Почему миклухо маклай является великим ученым сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Зачем Николай Миклухо-Маклай в XIX веке отправился в опасную экспедицию на остров Новая Гвинея ?

Почему я отправился на Берег Маклая острова Новая Гвинея в XXI веке

Издание проиллюстрировано богатейшими фотоматериалами, сделанными в ходе экспе-диции. На глазах читателя оживает сама история, а сопоставив копии рисунков XIX века и современные фотографии, мы можем увидеть, насколько сохранился мир, знакомый нам по дневникам Николая Миклухо-Маклая .
Цели и задачи экспедиции
Экспедиция ставила перед собой несколько целей и задач.
Во-первых, проведение научных исследований и изучение материальной̆ культуры наро-дов Берега Маклая, ведь подобные исследования не проводились российскими учеными более 40 лет.
Во-вторых, сотрудничество в научной среде с целью налаживания прямых контактов между российскими учеными и научным сообществом крупнейших университетов Па-пуа-Новой Гвинеи .

И наконец народная дипломатия – развитие взаимодействия между нашими странами с целью культурного обмена и организации новых этнографических маршрутов для рос-сийских путешественников.

Ученый и писатель оказались единомышленниками, собратьями по самой необходимой науке для человечества – науке о том, как жить людям друг с другом.

Н. Н. Миклухо-Маклай как ученый и общественный деятель

Берег Маклая входит в этнокультурный ареал Маданг , расположенный в од-ноименной провинции государства Папуа-Новая Гвинея , в северо-восточной части острова. Ареал делится на четыре субареала: острова вдоль побережья (Каркар, Бил-бил, Ябоб и др.), прибрежные районы от мыса Круазиль до местности Телиата (Берег Маклая или Берег Рай), внутренние области, включающие части хребтов Адельберт и Финистерр, верхнее течение реки Раму. Народы говорят как на папуасских (преоб-ладают), так и на австронезийских языках (прибрежные островки, встречаются от-дельными анклавами и в других субареалах Маданга ). К сожалению, этот своеобраз-ный этнокультурный ареал до сих пор сравнительно слабо изучен в этнографиче-ском и антропологическом отношениях. Бо́льшая часть западных ученых на протя-жении десятилетий направляла свои научные интересы на другие регионы Новой Гвинеи , такие как, например, Нагорья или бассейн реки Сепик, а Маданг незаслу-женно оставался в стороне. И на сегодняшний день мы имеем лишь незначительное количество работ на немецком и английском языках, посвященных различным народам ареала Маданг . Что касается бонгуанцев (жители деревень Горенду, Бонгу и Гумбу), то именно исследования отечественных ученых (начиная с Миклухо-Маклая ) внесли наибольший вклад в изучение их самобытной культуры и обычаев. В этой связи необходимо сохранить историческую преемственность и продолжить дальнейшие научные изыскания российских ученых среди этого и других народов уникального региона.

Автор:
Миклухо-Маклая Н.Н. — младший, директор и основатель Фонда им. Миклухо-Маклая
ведущий специалист Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании Института востоко-ведения РАН.


Задание 1 № 32

1. Прослушайте (прочитайте) текст. Напишите изложение по фрагменту текста Л. К. Чуковской.

Передайте главное содержание текста. Напишите сжатое или развёрнутое изложение (по выбору экзаменуемого). Изложение можно писать как от первого, так и от третьего лица.

Объём развёрнутого изложения — не более 300 слов. Объём сжатого изложения — от 40 до 100 слов. Если в сжатом изложении менее 30 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

2. Дайте аргументированный ответ на вопрос:

Почему Миклухо-Маклай является великим учёным?

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт или на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Сочинение напишите в объёме от 70 слов. Если в сочинении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Если сочинение представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

Зимой 1872 года все газеты мира облетело известие, что молодой русский ученый, отважный исследователь северо-восточного берега Новой Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями.

К удивлению и радости русских моряков, явившихся на выручку путешественника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы уважают и чтут его как своего лучшего друга, слушаются беспрекословно и готовы исполнить малейшее его желание.

Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла; они умели поддерживать огонь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Изучая их нравы, Миклухо-Маклай изучал раннюю стадию развития человечества. Ученый понимал, что, посещая деревни папуасов, наблюдая, как они возделывают землю, плетут изгороди, охотятся, он как бы совершает путешествие в каменный век. Наука обязана ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новой Гвинеи и, главное, о темнокожих ее обитателях.

Тщательно собирая коллекции, Маклай не сделался ученым-педантом. Он был ученым-борцом. Его занимало не только прошлое и настоящее народа, но и будущее. Потому он и был великим ученым.

Первая часть работы — изложение.

Микротемы текста:

1. Известие об исчезновении учёного.

3. Русские моряки обрадовались, увидев Миклухо-Маклая целым и невредимым.

4. Миклухо-Маклай пользовался уважением папуасов.

5. Изучая жизнь папуасов, Миклухо-Маклай дополнил науку ценными сведениями.

6. Миклухо-Маклай — великий ученый.

Вторая часть работы — сочинение.

Приведём пример сочинения.

Наука существует для того, чтобы служить на благо человеку, природе. Наука в виде сведений и открытий, которые только хранятся на книжных полках и не стали толчком для другого развития, никому не нужна, потому что от такой науки нет толку.

Русский учёный Миклухо-Маклай, изучая жизнь папуасов, старался быть полезным им — его интересовало не только прошлое и настоящее древних племен, но и их будущее. Путешественник лечил папуасов, учил пользоваться орудиями труда, сажать растения. Вряд ли, веди он себя иначе, ему удалось бы много узнать об этих племенах и сделать свои открытия. Посвятив себя науке, Миклухо-Маклай стал великим учёным.

Критерии оценки сжатого изложения

Содержание изложения

Экзаменуемый точно передал основное содержание текста для изложения, верно отразив все микротемы

Экзаменуемый не передал основное содержание текста для изложения

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста

Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (единый критерий для оценки изложения и творческого задания)

– допущено не более одной логической ошибки, последовательность изложения не нарушена;

Н.Н. Миклухо-Маклай

Н. Н. Миклухо-Маклай как ученый и общественный деятель.

Николай Николаевич Миклухо-Маклай. 5(17) июля 1846 года – 2 (14) апреля 1888. Русский этнограф, антрополог, биолог, путешественник и общественный деятель, изучавший коренное население Океании, Австралии и Юго-Восточной Азии, в том числе папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи.

Отец будущего путешественника носил фамилию Миклуха и происходил из запорожских казаков. Фамильное предание гласило, что один из Миклух по имени Грицко воевал в войске Богдана Хмельницкого и взял в плен под Желтыми Водами шотландца, служившего в польском войске. Майкл Маклай прижился в семье и породнился с победителем, женившись на его сестре. Эта история, переходила из поколения в поколение и когда Николай Николаевич готовился в путешествие на остров Новая Гвинея, он восстановил фамилию семьи, предоставив необходимые доказательства, и получил паспорт уже с полной родовой фамилией – Миклухо-Маклай в 1870 г.

Н.Н. Миклухо-Маклай


Во время своего кратковременного пребывания в Западной Микронезии – на о-вах Палау и о-вах Яп – Николай Николаевич дал ценные заметки о нескольких интересных обычаях местных жителей (например, обычай искусственного сдавливания носа новорожденным на о-вах Яп) и об отдельных элементах их религиозных верований и мифологических представлений. Немалую значимость представляют его описания антропологических особенностей островитян этих островных групп. Так, на о-вах Палау он выявил у местных жителей наличие папуасской примеси (т.е. признаков австралоидной расы), но по его описанием она присутствует на о-вах Яп, что полностью согласуется с более поздними антропологическими и генетическими исследованиями в этом регионе.

При посещении Северо-Западной Меланезии (о-ва Адмиралтейства, Западные о-ва) Маклаем был также собран важный этнографический и антропологический материал. Особо следует отметить его исследование о-вов Хермит (входят в состав Западных островов), где он находился всего 3 дня, но за это время успел собрать много информации, как по традиционной культуре, так и по физическому облику коренных обитателей этой малоизвестной группы островов.

В течение второй экспедиции по Малаккскому полуострову Николай Николаевич стал первооткрывателем сенойских племен семелай и темок, а также небольшого семангского племени батак-де, представляющего хозяйственно-культурный тип бродячих охотников и собирателей. Несмотря на отрывочный характер записей Н.Н.Миклухо-Маклая по этим племенам, содержащиеся в них сведения – уникальный этнографический источник.

Что касается биологических наук, то взгляды и формулировки молодого студента Миклухо-Маклая на природу губок были гораздо ближе к современным научным воззрениям, нежели взгляды его учителя Эрнста Геккеля. Маклай, основываясь на изучении губок северных и дальневосточных морей, с одной стороны, и Красного моря – с другой, констатировал особое богатство Красного моря известковыми губками, а северных морей – кремневыми. Позднейшие исследования вполне подтвердили правоту Николая Николаевича: для холодных морей северного и южного полушарий особенно характерны четырехосные кремневые губки из семейства Polymastiidae.

Подготавливая экземпляр полученной ехидны к анатомированию, Н.Н. Миклухо-Маклай решил попутно исследовать температуру ее тела, в результате чего оказалось, что температура тела ехидны на 10 градусов ниже температуры плацентарных млекопитающих. Проверив наблюдения на утконосе, Маклай получил вполне сходные результаты. Повторные исследования, проведенные впоследствии Р. Земоном и А. Сезерлендом, не только подтвердили данные Маклая, но и установили факт значительных (по Земону – на 7-8 градусов) колебаний температуры тела клоачных, в зависимости от изменений внешней температуры, следовательно, отсутствие у них настоящей гомойотермности. Таким образом, первые сведения об этой биологической особенности клоачных были получены Маклаем.

Как биолог Николай Миклухо-Маклай был эволюционистом, хотя нигде себя таковым не афишировал и избегал рассуждений на теоретические темы. Но эволюционная точка зрения, убеждение в неограниченной способности организмов, особенно низших, изменяться под воздействием внешних условий, видны во всех работах ученого, начиная от юношеских исследований губок и заканчивая изучением организации акул гетеродонтов. Подобно большинству своих современников Маклай высказывался в пользу наследственной передачи приобретенных особенностей.

Кроме того, в 1881 г. Н.Н.Миклухо-Маклай основал в Уотсонс-бэй (Новый Южный Уэльс, Австралия) первую в Южном полушарии морскую биологическую станцию, в которой проводил свои научные исследования.

Миклухо-Маклая можно считать одним из пионеров геотермических наблюдений в Австралии, проводившиеся им в золотопромышленном руднике Магдала, расположенном вблизи городка Стоуэл, примерно в 200 км к северо-западу от Мельбурна. Незадолго до него сходные наблюдения, но в менее глубоком руднике, провел геолог Ч. С. Уилкинсон. Однако он не опубликовал материалы своих измерений.

Как общественный деятель Миклухо-Маклай активно боролся против работорговли и колониальных захватов в Южной части Тихого океана. Вернувшись в Россию после длительных путешествий он добился аудиенции у Александра III, где предложил царю основать русское поселение на Берегу Маклая, но этот проект был позже отвергнут.

Зимой 1872 года все газеты мира облетело извещенье, что молодой русский ученый, храбрый исследователь северо-восточного берега Новейшей Гвинеи, Николай Николаевич Миклухо-Маклай убит и съеден дикарями.
Взбудораженное этим известьем русское правительство поручило клиперу Изумруд, совершавшему кругосветное плавание, зайти в залив Астролябии. Вправду ли Маклай умер? Или он жив еще, но его необходимо выручать из плена?
19 декабря мореплаватели Изумруда увидали на приближающемся берегу высокие, покрытые тучами горы. Под белоснежным слоем облаков на крутых склонах гор чернел густой лес.
Лавируя меж коралловых рифов, клипер медленно и осторожно заходил в залив Астролябии.
Сцена встречи была самая торжественная. Разукрашенные орудием и головными уборами папуасы чинно сидели на собственных местах в пироге; а меж ними на возвышении помещался худенький и обросший Мак-лай. Во фланелевой рубашке, в гамашах, с кинжалом за поясом, с сумкой через плечо, он был истинным Робинзоном Крузо.
К удивлению и радости российских моряков, явившихся на выручку странника, оказалось, что он цел и невредим и не только не нуждается в защите от папуасов, но папуасы почитают и чтут его как собственного наилучшего друга, подчиняются послушно и готовы исполнить мельчайшее его желание.
Миклухо-Маклай прожил посреди папуасов Новой Гвинеи несколько лет. У него были с собой и пистолет, и мины, но он не имел нужды пускать орудие в ход. Из его записок мы лицезреем, что папуасы поначалу грозили ему гибелью, но через несколько месяцев, убедившись в дружелюбии странника, сами стали выплачивать ему дружбой. Миклухо-Маклай врачевал папуасов от лихорадки и ран, учил их воспользоваться железными орудиями, сажать полезные растения. Он был с ними так правдив, так твердо и неуклонно держал свое слово, что у их сложилась присказка: Слово Мак лая одно. Папуасы так почитали ученого, что ему достаточно было произнести войне не посещать, чтоб приостановить вздорную междоусобную распрю.
В то время посреди ученых, изучавших происхождение человеческих племен, шли напряженные споры. Одни утверждали, что все человеческие племена, все народы произошли от единого корня, от единого ствола, что различный уровень культуры народов зависит не от врожденных параметров, а от пройденного ими исторического пути; иные учили, словно народы произошли от разных, чуждых друг другу корней и в силу этого неравноценны: белоснежные якобы самой природой предусмотрены для господства, цветные для подчинения.
Папуасы были людьми каменного века: они не знали железа и стекла; они умели поддерживать огнь, но не умели его разводить. Спички казались им чудом. Изучая их нравы, Миклухо-Маклай изучал раннюю стадию развития человечества. Ученый разумел, что, навещая деревни папуасов, наблюдая, как они возделывают землю, плетут огорожи, охотятся, он как бы совершает странствие в каменный век. Наука должна ему ценными сведениями о климате, о животных, о растениях Новейшей Гвинеи и, главное, о темнокожих ее жителях.
Кропотливо собирая коллекции, Маклай не сделался ученым-педантом. Он был ученым-бойцом. Он не только изучал папуасов, он хотел спасти их от надвигающегося порабощения. Его занимало не только прошедшее и истинное народа, но и будущее. Поэтому он и был большим ученым.
(439 слов) (По Л. К. Чуковской. Из книжки На всех широтах)

Перескажите текст (досконально либо сжато). Объясните смысл наименования данного текста.
Ответьте на вопрос: О каких чертах характера Миклухо-Маклая вы. узнали из данного текста?

Читайте также: