Личность и государство в поэме пушкина медный всадник сочинение

Обновлено: 02.07.2024

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся…

Кроме всего прочего, мы узнаем, что у Евгения есть планы на будущее. Он собирается жениться на такой же, как и он, простой девушке Параше. Возлюбленная Евгения с матушкой живет на берегу Невы в маленьком домике. Герой мечтает обзавестись семьей, нарожать детей, он мечтает о том, что в старости внуки будут о них заботиться.

Именно Петр, по мысли Евгения, построил этот город на берегу реки, в местах, которые регулярно затопляются. Но царь не думал об этом. Он думал о величии всей страны, о своем величии и могуществе. Меньше всего его волновали трудности, которые могли возникнуть у простых жителей Петербурга.

Выводы поэта печальны. Конфликт личности и государства неизбежен, неразрешим и исход его давно известен.

Похожие сочинения

Над омраченным Петроградом Дышал ноябрь осенним хладом… Одно предложение — и целая картина хмурого осеннего города, который как бы притаился в ожидании ненастья. А ведь перед этим торжественное восприятие поэтом славной столицы великой Российской. смотреть целиком

Во все времена взаимоотношения личности с властью беспокоили людей. Одним из первых тему конфликта личности и государства в литературе еще в V веке до нашей эры поднял Софокл. Конфликт этот был неизбежен, проблема эта оставалась актуальной и в XIX веке. смотреть целиком

Есть два представления о стихии. Стихия - явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая сила. И стихия как неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Само слово "стихия" не присутствует в описании наводнения, а появляется. смотреть целиком

«И воображение мое представило мне Петра, который в первый раз обозревал берега дикой Невы, ныне столь прекрасные! Из крепости Нюсканц ещё гремели шведские пушки, устье Невы еще было покрыто неприятелем, и частые ружейные выстрелы раздавались по болотным. смотреть целиком

В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость. смотреть целиком

Поэма "Медный всадник" – живой образный организм, не терпящий однозначных толкований. Все образы здесь многозначны, символичны. Образы Петербурга, Медного всадника, Невы, Евгения имеют самостоятельное значение, но в рамках поэмы тесно взаимодействуют. смотреть целиком

Одним из основных вопросов творчества А. С. Пушкина был вопрос отношения личности и государства, а также вытекающая отсюда проблема “маленького человека”. Известно, что именно Пушкин серьезно разработал эту проблему, которую впоследствии “подхватил” и Н. В. Гоголь, и Ф. М. Достоевский.

Поэма Пушкина ” Медный всадник ” выявляет вечный конфликт – противоречие между интересами личности и государства. Пушкин считал, что этот конфликт неизбежен, по крайней мере, в России. Невозможно управлять государством и учитывать интересы

Тем более что Россия – страна полуазиатская, где с древних пор царили деспотия и тирания, которая воспринималась и народом, и правителями как должное.

Во вступлении к поэме создается величественный образ Петра I, который прославил

свое имя многими деяниями. Без сомнения, Пушкин отдает должное могуществу и таланту Петра. Этот царь во многом “сделал” Россию и способствовал ее процветанию.

На бедных и одичалых берегах маленькой речушки Петр построил грандиозный город, один из красивейших в мире. Петербург стал символом новой, просвещенной и сильной державы:

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся…

Поэт любит Петербург всей душой. Для него это родина, столица, олицетворение страны. Он желает этому городу вечного процветанья. Но важны и интересны следующие слова лирического героя: “Да умирится же с тобой И побежденная стихия…”

Основная часть поэмы повествует о жизни, современной Пушкину. Петербург все так же прекрасен, как и при Петре. Но поэт видит и другой образ столицы. Это город обозначает резкую границу между “сильными мира сего” и простыми жителями.

Петербург – это город контрастов, где “маленькие люди” живут и страдают.

Герой поэмы, Евгений, – простой житель столицы, один из многих. О его жизни повествуется в первой части произведения. Жизнь Евгения наполнена насущными повседневными заботами: как прокормиться, где взять денег.

Герой задумывается, почему одним дано все, а другим ничего. Ведь эти “другие” совсем не блещут ни умом, ни трудолюбием, а им ” жизнь куда легка”. Здесь начинает развиваться тема “маленького человека”, его ничтожного положения в обществе.

Он вынужден терпеть несправедливости и удары судьбы только потому, что он родился “маленьким”.

Кроме всего прочего, мы узнаем, что у Евгения есть планы на будущее. Он собирается жениться на такой же, как и он, простой девушке Параше. Возлюбленная Евгения с матушкой живет на берегу Невы в маленьком домике.

Герой мечтает обзавестись семьей, нарожать детей, он мечтает о том, что в старости внуки будут о них заботиться.

Но мечтам Евгения не суждено было сбыться. Страшное наводнение вмешалось в его планы. Оно разрушило почти весь город, но оно и разрушило жизнь героя, убило и разрушило его душу.

Поднявшиеся воды Невы уничтожили домик Параши, погубили саму девушку и ее мать. Что оставалось бедному Евгению? Интересно, что всю поэму его сопровождает определение – “бедный”.

Этот эпитет говорит об отношении автора к своему герою – рядовому жителю, простому человеку, которому он всей душой сочувствует.

Вторая часть поэмы рисует последствия наводнения. Для Евгения они страшны. Герой лишается всего: любимой девушки, крова, надежд на счастье.

Виновником своей трагедии обезумевший Евгений считает Медного всадника – двойника самого Петра. В его расстроенном воображении Медный всадник – “горделивый истукан”, “чьей волей роковой здесь город основался”, кто “уздой железной Россию поднял на дыбы”.

Именно Петр, по мысли Евгения, построил этот город на берегу реки, в местах, которые регулярно затопляются. Но царь не думал об этом. Он думал о величии всей страны, о своем величии и могуществе.

Меньше всего его волновали трудности, которые могли возникнуть у простых жителей Петербурга.

Только в бреду герой способен на протест. Он грозит памятнику: “Ужо тебе!” Но тут безумному Евгению стало казаться, что памятник преследует его, бежит за ним по улицам города. Весь протест героя, его смелость тут же пропала. После этого он стал ходить мимо памятника, не поднимая глаз и смущенно комкая в руках свой картуз: посмел против царя восстать!

В итоге герой погибает.

Конечно, только в голове сумасшедшего героя могли возникнуть такие видения. Но в поэме они приобретают глубокий смысл, наполняются горькими философскими размышлениями поэта. Наводнение уподобляется здесь любым преобразованиям и реформам. Они схожи со стихией, потому что, как и она, совершенно не учитывают интересы простых людей.

Недаром и Петербург был построен на костях своих строителей. Пушкин полон сочувствия к “маленьким” людям. Он показывает оборотную сторону реформ, преобразований, задумывается о цене величия страны.

Символичен в поэме образ царя, который смирился со стихией, успокаивая себя тем, что “С божией стихией Царям не совладеть”.

Выводы поэта печальны. Конфликт личности и государства неизбежен, неразрешим и исход его давно известен.

Поэма Александра Сергеевича Пушкина “Медный всадник” была написана в 1833 году. Это период второй “Болдинской осени”, который характеризуется для поэта ярким творческим подъёмом.

Я считаю, что поэма “Медный всадник” является уникальной. А. С. Пушкин в своём произведении затрагивает многие социальные и политические проблемы, что было достаточно смело для того времени. Но мне хотелось бы поподробнее рассмотреть конфликт человека и государства.

Я думаю, что это очень важная тема, так как она находит отражение и в современном мире.

Вступление поэмы переносит нас в начало 18 века, когда Пётр 1 принимает решение основать на берегу реки город, который позже будет назван Санкт-Петербургом:

“Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

На зло надменному соседу.”

Читая первые строки, мы видим, как А. С. Пушкин восхищается великим императором, его могуществом и решительностью. Поэт с искренней любовью относится к этому городу.

В первой части автор знакомит нас с главным героем поэмы, Евгением. Молодой человек является простым жителем столицы, который ничем не отличается от других мелких чиновников. Его волнуют бытовые вопросы; в планах - женитьба на Параше. Герой мечтает о семье и счастливой старости.

Однако планам Евгения не суждено было сбыться. Страшное наводнение 1824 года не только нанесло удар по городу, но и разрушило жизнь главного героя. Оно “оголило” все проблемы Санкт-Петербурга, который в данном случае предстаёт перед нами не как отдельный населённый пункт, а как Россия. Неуправляемый поток воды смыл все “красоты” столицы и показал настоящую жизнь обычных людей. Власть была бессильна против стихии, её не волновали проблемы, свалившиеся на плечи народа. Это отношение мы видим в образе Александра Второго:

“В тот грозный год

Покойный царь еще Россией

Со славой правил. На балкон,

Печален, смутен, вышел он

И молвил: «С божией стихией

Мне кажется, что А. С. Пушкин подразумевает под образом Евгения не конкретного человека, а каждого жителя страны. Его образ “смутный” и неточный. А стихия отражает государство. Ужасное наводнение можно сравнить с реформами, которые были проведены против воли “обычных” людей. Они как непобедимая стихия сносят всё на своём пути, невзирая на мнение остальных, обнажая все проблемы страны.

Государство обладает безграничной властью, которую характеризует фигура Петра 1. Медный всадник, находясь на главной площади, защищает город, показывает всем своё могущество. В минуты безумия Евгению хватает смелости “погрозить” памятнику. Но он обращается не к каменной глыбе, а к императору, к власти:

"Добро, строитель чудотворный!

– Шепнул он, злобно задрожав, –

Но после этого Евгению стало стыдно, его ещё долго преследовал образ всадника. В итоге главный герой погиб. Он не смог убежать от “власти”. Евгений винил во всех своих бедах государство и неравенство между людьми, но будучи “маленьким” человеком, он не смог ему противостоять.

Мы видим, что протест “маленького” человека ни к чему не привёл. Памятник, провозглашающий могущество власти, всё также стоит на своём месте, а судьба Евгения забылась, как и истории других “обычных” людей. Один человек не может встать против государства. Конфликт между личностью и властью неизбежен, а его исход уже всем и давно известен.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В центре поэмы — личность Петра I, великого преобразователя, деятельность которого постоянно интересовала поэта, потому что петровская эпоха — один из крупных поворотов в истории России.

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно…

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной

На высоте, в узде железной …

Россию поднял на дыбы?

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия.

Но возвышенный пафос вступления сменяется печальным рассказом последующих глав. К чему привели петровские преобразования? Лучше ли стало обыкновенному, бедному человеку? Пушкин рассказывает историю жизни бедного чиновника Евгения, нежно влюбленного в Парашу.

Мечты Евгения о семейном счастье и личной независимости вполне законны, но им, увы, не суждено сбыться. Стихийное возмущение природы, противопоставленное разумной воле Петра, несет гибель и Параше, и всему бедному люду.

Бежит и слышит за собой

Как будто грома грохотанье

По потрясенной мостовой.


И, озарен луною бледной,


Простерши руку в вышине,


За ним несется Всадник Медный

На звонко-скачущем коне.

Оказывается, жалкого выкрика бедного безумца оказалось достаточно, чтобы горделивый истукан потерял покой и с сатанинским рвением стал преследовать свою жертву.

Воля Петра, противоречивость его деяний, и есть точка символического сопряжения всех сюжетных компонентов повествования о бедном петербургском чиновнике — натуральных, фантастических, исторических, загадочно связанных с судьбами послепетровской России.

Величие Петра, прогрессивность его деяний оборачиваются гибелью бедного человека, имеющего право на счастье. Конфликт между государством и личностью неизбежен. Личность всегда терпит поражение, когда ее интересы приходят в столкновение с самовластительным порядком. Гармония между личностью и государством не может быть достигнута на почве несправедливого общественного порядка. Эту мысль Пушкина подтверждает вся трагическая история нашей страны.

Читайте также: