Почему интересно узнавать историю происхождения слов сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Каждое слово имеет свою историю. Только на первый взгляд кажется, что все слова принадлежат лишь данному языку. На самом деле состав языка достаточно сложен: в нем присутствуют заимствования, устаревшие слова, архаизмы.

Изучением их происхождения занимается особая наука – этимология. Ее название происходит от греческих слов – etymon (значение) и logos (учение, наука). Она возникла еще в Древней Греции. Правда, до XVIII века преобладали преимущественно наивные объяснения происхождения слов, часто по какому-то внешнему подобию. Понятно, что сравнение по случайным признакам редко давало правильное объяснение.

Современная этимология основывается на законах развития языка и на сопоставлении близких по значению слов из различных языков. Знание законов, по которым образуются слова, позволяет этимологам реконструировать ряды слов, образованных от общего корня. Включение в такой ряд слова с непонятным происхождением помогает установить тот источник, от которого оно было образовано.

Знание происхождения слова помогает не только понять его значение, но и правильно употреблять его в языке, грамотно склонять или спрягать, сочетать в предложении с другими частями речи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Почему важно говорить грамотно?

Почему важно говорить грамотно? Под культурой речи подразумевают знание и применение всех правил языкового поведения в различных ситуациях, которые включают в себя речевые формулы приветствия, прощания и знакомства, вопросы, благодарности, просьбы, поздравления, формы

Как важно быть серьезным

Как важно быть серьезным Немцы относятся к жизни с невероятной серьезностью (Ernsthaft). За пределами Берлина даже юмор не воспринимается как что-то смешное, и если вам придет в голову пошутить, то сначала получите на это письменное разрешение.Немцы весьма неодобрительно

Как объяснить, почему это важно

Как объяснить, почему это важно Бейсбол – национальная страсть. Бернини был лучшим скульптором эпохи барокко. Любой текст должен содержать в себе диалог. И что? Кому это нужно? Почему все это имеет значение?Сколько раз у вас были причины задавать такие вопросы? Вне

А как быть с читателями, которые и так понимают, почему это важно?

Почему это важно

Почему это важно Хотя отдельные исследования могут быть очень узкими, в целом наука ищет ответы на общие вопросы и разрабатывает полезные технологии. Поэтому, вступая в научный диалог, вы обязательно должны сказать, какое значение имеют ваша работа и ваши аргументы. В

Что представляет собой постоянная Хаббла и почему ее так важно знать?

Что представляет собой постоянная Хаббла и почему ее так важно знать? Закон, открытый Эдвином Хабблом в 1929 году и названный его именем, отражает эмпирическое соотношение между скоростью удаления внегалактических объектов (далекие галактики, квазары и т. д.) и расстоянием

Что для вас сейчас важно

Что для вас сейчас важно Изменения, пришедшие в вашу жизнь, коснутся и привычного распорядка дня. Они прежде всего связаны с необходимостью перераспределить силы и иначе расставить приоритеты. Во время беременности вам нельзя переутомляться, нужно больше отдыхать и

Еще несколько слов о входящем маркетинге: база, которую нужно знать

Еще несколько слов о входящем маркетинге: база, которую нужно знать • Создание контента + распространение. Главное, создать целевой контент, который отвечает на основные вопросы и потребности потенциальных клиентов, а затем поделиться им далеко и широко.• Lifecycle marketing.

Что и почему надо знать о ГБ

Что и почему надо знать о ГБ Читатель может выразить недоумение: зачем подробно описывать болезнь, ее симптомы, признаки, стадии? Ведь это дело профессиональных медиков – ставить диагноз и лечить. Постараюсь объяснить, зачем нужны читателю-неспециалисту эти

Не важно, как проголосовали, важно, как подсчитали

Не важно, как проголосовали, важно, как подсчитали Считается, что эти слова произнес И. В. Сталин (1878—1953) в 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) по поводу процедуры выборов Генерального секретаря ВКП(б), на которых он и победил.Цитируется иронически по поводу явно нечестных

Почему важно знать, как работают банки

Почему важно знать, как работают банки В современном мире банковские системы представляют собой сложнейшие информационные системы, знание принципов функционирования которых должно входить в минимум знаний современного образованного человека. К сожалению, этих знаний

Крайне важно.

Крайне важно. Надо еще коснуться важнейшей особенности нашей психики. Увы, наша память отбирает для запоминания не умное, а почему-то эмоциональное.Во времена Гомера были певцы поумнее, во времена Шекспира драматурги умели сочинять вообще мудрые и нравоучительные

К.Г.Паустовский- один из удивительных мастеров художественного слова, который воспитывает в нас трепетное отношение к природе ,умение видеть прекрасное в окружающем мире в данном тексте выступает в неожиданной для меня роли лингвиста, рассуждающего об обогащении современного русского литературного языка местными словами(диалектами).

Сочинение на тему "Почему интересно узнавать историю происхождения слов ":

Я очень люблю узнавать происхождение слов. Мне кажется, что этимология тесно связана с историей. Именно родословная слова как нельзя лучше расскажет о нашем народе, его внешнеполитических связях, пристрастиях и быте. Узнавая историю слова, человек часто удивляется и поражается сообразительности наших предков.

Узнавать о происхождении слова нам помогает этимологический словарь. Например, жениха называли именно этим словом, потому что он приводил в дом женщину. Невеста - это "неизвестная" (та, что не ведает). Таким образом, очень любопытно знать, почему мы говорим так, а не иначе. К тому же, этимология помогает нам научиться понимать слова, и в последствии правильно их склонять, изменять и образовывать новые слова с таким же корнем.

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока по истории в 6 классе "Борьба народов нашей страны с западными завоевателями в XIII в."

подробный конспект урока по истории России в 6 классе.


Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об .


Тесты. История России. 6 класс . Тема "Народы и государства на территории нашей страны в 13-14 вв."

Материал содержит тестовые задания к 11-ти урокам, включая обобщение темы. Предлагаются задания разного уровня сложности. ключи к ним.


Методическая разработка. Подготовка к ЕГЭ. Часть С. Сочинение по тексту А.Чехова "Моя она"

Выстроена структура сочинения по тексту: проблема, комментарий, позиция автора, собственная позиция, аргументы, вывод.

Ладонь

У наших предков слово ладонь звучало когда-то совсем по-другому: долонь. И значение у слова было такое: обращенная к долу (то есть вниз, к земле) сторона руки. Со временем в слове долонь произошла перестановка звуков, и оно стало звучать иначе: лодонь. А затем (под влиянием господствующего в литературном языке аканья) безударная гласная о в слове перешла в а: ладонь. Так получилось современное написание и произношение этого знакомого всем нам слова. Однако родственные слова до сих пор живут в языке в своём первоначальном виде: долина (низина), подол (низ одежды), Подольск (город в низине реки).

Зонтик

Всем знакомо и понятно это слово — казалось бы, оно самое что ни на есть обыкновенное. Но и у него есть интересная история. Прибыло оно к нам из Голландии, совершив путешествие через 2 моря, вместе с самим зонтиком, который по-голландски называется “зоннедек”, что значит “покрышка” или “закрытие от солнца”. Но слово “зоннедек” оказалось крайне неудобно и непривычно для нашего произношения. Поэтому его начали переделывать на русский лад: стали произносить по образцу уже существующих в языке слов бантик, кантик. Так из зоннедек получился зонтик. Получившееся слово даже стало вести свою самостоятельную жизнь. Когда хотят сказать о зонтике большого размера, то его изменяют опять же по образцу: бантик — бант, кантик — кант, зонтик — зонт. В итоге получилось слово зонт, как видите, ещё меньше похожее на заимствованное у голландцев зоннедек.

Карусель

Конечно, вы не раз катались на деревянных лошадках или в лодочках каруселей, но, наверное, не задумывались, почему, кроме обычных сидений, на карусели есть деревянные лошадки и лодочки? А лодочки и лошадки попали на карусель совсем не случайно. Несколько столетий назад, в пору Средневековья, существовали пышные рыцарские праздники — турниры. Вооружённые рыцари, закованные в железо, верхом на могучих конях вступали в единоборство друг с другом. Часто такие рыцарские поединки заканчивались смертью, но в этом не видели ничего особенного, и даже не считали такой исход преступлением. Французский король Генрих II однажды тоже решил принять участие в рыцарском турнире и посостязаться со знаменитым рыцарем Монгомери в силе и ловкости. Турнир этот состоялся в 1559 году, и на нём король Генрих II был смертельно ранен. С тех пор рыцарские турниры были запрещены. Вместо них стали устраивать торжественные скачки по кругу. Такие скачки назвали “карусель” (от итальянских слов карола — хоровод и селла — седло), что буквально означает “хоровод в седле”. Самые блестящие карусели устраивали в Париже во времена царствования короля Людовика XIV. Перед королевским дворцом Тюильри проезжали пышно разодетые всадники со своими роскошными дамами. Они делились на партии, съезжались и разъезжались, образуя красивые фигуры. Во времена французской революции 1789 года были изобретены более доступные для простого народа карусели — вертящиеся сооружения с лошадками и лодочками. В таком виде карусель сохранилась до наших дней.

Субботник

Во времена царской России субботником считался вовсе не праздник чистоты и порядка, как сегодня.

Хотя кое-какое отношение к порядку это понятие имело. В гимназиях XIX века по субботам ученикам устраивали Из истории культуры и письменности коллективные порки. Заядлые прогульщики и беспросветные двоечники были постоянными гостями субботников, так как пороли, в первую очередь, за плохую успеваемость и неподобающее поведение.

Теперь понятно, откуда у нас такое подсознательное нежелание посещать субботники.

Тянуть канитель

Когда мы что-то очень медленно делаем, про нас говорят: “Тянет канитель”. Выражение это пришло из недалёкого прошлого, когда на Руси в рукоделии применялась для вышивания металлическая нить. Мастерам стоило большого труда вытягивать такую нить из раскалённой проволоки. Эта нить и называлась “канитель”. Вышивать ею тоже было очень трудной, медленной и кропотливой работой. Тогда же и родилось выражение тянуть канитель. Теперь уже никто и не знает, как выглядела канитель, и не вышивают рукодельницы таким способом давно, а выражение в языке сохранилось.

Прописать ижицу

Ижица — старинное название последней буквы древне-славянской азбуки. Как же связана эта буква с угрозой наказания? Ведь прописать ижицу — значит “проучить, наказать”, а также “сделать внушение кому-нибудь”. Возникло такое выражение в старой школярской среде, в бурсацком обиходе. А дело всё в том, что в древнесла-вянской азбуке были 3 очень коварные буквы: фита, ять и ижица — они стали символами трудности письма. Писались эти буквы в нескольких словах (или в нескольких десятках слов), которые надо было запомнить, заучить, зазубрить. “От фиты подвело животы”, — говорили в старину ученики, овладевающие премудростями грамоты. Фитой назвали в ту пору школьного грамотея, заумника, неимоверными усилиями овладевшего сложными навыками. А о лодырях говорили так: “Фита да ижица — к ленивому плеть ближится”. Прописать ижицу буквально значило “выпороть розгами за невыученное”. Любопытно, что и по своему внешнему изображению ижица напоминала перевёрнутый кнут или пучок розог. Отсюда, по всей вероятности, и возникло шутливо-ироническое прописать ижицу. Со временем это выражение вышло за пределы школярского жаргона и приобрело более общее значение: “жестоко наказать кого-нибудь, проучить”. Теперь оно обычно употребляется как выражение угрозы и является синонимом к фразеологизмам: показать, где раки зимуют; показать кузькину мать.

В ногах правды нет

“Садись, ведь в ногах правды нет”, — так издавна говорят в русском народе. Существуют разные версии происхождения этого выражения. Знаток народного языка и толкователь русских крылатых выражений, С. Максимов связывает словосочетание правда в ногах со средневековым судебным русским обычаем, который назывался правёж. Правёж — даже не суд, а скорее расправа с должником, при которой того били по босым ступням и пяткам или же заставляли стоять на снегу без сапог и лаптей. В то время и появились такие поговорки, как искать правду в ногах; душа согрешила, а ноги виноваты; дай срок, не сбей с ног и некоторые другие. Со временем правёж ушёл в прошлое, но память о нём осталась в народной речи, в её живом употреблении, а выражение в ногах правды нет даже стало шутливым. Действительно, в старину человек, который пришёл в дом и стоял, переминаясь с ноги на ногу, не знал, с чего начать, напоминал должника на правеже. Вот тогда и приходила на выручку шутливая поговорка, которая приглашала гостя присесть и начать неторопливую беседу: садись, в ногах правды нет, то есть “нечего церемониться, сядем рядком да поговорим ладком”. Многие привычные для нас выражения на самом деле связаны с древними и давно забытыми обычаями, поверьями и обрядами.

Язык, речь и их связующее звено

Как уже было сказано, слово — компонент языка и речи. Одновременно с этим оно является и их связующим звеном. Известно, что язык может развиваться вне зависимости от человека, в то время как речь — индивидуальное его свойство. Через нее может проявляться своеобразие психики отдельной личности, помимо того что при помощи нее будет передаваться информация, производиться контроль и регулирование общения с окружающими.

Роль слова в жизни людей существенно зависит от того, кто и в каком значении его использует. Вот почему при рассмотрении его влияния важно учесть все стороны данного явления.

Корова и каравай

В глубокой древности слово для людей было не просто обозначением предметов и понятий — оно было символом. Люди были уверены, что слово обладает магической силой, что им можно и зло предотвратить, и удачу призвать. Хотите узнать, почему, например, мясо коровы мы не называем словом Коровина? И откуда вообще взялось слово говядина? И что общего у слова говядина со словом каравай? В языке древних индоевропейцев для обозначения любого скота было одно слово — говядо. А слово корова имело смысл “рогатая говядо”. И коров в те давние времена выращивали люди вовсе не для получения мяса и молока, а для жертвоприношений своим богам. И только когда люди стали употреблять в пищу коровье молоко, они заменили в ритуалах жертвоприношений реальное животное на выпеченную из теста рогатую фигуру — коровай. Считалось, что такая жертва должна принести счастье и благополучие, поэтому приговаривали так: Как на наши именины Испекли мы каравай! Вот такой высоты! Вот такой высоты! Каравай, каравай, Кого хочешь выбирай! Теперь трудно и поверить, что слова корова и каравай вообще как-то связаны друг с другом. А на самом деле так от слова корова образовалось слово каравай.

Девушка

Получается, что у предков славян девушками считались только женщины, не просто достигшие детородного возраста, но уже родившие и кормящие своих чад. А вот в современном понимании наличие детей статус девушки исключает.

Рукавицы, перчатки, варежки

Предполагают, что из всех перечисленных слов самым древним является рукавицы. На древность этого слова указывает его распространение во всех или почти во всех славянских языках — в польском, словацком, чешском, болгарском и сербохорватском. Слово рукавица составлено из 2 корней: первый корень определить легко — это рука, второй — известен у нас в глаголе вить. Получается, рукавица — значит “обвивающая руку”. Интересно, что во многих славянских языках существует слово ногавица — название для специальной одежды на ногу, то есть “обвивающая ногу”. В словацком языке ногавицы — это “брюки, штаны”, поляки и чехи называют ногавицами “штанины”, в словенском языке ногавицы — это “чулки или носки”. И в памятниках древнерусской письменности часто встречаются оба слова — ногавицы и рукавицы. А вот со словом перчатки история другая. Сначала в языке использовалось словосочетание перстяные или перста-тые рукавицы (такое название можно найти в Смоленской грамоте 1229 года). Со временем словосочетание заменилось одним словом перчатки, но везде хорошо просматривается старый корень перст, то есть “палец”. Перчатки — это рукавицы с перстами (с пальцами). А вот по поводу происхождения слова варежки существует даже не одна версия. Например, М. Фасмер считал, что слово варежки и известное в русских говорах слово вареги образовались из сочетания варяжские рукавицы. Другая версия (закреплённая в Этимологическом словаре русского языка под редакцией Н. Шанского) рассказывает о том, что слова вареги и варежки производятся от древнерусских глаголов варити и варовати, употреблявшихся в значении “охранять, защищать”. Но существует также и ещё более простое объяснение происхождения этих слов. Если обратиться к широкому кругу названий рукавиц, известных в областных русских говорах, то среди этих названий, оказывается, есть много слов, связанных с процессами обработки шерсти и изготовления рукавиц. Вот эти названия: вязанки, плетёнки, валеги (валеные рукавицы), катанки (катаные рукавицы). Сюда же относятся и вареги, варежки, образованные по названию процесса — варить (то есть кипятить). Дело в том, что готовые вязаные изделия из шерсти заваривали в кипятке, чтобы они стали более прочными и тёплыми. Получается, что варежки — это “варёные рукавицы”. В словаре Даля приведена такая поговорка: “Нужда рукавицу с варьгой сроднила”. Что она означает? Оказывается, в русском языке были широко распространены когда-то специальные названия для верхних рукавиц и для нижних. Конечно, чаще всего такие названия встречаются на Севере, на Урале и в Сибири — там, где нередко носят 2 пары рукавиц сразу. Существуют такие местные названия: вёрх-ницы, верхоньки, исподки. А в некоторых местностях рукавицами называют верхние кожаные или суконные рукавицы, а варьгами, варежками — нижние, вязаные. Отсюда, видимо, и выражение, записанное Далем.

Еще в древние времена люди прекрасно понимали силу и значение слов в жизни человека.

С древнейших времен люди старались говорить, используя определенные правила, коротко и ясно. На глиняных табличках шумеров еще в IV-II тысячелетиях до нашей эры найдены наставления о том, как вести себя в разговоре. В те далекие времена люди понимали, что нельзя говорить в раздраженном состоянии, ибо потом придется раскаиваться.

На древнем Востоке считалось наибольшим оскорблением уйти, не дослушав человека до конца.

Грубые словесные оскорбления, усиленные обидами и душевными переживаниями, могут вызвать серьезные заболевания. Злые слова несут отрицательную энергетику, нанося ущерб человеческой психике.

В противовес им добрые, сердечные слова и пожелания помнятся годами, привносят гармонию и спокойствие в человеческую душу. Но, к великому сожалению, в современной жизни мы часто забываем или не хотим говорить ласковые и нежные слова. Как было бы здорово, если бы люди не стыдились и не забывали благодарить друг друга, говорить красивые комплименты.

Нам Богом дан великий дар – язык, с помощью которого мы общаемся и передаем информацию. Нельзя забывать о великой ответственности в обращении с ним.

Посмотрите эти сочинения

Красный

В известной поговорке не красна изба углами, а красна пирогами прилагательное красный значит “хороший, приятный”. А такие устаревшие выражения, как красная птица, красный зверь означают “лучшая птица” или “лучший зверь”, то есть “самые хорошие и дорогие, предпочитаемые охотниками птица или зверь”. Даль в своём словаре писал так: “Красная дичь, высокая, все виды бекасов, также козуля, лебедь, глухарь и прочие; красный зверь — это медведь, волк, лиса, рысь и прочие”. В современном русском языке сохранилось много свидетельств о древнем значении слова красный. Прежде всего это, конечно, постоянный эпитет в народнопоэтической речи: красна девица, песни слова красные. Красный здесь означает “красивый, прекрасный, приятный”. В стихотворении Н. Некрасова “Крестьянские дети” есть строки, в которых слово красный употребляется в этом значении: Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. В старинных названиях красные ворота, красный угол прилагательное красный означает “разукрашенный” и “почётный, парадный”. То же самое значение заключено и в собственных названиях Красное село и Красная площадь. Значения “лучший, приятный”, “красивый, украшенный” были самыми первыми значениями прилагательного красный. Для обозначения цвета применялось совсем другое слово — червонный. Так было и в древнерусском языке, и в украинском, и в белорусском. И только с XVIII века в словарях русского языка появилось новое, цветовое значение прилагательного красный. Оно стало его основным значением. Древнее, первичное значение, сохраняется только в устойчивых выражениях и оборотах. В XIX веке у прилагательного красный появилось ещё одно значение — “революционный”. В названии Красное знамя оно распространилось в европейских языках во время революции 1848 года. Вскоре в этом значении слово прочно укрепилось и в русском языке. Сейчас, в современном русском языке, прилагательное красный — не только очень выразительное, но и многозначное слово.

Небеса

Этому слову филологи дают Этимологический словарь Шанского Н. М., этимология слова небо довольно логичное объяснение.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ СЛОВ – УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ


Автор работы награжден дипломом победителя II степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

Михаил Александрович Шолохов

1. ВВЕДЕНИЕ.

Русский писатель Куприн Александр Иванович говорил: Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.

С самого рождения мы учимся говорить, позднее учимся писать. И это происходит на протяжении всей нашей жизни. Грамотность имеет большое значение для человека. Грамотность – это владение навыками устной и письменной речи. Неграмотный человек не может точно выразить свои мысли ни в устной, ни в письменной формах. Он плохо владеет своим языком. Что не способствует его развитию в целом и развитию общества. В наше время человеку необходимо всесторонне развиваться, владеть различными навыками, чтобы не отставать от тех требований, которые диктует нам современный мир.

Предмет русского языка является одним из основных в школах России. Одно из главных мест в обучении русского языка занимает орфографическая работа. В контрольных работах, диктантах, сочинениях мы постоянно сталкиваемся с правописанием слов русского языка. Существует большая группа слов, написание которых не подчиняется правилам русского языка. Это группа словарных слов, которые необходимо запомнить. Однако с помощью этимологического анализа можно легче усвоить написание слов с непроверяемыми гласными.

Таким образом, развитие орфографического навыка, развитие устной и письменной речи, умение правильно и красиво излагать свои мысли актуально всегда.

2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ГИПОТЕЗЫ.

Цель: Изучить историю происхождения отдельных слов с непроверяемым написанием и экспериментально доказать эффективность использования этимологического анализа слов для повышения грамотности.

Задачи:

Изучить материал по теме исследования.

Научиться самостоятельно пользоваться словарями.

Расширить знания по правописанию словарных слов на основе этимологического анализа.

Экспериментально определить эффективность этимологического анализа.

Составить этимологический словарь для учеников начальной школы по выбранным категориям.

На основе исследования создать творческий проект: Лэпбук.

Гипотеза:

Предположим, что использование этимологического анализа словарных слов на уроках русского языка способствует улучшению грамотности учеников в начальной школе и повышает интерес к его изучению.

3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

3.1 Что такое словарь и для чего он нужен?

Словарь - это книга, информация в которой упорядочена с помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.

словарь - книга, содержащая собрание слов, расположенных по определённому принципу, и дающая сведения об их значениях, употреблении, происхождении, переводе на другой язык и т.п. (лингвистические словари) или информацию о понятиях и предметах, ими обозначаемых, о деятелях в каких-либо областях науки, культуры и др. (энциклопедические). С развитием компьютерной техники всё большее распространение получают электронные словари и онлайн-словари.

Первым русским словарём принято считать Азбуковник, помещённый в списке Кормчей книги 1282 года и содержащий 174 слова.

Все словари можно разделить на две большие группы: энциклопедические и лингвистические (филологические).

Энциклопедические повествуют о предметах и явлениях действительности, рассказывают о различных событиях. В данных словарях имеются сведения из разных научных областей.

Лингвистические словари освещают выбранный язык во всех его направлениях. В лингвистических словарях описывается не предмет или понятие, обозначаемое словом, а само слово как единица языка, его языковые и речевые характеристики: даётся его грамматическая характеристика, приводится лексическое значение, и т.п. Лингвистические словари по целям и способам описания бывают нескольких типов.

В фразеологическом словаре собраны и систематизированы фразеологизмы русского языка с объяснением их значения, а иногда и с указанием происхождения. Каждый фразеологизм обычно иллюстрируется примером из литературы.

Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов и словари новых слов. Названия данных словарей говорят сами за себя. Каждая из этих книг старается наиболее полно отразить богатство русского языка определённым лингвистическим материалом и отражает наличие в языке слов определённого типа.

Чтобы узнать происхождение слова нам необходимо обратиться к историческому или этимологическому словарю. Он откроет нам все тайны и загадки слова. А если мы хотим уточнить написание, нам поможет орфографический словарь. Правильно произносить слова и ставить в них ударения нас научит орфоэпический словарь. Словообразовательный словарь расскажет о способах образования слов и их морфемной структуре.

Кроме того, в современном мире с развитием компьютерных технологий появилась новая отрасль – электронная лексикография, занимающаяся созданием электронных словарей. Пользоваться такими словарями можно с помощью компьютера, загружая его с диска как обычное программное приложение.

Словарей на свете тысячи, и в любом из них рассказывается о словах. Словарями чаще всего пользуются учителя и ученики, чтобы узнать значение слова, написать то или иное слово правильно.

Словарь - незаменимый помощник, который подскажет ответ на любой вопрос. Если мы не знаем значения определённого слова, или у нас возникают сложности с его написанием, то мы сразу же обращаемся к словарю. Главное знать, к какому словарю обратиться.

3.2 Понятие этимологии. Этимологический анализ слова.

Употребляя в повседневной речи то или иное слово, мы и не задумываемся о том, откуда оно пришло и что в исконном языке означало. Между тем обращение к словарям, в частности, к этимологическому расширяет наш кругозор не только в области лингвистики, но и в сфере истории, географии, литературы, культуры иных народов и времен.

Целью этимологического анализа слова является определение того, когда, в каком языке, по какой словообразовательной модели, в какой форме и с каким значением возникло слово, а также какие исторические изменения привели его к настоящей форме и значению. Необходимость этимологического анализа слова определяется тем, какой была его реальная история в данном языке. Так, при проведении этимологического анализа заимствованного слова определяется источник заимствования.

Объектом этимологииявляются в основном слова с непроверяемым написанием, которые необходимо механически запоминать, что не всегда является эффективным и интересным.

4. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ.

4.1 Эксперимент.

Для подтверждения или опровержения нашей гипотезы, мы решили провести эксперимент. Экспериментальная работа была проведена среди учеников нашего четвёртого класса.

Цель эксперимента - выявление уровня орфографической грамотности детей в словах с непроверяемым написанием.

Для определения уровня грамотности был проведён словарный диктант. В словарный диктант вошли 12 словарных слов необходимых для обязательного запоминания учениками в 4 классе. Эти слова были разделены на 4 группы:

I группа – слова с непроверяемыми безударными гласными: адрес, багаж, календарь.

II группа – слова с непроизносимыми согласными: здравствуй, праздник, чувство.

III группа – слова с удвоенными согласными: аккуратный, аллея,пассажир.

IV группа – сложные слова: автомобиль, библиотека, телефон.

В эксперименте приняли участие 30 человек. Количество учеников было разделено на две группы. Первой группе для запоминания домой были выданы карточки со словарными словами без этимологического разбора. Второй группе были выданы карточки для изучения и запоминания с такими же словами, но с этимологическим разбором. На следующий день был проведен словарный диктант.

В результате исследования мы определили, что в первой группе общее количество ошибок составило 30. 10 человек написали диктант с ошибками и 5 человек – без ошибок.

В второй группе общее количество ошибок составило 13. 6 человек написали диктант с ошибками и 9 человек – без ошибок.

Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2, а также на диаграмме.

Наибольшее количество ошибок было допущено в словах аккуратный, аллея, пассажир, автомобиль, здравствуй.

Читайте также: