Почему демон низвергнут а тамара спасена сочинение

Обновлено: 01.07.2024

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

История создания

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

Сочинение на тему замысел и творческая история поэмы демон

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

В нем чувство вдруг заговорило, Родным когда-то языком., То был ли признак возрожденья

Кажется, герой нашёл путь к возрождению, к возвращению в царство света. Однако далее мы наблюдаем события, которые происходят с женихом Тамары. Спеша к невесте, он забывает помолиться у часовни и, как следствие, становится добычей злых сил. Жених погибает – Тамара свободна. Закрадывается сомнение: а так ли уж чиста и бескорыстна любовь Демона? Не он ли, злой дух, преградил путь избраннику княжны? Демон спешит утешить Тамару. Он нашёптывает ей слова утешения:

«Не плачь, дитя! не плачь напрасно!

Проблематика

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, проникнутое призывом к свободе и счастью, сыграло огромную роль в развитии русской и мировой литературы. Проблематика произведений М.Ю. Лермонтова весьма разнообразна.[2, с. 3] Одна из наиболее волнующих поэта проблем – демонизм. Философы 19 века писали о диалектике зла, опасаясь его воцарения в душах людей. Тема бесов, демонизма, мёртвых душ была отнюдь не случайной в то время. Идея сверхчеловека витала в воздухе. Один из идеалов мятежного, беспокойного века – сильная личность, способная подчинить разум и волю людей. М.Ю. Лермонтов серьёзно разрабатывал проблему демонизма, осознавая в себе самом его признаки. В шестнадцать лет поэт напишет:

12 стр., 5671 слов

Критика о поэме “демон” лермонтова: отзывы современников и критиков

Убийство Тамары

И вот Тамара в монастыре. Однако девушке легче не стало. Она осознает, что влюбилась в искусителя. Тамара хочет молиться святым, но вместо этого она преклоняется пред лукавым. Демон осознает, что девушку убьет физическая близость с ним. Он решает в какой-то момент отказаться от своего коварного замысла. Однако Демон уже над собой не властен. Он проникает ночью в своем прекрасном крылатом облике в её келью.


Тамара не узнает в нем юношу, который являлся ей во снах. Она боится, но Демон открывает княжне душу, говорит девушке страстные речи, столь похожие на слова обычного мужчины, когда в нем кипит огонь желаний. Тамара просит Демона поклясться, что тот её не обманывает. И он делает это. Что ему стоит?! В страстном поцелуе сливаются их уста. Проходя мимо дверей кельи, сторож слышит странные звуки, а потом слабый предсмертный крик, который издает княжна.

Финал поэмы

Гудалу рассказали о смерти дочери. Он собирается её похоронить на семейном высокогорном кладбище, где воздвигли небольшой холм его предки. Девушку наряжают. Облик её прекрасен. Печали смерти нет на нем. На устах Тамары как будто застыла улыбка. Все правильно сделал мудрый Гудал. Давно с лица земли смыло его самого, его двор и усадьбу. А кладбище и храм остались невредимы. Могилу возлюбленной Демона природа сделала недоступной для человека и времени.

Почему, с какой целью Михаил Юрьевич обратился к образу демона? Жизнь столкнула его с жестокой реальностью еще в раннем детстве. Смерть матери, потеря отца, недопонимание сверстников и строгая бабушка, которая взяла на себя его воспитание. Все это нашло отражение в творчестве поэта. Одиночество и необъяснимая тоска звучат сквозь все его творения, постепенно оформляясь в некое подобие внутреннего демона, противостоящего всему миру. Демон — тот, кто не согласен с Богом, тот, кто сражается за право существовать, несмотря на запреты, несмотря на ненависть и страх. Демон всегда одинок и может лишь искушать, подкупать и соблазнять людей, но никогда не испытает настоящей любви и близости.

Лермонтов в своем цельном стихотворении из всего шестнадцати строф раскрывает образ демона намного глубже, чем это сделали до него другие европейские классики. Он вкладывает в него дополнительно образ природы, образ нашего мира — того, на который мы, зачастую, не обращаем внимания. Природа не замечает наших метаний, душевных терзаний, междоусобиц. Все то, что нам кажется важным, не имеет никакого значения. И демон находит свое отражение в бушующей стихии.

Буря не видит разницы между тем, кто прав и виноват, равно как и морской прилив смывает все на своем пути. Нельзя сказать, что образ демона положительный. Нельзя и причислить его к отрицательным. Это та сила, душевная сила, которая выше приземленных неурядиц.

Образ Демона, созданный Лермонтовым


Такое всеобщее отрицание, однако, означает не только силу этого героя, но одновременно и его слабость. Демону не дано увидеть с высоты космических беспредельных просторов земную красоту. Он не может понять и оценить прелесть природы. Лермонтов отмечает, что блеск природы не возбудил, кроме холодной зависти, ни новых сил, ни новых чувств в его груди. Все, что видел перед собой Демон, он либо ненавидел, либо презирал.

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня

3 стр., 1286 слов

Мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и проблематика романа «Герой нашего …

Голос автора в поэме


Сочинение Тамара в произведении Лермонтова Демон

В произведении Лермонтова “Демон” рассказывается удивительная история, наполненная различными фантастическим событиями, которые заставляют читателя внимательнее вчитываться в произведении, ища скрытые смыслы и посылы. Хоть и персонажей в произведении немного, но автор раскрывает каждого из них по особенному, что даёт каждому из персонажей свой уникальный запоминающийся образ. Одним из таких персонажей стала Тамара.

10 стр., 4549 слов

Образ Демона Он сеял зло без наслажденья по поэме Демон (Лермонтов М. Ю.)

… стали жить среди земных созданий. Демон становится печальным и скучно ему заниматься тем, чем должен. Сочинение на тему он сеял зло без наслажденья образ демона Часть I I – IV … красоту Тамары, как смотрел на красоты природы. Был ли это признак возрожденья? – спрашивает Лермонтов. Думаю, что да. Но он не мог забыть и простить то, что его свергли. …

Тамара – прекрасной внешности женщина, по повествованию ожидающая приезда своего жениха в замке. Замученная тоской по любимому она уходит прогуляться, и во время прогулки встречает демона. Эта встреча оказывается для неё роковой.

Характером Тамара по началу не раскрывается перед читателем, вообще, стоит сказать, что каждого персонажа Лермонтов сделал весьма неопределенным, что затрудняет возможность анализа их личности и образа, но, в тоже время, даёт читателю ясное понимание того, что это фантастическое произведении, так как образы в нём расплывчаты.

Но, так или иначе, мы всё-таки знакомимся с характером Тамары намного ближе. Она весьма мечтательный человек, который мечтает об истинной любви до конца своей жизни, дабы она смогла ощутить эту любовь, с полнотой прочувствовать всё то, о чем так сильно мечтает, что так же в конце произведения выходит ей боком. Автор создает её образ как некую идеализацию и обобщенность общего образа романтической личности. Она создает впечатление юной влюбленной девушки, которой и должна казаться, поэтому автор отлично выполнил свою задумку.

Также Тамаре присущи другие, более возвышенные черты, например та же храбрость. Она со всей её волей борется с демоном, не давая ему пройти в свою жизнь, дабы не подвергнуться его уловкам, она не верит ему, несмотря на все его сладкие речи, что показывает нам, что она человек с весьма сильной волей. Из всего её образа можно сделать вывод, что автор пытался донести её образ так, чтобы он вышел максимально расплывчатым, но в тоже же время понятным для восприятия, что, по моему мнению, у него вышло.

Я считаю, что именно это пытался донести Лермонтов через образ Тамары в своём произведении “Демон”

Другие сочинения: ← Характеристика и образ Вулича в романе Герой нашего времени↑ ЛермонтовУндина в романе Герой нашего времени →

Значение произведения

Библиография.

  1. Горелов, А.Н. Мятежный гений /А.Н. Горелов //Очерки о русских писателях. Л.: Советский писатель. – 1984.
  2. Зонов, Д.С. Лермонтов и русская критика /Д.С. Зонов //М.Ю. Лермонтов в русской критике. М.: Государственное издательство русской литературы. – 1955.
  3. Лермонтов, М.Ю. Демон / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения, поэмы, Маскарад, Герой нашего времени. М.: Художественная литература. – 1981.
  4. Шер, Н.С. Михаил Юрьевич Лермонтов / Н.С. Шер //Рассказы о русских писателях. М.: Детская литература. – 1982.

Примеры похожих учебных работ

Образ и характеристика бэлы в романе лермонтова герой нашего времени

Образ и характеристика Грузинки в поэме Мцыри Лермонтова

… грузинкой. Встреча с грузинкой Романтическая поэма М. Ю. Лермонтова , написанная в 1839 году, стала одним из лучших произведений своего времени. Главный герой поэмы — юный Мцыри … единственном эпизоде — встреча молодой грузинки и Мцыри около горного …

Начну издалека - с Михаила Александровича Врубеля.

Отголоски времени. Образ лермонтовского Демона в картинах Михаила Врубеля

Кем был этот самый демон, как ни душой самого художника?

Мое вышеприведенное стихотворение написано с подачи Андрея Шевченко и содержит переосмысление сразу нескольких произведений: стихотворения Андрея , картин Врубеля и поэмы М.Ю.Лермонтова.

Невротический конфликт личности и образ демона в искусстве

Психологическая расшифровка терзаний, к которым обращаются главные герои произведений, да и сами творцы – поэты и художники, являет собой образное изображение невротического конфликта личности, изучению которого в свое время посвятила жизнь моя любимая Карэн Хорни.

Борьба добра и зла в человеке, все равно, что самоутверждение личности, отстаивание своего права на существование и самоидентификацию.

Невротический конфликт представляет собой противостояние возвышенных идеалов, самопровозглашенных и перенятых от родителей требований, запретов, установок, представлений личности о себе (супер-эго, нем. Über-Ich или сверх-я в теории психоанализа) и подавленных (бессознательных) желаний, инстинктов, стремлений, а также ограничений окружающей среды. Невротический конфликт свойственен каждому человеку в мире без исключения, а жизнь и судьба – по сути своей представляют собой ни что иное, как способ, которым человек решает свой внутренний конфликт.

Не секрет, что предпочтительные способы решения невротических конфликтов мы чаше всего бессознательно копируем у наших родителей.

Невроз же, в свою очередь, есть неправильное, патологическое решение невротического конфликта личности. Некоторым образом он приносит человеку облегчение, но облегчение это всегда временно.

Демон-искуситель для Тамары является именно таким бессознательным влечением, предвестником зарождения невротического конфликта. Невроз порождает тревогу, невротическую гордость, сомнения, и раскачивает порочные качели от самоидеализации до самообесценивания.

Карен Хорни пишет про невротика:

Наглядно мы видим борьбу всех трех порывов в психологическом портрете Тамары и Демона, мастерски описанных М.Ю.Лермонтовым.

Движение к людям выражается в стремлении обладать Тамарой, в той любви, которая зарождается в душе Демона при виде красоты и чистоты девушки. Движение против людей выражается в его озлобленности, агрессии, и, в конечном счете, оно приводит к смерти Тамары. Движение от людей сокрыто в изгнании Демона из рая, в его вечных одиноких скитаниях по миру.

Вне всякого сомнения, автор прочувствовал на себе силу каждого из этих влечений.

Так, однажды писатель Владимир Одоевский поинтересовался у поэта:

– С самого себя, князь, неужели вы не узнали? – иронично заметил Лермонтов в ответ. (Бондаренко, 2013 см. Википедия ).

Тамара, как образ матери

Тамара – не просто дева прекрасная, это есть образ матери, через любовь и безусловное принятие которой происходит движение ребенка в мир людей , самоидентификация и психическое становление как личности. В попытке переиграть судьбу Демона (отверженного ребенка по сути своей) и восстановить психическую целостность мировосприятия Лермонтов пишет поэму (как сказал бы психоаналитик, сублимирует свой глубинный внутриличностный конфликт в процессе творческого переосмысления).

Однако суть базисного конфликта личности в том и состоит, что не обладая навыками его конструктивного решения, человек вынужден всю свою жизнь ходить по замкнутому кругу: в начале инициировать ситуации, воспроизводящие картину детства (запретная любовь, как недоступная мать), а в последующем вместо принятия получать повторение детского опыта отвержения (ретравматизацию). При этом все осознанные действия человека будут направлены на получение любви, а бессознательные – на ее ликвидацию.

В чем вина Демона

Демон – злой дух, дух не просто отвергнутый, но и наказанный. Здесь мы подходим еще к одному очень глубокому вопросу всего психоанализа, а именно к экзистенциальной вине отвергнутого ребенка . Будучи существом, к миру не подготовленным, ребенок не обладает всеми навыками психически зрелой личности и не в состоянии критически оценивать действия отвергающей, холодной, эмоционально недоступной матери, как действия, ответственность за которые несет именно мать. Ребенок подсознательно берет эту ответственность (т.е. вину) на себя, чувствуя, что это он не достаточно хорош, чтобы о нем заботились и любили. Отсюда вечная вина и тревога отвергнутого странника жизни, его эмоциональный аскетизм и стремление к саморазрушению, выливающееся в конечном итоге в депрессию. Подробно про вину и травму сепарации читай тут.

Возвращаясь к судьбе самого Миши Лермонтова, отмечу, что смерть на дуэли – это не просто трагическая случайность, это выбор, четкий и запланированный, выбор, который делает наше подсознание вопреки рациональным обоснованиям. И выбор этот представляет ни что иное, как саморазрушительное поведение и самонаказание за ту патологическую вину, которая преследует всю жизнь отвергнутое в детстве дитя.

Психологическая структура образа Демона

Судя по глубине и экзистенциальной силе переживаний демонического начала, психологическая организация Демона гораздо более патологична, нежели обычный невротический конфликт личности. Подобного рода переживания, по моему мнению, относятся к пограничному уровню организации личности . Это значит, что травма материнского отвержения имела место в возрасте ребенка от 8 месяцев до 3 лет .

Прототип Демона. Судьба М.Ю.Лермонтова, детство поэта

Лермонтов Михаил Юрьевич

Для того, чтобы осмыслить данное произведение, мы предлагаем краткий и полный анализ поэмы. Поэма написана красивым, эмоциональным языком. Действие поэмы происходит на Кавказе, описание природы которого усиливает красоту произведения. Образ Демона не раз появлялся в произведениях Лермонтова, что говорит о противоречивом внутреннем мире самого автора.

п.1. Тематика и проблематика

Тема: Любовь.

Проблема: Любовь – прекрасное чувство, но не всякая любовь приводит к счастливому финалу. Важно разобраться, кто твой избранник. Иногда за нее платишь слишком большую цену.

Демон увидел девушку, которая сможет вернуть ему чувство любви. Он когда-то постоянно испытывал его, в образе херувима. До момента встречи с Тамарой злой дух нагонял лишь ужас, а теперь сомневается, боится и плачет. Тамара чувствует сильную тягу к этому непонятному духу, который приходит к ней по ночам. Она предполагает, что ему нельзя доверять. Девушка становится монашкой, скрываясь от него в монастыре, но от себя не убежишь. Дух очаровывает ее, и Тамара доверчиво поддается его демоническому обаянию. Миг их первого слияния в поцелуе приводит к трагической развязке. Его уста оказываются переполнены смертельным ядом.

Тема: Внутренняя борьба, главных героев.

Проблема: Внутренний конфликт может разрешиться по-разному, важно сделать правильный выбор.

Внутренняя борьба и дана для того, чтобы человек выбрал правильное решение, вышел на истинный путь. Не всегда это получается сразу. Сомнения одолевают и Демона, и Тамару. Небо отвергло Демона, но пришло время, когда он уже не в силах выносить свои мучения. Презрение к людям, одиночество завели главного героя в тупик. И вдруг Демон видит для себя выход – оказывается он может чувствовать и любить. Он мечется в этой неразберихе, не зная, как поступить. Тамара тоже борется с собой. Девушка чувствует, что Демон – это исчадие ада, но ее сильно влечет к нему. Он – красив, он говорит девушке неземные, пламенные речи. Тамара хочет помочь себе. Он согласна уйти в монастырь, чтобы остаться верной Богу, сохранить непорочной свою душу.

Тема: Одиночество.

Проблема: Одинокий человек свободен, но это лишь иллюзия свободы и тупик.

Демон изгнан, обречен на одиночество. Он измучен своей одинокой жизнью, не видит в ней никакой радости. Кажется, что, встретив Тамару, Демон готов вновь прийти к Богу.

Тема: Вера в Бога.

Проблема: Бог всегда есть, он направляет человека, но об этом не стоит забывать.

Вера в Бога помогла Тамаре избежать адских мук. Она идет в монастырь, стремится перервать путы этого мучительного контакта. Ее жених сильно поплатился за пренебрежение к молитве об успешной дороге. И Демону удалось погубить его.

Для меня Бог – это самое лучшее, что есть в мире, путь истины и справедливости. Люди, созвучные с Создателем живут радостно и легко. Я думаю, что этот путь возможен для каждого. И уверена, что Демон – дух, который стремится к перерождению, к возвращению в рай. Он вернется в рай уже с новым опытом. С тем опытом, что на пути зла ничего хорошего нет.

п.2. Идея и пафос

Мы слышим пафос и в описании Тамары – это дань необыкновенной красоте девушки. Красота Тамары не только внешняя, но и внутренняя. Так же, как и она сама, прекрасна ее душа.

Добро побеждает зло – пафос присутствует в развязке поэмы. Ангел не отдает Демону душу Тамары. Ее душа уже не видит Демона, не испытывает чувств к нему – и Демон здесь бессилен.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ Ангела противоположен Демону. Посланник рая излучает любовь, прощение и веру в человека.

Образ Тамары символизирует красоту – это не просто красота женщины, а истинное великолепие всей жизни. Девушка живет в большом доме в окружении красивейшей природы. Монастырь, в котором она прячется от лукавого духа, также находится в красивом месте. Тамара прекрасна не только внешне, но и внутренне. Образ красоты здесь представлен как образ правильности жизни и ее радости. Тамара, как прекрасное божье творение, противопоставлена Демону. Но именно эта красота мутит его рассудок, вдохновляет стать на путь добра.

п.4. Литературные приёмы

В поэме мы видим психологизм – эмоции, чувства, внутреннее состояние персонажей выражено ярко, красиво и с большим мастерством.

В поэме есть краткий эпизод, который, как бы, повторяет путь Демона. Жених Тамары в спешке не останавливается помолиться в часовне, нарушая обряд своих прадедов, и погибает. Этот эпизод символически отражает путь самого Демона, только более мягко. Жених не отвергает Бога, он лишь пренебрегает обрядом.

Душа Тамары, после сомнений и внутренней борьбы попадает в руки Ангела – это ее путь и ее выбор.

Лермонтов описывает отчий дом Тамары, как большой, но мрачный. Это описание уже заранее посвящает нас, что конец истории может быть трагическим. Но концовка не так уж тяжела, потому что Тамара попадает в рай, несмотря на старания лукавого духа.

Символически показан и уход Тамары в монастырь. Она всеми силами хочет спастись, остаться наедине с Богом, подумать, разобраться в себе.

Красивейшая природа Кавказа символически отражает великолепие Бога. Но, я думаю, что нет лучшей природы, которая подчеркнула холодную и бесстрастную сущность Демона, его величие и гордыню. Внутренний мир Демона красив, интересен и самобытен, как и надменная природа Кавказа.

п.5. Конфликт произведения

Конфликт поэмы, это конфликт каждого человека – его выбор между добром и злом. На чью сторону становиться, на сторону Ангела или Демона – это решает сам человек. Лермонтов верит, что этот конфликт разрешим в пользу истины и добра. И я полностью согласна с автором.

После мучительных сомнений Тамаре удается отдать свою душу в руки Ангела, а Демон, испытав чувство любви, уже не станет прежним. Рано или поздно он вернется к Богу – туда, откуда был изгнан когда-то, очень давно.

И всё, что пред собой он видел
Он презирал иль ненавидел.

Но Лермонтов показал, что нельзя остановиться на презрении и ненависти. Став на пусть абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. По его собственным словам, он
Всё благородное бесславил
И всё прекрасное хулил.

И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви.

Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить;
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

Лишь только божие проклятье
Исполнилось, с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня;
Синело предо мной пространство,
Я видел брачное убранство
Светил, знакомых мне давно:
Они текли в венцах из злата!
Но что же? Прежнего собрата
Не узнавал ни одного.
Изгнанников, себе подобных,
Я звать в отчаянии стал,
Но слов и лиц и взоров злобных,
Увы, я сам не узнавал.
И в страхе я, взмахнув крылами,
Помчался – но куда? Зачем?
Не знаю, - прежними друзьями
Я был отвергнут, как Эдем,
Мир для меня стал глух и нем…

Образ камня, прожжённого слезой, появляется ещё в поэме, созданной семнадцатилетним мальчиком. Демон был в течение долгих лет спутником поэта. Он растёт и мужает вместе с ним. И Лермонтов не раз сравнивает своего лирического героя с героем своей поэмы:
Я не для ангелов и рая
Всесильным богом сотворён;
Но для чего живу, страдая,
Про это больше знает он.

До нас как бы доносится отдалённый, едва слышный шум крыльев, и вдали мелькает тень распростёртого в эфире летящего Демона. Изменение ритма создает впечатление, что Демон приближается:
С тех пор отверженный блуждал
В пустыне мира без приюта…

Прошумев крыльями над нашей головой, Демон снова удаляется. И вот он уже далеко, в вышине:
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал…

В борьбе бесстрашен он, ему грубит отрада,
Из праха он всё строит вновь и вновь,
И ненависть его к тому, что рушить надо,
Душе свята, так как свята любовь.

Мой юный ум, бывало, возмущал
Могучий образ, меж иных видений,
Как царь, немой и гордый, он сиял
Такой волшебно сладкой красотою,
Что было страшно… и душа тоскою
Сжималася – и этот дикий бред
Преследовал мой разум много лет.
Но я, расставшись с прочими мечтами,
И от него отделался – стихами.

На следующей странице мы видим почерк Лермонтова. Поэт старается писать ровно и красиво, но, по привычке, как всегда, строчки, написанные его мелким, неровным почерком, устремляются вверх и загибаются вниз:
Час разлуки, час свиданья –
Им не радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Жанр и направление

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Главные герои и их характеристика

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Проблематика

Но не каждому дана способность именно так любить. Одержимый жаждой превосходства над Небом и желанием испытать удовольствие, впервые за много сотен лет, Демон обрывает последнюю спасительную нить. И Падший Ангел, и Тамара становятся жертвами греховной страсти, но почитающая Бога девушка спасается, а упрямо противостоящий Создателю Демон обрекает себя на вечные страдания. Так находит свое отражение нравственная проблема гордыни – темная сторона души каждого из нас.

Перед героями стоит проблема нравственного выбора. Демон между смирением и страстью выбирает последнее, за что получает ещё большее страдание. Жених Тамары прислушался к лукавому голосу и пренебрёг молитвой в дороге, за что жестоко поплатился, Тамаре же удаётся противостоять соблазнам искусителя, поэтому для неё открыты Врата Рая.

Критика

Сюжетом этой романтической поэмы послужила легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту Бога, но затем возроптавшем на Него за то, что Бог будто бы несправедлив и допускает зло. Отпав от Бога, ангел стал демоном, слугой Сатаны, и ополчился на Бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут Бога. Но посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался в Сатане. Ему надоело делать зло, и он решил помириться с Богом, снова припасть к Его милости.

Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в Сатане. Вопрос, который был поставлен Лермонтовым, звучал примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно Бога, если демон не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с Богом тот, кто остался индивидуалистом? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с Богом, творить добро?

Образ Демона . Главный герой поэмы - Демон, образ, олицетворяющий злое начало, которое доходит до всеобщего отрицания мира. Демон не просто скептик. Он страдает от ощущения бессмысленности бытия, и это придает ему мрачное обаяние. Демон вершит единоличный суд над миром. Он мстит обществу, человечеству и - Творцу. Лермонтовский Демон связан с европейской поэтической традицией. В конечном итоге этот образ восходит к ветхозаветному пророчеству о гибели Вавилона, в котором говорится о падшем ангеле, восставшем против Бога.

Демон пресытился всем - и злом, и добром. Божий мир, к которому он стремится, также не вызывает в нем энтузиазма:

Гордый дух
Презрительным окинул оком
Творенья Бога своего,
И на челе его высоком
Не отразилось ничего.

Он далеко, он не узнает,
Не оценит тоски твоей.

Вторгаясь в жизнь Тамары, Демон разрушает мир патриархальной цельности, а сама любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна Демону для собственного возрождения и возвращения утраченной гармонии с миром. Цена этой гармонии - неизбежная и неотвратимая смерть Тамары. Покинув мирскую жизнь, она становится монахиней, но смятение не оставляет ее. Сомнение касается и Демона:

И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокий.

И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора.

Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.

Все благородное бесславил
И все прекрасное хулил.

Люди оказались его послушными учениками, но у них есть надежда на Божье прощение. У Демона нет надежды, нет веры, он навечно погружен в пучину сомнений, а могущество власти, абсолютная свобода и всезнание обернулись муками страдания.

Демон сулит Тамаре безграничную свободу и вечную любовь, каких нет на земле, полное забвение земного грешного мира, равнодушие к несовершенной земной жизни.

Конечным словом Демона, брошенным в мир, стало проклятие:

И проклял Демон побежденный
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья, без любви.

Трагедия Демона разворачивается на фоне природы, которая хранит свою естественность и величие. Она продолжает жить прежней одухотворенной и гармонической жизнью. Страдания Демона по гармонической утопии, его порыв к свободе, страстный протест против несправедливого устройства бытия были бы оправданны, если бы гармония достигалась не своеволием, а целеустремленным напряжением творческих усилий.

С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.

Злое начало, внушенное Демоном, как бы меняет свою природу: приняв его, героиня жертвует собой, защищая тем самым вечные ценности сотворенного Богом мироздания.

Если сбросить Демона с надземных высот на грешную землю, то в ином бытовом и социальном окружении начнет литературную жизнь другой герой, который многими чертами напомнит падшего ангела и тоже окажется демонической личностью с тем же строем чувств.

Основные теоретические понятия

Вопросы и задания

Из опыта работы учителя

Русского языка и литературы

Литературы в 10 классе

на тему «М.Ю. Лермонтов.

Цель урока : расширить круг чтения учащихся, выявить впечатления о прочитанном произведении; провести анализ наиболее значительных, ключевых эпизодов, определяющих понимание поэмы.

Эпиграф : Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы…

И проклял Демон побежденный

Мечты безумные свои,

И вновь остался он, надменный,

Один, как прежде, во вселенной

Без упованья и любви.

1. Организационный момент.

1. Ваше мнение о поэме …

2. Совершенство поэмы и ее смысл .

Поняли вы поэму Лермонтова. Ваши недоумения, вопросы автору, нам…

Демон – в греческой мифологии и религии всякое божество или дух-хранитель, способствующий или препятствующий человеку в исполнении его намерений;

В христианстве - злой дух, бес, дьявол.

Собранье зол его стихия;

Носясь меж дымных облаков,

Он любит бури роковые,

И пену рек, и шум дубов…

Он недоверчивость вселяет,

Он презрел чистую любовь,

Он все моленья отвергает,

Он равнодушно видит кровь…

Какими красками в нем рисуется демон?

Если вы затрудняетесь выполнить это задание самостоятельно, воспользуйтесь клише.

Как построена поэма? (Контрастная композиция; трагизм ее картин и сюжета.)

Обозначим ее композицию и сюжет – ее вехи – ключевыми лермонтовскими строками.

1 . «Печальный Демон, дух изгнанья…

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта…

2. «Высокий дом, широкий двор,

Седой Гудал себе построил…

Но пир большой сегодня в нем…

3. «И Демон видел…

5. «И вот она как будто слышит

6. «Он был похож на вечер ясный:

7. «Уж много дней она томится,

Сама не зная почему;

Святым захочет помолиться –

8. «И входит он, любить готовый,

Исповедь и клятва Демона .

9. «Как пери спящая мила

10. «В пространстве синего эфира

Один из ангелов святых…

11. «И проклял Демон побежденный

Уловите художественную логику построения поэмы. В чем тайна ее волшебства?

В сюжете поэмы на первом месте Демон .

Как отозвались вы на лермонтовского Демона, как услышали , почувствовали, поняли его?

Демон в прошлом (ветхозаветная история Денницы):

Демон в настоящем :

В воображении Тамары :

В именовании херувима :

Какие признания Демона остались в памяти?

Почему так захватывают его монологи?

В чем тайна особенной странности , какой-то испепеляющей экспрессии его монологов? (Страсть, огромная энергия в словах Демона. Лермонтовский образ Демона как символ романтического титанизма, бесстрашия Духа, бесконечности исканий смысла бытия.

Он любит Тамару. Но он хочет и ее сделать такой же равнодушной ко всему земному, как он сам.)

Цель Демона – совратить невинную душу, средство достижения цели – ложь.

Но когда период, данный Демону для возможной власти над человеком (человеческая жизнь), заканчивается, когда Тамара умирает и Ангел несет ее душу, Демон является в своем истинном виде.

В эмоциональном мире Демона господствует скука, презрение, зависть, ненависть, равнодушие, гордость.

Демон не знает никакого счастья, никакой красоты; ни вечной, ни временной. В вечности он наказан одиночеством; временное, земное – как Божье творение – он ненавидит.

Зло Демона заключается в его вечном стремлении испортить Божье творенье – человека, подвинуть его на путь греха.

Как завершил поэт судьбу Тамары? Убедительна ли ее неожиданная смерть?

Какой останется в вашей памяти героиня поэмы? Какие строки, посвященные ей, особенно тронули?

Демон искушает Тамару грехом вожделения. Этот грех изображен в описаниях душевных состояний Тамары. Потеряв жениха, она оказывается во власти демона – греха. Тамара тоскует, томится, ей страшно…

Наконец, финал поэмы… Как встретили его?

Почему Демон дважды по воле поэта встречается с ангелом?

Каков исход их поединка?

Какую особенность композиции поэмы заметили вы в финальных ее строках?

Что же сказал каждому из вас Лермонтов своим Демоном?

Найдите в поэме строки, таящие ее смысл…

В изображении Лермонтова Демон – существо, исполненное не только отрицания и ненависти, но и не менее того – желания добра, красоты, гармония.

Любовь Демона к земной женщине Тамаре символизирует это его стремление к гармонии, добру и красоте.

Читайте также: