Почему сочинение лучше диктанта для овладения языком

Обновлено: 05.07.2024

Мы с детства, еще со школьных лет, привыкли к такой форме контрольных работ, как диктант. Он воспринимался, как неотъемлемая часть урока языка.

Никто не сомневался, что к его целесообразности, и даже не задавал себе вопрос, зачем же он нужен. Хотя на самом деле диктант является главной разновидностью работ, направленных на изучение орфографии. Целью этого упражнения является, во-первых, закрепление изученного материала на практике, а во-вторых, оценка знаний ученика.

Сущность заключается в правильной записи воспринятого на слух предложения или фразы. Во время диктанта дети приобретают опыт орфографической зоркости, то есть они учатся видеть среди кружева слов именно контрольные моменты. Далее, найдя орфограмму, учащиеся анализируют ее, и находит правильный способ написания.

Итак, диктант требует усиленного внимания со стороны ребенка, учит его внимательности и скорости в принятии решений. Много кто учит все правила, и важно не только знать их, но и правильно использовать. Каждый выполненный диктант помогает ребенку систематизировать набор правил орфографии в четкую логическую схему. И хотя ученики не очень любят диктанты и наивно расценивают их, как попытку учителя поставить плохую оценку, потом они с благодарностью вспоминают педагога, что ценой собственных нервов пытался научить их главному - правильно писать!

Кроме этого, диктант имеет большое эстетическое значение. Ведь тексты для диктантов, чаще всего, являются отрывками из произведений выдающихся классиков. Это описание пейзажей, красивых предметов или интересных событий, которые учитель зачитывает медленно и с выразительной интонацией. Анализируя контрольные моменты, ребенок невольно задумывается над сущностью самого текста, а тем самым погружается в мир прекрасного. После диктанта учащимся часто предлагается выполнить дополнительные задания по морфологии или синтаксису, что тоже повышает уровень грамотности ребенка.

Итак, диктант является базовым этапом при изучении орфографии и гарантом грамотного письма. А сомнений в значимости умения правильно писать не возникает, пожалуй, ни у одного человека. Ведь орфографическая грамотность является визитной карточкой умного, интеллектуально развитого, успешного человека.

1. Назовите несколько действии, необходимых при изучении родного языка.

2. Почему нельзя начинать обучение чтению с букв?

3. Почему сочинение лучше диктанта для овладения языком?

4. Почему решение примеров в арифметике легче, чем решение задач?

5. Какой тип ориентировочной основы действия надо стремиться исполь­зовать при изучении любого предмета? Почему?

Назовите действия, которые необходимы учащимся при знакомстве с природой, изобразительным искусством.

Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школь­ников русскому языку. - М., 1978.

Салмина Н.Г., Фореро Навис И. Обучение математике в началь­ной школе. - М., 1995. - С. 29-68.

Никола Г., Талызина Н.Ф. Фомирование общих приемов решения арифметических задач // Формирование приемов математического мышле­ния.-М., 1995.

Глава 12. ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИЙ, ВХОДЯЩИХ В УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

Как было сказано ранее, умение учиться включает все виды действий: логические, психологические, специфические.

Учитель должен уметь выделять те из них, которые необходимы для усвоения данного раздела, данной темы. Каждый раз, когда ученик приступает к изучению нового материала, он должен иметь те знания и действия, на основе которых строятся новые. Если это условие не выполнено, то ученик не может понять новый материал'.

' В дидактике эти требования отражены в принципах последовательно­сти и доступности.

Кроме того, школьник должен располагать такими действиями, которые необходимы для прохождения этапов усвое­ния. К ним относятся: умение включаться в работу по речевой инструкции, умение кодировать, моделировать, умение рабо­тать с текстом и многие другие. Формирование всех этих действий идет тем же путем, что и формирование действий, рас­смотренных нами в предыдущих главах.

Учитывая важность умения учиться, мы рассмотрим конкретный путь формирования нескольких входящих в него действий, широко используемых при усвоении разного ма­териала.

12.1. Формирование действий, входящих в прием моделирования

Обучение моделированию следует начинать с умения ото­бражать пространственные отношения, позже - к отображе­нию временных отношений, а потом уже - всех других типов отношений (механических, звуковысотных, математических, логических и т.д.).

Если вначале детям даются готовые модели, с которыми они работают, то затем постепенно учащиеся обучаются построению разного рода моделей, т.е. овладевают деятельно­стью моделирования.

Процесс обучения деятельности моделирования тщательно изучен Н.Г. Салминой и ее сотрудниками'. Она выделяет сле­дующие действия, которые входят в эту деятельность:

1. Анализ материала (текста), подлежащего моделирова­нию: выделение смысловых частей - системы элементов и их отношений, которые подлежат изображению с помощью знаково-символических средств.

3. Одинаковые элементы и отношения учащиеся должны обозначать одинаковыми символами и знаками, а разные элементы и отношения - разными. (Разумеется, это требова­ние соблюдается в пределах построения какой-то одной моде­ли, т.е. в условиях решения данной задачи.)

4. Действие преобразования модели. Это действие позво­ляет учащимся перегруппировывать элементы модели, допол­нять ее недостающими элементами и т.д.

5. Соотнесение полученной модели с реальностью (с тем, что моделировалось). Это действие позволяет получить новую информацию о моделируемом объекте, глубже проникнуть в его суть. Именно это и является целью моделирования.

' См.: Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М., 1988.

Как показали исследования, учащиеся начальной школы не владеют этой деятельностью в полной мере. В то же время целенаправленное формирование этой деятельности позволя­ет успешно ею пользоваться уже в первом классе. В качестве примера рассмотрим работу Н.Г. Салминой и Г.А. Глотовой.

Прежде всего авторы использовали ряд приемов, направ­ленных на обеспечение мотивации. В частности, обучение происходило в форме игры. Суть игры состоит в следующем: ребенок задумывает картинку, строит модель, а учитель (или другой ученик) - отгадывает картинку. Также детям показы­вались неправильно построенные модели (которые были по­строены якобы другими детьми), акцентировалось внимание на том, что делает невозможным отгадывание картинок.

После прохождения всех этапов усвоения детям были предложены контрольные задания. Их выполнение показало, что дети научились кодировать, при этом научились выбирать удобные заместители и структурировать их. Они успешно и самостоятельно строили модели и на другом предметном материале, если располагали необходимыми предметно-специфическими знаниями.

12.2. Формирование умения быть внимательным

Внимание - это самоконтроль, который осуществляется про себя, сокращенно, автоматизированно. Нет необходимо­сти доказывать, что умение быть внимательным необходимо учащимся не только для успешного обучения, но и для плодо­творного выполнения всех других видов деятельности как в школе, так и после ее окончания.

Как же сформировать внимание у тех детей, у которых его нет? Мы находим ответ на этот вопрос в книге П.Я. Гальпе­рина и С.Л. Кабыльницкой'.

' См.: Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. -М., 1974.

Как уже говорилось, эти авторы исходят из того, что внимание - это действие контроля. Но не всякое действие контро­ля является вниманием, а только такое, которое выполняется в уме, сокращенно и автоматизированно. Однако мы уже зна­ем, что такие характеристики действие приобретает не сразу, не в начале его усвоения учащимися, а лишь в конце, на за­ключительных этапах усвоения. Из сказанного следует, что внимание - это заключительный этап усвоения действия кон­троля. Начинать же формирование внимания надо с внешних, осознанных и развернутых действий контроля. Дополнитель­но следует добавить, что речь идет о произвольном внимании, являющемся ведущим в учебной деятельности.

Для формирования произвольного внимания можно ис­пользовать действие контроля в разных видах заданий. Но наиболее целесообразно выбирать такие виды учебной рабо­ты, в которых недостатки внимания учащихся особенно ощу­тимы. Так, П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая формирова­ли внимание на действии контроля, используемого при работе с текстом. Предварительная проверка показала, что невнима­тельные дети не умеют обнаруживать ошибки в тексте. Работа велась с учащимися третьего класса.

Прежде всего было установлено содержание контроля: че­му конкретно следует учить. В данном случае контрольное действие состоит из следующих операций:

1. Выбор порядка в выполнении проверки. Ученик должен решить, что раньше будет проверять в тексте: правильность текста по смыслу или по написанию.

2. Выделение проверяемых частей текста: слова, предложения.

3. Выявление возможных типов ошибок:

пропуск - перестановка слов,

удвоение – подмена слогов,

Для того чтобы учащиеся с самого начала выполняли по­следовательно все эти операции, им необходимо определить порядок работы и записать его на карточке. Вот как это вы­глядит:

1. Наметь порядок выполнения проверки: по смыслу, по написанию.

2. Читай предложение вслух.

3. Подходят ли слова друг к другу?

4. Нет ли пропуска слов?

5. Читай слова вслух по слогам и выделяй каждый слог.

6. Подходят ли буквы к слову?

7. Нет ли пропуска букв?

' Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное фор­мирование внимания.

После этого ученики начинают работать самостоятельно. Как вы уже знаете, вначале контроль должен выполняться в материальной или материализованной форме. С этой целью сдует предложить ученикам: отчеркивать вертикальной чертой каждое проверяемое слово в предложении, каждый слог в проверяемом слове; читать вслух и проверять каждое слово, каждый слог. Если учащиеся затрудняются в выполнении проверки - пропускают ошибки, - можно им в качестве образца дать правильно написанные тексты. Кроме того, можно перед работой предупредить детей, что в текстах содержатся как грамматические, так и смысловые ошибки. Особенно важно это сделать при выполнении первых заданий.

Естественно, учитель должен заранее составить систему заданий, обеспечивающих обобщение формируемого действия контроля.

Похожие страницы:

Педагогическая психология. Психология педагогического общения

. учебных пособий, разработке средств диагностики и коррекции психического развития. 1.2. Проблемы и основные задачи педагогической психологии 1.2.1. Проблемы педагогической психологии .

Предмет и задачи педагогической психологии

Педагогическая психология и ее особенности

. и свойства учебной деятельности. 3. Психологическая структура учебной деятельности. Основная литература 1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учеб. пособие / И.А. Зимняя .

Психология и педагогика. Учебное пособие

. М., 1998. История социальной педагогики: хрестоматия — учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., . В.А. Психология учебной деятельности студентов. — М., 1994. Глава 9. Психология и педагогика профессионального обучения 9.1. Педагогические основы .

Социально-педагогическая работа как направление деятельности с трудными подростками на базе сель (2)

. “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424 Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под . “Полиграф.ресурсы”. - М., 1998, с.424 Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. Под .

Это я с таким успехом поступал в институт. Пришлось повременить.

Диктант хорошо, а сочиненье лучше

Не все любят сочинять. фантазии не хватает.

Володя, я рада, что подтолкнула и тебя, и Володю Г. к написанию таких умных, нужных, образных стихотворений.
И разговоры на тему сочинений, и воспоминания - это здОрово!
Спасибо!

Спасибо, Галя, за интересную тему!!

По мне, так сочинение лучше. :)

Я тоже любил сочинение. Но когда поступал после школы в институт,
получил два балла, поскольку плохо знал русский язык и наделал много
ошибок, хотя насочинял аж девять листов, вместо трёх страниц.
Короче говоря, есть что вспомнить.
:-:)))))))))))))))))))))))))

В нашем вузе нам так и сказали: "напишите пол-страницы, не больше",
"вы уже, все приняты". У нас было 4 экзамена. Математика письменно,
математика устно, география и литература. После первого экзамена
претендентов скосили на 90 %, После второго, осталось 10 человек
На 25 мест. После третьего экзамена, общежитие опустело,
но к нам добавили сотню претендентов не сдавших на физфак.
Столько было слёз. Академгородок опустел, а я поехал трудиться
на Сахалин со старослужащщими. Отряд был "Боец". :)

А я не поступил в Ростовский институт сельхозмашиностроения
и поехал в станицу, домой, работал трактористом, пока повестку не вручили.
Через одиннадцать лет поступил в институт, написав сочинение на отлично.

Прекрасный отклик!
С теплом

Здравствуйте Владимир.Я любил и сочинения писать и диктантов никогда не боялся.
С уважением А.Р.

Благодарю Вас, Абдульмахмуд, за визит и отклик!!

Во как нас Галина заинтриговала сочинением и контрольным диктантом! :))
И это хорошо! Интересно было бы сейчас попробовать написать диктант - вопрос только в том, какую оценку бы мы получили? :))))
С улыбками -

А еще в школе была такая форма, как изложение.
Не вольное сочинение, но и не строгий диктант.
Уже лет двадцать наверно прошло с того времени, но до сих пор помню, как такое изложение стало моей отправной точкой в мир сочинительства.
На уроке украинского языка писали мы изложение на тему ценности хлеба.
Ну, все ребята в классе, как запомнили прочитанное учительницей, так и начинали: "Хлеб всему голова. " и т.д. и т.п., строго по шаблону. А меня прям черт дернул, не знаю даже. Так четко сложились тогда в голове строки. Образ. И я начал как-то: "Вот лежит на полу хлебная корка. Кто ее бросил? Что за человек?". Хотя в исходном тексте ничего подобного и близко не было. Очень меня потом учительница украинского языка хвалила(царствие ей небесное, добрая женщина была), зачитывала перед классом мой первый опус. Наверно это как-то и подвигло меня на дальнейшие литературные опыты.

А Вам, Владимир, спасибо за стихотворение. И получилось красиво, и вон какие воспоминания поднялись после прочтения. Надеюсь мы с Вами земляки, у нас на Донбассе земля талантами полнится.

Спасибо, Юра, за столь тёплые и всепроникающие в душу слова отклика!
Мы земляки, потому что живём на одной планете Земля. Мы - братья
по разуму и по крови. Я - кубанский казак с запорожскими корнями
и украинским языком при рождении. Милости прошу в гости на мою страничку,
рад хорошему, добропорядочному человеку!!

Прочел стих внуку - надорвал живот
Со смеха. Говорит: - Потеха.
- Не любит науку, контрольных работ.

Я работаю в Центре дистанционного образования детей инвалидов, где все учащиеся являются детьми с ограниченными возможностями. Мои дети приступили к обучению в нашей школе только в третьей четверти. Не смотря на то, что учащиеся обучались до ЦДО на домашнем обучении, по общеобразовательной программе, выяснилось, что многие не знакомы с таким видом работ, как свободный диктант, изложение, сочинение. Работу в третьей четверти третьего класса требовалось начинать с нуля.

Мои ученики имеют неустойчивое внимание, часто отвлекаются, особенно если нет визуального контроля (напр., при работе на рабочем столе учителя). Их запоминание ниже нормы, отсроченное воспроизведение затруднено и массу других особенностей, связанных с заболеванием. В связи с этим вызывают огромные затруднения все виды работ, которые связаны с памятью.

Изложение является одним из видов письменной работы, которая отражает восприятие и осмысление текста ребенком и последующего его изложение. В школьной программе изложение занимает промежуточное состояние между диктантом и сочинением, конечно, нашим ученикам, некоторые из которых ни разу не писали изложение, оно дается с трудом. Причин тому может быть несколько, начиная от скромного словарного запаса ребенка и его невнимательности, заканчивая плохой памятью и неусидчивостью.

Для того чтобы ребенок научился писать хорошее изложение потребуется кропотливая работа, необходимо подготавливать его по нескольким дисциплинам. В частности, необходимо развить его память, научить его кратко фиксировать содержание и расширить его словарный запас.

Чтобы улучшить память ребенка, я начала работу со зрительных диктантов, адаптировав для этого методику И. Т. Федоренко.

Цель: Развитие скоростного письма, развитие орфографического чутья, кругозора, наблюдательности. Умение быстро и аккуратно оформлять текст; ориентироваться и воспроизводить на память рифмованный текст; умение сосредотачивать внимание.

Экспозиции на уроке давать блоками по 5, на каждое предложение – 1 минута.

Внимание! (Ребенок поднимает голову и сосредотачивается).

Читаем! (Прочитайте предложение молча и постарайтесь его запомнить. Закройте глаза, представьте, как оно записано, и повторите его про себя. Перед ребенком задача: как можно быстрее прочитать предложение и запомнить написание трудных орфограмм ).

Пишем! (Учитель убирает экспозицию. Ребенок записывает).

Начинала работу с одного предложения, состоящего из двух слов. Ученик записывает предложение с комментированием, проговаривая каждую букву, объясняя написание изученных орфограмм. Постепенно вводила более распространенные предложения, к одному предложению добавляла второе, и в конце года (через 3 месяца) - письмо по памяти – четверостишье. Рифмовки стараюсь подбирать c орфограммами на основные правила, с которыми дети знакомятся на уроках русского языка в начальной школе. Стихотворные тексты весёлые, с добрым юмором, несущие в себе заряд положительных эмоций. Они снимут у детей излишнюю напряженность, тревожность, процесс написания станет более желанным, а, значит, и более плодотворным. Так как отрицательные эмоции являются плохими помощниками в таком важном и трудном деле. Но все эти психологические моменты не должны повлиять на грамматическую ценность предложенных текстов. Все рифмовки насыщены орфограммами.

Свободные диктанты – хорошее подготовительное упражнение для изложений. Цель – правильное, грамотное построение предложений, отработка и запоминание актуальных орфограмм. У одного из моих учеников ДЦП, заикание, у него искажена речь, вследствие чего он не все звуки слышит правильно, а значит и не правильно обозначает их буквами. Занимаясь с этим ребенком, мы не просто прочитывали предложение и разбирали известные орфограммы, мы проговаривали каждое слово, учились слышать звуки, узнавать их и записывать буквами. Сначала я прошу ученика прочитать все предложение, затем каждое слово орфографически, если он не может выговорить, разбираем по слогам (проговори это слово, какой здесь звук, повтори его, какой буквой обозначается, как эта буква пишется), и только после этого запись. В начале наших занятий (в феврале-марте) ребенку не то чтобы свободный, обычный диктант давался с трудом. Но после ежедневных упражнений в мае вышли на результат 5/3, и даже 5/4!

Готовя ребенка к изложению, я выбирала те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи. Вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением всегда следует рассматривать параллельно.

Чтобы улучшить память ребенка, я стала чаще просить его пересказывать тексты. При этом пересказ текста базируется в основном на хорошем знании материала и частом чтении. То есть я старалась научить ребенка читать осмысленно и пересказывать суть.

Так, хорошо помогает еще одно упражнение на кратковременную память. Необходимо прочитать ребенку отрывок, который мы далее вместе с ним разобьем на несколько смысловых блоков. Потом я по одному разу зачитываю эти блоки, при этом после каждого из них учу ученика, чтобы он смог в нескольких словах зафиксировать смысл, то есть выделить суть блоков и записать их на черновике.

В результате проделанной работы мы ближе подходим к решению вопроса о том, как научить ребенка писать изложение. Второй этап этого упражнения: попросить ребенка с помощью его записей воспроизвести текст. Такая тренировка позволит ему выделять в тексте самое существенное и научиться пересказывать, что для письменного изложения является половиной успеха.

Еще один прием обучения подробному пересказу:

Учитель читает текст первый раз. Ученик, слушая, старается понять и запомнить текст. После первого чтения он пересказывает текст с целью понять, что он не запомнил. На эту работу обычно отводится 5-7 минут.

Учитель читает текст второй раз. Ученик обращает внимание на те места, которые пропустил во время первого чтения. Затем он пересказывает текст еще раз, делает на черновике необходимые записи, составляет план, формулируют главную мысль и т.п.

В отличие от традиционной методики, во время пересказа ребенок отмечает не то, что он и так хорошо запомнили, а то, что он пропустил, слушая текст. Такая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне — со стороны другого ученика или учителя (если ученик в классе один): он отмечает фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу.

Параллельно с этим постепенно вела работу, собственно, над написанием изложения:

  1. Учиться отвечать на вопросы по тексту;
  2. Выписывать ответы на вопросы;
  3. Составлять вопросы к предложению;
  4. Запись текста по плану по одному предложению;
  5. Самостоятельная запись текста по готовому плану;
  6. Озаглавливание текста. Изложение текста по коллективно составленному плану.

В начале обучения дети пишут изложения маленькие по объему, до двухчасовых обучающих и проверочных изложений мы еще не дошли, т. к. 2 урока подряд заниматься однообразной работой этим детям в силу своих возможностей здоровья нельзя, а разбивать работу на 2 дня бессмысленно, т. к. на следующий день они уже ничего не вспомнят и надо будет начинать все сначала. Поэтому я стараюсь строить работу так, и подбирать объем работы такой, чтобы уложиться в один урок.

Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Необходимо также учитывать грамматические умения детей.

Также необходимо работать над словарным запасом ребенка, а именно стимулировать частое чтение книг, соответствующих его уровню развития.

Но работы непосредственно на уроке не достаточно. Я стараюсь объяснить родителям, что необходимо в повседневной жизни разговаривать с ребенком, просить пересказывать прошедший день – это здорово развивает память: рассказывать о своих делах, о том как прошел день, о делах на работе. А после перейти к беседе о делах ребенка, понятно, что у ребенка, который обучается дома, очень мало событий и маленький круг общения, что является большой проблемой, но все же, надо учить ребенка разнообразить свой быт, досуг, умение общаться в социальной сети (напр. в электронном журнале), через программу Skype или iChat с одноклассниками, привлекать к общению родственников и соседских детей, бывших одноклассников, может быть заинтересовать каким-то посильным кружком в системе дополнительного образования.

Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего, он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание. Но вместе с тем проведенный анализ – это база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных. Поэтому очень часто написание изложений используется как подготовительный этап в подготовке к сочинению.

Хочется особо отметить, что изложение, как никакое другое упражнение, приобщает детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные детьми, способствуют формированию правильных речевых навыков, очищают речь, повышают её культуру, прививают детям художественный вкус, развивают речевое чутьё. Изложение полезно именно рядом с сочинением, которое несёт в себе опасность влияния диалектов и просторечия. Перед сочинениями чтение и анализ произведений на литературном чтении, работа начинается за несколько уроков до написания сочинения: подборка текстов, четверостиший, словарная работа, составление словосочетаний, авторские обороты речи известных мастеров слова.

Сочинение даёт возможность научить ребенка бережно относиться к слову, понимать красоту родного языка, выражать свои мысли ясно, красочно и правдиво. Я стараюсь учить детей видеть природу, обращать внимание на, казалось бы, обычные явления, изменения в природе: какое сегодня небо и почему, как выглядит лес или даже просто двор в ясную погоду, в листопад, снегопад. Пусть эти сочинения будут только в одно предложение, пусть они будут пока устные. Через некоторое время даю задание утром и вечером понаблюдать за небом, повадками птиц, за изменениями в природе, а на уроке письма предлагаю записать одно – два предложения о том, что ребенок видел и наблюдал, что его особенно поразило, что больше всего запомнилось. Выполняя такие задания, дети, прежде не обращавшие внимание на окружающее, начинают внимательно созерцать мир. На первом году обучения учащиеся приобретают первоначальный опыт работы над сочинением. В ходе работы над сочинением закрепляются те орфографические навыки и умения, которые получают учащиеся на уроках. Как показывает практика, изложения и сочинения очень полезны для развития речи учащихся, осмысливают в их глазах работу над правописанием, помогают им понять, что орфография нужна не сама по себе, а для наилучшего, ясного и точного выражения мыслей на письме.

Все сочинения сейчас выполняются под руководством учителя. Работа носит обучающий характер.

Для обучения написания сочинений я применяла такие упражнения:

В процессе подготовки и проведения сочинений стремилась выработать у ребят:

  • умение излагать свои мысли по готовому плану, составленному в форме вопросов;
  • умение строить простое предложение: правильно располагать в нём слова, видеть границы предложения;
  • умение находить для выражения своих мыслей наиболее точные и выразительные слова.
  • умение составлять и записывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам;
  • научить коллективно составлять план устных рассказов и сочинений в форме вопросительных или повествовательных предложений;
  • работать над обогащением активного словаря.
  • не подавлять своим авторитетом личность ученика, не подменять его восприятия, мнения, вкуса своими;
  • брать для сочинения тему, близкую и понятную ученикам, интересную для них;
  • стремиться развивать у детей воображение, фантазию;
  • каждое сочинение нужно тщательно, обдуманно и заблаговременно готовить;
  • приучать ребят требовательно относиться к слову: к его точности, правдивости, образности;
  • обязательно анализировать сочинения при активном участии детей.

Написание сочинений еще более сложная работа, чем изложений. Мои ученики уже умеют самостоятельно написать сочинение по картинке. Но мы не станем останавливаться на достигнутом и надеемся к окончанию начальной школы выйти на нужный уровень.

Читайте также: