Почему роман заканчивается главой фаталист сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Не совсем точно отражено содержание глав романа. Вначале о герое рассказывает Максим Максимыч (глава ''Бэла''), затем дается портрет Печорина от лица повествователя (глава ''Максим Максимыч''), а затем следуют дневники героя.

Ошибка в употреблении термина ''психологизм''. Раскрыть можно внутренний мир главного героя, с помощью психологизма.

Фаталист – это человек, который верит в предопределение, судьбу. Последняя глава состоит из трех эпизодов, которые то доказывают, то опровергают фатализм.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 2 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 10 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та по­верх­ност­но, од­но­сто­ронне, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на. В за­да­нии под­чер­ки­ва­ет­ся необ­хо­ди­мость рас­крыть смысл гла­вы "Фа­та­лист" в кон­тек­сте все­го ро­ма­на, Вы же оста­нав­ли­ва­е­тесь толь­ко на по­дроб­ном ана­ли­зе од­ной гла­вы.
2. Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., но при этом до­пу­ще­но 2 фак­ти­че­ские ошиб­ки.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния, и до­пу­ще­на од­на ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. До­пу­ще­ны 3 ре­че­вые ошиб­ки.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Композиция романа определена авторским замыслом и способствует наиболее полному раскрытию характера и внутреннего мира главного героя, Григория Александровича Печорина, в его развитии и постепенном становлении. Особенность композиции состоит в том, что в произведении нарушена хронологическая последовательность событий, а пять самостоятельных повестей располагаются в особом избранном писателем порядке. Сначала идут главы, посвященные последним событиям в жизни Печорина (“Бэла”, “Максим Максимыч”, предисловие к “Журналу Печорина”), и только затем рассказывается о более ранних эпизодах жизни героя (“Тамань”, “Княжна Мери”).

Подчеркнутая "разорванность" повествования и смена рассказчиков позволяют постепенно описать многогранную личность главного героя, переходя от внешних поведенческих черт ко внутренним исканиям и мировоззрению Печорина.

Последней повестью становится "Фаталист", и он же подводит своеобразный философский итог жизни Печорина. На протяжении всего романа герой пытается ответить на вопрос о сущности бытия, о смысле и цели собственной жизни, и ответ наконец находится в последней части. Поручик Вулич утверждает, что все сущее предопределено и подчинено закону судьбы, и это подтверждается его смертью, но не по собственному желанию, а от руки пьяного казака. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Размышляя над этим событием, Печорин приходит к выводу, что предопределение существует, но человек самостоятельно определяет, следовать высшей воле или нет. Рок отрицать невозможно, но человек способен вмешаться в ход предопределенности. Казак, убивший Вулича, пытается бороться со своей судьбой и изменить предначертанное ему, но расчетливый и хладнокровный Печорин прерывает его путь, сам решает бросить вызов фатуму и обезоружить безумца. Таким образом, повесть "Фаталист" становится своеобразной разгадкой мировоззрения Григория Печорина, который самостоятельно выбирает свою участь среди множества высших предопределенностей. Фатализм признается как факт, не исключающий активного вмешательства, свободы действий, человеческого вторжения в заданный ход событий.

Кроме того, все события в жизни Григория Печорина и качества его личности так или иначе возникают под влиянием окружающего его общества, ставящего героя в определенные социальные и нравственные рамки. Представления и ценности общества, в котором сформировалась личность Печорина, определяют всю его жизнь, и в этом власть социума может быть сравнима с властью фатума. Но в этом и заключается сущность печоринского мировоззрения: для героя характерна попытка самореализоваться через отрицание и непокоренность определенному. Печорин верит в высшую силу судьбы и общества, но выбирает противостояние ей.

Также важно отметить, что поручик Вулич является двойником Печорина: он замкнут, одинок, разочарован в существовании, единственный интерес в его жизни представляет страсть к игре в самом широком смысле - страсть к азартным играм, игре со смертью и с чувствами. Вулич играет с упорством, каждый раз надеясь выиграть, что обличает в нем нечто близкое, родственное Печорину, играющему со своей собственной жизнью. Вулич поступает подобно Печорину, который подвергает себя опасности, похищая Бэлу, выслеживая контрабандистов, соглашаясь на дуэль с Грушницким, обезвреживая казака. Из предисловия к журналу Печорина, которое помещено в середине романа, становится известно, что Григорий Печорин умирает по дороге в Персию - подобное композиционное построение нарушает "законы жанра". Но М. Ю. Лермонтов не уходит далеко от классических представлений о финале романа, и если заканчивает не смертью главного героя, то его двойника.

История создания

Некоторые ученые считают, что сюжет новеллы был заимствован из мемуаров Байрона. Британский писатель вспоминал, как его школьный друг решил испытать судьбу, подставив к виску пистолет.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Лермонтов — Фаталист. Анализ главы

Лермонтов сталкивает в данной главе две абсолютно разные позиции относительно мировоззрения. Печорин утверждает, что человек с помощью воли и разума сам способен решать свою судьбу. Что нет никакой высшей силы, которая управляет чужими жизнями. Такая позиция героя приводит к превозношению собственного я, которое становится для него единственным Богом. Фаталистом является Вулич, у которого кардинально другой взгляд. Он убежден, что все кругом подвержено фатальности.

Для чего автор романа создает из этих взглядов спор?

Такие спорные моменты помогают понять глубинную сущность человека, в частности Печорина, его убеждения, характер, способствуют раскрытию его индивидуальной позиции.

Такое мнение у Печорина сложилось засчет того, что он сам перестал верить во многие вещи. На страницах романа он признается, что любит во всем придаваться сомнению, абсолютное незнание исхода события придает ему смелость.

Основным критерием нравственной основы для Печорина предполагается личное упоение, поощрение прихотей, превозношение гордыни, достижение целей.

Действенность и напор характера герой культивирует в себе. Он достигает результатов любыми средствами. Порой такими средствами оказываются любящие его люди.

После прочтения романа читатель имеет возможность философствовать об эгоистичном индивидуализме героя, который затрагивает и современных людей. Подобные раздумья и поиски до сих пор являются мучительными проблемами перетекающими в споры.

Вариант 2

Произведение описывает жизнь одного молодого офицера. Роман состоит из нескольких глав, они дополняют друг друга. Ответы на вопросы возникшие в одной главе можно найти в следующей.

Михаил Юрьевич использовал сюжеты для своего романа из жизни. Все о чем он написал было на самом деле, герои реальные люди.Считается что это даже автобиографическое произведение. Сам писатель был немного фаталистом. Нельзя сказать, что на его характер повлияли нравы царившие тогда в армии или его жизнь в целом.

Многие верили в судьбу. Взять хотя бы карточные игры офицеров. Выиграть в них мог любой все зависело не от умения, а от случая. Кому как повезет. То есть, игрок зависел полностью от госпожи фортуны. Между военными действиями, офицерский состав скучали надо было хоть как то разнообразить свой быт. Вот и приходилось играть роли фаталистов, пылких влюбленных, разочарованных странников и убежденных холостяков. Наш герой Печорин одинокий, свободолюбивый человек. Несмотря на то что сам страдал от своей чрезмерной свободы он не собирается становиться другим. Он боится кого то сделать счастливым, подарить частицу своего сердца. Зато ему ничего не стоит толкнуть человека на поступок, от которого будут потом страдать оба. Печорин получает удовольствие не столько от страданий тех кому причинил боль, а от собственных страданий. И в то же время сказать, что жить по другому не умеет или не хочет, вот такой вот он негодяй.

Анализируя главу начинаешь понимать, что такие люди существуют и сейчас. Они не умеют ценить хорошие отношения, а принимают это как должное. Играть со смертью, дразнить ее вот его предназначение.

Определение слова

Фатализм нередко бывает связан с религией, верой в божественное предопределение. В той или иной степени явление встречается в следующих религиях и конфессиях:

  • Китайская философия.
  • Иудаизм.
  • Ислам.

В мифологии это явление тесно связано с мистицизмом. Например, в греческой мифологии судьбу определяют мойры, которые прядут нить жизни человека. Это 3 сестры:

В скандинавских сказаниях то же самое делают норны. Фатализм не всегда слепо верит в неизбежность судьбы. Иногда это просто вера в законы природы и общества, которые влияют на события.

Философская проза Лермонтова

Конспект урока литературы в 9 классе

  • ознакомление учащихся с философскими понятиями судьба – фатализм – рок — случайность;
  • выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.
  • Воспитание субъекта собственной жизни, способного самостоятельно находить способы решения стоящих перед ним задач, способного к самоизменению, саморазвитию и самоопределению, направленных на правильное отношение к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
  • Развитие устной речи учащихся посредством создания на уроке ситуаций, дающих школьникам возможность рассуждать, высказывать свое мнение, отношение к произведению, герою или ситуации.

II. Вступительное слово учителя с элементами беседы

— В какое бы время, столетие ни жил человек, его всегда волновали вопросы бытия, жизни и смерти, добра и зла. И всегда среди этих вопросов был такой: есть ли судьба, рок, предопределение. В течение многих веков наиболее прогрессивные, интеллектуальные люди пытались разгадать эту загадку, состоящую из слов рок – судьба – предопределение

— Почему роман заканчивается именно этой повестью? (Ведь там поднимается очень важный философский вопрос, который всегда мучил людей: предопределена ли жизнь человека, или он сам, своими руками, строит собственную судьбу?)

— Обратимся к этому высказыванию. В нем есть слово, от которого мы можем оттолкнуться в наших дальнейших рассуждениях. Слово, которое спорит с роком, с предопределением. Назовите его. (Действовать) (Записывается на доске и в тетрадях)

— Какая это часть речи? (Глагол)

— Какой человек – творец своей судьбы? (Тот, который действует)

— На сегодняшнем уроке перед нами произведение, в котором все эти понятия: рок – судьба – предопределение – действие – случайность —

III. Объявление темы урока. Целеполагание. Обращение к эпиграфу

Тема нашего урока:

: что такое судьба, выяснение на примере художественного произведения, есть ли судьба или нет, возможно ли человеку управлять, руководить своей жизнью.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий…

— Действительно, куда несет нас рок событий? Ведь никто из нас не знает, что произойдет с ним через день, через год. Человек точно знает одну вещь – дату рождения, но не дату смерти.

IV. Выступление творческой группы

Фаталист– человек, верящий в фатум, склонный к фатализму.

Фатум – неотвратимая судьба, рок, неизбежное.

Фатальный– роковым образом случающийся, неотвратимый, неизбежный, словно предопределенный фатумом.

Предопределение – то, что предопределено, предназначено кому-нибудь, судьба, рок. Рок– судьба.

Судьба – участь, доля, жизненный путь.

— А мы, люди XXIв, верим в судьбу?

V. Этап исследования (анализа) произведения.

— Где же эти загадочные вопросы начинает проявляться? (В споре)

— Как вы поняли спор Печорина с Вуличем? О чем он? (Возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля или судьба, предопределение)

— Исходя из этих событий, давайте запишем план нашего урока, так как произведение сложное и это облегчит нашу работу.

  1. Спор Печорина с Вуличем.
  2. Испытание судьбы Вуличем.
  3. Испытание судьбы Печориным.

— Но значение повести состоит не только в этих трех событиях. Подлинно художественное произведение всегда ставит важные проблемные вопросы.

Чтобы ответить на этот вопрос, проследим по тексту, что конкретно говорят о судьбе, роке участники этого спора.

Работа с текстом

— Найдите в тексте логическое продолжение этого спора.

— Каким же образом Вулич доказывает свое убеждение? (Учащиеся приводят из текста пример, когда Вулич стреляет и происходит осечка)

— Итак, рискуя жизнью, Вулич доказал Печорину и офицерам свою правоту. Скажите, а что убедило всех, что есть высшее предопределение, не позволившее Вуличу умереть? (Осечка). А как вы думаете, осечка – это случайность или вмешательство судьбы? (Учащиеся склоняются к мысли, что все-таки это случайность)

— Ребята, сейчас я хочу предложить вам такое определение, относящееся к Вуличу. Игрок. Да, он игрок, постоянно испытывающий судьбу. И в картах, и в истории с выстрелом он ищет власти над судьбой. А если это игра, то в ней всегда должен быть победитель и побежденный. В этот раз Вулич – победитель. Но игра – это ведь не бесконечное везение. Когда-то оно закончится.

— Так что же тогда сильнее – человек или судьба? (В этот раз получается, что сильнее судьба (или случай). Но до конца этот вопрос все же не решен. Поэтому Лермонтов не останавливается на этом. Он решает довести дело до конца, и поэтому ставит Вулича в более тяжелые обстоятельства, не зависящие от него.

— И в то же время о чем он тоскует, сожалеет? (Тоскует по вере, воодушевлявшей предков, убежденных, что небесный мир участвует в их делах. Ведь потомки, не верящие в судьбу, не верят и в себя).

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно… и т. д.

— Печорин, как и многие молодые люди его времени ищет веры, потому что без нее невозможно жить человеку. Ведь почему сейчас стало модно обращаться к астрологам? Потому что в кризисные, трудные минуты жизни человек всегда обращается за помощью к высшим силам.

— Какое слово здесь, в тексте, выделено автором курсивом? (Тебя

— В чем убедил нас этот случай? (Этот случай с Вуличем убедил нас в том, что судьба все-таки есть, ведь Печорин предсказал Вуличу смерть, и это случилось. И если в первый раз от смерти Вулича спасла осечка, то во второй раз судьба настигла его. От судьбы, как говорится, не уйдешь).

Самостоятельная исследовательская работа учащихся

— Чем окончилось это испытание судьбы для Печорина? (Из этой игры с судьбой он вышел победителем)

— Как вы думаете, победа Печорина – случайность или проявление точно рассчитанных действий, ловкости, силы, ума? (Да, он победил, потому что действовал)

— Докажите это, исследуя текст

. (Учащиеся выбирают из отрывка, где Печорин испытывает свою судьбу,
только глаголы, то есть слова, обозначающие действие
).

VI. Заключительный этап урока. Обобщение.

— Итак, Печорин не желает подчиняться предопределению. Он берет ситуацию в свои руки. Это и делает его героем времени в подлинном, а не в ироничном смысле. Судьба есть, но нужно не слепо ей подчиняться, а действовать, брать каждую ситуацию в свои руки. Наша судьба – это наш анализ, расчет и воля. И только от нас самих она зависит.

Таким образом, мы ответили на главный вопрос нашего урока: воля, рассудок даются нам, чтобы действовать!

— А то, что Печорин оказался в точно таких же обстоятельствах, как и Вулич, — это естественный ход событий или воля автора? Или случайность? (Воля автора. Ведь ему нужно было довести дело до конца, узнать, что же сильнее: человек или судьба).

VII. Рефлексия.

Верить или не верить в предопределение – каждый решит для себя сам. Но важно помнить, что, если не все, то очень многое – в наших с вами руках. И мы сами должны строить свою судьбу.

Составление синквейна со словом СУДЬБА

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

VIII. Выставление оценок за урок с комментариями учителя.

IX. Домашнее задание.

Не совсем точно отражено содержание глав романа. Вначале о герое рассказывает Максим Максимыч (глава ''Бэла''), затем дается портрет Печорина от лица повествователя (глава ''Максим Максимыч''), а затем следуют дневники героя.

Ошибка в употреблении термина ''психологизм''. Раскрыть можно внутренний мир главного героя, с помощью психологизма.

Фаталист – это человек, который верит в предопределение, судьбу. Последняя глава состоит из трех эпизодов, которые то доказывают, то опровергают фатализм.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 2 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 2 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 1 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 2 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 10 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та по­верх­ност­но, од­но­сто­ронне, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на. В за­да­нии под­чер­ки­ва­ет­ся необ­хо­ди­мость рас­крыть смысл гла­вы "Фа­та­лист" в кон­тек­сте все­го ро­ма­на, Вы же оста­нав­ли­ва­е­тесь толь­ко на по­дроб­ном ана­ли­зе од­ной гла­вы.
2. Для ар­гу­мен­та­ции суж­де­ний текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем, де­та­лей и т.п., но при этом до­пу­ще­но 2 фак­ти­че­ские ошиб­ки.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние, но не ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния, и до­пу­ще­на од­на ошиб­ка в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. До­пу­ще­ны 3 ре­че­вые ошиб­ки.

Читайте также: