Почему князь игорь решается на побег слово о полку игореве сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Сочинение на тему” образ русской земли в слове о полку Игоре” по плану
1) вступление
2) основная часть
А) пейзаж накануне битвы с половцами
Б) как природа переживает поражение князя Игоря
В) плач Ярославны ,о чем она просит?
Г) как родная природа помогает Игорю при побеге из плена?
Д)Какого роль рефрена “о Русская земля!Уже ты за холмом”?
3)заключение

Ответы:

Ярославна просит “светлое и тресветлое” Солнце, Днепр
и Ветер помочь Игорю осуществить побег из плена.
Это своего рода заклинание, обращенное к силам
природы.
Княгиня побуждает их послужить Игорю, своему “милому
ладе”.
И природа в “Слове о полку Игореве” отзывается на эту просьбу.
Она активно помогает мужу Ярославны осуществить побег.
Донец подстилает князю зеленую траву на берегах, лелеет его на
своих волнах. Он одевает Игоря теплыми туманами, скрывая
под сенью деревьев.
С помощью природы князь благополучно совершает побег.
Путь ему указывают дятлы, а соловьи поют Игорю песни.
Природа устраивает всё так, что он остается незамеченным.
Мысль о побеге внушил Игорю “мужь, родом половчин,
именемь Лавор.
Находившиеся в плену с Игорем сын тысяцкого и конюший
присоединились к уговорам, и князь “«приим во сердце свет их…
и возиска бежати”.
Выбрав удобное время, когда сторожившие его половцы напились
кумыса, Игорь выбрался из шатра, добрался до реки, “и перебред,
и вседе на конь и тако поидоста сквозь вежа”.
Далее упомянуто лишь, что Игорь “иде пешь 11 ден до города Донця”.
Из описания побега в “Слове” больше всего внимания
уделено описанию сочувствующей беглецам природе.

В данном фрагменте неизвестный автор "Слова о полку Игореве" рассказывает о побеге князя Игоря из плена половцев, в котором ему помогает природа. Описание побега тесно связано с предшествующим плачем его жены Ярославны и дальнейшим развитием событий в произведении: разговором Кончака и Гзака о будущем, торжественным вступлением князя в Киев.

Таким образом побег князя Игоря от врагов-половцев играет важную роль в дальнейшем развитии действия, являясь концовкой основной части повествования. Без него возникла бы совсем другая линия сюжета — без спора отправившихся за ним Гзака и Кончака,без долгожданного возвращения князя, но с всеобщим оплакиванием Игоря русским народом и природой, возможно продолжением мудрого "Золотого слова Святослава".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В "Слове о полку Игореве" воспет неудачный поход 1185 г. на половцев. Автор достаточно подробно описывает ситуацию на Руси, князя Игоря, его поражение, плен и последствия похода. Игорю удалось совершить успешный побег, но при этом он оставил в плену своего старшего сына. Чем объясняется этот "предательский" поступок?

Игорь и половцы

В 1180 г. Игорь Святославич участвовал в междоусобицах в союзе с половцами и был разбит у Долобска Рюриком Ростиславичем. Одержав победу, Рюрик Ростиславич оставил на великом княжении киевском главу ольговичей – Святослава Всеволодовича, а себе взял остальные города Киевской области.

Рюрик и Святослав организовали широкую коалицию русских князей против кочевников. Под их давлением Игорь Святославич разорвал все отношения с бывшими союзниками.

Весной 1184 г. Святослав Всеволодович совершил удачный поход против половцев. Игорь Святославич вследствие гололедицы опоздал принять в нем участие и тяжело переживал по этому поводу. Остальные князья могли заподозрить его в симпатиях к половцам. Этим можно объяснить решение Игоря организовать самостоятельный поход и тем самым "реабилитировать" себя.

Неудачный поход и "странный" плен

К 1185 г. у Игоря Святославича было трое сыновей: Владимир, Олег и Святослав. Старший Владимир Путивльский был помолвлен с дочерью хана Кончака, но принял активное участие в знаменитом походе на половцев. Отряд под его командованием первым вступил в бой с передовыми войсками кочевников и, одержав победу, преследовал их до наступления темноты.

Поход, как известно, закончился разгромом русского войска. В плен попало несколько русских князей (Игорь, его брат, двое сыновей и племянник). За Игоря Святославича поручился его сват Кончак. В плену князь пользовался относительной свободой и уважительным отношением. Он мог беспрепятственно ездить, куда захочет. Единственным ограничением были приставленные к Игорю двадцать конных стражников, которые, впрочем, не только стерегли пленника, но и использовались им для разных поручений.

Летописец сообщает, что Игорь часто выезжал на ястребиную охоту – одно из любимейших развлечений русских князей. По его просьбе половцы даже специально привезли с Руси священника для отправления церковной службы.

Побег Игоря без сына

Согласно летописному свидетельству, мысль о побеге "подкинул" Игорю крещеный половец Лавр (Овлур). Сначала князь решительно отказался от "неславного пути" освобождения. Игорь изменил свое решение после слухов о том, что возвращающиеся после неудачной осады Переяславля половцы намереваются перебить всех русских пленников.

Оставив сына в плену, Игорь благополучно бежал. Судя по всему, он был уверен, что Владимиру, помолвленному с дочерью Кончака, ничего не угрожает. Это мнение косвенно подтверждается разговором между половецкими ханами. На предложение Гзака убить Владимира Кончак отвечает: "соколенка опутаем красною девицею". Свадьба действительно состоялась в плену. Гзак, правда, предрекает, что в этом случае сын князя вместе с молодой женой уйдут на Русь. Так все и произошло: Владимир вернулся из плена в 1187 г. с женой "и с дитятем". Уже на Руси произошло венчание по церковному обряду.

Автор "Слова о полку Игореве" неслучайно называет половцев "сватами" русских князей и призывает к объединению Руси. Многие князья были связаны с половецкими ханами родственными узами. Олег "Гориславич" был женат на дочери хана Аскалупа, Святополк Киевский – на дочери хана Тугорхана, Юрий Долгорукий – на дочери хана Аепы и т. д. Половцы часто выступали союзниками того или иного князя в междоусобных войнах, т. е. фактически принимали непосредственное участие в политической жизни Древней Руси.

Для князей родственники-половцы были даже ближе, чем русские междоусобные соперники. Попадание в плен к кочевникам наносило удар по воинскому авторитету, но не означало неминуемой казни. Половцы хорошо относились к знатным пленным, поэтому Игорь и не переживал за судьбу остающегося в плену сына. Важно отметить, что автор "Слова…" не осуждает князя за "одиночный" побег, потому что Владимиру действительно ничего не угрожало.

В "Слове…" есть еще один интересный момент. В числе "жертв" неудачного похода названы два "померкнувших солнца" (Игорь и его брат Всеволод) и два "погасших месяца" (сын Игоря Олег и племянник Игоря Святослав). Трудно представить, чтобы автор попросту забыл о старшем сыне князя. Вероятно, пленение Владимира будущим тестем вообще не рассматривалось в качестве большой беды.

В "Слове о полку Игоревом" скупо дается информация о побеге князя. В этом произвдении, в отличие от летописи, важно поэтическое описание. Мы читаем как природа откликается, как помогает ему бежать, а подробностей самого побега и кто помог князю в побеге нет, как и не указываются причины побега.

Хотя о них-то мы можем вполне догадываться. Князю Игорю, как и любому человеку, не хотелось жить опозорившимся в неволе, с победившими его половцами, а мечталось вернуться в дом родной.

Скорее всего как только он нашел возможность и людей, с которыми или благодаря которым он мог бежать, то князь осуществил свою мечту.

В произведении указано, что таким человеком был Овлур, но опять же кто он, не написано.

I7aNOMGER5GbfORMyRln9JLx9T3qHLm.jpg

Кукушка у славян- вещая птица, по легенде в кукушку превращались горькое вдовицы, потерявшие своих мужей. Ярославна не хочет стать такой горькой кукушкой, она, пытается привлечь на свою строну высшее силы, чтобы они её оградили от участи горькой вдовицы

  • Благодаря вам я узнал, что фильм "Слово о полку Игореве" был снят еще в 2012 году, его снял известный кинорежиссер Владимир Хотиненко.В разделе жанр написано-боевик(. ) ,история.
  • простите но ссылку на фильм я сейчас не нашел- надо смотреть на кинопорталах.

Это произведение говорит о том, что только тогда оно становится сильным и властным, когда все ее части, весь народ, проживающий в разных регионах, объединен. Объединяться нужно не под лозунги о мифическом счастье, а из-за любви к той земле на которой живешь. Умение договариваться, как сейчас модно говорить, выстраивать дипломатические отношения.

Ярославна в плаче по своему мужу русскому князю Игорю обращается к ветру: "О ветер, ветрило! Зачем ,господин, веешь ты навстречу. На своих лёгких крыльицах на воинов моего милого"?". Ярославна также обращается к Днепру: "Прилей же господин, моего милого ко мне..". Также обращалась и к солнцу: "Светлое и трижды светлое солнце! Всем ты тепло и прекрасно: зачем, владыко, простерло ты горячие свои лучи на воинов моего лады?" Примечатель, что Ярославна оплакивает не только пленение своего мужа - она скорбит о всех павших русских воинах.

Прочитав Слово о полку Игореве и поняв его смысл, легко разделить произведение на фрагменты.

В основе сюжета лежит неудачный поход новогор-северского князя Игоря против половцев. Все действия Слова так или иначе связаны с этим событием.

Читайте также: