Почему пушкин дал поэме медный всадник подзаголовок петербургская повесть сочинение

Обновлено: 05.07.2024

ПУШКИНСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

К 200-летию со дня pождения А. С. Пушкина

Казалось бы, симметрию двух антагонистических пар (Евгений — Петр; Нева — Петербург) нарушает то обстоятельство, что Евгений — жертва наводнения, и, следовательно, отношения между ним и водной стихией также построены на антагонизме. Но Евгений — жертва не в бытовом и не в социальном смысле. Он является подлинной трагической жертвой едва ли не в том самом смысле, в каком ее трактовала классическая античность.

Итак, согласно культурно-исторической концепции Пушкина, воплощенной в сюжете повести, петербургский космос прекрасен — но и ограничен в своих пределах, не вместивших важнейшие ценности русской жизни. Вытесненное за пределы новой цивилизации оказалось лишенным культурных покровов, обнаженным, незащищенным и потому готовым слиться с природным хаосом, который не способна целиком охватить цивилизаторская деятельность. Между московским и петербургским периодами остался неосуществленным акт преемственности. И если во Вступлении передача державной власти от одной столицы к другой описана идеализированно, как естественная смена царствующих поколений, то сюжетная часть петербургской повести рассказывает о другом: о пресечении родовых связей, ведущем к катастрофическим последствиям. С темой вины перед предками весьма непростыми связями сопряжена тема карающей статуи, центральный образ поэмы.

Существенно также и то, что представление о Петре-демиурге, сопернике Бога-Творца скорректировано уже во Вступлении внутренним монологом Петра, содержащим идеи величественной политической прагматики, свободной от демиургических притязаний. Сакральные мотивы развиваются за пределами этого монолога, и фигура строителя Петербурга изначально задана в двойном измерении: он предстает (единственный раз в поэме) как живая, думающая и действующая личность и одновременно — сквозь призму панегирической традиции — как собственная мифологизированная эманация, как Тот, кто тождествен сакрализованной государственности, как ее Кумир.

Вплоть до 1923 г. основной текст печатался без ст. 49-62 I части (мечтания Евгения): они были вычеркнуты в рукописи, над которой Пушкин работал летом 1836 г. Впервые стихи были восстановлены П. Е. Щеголевым на том основании, что он печатал поэму по рукописи, представленной Николаю I в 1833 г., без учета правки 1836 г. (см.: Медный всадник. Петербургская повесть А. С. Пушкина. СПб., 1923). В 1947 г. был найден листок, на котором рукой Пушкина записан переработанный текст вычеркнутых стихов. Начиная с последнего академического издания эти стихи введены в основной текст, однако печатаются с редакторскими конъектурами, так как правка Пушкина не доведена до конца.

В поэтическом мире "Медного всадника" удержаны и одновременно предъявлены крайние полюса смыслов, сопряженных со всеми центральными образами. Совмещение сакрального и нейтрального, возвышающего и снижающего полюсов определило характер той трансформации, которой подвергся в "Медном всаднике" жанр стихотворной повести. Стихотворная повесть оформилась как особое жанровое образование по ходу эволюции романтической поэмы. У Пушкина подзаголовок "повесть" впервые появился в "Кавказском пленнике" в результате ориентации на Байрона, для которого термин "а talе" означал установку на изображение "истинного происшествия", на пересказ "анекдота" (в старом значении слова) . В финальных строках Вступления к "Медному всаднику", вводящих повествование о "происшествии", составившем сюжетную основу поэмы, содержится внутренняя отсылка и к Байрону, и к собственным южным поэмам: здесь варьированы неиспользованные черновые варианты вступления (или эпилога) к "Бахчисарайскому фонтану", в свою очередь, восходящие к байроновскому "Гяуру". Как у Байрона, так и у его русских подражателей подзаголовок "повесть" часто сопровождало определение, подчеркивавшее местную экзотику сюжета ("восточная", "кавказская", "киевская", "финляндская" повесть) . Жанр стихотворной повести заостренно, подчас иронически переосмыслял канон классицистической, "героической" поэмы, изображая вместо общезначимого исторического события частный случай, вместо эталонного героя - экзотическое либо незначительное лицо. Классицистической завершенности противопоставлялась отрывочность, фрагментарность; наличию нравственной концепции - нарочитое отсутствие морали, строгому регламенту поэтической речи - стилизация "устности", непринужденности, небрежности повествования.

Я считаю, что автор произведения хотел подчеркнуть значимость этого города, именно поэтому он дал такое название подзаголовку.
В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни -лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. И, наконец, трагическая развязка - дуэль на Черной речке. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством как "град Петров" и в таких разных произведениях: поэмах, прозе, стихах, письмах.
Но Петербург в восприятии великого поэта оставался всегда двойственным. Это был город его друзей и соратников, символ величия России, но в то же время - столицей империи, дом самодержцев Российских, исполнительно следящей за ним жандармерией, оплот русской научной мысли и придворного общества. Вот откуда идут столь различные образы Петербурга в творчестве Пушкина. Так и в произведении А. С. Пушкин предполагал два смысла .Один из них означает — повесть об основании Петербурга, а с другой — то, что эта повесть принадлежит Петербургу, является его преданием, его мифом.

Отношение к Петру I было неоднозначным, так как реформы его вели к кардинальным переменам. Он требовал от людей немалых усилий, это вызывало недовольство и ропот. Петербург же стал символом величия империи и одновременно рабства ее народа. Прекрасный город с монументами, дворцами и позолотой поражал нищетой быта и высокой смертностью.
Главные герои поэмы: олицетворяющий государство Петр I и мелкий чиновник Евгений, который происходит из обедневшего знатного рода. Трудолюбивый молодой человек старается своими руками построить свое счастье. Он мечтает получить хорошее место и жениться.
К несчастью, мечтам его не суждено сбыться, потому что невеста Евгения гибнет вместе со своей матерью во время страшного наводнения. Такое потрясение не могло пройти для молодого человека даром. Он сходит с ума и бродит по городу, а оказавшись возле Медного всадника, решает, что виновником его бед является именно царь, построивший город на болоте. Тогда Евгений бросает вызов Петру и ему кажется, что тот сходит со скалы и гонится за ним. После этого герой старается обходить это место. Конец у поэмы печальный, Евгения находят мертвым возле разрушенного дома его невесты.
Так Пушкин показал подавление маленького человека государством, которое представлено в образе Петра I. Герой стал одной из жертв великого дела царя. Автор сочувствует ему, но конец произведения утверждает мощь государственности и является гимном Петру I, как могучему самодержцу.
Впервые в русской литературе поэт решил обнажить конфликт между государством и отдельной личностью, показав его безнадежность и неразрешимость. В наше время, к сожалению, эта проблема остается неизжитой. Хоть мы давно ушли от самодержавия, интересы государства почти всегда стоят выше интересов отдельного человека.

сочинение на какую-нибудь из этих тем:
1.Историко-философская проблематика поэмы “Медный всадник”.
2.Почему Пушкин дал поэме “Медный всадник” подзаголовок “Петербургская повесть”?

Ответы:

Композиция

1. "Медный всадник" А. С. Пушкин. Произведение названо в честь статуи Петра I. Почему автор называет так поэму? Статуя олицетворяет власть, от которой зависит судьба народа, страны.

2. Пушкин написал свое произведение, находясь в ссылке в Болдине. В его основе лежит реальное наводнение в Петербурге 7 ноября 1824, о чём писали в газетах.

Род "Медного всадника" — лиро-эпос — повествование с стихотворной форме.

4. Наличие лирических отступлений автора определяет произведение как поэму. Сам автор указал в подзаголовке "Медного всадника", что это петербургская повесть. И действительно, произведение включает историческое лицо — фигуру Петра I, небольшой круг проблем "маленького человека" в условиях большого города. Направление "Медного всадника" — реализм.

5. Основная тема, которые поднимает автор — столкновение интересов власти и "маленького человека".

6. Петр I, воздвигнув прекрасный город, не думает о судьбах простых людей, живущих в нем. Во время строительства погибло много человек, после от бушующей стихии погибают и многие жители города.

7. Идея Пушкина состоит в признании величия Петра I, но вместе с тем, отстаивании интересов каждого человека на счастье.

8. Город — "полнощных стран краса и диво" — во всей красоте описан автором. Он восхищён великим реформатором, воздвигшем его. В Петербурге живет Евгений, представляющий из себя среднего жителя, мечтающего о счастье с его возлюбленной Парашей, о хорошей работе. Евгений засыпает в своих мечтах, внезапно город затопляет. Проснувшись герой узнает, что из-за наводнения погибла его возлюбленная. Евгений ужасается, сходит с ума. Он ропчет на власть, обращается к памятнику великого самодержца. Медный всадник оживает, гонится за Евгением. Тот в страхе убегает, вскоре умирает.


Автор указывает, что о наводнении помнят по сей день: "Была ужасная пора,/Об ней свежо воспоминанье. ". В развитие сюжета автор связывает систему образов, данную в экспозиции. Кульминацией служит сумашествие Евгения: "Но бедный, бедный мой Евгений. \Увы! Его смятенный ум\Против ужасных потрясений\Не устоял". Высшей точкой развития сюжета служит его обвинение власти. Развязка — смерть Евгения.



Но узнав о смерти возлюбленной, герой обезумел. Евгений сумел пойти на бунт против великого императора, реформы которого мешают простому семейному счастью с Парашей. До наводнения героя интересуют вопросы бытия, мелкие хозяйственные заботы. После — в его душе нарастает внутренний протест, он решается на бунт и погибает.

Образ реки Невы предстает как образ вольной стихии. Важно отметить, что бунт стихии, ограниченной Петром I, порождает бунт человека. Император не дает свободы ни для течения реки, ни для счастья человека. Параллель, проведенная автором показывает, что бунт, каким бы он ни был - результат лишения чего-либо. Нева нанесла урон жителям Петербурга: "Скривились домики, другие,\Совсем обрушились, иные". Река была закована в "гранитные пределы". Евгений также идет на бунт, ощущая свою несвободу.

11. Среди художественных средств стоит отметить инверсии, создающие впечатление то плавно текучей речи повествователя, то эмоциональной, когда тот говорит о наводнении. Красота языка автора обусловлена эпитетами "Полнощных стран", "Строгий, стройный вид", "пустынных волн", метафорами "Россию поднял на дыбы", перифразами "Петра творенье".

12. Среди терминов необходимо выделить "подзаголовок произведения" — петербургская повесть, так как события происходят именно в Петербурге и отражают проблемы того времени, также стоит выделить "двойственную систему образов" Петра I и Петербурга, "бунт" также играет огромную роль, так как является результатом конфликта власти и "маленького человека".

13. "Сидел недвижный, страшно бледный\Евгений. Он страшился, бедный."

Нева "затопляла острова".

"Кумир с простертою рукою\Сидел на бронзовом коне".

"На высоте, уздой железной/Россию поднял на дыбы?".

14. "Медный всадник" изображает конфликт, неизбежное столкновение. Автор показывает, как важна каждому свобода. Каменное и безжалостное лицо медного всадника не даёт реализоваться многим мечтам простых людей. Власть не милостива, что подчеркивает автор. Поэма несёт грустный характер вечного неразрешимого противостояния.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В основе произведения — подлинная история наводнения, которое произошло в Петербурге осенью 1824 г.

Образ ожившего памятника, по всей видимости, взят из городских легенд. По одной из них, Александр I собирался вывезти Медного всадника из Петербурга. Но один из придворных остановил императора, рассказав свой сон. В этом сне Медный всадник скакал по петербургским улицам, укорял императора за беспорядки, но обещал, что пока он (Медный всадник) в Петербурге, ничего плохого не случится.

Проблематика:

  • отношения личности и государства;
  • человек и природа.

Медный всадник (памятник Петру I) работы Этьена Мориса Фальконе на самом деле сделан из бронзы.

Евгений и его маленький бунт ничем не мешают ходу истории, но этот герой по замыслу Пушкина погибнет под копытами абсолютизма. Власть, безразличная к человеку в решении задач государственной важности, становится кровавой и лишается благородства.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: поэма.

Время и место действия: Действие происходит в 1824 г. в Петербурге.

Яркое изображение Петербурга

Взволнованно начало поэмы. Имя императора, как имя Бога, даже не называется. Поэт представляет читателю, как Он, стоя на пустынных топких мшистых берегах, мечтает о новом граде, который станет окном в Европу. Мы твердою ногою станем при Балтике. Все страны и флаги прибудут к нам. Прошло столетие. Что видит поэт? Преображенные пустынные земли застроены дворцами и башнями.

Краткое содержание

В начале поэмы Пётр I стоит на берегу Невы и думает о городе, который построит здесь. Город этот призван стать окном в Европу, чем-то принципиально новым и прекрасным.

Сто лет спустя леса и болота исчезают, и их сменяет красивый город Петербург.

Ноябрь выдался холодным, влажным. Бедный чиновник Евгений возвращается в своё скромное жилище в небогатом районе, ложится спать, но не может уснуть. Он скучает по своей невесте Параше, которую ещё несколько дней не сможет увидеть: идут дожди, и с Невы сняли мосты. Евгений размышляет, как женится и будет жить с супругой счастливо. Эти мысли радуют его: Евгений успокаивается и засыпает.

На следующий день происходит катастрофа. Нева вышла из берегов и затопила Петербург. Люди оценивают это как Божью кару.

Евгений, мокрый, потерявший шляпу, сидит на мраморной статуе льва возле крыльца богатого дома и смотрит на противоположный берег Невы. Там его любимая со своей матушкой. Что с ними? Евгений как будто зачарован. За ним высится памятник Петру I — Медный всадник.

Наконец стихия утихла, и Евгений отправляется на лодке на другой берег Невы. Он спешит к невесте, но не может узнать привычных улиц: всё изуродовано наводнением, вокруг — тела мёртвых. А дома его любимой попросту нет: он смыт водой. Евгений потрясён: он сходит с ума и хохочет.

На следующий день город уже приведён в порядок, жизнь восстановлена. Но жизнь Евгения разрушена. Он всё время слышит шум бури, бродит по улицам месяцами, спит на пристани, питается чем бог пошлёт. Дети бросают в него камнями, кучеры гоняют плетью, но Евгений ничего не чувствует.

Когда наступает осень, Евгений вдруг живо вспоминает ужасные события прошлого года. Он бродит и обнаруживает дом с мраморными изваяниями львов. Евгению неожиданно всё становится понятно. В гневе и волнении он грозит памятнику Петру I. И тогда Евгению кажется, что памятник глядит на него. Он убегает, слыша за собой топот медных копыт: Евгений думает, что памятник гонится за ним. Всю ночь Евгений убегал от памятника. С того времени, если вдруг Евгений оказывался на площади, он всегда снимал картуз, чтобы продемонстрировать изваянию уважение.

К маленькому островку на взморье иногда причаливают рыбаки. Они-то и обнаружили смытый при наводнении пустой домик, а у его порога — труп Евгения. Рыбаки хоронят страдальца.

1) Постижение идейно-художественного своеобразия поэмы.

2) Раскрыть противостояние Медного всадника и Евгения в поэме;

3) Развивать навыки аналитической работы с художественным текстом,

4) умение анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои;

5) Показать учащимся непреходящую ценность поэмы и интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России

Композиция поэмы. В поэме поднимается целый ряд философских, социальных и нравственных проблем. Их решению подчинена четкая композиция. В двух основ­ных частях раскрывается основной конфликт поэмы: ес­тественной стихии, государственной мощи и интересов отдельной личности. Картины петербургского бедствия переданы динамично, зримо.

Сюжет основной части поэмы выстраивается вокруг судьбы обыкновенного, рядового человека — Евгения и его невесты Параши, чьи надежды на простое семейное счастье рушатся в результате стихий­ного бедствия.

ВОПРОСЫ для самопроверки.

Покорность Евгения

Как наш герой оказался на Дворцовой площади, он не помнит сам. Только мы его уже видим сидящего на мраморном льве, страшно бледного и недвижного. Ветер сорвал с него шляпу, дождь хлестал ему в лицо. Вокруг — вода и ничего больше.

Маленький человек

Читайте также: