Почему судьбы героев достоевского чаще всего складываются трагически сочинение

Обновлено: 05.07.2024

РУССКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЫ: ПАРАДИГМА ХРИСТА 1

Трагические герои Достоевского, к тому же еще герои-идеологи, возникли в результате очень сложных духовных взаимодействий внутри русской культуры. Понять их происхождение – значит, увидеть, как российские общественно-духовные структуры получили вторую жизнь в романной поэтике великого писателя.

Имена Гете, Шиллера, Гегеля, Шеллинга, братьев Шлегелей становятся родными для русской культуры. Обращение именно к немецкой философии в попытке самосознания было совсем неслучайно. Будучи сами окраиной Европы и европейскими маргиналами, немцы искали общеевропейский смысл развития, чтобы ухватить ведущую тенденцию западной цивилизации. Немецкая философия, писал Н. Берковский, обдумывала, приводила в логический порядок немецкие дела в связи с делами всей Европы. Именно в этом и видел важность немецкой философии Пушкин.

Не раз прототипами героев Достоевского называли и Чаадаева, и Бакунина, и Герцена, и Грановского. Это были люди, прошедшие школу немецкой философии и ставшие в результате ферментом российских духовных борений, провоцирующих движение русской идейной и социальной жизни. Этот тип интеллектуалов, выразивший самые болезненные проблемы российского развития, прежде всего столкновение западных смыслов с незападной традицией, под пером Достоевского оказался ключом к прогностическому анализу российской и европейской истории. Его романы, его герои, описанные им конфликты стали в свою очередь художественно-философским объяснением будущих катаклизмов Европы в XX веке.

Что же происходило в России?

КТО ОНИ – ПРОТОТИПЫ

ТРАГИЧЕСКИХ ГЕРОЕВ ПИСАТЕЛЯ?

О ком же весть? Кто поразил Аркадия?

Аркадия интересует Версилов. Самое любопытное, что и исследователи, даже назвав Макара Ивановича смысловым центром романа, никуда не могут деться от Андрея Петровича Версилова.

Забегая вперед, скажу: Версилов трагичен потому, что ставит себе слишком высокие задачи, которые не может выполнить не только он, не может выполнить Россия. Вот в чем проблема.

И поскольку биографические штрихи чаадаевского образа тоже использованы писателем, то роман, по сути дела, есть опровержение Языкова, более того, апология русского интеллектуала 40 – 50-х годов. Замечу, что Макар Долгорукий отказывается от законной жены Софьи – Софии – христианской мудрости, хранящейся, по мысли писателя, в народе. Софийность была проблемой практически всех русских религиозных мыслителей после Достоевского. София отдана писателем Версилову. Через нее Версилов соприкасается с лучшим, что создала Россия, – с русской женщиной. А подобная связь с высшей народной мудростью, простите, более интимная, чем может быть у любого идеолога.

Замечу, что Софья – любимое женское имя у русских драматургов со склонностью к классицизму и что она не досталась одному из прототипов Версилова – Чацкому.

ПОЭТ-ИДЕОЛОГ

    Работа была подготовлена при поддержке РГИФ (проект Ms 08 – 03 – 00103а).

Ф. М. Достоевский в своем творчестве показал всю безмерность страданий униженных и оскорбленных людей и выразил огромную боль за эти страдания. Писатель сам был унижен и оскорблен страшной действительностью, сломавшей судьбы его героев. Каждое его произведение выглядит как личная горькая исповедь. Именно так воспринимается роман “Преступление и наказание”. В нем отражен отчаянный протест против жестокой действительности, давившей миллионы людей, подобно тому как был насмерть раздавлен несчастный Мармеладов.

История нравственной борьбы главного героя романа, Родиона Раскольникова, разворачивается на фоне повседневной жизни города. Описание Петербурга в романе производит угнетающее впечатление. Везде грязь, вонь, духота. Из трактиров доносятся пьяные крики, на бульварах и площадях толпятся бедно одетые люди: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников.. . Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя”. Раскольников — один из этой толпы: “Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу”.

Страшна жизнь и остальных героев романа — спившегося чиновника Мармеладова, его жены Катерины Ивановны, умирающей от чахотки, матери и сестры Раскольникова, переживающих издевательства помещиков и богачей.

Достоевский изображает различные оттенки психологических переживаний бедняка, которому нечем заплатить за квартиру своему хозяину. Писатель показывает мучения детей, вырастающих в грязном углу рядом с пьяным отцом и умирающей матерью, среди постоянной брани и ссор; трагедию молодой и чистой девушки, вынужденной из-за безысходного положения семьи начать торговать собой и обречь себя на постоянные унижения.
Однако Достоевский не ограничивается описанием повседневных явлений и фактов ужасающей действительности. Он как бы соединяет их с изображением сложных характеров героев романа. Писатель стремится показать, что повседневная будничная жизнь города рождает не только материальную нищету и бесправие, но и калечит психологию людей. У доведенных до отчаяния “маленьких людей” начинают появляться различные фантастические “идеи”, не менее кошмарные, чем окружающая их действительность.

Вы, наверное, знаете, что сам Достоевский, закончил свою жизнь в сумашедшем доме, отсюда и в его произведениях, под воздействием угнетённой психики, все финалы трагичны.

Тема гуманизма является вечной в литературе. Художники слова всех времен и народов обращались к ней. Они не просто показывали этюды жизни, а пытались разобраться в обстоятельствах, побудивших человека на тот или иной поступок.

Вопросы, поднимаемые автором, разнообразны и сложны. На них нельзя ответить просто, односложно. Они требуют постоянного размышления и поиска ответа.

Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский в романе “Преступление и наказание” анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление.

это не детективный роман, где смысл всего сводится к поимке преступника. Эта книга – поиск в лабиринте нравственности. Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить “никчемное” существо.

Получается парадокс. Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой – процентницей, Аленой Ивановной, коллежской регистраторшей.

Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстает перед ними жалким

и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить ее, чтобы впоследствии, завладев ее капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Но еще задолго до этого родилась теория, в которой он доказывает право сильной личности на убийство. Рассуждая над собственной теорией, молодой человек пришел к естественному выбору : “Кто же я сам? Тварь дрожащая или право имеющий?” Естественно, эта теория противоречит принципам гуманизма, а сама постановка вопроса является античеловечной. В образе Раскольникова Достоевский рисует здравомыслящего человека, который, желая следовать законам нравственности, вступает в противоречие с ними и переступает через них.

Убийство старухи отрезало героя от мира. Он замкнулся в себе. Но теория о превосходстве одного человека над другим не погибла в нем.

Родион сделал вывод, что он “тварь дрожащая”.

Гениальный художник слова и гуманист, Достоевский сумел доказать античеловечность теории Раскольникова, ее рождение и несоответствие истинным проявлениям гуманизма. Но наряду с Родионом Раскольниковым автор представляет и других героев. В романе их около ста. Они составляют совершенно необходимый петербургский фон : городовые и шарманщики, мещане и чиновники, кучеры и студенты, священники и просто прохожие.

И если не все, то большинство этих лиц долго или на мгновение привлекают внимание Раскольникова. Каждому из них свойственны свои взгляды и ответы на вопросы, которые ставит писатель. Большинство людей, встречающихся на страницах романа, потеряли цель и смысл жизни и живут, не осознавая того, что творится с ними и вокруг них. Они не задумываются над своей собственной судьбой.

Им нет дела до кого-то другого. В Петербурге Достоевского мы не видим заботы человека о человеке, сострадания, помощи ближнему. Эти понятия гуманизма не встречаются там, где каждый человек зол на выпавшую ему долю, где нищета и грязь пожирают его душу, где жизнь ничего не стоит.

Ф. М. Достоевский как великий гуманист не мог пройти мимо или не заметить окружавшей его жестокости, грязи. Его чуткая душа протестовала против угнетения слабых сильными. Он глубоко, от всего сердца переживал за людей и старался помочь им.

В самые тяжелые для писателя и всего русского народа годы он продолжал искать пути избавления человечества от страданий и бед, которые несет с собой антигуманный строй. В своем романе Ф. М. Достоевский продолжает искать ответы на вечные вопросы, которые поднимает тема гуманизма. Автор делает вывод, что самый страшный и самый гуманный суд – это суд совести. Но он предлагает нам самостоятельно найти выход из тупика : быть гуманным лжецом, как Лужин, или совершить антигуманный поступок ради улучшения жизни многих людей.

Достоевский разоблачил и осудил путь буржуазного индивидуализма, показал несостоятельность анархического бунта. Но в то же время он сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства общества Достоевский уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений.

В “Преступлении и наказании” поставлены те основные социальные и этические проблемы, которыми мучился Достоевский на протяжении всей своей жизни. Это, прежде всего вопрос о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, вопрос о возможности революционного изменения действительности и гармонического устройства мира и наконец социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Ф. М. Достоевский – глубочайший психолог, знаток души человеческой, великий гуманист. В своих произведениях он раскрывает до самых последних глубин внутренний мир героев.

Анализ переживаний Раскольникова до убийства и после совершения преступления принадлежит к самым сильным страницам мировой литературы.

С клинической достоверностью психиатра анализирует Достоевский различные оттенки переживаний своего героя. С огромной силой изобразил писатель трагизм человеческих судеб при капитализме, создал потрясающие картины человеческих бедствий и страданий. В то же время он пытался внушить, что разрешение этих мучений и страданий – в сфере религии.

В этом было роковое заблуждение писателя. Произведение Достоевского невозможно читать без волнения, наверное, потому, что он сам сопереживает все происходящее с его героями, до предела взволнован их судьбами. Читая произведения Ф. М. Достоевского, убеждаюсь в том, что прав был А. В. Луначарский, справедливо сказав, что писатель “тесно связан со своими героями.

Его кровь течет в их жилах. Его сердце бьется во всех созданных им образах”.

Раскольников родился в провинции и переехал в Петербург учиться на юридический факультет. Семья героя (мать и сестра) живут бедно и, вероятно, принадлежат к сословию мещан. В Петербурге и сам Родион существует впроголодь и после двух лет обучения бросает университет из-за крайней нищеты.

Ключевым событием всего сюжета становится намерение Раскольникова испытать себя в соответствии с собственной философской теорией– убить старуху-процентщицу, от смерти которой, по его мнению, получилось бы больше пользы, чем от ее жизни. Результатом эксперимента становится нравственный переворот в душе героя, предопределивший необходимость тяжелого духовного выбора.

В этот момент судьба сводит Родиона с Соней Мармеладовой, открывающей перед героем новый мир – нравственный, светлый, стремящейся всей своей сутью к свету и правде. Парадоксальным является то, что мысли самого автора, его наиболее ценные и мудрые слова, исцеляющие Раскольникова, вложены в уста девушки, вынужденной торговать своим телом. Ради своей семьи Соня пожертвовала личным благополучием, но смогла сохранить внутреннюю невинность, оправдав свой грех жертвенностью. В образе Сони Достоевский подчеркивает приоритет внутреннего, духовного, над внешним и наносным.

Так же парадоксально и положение Раскольникова, чья душа, по натуре своей добрая и отзывчивая, оказавшись в путах нищеты среди беспросветно серого Петербурга, заболела опасной болезнью – ничем не смиренной гордостью.

Писатель оставляет финал романа открытым. Мы не знаем, как сложится дальнейшая жизнь Раскольникова. Но последние страницы книги оставляют светлое ощущение начала чего-то нового в душе Родиона Раскольникова. Герой находит спасение в любви Сонечки, открывшей герою простую истину: перед лицом судьбы и воли Бога все люди неизменно равны.

Автор: Екатерина Озаровская

Автор: Самый Зелёный · Published 18.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 19.05.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 28.10.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С УГ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № 25 С УГ.

У Достоевского лицо духовника, все, о чем говорит, он говорит доверительно, н.

У Достоевского лицо духовника, все, о чем говорит, он говорит доверительно, наклоняясь к вашему уху. В храме другой язык, чем на улице. К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего не поймешь В. Распутин

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: продолжить изучение системы персонажей, окружающих Раскольнико.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: продолжить изучение системы персонажей, окружающих Раскольникова. определить значение образов П.П. Лужина и А.И. Свидригайлова в раскрытии образа главного героя. способствовать развитию интереса к чтению художественной литературы, к личности и творчеству Достоевского Ф.М. использование сведений по философии христианства для углубленного понимания литературного произведения; подготовка к тестированию; чтение и анализ романа.


Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. Убивает беззащитную, сми.

Крушение теории Приносит страдания матери и сестре. Убивает беззащитную, смиренную Лизавету и ее нерожденного ребенка. Едва не явился причиной гибели маляра Миколки.

". Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми.

". Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка." ". она, такая маленькая и гаденькая. " ". Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. " Найдите цитаты, характеризующие старуху-процентщицу

"Только стерва ужасная…" ". какая она злая, капризная. " ". с одной сторон.

"Только стерва ужасная…" ". какая она злая, капризная. " ". с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. " ". Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. " ". у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. " ". старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! " ". Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. "

Какое чувство она вызывает? Какой видит ее Раскольников? Как характеризует А.


https://onlinetestpad.com/ru/test/64715-fmdostoevskij-prestuplenie-i-nakazani.

https://youtu.be/GWbmx6OB-l4 Для закрепления материала перейдите по ссылке

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Дать характеристику антиподов Р. Раскольникова. Подготовить.

Читайте также: