Почему история печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Почему в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” события изображены не в хронологической последовательности?
Произведение М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1841) – социально-психологический роман.
Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими поступками, сильными чувствами. С другой – Печорин воплощает в себе обобщенные черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности
Печорин – офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений.
Сильные чувства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.
Почему же в романе “Герой нашего времени” события изображены не в хронологической последовательности?
Прежде всего потому, что этот метод создает ощущение некой тайны, недосказанности
в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.
А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина последовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.
В главе “Бэла” читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нем Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непредсказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содержании романа. В главе “Максим Максимыч” читатель видит Печорина вживую и составляет свое мнение о нем.
Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклонностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие “странствующего офицера”, проявленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.
В главах “Тамань” и “Княжна Мэри” Печорин изображен через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник – это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и дается им оценка.
Мы узнаем о том, что в центре жизненных интересов героя – его собственная личность, его “эго”. Остальные герои романа – это “другие”, которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.
Печорин признается себе, что в нем два человека: один совершает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он приносит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих “других” он не виноват.
Но в его подсознании таится мысль о том, что нет – виноват!
По этой причине он “засмеялся” после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча “мороз пробежал по телу”. У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова обиженному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чье сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около павшего коня.
Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать “предназначению высокому” и плодотворно тратить “силы необъятные”, которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы состояться как выдающаяся личность, им не найдено.
Поэтому критик Белинский назвал его “страдающим эгоистом”.
И, наконец, завершает характеристику Печорина глава “Фаталист”, где на серьезном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределенных свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейнохудожественных позиций предстает перед нами история жизни Печорина, “героя” русской действительности 1830-1840-х гг.
Таким образом, “странная” композиция не разрушила художественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.
Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов?
С5 Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя?
Своеобразие романа "Герой нашего времени"заключается в его необычной композиции.Роман состоит из пяти самостоятельных повестей , которые расположены не в хронологическом порядке по особому замыслу автора - его целью было составить определённое впечатление у читателя о главном герое-Григории Печорине. Нарушение хронологии вызвано также необходимостью показать Печорина с разных сторон:таким,каким его видят люди и таким,каким он сам ощущает себя.
Последовательность повестей сбивается с самого начала: читателю становится известно о смерти главного героя. В начале автор показывает Григория Печорина глазами другого человека - Максима Максимыча . Этот взгляд на героя субъективен,не очень проницателен и полон вопросов ,остающихся без ответа.Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем загадочным человеком,поступки которого не поддаются толкованию:"Ведь есть ,право,эдакие люди, у которых на роду написано,что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи".Так в романе возникает тайна характера Печорина и таким образом автор не только вызывает огромных интерес у читателя,но и желание понять его ,раскрыть его тайну.
За повестью "Бэла ",рассказанной от лица Максима Максимыча идёт повесть "Максим Максимыч ". Повествование ведётся
Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay
- 1 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
- 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
- 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
- 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
- 2 из 3 К5 Следование нормам речи
- ИТОГО: 10 из 14
1. Тема сочинения раскрыта односторонне, без опоры на авторскую позицию. Свою задачу автор, вкладывающий свои мысли в уста повествователя, публикующего дневник главного героя, очень четко сформулировал в предисловии к журналу Печорина: показать "историю души человеческой". Вам следовало отметить, что "Герой нашего времени" - это психологический роман, что для автора важно не столько показать героя с разных сторон, сколько раскрыть тайну его внутренней жизни, историю его души, и поэтому главными в романе становятся не события, последовательно совершающиеся в жизни героя, а отдельные эпизоды, наиболее ярко раскрывающие противоречивый характер Печорина, и размышления по поводу этих событий, по поводу характера героя и причин его формирования.
2. В текст сочинения включаются теоретико-литературные понятия, но они не используются для анализа произведения. Как уже было отмечено, при ответе на предложенный вопрос следовало сосредоточить внимание на психологических приемах раскрытия характера. Вы упоминаете прием "психологический портрет", но термин этот не становится опорой для анализа, даже цитата, приведенная в качестве примера психологического портрета, Вами не комментируется. Такие приемы, как внутренние монологи, самоанализ, исповедь, даже не упомянуты, не определен жанр - социально-психологический реалистический роман.
3. Текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, приводимые примеры либо не комментируются, либо комментируются поверхностно. Так, Вы упоминаете мысли Печорина о себе ("Зачем я жил? Для какой цели я родился?"), но не анализируете причин неспособности героя обрести цель в жизни, хотя Лермонтов как автор реалистического романа пытается эти причины осмыслить; обращаясь к главе "Фаталист", Вы упоминаете о важном для автора впечатлении о герое, совершившем смелый поступок, но не комментируете, почему для автора это важно.
4. Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
5. В сочинении допущено 3 речевые ошибки.
Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими поступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.
Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чувства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.
Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение некой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.
А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина последовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.
Характеру Печорина свойственна статичностью, Лермонтовым варьируются жизненные ситуации, по которым он проводит своего героя с целью исследования новых граней мира, бурлящего внутри него.
Роман пронизан единством мысли. Композиции, построенной Лермонтовым, присуща символичность, обнажающая бесплодность поисков героя и отсутствие способности к смене собственных представлений о жизненных приоритетах.
![Аватар](http://ingvarr.net.ru/.s/a/48/2.jpg)
Автор нарушает хронологию событий с целью раскрыть сложный, неоднозначный внутренний мир "героя своего времени", выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени.
Лермонтов представляет Печорина читателям с разных точек зрения, авторское вступление, затем Максим Максимыч раскрывает характер главного героя и только потом сам Печорин рассказывает о себе. Постепенно автор раскрывает душу героя, рисуя глубокий и всесторонний образ Печорина, логически подводя к итогу, философским рассуждениям Печорина в последней главе "Фаталист".
Действительно, если проследить сюжетный и фабульный порядок, различие становится заметным: согласно сюжету, читатель уже в предисловии узнает о смерти Печорина, фабула же логично и поэтапно ведет к гибели главного героя.
Такой структурный подход обусловлен несколькими причинами. Во-первых, по замыслу автора, линия повествования постепенно приближает читателя к более глубокому пониманию личности Печорина. Повествование, таким образом, ведется тремя рассказчиками. Сначала за Печориным наблюдает Максим Максимыч. Он фиксирует его поступки, однако мотивировок им не дает. Это и неудивительно: глубинного понимания между героями нет, они выходцы из разных слоев, разделенные, к тому же, военной субординацией (Печорин выше чином). Таким образом, Максим Максимыч, будучи к Печорину близким лишь в силу жизненных обстоятельств, может поведать читателю о нем очень немного.
Наконец, нарушение хронологии — вернейший способ показать эволюцию Печорина как сложного романного героя. Противоречивость Печорина подана не аксиоматически, как бы это было возможно при линейном повествовании. Соединяя кусочки мозаики жизни Печорина, путешествуя от одного полюса его личности (демонстративная сила и культивация воли) к другому (тайная слабость), читатель самостоятельно для себя эту противоречивость приоткрывает и исследует.
М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях показано воздействие среды на формирование Печорина. В "Фаталисте" ставится проблема противодействия человека судьбе. Хронологически повести должны были бы располагаться таким образом: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", "Бэла", "Максим Максимыч", предисловие к журналу Печорина.
![Аватар](http://ingvarr.net.ru/.s/a/28/844759062.jpg)
Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими поступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.
Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чувства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.
Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение некой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.
А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина последовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.
Читайте также: