Град петра пушкина и петербург гоголя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Бывая в городе Святого Петра и Ленина, который недалекие провинциалы, желая причислить себя к интеллигенции Северной столицы, называют пафосно Санкт-Петербургом, что выглядит довольно забавно с татарским или псковским диалектом, понимаешь, что ты оказываешься в городе поэтов. Он мрачен и величествен, суров и напыщен, богат и беден, знаменит и одинок. Здесь рождались лучшие мысли и произведения трех гениев русской литературы - Пушкина, Гоголя и Достоевского, прочувствовавших и охарактеризовавших этот город как нельзя лучше.
Пушкин полагал, что Петербург - это славный, великий город, основанный Петром Великим. Первый русский поэт был вдохновлен идеей Петра и считал, что эта идея прославит Россию ("Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложен на зло надменному соседу"). И все же Пушкин понимал, что город был создан ценой победы над природой и морской стихией. А за идею Петра перед капризной и суровой природой вынуждены отвечать простые люди, вроде Евгения и его возлюбленной, героев поэмы "Медный всадник".
В гоголевском "Невском проспекте" описывается чиновничье-бюрократический Петербург, столица царской России: "Все - обман, мечта. Все не то, чем кажется". Красота Невского проспекта не может скрыть нищеты и трагизма бедняков. На фоне ложного великолепия главной магистрали Северной столицы развязывается трагическая судьба бедного художника Пискарева. Он умер, не желая принять несоответствия мечты с действительностью. Гоголь, описывая толпу Невского проспекта, не раскрывает характеров прохожих, не показывает их душ. Он охватывает какую-либо одну особенность облика или туалета. Поэтому не люди двигаются по улице, а "бакенбарды", "усы", "дамские рукава". Таким образом, Гоголь подчеркивает призрачность Петербурга. Это город, где цену человеку придают вещи, а не мысли и чувства. Также в повести "Шинель" чиновники обращают внимание не на Акакия Акакиевича, а на его новую шинель. Происходит столкновение двух миров: мира богатства и роскоши с миром столичной бедноты.
У Достоевского столица России превращается в символ противоречий жизни. В этом таинственном и загадочном городе, где великолепные дворцы соседствуют с нищими кварталами и трущобами, нередко случаются трагедии. Петербург Достоевского мрачен и угрюм. Это чувствуется, когда проходишь по местам событий его произведений. Угрюмый Петербург представляет собой реальную почву, на которой возникает сюжет и психологические типы героев. По мнению Достоевского, многое в городе неестественно, начиная с внезапной смерти странного старика Смита и заканчивая гибелью маленькой Нелли в произведении "Униженные и оскорбленные". Таинственные происшествия отражены реальностью буржуазного мира.
Три чутких ума русской классики охарактеризовали этот город-призрак со всей тонкостью, раскрыв все его противоречия. Сходились они во многом. Блеск золота на солнце здесь поглощает хмурое северное небо, а парадный вид гигантов-дворцов упирается в болотную почву, хранящую в себе человеческие кости, как-будто гать.

© Copyright: Леонид Игоревич Кузнецов, 2013
Свидетельство о публикации №213030402090

День добрый! Интересное эссе, а ещё интересно то, что его списала моя ученица и попыталась выдать за свое. номер не прошел, справедливость восстановлена, авторские права защищены оценкой "1" в журнале)))

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Образ Санкт-Петербурга в произведениях Н.В. Гоголя и А.С.Пушкина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Санкт-петербург несомненно является одним из самых красивых городов не только России, но и всей Европы. История города начинается в 18 веке. В 1703 году Петр Первый отвоевал Ингерландию и начал строить на этих землях крепость, которая изначально носила название Санкт-Петер-Бурх. С 1712 года Петербург являлся солицей Российской империи. Он стал олицетворением чего-то нового и современного. В настоящее время Санкт-Петербург не является официальной столицей России, но считается центром культуры и интеллигенции.

Архитектура и история данного города способны восхитить любого человека. Многие писатели посвящали свои произведения Санкт-Петербургу. Но взгляды у всех были разными. Так,например, образы Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина отличаются.

А.С.Пушкин образ Петербурга осветил в таких произведениях как “Станционный смотритель”, “Пиковая дама” и другие. Но наибольшее восхищение вызывает одна из маленьких трагедий “Медный всадник”. Данное произведение рассказывает о трагической участи простого жителя Санкт-Петербурга, который потерял любовь всей своей жизни во время наводнения. Вместе с утратой девушки герой также теряет свой рассудок. В данном произведении Пушкин сопоставляет красоту и величие Петербурга с губительностью самодержавия для обыкновенных людей. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Раскрывается тема “маленького человека”, которая была столь актуально в то время. Но несмотря на это, мы не можем не заметить сквозь строчки произведения любовь автора к городу:

“Люблю тебя, Петра творенье ,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

береговой ее гранит”

Эти строчки показывают нам любовь автора к Северной Пальмире. Он не может сдержать свое восхищение. Пушкин через свое произведение “Медный всадкник” показывает нам историческую значимость города, его величие:

“Красуйся град Петров и стой

Неколибимо, как Россия.

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия”

Эти строчки нам показывают всю могущественность города. Он настолько велик, что даже сама стихия невластна над ним.

Таким видел Санкт-Петербург А.С.Пушкин. А вот в творчестве Н.В Гоголя данный город обретает совершенно другое обличие. Образ Петербурга мы можем заметить в таких произведениях как “Шинель”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” , “Мертвые души”и “Невский проспект”. Рассмотрим как раскрывается образ столицы на примере последнего произведения. Петербург Гоголя - это то место, где главным достоинством человека является не честь, а чин. Красота города является лишь обманом, она призрачна. “О, не верьте этому Невскому проспекту!Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! ” Основой произведения являеется тема несовместимости мечты и действительности. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира. И именно это несоответсвие реальности и мечты приносит разрушение характера человека. Санкт-Петербург-это как раз тот город, в котором разурушается личность человека, в котором все красивое является лишь оболочкой. Таковым был образ Петербурга в глазах Николая Васильевича Гоголя.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что образы Санкт-Перебурга А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя между собой не схожи. Да, оба автора поднимают тему “маленького человека” в своих произведениях и показывают отрицательные стороны столицы. Но если Пушкин все же восхищался величием Северной Пальмирыи видел ее значимость в истории России, то Гоголь видел в ней лишь город, полный обмана и человеческих пороков.

Лично для меня Санкт-Перебург является городом с впечатляющей историей и велеколепной архитектурой. Я бы очень хотела посетить его, чтобы окунуться в эту атмосферу и погулять по тем улицам, на которых когда-то ходили великие классики и мастера русского слова.

Санкт-петербург несомненно является одним из самых красивых городов не только России, но и всей Европы. История города начинается в 18 веке. В 1703 году Петр Первый отвоевал Ингерландию и начал строить на этих землях крепость, которая изначально носила название Санкт-Петер-Бурх. С 1712 года Петербург являлся солицей Российской империи. Он стал олицетворением чего-то нового и современного. В настоящее время Санкт-Петербург не является официальной столицей России, но считается центром культуры и интеллигенции.

Архитектура и история данного города способны восхитить любого человека. Многие писатели посвящали свои произведения Санкт-Петербургу. Но взгляды у всех были разными. Так,например, образы Петербурга в произведениях Гоголя и Пушкина отличаются.

А.С.Пушкин образ Петербурга осветил в таких произведениях как “Станционный смотритель”, “Пиковая дама” и другие. Но наибольшее восхищение вызывает одна из маленьких трагедий “Медный всадник”. Данное произведение рассказывает о трагической участи простого жителя Санкт-Петербурга, который потерял любовь всей своей жизни во время наводнения. Вместе с утратой девушки герой также теряет свой рассудок. В данном произведении Пушкин сопоставляет красоту и величие Петербурга с губительностью самодержавия для обыкновенных людей. Раскрывается тема “маленького человека”, которая была столь актуально в то время. Но несмотря на это, мы не можем не заметить сквозь строчки произведения любовь автора к городу:

“Люблю тебя, Петра творенье ,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

береговой ее гранит”

Эти строчки показывают нам любовь автора к Северной Пальмире. Он не может сдержать свое восхищение. Пушкин через свое произведение “Медный всадкник” показывает нам историческую значимость города, его величие:

“Красуйся град Петров и стой

Неколибимо, как Россия.

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия”

Эти строчки нам показывают всю могущественность города. Он настолько велик, что даже сама стихия невластна над ним.

Таким видел Санкт-Петербург А.С.Пушкин. А вот в творчестве Н.В Гоголя данный город обретает совершенно другое обличие. Образ Петербурга мы можем заметить в таких произведениях как “Шинель”, “Нос”, “Записки сумасшедшего” , “Мертвые души”и “Невский проспект”. Рассмотрим как раскрывается образ столицы на примере последнего произведения. Петербург Гоголя - это то место, где главным достоинством человека является не честь, а чин. Красота города является лишь обманом, она призрачна. “О, не верьте этому Невскому проспекту!Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Все обман, все мечта, все не то, чем кажется! ” Основой произведения являеется тема несовместимости мечты и действительности. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира. И именно это несоответсвие реальности и мечты приносит разрушение характера человека. Санкт-Петербург-это как раз тот город, в котором разурушается личность человека, в котором все красивое является лишь оболочкой. Таковым был образ Петербурга в глазах Николая Васильевича Гоголя.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что образы Санкт-Перебурга А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя между собой не схожи. Да, оба автора поднимают тему “маленького человека” в своих произведениях и показывают отрицательные стороны столицы. Но если Пушкин все же восхищался величием Северной Пальмирыи видел ее значимость в истории России, то Гоголь видел в ней лишь город, полный обмана и человеческих пороков.

Лично для меня Санкт-Перебург является городом с впечатляющей историей и велеколепной архитектурой. Я бы очень хотела посетить его, чтобы окунуться в эту атмосферу и погулять по тем улицам, на которых когда-то ходили великие классики и мастера русского слова.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Образ города имеет свою судьбу. Он живет своей жизнью, имеет свои законы развития, над которыми не властны его носители. Кто же лучше всего сможет выразить образ города, как не художник, и, может быть, лучше всего художник слова? Ибо ему наиболее доступно целостное виденье города. Одни писатели создавали случайные образы, откликаясь на выразительность Петербурга, другие, ощущая свою связь с ним, создавали сложный и цельный портрет северной столицы, третьи вносили свои идеи и стремились осмыслить Петербург в связи с общей системой своего миросозерцания; наконец, четвертые, совмещая все это, творили из Петербурга целый мир, живущий своей жизнью.

Каждая эпоха в истории русского общества знает свой Петербург. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему.

Цель моей работы – проследить, как меняется видение Петербурга на примере произведений Пушкина А.С., Гоголя Н.В. и Достоевского Ф.М. Реализации поставленной цели способствуют следующие задачи:

· используя тексты художественных произведений, выявить характерные особенности Петербурга Пушкина, Гоголя и Достоевского;

· определить черты сходства и различия в изображении города у разных писателей;

· установить, какие приемы используют разные писатели в создании образа Петербурга.

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий меж тумана

Пустынный памятник тирана

Забвенью брошенный дворец.

Этим зловещим образом начинает свою речь о Петербурге Пушкин. Позднее в полушутливой форме вспоминая маленькую ножку и локон золотой, поэт вновь создает безотрадный образ.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный

Скука, холод и гранит.

Город полный двойственности. В стройной, пышной Северной Пальмире, в гранитном городе, под бледно-зеленым небом ютятся его обитатели – скованные рабы, чувствующие себя в родном городе как на чужбине, во власти скуки и холода, как физической, так и духовной – неуютности, отчужденности. Вот образ Петербурга, который придется по вкусу последующей упадочной эпохе. Но Пушкин сумеет с ним сладить и выводит его лишь в шутливом стихотворении. Судьба Петербурга приобрела самодовлеющий интерес. Пусть стынут от холода души и коченеют тела его обитателей – город живет своей сверхличной жизнью, развивается на пути достижения великих и таинственных целей.

Это стремление заглянуть в колыбель Петербурга свидетельствует об интересе к росту города, к его необычайной метаморфозе. Эта тема особенно затрагивала Пушкина.

Петербург преломляется в его творчестве в различное время года, дня, в разнообразных своих частях: в центре и предместьях; у Пушкина можно найти образы праздничного города и будней.

Кто не помнит раннего зимнего петербургского утра?

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик;

На биржу тянется извозчик;

С кувшином охтенка спешит;

Под ней снег утренний хрустит.

Проснулся утра шум приятный.

Открыты ставни; трубный дым

Столбом восходит голубым,

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке не раз

Уж отворял свой вас-ис-дас.

Стояла их смиренная лачужка

За самой будкой. Вижу, как теперь

Светелку, три окна, крыльцо и дверь.

Бывало мать давным-давно храпела,

А дочка на луну еще смотрела

И слушала мяуканье котов

По чердакам, свиданий знак нескромный,

Да стражи дальний крик, да бой часов –

И только. Ночь над мирною Коломной

Это тоже Петербург!

Вслед за картиной окраины, можно найти и описание кладбища.

Когда за городом задумчив я брожу

И на публичное кладбище захожу –

Решетки, столбики, нарядные гробницы,

Под коими гниют все мертвецы столицы,

В болоте кое-как стесненные кругом,

Как гости жадные за нищенским столом.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И в даль глядел. Пред ним широко

…Здесь будет город заложен…

В обрисовке местности подчеркиваются черты убожества, мрака. Пустынные воды, бедный челн стремится одиноко, мшистые, топкие берега, чернеющие избы – приют убогого чухонца, лес неведомый лучам, в тумане спрятанное солнце… глухой шум… Все эпитеты создают впечатление хаоса. Чудесною волей преодолено сопротивление стихий. Свершилось чудо творения. Возник Петербург.

Прошло сто лет – и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво.

Еще раз подчеркнуты тьма и топь и после этого непосредственно: вознесся пышно, горделиво. В дальнейшем описании все эпитеты выражают: гармоничность, пышность и яркость, с преобладанием светлых тонов.

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башень. Корабли,

Толпой со всех концов земли,

К богатым пристаням стремятся.

В гранит оделася Нева,

Мосты повисли над водами,

Ее покрылись острова.

Весь образ Петербурга внушает спокойную, радостную веру в его будущее, охраняемое Медным Всадником на звонко скачущем коне.

Люблю тебя, Петра творенье.

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье.

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный…

Каждое слово вызывает близкие образы нашего города! Вот стройные сочетания строгих строений Исаакиевской площади. Вот бесчисленные мосты обильной водами столицы, такие живописные, часто фантастические, всегда индивидуальные. Вот чугунные узоры дивных решеток Летнего сада, Казанского собора. И среди всего этого, всегда чувствуемая, хотя бы и незримая, Нева.

Далее идет описание белой ночи Петербурга. Тема, ставшая неразрывной спутницей всех описаний северной столицы, начиная от смущенного ими Альфьери, кончая современными поэтами.

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса.

Петербургская зима, столь часто гнилая, слякотная, у Пушкина дышит здоровьем и весельем.

Люблю зимы твоей жестокой

Недвижный воздух и мороз,

Бег санок вдоль Невы широкой,

Девичьи лица ярче роз…

Пушкин не забывает боевого происхождения столицы, и мотив бога Марса врывается в его величавую симфонию.

Люблю воинственную живость

Потешных Марсовых полей.

Люблю, военная столица,

Твоей твердыни дым и гром,

Когда… победу над врагом

Россия снова торжествует.

Ужасен он в окрестной мгле?!

Какая дума на челе,

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

О, мощный Властелин Судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы.

Пушкин создал из Петербурга целый мир. Этот мир живет и в прошлом и будущем, но он в большей мере принадлежит предшествующему периоду, чем последующему. С наследием Пушкина должны были считаться все, попытавшиеся сказать свое слово о Петербурге. Многие заимствовали из богатств образа Пушкина близкие им черты, но вдохновения Пушкина не разделили, веры его не приняли; вдохновение и вера Пушкина принадлежали прошлому: он разделяет ее с Державиным, Батюшковым, Вяземским. Северная Пальмира для них, прежде всего прекрасное создание Петрово; сказочно быстрый росте ее – чудесен; она является символом новой России, грозной, богатой, просвещенной империи. Великие силы вызвали ее к жизни, страшные препятствия стоят на ее пути, но с ясной верой можно взирать на ее будущее.

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия!

Да умирится же с тобой

И побежденная стихия.

Вражду и плен старинный свой

Пусть волны финские забудут

И тщетной злобою не будут

Тревожить вечный сон Петра.

Гоголевский Петербург.

Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга. С каждым годом все мрачнее становится облик северной столицы.

Образ Петербурга Гоголя не может быть понят изолировано. Только в связи с общим фоном его России можно осмыслить этот образ.

Великий русский художник слова горячо и самозабвенно любил свою родину, и свой народ во имя его счастья беспощадно осуждал все то отсталое, косное, темное, безобразное, что сковывало и уродовало человека.

Петербург показал Гоголю изнанку жизни, резкие контрасты и противоречия богатства и бедности, деспотизма власти, пошлости и гнусности господствующих классов и полного бесправия, униженности и забитости простых тружеников; научил различать за парадной внешностью столицы ее оборотную сторону – тяжелую и безрадостную жизнь бедняков.

Невский проспект – это зеркало столицы, отражающее ее контрасты. За блестящей парадностью Невского проспекта еще сильнее и трагичнее ощущается изнанка жизни, ее безобразные и мучительные стороны.

Встреченная Пискаревым на Невском проспекте красавица также является выражением этой призрачности, химеричности ставшего враждебным человеку города пол влиянием тлетворного воздействия неумолимой дьявольской власти бессердечного чистогана. Эта губительная сила развращает и уродует все то лучшее, прекрасное, лучшее, что есть в жизни человека.

Петербург – оборотень.

В истории мирового романа Федору Михайловичу Достоевскому (1840 – 1881) принадлежит одно из первых мест. Его творчество обогатило художественное самосознание человечества и являлось громадным вкладом в развитие реализма в мировом искусстве. Великий художник-гуманист, он неустанно обличал социальную дисгармонию буржуазного мира и его тлетворное влияние на человеческую душу.

У нашего великого романиста свой образ Петербурга, глубокий и значительный. Раскрытие его чрезвычайно существенно для понимания Достоевского. Но этот образ не есть продукт его свободного творчества. Он рожден, а не сотворен. Все впечатления петербургской жизни, порожденные пейзажем города, его белыми ночами и туманными утрами, его водами и редкими садами, великой суетой сует северной столицы, - все эти впечатления наслаивались одно на другое, перерабатывались в горниле бессознательного и нашли свое воплощение в рожденном гением образе.

Значительная часть жизни Достоевского протекла в северной столице. Различные уголки нашего города были свидетелями ее внешних и внутренних событий.

Долгая жизнь в Петербурге отразилась на творчестве Достоевского и северная столица получила в нем цельное и многообразное отражение.

Характеристике образа Петербурга следует предпослать беглое начертание его топографии в произведениях Достоевского, отметить те места, которые упомянуты на страницах его личного литературного наследия.

К примеру возьмем обзор района у Исаакиевского собора, столь выразительно определяющего облик Петербурга.

И хлебник, немец аккуратный,

В бумажном колпаке, не раз

Уж открывал свой вас-ис-дас.

Водная стихия Петербурга приковывает внимание Достоевского. Нева, ее рукава и каналы играют большую роль в его произведениях. Мы часто застаем его героев, пристально всматривающихся в чернеющую воду.

Достоевский сам устанавливает эту связь.

Разумеется, Достоевский помнил о дворцах знати, созданных прославленными зодчими, о прелестных парках с их узорными чугунными оградами. Но ведь его герои не видели всего этого! Обитатели убогих квартир и углов в петербургских трущобах с опаской проходили мимо роскошных парадных подъездов, сторонились Невского, смотрели на дворцы – и не видели их красоты. Они ютились в своих закоулках – и великолепие богатых особняков лишь напоминало им об их обездоленности.

Действие романа развевается с 8 апреля по 30 сентября – весна, лето, начало осени. Но герои Достоевского не увидели цветения сирени, жасмина и лип, не ощутили колдовского очарования белых ночей, не вдохнули свежего ветра с залива, и багряно-золотая осень не порадовала их глаз. Они фактически лишены всего, они обездолены – такой вывод неизбежно рождается у читателя по мере того, как Достоевский развертывает во времени и в пространстве городской пейзаж. То какая-то мерзкая изморозь сыплется с неба, то серый, грязный туман окутывает прохожих, то грязные лужи оказываются на пути, то взгляд останавливается на мусоре, плывущем по грязной воде каналов… и на этом мрачном фоне рисуется жизнь петербургской бедноты с ее редкими, убогими радостями и постоянной, отупляющей заботе о хлебе насущном.

Достоевский поднял проблему громадной, общечеловеческой важности, но подал ее в романтической форме, устранив точные приметы ее социально-типической сущности. Его герой – романтик, его глазами воспринял Петербург, от его лица ведется повествование, но писатель никак не объяснил от себя, в авторском комментарии, истинного смысла происходящего, не раскрыл истоков романтической настроенности своего героя.

Сам сюжет книги драматичен и кровав и в то же время вполне обыденен, взят прямо из тогдашних полицейских газетных листков и судебных отчетов: нищий петербургский студенту бил из-за денег топором старушку - ростовщицу и ее сестру. Обыкновенная история.… Далее неизбежно следует арест, суд, приговор, лишение всех прав и состояния, каторга, вычеркивание бывшего человека из мира живых людей. Он упал на дно жизни, раздавлен, уничтожен, погиб, осужден обществом навечно. Этим все судебные отчеты и детективы обычно и кончаются. Роман Достоевского с этого только начинается.

Достоевский открыл в городе незримый мир, полный фантастики. Этот мир предвещал уже Гоголь. Образ Петербурга чрезвычайно широк и значителен, он охватывает многие черты предшествующей эпохи образа Северной Пальмиры и предопределяет в основном и во многих деталях подход к нему Достоевского.

Список литературы.

Достоевский Ф. М.

Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незваночка. /Вступ. ст. С.Е. Шаталова; Ил. В.М. Басова. – М.: Правда, 1982. – 384 с., 8 л. ил.

Читайте также: