Сочинение про картины сальвадора дали

Обновлено: 05.07.2024

Сальвадор Дали – самый скандальный художник XX века .

Он выходил на прогулку с муравьедом, вел лекцию в водолазном костюме и откровенно рассказывал в картинах о своих комплексах. Дали занимался живописью, скульптурой, дизайном и кино, то есть проявил себя абсолютно во всех видах искусств, но чаще всего мы вспоминаем о нем именно как о художнике. Даже те, кто не интересуются искусством, точно что-то о нем слышали. Но что делает его картины такими притягательными?

Живопись Сальвадора Дали – это поэзия ночных кошмаров и метаморфоз, приправленная шокирующими откровениями и размышлениями о собственной сексуальности, войне, любимой Гале и призрачной грани между реальностью и галлюцинацией. За шестидесятилетнюю творческую карьеру он создал более 1500 произведений и разработал собственный стиль – параноидально-критический метод. Сегодня мы разберем уникальный сюрреализм Сальвадора Дали и рассмотрим его ключевые символы.

Автор: Алена Репина, лектор по искусству

Сюрреализм и Дали

Несмотря на то что Дали обычно причисляют к сюрреализму, с этим направлением он триумфально порвал еще в 1936 г., после чего провозгласил свой знаменитый манифест:

Источник вдохновения художника – его личные переживания, сокровенные желания и фобии. Его искусство – это честный разговор человека, который пытается понять самого себя. Для художника нет запретных тем, поэтому его картины часто кажутся скандальными и неприличными.

Давайте рассмотрим три ключевые картины Сальвадора Дали и разберем на их примере основные символы его творчества.

В 1929 г. художник встречает свою единственную любовь – Елену Дьяконову (Галу) . Он пишет своеобразную картину-посвящение, обнажая свое потаенное желание. Мы видим, как он тоскует и предвкушает близость с любимой женщиной, когда та вынуждена уехать в Париж.

Перед нами яйцо, символизирующее саму жизнь, муравьи, которые у художника ассоциируются с разложением, и саранча – вечный и необъяснимый ужас художника.

В детстве он боялся саранчу, видел, как муравьи пожирают мертвых животных, и проверял костылем, жив ли ёжик. Эти яркие детские воспоминания превратятся в ключевые символы его искусства. Однако главный герой произведения – это, конечно, Гала, которая будит воображение художника.

Еще никто из художников так откровенно не говорил на эту тему, но Дали не боится осознать свои желания и выразить их через живопись. Художник изображает свой спящий профиль и тем самым впускает нас в свое сновидение. Этот мотив станет ключевым в творчестве художника и повторится во многих его картинах.

Главный герой всех картин Дали – это он сам, балансирующий между сном и явью, что и порождает удивительные образы.

Согласно рассказам Дали, однажды он остался дома один и наблюдал, как над огнем свечи плавится сыр. Для него этот процесс превратился в образ бесконечно тянущегося времени. Мы снова видим профиль художника, ландшафт родного Фигераса, а вокруг – плавящиеся часы, которые показывают, как во сне работает время. Оно теряет привычный линейный ход, и во сне за минуту можно прожить целую жизнь. Часы на картине буквально плавятся, потому что в мире бессознательного время теряет свою форму, не имея границ и рамок.

Послевоенная работа Дали базируется на идее Фрейда о длительном осмысленном сновидении. Ее суть проста: когда человек спит, события из окружающего мира трансформируются в причудливые образы, которые вплетаются в ткань сновидения.

Главная героиня этой работы – снова любимая Гала . Она изображена парящей, она физически находится между сном и реальностью. Образ, увиденный ей перед сном, изображен на первом плане – это гранат, аромат которого привлекает пчелу.

Сон видоизменяет образы реального мира, поэтому длинное и опасное жало пчелы превращается в ружье. Кроме того, это насекомое полосатое, и полосы превращаются в разъяренных тигров, а сетчатые глаза пчелы напоминают чешую рыбы, поэтому мы видим, как тигры появляются из рыбы, а она возникает из граната – главного источника сновидения.

Зыбкую грань между сном и реальностью подчеркивает слон на невероятно длинных ножках. Почему именно слон? Слон – символ стабильности и незыблемости, но, по Дали, всё, что кажется устойчивым и неизменным, на самом деле является зыбким, как и граница реальности и фантазии.

В этой работе Дали показывает, как работает сновидение. Дали использует понятные символы из реального мира, но, помещая их в пространство сновидения, дает им новую трактовку и смысл.

Символы Дали маниакально повторяются из картины в картину – это важная особенность его творчества. Художник открывает нам своё бессознательное и облекает его в понятные образы, которые с помощью метода свободных ассоциаций превращаются в нечто причудливое, нечто, отражающее его уникальный опыт. Нас подкупает его откровенность и способность предстать перед нами беззащитным.

Но что еще делает его картины такими популярными? Возможно, то, что он помогает нам заглянуть в пространство сна? Ведь кто из нас не пытался пересказать сюжет своего сна или описать те вещи, которые в нем появлялись? Это очень сложно, и сны от нас постоянно ускользают, стоит только открыть глаза.

Бретон и его сторонники верили, что каждый из нас во сне – сюрреалист , поэтому исследование, которое проводит художник, познавая самого себя, откликается в нас самих.

А что привлекает или отталкивает вас в искусстве Дали? Как вы думаете, почему он стал так популярен и заслужена ли эта слава?

Значение творчества Сальвадора Дали. Философские взгляды художника. Три основных этапа в творчестве художника. Создание серии религиозных полотен. Первые сюрреалистические полотна художника. Создание великолепных живописных и графических образов.

Рубрика Культура и искусство
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.05.2014
Размер файла 32,3 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Значение творчества Сальвадора Дали

2. Сальвадор Дали - начало пути

3. Король сюрреализма

4. Философские взгляды художника

Творчество Сальвадора Дали давно привлекает человечество. Его картины, в самом деле, похожи на сны, скорее даже не осмысленные сновидения, а то состояние, в котором пребывает человек прежде, чем погрузиться в сон: перед глазами проплывают немыслимые образы, странные видения…. Именно их Сальвадор Дали запечатлевает на своих картинах. При этом Дали обладает талантом совмещать, казалось бы, несовместимое: точность изображения, присущую фотографии с неумелыми, словно бы детскими мазками, реалистичные пейзажи и нереальные существа. Так и полотна художника заставляют испытывать противоположные эмоции: восторг и порой отвращение, зачарованность и ужас…

Еще одной особенность даже не картин, а всего творчества Дали является некая объединенность сюжета большинства картин. Здесь часто мелькают одинаковые или похожие образы - расплавленные часы, слоны на длинных тонких, словно бы птичьих ногах, и почти везде в том или ином виде ощущается присутствие Галы, музы художника. Таким образом, творчество Сальвадора дали можно воспринимать как одну эпопею, графические главы которой - картины.

1. Значение творчества Сальвадора Дали

2. Сальвадор Дали - начало пути

3. Король сюрреализма

Дали придавал огромное значение рисунку - линия его может быть динамичной и острой, плавной и нежной, ей под силу передать сложнейшее строение объекта и легкую ауру, окутывающую предмет в воздушной среде. Дали - великолепный колорист, не только, да, пожалуй, и не столько, многозначная символика цвета сообщает особую экспрессивную выразительность его полотнам, а сама живописная стихия цвета, гармоничное равновесие цветовых пятен или их диссонансное противостояние создают неповторимую колористическую композицию в лучших полотнах Дали.

И вместе с тем Дали, как известно, едва ли не самый яркий выразитель модернистских тенденций в культуре нашего столетия.

Ф. Лорка, хорошо знавший Дали, создавший в слове образы, близкие его живописи, глубоко понял природу искусства Дали, неповторимое свойство его личности. Он писал: «Я все глубже чувствую талант Дали. Он, по-моему, уникум у него спокойствие и ясность суждения в отношении того, что он считает по-настоящему волнующим. Он ошибается - ну и что? Он живой. С его обескураживающей детскостью соединяется его острейший ум в такой необычной смеси, совершенно неповторимой и чарующей. Что меня больше трогает в нем сейчас - это неистовство его конструктивизма (читай - созидания), когда он намеревается творить из ничего, и так напрягает свою волю, и бросается навстречу шквалам с такой верой и с такой силой, что кажется невероятным. Нет ничего драматичнее, чем эта телесность и эти поиски жизни ради самой жизни.

дали художник сюрреалистичный полотно

4. Философские взгляды художника

Необычайный дар Сальвадора Дали, его всеохватная универсальность, позволяющая мастеру воплотить в зримых образах микро- и макромиры, делают его восприемником великих традиций титанов эпохи Возрождения. Творчество Сальвадора Дали предстает как один из общечеловеческих символов культуры нашего столетия.

Вокруг имени Сальвадора Дали ведутся бесконечные споры, и все же этого мэтра современного искусства невозможно заключить в какие-либо рамки. Поочередно он был художником, поэтом, теоретиком и сценаристом. Каталонец по происхождению, он делал первые шаги в Мадриде, довольно робкие, по его тогдашнему представлению.

Как художник, он некоторое время блуждал между куббизмом и реализмом, и именно сюрреализм связавший его с Миро, Танги и Эрнстом, помог ему найти своё место. За несколько лет он стал одной из ключевых фигур движения и занял важное место в его летописи. На протяжении всей его творческой жизни в голове его кипели идеи. Когда сюрреализм оказался узником возрастающей политизации, Дали поднял его на более высокий художественный уровень, продемонстрировав полотна, расслаивающиеся на реализм и бред.

Роль, которую сыграл Дали в жизни группы сюрреалистов, была очень существенной, поскольку он сумел возродить дух скандала и провокации. Но как бы не был силен в Дали этот неистовый дух, человек из Фигераса остается величайшим гением, и, несомненно, более уравновешенное потомство воздаст ему должное.

2. История и культурология [Текст] /под ред. Н.В. Шишовой, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000 - 456 с.

3. Рожин, А.И. Сальвадор Дали [Текст] /А.И. Рожин. - М.: Знание, 1989. - 56с.

4. Сальвадор Дали: альбом [Текст] / авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз. искусство, 1992. - 64с.

Картина сюрреалиста несёт в себе очень глубокий смысл. И смысл этот перерастает в проблему — бесцельно утекающее время.

В 20 веке, в котором жил Дали, эта проблема уже существовала, уже поедала людей. Многие не занимались абсолютно ничем полезным для них и для общества. Прожигали жизни. А в 21 веке обретает ещё большую силу и трагедию. Подростки не читают, сидят за компьютерами и различными гаджетами бесцельно и без пользы для себя. Напротив: во вред себе. И даже если Дали не предполагал о значимости его картины в 21 веке, она произвела фурор и это факт.

Постоянство памяти

И сейчас, когда так важно показать людям, что время — ценней бриллиантов, картина как никогда актуальна и поучительна. Но вокруг неё крутятся лишь деньги. Это прискорбно.

САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ И САМАЯ ОБСУЖДАЕМАЯ КАРТИНА ДАЛИ "Постоянство памяти".Работа очень маленькая 24х33см.

На этой картине изображены часы,как символ человеческого переживания времени,памяти.Здесь они показаны в больших искажениях,какими иногда бывают наши воспоминания . Дали не забыл и себя,он так же присутствует в виде спящей головы,которая появляется и в других его картинах. В этот период Дали постоянно отображал образ пустынного берега, этим он выражал пустоту внутри себя.

Эта пустота заполнилась, когда он увидел кусок сыра кемембер. ". Решив написать часы, я написал их мягкими.

Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень - чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома.

Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как "супермягок" плавленный сыр.

Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом.

На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж - основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил.

Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально "увидел" решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу.

Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена.
Картина стала символом современной концепции относительности времени. Спустя год после экспозиции в парижской галерее Пьера Коле картина была куплена нью-йоркским Музеем современного искусства.

В картине художник выразил относительность времени и подчеркнул удивительное свойство человеческой памяти,которая позволяет нам снова переноситься в те дни,которые давно уже остались в прошлом.

РАССМОТРИМ КАРТИНУ В ДЕТАЛЯХ.(Суждения различных искусствоведов)

1.МЯГКИЕ ЧАСЫ НА СТОЛЕ.

Символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее.

2.РАСПЛЫВШИЙСЯ ОБЪЕКТ С РЕСНИЦАМИ.

3.Твердые часы,лежат слева циферблатом вниз. Символ объективного времени.

4. МУРАВЬИ — символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями.

Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

10.ЗЕРКАЛО, лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Внимание к работе вызвано еще и тем, что сам автор выступил с разъяснениями относительно содержания своей работы. Обычно немногословный и скупой на комментарии художник, в этот раз был необыкновенно разговорчив. Каждое слово великого мистификатора использовалась искусствоведами для анализа всех других работ сюрреализма.

Для многих может показаться странным, что именно эта миниатюрная работа художника стала самой знаменитой его картиной. Но и сам автор относился к этому полотну с особой теплотой. Она всегда была предметом его гордости.

Читайте также: