику, дневники и мемуары.

2. Зачёт ежегодно получают 99% участников

Вывод: бояться итогового сочинения (или изложения) не стоит, поскольку критерии оценивания очень лояльные, а за шпаргалки наказывают не так жёстко, как на ЕГЭ.

3. Итоговое сочинение не обязаны писать все, кто планирует поступать в вузы

Многие думают, что итоговое сочинение обязаны сдать все, кто планирует участвовать в ЕГЭ или ГВЭ, но это не так. Итоговое сочинение действительно является допуском к государственной итоговой аттестации, но есть несколько категорий выпускников, имеющих право не сдавать этот экзамен:

При поступлении в вуз результаты итогового изложения учитываться не будут! Итоговое изложение для лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться также и в устной форме.

Участники выпускного изложения с ОВЗ должны оформить заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), инвалиды или деты-инвалиды — копию индивидуальной программы реабилитации, а также заверенную справку, подтверждающую факт инвалидности.

Выводы: Сдать ЕГЭ досрочно в 10-м классе можно, но вот итоговое сочинение — нет. Выпускники прошлых лет, а также учащиеся, окончившие СПО, могут зарегистрироваться на итоговое сочинение по желанию. Некоторые категории выпускников могут сдавать итоговое изложение вместо сочинения, но для этого надо иметь подтверждённые документально основания.

4. Дополнительные баллы при поступлении в вуз

Вот список вузов, где в 2021 году начислялись баллы за итоговое сочинение (индивидуальные достижения):

До 1 ноября 2021 года каждый вуз разместит обновлённые правила набора студентов, где будет информация и о начислении баллов за итоговое сочинение. Советую после 1 ноября внимательно ознакомиться на сайте выбранных вузов со списком предусмотренных в 2022 году дополнительных достижений, за которые можно получить бонусные баллы. В разных вузах эти таблицы могут сильно различаться, поскольку университеты имеют право самостоятельно решать, за что добавлять баллы, а за что нет.

Будут ли в вузе перепроверять итоговое сочинение перед начислением дополнительных баллов? В МГУ, например, итоговое сочинение перепроверяют по своим внутренним критериям. Если вы собираетесь поступать в МГУ, обязательно посмотрите, что это за критерии. Какие-то вузы дают дополнительные баллы без проверки работы.

Скан итогового сочинения в вуз присылать или привозить не надо, поскольку у каждого вуза есть доступ ко всем экзаменационным работам в специальной базе ФИС ГИА и Приёма.

Вывод: если хотите получить дополнительные баллы при подаче документов в вуз, ознакомьтесь заранее (до 1 декабря) с подробной информацией об условиях получения баллов за итоговое сочинение в 2022 году. Эта информация на сайтах всех университетов скоро обновится. Если вуз планирует в 2022 году перепроверять сочинение по своим критериям (отличающимся от классических), учитывайте эти требования во время написания экзамена, чтобы набрать максимум бонусных баллов и по вузовским критериям тоже.

Обложка поста: shutterstock / GoodStudio

Зачем и как писать школьные сочинения?

Фото: artfile.me

На мой взгляд, во многом это происходит от того, что детям вовремя, ещё в начальной школе, не объясняют простые вещи, которые помогают создать мотивацию.

А именно:

1) что сочинение – это изложение в определённом порядке своих мыслей на определённую тему;

2) что сочинение – это не контрольная работа, а всего лишь специальное обучающее упражнение, с помощью которого человек развивает свою связную письменную речь и одновременно учится грамотно писать (а упражняться в речи, так же как в спорте или танцах, нужно регулярно);

3) что письмо как вид речевой деятельности очень тесно связано с чтением: грамотный читатель, который умеет вычитывать из текста все уровни информации, лучше пишет, у него в текстах эти уровни информации есть;

Что можно сделать?

Первый шаг – объяснить всё это (см. выше).

Второй – чётко сформулировать, что нужно уметь, для того чтобы научиться писать сочинения. Основных, базовых умений несколько:

  • анализировать тему, выделять в ней ключевые слова;
  • формулировать главную мысль (замысел) своего сочинения;
  • составлять план будущего текста, исходя из типа речи;
  • писать по плану основную часть и заключение;
  • писать вступление, которое им соответствует;
  • проверять текст, находить и исправлять ошибки (в содержании, речевые, грамматические, орфографические, пунктуационные);
  • оценивать качество написанного текста.

Каждое из этих умений нужно развивать и отдельно, и в комплексе с другими, начиная с 4-го класса, когда дети познакомятся с простыми и сложными предложениями, с однородными членами предложения и пунктуацией в этих конструкциях. А до 4-го класса очень важно регулярно заниматься устным пересказом текста, писать свободные диктанты и изложения, а ещё забытые многими письма и открытки родственникам, друзьям.

Но написание сочинения в школе – это не основная цель: умение грамотно писать всегда может пригодиться после школы, чтобы вести колонки, статусы в соцсетях, публиковать рецензии и т.д. А для этого надо научиться создавать текст на основе авторского универсального алгоритма, который подходит для написания любых текстов не только детям, но и взрослым.

За три недели, погружаясь в процесс работы, ребёнок будет рассказывать о себе самом, рассуждать о том, что для него важно, и при этом получит необходимую универсальную базу, быстро и навсегда научится писать сочинения и другие тексты.

Давайте остановимся и вспомним, когда мы в последний раз спрашивали своего ребёнка о нём самом, а не о школьных отметках?

Что он прочитал и почему ему понравилась эта книга, о чём его любимый фильм? Может быть, он очень хочет этим с вами поделиться, а у вас не нашлось на это времени. А в школе его об этом не спросят, у школы другие задачи.


Со следующего года выпускники обязаны будут писать на ЕГЭ сочинения, но ещё даже не решено, как их учитывать - то ли как дополнительное преимущество при равных баллах (в портфолио), то ли как отдельный экзамен.


Между тем учителя русского языка и литературы пребывают в лёгком шоке - ведь научить писать сочинения за несколько месяцев практически невозможно.


Причина беды понятна, неясно только, как решать эту проблему. Например, до сих пор не дан ответ: кто и по каким критериям будет оценивать выпускные сочинения? Будут ли разные подходы к тем, кто поступает в технический вуз или гуманитарный? Хватит мучить учителей и учеников постоянными непродуманными новшествами, надо довести до разумного конца хотя бы то, что уже начато. А ещё неплохо было бы ввести сочинения и для аттестации самих чиновников. Чтобы они научились писать законы и постановления с первого раза, а не отправляли их постоянно на доработку, переписывание и пересмотр.

Читайте также: