Почему история печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Почему в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” со­бытия изображены не в хронологической последовательности?

Произведение М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (1841) – социально-психологический роман.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой – Печорин воплощает в себе обобщенные черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности

Печорин – офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений.

Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Почему же в романе “Герой нашего времени” события изо­бражены не в хронологической последовательности?

Прежде всего потому, что этот метод создает ощущение не­кой тайны, недосказанности

в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

В главе “Бэла” читатель знакомится с образом Печорина через рассказ о нем Максима Максимыча и убеждается в том, насколько этот молодой человек решителен, дерзок и непред­сказуем в поступках. Но это лишь косвенные представления о герое, которым суждено пополниться в дальнейшем содер­жании романа. В главе “Максим Максимыч” читатель видит Печорина вживую и составляет свое мнение о нем.

Внешность главного героя свидетельствует и о романтических наклон­ностях его характера, и о его волевых качествах. Но при этом холодность и равнодушие “странствующего офицера”, про­явленные им к человечному и мудрому Максиму Максимычу, неприятно удивляют читателя.

В главах “Тамань” и “Княжна Мэри” Печорин изображен через записи в собственном дневнике очень полно, подробно и многосторонне. Его дневник – это рассказ героя о самом себе, исповедь, в которой объясняются мотивы его поступков и дается им оценка.

Мы узнаем о том, что в центре жизненных интересов ге­роя – его собственная личность, его “эго”. Остальные герои романа – это “другие”, которые по воле случая оказываются на его жизненном пути.

Печорин признается себе, что в нем два человека: один совер­шает поступки, другой беспристрастно оценивает их. Он при­носит много страданий другим людям; по его вине гибнут Бэла и Грушницкий. Однако Печорин склонен думать, что объективно в несчастиях этих “других” он не виноват.

Но в его подсознании таится мысль о том, что нет – виноват!

По этой причине он “засмеялся” после похорон Бэлы, и у Максима Максимыча “мороз пробежал по телу”. У Печорина хватает ума и сострадания, чтобы сказать искренние слова оби­женному им Максиму Максимычу при расставании. Понимая, насколько виноват, он готов броситься к ногам княжны Мэри, чье сердце разбито, и плачет на дороге в Пятигорск около пав­шего коня.

Сердце главного героя жаждет небывалого отклика на его чувства. Сам он безуспешно стремится соответствовать “предна­значению высокому” и плодотворно тратить “силы необъятные”, которые, он уверен, даны ему от природы. Но цели его остаются неисполненными; великое поприще, на котором он мог бы со­стояться как выдающаяся личность, им не найдено.

Поэтому критик Белинский назвал его “страдающим эгоистом”.

И, наконец, завершает характеристику Печорина глава “Фаталист”, где на серьезном философском уровне решается вопрос о неизбежных, предопределенных свыше поворотах в судьбе человека. Так, глубоко продуманной автором с идейно­художественных позиций предстает перед нами история жизни Печорина, “героя” русской действительности 1830-1840-х гг.

Таким образом, “странная” композиция не разрушила худо­жественный замысел автора романа, и главный герой предстает перед читателем как характер целостный и самобытный.

Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов?

С5 Почему история Печорина дана в виде хронологически разрозненных эпизодов жизни героя?

Своеобразие романа "Герой нашего времени"заключается в его необычной композиции.Роман состоит из пяти самостоятельных повестей , которые расположены не в хронологическом порядке по особому замыслу автора - его целью было составить определённое впечатление у читателя о главном герое-Григории Печорине. Нарушение хронологии вызвано также необходимостью показать Печорина с разных сторон:таким,каким его видят люди и таким,каким он сам ощущает себя.
Последовательность повестей сбивается с самого начала: читателю становится известно о смерти главного героя. В начале автор показывает Григория Печорина глазами другого человека - Максима Максимыча . Этот взгляд на героя субъективен,не очень проницателен и полон вопросов ,остающихся без ответа.Из рассказа Максима Максимыча Печорин предстает перед читателем загадочным человеком,поступки которого не поддаются толкованию:"Ведь есть ,право,эдакие люди, у которых на роду написано,что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи".Так в романе возникает тайна характера Печорина и таким образом автор не только вызывает огромных интерес у читателя,но и желание понять его ,раскрыть его тайну.
За повестью "Бэла ",рассказанной от лица Максима Максимыча идёт повесть "Максим Максимыч ". Повествование ведётся

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 3 К1 Глубина понимания темы и убедительность аргументов
  • 1 из 2 К2 Уровень владения теоретико-литературными знаниями
  • 3 из 3 К3 Обоснованность привлечения текста произведения
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность изложения
  • 2 из 3 К5 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 10 из 14

1. Те­ма со­чи­не­ния рас­кры­та од­но­сто­ронне, без опо­ры на ав­тор­скую по­зи­цию. Свою за­да­чу ав­тор, вкла­ды­ва­ю­щий свои мыс­ли в уста по­вест­во­ва­те­ля, пуб­ли­ку­ю­ще­го днев­ник глав­но­го ге­роя, очень чет­ко сфор­му­ли­ро­вал в пре­ди­сло­вии к жур­на­лу Пе­чо­ри­на: по­ка­зать "ис­то­рию ду­ши че­ло­ве­че­ской". Вам сле­до­ва­ло от­ме­тить, что "Ге­рой на­ше­го вре­ме­ни" - это пси­хо­ло­ги­че­ский ро­ман, что для ав­то­ра важ­но не столь­ко по­ка­зать ге­роя с раз­ных сто­рон, сколь­ко рас­крыть тай­ну его внут­рен­ней жиз­ни, ис­то­рию его ду­ши, и по­это­му глав­ны­ми в ро­мане ста­но­вят­ся не со­бы­тия, по­сле­до­ва­тель­но со­вер­ша­ю­щи­е­ся в жиз­ни ге­роя, а от­дель­ные эпи­зо­ды, наи­бо­лее яр­ко рас­кры­ва­ю­щие про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер Пе­чо­ри­на, и раз­мыш­ле­ния по по­во­ду этих со­бы­тий, по по­во­ду ха­рак­те­ра ге­роя и при­чин его фор­ми­ро­ва­ния.
2. В текст со­чи­не­ния вклю­ча­ют­ся тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия, но они не ис­поль­зу­ют­ся для ана­ли­за про­из­ве­де­ния. Как уже бы­ло от­ме­че­но, при от­ве­те на пред­ло­жен­ный во­прос сле­до­ва­ло со­сре­до­то­чить вни­ма­ние на пси­хо­ло­ги­че­ских при­е­мах рас­кры­тия ха­рак­те­ра. Вы упо­ми­на­е­те при­ем "пси­хо­ло­ги­че­ский порт­рет", но тер­мин этот не ста­но­вит­ся опо­рой для ана­ли­за, да­же ци­та­та, при­ве­ден­ная в ка­че­стве при­ме­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го порт­ре­та, Ва­ми не ком­мен­ти­ру­ет­ся. Та­кие при­е­мы, как внут­рен­ние мо­но­ло­ги, са­мо­ана­лиз, ис­по­ведь, да­же не упо­мя­ну­ты, не опре­де­лен жанр - со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский ре­а­ли­сти­че­ский ро­ман.
3. Текст при­вле­ка­ет­ся раз­но­сто­ронне, но не все­гда обос­но­ван­но, при­во­ди­мые при­ме­ры ли­бо не ком­мен­ти­ру­ют­ся, ли­бо ком­мен­ти­ру­ют­ся по­верх­ност­но. Так, Вы упо­ми­на­е­те мыс­ли Пе­чо­ри­на о се­бе ("За­чем я жил? Для ка­кой це­ли я ро­дил­ся?"), но не ана­ли­зи­ру­е­те при­чин неспо­соб­но­сти ге­роя об­ре­сти цель в жиз­ни, хо­тя Лер­мон­тов как ав­тор ре­а­ли­сти­че­ско­го ро­ма­на пы­та­ет­ся эти при­чи­ны осмыс­лить; об­ра­ща­ясь к гла­ве "Фа­та­лист", Вы упо­ми­на­е­те о важ­ном для ав­то­ра впе­чат­ле­нии о ге­рое, со­вер­шив­шем сме­лый по­сту­пок, но не ком­мен­ти­ру­е­те, по­че­му для ав­то­ра это важ­но.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. В со­чи­не­нии до­пу­ще­но 3 ре­че­вые ошиб­ки.

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.

Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

Характеру Печорина свойственна статичностью, Лермонтовым варьируются жизненные ситуации, по которым он проводит своего героя с целью исследования новых граней мира, бурлящего внутри него.

Роман пронизан единством мысли. Композиции, построенной Лермонтовым, присуща символичность, обнажающая бесплодность поисков героя и отсутствие способности к смене собственных представлений о жизненных приоритетах.

Аватар

Автор нарушает хронологию событий с целью раскрыть сложный, неоднозначный внутренний мир "героя своего времени", выявить в главном герое суть его характера, не зависящую от времени.

Лермонтов представляет Печорина читателям с разных точек зрения, авторское вступление, затем Максим Максимыч раскрывает характер главного героя и только потом сам Печорин рассказывает о себе. Постепенно автор раскрывает душу героя, рисуя глубокий и всесторонний образ Печорина, логически подводя к итогу, философским рассуждениям Печорина в последней главе "Фаталист".

Действительно, если проследить сюжетный и фабульный порядок, различие становится заметным: согласно сюжету, читатель уже в предисловии узнает о смерти Печорина, фабула же логично и поэтапно ведет к гибели главного героя.

Такой структурный подход обусловлен несколькими причинами. Во-первых, по замыслу автора, линия повествования постепенно приближает читателя к более глубокому пониманию личности Печорина. Повествование, таким образом, ведется тремя рассказчиками. Сначала за Печориным наблюдает Максим Максимыч. Он фиксирует его поступки, однако мотивировок им не дает. Это и неудивительно: глубинного понимания между героями нет, они выходцы из разных слоев, разделенные, к тому же, военной субординацией (Печорин выше чином). Таким образом, Максим Максимыч, будучи к Печорину близким лишь в силу жизненных обстоятельств, может поведать читателю о нем очень немного.

Наконец, нарушение хронологии — вернейший способ показать эволюцию Печорина как сложного романного героя. Противоречивость Печорина подана не аксиоматически, как бы это было возможно при линейном повествовании. Соединяя кусочки мозаики жизни Печорина, путешествуя от одного полюса его личности (демонстративная сила и культивация воли) к другому (тайная слабость), читатель самостоятельно для себя эту противоречивость приоткрывает и исследует.

М. Ю. Лермонтов нарушает хронологическую последовательность, чтобы полнее раскрыть характер Печорина. В повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" он показывает противоречивые поступки героя, непонятные окружающим. Затем проясняются мотивы поступков. Кроме того, в первых четырех повестях показано воздействие среды на формирование Печорина. В "Фаталисте" ставится проблема противодействия человека судьбе. Хронологически повести должны были бы располагаться таким образом: "Тамань", "Княжна Мери", "Фаталист", "Бэла", "Максим Максимыч", предисловие к журналу Печорина.

Аватар

Главный герой произведения Григорий Александрович Печорин, с одной стороны, конкретный человек с яркими по­ступками, сильными чувствами. С другой — Печорин воплощает в себе обобщённые черты молодого поколения 1830-1840-х годов, трагедия которого состояла в недостаточной социальной активности и малой востребованности в обществе.

Печорин — офицер, аристократ, он один из тех, кого принято считать баловнем судьбы. Жизнь его крайне беспокойная. Она исполнена отчаянных поисков чего-то необычного, особенного, выходящего за рамки привычных впечатлений. Сильные чув­ства его сродни страстям, но в том-то и дело, что его холодная рассудочность, склонность к анализу происходящего вокруг уравновешивают пылкость его натуры.

Прежде всего потому, что этот метод создаёт ощущение не­кой тайны, недосказанности в характеристике самого героя, что по духу сближает роман с байроническим направлением в литературе. Кроме того, читатель безразличен к хронологии описываемых событий. Ему интересна сама жизнь Печорина, интрига и замысловатость коллизий и тех ситуаций, которые возникают то здесь, то там на его жизненном пути.

А с точки зрения главной художественной идеи именно так, с нарушением хронологии событий, роман выстроен по одной важной причине. Читатель прослеживает жизнь Печорина по­следовательно, от простого к сложному, узнавая личность этого человека, постигая незаурядность его натуры.

Читайте также: